Санкт-Петербургский музей Хлеба основали в 1988 году в качестве ведомственного музея объединения "Ленхлебпром". 12 апреля мы с ребятами посетили музей Хлеба и увидели много нового! Музей хлеба в Санкт-Петербурге. Музей Хлеба был создан в Ленинграде в 1988 году. В то время в Северной столице проживало немало людей, которые в сознательном возрасте пережили Блокаду, в чьей жизни присутствовал кошмарный, страшный голод. В игре принимают участие 6 музеев Санкт-Петербурга, а финал проходит на выставке «Будущее обыденно» в «Ленполиграфмаше».
Санкт-Петербургский музей Хлеба
"Путь хлеба" – выставка в Этнографическом музее предлагает необычный взгляд на крестьянскую культуру России. В нашем городе в Музее хлеба в Петербурге на постоянной экспозиции «Хлеб блокадного города» можно наглядно увидеть, как менялись хлебные нормы в блокадном Ленинграде, как и из чего выпекался хлеб, как работали хлебозаводы. Музей хлеба находится в Петербурге возле Финляндского вокзала, недалеко от него, на улице Михайлова, в доме 2. Это двухэтажное здание -само по себе примечательно. Санкт-Петербургский музей Хлеба был создан в 1988 г. За время своего существования музей стал интересен не только для профессионалов. В музее хранится кусочек хлеба, выпеченный по блокадной рецептуре.
Четвёртый онлайн «Урок Хлеба» для ГБОУ школы № 667
Санкт-Петербургский музей Хлеба 25 декабря в 16.00 открывает новую экспозицию. Проект реализован Санкт-Петербургским музеем Хлеба, Экспозиционно-выставочным комплексом петербургского Горэлектротранса,Мемориальным музеем "Разночинный Петербург". Санкт-Петербургский музей Хлеба открывает выставку «И я там был», посвященную юбилею Пушкина. 21 декабря 2022 года в 15.00 в Санкт-Петербургском музее хлеба открывается выставка, посвященная традициям праздничной культуры Петербурга прошлых столетий. В Санкт-Петербургском музее хлеба открывается выставка, посвященная продуктам питания, оказавшим влияние на гастрономическую историю России.
Санкт-Петербургский музей хлеба
Познакомиться с историей хлеба от древности до наших дней можно в Санкт-,Петербургском музее хлеба. В 1993 году музей перешел в ведение комитета по культуре и туризму Мэрии Санкт-Петербурга и получил название — Санкт-Петербургский музей Хлеба. С 17 января по 23 февраля 2024 года в Санкт-Петербурге состоится музейный форум «Дневные звёзды», организованный Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда.
Выставка «Путь хлеба»
Санкт-Петербургский Музей Хлеба был основан в 1988 году. 12 апреля мы с ребятами посетили музей Хлеба и увидели много нового! Санкт-Петербургский музей Хлеба был создан в 1988 году как ведомственный объединения «Ленхлебпром» в здании хлебозавода «Лиговка» и носил название «Музей истории хлебопечения». Музей хлеба в Санкт-Петербурге берет свое начало в недалеком 1988 году.
Кушелевский — завод блокадного хлеба
Основой выставки стала книга писателя-этнографа Сергея Максимова «Куль хлеба и его похождения», написанная полтора столетия назад. Она предлагает путешествие по крестьянскому миру и его описание «глазами хлеба». Автор также понимает хлеб «как живую активную сущность». Всего на выставке будет порядка двухсот пятидесяти памятников традиционной культуры XIX—XX веков, начиная от орудий для возделывания земли, заканчивая одеждой, мебелью, печной и кухонной утварью.
Мероприятие вызвало живой интерес учащихся и получило положительный отзыв у педагогического коллектива школы. Ассоциация «Хлебопёки Санкт-Петербурга» выражает благодарность педагогу-организатору - Болотских Ольге Александровне, учителям: Васильчук Светлане Геннадьевне, Кемпи Наталье Геннадьевне и Николаевой Наталье Петровне за активное творческое участие и помощь в организации и проведении онлайн «Урока Хлеба»!
Первая часть «Земля дыбом», имевшая большой успех у широкой публики и получившая мощный отклик в прессе и у специалистов, повествовала об экспрессионизме в раннесоветском театре и рассматривала прежде всего «высокие» жанры — драму, оперу, балет. Обращение к жанрам «низким», связанным с «высокими» как сообщающиеся сосуды, стало естественным продолжением исследовательской работы команды кураторов — Елены Грушвицкой, Ольги Краевой и Дарьи Рыбаковой. Во вступительной статье к каталогу выставки «НЭП: хлеба и зрелищ!
Используется все, что заставляет обывателя, мещанина платить». В трех залах выставочного пространства Театрального музея демонстрируется вот это «всё»: комические миниатюры, пародии, эстрадные ревю, танцевальные кабаретные номера, сатирический конферанс, цирк и кино, жестокий романс, блатная песня и «Теа-джаз» Леонида Утесова — вплоть до легендарных комедий, оперетт и джаз-опер крупных частных и государственных театров, в том числе, Акдрамы Александринского театра , МАЛЕГОТа Михайловского и ГАТОБа Мариинского театра.
Документальным подтверждением этого можно считать разнообразные находки археологов и древние письменные источники. Сколько сложено в честь хлеба гимнов, песен, сколько существовало у различных народов обрядов и праздников, приуроченных к посевной страде или к сбору урожая. А древняя славянская традиция встречать на пороге дома хлебом-солью самых дорогих гостей или новобрачных. Все эти народные традиции и обычаи заключают в себе человеческую мудрость, уважительное отношение к хлебу, передающееся из поколения в поколение и прививавшееся детям с первых дней их жизни. Можно сказать, что хлеб является неким культурным феноменом, который позволяет познавательно и с необычного ракурса преподнести жизнь человеческой цивилизации, бытовой уклад народа.
В экспозиции Санкт-Петербургского музея хлеба посетители имеют возможность ознакомиться с бытом и нравами своих предков посредством «хлеба нашего насущного». Санкт-Петербургский музей хлеба Экспозиции музея Как уже говорилось выше, на сегодняшний день Санкт-Петербургский музей хлеба является первым и пока что единственным музеем России, экспозиции которого посвящены этому древнейшему продукту. На стендах можно увидеть самые разнообразные экспонаты, начиная с найденных во время археологических раскопок предметов, которые применялись для выпечки хлеба в древние века, до различных вещей, с помощью которых можно проиллюстрировать историю Санкт-Петербургского хлебопекарного дела. Зал музея Если кому-то покажется, что с такой тематикой экспозиции музея будут весьма однообразны и скучны, то это совершенно не так — коллекции музея хлеба уникальны и очень интересны. Кроме истории создания хлеба, здесь можно увидеть и различные и такие аппетитные образцы, причем тут воспроизведены не только современные хлеба, караваи и паляницы, но и такие, которые пекли предки еще до нашей эры.
Получатели соц.услуг отправились в знаменитый и единственный в России - в Музей Хлеба
Многие инсталляции предполагают активное взаимодействие с ними и позволяют почувствовать себя частью истории, которую рассказывает Музей. О мультимедийных залах новой экспозиции Зал 3: «Путь хлеба в Петербург. Куль хлеба и его похождения». Для зала было создано многопользовательское игровое приложение «Путь хлеба» для интерактивного стола. Цель игры - быстрее соперников довезти хлеб до пункта назначения, пройдя все ключевые точки маршрута.
Играть может от одного до трех человек. Многопользовательское игровое приложение «Путь хлеба» Еще одна инсталляция, неизменно привлекающая внимание - интерактивная картина «Бурлаки». Любой персонаж расскажет свою историю, если нажать на его фигуру. А может и спеть!
Картина воссоздана близко к оригиналу. Для этого были организованы съемки загримированных актеров на фоне хромакея. Также в этом зале есть медиансталляция «Шлюзы» - тематические видеоролики, демонстрируемые на ЖК-панелях.
Дальше — больше. Вокруг хлеба и прочей выпечки возникают как круги на воде все новые и новые профессии, пространства. В Музее хлеба представлен целый ряд реконструкций.
Тут можно заглянуть в мелочную лавку, где не только выпекали хлеб, но и приторговывали всякими полезными мелочами — от керосина до специй правда, молоко, купленное в таком месте, могло припахивать селедкой, а чай — квашеной капустой, зато цены были доступными. Можно «приобрести» виртуальную выпечку в немецкой пекарне и услышать, как зазывали покупателей разносчики, предлагая горячие пирожки, бублики да баранки. Можно удивиться размерам монастырских хлебов, вес которых мог достигать целого пуда 16 с лишним килограммов. Для большой семьи — в самый раз. В соседнем зале реконструирован по фотографиям уголок кондитерской XIX века довольно симпатичное местечко. А неподалеку — фрагмент коммунальной кухни советских времен, ее атмосфера.
И небольшой кусочек ленинградской булочной второй половины ХХ столетия — еще один срез прошлого... Важная тема и отдельное пространство — «Хлеб блокадного города». Образ полуразрушенного дома, за окном — заснеженный Ленинград лаконичные, но очень выразительные зарисовки. Посетитель увидит, как менялась дневная норма хлеба на протяжении 900 блокадных дней. Узнает, о чем мечтали люди в те дни и как отмечали праздники. В этом помогут отрывки из блокадных дневников, немногочисленные, но пронзительно живые экспонаты — новогодние игрушки, продуктовые карточки...
Проведенные на этой территории раскопки помогли обнаружить глиняные сосуды для хранения зерна, а также большие специальные хранилища, где держали собранный урожай. Проведенные раскопки на Урале также свидетельствовали о хлебопечении, на что указывали найденные остатки глиняных печей, прообразы серпов для сбора урожая, специальные зернотерки, используемые древними славянами для измельчения зерна. В Вологодской области были также найдены доказательства хлебопечения, а также окультуривания диких зерновых культур, таких как, рожь и пшеница. Восточные славяне считаются нашими непосредственными предками, и как уже было упомянуто, являются частью истории не только русских, но и других славянских народов: украинцев, белорусов, болгар, поляков, сербов, хорватов и др. Сегодня музей - это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, территориальными и иными субкультурами. Потенциал выполнения этой роли у музея хлеба есть, и он огромен. Он успешно справляется как с основными функциями: документации, исследования и документирования, образования и воспитания, так и с дополнительными: организации свободного времени, создании имиджа города и. Музей хлеба позволяет узнать массу новых фактов. С чего все началось?
Полба спельта — прародительница пшеницы, ее наиболее древний и неприхотливый вид, на основе которого были выведены все современные сорта. Область происхождения полбы Средиземноморье. Выращивалась она в древнем Египте, Вавилоне; позднее была вытеснена твердой пшеницей, которая была значительно более урожайной. Полба широко использовалась в Древней Руси, а полбяные каши дожили до 19 века. Как связаны богатыри и земледелие? По народным представлениям, первыми людьми на земле были великаны. Они участвовали в устройстве земли: насыпали горы и курганы, запруживали реки. Бог истребил великанов за гордыню во время потопа. На смену великанам пришли богатыри.
Самые древние из них — три «старших» богатыря. Святогор — уже богатырь, но еще великан. Он живет на высоких горах. Волх Всеславьевич Вольга — богатырь-оборотень, колдун-охотник, шаман-воин. Он обладает магическими способностями и умеет оборачиваться в зверей и птиц. Микула Селянинович — богатырь-оратай от «орать» пахать , из поколения первых пахарей, научивших народ земледелию. Мифология Земледелия и русские Богатыри Изображения на стендах взяты из Лицевого летописного сво да. Почему печь занимала важное место в жизни человека? Кто главный в избе "Основное пространство избы занимала печь, без нее дом был нежилой.
От устья печи до передней стены тянулась женская половина избы — бабий кут, где готовилась пища и хранилась утварь для стряпни. По диагонали от печи всегда располагался передний или красный угол, где стоял стол и висели иконы. С печью связано много представлений поверий, обрядов, магических приемов. При выпечки хлеба смотрели, в какую сторону наклоняются верхушки хлебов. Если внутрь печи — жди удачу, прибыль счастье, если к устью печи — бедность разорение убыток. Готовый хлеб хранили в деревянных хлебнях, которые ставили в переднем углу на лавке под иконами. Остальной хлеб, выпекавшийся обычно в понедельник, на неделю вперед, хранился в большом ларе, стоявшем в сенях". Музей дает ответы даже на те вопросы, которые никогда бы не пришли вам на ум в обычной жизни Как добывали огонь? До эпохи спичек использовали огниво кресало и кремень.
О железку с очень мелкой насечкой били камнем — кремнем. Искры падали на трут, и трут загорался. Трут — из пакли, размельченных древесных грибов. Его держали в коробочке с крышкой, чтобы сразу потушить искры и влага туда не попадала. В особых случаях — обрядах при эпидемических болезней, падении скота — крестьяне добывали трением, при помощи деревянных палочек «живой» огонь. Как разжигали огонь? Разжигали огонь с помощью бересты — коры березы. Сейчас используют бумагу, но в бересте есть секрет: она загорается даже сырой, а главное горит сильно, но медленно. Бересту разжигали от трута и переносили огонь в печь.
Чтобы дрова разгорелись, одной бересты мало. Нужна лучина — тонкие длинные щепки сухого дерева, лучше всего сосны. К лучине и клали в печь горящую бересту. Сосна быстро разгорается, и огонь перекидывается на дрова. Чем топили печь? Старались топить березовыми дровами. Они самые жаркие и сгорают медленно. Часто использовались и ольховые дрова, они не трещат как осина, и быстро разгораются. Ольха — сорное дерево, ее больше.
Елью и сосной старались не топить: сильно трещат, быстро сгорают, а главное из-за смолы дают много копоти.
Для чего нужна ступа Бабы Яги? В чём когда-то варили кашу? Дети побывают в магазине сладостей и на городской кухне, познакомятся с русской печью, печной утварью и кухонными предметами. В ходе путешествия по музею юные посетители с помощью кукол-петрушек разыграют сказку «Колобок».
Экспозиция Санкт-Петербургского музея хлеба.
В музее считают: здесь нужно просто остаться одному, чтобы окунуться в атмосферу того времени и хоть немного приблизиться к тем ощущениям, которые испытывали ленинградцы. И не прекращались всю блокаду», — рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Музея хлеба Зинаида Соловьева. Она передала историю микробиолога хлебопекарной промышленности Зинаиды Шмидт, которую сама услышала от ее дочери, тоже биолога, Ольги Афанасьевой. Именно Зинаида Шмидт стала одним из авторов выведения нового штамма дрожжей, без которых блокадное тесто не поднималось и хлеб был похож на пластилин. Поэтому Зинаида Шмидт часть дрожжей оставляла в лаборатории, а часть на себе несла домой, спасая от мороза теплом своего тела. Только эти дрожжи в смертный период осени-зимы 1941-42 года поднимали хлеб», — рассказала экскурсовод. Состав примесей менялся очень часто, в зависимости от того, что имелось на производстве. В дело шли лузга, жмых, гидроцеллюлоза, сосновая кора, березовые почки, мучной смет, собранная в цехах и складах со стен и из-под половиц обойная пыль, выбойки из мешков.
А когда в порту нашли мешки с хлопчатником, из него сделали не только выжимки для муки, но и хлопковое масло. Конечно, его было ничтожно мало, поэтому для смазывания формы а тогда выпекали только «кирпичики» разработали целый ряд эмульсий на основе растительного технического масла. При другой пропорции хлеб бы просто не получился», — констатирует Зинаида Соловьева. Вести машины водителям приходилось либо по белому безмолвию, либо в темноте. Никаких ориентиров не было, кроме девушек-регулировщиц, которые стояли с лампами, помогая объехать опасные участки. А сами шоферы никогда не закрывали дверцу, чтобы в любой момент можно было выскочить из кабины.
На экскурсии гости узнают об особенностях производства и продажи, традициях потребления хлеба в городе на Неве. Коллекции музея регулярно пополняются новыми экспонатами, активно идет научно-исследовательская деятельность и выставочная работа. Первоначально на месте находилась деревянная постройка — жилой дом Н. А Пастуховой.
Позднее он был перестроен и в его стенах размещался народный суд Калининского района, а в 2014 году открылся музей Хлеба.
Представленная на выставке старейшая кулинарная книга из фондов музея — 1796 года издания. Особое место на выставке занимает тема здорового питания и необходимости сохранения экологической среды вокруг человека. Демонстрируется разработанная учеными «Пирамида здорового питания» и художественная инсталляция «Береги планету». Выставка продолжит работу до 9 октября.
Проект «НЭП: хлеба и зрелищ! Первая часть «Земля дыбом», имевшая большой успех у широкой публики и получившая мощный отклик в прессе и у специалистов, повествовала об экспрессионизме в раннесоветском театре и рассматривала прежде всего «высокие» жанры — драму, оперу, балет. Обращение к жанрам «низким», связанным с «высокими» как сообщающиеся сосуды, стало естественным продолжением исследовательской работы команды кураторов — Елены Грушвицкой, Ольги Краевой и Дарьи Рыбаковой. Во вступительной статье к каталогу выставки «НЭП: хлеба и зрелищ! Используется все, что заставляет обывателя, мещанина платить».
Музей хлеба в Петербурге представит уникальные рецепты хлебопечения времен Петра I
Левашовский хлебозавод в Петербурге: чем заняться в новом культурном центре | +7 (812) 294-50-90 Санкт-Петербургский музей хлеба СПб, ул. Михайлова, д. 2, лит. А на карте Ленина площадь (310 метров построить маршрут до метро) Чернышевская (1.0 км пройти от метро) Калининский район. |
Музей хлеба в Санкт-Петербурге расширил экспозицию в два раза | Лурье считает, что отсутствие большого и концептуального музея блокады — трагедия для Санкт-Петербурга. |
Левашовский хлебозавод в Петербурге: чем заняться в новом культурном центре | 12 музеев и галерей в Петербурге, где показывают современное искусство. |
Получатели соц.услуг отправились в знаменитый и единственный в России - в Музей Хлеба | +7 (812) 294-50-90 Санкт-Петербургский музей хлеба СПб, ул. Михайлова, д. 2, лит. А на карте Ленина площадь (310 метров построить маршрут до метро) Чернышевская (1.0 км пройти от метро) Калининский район. |
Новости по теме "Музей хлеба"
Посетить в нём можно выставку «Хлебопеки Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». Всего на выставке представлены четыре основных темы: «Доставка продовольствия в блокированный город»; «Хлеб как главный продукт для голодающего населения Ленинграда»; «Работа хлебозаводов в условиях блокады»; «Особенности повседневной жизни сражающегося города». В экспозицию попали документы и инсталляции, рассказывающие о рецептах блокадного хлеба и о цене на него, агитационные и методические плакаты о порядке действия населения в случаях бомбежек и артобстрелов.
Вместе с обыденной глиняной и деревянной посудой в обиход вошли формы для выпечки кексов, коврижек, пряников, металлическая посуда, которыми издревле известна русская земля. Многообразие рецептов русской традиционной кухни, а также и европейской, явились основой для написания кулинарных книг и словарей.
Петербургские рестораны и кондитерские постоянно соревновались в мастерстве приготовления блюд, красочно предлагавшихся в меню. С незапамятных времен в России стал принят обычай чаепития. Самовары, появившиеся в восемнадцатом веке, делались самых разных форм и размеров и быстро заняли особое место в интерьерах, трактирах, чаевых. Неповторимый образ русской чайной традиции придавали керамель и леденцы, душистый чай, пряники и кренделя, а также неизменный блестящий самовар.
Своего рода брендом кондитерских мастеров и торговцев являлись упаковочные коробки, которые служили еще и рекламой. Многие из них были настоящими художественными произведениями, в силу того, что они создавались по эскизам выдающихся художников. Никакой праздник на Руси не обходился без застолья, поэтому и столы сервировались с особой тщательностью. Белой скатертью застилали праздничный стол, в самой лучшей посуде подавались изысканные блюда и напитки.
Это были хрустальные графины и фужеры, бутылки с красивыми этикетками, серебряные приборы и дорогие фарфоровые сервизы. Самым известным и почитаемым праздником всегда являлась Пасха, к ней приготавливались заранее. Она длилась целую неделю и стол ломился от изобилия убранства.
Ценные дополнительные материалы предоставлены Санкт-Петербургским филиалом НИИ хлебопекарной промышленности, Ассоциацией «Хлебопёки Санкт-Петербурга» и петербургскими хлебозаводами «Каравай» и «Арнаут». Выставка работает с 17 апреля по 23 июня 2024 года.
Они были частью ритуалов, служа символом благополучия и изобилия. Первые пряники на Руси назывались медовым хлебом, их рецепт привезли к нам варяги около IX века.
Музей показывает оборудование хлебокомбината, из которого свежий хлеб поступал на прилавки хлебных магазинов и булочных.
В экспозиции показана настоящая советская булочная, в которой продавался настоящий хлеб, не то, что сейчас продают нам вездесущие безрукие мигранты и борзые отечественный коммерсанты. Приятный и полезный музей... Музей Хлеба находится по адресу: Санкт-Петербург, улица Михайлова, дом 2.