Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра. Балет «Баядерка» (1877) — один из шедевров Мариуса Петипа, без которого сегодня немыслим классический репертуар.
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
Хореография была исполнена на высшем уровне, где каждое движение было продумано до мельчайших подробностей, а каждый отдельный персонаж наделен своим, исключительным танцем, который тонко выражал его чувства, мысли и переживания. Через несколько лет Большой театр в Санкт-Петербурге был временно закрыт, а вся труппа переехала в Мариинский. На новой сцене премьера спектакля состоялась в 1900 году, ее постановкой также занимался М. Из-за того, что зал бы немного меньше, пришлось корректировать немного партитуру и уменьшать кордебалет. Так, после небольшой правки он был уменьшен вдвое, до 32 участниц в картине "Тени". После этого в 1920 году постановку балета снова возобновили для Ольги Спесивцевой, которая исполняла партию Никии. Однако с этой постановкой произошло непредвиденное, в результате наводнения сильно пострадали декорации к четвертому акту, поэтому осенью 1929 года «Баядерка» ставилась уже без финала. В 1941 году решили вновь возобновить этот спектакль, только на этот раз Владимир Пономарев, который занимался исследованием классического балета, вместе с хореографом Вахтангом Чабукиани немного изменил произведение Минкуса, переделав его в трехактное.
Кроме того, персонажи также получили новое видение. Так, Солор приобрел танцевальную партию, хотя до этого был лишь мимическим персонажем. Причем эта роль досталась хореографу Вахтангу Чабукиани, а после ее исполнял уже Семен Каплан. За рубежом публика тоже отлично знала творчество Минкуса и Петипа, вот только исполнялся спектакль не полностью, а лишь его небольшая часть «Тени». Все изменилось лишь в 1980 году, когда балерина Кировского театра Наталья Макарова отважилась поставить полную версию спектакля в Американском театре.
Гонясь за повышением прибылей, провинциальные антрепренёры отказывались от таких ненадежных и малодоходных дел, как балет.
Дольше других продержались полукоммерческие балетные труппы в Казани и Тифлисе. Но интерес к сценическому танцу в провинции не прекратился. Это подтверждается как участившимися гастролями столичных артистов балета в губернских центрах, так и сохранением танцевальных номеров в операх, опереттах, водевилях и дивертисментах, шедших в провинции. Значительным изменениям в период 60-70-х годов подвергся балетный спектакль. Содержание в нём отошло на второй план; параллельно стремительно развивалась техника танца. К концу 70-х годов балетный спектакль превратился в сплошной танцевальный дивертисмент, в котором отдельные исполнители демонстрировали своё техническое искусство.
В этом отношении иностранные балетмейстеры и иноземные исполнители-гастролёры стояли на первом месте. Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства.
Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта. Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу.
Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму.
Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет. В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка.
Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора. В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц.
Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу.
Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи. Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу.
Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке. Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий.
Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился всё более очевидным.
В «Баядерке» композитор смог убедительно противопоставить полярные образные сферы, что подтверждает театральность мышления Минкуса — прежде всего в противопоставлении мелодичной музыкальной характеристики Никии с ее прозрачной мелодией и оркестровыми массовыми сценами. Петипа удалось сохранить баланс между эффектными характерными танцами и драматичной историей любви Никии и Солора.
В содружестве с талантливым композитором ему удалось мастерски соединить радужное зрелище и повествование о несчастной любви: трагическая линия судьбы баядерки. Образ Никии на протяжении становления балета меняется за счёт тонких решений Минкуса: от светлых, лиричных интонаций первого акта, к эмоциональным кульминациям конца второго действия. В этой работе во всей полноте проявился лирический дар Минкуса.
Ещё при жизни композитора критики отмечали, что никогда такое роскошное создание как «Баядерка» не умрёт в летописях хореографического искусства. И действительно: вот уже более 100 лет спектакль привлекает внимание зрителей всего мира и пользуется интересом среди постановщиков ведущих театров России и других стран. О спектакле: Премьера в Воронежском государственном театре оперы и балета состоялась 16 октября 2021 года.
Еще сложнее и ответственнее сохранять то лучшее, что было создано великими творцами и их последователями, бессмертное наследие М. Петипа, В. Чабукиани, Н.
Зубковского и других, — и сделать при этом спектакль современным, понятным и близким зрителю. Однако именно такие цели преследовали мы, создавая балет «Баядерка» на воронежской сцене. Непревзойденный шедевр, который сегодня должен быть в репертуаре каждой классической труппы — по ряду причин.
Во-первых, это разнообразие пластического материала, дающее возможность проявить, раскрыть себя каждому танцовщику: классических, характерных танцев, психологически тонких актерских ролей, разноплановых массовых сцен кордебалета. Во-вторых, великая хореография Мариуса Петипа организует труппу и повышает ее профессиональный уровень. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание.
В партитуру постановки Воронежского театра оперы и балета включены музыкальные отрывки из произведений Минкуса, которые прежде никогда не исполнялись в спектакле на российской сцене, и те фрагменты, что со временем исчезли из первоначальной редакции балета. Естественно, это потребовало создания новых хореографических фрагментов, призванных, сохраняя стилистику Петипа, привнести в спектакль больше динамики — и драматизма, и лирики. Для этого я воссоздаю забытую финальную сцену разрушения храма и возвращаю оригинальный музыкальный материал финала Минкуса, что потребовало, в связи с моим режиссёрским замыслом его адаптации, в чем мне помог дирижёр-постановщик спектакля Данила Серганин.
Мне кажется это очень важным, не столько в силу своей эффектности, но скорее как эмоциональный, этический апофеоз сюжета. Любое деяние, предательство влечёт за собой расплату…» Юлиана Малхасянц балетмейстер-постановщик новой хореографической редакции спектакля, заслуженная артистка России В 2022 году балет «Баядерка» в постановке заслуженной артистки России Юлианы Малхасянц назван «Спектаклем сезона в музыкальном театре» по итогам театрального профессионального конкурса Воронежского отделения СТД РФ «Браво. Краткое содержание Первое действие 1 картина Молодые воины во главе с Солором охотятся в священном лесу.
Солор поручает факиру Магедавее передать баядерке Никии, что он будет ждать её у храма. Из храма торжественно выходят великий брамин и жрецы. Начинается праздник поклонения огню.
Факиры и служительницы храма — баядерки исполняют священные танцы, среди них и прекрасная Никия. Забыв о сане и связанном с ним обете безбрачия, великий брамин говорит Никии о своей любви, обещает положить к её ногам все богатства Индии.
Никия должна развлекать гостей танцами. Она не может скрыть своей скорби и горя. Взор ее устремлен к любимому. Во время ритуального танца Никии по приказу раджи вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Великий брамин, у которого есть противоядие, предлагает Никии спасение в обмен на ее любовь. Но баядерка предпочитает смерть… Действие 2 Картина 4 Солор безутешен.
Его мучит раскаяние. Факир Магедавея и воин Толорагва тщетно пытаются отвлечь его от тяжелых раздумий. Страдающий Солор курит опиум и в наркотическом тумане видит царство теней, «царицей» которого является Никия. Очнувшись, Солор молит богов о прощении. Но поздно. Разгневанные боги наказывают Солора за преданную им любовь. Под ударами грома и молний рушатся стены его дома. Тень прекрасной Никии уводит Солора в свое царство теней… Действующие лица и исполнители.
Вы точно человек?
Впервые в жизни возможно из 20 Баядерок музыка этого балета исполнялась с душой. В двух спектаклях «Баядерки» главную партию — баядерки Никии — исполнили две одноклассницы, Арина Денисова и Ева Сергеенкова. «Баядерка» – один из самых популярных балетов классического наследия. «Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире.
Баядерка (балет)
Да Не сейчас 5 октября 2019, 21:24 В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато «Баядерка» — это история о большой любви, и в этот раз все будет еще драматичнее. И предателю не будет ни прощения, ни надежды. Для спектакля изготовлены роскошные костюмы с кружевом, драгоценностями, великолепные декорации. Жемчужина мирового балета. И в нежности влюбленных, и в разрушительной страсти тех, кого отвергли, здесь каждый танец — загадка, свой ответ на которую вот уже полтора века ищут зрители. Что все-таки важнее: долг или любовь?
Эта история о преданных чувствах и нарушенной клятве. Прекрасная индийская танцовщица Никия и отважный воин Солар обещали друг другу никогда не расставаться, но ее возжелал верховный жрец, а Солара обязали жениться на дочери влиятельного раджи.
Великий брамин негодует и решает отомстить влюбленным. Раджа Дугманта — глава княжества — сообщает своей дочери Гамзатти, что она увидит своего жениха. Воин Толорагва приводит во дворец Солора. Раджа показывает Солору свою красавицу-дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну.
Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор. Великий брамин рассказывает радже о клятве Солора Никии. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает её танцевать в день торжества. Гамзатти намеренно показывает баядерке портрет жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в верности. Гамзатти умоляет, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым.
Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии.
Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну. Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает. Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь.
Начинается празднество. Великий брамин и Солор не сводят глаз с Никии. Гамзатти приказывает передать баядерке корзину цветов. Та принимает цветы и начинает танец, выражающий любовь к Солору и свое отчаяние. Из цветов показывается змея и жалит танцовщицу. Никия знает, что укус змеи смертелен. Прощаясь с любимым, она напоминает ему о клятве, которую он дал - любить ее вечно. Великий брамин, потрясенный видом умирающей, предлагает ей противоядие. Но Никия с негодованием отвергает помощь ненавистного ей человека и умирает. Раджа и Гамзатти торжествуют, их замысел осуществился.
Комната Солора во дворце раджи. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Чтобы развлечь его, факир Магдавая велит привести укротителей змей. И это зрелище не отвлекает Солора от мрачных мыслей. На пороге - Гамзатти со своими прислужницами. Она обращается с упреками к Солору. Но когда он берет Гамзатти за руку, на стене появляется тень плачущей Никии. Солор умоляет Гамзатти оставить его одного, бросается к стене. Тень Никии исчезает. Он вспоминает слова клятвы, данной той, чья тень возникла перед ним, и падает без чувств.
Солор погружается в мир сновидений.
История создания балета началась задолго до его премьеры. Мариус Петипа и Сергей Худеков разработали сюжет и постановку, обратившись к сюжету древнеиндийской драмы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу» поэта Калидасы. Идея спектакля о человеческой судьбе быстро завоевала интерес зрителя.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Настоящее Соглашение регулирует отношения между Михайловским театром и Пользователем данного Сайта. Перечисленные ниже термины имеют для целей настоящего Соглашения следующее значение: 2. Пользователь сайта Михайловского театра далее -Пользователь — лицо, имеющее доступ к сайту, посредством сети Интернет и использующее Сайт. Сайт — сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов: - доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе; - приобретение электронных билетов; - предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения - получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений электронной почте, телефону, по SMS ; - доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента; - доступ к средствам поиска и навигации; - предоставление возможности размещения сообщений, комментариев; - иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие реально функционирующие на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе. Настоящее Соглашение является публичной офертой.
Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации 4. Михайловский театр вправе: 4. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте.
Верховный брамин предлагает Никии противоядие от яда, но она выбирает смерть, а не жизнь без своего любимого Солора.
Екатерина Вазем в костюме Никии для второго акта «Баядерки». Санкт-Петербург, 1877. Лев Иванов в костюме Солора для первого акта оперы "Баядерка". СПБ, 1877. В следующей сцене депрессивный Солор курит опиум. В своей сонной эйфории он видит видение тени или духа Никии в нирване среди освещенных звездами горных вершин Гималаев , называемых The Королевство теней.
Здесь влюбленные мирятся среди оттенков других баядерок. В оригинальной постановке 1877 года эта сцена происходила в освещенном заколдованном дворце в небе. Когда Солор просыпается, идет подготовка к его свадьбе с Гамзатти. В храме, где должна состояться свадьба, тень Никии преследует Солора, когда он танцует с Гамзатти. Когда Верховный брамин объединяет руки пары в браке, боги мстят за убийство Никии, разрушая храм и всех его обитателей. В апофеозе тени Никии и Солора воссоединяются в смерти и вечной любви.
Ранние спектакли «Баядерка» создана специально для бенефиса Екатерины Вазем , примы-балерины Императорских театров Санкт-Петербурга. Роль Солора создал сорокатрехлетний Лев Иванов , премьер-танцовщик Императорских театров Санкт-Петербурга, а классические танцы персонажа Солора исполнял младший Павел Гердт. Знаменитая балерина создала роль Гамзатти или Хамсатти, как этот персонаж был известен в оригинальной постановке , а роль Верховного брамина создал. Дугманта, раджа Голконды, была создана Кристианом Йоханссоном , бывшим премьер-танцором Императорских театров Санкт-Петербурга и влиятельным учителем. Петипа провел почти шесть месяцев в постановке «Баядерки». Петипа также беспокоило, что его новая работа будет играть в пустом доме, поскольку директор Императорского театра барон Карл Кистер повысил цены на билеты, чтобы они были выше, чем в Итальянской опере, которая в то время была дорогой.
Самым знаменитым и продолжительным отрывком из «Баядерки» была сцена грандиозного видения Петипа, известная как «Королевство теней». Петипа поставил эту сцену как классическое Grand pas, полностью лишенное драматизма. Его простая и академическая хореография должна была стать одним из его самых знаменитых произведений: «Вылазка баядерок» из тридцати двух участников теневого кордебалета, возможно, стала его самой знаменитой композицией из всех. Последнее возрождение Петипа «Баядерки» было впервые дано 15 декабря [ OS 3 декабря] 1900 года специально для выступления премьер-министра Императорского театра Павла Гердта. Среди изменений, внесенных Петипа в это возрождение, был перенос сцены «Королевство теней» из заколдованного небесного замка на полностью освещенной сцене в темное и скалистое окружение на вершинах Гималаев. Петипа увеличил количество танцоров в кордебалетном корпусе с тридцати двух до сорока восьми, сделав иллюзию нисходящего духа еще более эффективной в знаменитой вылазке баядерок.
В марте 1903 года сцена «Царство теней» была исполнена самостоятельно во время гала-представления в Петергофском дворце в честь государственного визита кайзера Вильгельма II. Это самый ранний известный случай, когда сцена «Королевство теней» исполнялась как самостоятельное концертное произведение. Возрождение Вагановой 13 декабря 1932 года великий педагог советского балета Агриппина Ваганова представила свою версию «Баядерки» для Кировского балета бывшего Императорского балета. Ваганова переделала танцы балерины для своей звездной ученицы Марины Семеновой , которая танцевала Никию. Сюда входили тройные пируэты на пуантах на пальцах ног и быстрые пируэты на пальцах ног. Хотя возрождение Вагановой не нашло постоянного места в репертуаре, ее модификации танцев Балерины стали эталоном.
Возрождение Кировского балета 1941 года В 1940 году Кировский балет вновь задумал возродить «Баядерку», на этот раз в постановке балетмейстера и премьер-министра Вахтанга Чабукиани. Эта версия станет окончательной постановкой «Баядерки», из которой будет основано почти каждое последующее производство. Хореография персонажа Никии пережила ренессанс в исполнении балерины-виртуоза Дудинской, редакции которой до сих пор остаются стандартом. Хотя ее интерпретация трагической Никии считалась неподходящей для звездной балерины, она, тем не менее, преуспела в «Царстве теней», где преобладали строгие академические образцы Петипа. В Вариации де Никии часто называемой дуэтом шарфов Пономарев и Чабукиани изменили первоначальную постановку Петипа - изначально этот вариант требовал, чтобы Никия исполняла свою вариацию в одиночку, с длинной вуалью, соединенной проволокой с мухой. Вариация была изменена, так что теперь Солор будет держать один конец завесы, пока Никия танцует, уходя со сцены на полпути через ее соло за сценой.
Возрождение пережила и хореография «Солора» с участием великого танцовщика-премьера Чабукиани. Хотя танцы для роли Солора стали намного более заметными с тех пор, как «Баядерка» была исполнена в Императорской России, изменения хореографии Чабукиани стали стандартом для всех выступающих танцоров-мужчин. В 1977 г.
Завораживающая хореография в великолепном исполнении талантливых артистов! Открывается занавес, артисты и оркестр погружают в прекрасный мир искусства, доставляя истинное наслаждение и на время заставляя забыть о реальном мире. Музыка Минкуса просто завораживает и не отпускает до самого конца балета. Своей эмоциональностью, ритмическим разнообразием, подчеркнутой театральностью она способствует созданию яркого зрелищного спектакля. В театре я отдыхаю душой, заряжаясь положительной энергией, которая так необходима в бешеном ритме или унылой обыденности повседневной жизни. Сюжет балета пропитан индийским народным колоритом, в центре событий - любовный треугольник. Нежная любовь баядерки Никии индийской танцовщицы и служительницы храма, воина Солора и дочери ражди Гамтзатти.
Партию Никии танцевала В. До чего она божественно красива, изящна, движения отточены и безупречны.
Однако, малое историческо-этнографическое правдоподобие нисколько не мешало сценическому успеху. Сцена из первого акта, Мариинский театр, 1900 г. Вера Трефилова в танце «Ману», 1900 г. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства [4]. Дальнейшие постановки В 1900 году Мариус Иванович Петипа перенес свой балет на сцену Мариинского театра, основные партии тогда исполняли: Никия — М. Кшесинская , Солор — П. Степанова [7] ; Никия — Е. Гельцер , Солор — М.
Мордкин и В. Тихомиров , Великий брамин — В. Гельцер премьера: 25 января 1904 г. Нуреев — Солор в балете «Баядерка», 1959. Кировский театр прошлая и нынешняя Маринка Затем последовали другие постановки… Их — множество. А среди последующих хореографов этого балета много замечательных имен. В их редакции Солор из «мимического» персонажа превратился в «танцующего», наделенного развернутой танцевальной основой. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе , лучшим Солором на сцене Ленинградского Кировского театра был Семён Каплан [8]. Известно, что, когда в 1961 году он бежал из СССР, с этого балета началась его блистательная карьера в Париже, а через много лет «Баядерка» стала последним спектаклем, поставленным Р. Нуриевым в Гранд Опера см.
Со времени первого представления балета прошло 150 лет. И именно столько времени балет «Баядерка» живет на сценах многих музыкальных театров.
Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"
И "Баядеркой" же закончился его жизненный и творческий путь – 8 октября 1992 года Парижская опера давала премьеру балета "Баядерка", которую Нуриев очень хотел подарить французской публике. 27, 28 и 29 февраля Большой театр приглашает на балет «Баядерка» в постановке Юрия Григоровича с участием ведущих артистов балетной труппы. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге и стала поворотным моментом для его создателя Мариуса Петипа и всего русского балетного театра.
Либретто балета Баядерка
История любовных треугольников баядерки Никии начинается с момента тайного свидания девушки и Солора. Но ценность балета «Баядерка» и высокая мера его художественности, не оспоренная последующим сотворчеством Петипа с Чайковским и Глазуновым, определяется уровнем хореографии и рожденными ею поэтическими откровениями. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. Балету Мариуса Петипа «Баядерка» уже почти полтора века, а его сюжет довольно прост.
Баядерка (балет)
В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию. Однако он должен был жениться на дочери раджи, и та ревниво отравляла соперницу. В опиумном сне пропаганда наркотиков в петербургском балете XIX века работала по полной программе герою являлся призрак убитой — в белой балетной пачке и в окружении такого же белого кордебалета.
Баядерками европейцы называли индийских танцовщиц, участвовавших в религиозных церемониях и празднествах. Они давали обет служения божеству и вся их жизнь была связана с храмом. Сюжет, основанный на древней индийской поэме, повествует о трагической любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора. Ради любви Никия готова нарушить свой священный обет и бежать из храма.
В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. Специально для спектакля режиссер Алексей Степанюк написал новую литературную редакцию пьесы. Декорации и костюмы Елены Орловой, отличающиеся оригинальностью и легкостью, отражают великолепие востока и атрибуты европейской моды. Хореографические картины, изобилующие музыкой и ритмикой джаза, вальса-бостона, шимми и других американских танцев, органично вплетены в канву сюжета и привносят в постановку экзотическую тональность.
Дворец раджи. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится через три дня. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии. Раджа решает погубить баядерку. Но Великий брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора. Раджа непреклонен. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея. Таков его план. Всю эту сцену подслушивает Гамзатти, притаившаяся за колонной. Она велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная девушка соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии. Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну. Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает. Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината. В паланкинах проносят раджу и его дочь.
Вы точно человек?
По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение.
Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани.
Либретто балета "Баядерка". Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников.
В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию.
Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин. Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра.
Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку.
Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого. Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей.
Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений.
Наконец начинается свадьба. Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе. В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета «Баядерка».
О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л. Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров. Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным.
Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману. История создания Приступая к написанию либретто, Петипа опирался на подсказки своего соавтора — Сергея Худекова, который был уникальной личностью — юрист по образованию, журналист, критик, историк балета, автор четырехтомной «Истории танцев всех времен и народов». Наделенный энциклопедическими знаниями он в нюансах информировал Мариуса Петипа о стилистике и индийском колорите, взяв за основу драму древнеиндийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Однако, историческо-этнографическое правдоподобие постановки было незначительным. Петипа не побоялся ставить балет на сюжет, который уже использовался до него другими балетмейстерами — среди них Тальони и даже его родной брат Люсьен.
Он был лишь пятым в этой цепочке. Более того первоисточником стал французский балет «Сакунтала», поставленный Люсьеном Петипа в 1858 году, и, как пишет Ю. К моменту её создания Петипа проработал в России 30 лет, став мэтром и хозяином лучшей в мире труппы. Он создавал свой шедевр для главного театра страны, Большого Каменного театра, который находился в Санкт-Петербурге. В то время известный Мариинский театр ещё не существовал, а сцена Каменного театра была намного больше, именно поэтому зрелище должно было быть грандиозным. Музыкальная партитура была написана его другом и постоянным соавтором — австрийским композитором, Людвигом Минкусом. Что интересно, в музыке нет ничего индийского или восточного, но было все интересное и современное — галоп, вальс, модные ритмы того времени, ритмичная и удобная музыка для артистов и для публики.
Для Мариуса Петипа балерина была центром всего, непреходящей ценностью балета. Именно для балерины он создавал свои творения. Баядерку Никию он наделил светлым женским образом, который был наполнен теплом. Её танец — это танец преданности и любви. Хореография Петипа была в высшей степени детализирована, продумана до мельчайших подробностей — каждому персонажу был свойственен исключительно его танец, выражающий определённое настроение, душевные переживания, чувства. Обратите внимание Благодаря его таланту хореографа создано грандиозное grand pas Солора и Гамзатти с головокружительной техникой прыжков и вращений, поставлено немыслимое количество танцев — сольных, ансамблевых, характерных: танец с попугаями, прикрепленными к плечикам балерин, танец с веерами, танец арапчат. Он также ввел в балет специфические танцы: «Индусский танец», «Танец со змеёй», танец «Тени».
Одним из таких является то, что сюжет не заканчивается со смертью главной героини. И хотя она продолжает сюжетную линию всего спектакля, эта сцена может существовать самостоятельно — тот самый тип хореографии, который будут создавать современные деятели балета как, например, Джордж Баланчин и его современники, — настоящий бессюжетный белый балет, который принадлежит 19, 20 и теперь 21 веку. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Петипа поручил главную партию русской балерине. А до этого все главные партии танцевали итальянские балерины. Затем спектакль исчез из репертуара на более чем десятилетие. Казалось, что «Баядерка» разделит участь вечного забвения подобно «Дочери фараона» и «Царю Кандавлу».
Однако в театре подросли новые солисты, желающех расширить свой танцевальный репертуар. Важно Их выбор пал на «Баядерку». В 1900 году Мариус Иванович перенес свой балет на сцену Мариинского театра, где основные партии исполнили: Никия — М. Кшесинская, Солор — П. А в 1904 году балет появился в московском Большом театре благодаря А. Горскому и В. Несмотря на огромный талант балерин, исполнявших главную женскую роль, до конца раскрыть все возможности, который дает этот балет балерине как актрисе, им не удалось.
Только в 1902 году, когда Анна Павлова выйдет на сцену, публика и профессионалы откроют какой невероятный смысл, какая значительность заключена в этой партии. Анна Павлова, нашедшая ключ к баядерке, расскажет о сердечной муке, о том, как баядерка умеет любить, как она превращается в эту магическую таинственную тень. Эта роль открыла Павлову как великую балерину. Еще один интересный факт — это то, что с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике.
После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг. Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора.
Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор. Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве. Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна.
Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня. Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну.
Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку. Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку. Брамин, желавший только смерти Солора, пугается за жизнь любимой баядерки, и говорит радже, что смерть ее разгневает и вооружит против них бога Вишну. Раджа, однако, не хочет ничего знать и объявляет брамину, что завтра, во время празднества в честь Бадрината, Никия будет, по обыкновению, танцевать с цветами.
В одну корзинку с цветами спрячут змею, которая выползет, потревоженная движениями танцовщицы, и смертельно ужалит ее. Услыхав эти слова, брамин вздрагивает всем телом. Гамзатти, все слышавшая за своей портьерой, хочет видеть баядерку и приказывает своей невольнице немедленно сходить за нею. Раджа, совершенно удовлетворенный задуманной местью, уходит с брамином. Гамзатти горюет. Она хочет услышать от самой баядерки, правда. Невольница прибегает с вестью о приходе Никии.
Баядерка с поклонами приближается к дочери раджи. Гамзатти смотрит на нее и находит ее прекрасной. Она приглашает Никию танцевать у нее в день свадьбы. Гамзатти хочет посмотреть, какое впечатление произведет на баядерку, если она узнает, кто ее жених, и показывает портрет Солора. Никия едва не обезумела от горя. Она объявляет, что Солор поклялся вечно любить ее и что брак его с дочерью раджи никогда не состоится. Гамзатти настаивает, чтобы Никия отказалась от Солора.
Она предлагает ей бриллианты и золотые вещи. Никия вырывает у дочери раджи драгоценности, которые та ей предлагает, и бросает их на пол. Гамзатти умоляет баядерку уступить ей Солора, а самой уехать. При этих словах Никия хватает кинжал, который случайно попадается ей в руки, и бросается на свою соперницу. Невольница, с беспокойством следившая за этой сценой, защищает своим телом госпожу. Никия убегает из дворца. Гамзатти поднимается, она желает смерти баядере.
Картина третья. Театр представляет фасад дворца раджи со стороны сада. Масса громадных цветов и широколиственных деревьев. В глубине — башня большой пагоды, Мегатшады, доходящая чуть не до самых небес. На заднем плане — голубоватые вершины Гималаев, покрытые слегка серебристым снегом. При поднятии занавеса представляется великая процессия Бадрината. Идут брамины, потом баядерки, служители при пагодах, различные индийские касты и пр.
Являются кающиеся с раскаленным железом. Раджу, дочь его, Солора и прочих богатых индийцев несут в паланкинах.
Музыку к балету написал чешский композитор Людвиг Минкус, много работавший в России. Для удобства и ему присвоили русское отчество-Федорович. В 1877 году плод совместной работы Мариуса Ивановича и Людвига Федоровича был представлен на суд избалованной петербургской публики.