Страстная седмица — это важная для любого христианина последняя неделя перед Пасхой: рассказываем о ней по дням, выясняем ее суть, перечисляем, что можно и что нельзя есть в этот период. |. Какие продукты можно есть в разные дни поста, можно узнать в нашем календаре-инфографике. Как должна проходить у мирян первая неделя Великого Поста, в чем особенность первой седмицы, как разнообразить меню во время воздержания. Первая неделя поста отличается особенной строгостью, в том числе и в пище.
Меню на Великий пост по дням на 40 дней 2024 года для мирян
Что можно и чего нельзя делать в первую неделю Великого поста в 2024 году. Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста. Что можно кушать в пост по дням: таблица Рацион питания во время Великого поста составляется на каждую седмицу. Очень строгий пост, он предписывается в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам. Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил под силу только православным, проходившим этот путь не один раз. Такое правило следует соблюдать в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам.
Хоть редьки хвост: как питаться во время Великого поста
Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома.
Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день.
В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе.
Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем.
Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных.
Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние?
Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста.
Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры?
В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу.
Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.
Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».
Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося.
Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла».
Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св.
Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап.
То есть приема пищи без термической обработки. Для поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды. Понедельник Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума.
Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение. Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготавливают соки и настои. Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода. Бутерброд с авокадо В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке. Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса. На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой бутерброд из хлеба с авокадо , посыпанный семенами кунжута. Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день. В обед голод можно утолить салатом из огурцов и томатов , перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном. Перед ужином можно скушать банан , который даст ощущение сытости. Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.
Вторник Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом. Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, квас или воду. Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник. Конфеты из сухофруктов Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом. Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком. Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго. В обеденный перерыв можно приготовить питательный салат из репы, яблок, моркови с добавлением клюквы.
В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы в просторечии «средокрестье». В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу. В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»... Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью Воскресение. С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. Страстная седмица Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.
Строгое постное меню первой недели Великого поста немного послабляется лишь в завершающие первую неделю субботу и воскресенье в 2024 году 23 и 24 марта соответственно. Употреблять в эти дни можно не только сырые, но также и вареные продукты — овощи, различные крупы, приправленные небольшим количеством растительного масла. Кроме того, в субботу и воскресенье можно выпить немного вина, разбавленного водой и предварительно освещенного в церкви. Соблюдая правила и зная, что можно есть в первую неделю Великого поста можно, а что нет, не стоит все же делать это в ущерб собственному здоровью. В том случае, если организм человека здоров, постное питание пойдет ему только на пользу, будет способствовать очищению и восстановлению. Правила касающийся того, как питаться в первую неделю поста перед Пасхой, должны выполнять все верующие люди. Однако в случае наличия каких-либо медицинских противопоказаний подобной «диеты», меню может быть не таким строгим. Также разрешается несоблюдение вышеуказанных правил поста женщинам, ожидающим в скором времени появления малыша, и детям, для здорового роста которых в питании обязательно должны постоянно присутствовать витамины и белковая пища. Что ещё надо помнить начиная постится в первую неделю Великого поста Великий пост — это преддверие великого праздника Светлой Пасхи Христовой. Это время, предназначенное для подготовки к нему, как тела, так и души.
Великий пост: что можно есть постящимся
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье | Первая неделя Великого поста (18−24 марта в 2024 году) посвящена окончательной победе над еретиками-иконоборцами. |
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания | В этой статье вы узнаете, что можно и нельзя делать православным христианам, когда наступает первая неделя Великого поста. |
Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск | В первую неделю поста повысились цены на огурцы, помидоры и ржаной хлеб. |
Питание в Великий пост в 2024 году по дням
Какие продукты можно есть в разные дни поста, можно узнать в нашем календаре-инфографике. Что можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирян. Что можно есть в Великий пост. Соблюдая правила и зная, что можно есть в первую неделю Великого поста можно, а что нет, не стоит все же делать это в ущерб собственному здоровью. Страстная седмица — это важная для любого христианина последняя неделя перед Пасхой: рассказываем о ней по дням, выясняем ее суть, перечисляем, что можно и что нельзя есть в этот период. |. Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь.
Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля
В православной культуре есть четыре главных поста, но самый многодневный — Великий пост. После Вербного воскресенья начинается самая строгая неделя Великого поста – Страстная седмица. Именно первая неделя Великого поста считается самой строгой.
Календарь питания на Великий пост-2023. Правила на каждый день
Что нельзя есть во время поста Обратите внимание какие продукты запрещено кушать в Великий пост: все мясные продукты, независимо от вида мяса; мясные полуфабрикаты колбасы, сосиски, сардельки и т. Что можно пить в пост Пост предназначен освободить человека от привязанностей, поэтому чай, кофе следует ограничить или отказаться совсем. Если сделать это будет сложно, значит есть зависимость. Пост — это самое время попытаться избавиться от этой зависимости. Можно попробовать заменить бодрящие напитки на цикорий. Разрешается пить кисель, компот из сухофруктов, сок, морс, самодельный квас, какао без молока, травяные чаи.
Воду пить можно всегда. Исключение составляет отказ от воды перед Причастием, когда за 6 часов до Таинства нужно отказаться от воды и пищи. В определенные дни можно употреблять немного красного вина. Устав разрешает его в качестве антиоксиданта и противовирусного средства. Что можно кушать в пост, можете увидеть в таблице ниже: Великий пост Что можно кушать в пост: питание по дням Понедельник первой недели чистый понедельник — верующие совсем отказываются от употребления пищи.
В остальные недели по понедельникам, средам, пятницам — можно кушать холодную пищу без растительного масла один раз — вечером. Вторник, четверг — разрешается вареная, тушеная, запечённая пища без масла, также один раз в вечернее время. В субботу и воскресенье для приготовления пищи разрешено использовать растительное масло, позволительно немного виноградного вина кроме Страстной недели. Что можно кушать в Страстную неделю поста В Страстную неделю особое меню. С понедельника по среду можно кушать хлеб, сырые овощи, фрукты, орешки.
В четверг Страстной недели можно отведать один раз в день вареные овощи, кашу на воде с растительным маслом. В пятницу Страстной недели на все продукты наложен запрет, кроме хлеба и воды. Суббота Страстной недели — день без пищи. Воскресенье — праздник Пасхи, уже не постный день.
Корректировку питания следует предварительно обсудить с духовным наставником, он даст рекомендации по питанию исходя из ваших потребностей.
Что можно есть в пост Есть в пост можно только продукты растительного происхождения. Список довольно большой — разрешается употреблять все фрукты, овощи, грибы, бобовые и злаковые гречку, рис, булгур, пшено, геркулес и прочее. Жарить продукты нежелательно, лучше готовить на пару, варить или запекать в духовке. Из масел допускаются только оливковое или растительное. Сливочное запрещено, поскольку это продукт животного происхождения.
Но не стоит забывать, что в дни сухоядения любое масло под запретом. Отношение к употреблению морепродуктов неоднозначное. Прямых запретов нет, но не все священнослужители поддерживают идею есть креветок, моллюсков и устриц в Великий пост. Как правило, большинство придерживаются мнения, что морепродукты так же, как и рыба, разрешены в выходные и праздничные дни.
Содержание статьи Немного истории Великий пост — самый длительный из всех постов христианства, состоит из 40 дней четыредесятницы и страстной недели перед самой пасхой. Но уже в IV веке сорокадневное предпасхальное воздержание стало обязательным для всех благочестивых граждан. Продолжительность поста Церковь приняла как подражание посту Иисуса Христа, который он соблюдал в пустыне, а также голоданию пророка Моисея. По церковному уставу, если его упростить, воздержание заключается в ограничении количества пищи и ее качества. Основная цель воздержания: еда должна готовиться просто и быстро; продукты должны быть дешевыми.
Освободившееся время верующие тратили на молитвы для очищения души, а сэкономленные деньги раздавали в виде милостыни нищим. Первые 5 дней недели христиане могли есть один раз в день вечером только хлеб и воду, теплые овощи, исключалось даже растительное масло. В субботу и воскресенье ели два раза с маслом и стаканом вина. Довольно рано поняли, что такие строгости по силам не всем, поэтому Церковь установила минимум поста, которые должны соблюсти верующие. В настоящее время меру своей воздержанности обговаривают со своим духовным наставником, согласно своему здоровью. Первая седмица по дням недели Великий Пост наступает сразу после Прощеного воскресенья, когда все верующие христиане просят прощения друг у друга, а также у Бога за совершенные ошибки и греховные поступки. С началом воздержания отказываются не только от большего количества блюд и продуктов, но и от разных развлечений. К длительному воздержанию надо готовиться. Это происходит в первую подготовительную неделю.
Особенности службы во время четыредесятницы — вместо обычной литургии по будням, по средам и пятницам есть возможность причащения во время Литургии преждеосвященных даров. Используются особые молитвы и дома, и в Храме. Первая седмица считается чистой, отличается особой строгостью, богослужения в этот период особенно продолжительны. Понедельник В Церкви начинают читать канон Святого Андрея Критского, в нем приводятся примеры из Ветхого и Нового Завета, призванные очистить нравственное состояние души, православные стараются посещать службы с чтением канона. С утра в доме начинают наводить порядок, генеральная уборка предполагает выметание и удаление пыли, которая накопилась за зиму, стирают шторы, начищают посуду и столовые приборы.
А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы.
Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов говением и исповедью и достойно причаститься святых Христовых Таин. Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг. Четыредесятницу первые сорок дней и Страстную седмицу точнее 6 дней перед Пасхой. Таким образом Великий Пост длится семь недель вернее 48 дней. Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц. На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.
Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника. Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. По субботам в период Св.
Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста. Первые четыре дня Великого поста понедельник-четверг вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб. В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т.
Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными. Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св.
Четыредесятницы в просторечии «средокрестье». В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов. Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.
В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло.