Новости всеволод мейерхольд театральные режиссёры ссср

Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года. В 1920-е гг. Всеволод Мейерхольд – один из самых востребованных советских режиссёров. русский и советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Э. Мейерхольд и П. В. Цетнерович Время работы 16 сентября 1936 19 ноября 1937 На какой стадии прекращена работа прогон готового спектакля для комисс.

Всеволод Мейерхольд: 1874–1940

  • Режиссеры, интриги и цензура | Онлайн-журнал Эксмо
  • Репрессированные музыканты. Всеволод Мейерхольд
  • Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
  • После Февраля
  • Политический с труппой: за что я не люблю Мейерхольда

Мейерхольд и его театр

Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Всеволод Мейерхольд (18741940), тюремная фотография 60 лет назад, 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд один из великих. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда.

Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец

На нем был огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами. Как следует из дальнейшего, Дапертутто оказывается персонажем инфернальным, едва ли не дьяволом «извергом рода человеческого» , сначала лишающим Эразмуса отражения в зеркале, а потом заставляющим его отравить жену и детей, чтобы жениться на Джульетте. Как режиссер Мейерхольд, действительно, был вездесущим, а описание Дапертутто чем-то напоминало внешность Всеволода Эмильевича. История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955. Избавление от «артистического нутра» можно сопоставить с лишением несчастного Эразмуса его зеркального отражения. Опираясь именно на гофмановское описание Дапертутто, Борис Григорьев написал в 1916 году знаменитый портрет Мейерхольда. Он отражает раздвоение образа: во фраке режиссер императорских театров, на заднем плане — экспериментатор Дапертутто в огненно-красном одеянии не сюртуке восточного вида с луком в руках. Эксцентрические жесты отсылают сразу к сверхмарионетке Гордона Крэга с ее «благородной искусственнотью» и к поискам актерской пластики с опорой на кукольный театр, которые характерны для спектаклей Мейерхольда в театре Комиссаржевской: руки фигуры во фраке — это руки куклы из театра марионеток, управляемые нитями. Кстати, один из эскизов А.

Головина к мейерхольдовской постановке «Маскарада» костюм Голубого Пьеро — см.

Он поставлен по стенограмме последнего собрания режиссера с труппой ГосТИМа: в декабре 1937 года коллектив Театра имени Мейерхольда провел общее собрание, на котором обсуждалась разгромная статья «Чужой театр», опубликованная в газете «Правда». Именно она дала знак к началу уничтожения театра, а затем и самого мастера. Постановку можно будет увидеть 9, 10 и 11 февраля на Новой сцене. Александринский театр Февраль под эгидой мастера начнется вместе с лекцией Георгия Цицишвили «Мейерхольд. Назад в будущее» 1 февраля в Кабаре «Шум». Автор канала «Театральная вешалка» расскажет, почему современные постановщики все чаще обращаются к открытиям гротескного экспериментатора, и прольет свет на нетривиальные моменты из жизни театрального режиссера.

Продолжит знакомство с выставки в Царском фойе Основной сцены Александринского театра «Петербургский дом Мейерхольда», которая откроется 5 февраля.

Автор подробно освещает творческие связи Мейерхольда с классиками советской музыки: С. Прокофьевым и Д. На выставке также представлены книга из серии «Жизнь в искусстве» и справочная литература. У него было все: поклонники и критики, преданные последователи и ученики, которые решили идти своим путем, друзья и недруги.

Чего рядом с ним никогда не было, так это разногласий о масштабе его дарования: нет, не талант — гений.

Учиться же она стала на режиссерском факультете и актрисой стать не собиралась. Можно найти относящиеся к тому времени высказывания Вс. Таким образом, в 1924 году в возрасте 30 лет она сыграла свою первую роль, причем большую, не имея никакой профессиональной подготовки. Есенина о В.

Мейерхольде и З. Зинаида Райх в роли Аксюши в спектакле «Лес». Однако его спектакли, позже признанные шедеврами, — «Мандат» 1925 , «Ревизор» 1926 , «Горе уму» 1928 — вызывают все больше нареканий и справа, и слева. Были места неравного значения и в нем, но так именно и дышит всякая творческая ткань: тут ядро, там протоплазма. Первая гроза Всеволод Мейерхольд на репетиции.

ГосТИМ получил бюджетное финансирование только в 1927 году, гораздо позже, чем так называемые АКИ, академические театры. Но и это не помогло в довольно отчаянном положении, в котором оказался Мейерхольд. Сторонников не было. От травли у Мейерхольда апатия и художественное упрямство. Искать связей, улещивать кого-то , домогаться нет сил у Мейерхольда администрация в театре, как на грех, все годы слабая, не энергичная , а потому я решила, простите, родной очень Вас таким чувствую — оттого реву всегда от удовольствия, когда вижу Вас , просить и умолять о помощи и поддержке» «…Мы оказались в невероятном одиночестве».

Письмо З. Райх А. Горькому 20 июня 1928 года. Публикация, вступительный текст и примечания В. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века.

Распространяется слух о том, что Мейерхольд собирается остаться в Европе, и газеты торопятся сообщить о расформировании его театра. На этом фоне Мейерхольд пытается объяснить Луначарскому серьезность проблем своего здоровья: «После рентгеновского обследования врачами поставлен диагноз: расширение сердца, аорты и болезнь печени. Все это вызывает необходимость трехнедельного лечения в Виши, после чего придется выехать для продолжения курса на юг Франции. Убедительно прошу Вас заявить печати, что слухи о моем отъезде за границу навсегда абсолютно неверны. Уверен, что Вы примете все меры не только к сохранению театра моего имени, но и к улучшению его положения.

Руководство театром я не оставлял ни на одну минуту даже во время лечения. Буду неустанно переписываться с теми товарищами, которым мною предложено временно руководить труппой» В. Париж, 19 сентября 1928 года На репетиции спектакля «Баня» по пьесе Владимира Маяковского в Московском Государственном театре им. Так что и гастроли разрешены, и даже выделены деньги на реконструкцию старого здания тетра. Успокоенный Мейерхольд пишет своему младшему другу, композитору Оборину: «Осень сейчас здесь такая чудесная.

Столько в ней здоровья и крепости! Смотрю и думаю: моя осень должна быть вот такой же. Хочу этого, и будет так. Но ведь в природе, ах, какие хитрые модуляции. В нежном трепете желтых листьев слышу музыку весны и той, которая позади, и той, которая скоро снова придет.

Нет отдельно осени, нет отдельно весны. Здесь сплетения, как в венке сонетов. Вот отчего так люблю юность. Вот отчего так полюбил Вас, милый Лев Николаевич. О сердце моем что писать?

Локшиной Хеся Александровна Локшина 1902—1982 — советский режиссер и сценарист. Отсрочка дана. Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Оборину. Пресса и зрители принимают театр с огромным энтузиазмом, успех Зинаида Райх описывает в своем письме тому же Оборину: «Позавчера генералка, вчера премьера. Успех, триумф!!!

Он ходит довольный и счастливый! Как же! Овации и аплодисменты были столь бурные, что он долго не уходил со сцены, публика буквально ревела от восторга! Вечера спектаклей наших насыщены электричеством восторга. Розы — желтые, розовые, красные, лилии, водяные лилии, даже какое-то розовое дерево!

Так долго и упорно нам не везло в Париже». Переписка В.

Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда

Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому.

Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал.

Но жаль, что это понимал он сам.

В связи с этим 27 октября 1923 г. Ввиду того, что военное ведомство в настоящее время эксплуатирует лишь небольшое количество машин, выделение мотоциклов для участия в спектакле «Земля дыбом» является уже перегрузкой в работе и даже вызывает перебои в ней, особенно в авточасти РВСР, несущей ответственную службу машинами без ограничения времени их работы, почему, очевидно, и не был выслан мотоцикл на последние спектакли. В силу вышеизложенного, а также принимая во внимание, что снабжением театра всем необходимым для постановки пьесы должен озаботиться Наркомпрос, сообщаю, что, к сожалению, Вашу просьбу в дальнейшем удовлетворить не представляется возможным.

Троцкому и он ему на бланке театра пишет следующее письмо. Глубокоуважаемый Лев Давыдович. Ввиду того, что спектакль «Земля дыбом» и в этом сезоне собирает большое количество рабочих, красноармейцев и комсомольцев, и так как снятие названной пьесы с репертуара поставит наш театр в крайне затруднительное положение у нас в репертуаре всего 3 пьесы , просим Вас, Лев Давыдович, подтвердить прежние приказы Ваши о снабжении нашего театра, никем кроме Вас не поддерживаемого, всем необходимым для спектакля «Земля дыбом». Приношу извинение за беспокойство.

От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность. Так, в спектакле «Д. Подгаецким по произведениям И. Эренбурга и Б.

Келлермана участвовали красноармейцы и военные моряки. Правда, на этот счет В. Маяковский с обычной категоричностью сказал: «Ввод красноармейцев и матросов на сцену - дикость». И добавил: «Это какой—то институт театральных денщиков».

Театр Мейерхольда шефствовал над Первым Московским стрелковым полком Московской пролетарской стрелковой дивизии, над Высшей военно—педагогической школой. Тесную связь театр поддерживал и с Объединенной школой им. ВЦИК, его актеры работали в красноармейских клубах в качестве инструкторов драмкружков. Каждую неделю в театре, как правило, проводились просмотры работ красноармейских драматических коллективов.

А в апреле 1926 г. Мейерхольд был избран почетным красноармейцем Отдельного Московского стрелкового полка и утвержден в данном звании приказом Реввоенсовета СССР, чем он очень гордился. Москва 28 апреля 1926 г. Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка.

Мейерхольд вместе с З. Райх неоднократно выезжали за границу, прежде всего во Францию, как по делам театра, так и на лечение. В 1930 г. В документах иностранного происхождения, а именно в фонде Государственного управления национальной безопасности Франции, имеются сведения о том, когда Мейерхольд — Райх Всеволод и Зинаида так они проходят в большинстве документов ходатайствовали о выдаче им разрешения на въезд во Францию.

В документах указывается, для какой цели они ехали, кто располагал о них сведениями во Франции, когда, в каких отелях и по каким конкретно адресам они проживали в Париже, Виши или Ницце. Сведения французской полиции дают некоторое представление о том, с кем Мейерхольд общался во Франции, с кем вел переговоры по поводу устройства театральных представлений. Например, находясь в конце октября—ноябре 1928 г. Клиши, 9.

Из документов можно также узнать отношение французских властей к факту приезда режиссера и труппы его театра во Францию. В документах французской полиции, к примеру, за июль 1928 г. В частности, указывается о том, что по мнению «русских коммунистических кругов» в Париже, приезд Мейерхольда - Райха в Париж является следствием заявления наркома народного образования СССР Луначарского об изменениях методов пропаганды во Франции, о создании там «нового театра», который бы пропагандировал превосходство социалистических идей над буржуазными. Надо заметить, что 1928 г.

Мейерхольда, поскольку осенью этого года встал вопрос о расформировании его театра. Причем ситуация вокруг Мейерхольда и его театра накалялась в течение нескольких лет, постепенно. Как известно, с середины 1920-х гг. В нее входили, в основном, новые, «рожденные революцией» писатели и драматурги, которые травили всех несогласных, включая А.

Горького, В. Маяковского, В. Мейерхольда, А. Таирова и даже К.

Нельзя забывать и о созданном в феврале 1923 г. Главном репертуарном комитете, в задачи которого входило предварительное рассмотрение драматургических произведений, прежде чем они могли быть поставлены в театре, а также контроль над их идеологической составляющей и запрещение неугодных пьес. В декабре 1926 г. Мейерхольд поставил в своем театре спектакль «Ревизор», а в январе 1928 г.

Тогда один из критиков написал о том, что эти спектакли стали ответом РАППу и этапом борьбы режиссера за «право театра на самостоятельность».

Заранее спасибо. Дополнительная информация 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР был реабилитирован расстрелянный в 1940 году по сфабрикованному обвинению режиссер Всеволод Мейерхольд — один из великих реформаторов театра.

Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы — Александринского и Мариинского. В 1918 году Мейерхольд стал коммунистом — он хотел служить своим искусством революции. Мейерхольд оставался верен режиму Сталина, но, как и многие верные коммунисты, был отнесен к "чужим", арестован и расстрелян как шпион.

Он несколько раз, в частности, в письме к Молотову, написанном за две недели до расстрела, отказался от своих обличавших его как иностранного шпиона и троцкиста показаний, сделанных под пытками, которые он в том письме описал. Его жена актриса Зинаида Райх была зверски убита в своей квартире вскоре после ареста Мейерхольда. В 1955 году, то есть спустя два года после смерти Сталина, тогда все еще почитаемого, еще не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины — 37-летняя Татьяна Есенина, приемная дочь великого реформатора мирового театра режиссера Всеволода Мейерхольда, и его внучка 31-летняя Мария Валентей — начали добиваться на тот момент практически невозможного — реабилитации Мейерхольда.

Трудности состояли в том, что во многих инстанциях сидели враги и ненавистники Мейерхольда, те, кто добивались закрытия его театра, а после закрытия клеймили Мейерхольда в печати. Но обе современные Антигоны как воплощения верности родственному долгу в 1955 году были готовы сделать все возможное и невозможное. И судьба послала им союзника в лице молодого следователя военной прокуратуры Бориса Ряжского.

После письма Татьяны Есениной Маленкову в январе 1955 года дело Мейерхольда было взято на рассмотрение на предмет возможной реабилитации. И оно 1 июля 1955 года поступило от начальства к 29-летнему старшему лейтенанту, следователю Военной прокуратуры Борису Ряжскому, которому была поручена проверка всех обстоятельств дела. Вот его рассказ 1988 : "Все дела расписывал и передавал нам начальник.

Вижу, в дело Мейерхольда вложена записка "Прошу переговорить". Так что ты смотри, сначала расследуй все обстоятельства, потом пиши представление в ЦК, чтобы отменяли постановление, а уж после ставь вопрос о реабилитации". Выслушали они меня, Маша была очень сдержанна, а Татьяна Сергеевна восприняла мой рассказ горячо, возбужденно.

Показал я им составленный по материалам дела список "вредителей" и "шпионов", соучастников Мейерхольда. Татьяна Сергеевна говорит: "Пастернак жив, он здесь, в Москве. И Олеша в Москве".

Я-то эти фамилии узнал только из материалов дела, в нем Пастернак и Олеша проходили как завербованные Мейерхольдом члены "вредительской" организации, и я был уверен, что они погибли с ним вместе. Отметила Татьяна Сергеевна в тот день в моем списке крестиками, кто жив, кто в Москве, кто умер, кто сидит…" Свои опросы по списку Борис Ряжский начал с актеров, игравших у Мейерхольда, с его учеников. Он только что возвратился из поездки в Англию, был очень насторожен, официален, разговор никак не получался.

Мы решили, что лучше приехать мне к нему в театр. Он и там сначала страховался, но в театре-то я его прижал, он стал откровеннее. Там же, в театре, он познакомил меня с М.

Бабановой, с нею у нас был важный подробный разговор. Познакомил меня Охлопков и еще с кем-то из актеров. После этих встреч я понял, что нечего вызывать таких людей в прокуратуру и допрашивать, нужно разговаривать с ними по-людски, иначе окажусь в глупом положении.

И пошел калейдоскоп. Всех, кого мог, я опросил, человек сто. Быстро сработал по Москве беспроволочный телеграф, начались телефонные звонки, чаще анонимные, подсказывали, какие из статей нужно разыскивать, с кем связаться и тому подобное.

Сам я физически не мог все это собрать, помощников не полагалось, искать статьи и добывать отзывы деятелей культуры о Мейерхольде бегала Маша, а Ярослав Михайлович, тесть мой, сидел в Театральной библиотеке в закрытом фонде я ему специальный мандат выдал и делал на машинке выписки и аннотации. Эренбургу я позвонил домой, приехал, привез дело, сказал, что обвинения в шпионаже отпадают. О том, что якобы это он, Эренбург, завербовал Всеволода Эмильевича во французскую разведку, говорить не стал, но Эренбург спросил: "Наверное, и я там где-нибудь прохожу?

А у меня тогда кроме "Моей жизни в искусстве" был уже полученный от Э.

Тем не менее, несмотря на размолвку, в 1938 году, когда Театр Мейерхольда был закрыт, именно Станиславский пригласил опального режиссера в руководимый им оперный театр. Еще одним соратником Мейерхольда был Владимир Маяковский. По мнению Н. Горчакова, автора «Истории советского театра», «Союз Мейерхольда и Маяковского был не случайным явлением. Оба они с первых же дней советского переворота искренне отдали свою лиру коммунизму.

Оба они были идеалистами, веровавшими в приход царства коммунистической свободы... Но их объединяло и разочарование в большевизме. Оба они увидели, что вместо светлой Коммуны Грядущего на советской земле строятся Всесоюзные Арестантские Роты, страшная новая аракчеевщина, всеумертвляющая диктатура с послушной ей миллионной армией тупых партийных чинуш и советских мещан». Слабые стороны: Мейерхольд оказался среди тех деятелей русского искусства, которые намеренно закрывали глаза и затыкали уши, с бурным восторгом принимая кровожадную жестокость большевистского террора. Его, как и их, не смущало, что вчерашних друзей расстреливали по ложным обвинениям и без оных, не огорчали разруха и голод, одичание страны. Свою задачу он теперь видел в том, чтобы средствами революционного агитационного театра помогать новой власти.

Ощутив себя этаким театральным диктатором от большевизма, Мейерхольд объявил «Театральный Октябрь», надел кожаную тужурку и такую же кепку набекрень, прицепил парабеллум и потребовал от всех театральных деятелей следовать по его пути, угрожая несогласным не более и не менее как расстрелом. После своего назначения заведующим театральным отделом Мейерхольд объявил войну старым академическим театрам, считая, что такие коллективы, как Малый театр или МХТ, не в состоянии найти общий язык с новой действительностью. Из-за столь радикальных предложений в 1921 году А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО. Сильные стороны: Без вклада Мейерхольда в искусство режиссуры попросту нельзя себе представить развитие передового театра XX века, как нельзя его представить без К. Станиславского, Вл.

Немировича-Данченко и Е. Вахтангова, без М. Рейнгардта и Б. Вместе с тем Мейерхольд занимает свое особое, отмеченное печатью глубокого своеобразия место в ряду самых выдающихся мастеров мировой режиссуры. Повышенный интерес к творчеству Мейерхольда объясняется и яркостью и своеобразностью его блестящего таланта, и крутизной и неожиданностью поворотов, отмечающих вехи его жизни в искусстве, и, главное, его постоянным и неустанным стремлением к новому, его всегдашней устремленностью вперед, страстным желанием увидеть в настоящем контуры театра будущего. Мейерхольду как никому другому были неизменно свойственны вызов, нарушение раз найденного и общепринятого, неожиданные переходы от одних художественных решений к другим, порою прямо противоположным.

Вокруг творчества режиссера, вокруг поставленных им спектаклей, как правило, всегда шла напряженная и острая борьба. Эта борьба не утихла и по сей день, ее прямые отголоски слышны и ныне. Поэтому легко понять, почему суждения о творчестве Мейерхольда еще при его жизни были столь различны, даже противоположны и неизбежно порождали непримиримые столкновения мнений. Все это, естественно, ставило творчество Мейерхольда в центр борьбы различных тенденций в театре, привлекало к нему повышенное, обостренное внимание. Награды: С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей. В это время началось формирование художественной программы режиссера, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра.

Наиболее полно эта стилистика воплотилась в Петербургском театре имени В. Комиссаржевской, где с 1906 года Мейерхольд стал главным режиссером. В 1908 году Мейерхольд приглашается в состав режиссуры петербургских императорских театров, в которых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии. После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствует, выдвинув идею «Театрального Октября», он активно участвует в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения.

В 1918 году Мейерхольд вступает в РКП б. В 1921 году он организует Высшие режиссерские мастерские. Уальда, где сыграл роль лорда Генри. В 1928 году на экраны вышел фильм «Белый орел», в котором Мейерхольд исполнил роль сенатора. В 1930 году, после провала спектакля по пьесе В. Маяковского «Баня», Театр имени Мейерхольда выехал на гастроли за границу.

Выступления театра в Берлине и Париже проходили со смешанным успехом. Представители театрального авангарда чествовали в лице Мейерхольда своего патриарха, «великого Мастера и волшебника сцены». Русская же эмиграция отнеслась к работам театра холодно. Известный театральный критик С. Волконский писал: «Вместо открывающего новые перспективы революционного искусства Мейерхольд представил удаление в закоулки прошлого, в область эстетических исканий искусства для немногих...

Главархив рассказал о неосуществленных проектах театров Мейерхольда и Немировича-Данченко

Мейерхольд и МХТ» историк расскажет о перепитиях театральной карьеры режиссера, в дискурсе — Мейерхольд в Московском Художественном театре. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874.

В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»

Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров.

«Театр Мейерхольда»: выставка-событие

Мейерхольда, ставший в 1926 году государственным. Учреждение просуществовало вплоть до 1938-го. В июле 1939-го режиссёр был арестован, а 2 февраля 1940 года был расстрелян.

Через месяц его жена Зинаида Райх зверски убита в собственной квартире неизвестными лицами. После допросов и пыток признал себя скрытым троцкистом, шпионом и вредителем, агентом английской и японской разведки. Приговорен к смертной казни 1 февраля 1940 года, расстрелян на следующий же день. Борис Павлович «Станиславского профанировать проще, чем биомеханику» Классическое издание двухтомника «Мейерхольд репетирует». Театр, 1993 Фотография: архив «Афиши»«Думаю, у всех в топе театральной литературы рядом с «Пустым пространством» Питера Брука соседствует что-то про Мейерхольда. У меня это такая черненькая книжечка в мягкой обложке и с большим количеством фотографий — двухтомник «Мейерхольд репетирует». Помню, как я сидел в коридорах Театральной академии и читал эту книгу. Осталось яркое воспоминание именно от процесса чтения, когда я пытался представить себе все эти истории про то, как Мейерхольд остановил репетицию, крича: «Где мой носовой платок?!

Эти истории запали в душу, как истории о человеке, на 150 процентов включенном в творчество. Что касается практики, то опосредованно к биомеханике я прикоснулся благодаря Левинскому, который занимался биомеханическими этюдами с предыдущим курсом Тростянецкого, а они как раз Мейерхольдом занимались очень много, это они делали совместно с американцами реконструкцию «Ревизора». И вот они-то с нашим курсом и занимались биомеханикой. Самое важное, что нам таким образом досталось от Мейерхольда, — трезвость физической жизни на сцене. Станиславского профанировать легче, чем биомеханику. В биомеханике более очевидна математика, и более очевидны просчеты. В Станиславском подкупает его романтизация театрального процесса, а в Мейерхольде — умение увидеть математические формулы в театральном волшебстве. Биомеханика — придуманная Мейерхольдом система тренировки актеров; первоначально — просто гимнастика для актеров, развившаяся в сложную практику тренировки актерского тела, позволяющую им корректно и точно исполнять поставленную режиссером задачу Фотография: www.

Во-первых, потому что Мейерхольд — ученик Станиславского. Во-вторых, потому что система Станиславского зафиксирована как школа, а практика Мейерхольда зафиксирована как метод. Ну и реабилитирован Мейерхольд был только в 70-е. Что, впрочем, парадоксальным образом пошло на пользу его учению — его миновала эта бацилла всеобщего присвоения, в отличие от системы Станиславского. Но если не воспринимать эти два начала русской театральной школы так, что с одной стороны Станиславский с его теорией разбора текста, зерном роли и сверхзадачей, а с другой — Мейерхольд с биомеханикой, математикой и системой амплуа, то мы не увидим этой самой русской театральной школы с ее истоками. Для меня оба этих начала всегда были уравновешивающими. Если мы будем разделять русскую театральную школу на систему Станиславского и альтернативное ему течение Мейерхольда, мы будем находиться в достаточно бедной плоскости. Потому что, когда они оба работали одновременно в одном и том же городе, они же фактически дополняли друг друга своим физическим присутствием.

Точно так же, если мы хотим в полном объеме понять, что такое современный российский театр, мы не сможем говорить только о Богомолове и не говорить при этом о Погребничко. Если мы хотим сохранить объемное мышление, нужно всегда учитывать полифонию». В силу этого и сама режиссура мейерхольдовская ассоциируется с альтернативой мейнстриму. Во многом поэтому имя Мейерхольда является не столь популярным во внетеатральной среде. А в театральной среде та же биомеханика — это такой же бренд, как система Станиславского. Что касается влияния Мейерхольда на современный театр — мне кажется, оно исключено. Театр — это такое живое дело, в котором повлиять может только живой пример. А то, что остается в книгах, и даже не в теоретических трудах, а часто в отдельных записях, воспоминаниях и стенограммах, — это может быть предметом любопытства, исследования, но на живую практическую деятельность не может повлиять.

Искусство наше миметическое, ему обучаются через подражание. А подражают тому, что нравится и что происходит здесь и сейчас. Может повлиять разве что миф о том или ином человеке, придуманная вами или предложенная вам трактовка этого человека. И все равно это влияние будет абстрактным, а не чувственным. Про Мейерхольда я могу наговорить общих формулировок о том, что это одна из важнейших фигур в мировой культуре, но это было бы с моей стороны бессмысленно, я не являюсь исследователем творчества Мейерхольда.

Страницы моих режиссерских записей выглядят как ноты, а пометками служат музыкальные знаки. Надо приучать к музыке актеров в школе. Я мечтаю о спектакле, срепетированном под музыку, но сыгранным уже без музыки. Без нее — и с нею, ибо спектакль, его ритмы будут организованы по ее законам, и каждый исполнитель будет нести ее в себе». Слушая симфонию, не забывайте о театре. Смена контрастов, ритмов и темпа, сочетание основной темы с побочными — все это также необходимо в театре, как и в музыке. Композиционное решение музыкальных произведений часто может помочь вам найти какие-то композиционные принципы разрешения спектакля. Музыка, живопись и театр неразрывно связаны между собой, Законы музыки и законы живописи переходят в театр через воображение режиссера». Фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» В 1999 году, к 125-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, на его родине, в Пензе, впервые в мире был проведен фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». Мейерхольда в Пензе. Художественный руководитель фестиваля — главный редактор «МО» Андрей Устинов. Консультант — зам. Мейерхольда Петр Меркурьев-Мейерхольд. Мир музыки Всеволода Мейерхольда — это: Оперы, поставленные Мейерхольдом; Произведения композиторов классиков, которые Мейерхольд использовал в своих спектаклях; Произведения композиторов-современников Мейерхольда — авторов музыки к его постановкам; Произведения, которые слышал Мейерхольд. Эти четыре вектора концепции фестиваля сформировали его программу. Открывал фестиваль сольный концерт молодого, на тот момент 17-летнего скрипача Ильи Грингольца. В его программе были Соната Моцарта, чья музыка неоднократно звучала в драматических спектаклях Мейерхольда, Соната Брамса — композитора, напомнившего о немецких корнях Мейерхольда, «Размышление» из оперы Массне «Таис», за год до фестиваля в 1998 году поставленной в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко — театре, который стал последним местом службы Мейерхольда. Массне и Сен-Санс в концерте исполнялась его «Интродукция и Рондо-каприччиозо» — французские композиторы, а Мейерхольд всегда восхищался французским искусством и культурой, не раз бывал в Париже, был знаком с выдающимися писателями и художниками своего времени: Аполлинером, Пикассо, Леже и другими. Завершала концерт «Мелодия» из «Орфея и Эвридики» Глюка — оперы, которую Мейерхольд поставил в 1913 году в Мариинском театре. В сольном концерте пианиста Андрея Диева прозвучали сочинения композиторов, которых можно назвать в числе самых любимых авторов Мейерхольда: Дебюсси, Скрябина, Шуберта, Листа, Шопена. Фортепианная музыка, общение с пианистами — все это занимало в жизни и творчестве Мейерхольда значительное место, начиная с детства. Он боготворил Скрябина, а некоторые свои спектакли посвящал пианистам-современникам: «Горе уму» — Льву Оборину, «Пиковую даму» — Владимиру Софроницкому. Рояль был «героем» спектаклей «Учитель Бубус», где звучали 46 произведений Шопена и Листа, и «Горе уму», в котором использована музыка Шуберта… «Когда Чацкий приходит в дом Фамусова, то его обязательно тянет к фортепиано», — писал Мейерхольд Б. На музыку Дебюсси режиссер поставил пантомиму «Влюбленные». В программе концерта Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии дирижер Владимир Зива, солистка — Млада Худолей, ведущее сопрано Мариинского театра были фрагменты из опер двух Рихардов — Штрауса и Вагнера. Двух титанов немецкой музыки, двух великих оперных реформаторов. Мейерхольд пристально изучал и анализировал принципы оперной реформы Вагнера, огни оказали огромное влияние на его театр. В 1913 г. И не раз в концертах ставил Танец Саломеи, хотя замысел постановки оперы целиком не осуществил. С обоими великим композиторами Мейерхольда связывала личная дружба и многие годы творческого сотрудничества.

Имя режиссера-новатора было выбрано неслучайно. Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". По словам Фокина, Мейерхольд любил Петербург, с большим уважением относился к театру, в котором работал, и даже незадолго до ареста планировал поставить здесь спектакль. Ожидается, что в будущем между новой и главной сценами Александринки появится скульптура Всеволода Мейерхольда.

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

И я очень огорчен. Работать можно весело, лишь находясь в постоянном контакте с вожаком. Ваш Вс. Я рад, что уже почти в партии имею кандидатский билет , хоть Вы и не оставили мне обещанной рекомендации». Из письма Всеволода Мейерхольда Анатолию Луначарскому. Петроград, 19 октября 1918 года Мейерхольд был принят кандидатом в члены РКП б в августе 1918 года партийной ячейкой Школы актерского мастерства в Петрограде. В 1936 году осужден по делу «троцкистско-зиновьевского центра» и расстрелян. Из письма Всеволода Мейерхольда Ольге Каменевой. Петроград, 3—4 ноября 1918 года «Новейший стиль» 16 ноября 1918 года Мейерхольд заявил об уходе из Мариинского театра. Театр, «принимая в уважение заявление Мейерхольда, объясняющее принципиально причину малого его участия в работе театра расхождением его с театром в эстетико-культурных взглядах, СГО принимает его просьбу об отставке, освобождая от неустойки» Цит.

От предложения контракта на разовые постановки Мейерхольд отказывается: «Мое пребывание в этой обстановке невозможно. Мой стиль новейший. Летом 1919 года Мейерхольд выезжает в Крым для лечения в санатории. После захвата Ялты белыми ему удалось переправиться в Новороссийск, где в это время жила его семья. Там в конце сентября он был арестован деникинскими следственными органами; после активных хлопот знакомых, в основном Михаила Гнесина, вышел из тюрьмы под надзор до суда, но вскоре Новороссийск был взят Красной армией, и суд отменился. Прошу Вас, дорогой товарищ, дать какую-нибудь работу жене моей, а дочь мою, у которой тяготение к искусствам литература, живопись, музыка , прошу Вас направить в какую-нибудь из художественных школ. Посоветуйте, пожалуйста, куда ей поступить. Не пишу Вам о себе: если захотите узнать, жена моя расскажет Вам подробно о всех моих мытарствах. Шлю сердечный привет» В.

Новороссийск, 22 мая 1920 года Всеволод Мейерхолльд. Заведующий ТЕО В. Мейерхольд» О. Из письма Всеволода Мейерхольда начальнику Главполитвода т. Театру Пролеткульта передано помещение театра «Эрмитаж». Так создается левый фронт в театральном искусстве — для борьбы с традиционным театром. Луначарский быстро разочаровывается в своем союзнике и отмежевывается от него. В статье «Театр Мейерхольда» Луначарский писал: «Футуризм протянул руку революции. Я очень хорошо и точно помню, как это случилось в свое время, прежде всего в Ленинграде.

Революция приняла эту руку. Революция хотела быть культурной. Но как представитель государственной власти я, конечно, не препятствовал ни в чем футуристам. Во-первых, других художников под руками у нас не было, во-вторых, совсем не дело государственной власти искусственно задерживать рост художественных школ, выдвигаемых самой жизнью. Правда, тогда, в 1926 году, он еще выделял Мейерхольда с надеждой, что тот придет к реализму: «Пролетариату в нынешнем его составе свойствен именно реализм. В философии — материализм, в искусстве — реализм. Эта связано одно с другим. Собрание сочинений. Я их не понимаю.

Петр Вильямс. Приношу извинение за беспокойство. От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность. С коммунистическим приветом, Всеволод Мейерхольд» Цит. Из письма Всеволода Мейерхольда Льву Троцкому. Творческая зрелость Мейерхольд не был любимцем вождей Советского государства. Однако в 1923 году к юбилею — 25 лет актерской и 20 лет режиссерской деятельности — ему дают звание народного артиста Восьмому в стране — первым был Шаляпин. Впрочем, обвинения тоже не заставляют себя ждать. Красный директор Большого театра товарищ Малиновская убеждала Луначарского засадить Мейерхольда в сумасшедший дом, а сам Луначарский называл его театр «веселым домом».

Зато вокруг него много талантливой молодежи — это и люди театра, и кинематографисты, и художники, и музыканты. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх. В 1921 году 48-летний мастер разводится с Ольгой Мунт и женится на 28-летней Зинаиде. Супруги берут общую фамилию — Мейерхольд-Райх. Двух малолетних детей Зинаиды от Сергея Есенина Мейерхольд усыновляет.

Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет.

Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал. Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра.

Горе тому, кто зависел от него, как от человека». В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда. Мейерхольд творил, творил, творил... Познакомившись с Маяковским, он стал первым постановщиком его пьес. Услышав музыку молодого Шостаковича, он брал его в соавторы. Когда время стало более опасным, он решил уйти в красивый театр, как бы перестать высказываться на злобу дня. Он поставил «Даму с камелиями», но поставил ее по-мейерхольдовски.

Сцена была заполнена атрибутами времен парижских импрессионистских салонов, однако не из бутафорских, а подлинных вещей — стильной мебели, канделябров с зажженными свечами, эмалевых ларчиков, женских вееров, мужских тростей, цилиндров и перчаток. Свечи горели по-настоящему, трости, цилиндры — все это использовалось актерами по максимуму.

Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на ютуб-канал конечно же тоже подписывайтесь 20 июня 1939 года Всеволода Мейерхольда арестовывают по обвинениям в "шпионаже" на добрый десяток стран включая Германию, Японию и Польшу , а Зинаиду Райх, которая попыталась протестовать против методов НКВД — просто убивают прямо в квартире. Мейерхольда же не просто убили, а долго и изощренно пытали.

Вот что Всеволод писал Молотову из тюрьмы на Лубянке: «Когда следователи в отношении меня, подследственного, пустили в ход физические методы своих на меня воздействий и к ним присоединили еще так называемую "психическую атаку", то и другое вызвало во мне такой чудовищный страх, что натура моя обнажилась до самых корней... Конвоир, который вел меня однажды с такого допроса, спросил меня — "У тебя малярия?

Спектакли его и раньше не особо нравились руководству, но теперь неудовольствие можно было не прятать в усы. Расстреляли его в 1938 году. Неприглядно, с вызывающими тошноту подробностями. Латинское «так проходит мирская слава» к Мейерхольду неприменимо. На него до сих пор молятся, и чем дальше — тем истовее. Но далеко не все были в восторге от художественных новаций ниспровергателя при его жизни. Талантливее прочих проехались по Эмильевичу Ильф с Петровым в «Двенадцати стульях».

С дурацкими экспериментами и плакатностью «Чего молчишь, как Лига Наций? Гайдай в экранизации романа от души поизмывался над выдумывавшими за авторов прогрессивный подтекст «глубоко копает». И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда — Эраста Гарина. Тот знал, что играть.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий