Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. 21 год прошел со дня трагической развязки потрясшего всю Россию захвата заложников в театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост».
Норд-ост. Страшные подробности трагедии в стране спустя более 20 лет
Посмотрите, как выглядит сейчас театральный центр на Дубровке. Ровно два десятилетия назад граждан потрясли сообщения о том, что террористы атаковали столицу страны, захватив сотни зрителей театрального центра на Дубровке. 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. "Там до сих пор запах Берии не выветрился": в соцсетях обсудили квартиру в Хамовниках и не поняли, как в этом можно жить. Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке.
«Нам отсюда уже не выйти». Истории выживших и погибших в «Норд-Осте»
Иосиф Кобзон выводит из здания Театрального центра на Дубровке гражданина Великобритании, женщину, уроженку Сергиева Посада, и трех девочек. Что сейчас происходит у «Крокус Сити Холла». Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке. Сегодня театр на Дубровке продолжает радовать своих зрителей высококачественными спектаклями и концертами.
Театральный центр на Дубровке
Новый Театр Боякова – современное театральное пространство в исторической усадьбе XIX века в центре Москвы. Интерфакс: Руководитель думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что теракт в Crocus City Hall имеет некоторое сходство с тем, что произошло в театре на Дубровке в 2002 году, но российское общество сейчас другое. У входа в театр на Дубровке установлен монумент в память о жертвах теракта. Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. Ровно 20 лет назад, 26 октября 2002 года, начался штурм Театрального центра на Дубровке, захваченного террористами во время мюзикла «Норд-Ост».
«Рассказать, почему я жёлтенькая? После «Норд-Оста полетела печень»
В пять утра 26 октября 2002-го начался штурм Театрального центра на Дубровке. В 2002 году 23 октября произошел захват террористами Театрального центра на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост». Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе.
17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события
Там, в подвале, оказалось три работника центра, которые три дня сидели в подземелье. Когда здание театрального центра на Дубровке оказалось под угрозой взрыва, у силовых структур не осталось выбора. Театральный центр на Дубровке: работает как и прежде.
Теракт на Дубровке 16 лет назад. Как это было
Но больше туда не ездила, пока не могу и не хочу. И сейчас — 22 года прошло, а для меня даже воспоминания о пребывании в этом городе огромный стресс. Что твоя жизнь, жизнь твоих близких, я имею в виду заложников и родственников погибших с 23 по 26 октября 2002 года, изменилась. С 27 октября она стала другой. А когда вернулась в Калининград, город жил своей обычной жизнью. С днями рождения, свадьбами, влюбленностями, по телевизору показывали «Фабрику звезд» или что-то в этом роде. Ты-то будто бы жил все эти дни в другом мире и в другом времени, а вся страна — как прежде. Этот вот диссонанс резал прям по живому. И сейчас я понимаю пострадавших в Красногорске и их близких, они переживают страшнейшую беду. У них жизнь пополам.
Кто-то даже считает, что она закончилась. А мир живет дальше. Если бы мы каждую трагедию прочувствовали все вместе одинаково, мы бы не выжили. Жизнь невозможно остановить, в этом ее смысл, ее плюс и минус. Чтобы снова пережить тот ужас? Например, зашла на сайт «Крокуса», посмотрела на расположение зала, на первый этаж, вход. В нашем потоке информации разобраться объективно трудно. Множество людей, которые что-то знают, что-то слышат, во всем разбираются, дают советы или комментируют чьи-то действия. А я-то знаю, что каждый такой теракт — это личное горе.
И оно может стать горем любого человека, потому что все точно так же ходят с мужем, с ребенком, с подругой в пятницу после рабочей недели куда-то отдохнуть. После теракта в «Крокус Сити Холле» я вдруг впервые за 22 года после «Норд-Оста» подумала: когда я сидела в зале на Дубровке, больше всего на свете боялась взрыва — нас обложили взрывчаткой. Но почему-то вообще не думала про пожар, мы же и от него тоже могли погибнуть. Это для меня был новый вектор осмысления ситуации. Но я давно про себя знаю, что отношусь к людям, которым нужно действие. Провести сидя 58 часов — для меня пытка, кое-как я пыталась активничать, чтобы не сойти с ума. Уговорила террористов отпустить за одеждой — в зале было холодно, старалась много разговаривать — мне так было легче. Смогла бы я сегодня просидеть там же 58 часов?
Собранные в зале заложники длительное время оставались без пищи и воды террористы приносили им лишь найденные в буфете минеральную воду и жевательную резинку [16]. О случившемся немедленно извещён Президент России Владимир Путин [17]. Поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захватчики называя себя «смертниками из 29-й дивизии» [18]. Начинается проверка паспортов. Артистов мюзикла размещают на балконе. В центре зала и на балконе размещаются два металлических баллона — ресиверы от « КамАЗа ». Внутри каждого — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. Подполковник К. Васильев в военной форме, со служебным удостоверением прошёл через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами, предлагая себя в обмен на свободу заложников-детей. Боевики не поверили, что он пришёл сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. Террористы отпускают 15 детей [22] и ещё несколько десятков человек, среди которых женщины, иностранцы и мусульмане [23]. Её быстро допрашивают, уводят в коридор и убивают тремя выстрелами из автомата. Чуть позже выдвигаются дополнительные требования об обязательном участии в переговорах журналистки Анны Политковской , политиков Бориса Немцова , Ирины Хакамады и Григория Явлинского [31]. Спустя полчаса Иосиф Кобзон выводит из здания Любовь Корнилову и трёх детей: двух её дочерей и одного ребёнка, которого она назвала тоже своим [32] , вместе с ними выходит Марк Франкетти. Затем выходят и двое сотрудников «Красного креста», которые за руки выводят из здания пожилого мужчину — гражданина Великобритании [33]. Во время переговоров с ними террористы заявляют о готовности отпустить 50 заложников, если к ним прибудет глава администрации Чечни Ахмат Кадыров [35] [К 1]. Через полчаса переговорщики покидают здание ДК. Через 15 минут они выносят тело убитой Ольги Романовой [36].
После суда над Закаевым в Страсбург от нас пошло ещё 42 новых заявления. Теракт на Дубровке показал, что Россия на тот момент вообще не была готова к такого рода испытаниям. Когда произошёл теракт в столичном метро между станциям Павелецкая и Автозаводская, я сделал определённые выводы. Например, я заметил, что пострадавших несли на носилках, которых было достаточное количество. У нас такого не было. Не хватало машин скорой помощи, не хватало транспорта для мобилизации людей по больницам. Если бы всё это было — жертв трагедии было бы меньше. Getty 130 человек, по официальной версии, погибли в теракте на Дубровке. Ирина Хакамада, кандидат экономических наук. На момент теракта являлась депутатом Госдумы от фракции "Союз правых сил". Была в числе тех, кто заходил в Театральный центр на Дубровке для проведения переговоров с террористами. Переговоры с боевиками должны были вести профессионалы Я хорошо помню те страшные октябрьские дни. Я лично видела пятерых террористов и поняла, что они настроены решительно и что счёт идёт на минуты. В сам зал к заложникам меня не пустили. Я попросила разрешения принести им воду и получила согласие. Когда я покинула здание, то в течение всех последующих часов люди меня спрашивали: а как там, а что там, а что боевики? Но я не могла никому, в том числе и спецслужбам, описать детальной картины происходящего, потому что просто не владела ею. Никто из зашедших в здание — ни я, ни Кобзон, ни Рошаль, ни Политковская — не могли вести переговоры с боевиками профессионально. Да, мы что-то подметили, что-то передали, но этого было явно недостаточно. С террористами должны были разговаривать люди, которые умеют это делать. И они же обязаны были давать рекомендации тем, кто заходил в помещение по запросу боевиков. Ради того, чтобы выиграть время и грамотно подготовить штурм, чего в итоге сделано не было. Getty Ирина Хакамада в дни захвата театрального центра. Алексей Филатов, президент союза офицеров группы "Альфа", лично знал людей, которые штурмовали Театральный центр на Дубровке. Власть и люди поняли, что на безопасности страны экономить нельзя Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. С тех пор многое изменилось. Усилились системы предупреждения и профилактики: вероятность даже попытки проведения подобных акций сведена к минимуму.
Так вот об этих, с позволения сказать, частностях, которые и не частности вовсе. Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. Просто стреляли во все, что движется. И при этом, в отличие от бараевцев, отнюдь не собирались становиться мучениками-шахидами и отправляться прямиком в рай. Не выдвигалось и никаких требований. Зато, перед тем как скрыться, бандиты подожгли громадное здание, умножив таким образом на порядок число жертв теракта. Не знаю, как у вас, а у меня при первых же известиях о пожаре в «Крокусе» сразу всплыли в памяти картина пылающего Дома профсоюзов в Одессе и ряд других эпизодов, связанных с сожжением людей бандеровцами. Для последних огонь — мистическая мрачная сила, связанная с местью, разными карами. Тогда как мусульмане видят в огне благодать. Как, кстати, и христиане. Особенно православные, которым в голову не придет сжигать людей заживо, да еще считая при этом, что так они очищаются от грехов. Вот этот огненный апокалипсис в «Крокусе» и заставил пристальнее взглянуть на запад. Не на восток, куда с подозрительной навязчивостью предлагали посмотреть в поисках виновных разного рода официальные и не очень лица. И то сказать: не успели отгреметь первые автоматные очереди в «Крокусе», как на трибуне в Вашингтоне появился «голубой воришка» Альхен. То бишь адмирал Кирби. И со своей обычной вселенской скорбью во взоре объявил: Украина к случившемуся в «Крокусе» отношения не имеет. Что тут же повторил в Киеве некто Подоляк, подвизающийся в советниках главаря тамошнего режима. А дальше понеслось. Потуги и старания навести на «исламский след» были достойны усердной рекламы средства от запора. И при этом злодеи-исламисты, на борьбу с которыми те же США положили битых два десятка безуспешных лет, почему-то направились прямиком к украинской границе.
Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста»
Восхищенный зал аплодировал. И вдруг … Из кулис выскочили странные вооруженные люди, совсем не похожие на юных артистов-авиаторов. Эти были с автоматами в руках, в камуфляже, на головах — черные маски — балаклавы. Вылитые бандиты из тогдашних боевиков! Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок.
Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы. Сбежавшие люди спасались как могли. Некоторые даже прыгали с верхних этажей и получали при этом тяжелые травмы, ломали себе ноги, но все-таки спасали свои жизни. Людям, закрытым в зрительном зале, террористы разрешили позвонить домой и подробно сообщить родным и знакомым о захвате театра.
Позже выяснилось, что так террористы стремились известить о захвате театра власти столицы и как можно больше людей, чтобы вызвать панику в городе. В подтверждение серьёзности своих слов довольно плюгавый «ведущий» сделал несколько выстрелов вверх. Посыпалась штукатурка… Террористы, хотя и объявили всех зрителей и работников театра заложниками, но не сразу выдвинули свои требования. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию. Довольно скоро весь зал был опутан проводами, а на театральных креслах расселись шахидки в «поясах смерти» и с пакетами со взрывчаткой.
Страшная весть уже неслась по городу. У театра, кроме спецназа, стали быстро собираться представители разных СМИ, родственники заложников и просто зеваки, поначалу не понимавшие, чем может обернуться их любопытство. О случившемся был немедленно извещён Президент России Владимир Путин. Ему сразу поступила информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захват театра Нельзя сказать, что московские власти не предпринимали никаких мер к мирному разрешению событий.
Неизвестно, на что надеялись боевики, но на другой день они пропустили в здание Театрального центра депутатов Госдумы РФ Асламбека Аслаханова и Иосифа Кобзона, а также съемочную группу российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Тележурналистам удалось записать на видео обстановку в захваченном театре, а Иосиф Давыдович Кобзон, как Заслуженный артист Чечни и народный депутат, вел себя так строго и напористо, что сумел уговорить боевиков отпустить троих детей и их маму. Четвертого плачущего малыша женщина выдала за своего и увела из страшного зала. Он остался жив. Позднее, но в тот же день, в здание смог войти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф профессор Леонид Рошаль и его иорданский коллега доктор, доцент кафедры хирургии Академии имени Сеченова Анвар Эль-Саид.
Их заставили вынести тело ранее убитой девушки. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», педиатры вернулись в здание Театрального центра и вновь стали уговаривать террористов отдать им детей. Внешне совершенно невозмутимый, доктор передал раненым и больным заложникам медицинские препараты у пожилых людей поднялось давление, у некоторых случились сердечные приступы и обмороки и оказал им первую помощь. С 17 часов и до полуночи Леонид Михайлович несколько раз под разными предлогами входил в зал, приносил лекарства, воду, средства гигиены и оказывал помощь, в первую очередь, детям и, если удавалось, раненным террористами взрослым. На другой день внешне спокойный доктор Рошаль снова появился на Дубровке с огромными коробками медицинских препаратов от Красного Креста и стал обходить своих пациентов.
Спокойно… Как во время обычного обхода пациентов в своей детской больнице… Словно и не видел вооруженных террористов и 18 шахидок, обмотанных «поясами смерти». А ведь кому-то из захватчиков показалось, что под белым халатом У Леонида Михайловича «что-то шевелится, не прослушка ли? Террористы не рискнули его тронуть. Хотя, конечно, все переговорщики, вернувшись из зала, где стоял запах смерти, описывали спасателям обстановку в захваченном театре, чем помогали руководителям операции. К тому времени захватчики объявили, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках случайно около 75 человек из 14 стран, в том числе из Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США.
Им пообещали свободу. Под этим предлогом в зале началась проверка паспортов. Детей — артистов мюзикла, иностранцев и мусульман после проверки размещали отдельно — на заминированном балконе. В центре зала и на балконе были установлены две большие самодельные бомбы — металлические бочки — ресиверы от «КамАЗа». Внутри каждой — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом.
Удивительно, но мюзикл «Норд-Ост» просуществовал еще несколько лет после трагедии, несмотря на тяжелые с ним ассоциации. Более того, роли в нем исполняли те же актеры. Это нормально, такое бывает. Если говорить про людей вообще, то народу меньше не стало точно, может, даже немного больше. И очень жаль, что его закрыли, — на мой взгляд, он был единственным российским качественным проектом. Надеюсь, когда-нибудь восстановят. Из-за чего закрыли — сказать сложно. Может, в связи с терактом. Никаких проблем с творческой частью не было точно.
Наверняка это безумно тяжело.
Архитектурный ансамбль считается памятником конструктивизма, выявленный объект культурного наследия. Расскажу о нем в одной из следующих публикаций. Поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях! Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.
Я на других площадках:.
В феврале 2012 года на Дубровке была освящена временная деревянная православная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. Рядом с ней в 2011-2015 годах построен каменный храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Уголовное дело, судебные решения Уголовное дело по факту захвата Театрального центра на Дубровке было возбуждено прокуратурой Москвы 23 октября 2002 года по части 3 статьи 30, части 3 статьи 205 и части 3 статьи 206 УК РФ "покушение на терроризм" и "захват заложников". По данным прокуратуры, организаторами теракта были лидеры чеченских бандформирований Шамиль Басаев, Хасан Закаев и Герихан Дудаев. В отношении захватчиков центра дело было прекращено в связи с их смертью.
В 2003-2006 годах приговоры были вынесены в отношении еще шести лиц. Суд приговорил его к 7 годам заключения в колонии общего режима, лишив права занимать должности на госслужбе и в органах внутренних дел сроком на 3 года. Все они были признаны виновными в подрыве автомобиля у ресторана быстрого питания "Макдоналдс" на юго-западе Москвы за несколько дней до захвата Театрального центра погиб один человек, восемь человек получили ранения , а также в пособничестве терроризму и захвате заложников на Дубровке. Ввиду того, что предполагаемые организаторы теракта Хасан Закаев и Герихан Дудаев не были пойманы Шамиль Басаев был ликвидирован в 2006 году , следствие неоднократно продлевалось. В июне 2007 года оно было приостановлено в связи с неустановлением местонахождения Закаева и Дудаева. Москве возобновило расследование уголовного дела о захвате заложников на Дубровке. Основанием стало задержание одного из предполагаемых организаторов теракта - Хасана Закаева.
Он отвечал за доставку в Москву оружия, взрывчатки, "поясов шахидов", а также распределял доставленный в столицу груз по заранее снятым в аренду террористами квартирам и домам.
«Рассказать, почему я жёлтенькая? После «Норд-Оста полетела печень»
В один прекрасный октябрьский день все обучающиеся были разделены на несколько команд и получили задание сымитировать телевизионное выступление политика в прямом эфире. В одной из команд эта роль досталась мне. Совершенно случайно. На короткой репетиции решили изобразить одного известного оппонента единороссов, совсем недавно ставшего большим сюрпризом для всей страны.
Придумали текст в форме вопросов и ответов, надели на меня очки. По счастью, выступали не первыми. Организаторы по завершении каждого раунда молитвенно упрашивали всех последующих твердо придерживаться временного регламента.
Касались эти призывы и нас. После первых же моих слов, произнесенных характерной скороговоркой вкупе с разносторонними кивками откуда и когда я подсмотрел у политика эту манеру поведения?.. Все дружно реагировали на каждую мою реплику.
А в дальнейшем никто так и не захотел поверить, что все это было чистой импровизацией, тем более получившейся впервые. Для «Софрина» я так и остался закоренелым кавээнщиком, хотя раньше в этом клубе не состоял. Но кульминацией того спектакля стала совершенно неожиданная ситуация.
В разгар моего выступления внезапно раздался громкий трезвон телефона Нелли Петковой. Мобильники были тогда большой редкостью и служили предметом бесконечной гордости их обладателей. Так что такое нарушение тишины воспринялось всеми очень болезненно.
А что же я? Не успела Петкова дотянуться в демонстративном жесте до своей «моторолы», как я бойко обратился к своему партнеру по сценке: «Что? Я должен понимать, что мое время уже истекло?..
Это был взрыв. Уже не смеха или всеобщего хохота. Словом, экстаз был достигнут полный!
И над всем этим регочущим морем тел невозмутимо возвышался я, пребывая в абсолютной серьезности своего образа. Справедливости ради надо признать, что вне учебных выступлений я в компании коллег выглядел довольно бледно. Ведь хохмачей и остроумцев собралось со всей страны тогда немало.
Но такого уровня ситуационной реакции во время занятий никто из них демонстрировать почему-то не мог. Или им было неохота?.. В итоге нам объявили, что вожделенная поездка на мюзикл «Норд-Ост» для нас отменяется.
Что ж, осадочек сожаления вполне себе сумел загладить прощальный банкет в санатории «Софрино». На календаре было 24 октября 2002 года. В школе Беслана еще учились все.
До 1 сентября 2004 года оставалось 678 дней. Впереди Россию ждали новые кровавые испытания. Последние новости.
И нам этого времени должно хватить, чтобы разобраться, где заложники, где террористы, что с заминированием. Сами мы были в противогазах — они должны были сработать на защиту. Были другие варианты штурма? В первый же вечер мы обсуждали их в оперативном штабе.
Кто-то предложил забраться на крышу с альпинистским снаряжением — чтобы ворваться в окна второго этажа. Но там оказались окна кабинетов, гримерных. Они все были заперты, и там не только окна, но и двери тоже пришлось бы выбивать. И вы отказались от идеи штурмовать через крышу?
Да, в первый же вечер. Три полковника ФСБ, в том числе и я, поднялись на крышу — и начали смотреть — где можно закреплять базу, где нельзя. И тут на соседней крыше мы увидели корреспондентов с камерами… Они вели съемку всего, что мы делали. Так вас невольно «сдали»?
Да, это все выдавалось сразу в прямой эфир. В котором прозвучало: вот сотрудники группы «Альфа» — и штурм, наверное, будет с крыши. Это увидела не только вся страна — но и террористы в зале Норд-Оста. Они сразу выдвинули ультиматум: если эти трое с крыши не уйдут, мы сейчас начнем расстреливать каждого десятого заложника.
После чего нам поступил приказ — вернуться в оперштаб, который был в соседнем здании, в больнице. Да, там было очень много взрывных устройств по всему по залу. Если бы мы начали штурм без газа, кто-то из террористов наверняка нажал бы кнопку — и произошел подрыв. И здание могло бы сложиться — вместе с заложниками и с нами.
Нас построили и сказали, что операция будет очень сложная. И если у кого-то есть противопоказания — могут об этом заявить. Отказавшиеся были? Никто ничего не сказал.
Сергей Степашин в интервью «Комсомолке» недавно сказал, что для отработки штурма в Москве нашли похожий Доме культуры, как на Дубровке. Вы там тренировались? Мы — нет, а другие подразделения, в частности, «Вымпел» — да. Группа, которой руководил я, от начало до конца была рядом с захваченным центром.
Когда подали газ, смертницы с поясами сразу отключились? Я в это время был со своим замом в подвале. Обеспечивал проход ребят, которые пришли с газом. Потом мы вышли — экипироваться, и второй волной подключились к штурмующим.
Когда мы зашли, смертницы уже были мертвы. Кто-то из офицеров мне сказал, что их уничтожили при попытке подорваться. Когда прозвучала команда «штурм» — как это выглядело?
Впервые показанный в 2001 году, написанный и поставленный Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко по мотивам романа Вениамина Каверина "Два капитана", "Норд-Ост" стал первым российским стационарным мюзиклом, выполненным на бродвейском художественным и техническом уровне. И это был первый по-настоящему патриотический музыкальный спектакль, на который зрители ходили снова и снова, чтобы подпитаться ненаигранным оптимизмом и искренней гордостью за свою талантливую страну. Из архива "Норд-Оста" Спектакль с нарастающим успехом прошел более 400 раз, он был награжден премией "Золотая маска" как лучшее произведение в этом жанре - и пока, добавим, непревзойденное.
Что твоя жизнь, жизнь твоих близких, я имею в виду заложников и родственников погибших с 23 по 26 октября 2002 года, изменилась.
С 27 октября она стала другой. А когда вернулась в Калининград, город жил своей обычной жизнью. С днями рождения, свадьбами, влюбленностями, по телевизору показывали «Фабрику звезд» или что-то в этом роде. Ты-то будто бы жил все эти дни в другом мире и в другом времени, а вся страна — как прежде. Этот вот диссонанс резал прям по живому. И сейчас я понимаю пострадавших в Красногорске и их близких, они переживают страшнейшую беду. У них жизнь пополам.
Кто-то даже считает, что она закончилась. А мир живет дальше. Если бы мы каждую трагедию прочувствовали все вместе одинаково, мы бы не выжили. Жизнь невозможно остановить, в этом ее смысл, ее плюс и минус. Чтобы снова пережить тот ужас? Например, зашла на сайт «Крокуса», посмотрела на расположение зала, на первый этаж, вход. В нашем потоке информации разобраться объективно трудно.
Множество людей, которые что-то знают, что-то слышат, во всем разбираются, дают советы или комментируют чьи-то действия. А я-то знаю, что каждый такой теракт — это личное горе. И оно может стать горем любого человека, потому что все точно так же ходят с мужем, с ребенком, с подругой в пятницу после рабочей недели куда-то отдохнуть. После теракта в «Крокус Сити Холле» я вдруг впервые за 22 года после «Норд-Оста» подумала: когда я сидела в зале на Дубровке, больше всего на свете боялась взрыва — нас обложили взрывчаткой. Но почему-то вообще не думала про пожар, мы же и от него тоже могли погибнуть. Это для меня был новый вектор осмысления ситуации. Но я давно про себя знаю, что отношусь к людям, которым нужно действие.
Провести сидя 58 часов — для меня пытка, кое-как я пыталась активничать, чтобы не сойти с ума. Уговорила террористов отпустить за одеждой — в зале было холодно, старалась много разговаривать — мне так было легче. Смогла бы я сегодня просидеть там же 58 часов? Спрашиваю себя об этом часто. Если бы речь шла только о моей жизни, то при первой же возможности я попыталась бы бежать к выходу.
17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события
К зданию начали съезжаться наряды полиции. На месте был мэр Москвы Юрий Лужков. Первые жерт вы теракта на Дубровке В этом теракте были жертвы, которых можно было бы избежать. Так, например, 26-летняя Ольга Романова была расстр еляна террорис тами в одном из подсобных помещений.
Девушка решила, что в одиночку сможет убедить боевиков отпустить людей. Ей удалось прорваться через оцепление к зданию. Попытки вернуть ее обратно провалились, и Романова дошла до дверей т еатральн ого центра.
Они оказались закрытыми. За оцеплением все выдохнули, однако Ольга нашла вход в здание с тор ца и оказалась внутри. Через несколько минут прозвучали выстрелы.
Позже боевики вынесли ее тело. А до этого террористы расправились с полковником юстиции Константином Васильевым, ко торый требовал, чтобы т е отпустили заложников. Переговоры 24 октября на переговоры с террористами приезжали депутат Госдумы Асламбек Аслаханов и сенатор Руслан Аушев.
Но п ереговоры у спехом не ув енчались. Хакамада прибыла на перегов оры с терро ристами, но уговорить их отпустить заложников ей не удалось. Они сказали, что принципиально их не отпустят, — говорила она в интервью телеканалу НТВ.
Боевики не хотели договариваться. Зато после того как в здание вошел певец Иосиф Кобзон, террористы отпустил и вместе с н им несколько заложников. Очевидно, им польстило общение с народным любимцем.
Таким образом здание покинули еще несколько детей и одна женщина. Григорий Явлинский тоже пытался вы ступить в роли пер еговорщика и попросить отпустить заложников, но тщетно. Были среди заложников те, кто пытался спастись своими силами.
Вечером 24 октября они бежали через окно, и террористам не удалось их поймать. После этого настроения внутри здания изменились. Боевики приготовились в любой момент осуществить свой план и подорвать здание.
Главарь группировки Бараев обещал устроить взрыв, если начнется штурм. Была предпринята очередная попытка договориться. Глава ФСБ Николай Патрушев предложил террор ист а ми сдаться, но д оговариваться боевики не собирались.
Ситуация с каждой минутой осложнялась, потому что после разговора с главой ФСБ террористы вообще отказались от да льн ейших переговоров.
Ну, в принципе, ничего, все сейчас дозвониться пытаются, но не у всех получается. И боевики ходят с оружием. Мы как сидели, так и сидим. Как смотрели спектакль.
По краям, там, где откидные сиденья, стоят женщины, заминированные все. В середине лежит заминированное взрывное устройство. Около него и по всему периметру, по всему залу. Стоят как бы. Заминированные, с оружием как бы.
По ходу — камикадзе. Нереально, но, мне кажется, мы здесь все ляжем. И это не шутка. Больницы Москвы перешли на усиленный режим работы. У театра собралась толпа неравнодушных, родственников и друзей заложников.
Они ждали не только известий, но и реакции властей — ее не было. С 25 октября на Дубровке начались митинги — люди требовали, чтобы силовики стали активно действовать для освобождения заложников. Один из митингов, который провели родственники заложников, состоялся возле собора Василия Блаженного.
Сами террористы требовали, чтобы в переговорах принимали участие конкретные журналисты и политики, среди которых называли Бориса Немцова, Григория Явлинского, Ирину Хакамаду и Анну Политковскую.
В результате переговоров отпустили 20 человек, среди которых были дети и иностранцы-мусульмане. Террористы обещали отпустить американцев, которые оказались в зале, но так этого и не сделали.
И локация понятна, и отрицательных эмоций не вызывает. О случившемся напоминает лишь мемориальная доска на углу здания. По официальным данным погибли 130 заложников, по неофициальным - 174 человека. Традиционно в ДК располагались студии и кружки. К зданию пристроен кинозал, который нынче пустует. Квартал назвали как деревню, которая там когда-то находилась - Дубровка.