Преподавание истории и обществознания в школе: научно-теоретический и методический журнал / учредитель: ООО "Школьная Пресса". По мнению политолога, в обучении истории в школе главное — не свести ее преподавание к выхолощенным догмам и красивой отчетности. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания.
Минобразования приняло новую концепцию преподавания истории: что изменилось
В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на Украине, сообщает 31 января пресс-служба Минпросвещения. Иван Шилов ИА REGNUM Настоящая история В ведомстве добавили, что данный учебник пройдет обязательную апробацию уже в этом учебном году, затем посмотрят на результаты, при необходимости проведут доработку. Школьная программа должна отвечать вызовам времени и давать актуальные знания, в том числе исторические, отметили представители министерства.
За очень короткий срок переписывались школьные учебники, их было огромное количество. Был плюрализм мнений во всем, плюрализм подходов к образованию: сколько мировоззренческих платформ — столько и учебников. Переписать историю тогда активно помогали западные «советники». Поймите: самое страшное в истории государства, человечества — это когда вы убиваете прошлое.
Молодой человек должен гордиться тем местом, той страной, где он родился и вырос, теми людьми, героями, которые хранили и хранят ее. Иначе не будет движения вперед, вы лишаете людей будущего. Если все очернить, то дальше-то что? Ольга Васильева президент Российской академии образования Родилась 13 января 1960 г. Вы оцениваете пересмотр 1990-х как радикальный? Большевики предприняли попытку отмести весь период, который был до 1917 г.
Сейчас трудно себе представить, что в начале прошлого века история была исключена из программы средней школы и высших учебных заведений, были закрыты факультеты в Москве и Петрограде. Но в 1931 г. Сталин, выступая на конференции работников социалистической промышленности, сказал, что у нас есть Отечество, связал воедино историческое полотно до 1917 г. В 1930-х гг. В 1990-е наша страна наступила на грабли второй раз. Тогда отчетливо звучали идеи: «белые пятна советского периода, все было плохо, все перепишем и двинемся вперед».
Пытались создать новые интерпретации с опорой на западных историков. Дальше больше: вузы сами отбирали содержание, трактовку тех или иных событий. Чего они там преподают, как они преподают? До недавнего времени единых подходов к преподаванию истории в вузах фактически не было — каждый решал этот вопрос сам. Нам нужен взвешенный учебник по истории. Общество должно было к этому прийти.
Должно было это внутри себя переболеть, пережить и понять: то, что мы с вами говорим о ценностях, — мы правильно делаем. Пытаемся объяснить для любого поколения, что такое ценности. Сначала подтянули школы. Был создан историко-культурный стандарт и перечень «трудных» вопросов, которые разбирались профессионалами. Работали ученые большой академии, Российское историческое общество, ассоциация архивистов, профессионалы, школьные учителя, много хороших историков. Сегодня эта работа продолжается в вузах.
На что в этом обучении нужно сделать акцент? А это «что-то» воспитывает родной русский язык, литература, история. Я глубоко убеждена: если предмет интересно преподавать — он ребятам очень нравится. Сначала ты увлекаешь молодого человека, рассказываешь, сопереживаешь вместе с ним. Это все иногда напоминает красочный моноспектакль. А потом потихонечку объясняешь: ребята, без дат сложно разобраться.
Я не буду дробить даты до мелочей, но какие-то периоды в истории все-таки нужно знать: что сделала страна, что она дала миру. Очень любят, когда я рассказываю, о том, что дочь Ярослава Мудрого XI в.
При этом высвобожденные учебные часы перераспределят на изучение истории. У обучающихся 5-8-х классов будет по 3 часа истории в неделю, у 9-классников — по 2 часа. В свою очередь, общее количество часов, отведенных на изучение истории, увеличится с 340 до 476. Положения, касающиеся федеральных рабочих программ по учебным предметам "История" и "Обществознание" и перераспределения часов по ним, начнут действовать с 1 сентября 2025 года.
Помимо этого, в последние годы всё меньше выпускников выбирают ЕГЭ по физике, предпочитая сдавать информатику, что в дальнейшем вызывает у них сложности с обучением на инженерных направлениях. Чтобы решить эту проблему, чиновники предложили зачислять на инженерные факультеты по результатам не двух, а трех ЕГЭ — по профильной математике, информатике и физике. Напомним, что в 2020 году Минобрнауки разрешило абитуриентам самостоятельно выбирать, какой экзамен сдавать для поступления на ряд направлений — ЕГЭ по физике или информатике. Среди этих направлений оказалось и инженерное. В результате значительная часть абитуриентов, по словам ректора МФТИ, «приходит на эти программы без достаточного уровня подготовки». Министр просвещения Сергей Кравцов признал тенденцию сокращения интереса школьников к физике, но призвал не драматизировать, поскольку «есть рост числа сдающих информатику». Однако для вузов выбор информатики абитуриентами создаёт дополнительные трудности.
Комментируя этот факт, ректор Томского политеха Дмитрий Седнев отметил: «Мы получаем очень разношерстные группы, которые сложно одинаково обучать.
О проблемах преподавания истории в школе
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю | Таким образом планируется закрыть вопрос о недостаточности преподавания истории в школе. |
Преподавание истории в школе | Российское историческое общество (РИО) представило концепцию единого вузовского курса истории для тех, кто учится в непрофильных вузах, сообщает Минобрнауки. |
Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе — все самое интересное на ПостНауке | В Российской академии образования прошло заседание бюро Отделения общего среднего образования, на котором ведущие ученые и эксперты обсудили проблемы преподавания школьного курса истории. |
С какого класса преподавать историю в школе? Комментарий Георгия Бовта | Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории. |
Точка зрения | Проблема преподавания истории России в школе | До этого общее количество часов на преподавание истории в школах составляло 340. |
Принята новая концепция преподавания истории России в школах
Вопросы преподавания истории в школах обсудили в Казани на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания с участием министра просвещения Ольги Васильевой. В этой связи позвольте доложить, что министерством разработана единая программа преподавания истории", – сказал Кравцов. Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России школах. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал.
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Так, старшеклассникам теперь будут преподавать историю России по единому учебнику. Один из его авторов — помощник президента, глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. На неделе новые книги передали в школы региона. Речь о них шла и на открытии традиционного областного августовского педсовета. После Победы в Великой Отечественной и до наших дней. Учебник — единый, уровень — базовый. В приоритете сегодня — внимание к содержанию. Теперь государственное. Это семейственность, гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспитание. И самое главное, что оно у нас идет из первичного звена, из самой образовательной организации.
Так вот, я скажу, это хороший учебник. Многие его ругали, но мне в этом видится некая ангажированность. Материал очень внятный, взвешенный. Есть даже свои находки вроде портретов гласных и лидеров партий царской Думы и коротких справок о них, цитат напротив портрета — так лучше всего запоминается. Для каждого итогового утверждения у них есть 2-3 аргумента «за» и «против», много справок, контекстов приведено в учебнике... Видно, что над ним серьезные авторы работали, много аналитики, факты представлены не однобоко, изложено доходчиво. Но при этом резко контрастирует со всем остальным содержанием последний раздел, по XXI веку. Вот, словно этой другой человек писал. Посмотрел — и правда другой. Вот там присутствуют и ангажированность, и однобокость изложения информации. И передергивания, и какие-то штампы в советском стиле.
Вам об этом скажет любая мама», - отметила спикер СФ. Воспитывая подрастающее поколение, пристальное внимание нужно уделать системе образования. Валентина Матвиенко привела в пример Украину, где детям буквально за одно-два поколения внушили ложные взгляды на историю страны, создав тем самым националистическое государство. Россия преследует другие цели.
Он заявил, что подобная система существует уже 150 лет в США — там занятия ежедневно начинаются с обязательной «короткой молитвы во славу Америки, ее символов и флага». Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «личной позицией» идею Мединского о воспевании флага в российских школах и заявил, что она не связана с официальными решениями Кремля. Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале.
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории
В протоколе заседания Коллегии отмечено, что утверждение проекта Концепции позволит существенно улучшить качество преподавания истории в общеобразовательных организациях. По мнению политолога, в обучении истории в школе главное — не свести ее преподавание к выхолощенным догмам и красивой отчетности. Одной из важнейших проблем преподавания истории в школе стала проблема мотивации ученика. Углубление корректировок курса школьной истории подтверждается косвенно. Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты.
В ЮФУ рассказали об инновационных подходах к преподаванию истории
По словам Чубарьяна, расширение материала, к примеру, по той же Азии не будет слишком большим: все-таки в учебном плане школ на историю выделено немного часов. Однако даже ради этого в будущем планируется на федеральном уровне поставить вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории. По мнению Кацвы, у школьников есть определенное количество учебных часов и, главное, определенные пределы усвоения материала. Он убежден, что если в учебниках не сократят часть про Европу, то, скорее всего, Азию, Африку и Латинскую Америку просто никто не будет проходить. В школе есть набор предметов, предельно допустимые нагрузки. Либо нужно будет при передаче дополнительных часов на историю сокращать часы по другим предметам. Люди рассуждают об этом по принципу, лишь бы сказать, продемонстрировать, что они озабочены проблемой», — сожалеет Кацва. RU Выпуск новых учебников — это большой процесс, сходятся специалисты. Книгоиздание занимает приблизительно год-два. Это время школьники будут учиться по старым материалам.
Я знаю многие учебники по всеобщей истории, и они очень неплохие», — обнадежил Чубарьян. Получить оперативно комментарий в Минпросвещения РФ не удалось. RU направило туда запрос. Ответ на момент публикации получен не был. Изменить подходы к преподаванию истории в школах хотят не только в профсообществе, но и в Госдуме.
Вот самое главное, что необходимо понимать: основное содержание предмета Обществознание сохранится, общая часовая нагрузка на школьников в рамках школьной программы не увеличится, экзамены по Обществознанию будут адаптированы под обновленный курс. Полностью разделяю позицию Института стратегии развития образования: «Роль общественно-научных предметов в системе современного образования заключается в формировании личности, ответственной за свою судьбу и за судьбу своего Отечества, разделяющей цели и ценности современного российского общества, способной на самоопределение и эффективное участие в различных видах деятельности в разных сферах жизни общества. При этом в условиях усиления суверенности российской системы образования решение этой задачи возможно только через изучение взаимосвязей между текущим этапом развития общества и событиями того или иного исторического периода». И не менее важное, коллеги, не будем забывать, что у нас в учебную программу введены занятия «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты», где школьники также получают важные знания о жизни общества. Татьяна Коваль, методист МК НМУ «Городской методический кабинет Департамента образования и молодежной политики Администрации города Ялта» МО ГО Ялта Республики Крым: Отрадно, что в программе учебного предмета «История» для 5-7 классов предусмотрены часы для изучения курса «История нашего края», что позволит, например, такие сложные для пяти-шестиклассников понятия как «материальная культура», «духовная культура и духовно-нравственные ценности» и другие объяснять не сухими терминами, а на материале конкретных исторических событий родного края. За счёт этих нововведений планируется существенным образом поднять уровень историко-культурных знаний учащихся, укрепив, прежде всего, знания истории своей малой Родины в контексте развития России. Алексей Лубков, ректор МПГУ: В проекте обновленной Федеральной образовательной программы отражены ключевые положения базовых социогуманитарных дисциплин, традиционно составляющих содержательную основу школьного курса «Обществознания». При этом в первый год обучения 9 класс предполагается сформировать знания, ценностные ориентиры и способы деятельности, необходимые подростку для жизни в современном российском обществе. На следующей ступени образования в 10—11 классах обучающиеся расширяют свои знания о российском обществе, получают представление о национальных целях развития нашей страны, о месте России в современном миропорядке. Особое внимание в старшей школе уделяется проблемам профориентации, знакомству с социально значимыми профессиями и способами их получения. Не произойдёт и отказа от преподавания обществознания в старшей школе на углубленном уровне с изложением основ социальных наук. Обновленное содержание обществоведческого курса строится на новых мировоззренческих и аксиологических принципах: Россия-центричности; приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, необходимости консолидации российского общества на их основе; практикоориентированности обществоведческой подготовки; усиление интегративной сущности обществоведческого курса, опора на уже полученные обучающимися исторические, литературоведческие, географические и другие предметные знания.
Но официального утверждения его не было», — подчеркнул Чубарьян. Руководитель Института всеобщей истории также отметил, что преподавание предмета перешло от концентрического принципа к линейному, что означает отказ от повторения ранее пройденных тем в 10 и 11 классах. История 20 века будет изучаться теперь не только в 11 классе, но и в 10. Переход на линейный принцип даст возможность педагогам изучать историю 20 века без спешки, отметил победитель конкурса «Учитель года-2018», педагог из Чечни Алихан Динаев. Чубарьян считает, что теперь необходимо привести в соответствие курс «Всеобщей истории», чтобы «не было разнобоя», когда одни и те же исторические отрезки проходят параллельно в двух курсах истории. Если вам нравятся новости на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Она назвала данное решение правильной инициативой и отметила, что «изучение истории надо начинать как можно раньше». Это должны быть простые, захватывающие образы, подача через игровые моменты, просмотр фильмов и обязательно встречи с нашими героями, ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, пока они ещё живы. Нужно сделать всё, чтобы детей именно заинтересовать», — сказала депутат в беседе с RT. Под российским флагом Ещё одной новацией в образовательной системе, о которой Сергей Кравцов рассказал в рамках форума «Сила в правде! За 2022—2023 годы мы планируем оснастить все школы. Также мы разработали методические рекомендации по использованию государственных символов в обучении», — сказал Кравцов. Также по теме «С проблемами столкнулись многие»: почему российские студенты оставляют западные вузы Студенты из России, которые учились за рубежом, переводятся в отечественные вузы. Многие за границей столкнулись с давлением из-за... Стоит отметить, что рассмотреть вопрос об использовании в школах флага, герба и гимна России в октябре прошлого года предложил президент РФ Владимир Путин. По мнению члена комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб, решение исполнять гимн в начале учебной недели отвечает сегодняшним реалиям. И это очень прискорбно. Мы любим свою страну, но именно такого рода упущения не позволяют нам объединяться на уровне наших государственных символов. А ведь гимн, флаг — это то, что нас по-настоящему объединяет», — рассказала Бессараб в беседе с RT.
Преподавание истории в школах и вузах скоро изменится
Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал. Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023). Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Участники большого педагогического совещания в этом году начали работу, как было сказано, с самого важного — преподавания в школах истории родной страны и его составной части — краеведения. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания. Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России школах.
О проблемах преподавания истории в школе
9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы. Самая громкая новость последних дней в системе образования – в школьных общественно-научных дисциплинах. Сергей Кравцов также сообщил, что сейчас активно прорабатывается вопрос об увеличении количества часов на преподавание истории в основной школе.
В Минпросвещения рассказали, какие именно правки внесут в учебник истории
Позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «личной позицией» идею Мединского о воспевании флага в российских школах и заявил, что она не связана с официальными решениями Кремля. Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале.
Как рассказала ректор ЮФУ Инна Шевченко, обновленные по содержанию учебники истории уже находятся в разработке. Они будут представлены в традиционном и электронном формате. И только когда мы получим обратную связь от историков, которые начинают преподавать обновлённый курс с сентября, мы продолжим работу», — рассказал начальник отдела Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ Андрей Фризен. Он добавил, что для работы над модификацией преподавания истории в школах и вузах создано четыре рабочие группы экспертного совета.
В изучении истории хорошим подспорьем являются интерактивные музеи, заметила Инна Шевченко.
Нам приходится вести адаптационную подготовку внутри вуза. Информатика — это все же цифровая грамотность и язык, а физика — это базовая грамотность и понимание мира. Это не может быть альтернативой». Кроме того, по его словам, преподаватели фиксируют «подготовку не к физике, а к сдаче экзамена», а это снижает качество подготовки, вследствие чего «требуется семестр или год для выравнивания до общего уровня».
В свою очередь, помощник президента и в 2004—2012 годах также глава Минобрнауки Андрей Фурсенко отметил, что проблема усугубляется из-за возникшего у государства запроса на специалистов «с инженерным мышлением». Фальков предложил коллегам создать отдельный федеральный проект по повышению качества преподавания физики. Сергей Кравцов ответил идеей концепции по развитию инженерного образования и предложил установить для инженерных факультетов три обязательных ЕГЭ, помимо госэкзамена по русскому языку: профильную математику, информатику и физику. Ректоры-участники совещания идею поддержали.
Это чрезвычайно важная, базовая вещь, отметил он. В ходе видеообращения он дал старт Году педагога и наставника в России, особо отметив заслуги российских учителей, которые воспитали достойных учеников, защитников Отечества. Он поблагодарил педагогическое сообщество, учителей и наставников за неизменную веру в Россию.
Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году
Россия является уникальной цивилизацией, поэтому необходимо самым тщательным образом выстраивать преподавание истории страны в школах и вузах. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине. Коллегия министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. 9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов фракция КПРФ провела «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы.