Новости нигматуллин роберт искандерович

Спустя год Роберт Искандерович стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1989 г. — директором-организатором Института механики многофазных систем СО АН СССР. Академик РАН Роберт Искандерович Нигматуллин имеет свое мнение на этот счет, кто не знает, Нигматуллин научный руководитель Института Океанологии РАН имени Ширшова. Биржевые новости. Таким образом, в списке оказались пять академиков-кандидатов, среди которых — Роберт Искандерович Нигматулин, с которым знаком чуть меньше полувека. Объяснить свое видение экономики в БГУ приехал известный академик Роберт Нигматуллин.

Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд!

Академик Российской академии наук, доктор физико-математических наук, Роберт Искандерович Нигматулин поставил жёсткий неуд власти в своём выступлении на Орловском. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией.

Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным

Всех заставляли учиться. И надо было заставлять учиться. Без этого не будет никакого развития государства. Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием. Им синусы не нужны. Сочинения писать не нужно.

Я же уверен, что в нашей стране все должны пройти эти синусы, тангенсы и котангенсы. Просто потому, что должны быть тренированы мозги. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать. Плюс еще национальные языки. Но у нас все это загибается. Именно поэтому в стране не хватает квалифицированных рабочих, квалифицированных токарей, квалифицированных слесарей.

Не хватает и не будет хватать в дальнейшем квалифицированных инженеров, технологов, конструкторов. И это будет страшная проблема. Страна серьезно заплатит за разрушение всеобщего образования. Отдельная тема — двукратное недофинансирование науки. Помноженные на вредительские реформы в этой сфере. В России деградировала наука. Количество публикаций, их качество, активность ученых стали дряблыми.

Это как в живом организме. Если мышцы не задействованы, не работают, они дрябнут. По числу научных сотрудников мы сейчас находимся на 29-м месте в мире. Вы можете себе представить великую Россию на 29-м месте по числу научных сотрудников на душу населения? Только 10 процентов аспирантов делают диссертации. Наука на 70 процентов делается именно в диссертациях — это аксиома. У нас осталась только пропаганда науки, если взять какой-то «Сириус».

Кстати, как аспирант может написать диссертацию, если у него стипендия 8000 рублей? А ведь это взрослые люди с высшим образованием. Многие даже не догадываются, что смертность в России самая высокая в Европе. Более того, несмотря на революционные открытия в медицинских технологиях, а сейчас фантастические методы лечения и сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, у нас смертность гораздо выше, чем во времена СССР. На 200 тысяч человек! Целый город умирает сверх всяких норм. Плюс к этому двукратный прирост смертности в пандемийные два года.

И это несмотря на все современные достижения медицины. Вот таков результат реформирования здравоохранения в современной России. Президент выступал и заявлял, что Россия хорошо прошла пандемию. Как это хорошо? У нас смертность, относительно численности населения, по сравнению с США в два раза выше, и в три раза выше, чем в Европе. За последние четыре года страна потеряла 2,4 миллиона человек из-за разрушенного здравоохранения. Смертность среди мужчин трудоспособного возраста в три раза выше, у женщин в два раза выше, чем в цивилизованном мире.

Россия сейчас на 119-м месте по показателям здоровья населения среди 187 стран. Поэтому могу поставить только неуд за все вот эти показатели руководителю страны, правительству и парламенту. ЧТО ЖЕ надо делать. На инвестициях должны быть сосредоточены все наши основные реформы, чтобы поднять уровень жизни. Это в первую очередь налоги. Если не будут внедрены прогрессивные налоги, налоги на богатую собственность, налоги на богатые наследства, что используется во всем мире. У нас это не делается, хотя в Конституции прописано, что Россия — социальное государство.

Через 17 лет он стал заведующим лабораторией механики многофазных сред, работая при этом по совместительству профессором на кафедре волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. В 1986 г. С 1995 по 2004 г. Нигматулин возглавлял Академию наук Башкортостана. В 1991 г.

Понимаете, чтобы играть в футбол, нужно заниматься и общефизической подготовкой. Так и здесь. Программа должна быть тяжелой, чтобы человек преодолевал трудности, сдавал экзамены. Также и с обучением родному языку. Кажется, что в нашей жизни в России он не нужен и что одного языка достаточно. На самом деле двуязычие развивает мозг, личность, культивирует разносторонность. В Америке исследования показали, что у многоязычных людей болезнь Альцгеймера развивается менее критично. Люди не отдают детей в татарские школы, потому что боятся, что ребенок плохо сдаст ЕГЭ по русскому языку. Я на последнем заседании президиума РАН предложил ввести двуязычный ЕГЭ для национальных школ - русско-башкирский, русско-татарский, русско-чувашский. У нас всё больше людей, которые не знают свой родной язык. А это потеря потенциала. Потенциала людей, которые в ней живут. Страна нуждается в том, чтобы люди были развиты, обладали гибким умом. Правда, я там покритиковал одного начальника-чиновника. Понятно, что у них свои проблемы. Но если не прилагать усилия, родные языки уйдут. При советской власти прибалтийские республики сохраняли свои родные языки. Это стремление быть европейцами - им, конечно, не хотелось оставаться в России. Это чувствовалось в значительной части интеллигенции. У татар этого стремления нет. В 90-е годы в Татарстане началось какое-то движение, возрождение своих языков, даже национальную школу в Казани открыли. Дети, которые там учились, знали русский язык лучше, и знали иностранный язык. Может быть, нужно, чтобы руководство республики позаботилось о создании таких школ, где бы сосредоточились основные педагогические силы, лучшие преподаватели. Чтобы они доказывали, что национальные школы даже более крепких людей воспитывают, в т. У меня был друг — профессор Загидуллин из Башкирии, он вырос в татарской деревне. Вот он по седьмой класс учился в татарской школе, а в 8-10 классах - в чувашской. Он и татарский знал, и по-чувашски даже небольшие шутливые стихи писал. И русский язык у него был замечательный, ничуть не хуже, чем у русских. Он был одним из самых талантливых людей, которых я встречал. Знание родных языков никак не мешает русскому языку, русскому образованию и нашему общерусскому общению. Дома с папой мы обсуждали и Пушкина, и других русских деятелей. В этом смысле мы все русские. Но я еще и татарин. Надо стараться сохранить язык. Я с детьми разговариваю по-татарски. Конечно, у них тоже русское образование, их татарский язык несовершенен. Но у дочери муж не татарин, поэтому две внучки не говорят. Но дочь обещала научить их татарскому или хотя бы начать изучать. Знание родного языка никоим образом не мешает русской культуре. Надо же еще и иностранным владеть. В Европе многие знают несколько языков. Я завидую Познеру - у него три родных языка: французский - язык мамы, английский - он детство провел в Англии, вот сейчас русский. Он и русским овладевал уже, когда приехал в Россию. Это же делает его развитым. Хотелось бы узнать ваше отношение к таким поползновениям. Я сейчас стараюсь говорить на родном языке, а многие совсем никак не стараются. Это говорит о качестве народа. Вот мы гордимся, что мы татары. Вообще, гордиться своей нацией нельзя. Нужно для своей нации что-то сделать. Если бы я был руководителем какой-либо республики, я бы сосредоточился на этом. На укреплении национальных школ, даже в городах. Чтобы там собирались лучшие люди, лучшие учителя. Чтобы они обеспечивали поступление в университет. Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком. Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов.

Нигматулин родился в 1940 г. Он получил широкое образование, окончив с отличием МВТУ им. Баумана 1963, факультет Энергомашиностроения и МГУ им. Ломоносова 1965, механико-математический факультет. Его научная и педагогическая деятельность началась в Институте механики и механико-математическом факультете МГУ им. Ломоносова, где он стал доктором физико-математических наук 1971 , заведующим лабораторией механики многофазных сред 1974 и профессором 1976. В 1987 году Р. Академик Р. Нигматулин обладает уникальным опытом научных исследований и руководства наукой в разных научных направлениях — прикладная математика, механика, теплофизика, термодинамика, акустика, физика взрыва, нефтяные, химические и ядерные технологии, океанология, экология и экономическая теория. Во всех этих направлениях им получены основополагающие результаты. Нигматулин создатель выдающейся научной школы в области механики и гидродинамики. Карьера Р. Нигматулина как крупного руководителя и организатора науки получила импульс в 1986 году, когда по приглашению председателя СО РАН В. Коптюга и академика В.

Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным

Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд! По многочисленным просьбам, публикуем выступление Академика РАН Роберта Искандеровича Нигматулина на Орловском экономическом форуме, организованном КПРФ.
Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор.

«Если сближать орфографию тюркских языков, это поможет их сохранить»

  • Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду»
  • Академик Нигматулин: «Мы должны говорить правду»
  • Феномен Роберта Нигматулина
  • Роберт Нигматуллин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
  • Как в Уфимском нефтяном университете отпраздновали Студвесну?

Нигматулин, Роберт Искандрович

Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным Кандидат в президенты РАН Роберт Искандерович Нигматулин изложил свой взгляд на новые требования к главному лицу академии, а также представил вариант структуры, способной обеспечить рост финансирования.
Академику Роберту Нигматулину — 82! Роберт Искандерович Нигматуллин происходит из древнего татарского дворянского рода Терегуловых-Еникеевых.

Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд!

Эту атмосферу нужно восстанавливать. Главное требование — увеличить финансирование фундаментальной науки, выполнить майские указы президента. В случае невыполнения обещают осенью провести массовые акции протеста по всей стране. Как вы к этому относитесь? Профсоюз делает свою работу. Руководство Академии наук должно действовать с другой стороны. Я не думаю, что руководство Академии должно ходить на митинги или участвовать в забастовках. Хотя я очень позитивно отношусь к тому, что делает наш профсоюз.

Что касается выполнения майских указов, конечно, нужно их выполнять. Но если финансирование не будет увеличено, а оно не будет, то ФАНО и всем руководителям придется выкручиваться. Но это непродуктивное занятие. Переводят научных сотрудников на четверть ставки, а платят столько же. Если ученый работает в университете, например, заведует кафедрой, значит, один день он проводит там. Получается, что в институте он работает условно на полставки. В институте зарплату научного сотрудника не понижают, он получает столько же, сколько получал, но теперь работает на полставки.

Таким образом, формально зарплата увеличивается вдвое. Это могло бы иметь какой-то смысл, если бы зарплаты научных сотрудников были сбалансированными с ценами и со стандартами жизни интеллигенции. Но ведь зарплаты большинства ученых маленькие. Все это очень печально, но решить проблему можно только увеличив финансирование. А для этого надо увеличить госбюджет. Но об этом я уже высказался выше. Основная проблема нашей науки, образования, здравоохранения и культуры — это катастрофическое недофинансирование.

Роль президента РАН заключается во внесении ясности в общественное сознание, в сознание власти. Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб. После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов. Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко.

Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию. Так что счастья на должности президента Академии никто не получил. Это долг. Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится.

В эти годы я был в Непале и Шри-Ланке.

Новая встреча состоялась в конце 2006 года, когда Роберт Искандерович был избран директором одного из крупнейших научных учреждений — Института океанологии им. А здесь связующим элементом был мой виртуальный поклонник Абдус Салам, который ведет меня по этой жизни около 20 лет. Дело в том, что после ухода в отставку с дипломатической службы я написал двухтомник «Восток глазами дипломата» и почти навсегда закрыл эту тему, начал активно изучать совершенно новую для себя сферу — квантовую физику. Результат не заставил себя долго ждать. После избрания на пост директора упомянутого института Нигматулин взял отпуск и отдыхал в санатории «Завидово». Там он прочитал мою книгу о крупнейшем физике по квантовой термодинамике. Сочинение ему понравилось, он позвонил мне домой и попросил приехать к нему на работу.

Вот уже более 10 лет я занимаюсь под руководством Роберта Искандеровича популяризацией современной науки, в том числе и на страницах московской печати главным образом в «НГ-Наука». А с Нигматулиным мы встречаемся почти ежедневно. В конце прошлой недели я выступил с небольшим докладом среди московских журналистов, в котором обозначил тезисы программы кандидата в президенты РАН Р. Фото Максима Платонова Идея баланса Кстати, пора приступить к главной теме. А начну с первого вопроса, который задал выдающийся журналист и писатель В. Губарев во время недавнего интервью с Нигматулиным, где он изложил свои главные тезисы по обновлению Российской академии наук в новых условиях. Вопрос Губарева звучал так: «Каковые причины, по которым вы согласились участвовать в выборах в президенты РАН?

Ученый ответил: «Вся моя трудовая жизнь, мои достижения, моменты творческого вдохновения связаны с двумя жемчужинами российской цивилизации — Московским университетом и Российской академией наук. Сейчас государственность РАН под угрозой, идет ее сползание в статус клуба академиков и членкоров. Для меня, как и для моих близких друзей и коллег, это трагедия. История не простит ни правительству, ни современному обществу, ни нам — членам РАН, если мы не выведем академию из траектории падения на траекторию взлета. У меня есть опыт и идеи, чтобы преодолеть кризис в РАН. О главных идеях я рассказал на встрече группы академиков с президентом России В.

Роберт Искандерович! Примите наши искренние поздравления с 80-летием. Для нас Вы являетесь эталоном российского ученого, настоящего патриота, мудрого татарского аксакала.

В 1987 году Р. Академик Р. Нигматулин обладает уникальным опытом научных исследований и руководства наукой в разных научных направлениях — прикладная математика, механика, теплофизика, термодинамика, акустика, физика взрыва, нефтяные, химические и ядерные технологии, океанология, экология и экономическая теория. Во всех этих направлениях им получены основополагающие результаты. Нигматулин создатель выдающейся научной школы в области механики и гидродинамики.

Карьера Р. Нигматулина как крупного руководителя и организатора науки получила импульс в 1986 году, когда по приглашению председателя СО РАН В. Коптюга и академика В. Нигматулина председателем Уфимского научного центра РАН. Реорганизация АН РБ позволила активизировать сотрудничество академических, вузовских и отраслевых институтов, увеличить финансирование институтов за счет республиканского бюджета.

В 1996 г. На протяжении 13 лет он руководил деятельностью огромного разнопланового научного коллектива, включавшего институты математики, механики, физики, химии, биологии, биохимии и генетики, гербицидов, технологии металлов, геологии, экономики, добычи нефти, транспорта нефти, переработки нефти, нефтехимии, филологии и истории, медицины труда, глазных болезней, сельского хозяйства. На посту Президента Академии наук РБ проявилась широчайшая эрудиция академика Нигматулина и его научно-организационный талант. Активизировалась не только научная деятельность ученых, но и их работа в государственных органах, повысился авторитет науки.

Академик Р.И. Нигматулин поставил президенту неуд!

без этого ничего не получится. Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость». Предлагаем вашему вниманию текст выступления академика Российской академии наук, доктора физико-математических наук, Роберта Искандеровича Нигматулина на Орловском международном экономическом форуме 2023 года. Спустя год Роберт Искандерович стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1989 г. — директором-организатором Института механики многофазных систем СО АН СССР. Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН. Роберт Искандерович Нигматуллин стал доктором физико-математических наук в 31 год.

Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»

В перспективе реакторы на основе "пузырькового термояда" могут стать альтернативой конструкциям, построенным по наиболее распространенному в настоящее время принципу "токамак". Одновременно с научной и преподавательской занимался политической деятельностью. В 1988 г. В 1995-1999 гг. В 1999 г. В 1999-2003 гг. В Думе входил в депутатскую группу "Регионы России". Являлся членом комитета по энергетике, транспорту и связи, затем комитета по экологии. Лауреат премии Ленинского комсомола 1973; за цикл научных работ по механике сплошных сред , Государственной премии СССР 1983; за цикл научных работ по волновой динамике газожидкостных сред , а также премий правительства РФ в области науки и техники 2012 и 2019 гг. Почетный доктор Казанского университета 2008 и Международного университета инновационных технологий 2015; г.

Бишкек, Киргизия. Автор более 200 научных публикаций в т. Среди них "Основы механики гетерогенных сред" 1978 , "Динамика многофазных сред" в двух частях 1987 , "Как обустроить экономику и власть России: анализ инженера и математика" 2007 , "Механика сплошной среды: Кинематика. Статистическая динамика" 2014 и др.

Отмечу, что судьба всех президентов Академии не завидная. Сергей Вавилов был всегда очень задавлен суетой, тем, что ему не давали заниматься наукой после избрания. Он стал президентом, а его брат был репрессирован и погиб.

После Вавилова президентом стал до конца не оцененный Александр Несмеянов. Он был ректором Московского университета, определил его судьбу на Воробьевых горах. Несмеянов поссорился с Хрущевым из-за того, что в академики не избрали сторонника Лысенко. Затем президентом Академии стал Мстислав Келдыш, он ушел с поста президента в глубочайшей депрессии. Анатолий Александров тоже ушел в глубокой депрессии, поскольку винил себя за Чернобыльскую аварию. Так что счастья на должности президента Академии никто не получил. Это долг.

Сейчас рушится Академия. Если Россия потеряет действенную Академию наук, она за это поплатится. Мы, конечно, не Александры Матросовы, но ответственность должна быть. Народ дал нам пожизненные звания, мы обязаны им соответствовать. Одно дело — это руководить институтом, а другое — целой Академией. Мой опыт разноплановый. Я прошел путь от выпускника МВТУ им.

Баумана энергомашиностроение и МГУ им. Ломоносова математика до профессора МГУ. Я работал во Франции и США. Я был депутатом Госдумы РФ и знаю, как разговаривать с властью. Я провел серьезные реформы в Башкирской академии наук. Конечно, президентский опыт в Академии наук Республики Башкортостан — опыт на не очень большом «заводе» по сравнению с большим «комбинатом», каким является Российская академия наук. Но он есть.

Меня пригласили на недавнюю встречу академиков с президентом Путиным, я общаюсь с некоторыми руководителями в Аппарате президента и не чувствую, что ко мне отрицательное отношение. И я согласен с тем, что власть должна согласовывать кандидатов. Ширшова При советской власти ЦК всегда отбирал и рекомендовал президентов Академии наук. И все они оказались выдающимися лидерами Академии наук. Я не считаю, что при кадровых решениях надо всегда голосовать. Я противник того, чтобы директора института выбирал коллектив. Голосовать должны только сотрудники с учеными степенями или члены ученого совета.

Может быть, директора должна назначать специальная комиссия. Спустя год ученый совет должен оценить работу директора и, если ученый совет выражает недоверие, то тут уже следует либо снимать директора, либо распускать совет. Но когда тысяча сотрудников института голосуют, кого избрать своим директором — это нелепо. Нигде в мире так не делается.

Денежный доход в Москве - 90 000 р. В ряде регионов он 30 000 р. При нынешнем экономическом курсе это отставание будет только усиливаться. За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек. Национальные проекты провалены.

А без специалистов в данной области ни о каком технологическом развитии России не может быть и речи, заключает Роберт Искандерович. Журналист во время интервью напомнила академику слова Путина о том, что "многие критические технологии мы покупали, что называется, в чужом магазине, в своего роде супермаркете готовых, кем-то произведенных решений, а в какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску "Закрыто"". И вот всё это продолжалось на протяжении 30 лет. В ответ на это Роберт Искандерович сказал следующее: "Куда он раньше смотрел! Должен вперед немножко смотреть! Совсем ликвидировать инженерное образование потому, что можно все купить. Во-первых, понижаешь уровень своего Народа. Во-вторых, Народ твой теперь соответствующего качества. Как это так можно все купить?! Не все! На одной нефти не проживешь. Мы обычно преувеличиваем значимость своей нефти. Вот в Саудовской Аравии они столько же нефти производят, как и мы. Примерно 500 или миллион тонн, но у них народу там 30, что ли, миллионов, а у нас 145, понимаете? На душу населения нужно смотреть. Поэтому на нефти и газе не проживешь". Нигматулин считает, что мало говорить, что "мы извлекли уроки", и задаёт ряд риторических вопросов президенту и руководству России. Военных самолетов мы стали мало выпускать. Поэтому вот так вот говорить, что мы извлекли уроки… Ты должен, во-первых, покаяться, что такое сделали. А мы предупреждали! Не слушали же… И потом, ну хорошо, покаялись, но нужно же людей поменять! Эти люди, которые там сидят, минпромторг и так далее, это социологи, переводчики. Ну как вы хотите поднять машиностроение социологами, переводчиками?!

Снятый с выборов академик Нигматулин : "Я, конечно, проглочу этот укол..."

В 1967 г. В 1986 г. По совместительству в 1986 г. По совместительству 1995 — 2004 — президент Академии наук Республики Башкортостан. Член Президиума РАН. Был автором нескольких законов, в том числе законов об обращении с облученным ядерным топливом.

Имеет свыше 200 научных публикаций, среди которых 8 книг, является автором 21 авторского свидетельства патента. Среди учеников Р. Нигматулина 25 докторов и 50 кандидатов наук, три директора академических институтов, один член-корреспондент РАН. Награжден орденом Почета, премией Ленинского комсомола за цикл научных работ по механике сплошных сред. В 1983 г.

Мама, конечно, порой сожалела, что лучшие годы прожила в таких условиях коммуналки, но так многие жили. Но несмотря ни на что мы росли, учились и развивались. Мама была врачом, с тремя детьми в коммуналке ей приходилось, конечно, очень сложно. Три года подряд мы уезжали на лето в Башкирию, мама там устраивалась врачом в санатории Янган Тау, для меня это стало любимым местом, с ним связаны самые памятные детские годы. Я знаю, что и ваша научная судьба тесно связана с Башкортостаном. А мама из Троицка, Челябинской области, училась в Башкирском мединституте. А мне там пришлось еще и 13 лет проработать — я, московский парень, был «брошен» туда в очень тяжелые и интересные годы. Потом я поработал и в Тюмени, хотя являюсь профессором московского университета и там вырос как ученый и личность, тем не менее, я очень доволен, что мне пришлось поработать и в Москве, и в Уфе, и в Сибири.

Потом я работал и в Америке, Англии, Германии. Вообще в 90-е была такая бурная и активная жизнь, в которой я участвовал не только как научный работник, но и как руководитель коллектива, и даже был депутатом Государственной Думы. Это дало мне большое преимущество. Одно время моя супруга с детьми жили в Америке, а я ездил на две страны. Было время, когда я взялся читать лекции и мне пришлось из Америки в Уфу летать два раза в неделю! Лекции читали на английском языке? С языком это очень интересно, я обратил внимание. Я получил образование на русском языке, и в этом смысле я русский человек.

Я шутил с коллегами, говоря: «Вы только русские, а я еще и татарин, поэтому у меня есть долги и перед своим народом, и перед башкирским народом». Английский мой рабочий язык, я на нем читаю лекции, а на татарском я лекцию не смогу прочитать. С другой стороны, если я смотрю фильм или спектакль на английском, мне надо сосредоточиться, а если на татарском — смотрю легко. Такое вот триязычие. А вообще я всем рекомендую: если есть возможность какой-то язык изучить — изучайте в молодости. Мозг двуязычного и трехъязычного человека более развит, говорят, и болезнь Альцгеймера у таких людей не так жестко проявляется. Проблема татарской, башкирской, русской нации — все стали одноязычными, мы забываем родной язык, русские учат только свой, как и американцы. Имперской нации не нужно учить другие языки, поэтому окружающие малые народы лучше развиваются, потому что вынуждены учить и свой, и имперский язык, и переходят на следующий, более высокий уровень.

Там власть, возможно, автоматически считает, что лучше всем перейти на русский язык. А это не значит, что люди становятся интернациональными, наоборот, вот из таких людей часто и выходят люди, обвиняющие русский народ в том, что они не знают татарский. Сам татарский народ и его руководители виноваты в потере языка, не понимают, стесняются об этом говорить. В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие. И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык.

Такое должно быть везде! Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход?

Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты!

И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что?

А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет?

Недофинансирование образования плюс вредительские реформы - разрушена средняя школа. Мы пошли по пути США и Европы, где нормальное образование получают только несколько процентов, остальные - облегченное.

Так запад - это хорошо или плохо? Надо у них учиться или наоборот не делать так, как у них? Опять же, какие вредительские реформы? Про ЕГЭ уже достаточно много материалов выпущено, основной посыл: да, это не идеально, но даёт свои плоды.

Куда больше возможностей поступить в любой ВУЗ у выпускников появляется. Квалифицированных кадров будет не хватать. Квалифицированных кадров не хватает всегда, везде, в любой момент времени. Стипендия аспиранта 8000 рублей.

Как он оценил именно двухкратность недофинансирования? Я в аспирантуре обучался, мнение моего руководителя было следующим: деньги на науку выделяются огромные, но на местах их тратят куда угодно, но не на развитие науки. Поэтому государство стало больше контролировать расходы. Но люди, привыкшие воровать деньги, вместо смены курса на развитие науки предпочли сменить курс на поиск новых способов имитации бурной деятельности, чтобы успешно осваивать гранты.

Смертность в России - самая высокая в Европе, на 200 тысяч в год целый город больше, чем в РСФСР, несмотря на революционные изменения в медицинской технологии. Как минимум стоит учитывать то, что у нас смертность высокая из-за сильных холодов, то есть географически мы вообще не Европа и условия совсем иные.

Кого губернаторов, которых Сам же и назначил. Специалистов, учёных он не спрашивает. Пишут, что прошедший в этом году "Московский экономический форум", организованный руководителями предприятий и учёными, никто из правительства не посетил, не послушал. А что они там поймут? Получается, что люди, отвечающие за экономический рост, не понимают и не могут. Верхи по-другому не могут, а низы так больше жить не хотят.

Зато на петербургский официозный форум ПЭМФ были приглашены спортсмены, артисты. Ужасающая социальная несправедливость. Нигматулин напомнил, что, выступая на форуме "Вычисления и связь. Квантовый мир" президент сказал: "Многие критические технологии мы покупали, что называется, в чужом магазине, в своего рода, супермаркете готовых, кем-то произведённых решений, а в какой-то момент перед нами просто плотно затворили дверь и повесили вывеску "Закрыто". Мы теперь извлекли уроки". Но ты, должен вперед немножко смотреть!

Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"

Это чувствовалось в значительной части интеллигенции. У татар этого стремления нет. В 90-е годы в Татарстане началось какое-то движение, возрождение своих языков, даже национальную школу в Казани открыли. Дети, которые там учились, знали русский язык лучше, и знали иностранный язык. Может быть, нужно, чтобы руководство республики позаботилось о создании таких школ, где бы сосредоточились основные педагогические силы, лучшие преподаватели. Чтобы они доказывали, что национальные школы даже более крепких людей воспитывают, в т. У меня был друг — профессор Загидуллин из Башкирии, он вырос в татарской деревне.

Вот он по седьмой класс учился в татарской школе, а в 8-10 классах - в чувашской. Он и татарский знал, и по-чувашски даже небольшие шутливые стихи писал. И русский язык у него был замечательный, ничуть не хуже, чем у русских. Он был одним из самых талантливых людей, которых я встречал. Знание родных языков никак не мешает русскому языку, русскому образованию и нашему общерусскому общению. Дома с папой мы обсуждали и Пушкина, и других русских деятелей.

В этом смысле мы все русские. Но я еще и татарин. Надо стараться сохранить язык. Я с детьми разговариваю по-татарски. Конечно, у них тоже русское образование, их татарский язык несовершенен. Но у дочери муж не татарин, поэтому две внучки не говорят.

Но дочь обещала научить их татарскому или хотя бы начать изучать. Знание родного языка никоим образом не мешает русской культуре. Надо же еще и иностранным владеть. В Европе многие знают несколько языков. Я завидую Познеру - у него три родных языка: французский - язык мамы, английский - он детство провел в Англии, вот сейчас русский. Он и русским овладевал уже, когда приехал в Россию.

Это же делает его развитым. Хотелось бы узнать ваше отношение к таким поползновениям. Я сейчас стараюсь говорить на родном языке, а многие совсем никак не стараются. Это говорит о качестве народа. Вот мы гордимся, что мы татары. Вообще, гордиться своей нацией нельзя.

Нужно для своей нации что-то сделать. Если бы я был руководителем какой-либо республики, я бы сосредоточился на этом. На укреплении национальных школ, даже в городах. Чтобы там собирались лучшие люди, лучшие учителя. Чтобы они обеспечивали поступление в университет. Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком.

Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов. Ваши предки из Башкирии. Валерий Тишков, например, года 4 назад в интервью предлагал ввести такую идентичность, как татаро-башкиры, для жителей северо-западных районов РБ и приграничных районов Татарстана.

Как вы относитесь к этой идее Валерия Александровича? Конечно, язык северо-западных башкир близок к татарскому. Вообще, татарский язык - он ведь многодиалектный. Когда формировался официальный башкирский язык, его старались максимально отдалить от татарского. Может быть, это делалось, чтобы сохранить вот такой. Я сейчас это не осуждаю.

Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость. Когда я работал руководителем УНЦ РАН, говорил о том, что с башкирами нужно сближаться, у нас же даже алфавиты разные. Когда башкирский театр приезжает в Москву, татары приходят на спектакли, и никакого перевода им не требуется. Разговаривать - нет проблем. А пишут все по-разному. Если у нас 39 букв, то в башкирском алфавите - 42.

Это создает проблемы для взаимного понимания. В свое время орфография всех тюркских языков — татарского, турецкого, азербайджанского — была очень близкой. Поэтому все их документы читаемы. Когда турки, еще до революции, приезжали в Уфу, в Казань, они спокойно читали все наши газеты.

В той же Польше - в 4 раза больше. ВВП России на душу населения - меньше чем в бывших соцстранах. Колоссальное неравенство между регионами. Денежный доход в Москве - 90 000 р. В ряде регионов он 30 000 р.

Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком. Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов. Ваши предки из Башкирии. Валерий Тишков, например, года 4 назад в интервью предлагал ввести такую идентичность, как татаро-башкиры, для жителей северо-западных районов РБ и приграничных районов Татарстана. Как вы относитесь к этой идее Валерия Александровича? Конечно, язык северо-западных башкир близок к татарскому. Вообще, татарский язык - он ведь многодиалектный. Когда формировался официальный башкирский язык, его старались максимально отдалить от татарского. Может быть, это делалось, чтобы сохранить вот такой. Я сейчас это не осуждаю. Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость. Когда я работал руководителем УНЦ РАН, говорил о том, что с башкирами нужно сближаться, у нас же даже алфавиты разные. Когда башкирский театр приезжает в Москву, татары приходят на спектакли, и никакого перевода им не требуется. Разговаривать - нет проблем. А пишут все по-разному. Если у нас 39 букв, то в башкирском алфавите - 42. Это создает проблемы для взаимного понимания. В свое время орфография всех тюркских языков — татарского, турецкого, азербайджанского — была очень близкой. Поэтому все их документы читаемы. Когда турки, еще до революции, приезжали в Уфу, в Казань, они спокойно читали все наши газеты. Орфография была общая. Языки близки, а с орфографией уже проблемы. Об этом надо думать. Интеллигенция должна думать, деятели культуры. Это движение началось с Ататюрка, когда он ввел латиницу. Получилось сразу 30 тюркских орфографий. Это был удар по тюркской культуре. Мне тяжело читать по-башкирски. Могу читать, но это требует привычки. Если сближать наши письменности, алфавиты, стараться не отдаляться в языковом отношении, это будет способствовать общему сохранению. Тогда мы сообща сохраняем наши языки. Но это скорее дискуссия. Если человек называет себя татарином, замечательно. Если называет себя башкиром, пусть называет себя башкиром. Есть же люди, которые называют себя нагайбаками или кряшенами. Я сейчас говорю не об этом. А о стремлении наших языков к сближению. Нет этой дружбы, стремления. Его дети по-татарски и по-башкирски не разговаривают. Отец нации — а дети не владеют родным языком. Мы теряем свой родной язык. Это надо исправлять. Хотелось бы узнать ваше отношение к скандальному сносу его бюста в Питере. Я читал о самом Валиди— как он жил. Он же сначала поддерживал советскую власть, но у него отобрали его воинские части и отправили в Петербург. Потом он ушел в Среднюю Азию к басмачам. Там нашел древнейшую рукопис, понял ее ценность, изучил. Будучи взрослым человеком, профессором, поступил в университет и получил европейское образование. И он один из тех, кто открывал Всемирный тюркский конгресс. Я не знаю, в чем заключалось его пособничество, но человек он был талантливый. Я против того, чтобы сносить памятник. Это обида для многих людей, которые в Башкирии его почитают. Если татарские лидеры больше тяготели к России, среди них были коммунисты и т. У него были такие идеи. Я не считаю, что его нужно обвинять и снимать памятник. Это все раздор.

Вы большое внимание уделяете образованию, обучению молодежи, много трудитесь в сохранении исторической памяти, усердно защищаете российскую науку на мировом масштабе. Для татар России, особенно для соотечественников, проживающих в столице России, Вы — пример чести, мудрости. А для молодежи «Штаба татар Москвы» Вы пример для подражания.

Сотрудники Института. Алфавитный указатель

Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Новости - Уфа - UTV. Новости - Уфа - UTV. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. Роберт Искандерович Нигматулин.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий