Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования. Присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, когда избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень. Избирательных бюллетеней установленной формы (в каждой пачке отдельно) путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую так, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Избирательные бюллетени заполняются в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи. Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. Суд отказался считать доказательством вбросов бюллетеней видео с ползущей на коленях к урне женщиной.
Особенности голосования на выборах президента РФ 2024 года
В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени. На участке заполнять бумажный бюллетень необходимо в специально оборудованной кабинке или на столе, огражденном ширмой. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам. Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень.
«Важное про выборы»: чем можно заполнять бюллетень
В Москве избирателям не дают голосовать бумажными бюллетенями, хотя такое право прямо прописано в положении Мосгоризбиркома. Большинство бюллетеней, которые оказались залиты в результате провокаций первого дня голосования, вполне могут быть учтены при подсчёте голосов 17. Каждая участковая избирательная комиссия получает ровно столько бюллетеней, сколько избирателей зарегистрировано на участке? Если избирательный бюллетень испорчен, Вам будет выдан другой. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника. В верхней части избирательного бюллетеня (над словами "Избирательный бюллетень") и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня (маркер), определяющий уровень выборов.
Наиболее часто задаваемые вопросы о выборах
Испортить избирательный бюллетень можно как умышленно, так и не осознавая, что он испорчен если неправильно его заполнить. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном. Следовательно, демонстрация заполненного избирательного бюллетеня может быть расценена как предвыборная агитация.
Глава ЦИК объяснила, почему электронная урна не сразу приняла бюллетень у Путина
Для проведения голосования напечатали около 113,6 миллиона избирательных бюллетеней, их отправили на 94 тысячи избирательных участков. Пустой бюллетень, то есть бюллетень, не содержащий отметок в квадратах справа от наименований политических партий (сведений о кандидатах), входит в группу недействительных бюллетеней. Для того, чтобы заполнить бюллетень правильно, надо обратить внимание на то, что памятка по заполнению избирательного бюллетеня находится в его верхней части и называется «Разъяснение о порядке заполнения избирательного бюллетеня». В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить избирательные бюллетени. Бюллетень может быть. Большинство бюллетеней, которые оказались залиты в результате провокаций первого дня голосования, вполне могут быть учтены при подсчёте голосов 17.
Правила голосования
Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень. Порядок их выдачи Придя на свой участок, избиратель лично или, с его согласия, член участковой комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. После проверки правильности произведенной записи избиратель должен расписаться в получении избирательного бюллетеня. Голосование за других избирателей не допускается Каждый избиратель голосует лично.
Избирательный бюллетень заполняется в кабине или в ином специально оборудованном месте для тайного голосования.
В случае принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд судам следует учитывать, что законодательство о выборах и референдумах выделяет день голосования последний день голосования , иные дни голосования в частности, первый день голосования , день, предшествующий дню голосования, и день, следующий за днем голосования. С учетом этого срок на обращение в суд может отсчитываться либо до первого дня голосования, либо до дня голосования, и в этом случае день голосования первый день голосования в указанный срок не включается. Закон об основных гарантиях избирательных прав содержит правила исчисления сроков, принятия решений и совершения действий, связанных с назначением выборов, референдума, организацией и проведением избирательной кампании, кампании референдума, которые не применяются при исчислении процессуальных сроков, в том числе сроков на обращение, установленных в отношении разных видов требований о защите избирательных прав статья 111, пункт 5 статьи 31, статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ, статьи 92, 93 и 240 КАС РФ. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда часть 8 статьи 240 КАС РФ.
По общему правилу административное исковое заявление о защите избирательных прав может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть оспорено в тот же срок со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума части 1 и 3 статьи 240 КАС РФ. Законом также предусматриваются сокращенные сроки обращения в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме. Например, в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума соответствующего решения может быть подано административное исковое заявление об отмене решения: - избирательной комиссии о регистрации кандидата списка кандидатов ; - избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, в том числе об оспаривании решения об исключении кандидата из списка кандидатов; - избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным многомандатным избирательным округам, об отказе в этом заверении; - избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования. В случаях предварительного обжалования решений об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов в соответствующую комиссию административное исковое заявление может быть подано в суд в течение пяти дней со дня принятия этой комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения пункт 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ, часть 4 статьи 240 КАС РФ.
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано не позднее чем за восемь дней до дня голосования до первого дня голосования. С учетом этого, если день первый день голосования установлен десятого числа месяца, то последним днем подачи такого административного искового заявления будет первое число данного месяца часть 5 статьи 240 КАС РФ. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства. Возможность восстановления иных сроков обращения в суд должна обсуждаться судом, в том числе по своей инициативе пункт 7 статьи 6, статья 95 КАС РФ. Исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях.
С учетом этого административный иск, апелляционные частная жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. Следует также иметь в виду, что при подаче документов в электронной форме дата и время их поступления в информационную систему суда по общему правилу фиксируется по московскому времени, что должно приниматься во внимание при рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока для обращения в суд, исчисляемого с учетом часовой зоны нахождения соответствующего суда. Меры предварительной защиты 39. Часть 5 статьи 243 КАС РФ устанавливает закрытый перечень мер предварительной защиты, принимаемых при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав, которые суд не вправе применять в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума. Такими мерами являются: наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие; приостановление деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума; запрет избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
Иные меры предварительной защиты, если это не противоречит природе спорных правоотношений, могут применяться судом с учетом особенностей конкретного дела о защите избирательных прав статья 85 КАС РФ. Например, суд может в качестве мер предварительной защиты наложить запрет на распространение печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет" , допускающих злоупотребление свободой массовой информации, побуждающих к экстремистской деятельности. Суд также вправе наложить арест на соответствующие печатные материалы. При этом меры предварительной защиты, которые суд вправе применять при рассмотрении дел о защите избирательных прав, не должны приводить к нарушению прав и свобод избирателей, участников референдума. Порядок и сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав 40.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, в период избирательной кампании, кампании референдума начиная со дня официального опубликования публикации решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов либо со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума до дня представления комиссией, организующей выборы, референдум отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума, рассмотрение судами административных дел о защите избирательных прав осуществляется в сокращенные сроки подпункты 19 и 34 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, статья 241 КАС РФ. Административное исковое заявление о защите избирательных прав, поступившее в суд в указанный период до дня голосования первого дня голосования, при проведении голосования в течение нескольких дней подряд , должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования первому дню голосования. Административные исковые заявления, поступившие в день, предшествующий дню голосования первому дню голосования , в день голосования в дни голосования или в день, следующий за днем голосования последним днем голосования , рассматриваются немедленно, то есть в день поступления административного иска, с выполнением необходимых процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству. В случае если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, указанное заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи часть 1 статьи 241 КАС РФ. Истечение сроков рассмотрения административного дела о защите избирательных прав, предусмотренных частями 1-6 статьи 241 КАС РФ, не является основанием для прекращения производства по делу в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Административное исковое заявление об ошибках и о неточностях в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования, - немедленно. В случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд указанное административное исковое заявление должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего первому дню голосования, а заявление, поступившее в дни голосования, - немедленно часть 2 статьи 241 КАС РФ. В период избирательной кампании, кампании референдума судам надлежит организовать свою работу в том числе в выходные и нерабочие дни таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение административных исковых заявлений пункт 11 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав. В связи с этим в период избирательной кампании, кампании референдума суд рассматривает дела о защите избирательных прав в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня указанное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено часть 7 статьи 241 КАС РФ. Административный истец до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу дела о защите избирательных прав в суде первой инстанции, вправе изменить дополнить основания административного иска о защите избирательных прав, в том числе после истечения сроков, установленных частью 4 статьи 240 Кодекса.
В таких случаях суд вправе решить вопрос об истребовании доказательств для проверки дополнительных оснований, приведенных административным истцом, с учетом временных рамок избирательного или референдумного процесса и необходимости оперативного разрешения дела. Извещение лиц, участвующих в деле о защите избирательных прав 44. В целях своевременного рассмотрения административных дел о защите избирательных прав суды вправе извещать лиц, участвующих в деле, с их согласия о дате, времени и месте рассмотрения дела путем отправки СМС-сообщений, направления судебных извещений по электронной почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг при условии, что участник судебного процесса не ходатайствовал о направлении ему таких извещений на бумажном носителе, либо посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия части 1, 11 статьи 96 КАС РФ. Следует иметь в виду, что согласие лица, участвующего в деле, на получение судебных извещений указанными способами может быть выражено как путем оформления расписки, так и посредством указания номера мобильного телефона, адреса электронной почты в тексте административного искового заявления, апелляционной частной жалобы или представления, кассационной жалобы или представления, путем подтверждения согласия на соответствующее извещение в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг. Административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания предварительного судебного заседания лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 8, 10 статьи 96 КАС РФ.
Указанные выше и иные лица, наделенные публичными полномочиями, могут извещаться судом также посредством системы электронного документооборота участника судебного процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если ими не было заявлено ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" в связи с отсутствием технической возможности части 11, 10 статьи 96, часть 6 статьи 99 КАС РФ. Лица, участвующие в деле, извещенные о его рассмотрении по изложенным выше правилам, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств часть 9 статьи 96 КАС РФ. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, в частности, путем направления копии административного искового заявления либо копии определения о принятии его к производству суда часть 1 статьи 243 КАС РФ. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум, которые привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованного лица статья 47, часть 4 статьи 243 КАС РФ. Рассмотрение дела о защите избирательных прав 47.
Дела о защите избирательных прав рассматриваются судьей единолично, кроме административных дел о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, которые рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей пункт 11 части 1 статьи 20, часть 2 статьи 243 КАС РФ. Следует иметь в виду, что дела о защите избирательных прав не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного письменного производства часть 6 статьи 243, часть 2 статьи 291 КАС РФ. Дела данной категории рассматриваются судом с участием административного истца, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица и прокурора части 3 и 4 статьи 243 КАС РФ. При решении вопроса о круге лиц, участвующих в деле, в том числе о привлечении заинтересованных лиц, надлежит исходить из того, чьи права могут быть затронуты судебным решением по рассматриваемому делу о защите избирательных прав. По административному делу об оспаривании зарегистрированным кандидатом решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу, выдвинутого избирательным объединением, данное избирательное объединение привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Суд вправе привлечь к участию в административном деле о защите избирательных прав ЦИК России для дачи заключения, за исключением случаев участия ЦИК России в административном деле в качестве административного истца, административного ответчика или заинтересованного лица часть 7 статьи 243 КАС РФ. При этом суд не связан содержанием заключения ЦИК России и в ходе рассмотрения дела самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению, устанавливает права и обязанности сторон пункт 14 статьи 21 Федерального закона N 67-ФЗ. При необходимости ознакомления с материалами административного дела лица, участвующего в деле, продолжительность и порядок такого ознакомления определяются судом с учетом срока рассмотрения дела и временных рамок избирательного или референдумного процесса. В случае, когда лицо принимает участие в деле по видео-конференц-связи, в целях оперативного рассмотрения дела и недопущения злоупотреблений правами со стороны участников судебного разбирательства, а также с учетом реальной возможности указанных лиц и их представителей прибыть в здание суда для ознакомления с материалами дела суд вправе огласить материалы в необходимом объеме в судебном заседании с занесением соответствующих сведений в протокол при наличии ходатайства об ознакомлении с материалами дела часть 4 статьи 2, статьи 142, 1421, 164, пункт 13 части 3 статьи 205 КАС РФ. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе на основании решения суда, если он нарушает законодательство Российской Федерации о выборах и референдуме.
При рассмотрении административного искового заявления о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе суд обязан оценить характер и степень допущенного им нарушения и его последствий для нормального осуществления возложенных на участковую комиссию полномочий. В случае принятия судом решения об отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе такое лицо не должно допускаться к участию в деятельности комиссии. В частности, данное лицо не вправе выступать на заседании комиссии, знакомиться с документами и материалами, голосовать и требовать проведения голосования по вопросам, относящимся к компетенции комиссии. При рассмотрении административного иска избирательной комиссии об удалении наблюдателя необходимо устанавливать, обусловлены ли действия комиссии злоупотреблением со стороны наблюдателя своими правами или нарушением им установленных законом запретов например, проведение агитации среди избирателей, роспись за избирателя в получении бюллетеня, в том числе по его просьбе , создавали ли его действия препятствия в законной деятельности комиссии подпункт 42 статьи 2, пункты 9, 10 статьи 30, пункт 12 статьи 64, пункт 10 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав, часть 5 статьи 239 КАС РФ. Доказательства и доказывание 53.
Наделяя кандидата правом оспорить решение избирательной комиссии о регистрации решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в том числе в части вывода о недействительности и или недостоверности подписей избирателей, Закон об основных гарантиях избирательных прав не исключает участия в соответствующих процессуальных отношениях избирателей. С учетом этого суд вправе рассмотреть вопрос о вызове избирателей и иных лиц в качестве свидетелей, их допросе, совершении иных процессуальных действий, связанных с исследованием и оценкой доказательств, включая разрешение ходатайств и назначение судебных экспертиз, в том числе почерковедческих статьи 69, 77 КАС РФ. При проверке данных об избирателях, участниках референдума, указанных в подписном листе, в суд представляются паспорта избирателей, участников референдума в оригинале или в форме надлежаще заверенной копии на бумажном носителе. Копии паспортов избирателей, участников референдума, не соответствующие указанным требованиям, признаются судом недопустимыми доказательствами пункт 11 статьи 37 Закона об основных гарантиях избирательных прав, части 1 и 3 статьи 59, часть 2 статьи 61, часть 2 статьи 70 КАС РФ. Отдельные вопросы материального права Выдвижение кандидата.
Основания для отказа в регистрации кандидата 55. Необходимым условием для выдвижения кандидата в том числе в составе списка кандидатов является уведомление избирательной комиссии о согласии баллотироваться путем подачи одновременно соответствующего заявления в письменной форме и документов в установленном законом порядке и установленные сроки. Эти заявление и документы кандидат кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов обязан представить лично и заверить лично статья 32, пункты 2, 22, 3, 31 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ. Представление и заверение указанных документов иными лицами в частности, секретарем избирательной комиссии являются нарушением законодательства о выборах и референдумах и влекут отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если иное не установлено законом подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Так, кандидат, являющийся инвалидом и в связи с этим не имеющий возможности самостоятельно написать, заполнить или заверить документы, предусмотренные законом, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, полномочия которого должны быть нотариально удостоверены пункты 2 и 3 статьи 4, статья 32, пункты 2, 22, 3, 31, 51 статьи 33, подпункт "в1" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копии паспорта отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России или документа, заменяющего паспорт гражданина, копий документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности роде занятий , а также о том, что кандидат является депутатом, заверенных соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копий соответствующих документов пункты 1, 2, 22, 31 статьи 33, подпункт "в" пункта 24 статьи 38, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Документы о выдвижении находящегося под домашним арестом гражданина в качестве кандидата на выборах могут быть представлены в избирательную комиссию его защитником по уголовному делу, имеющим статус адвоката, на основании документов, подтверждающих полномочия защитника, а также иными лицами - на основании нотариально удостоверенной доверенности; вместе с документами о выдвижении гражданина в качестве кандидата на выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления в соответствующую избирательную комиссию должна быть представлена копия постановления суда об избрании в отношении его меры пресечения в виде домашнего ареста. Подпись гражданина на заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и копия паспорта, если закон требует ее представления, должны быть заверены нотариально пункты 2, 22, 3, 31 и 5 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав. Избирательная комиссия должна равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и извещать кандидатов о выявленных недостатках.
В случае изготовления избирательных бюллетеней на двух и более языках текст на русском языке печатается краской черного цвета, а текст на ином языке по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с ЦИК России, может быть напечатан краской другого цвета. В избирательном бюллетене части, отведенные каждой политической партии, разделяются прямой линией черного цвета толщиной 0,2 мм. Эти части избирательного бюллетеня должны быть одинаковыми по площади. Номер, полученный политической партией в результате жеребьевки, эмблема политической партии в одноцветном исполнении в случае ее представления в ЦИК России и пустой квадрат для проставления знака волеизъявления избирателя размещаются на уровне середины части избирательного бюллетеня, определенной для каждой политической партии. Изображения эмблем политических партий должны иметь одинаковый размер по ширине.
Квадраты для проставления знака волеизъявления должны иметь одинаковый размер и располагаться строго друг под другом. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. По периметру избирательного бюллетеня на расстоянии 12 мм от его краев печатается рамка черного цвета в одну линию толщиной 0,75 мм. Весь текст избирательного бюллетеня должен быть расположен внутри этой прямоугольной рамки, снаружи ее не должно быть никаких знаков, символов и иных изображений. В верхней части избирательного бюллетеня над словами "Избирательный бюллетень" и в его нижней части печатается идентификатор избирательного бюллетеня маркер , определяющий уровень выборов. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу предусматривается прямоугольное место размером 50 - 80 мм x 40 мм для печати участковой избирательной комиссии и подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Позднее о задержании за надпись на бюллетене сообщила жительница Подольска Мария Алексеева. Что именно написала женщина на документе, неизвестно. Адвокат девушки Алан Качмазов сообщил, что городской суд Подольска оштрафовал ее на 30 тыс.
По информации канала, внимание полиции привлекло то, что мужчина заполнял бюллетень дольше обычного. Как сообщает SOTA, он бросил документ в урну, однако бумага упала заполненной стороной вверх, на которой была видна надпись оскорбительного характера.
С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
Голосование будет проводиться с 8-00 до 20-00 часов без перерыва. Для участия в голосовании избиратель получает избирательный бюллетень. Избирательный бюллетень выдаётся избирателю, включенному в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Текст избирательного бюллетеня размещен на одной странице и содержит сведения о зарегистрированных кандидатах, фамилии которых располагаются в алфавитном порядке.
Информация о датах, времени, избирательных участках и адресах описаниях мест проведения дополнительных форм голосования незамедлительно по мере поступления размещается на официальном сайте в сети Интернет соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также может быть размещена на официальном сайте в сети Интернет избирательной комиссии, определившей эти избирательные участки и адреса описания мест.
Указанная информация не позднее чем за один день до первого дня голосования доводится до сведения избирателей соответствующего избирательного участка, в том числе путем размещения объявлений в доступных для всех местах. О принятых решениях о проведении голосования в течение нескольких дней, а также о проведении голосования с использованием дополнительных форм голосования избирательные комиссии, организующие выборы в органы местного самоуправления, иные избирательные комиссии, которым поручено принимать такие решения, незамедлительно информируют соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которая оперативно размещает информацию на своем официальном сайте в сети Интернет. По решению участковой избирательной комиссии голосование в помещении за исключением последнего дня голосования может проводиться с использованием нескольких стационарных ящиков для голосования в количестве, не превышающем количество, указанное в нормативах. При проведении голосования в помещении на соответствующих избирательных участках комплексы обработки избирательных бюллетеней далее — КОИБ используются в соответствии с инструкциями о порядке использования КОИБ-2010 и КОИБ-2017, утвержденными ЦИК России, с учетом особенностей, предусмотренных Положением.
Для организации голосования на дому и голосования с использованием дополнительных форм голосования используются переносные ящики для голосования, которые нумеруются. При этом голосование на дому проводится по месту жительства или по месту пребывания избирателя, а также в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. При выдаче избирательного бюллетеня в помещении для голосования член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставляя в соответствующей графе списка избирателей свою подпись, дополнительно в графе «Особые отметки» указывает дату получения избирателем избирательного бюллетеня. Перед выездом для проведения голосования на дому членам участковой избирательной комиссии рекомендуется убедиться в том, что избиратель будет находиться по указанному им адресу.
Выезжавшие для проведения голосования на дому члены участковой избирательной комиссии по прибытии в помещение для голосования в списке избирателей в графе «Особые отметки» дополнительно указывают дату получения избирателем избирательного бюллетеня. Председатель участковой избирательной комиссии заблаговременно информирует каждого члена этой участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса о проведении голосования в течение нескольких дней. При организации работы участковой избирательной комиссии председатель участковой избирательной комиссии должен обеспечить возможность проведения правомочного заседания участковой избирательной комиссии для принятия решений в каждый из дней голосования не позднее времени окончания работы участковой избирательной комиссии в соответствующий день. Информация об общем числе избирателей, получивших избирательные бюллетени, по мере ее поступления размещается на официальном сайте ЦИК России и соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сети Интернет в разрезе избирательных участков.
В последний день голосования информация об общем числе избирателей, получивших избирательные бюллетени, на каждое установленное отчетное время передается с нарастающим итогом участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию, которая передает эту информацию в вышестоящие избирательные комиссии с использованием ГАС «Выборы». Председатель участковой избирательной комиссии перед открытием помещения для голосования в первый день голосования информирует членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, в том числе на основании заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения на данном избирательном участке, о числе избирателей, исключенных из списка избирателей в связи с подачей заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения на других избирательных участках. Такая информация также размещается на информационном стенде в помещении для голосования каждый день голосования. Особенности дополнительных форм голосования 2.
Голосование с использованием дополнительных форм голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных законом для проведения голосования на дому, с учетом особенностей, предусмотренных Положением. Место для проведения голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение тайны голосования, а также максимальное удобство для реализации избирательных прав, что означает в том числе обязательное наличие: переносного ящика для голосования, места для тайного голосования в том числе стола с настольной ширмой или кабины для тайного голосования , места для выдачи избирательных бюллетеней, информационных материалов, необходимых письменных принадлежностей за исключением карандашей , мест для размещения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Также с учетом погодных и климатических условий рекомендуется использование конструкций, иных средств, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков. При этом по окончании указанного голосования обеспечивается возможность участия в голосовании избирателям, которые не смогли прибыть к месту проведения голосования по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися.
Количество переносных ящиков для голосования определяется избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии при совмещении выборов — избирательной комиссией, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии на выборах более высокого уровня , исходя из максимального количества таких ящиков, установленного законом. Голосование проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе: предварительно опечатанный опломбированный переносной ящик для голосования; книгу списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести с использованием соответствующей дополнительной формы голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы. При проведении голосования с использованием соответствующей дополнительной формы голосования вправе присутствовать лица, определенные законом: наблюдатели; представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном законом порядке; члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов; кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо; уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, или кандидат из указанного списка. При проведении голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа: наблюдателей, назначенных разными кандидатами, избирательными объединениями к таковым не относятся лица, назначенные кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим этого кандидата ; наблюдателей, назначенных одним из субъектов общественного контроля — Общественной палатой Российской Федерации, общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации в случае, если назначение наблюдателей субъектами общественного контроля предусмотрено законом.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в книге списка избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается за каждый полученный избирательный бюллетень. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, внесены в список избирателей с использованием ГАС «Выборы», перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сверяет указанные в списке избирателей сведения с предъявляемым избирателем документом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе графах книги списка избирателей.
Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ставит в соответствующей графе графах книги списка избирателей свою подпись, делает отметку о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования, указывает номер переносного ящика для голосования, дату получения избирателем избирательного бюллетеня. Если избиратель прибыл к месту проведения голосования, а в книгу списка избирателей внесена отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали вышли члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования на дому, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдавать данному избирателю избирательный бюллетень до установления того факта, что указанный избиратель не проголосовал. Обеспечение сохранности избирательных бюллетеней 3. В случае использования на избирательном участке КОИБ по окончании голосования в каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени установленной формы из переносных ящиков для голосования вводятся в КОИБ.
По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ. Перед началом голосования в каждый день голосования контрольные данные о ходе голосования вновь распечатываются и сравниваются с контрольными данными о ходе голосования за предыдущий день голосования. В случае если в результате сравнения контрольных данных о ходе голосования в один из дней голосования было выявлено их несовпадение, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение и проводит непосредственный подсчет голосов без использования КОИБ ручной подсчет при установлении итогов голосования в последний день голосования.
При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.
На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней.
При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней.
В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах. При необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, либо в случае, предусмотренном пунктом 5. В случае регистрации кандидата менее чем за десять дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией, при этом положения пункта 3 настоящей статьи могут не применяться.
Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В день голосования последний день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Но в получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении лично.
Что делать если я испортил избирательный бюллетень? Если избирательный бюллетень испорчен, Вам будет выдан другой. В письменном заявлении делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. И в получении нового избирательного бюллетеня избиратель также расписывается на заявлении.
Если я вначале обратился в комиссию о голосовании на дому, а потом смог прийти на избирательный участок, то смогу ли я там проголосовать? Если вы прибыли в помещение участковой избирательной комиссии после того, как к вам были направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования на дому, то в участковой избирательной комиссии Вам не вправе выдать избирательный бюллетень до тех пор, пока не возвратятся члены участковой избирательной комиссии, организующие голосование на дому и не будет установлено, что Вы не проголосовали на дому.
С какого возраста можно принимать участие в голосовании?
Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии с правом решающего голоса, осуществившей закупку бюллетеней, по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени при их выявлении , о чем составляется акт. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии, любой кандидат, фамилия которого внесена в бюллетень за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов , либо представитель такого кандидата, представитель любого избирательного объединения, наименование которого указано в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящем пункте. Комиссия, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям в срок, установленный организующей выборы, референдум комиссией, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней. Положения ст.
ФЗ от 31. Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня первого дня голосования в том числе досрочного голосования. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента но не менее чем на два бюллетеня число избирателей, участников референдума, зарегистрированных на данном избирательном участке, участке референдума, и составлять менее 70 процентов от числа избирателей, участников референдума, включенных в списки избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума на день передачи бюллетеней, за исключением случая проведения дистанционного электронного голосования в соответствии со статьей 64. В этом случае количество передаваемых бюллетеней определяется решением организующей выборы, референдум комиссии, если иное не установлено федеральным законом. На избирательном участке, участке референдума, на которых ожидается большое число избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона, либо избирателей, участников референдума, работающих вахтовым методом и имеющих право на включение в список избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 17 статьи 17 настоящего Федерального закона, а также на избирательном участке, участке референдума, на которых зарегистрированы менее 500 избирателей, участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени при их выявлении уничтожаются членами комиссии, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий, кандидаты, указанные в пункте 11 настоящей статьи, или их представители, а также представители избирательных объединений, указанных в пункте 11 настоящей статьи, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума.
Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией, которая также обязана предоставить возможность каждому указанному в пункте 11 настоящей статьи кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю каждого указанного в пункте 11 настоящей статьи избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. КонсультантПлюс: примечание. О выявлении конституционно-правового смысла п. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней территориальные, окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов.
При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, либо в случае, предусмотренном пунктом 8.
В Бангладеш при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает, что избиратель вправе получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Избиратель возвращает испорченный избирательный бюллетень сотруднику участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень. Председатель участкового избирательного органа указывает об этом на корешке ранее выданного избирателю избирательного бюллетеня и на испорченном избирательном бюллетене, затем вкладывает испорченный избирательный бюллетень в конверт с надписью «испорченные избирательные бюллетени». Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 0.
Таким образом, за последние годы с 2001 года наблюдается резкий рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2. При этом в современной электоральной истории Бангладеш самым высоким данный показатель был в 2014 году — 3. В Беларуси в соответствии со статьей 72 Избирательного кодекса от 11 февраля 2000 года каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке го заполнения. В соответствии со статьей 52 Избирательного кодекса Беларуси в случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии, получив испорченный избирательный бюллетень, на котором должна быть собственноручная подпись избирателя, выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая отметку об этом в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, напротив фамилии избирателя, допустившего ошибку.
Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или заместителем председателя либо секретарем и двумя членами участковой избирательной комиссии. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2004 году оно равнялось 3. Таким образом, за последние годы с 2004 года наблюдается резкое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2. В Великобритании при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством при заполнении избирательного бюллетеня избиратель должен поставить знак «крестик» «Х» напротив фамилии кандидата его политического выбора. В случае если избиратель сделал ошибку в своем избирательном бюллетене, например, если он ошибочно отметил свой голос против неправильного кандидата или отметил его таким образом, что его выбор кандидата не будет ясен, он можете вернуть избирательный бюллетень сотрудникам избирательного участка, и ему будет выдан новый избирательный бюллетень.
При этом если избиратель допустил ошибку в избирательном бюллетене при его заполнении и, затем, опустил его в ящик урну для голосования, новый избирательный бюллетень взамен испорченного ему выдан быть не может. Кроме того, если избиратель принимает участие в голосовании по почте, он также может вернуть свои избирательные документы материалы для голосования по почте в Избирательную комиссию Великобритании и получить новый пакет избирательных документов, включая избирательный бюллетень, для голосования по почте. При этом, однако, избиратель должен возвратить указанные испорченные избирательные документы, включая избирательный бюллетень, до 17:00 по местному времени накануне дня общего голосования избирателей на парламентских выборах. Таким образом, за последние годы с 2001 года наблюдается незначительное снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0. При этом в современной электоральной истории Великобритании самым высоким данный показатель был в 2010 году — 1.
В Венгрии в соответствии с законодательством при голосовании избиратель помещает избирательный бюллетень в специальный электоральный конверт и опускает его в ящик для голосования. Если избиратель до помещения избирательного бюллетеня в специальный электоральный конверт и опускания его в ящик для голосования указывает, что он неправильно его заполнил, участковая избирательная комиссия выдает ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. При этом в соответствии с законодательством замена избирательного бюллетеня каждого типа может производиться не более одного раза. Таким образом, законодательство предусматривает возможность только однократной выдачи избирателю нового избирательного бюллетеня взаимен испорченного. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2002 году оно равнялось 0.
Таким образом, за последние годы с 2002 года наблюдается незначительный рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0. В Греции при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает, что избиратель вправе получить новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Испорченный избирательный бюллетень возвращается избирателем члену участкового избирательного комитета, который вправе выдать ему новый избирательный бюллетень если избиратель уже отметил свое решение на избирательном бюллетене, перед тем, как вернуть его члену участкового избирательного комитета, он должен зачеркнуть свое решение так, чтобы его не было видно. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2000 году оно равнялось 1. Таким образом, за последние годы с 2000 года наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1.
При этом в современной электоральной истории Греции самым высоким данный показатель был в 2007 году — 2. В Грузии в соответствии со статьей 63 Избирательного кодекса от 27 декабря 2011 года на первой странице избирательного бюллетеня должно указываться, в частности, порядок заполнения избирательного бюллетеня. В соответствии со статьей 65 Избирательного кодекса Грузии в случае, если избирателем или членом участковой избирательной комиссии был испорчен избирательный бюллетень или специальный конверт, он должен поставить об этом в известность председателя участковой избирательной комиссии, сдать испорченный избирательный бюллетень и или специальный конверт и получить новый. В присутствии избирателя у испорченного избирательного бюллетеня и или специального конверта срезается уголок и на нем делается надпись «испорчен», что заверяет подписью председатель участковой избирательной комиссии, после чего избирательный бюллетень и или специальный конверт храниться отдельно. В соответствии с законодательством испорченные избирательные бюллетени и или специальные конверты не учитываются при подсчете голосов избирателей и определении результатов парламентских выборов.
Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является относительно высоким: так, при проведении парламентских выборов в 2004 году оно равнялось 2. Таким образом, за последние годы с 2004 года наблюдается рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1. В Исландии при проведении муниципальных выборов законодательно закреплено, что если избиратель по ошибке поставил в избирательном бюллетене отметку, которую он не собирался ставить, или испортил его каким-либо другим образом, он вправе вернуть испорченный избирательный бюллетень участковой избирательной комиссии, и ему должны выдать другой избирательный бюллетень взамен испорченного. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2003 году оно равнялось 1. Таким образом, за последние годы с 2003 года наблюдается некоторый рост числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 0.
При этом в современной электоральной истории Исландии самым высоким данный показатель был в 2016 году — 2. В Италии при проведении парламентских выборов в соответствии с законодательством избиратель может вернуть испорченный избирательный бюллетень члену участкового избирательного органа, выдававшего ему избирательный бюллетень, и получить новый избирательный бюллетень. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 7. Таким образом, за последние годы с 2001 года наблюдается некоторое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 2. При этом в современной электоральной истории Италии самым высоким данный показатель был в 1996 году — 7.
В Канаде при проведении парламентских выборов законодательство предусматривает, что в случае если избиратель испортил избирательный бюллетень, он может получить у сотрудника участкового избирательного органа новый избирательный бюллетень взаимен испорченного; при этом испорченный избирательный бюллетень подлежит обязательному погашению. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 2. При этом в современной электоральной истории Канады самым высоким данный показатель был в 1997 году — 1. На Кипре в соответствии с законодательством при проведении парламентских выборов взамен испорченного избирательного бюллетеня избиратель может получить только один раз новый избирательный бюллетень. Вместе с тем, в целом, при проведении парламентских выборов число недействительных избирательных бюллетеней является незначительным: так, при проведении парламентских выборов в 2001 году оно равнялось 4.
Таким образом, за последние годы с 2001 года наблюдается некоторое снижение числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными, а именно: на 1. При этом в современной электоральной истории Италии самым высоким данный показатель был в 2006 году — 5.
По решению избирательной комиссии субъекта РФ, текст на бюллетене могут напечатать на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а также на языках народов России на территориях их компактного проживания.
В верхней части документа указано, что бюллетень предназначен для голосования на выборах президента РФ, назначенных Советом Федерации на 17 марта 2024 года. В правом верхнем углу документа отведено место для наклеивания специального отличительного знака официального бюллетеня — марки, а также для подписей двух членов УИК с правом решающего голоса и печати УИК. Без них бюллетень при подсчете голосов будет считаться неофициальным, а сам голос не будет учитываться.
Ниже располагается блок с памяткой о правильном заполнении бюллетеня для избирателей. Под ним разместили самую большую часть — информацию о зарегистрированных кандидатах и части для заполнения самими избирателями. Для сведений о каждом кандидате выделили одинаковые части бюллетеня и разделили информационные блоки прямой черной линией.
В 2024 году ЦИК России допустила до участия в выборах четырех кандидатов. Фамилии кандидатов на бюллетене разместили в алфавитном порядке. В информационном блоке о кандидатах указали: — год рождения; — основное место работы, включая занимаемую должность; — способ выдвижения самовыдвижение или от политической партии ; — название партий тех кандидатов, кто к ним принадлежит, а также статус участников в них.
По заявлению ЦИК, всего для выборов президента России будет напечатано более 113 млн бюллетеней. Графа «против всех» на выборах президента РФ 2024: будет или нет Пункт «против всех» обычно располагают в избирательном бюллетене после всех зарегистрированных кандидатов. С помощью него избиратель может принять участие в голосовании, не выбрав при этом ни одного из указанных в бюллетене кандидатов.
В избирательном бюллетене для голосования на мартовских выборах президента России 2024 года графа «против всех» отсутствует.
Однако, если избирательная комиссия не сможет рассмотреть заявление гражданина до выборов, гражданин может обратиться в суд за защитой своих конституционных прав. В случае обращения в суд, судья может назначить временные меры, которые обеспечат гражданину возможность участия в выборах. Таким образом, отказ участковой избирательной комиссии выдать бюллетень гражданину Иванову может быть неправомерным, если отсутствуют правомерные основания для такого отказа.
«Важное про выборы»: чем можно заполнять бюллетень
При этом закон запрещает уносить бюллетени с избирательных участков. Чтобы испортить бюллетень, нужно сделать это прямо в кабине для голосования, а затем опустить испорченный бюллетень в урну для голосования. Согласно действующему законодательству, бюллетень признается недействительным, если избиратель поставил в нем знаки более чем напротив одного кандидата, списка кандидатов. При этом не имеет значения, каким именно образом будут сделаны отметки в бюллетене - галочками, крестиками, подписями. Главное - чтобы их было больше одной. Также бюллетень будет признан недействительным, если в нем имеются какие-либо посторонние записи, подписи, рисунки вне зависимости от наличия отметок напротив кандидатов. Правовые последствия испорченных бюллетеней Какие же правовые последствия наступают, если избиратель испортил бюллетень одним из вышеописанных способов? Во-первых, такой бюллетень не будет засчитан ни одному из кандидатов или партий, участвующих в выборах.
При подсчете голосов испорченные бюллетени выделяют в отдельную категорию и не учитывают при распределении депутатских мандатов или определении победителя выборов. Во-вторых, испорченный бюллетень увеличивает явку избирателей на выборах. Поскольку при подсчете явки учитываются все извлеченные из урн бюллетени, включая недействительные. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Поэтому высокая доля испорченных бюллетеней требует тщательной проверки и анализа. Как отличить ошибку от сознательной порчи бюллетеня При анализе испорченных бюллетеней важно понимать, какие из них были испорчены преднамеренно, а какие - по ошибке избирателя. К типичным непреднамеренным ошибкам можно отнести: Небрежную отметку, выходящую за границы квадрата напротив кандидата.
Двойную отметку в результате рассеянности избирателя. Забывчивость поставить отметку вообще. А вот явные признаки сознательной порчи бюллетеня: Множественные отметки по всему бюллетеню. Оскорбительные надписи в адрес кандидатов. Полностью зачеркнутый бюллетень.
Как быть в этой ситуации? Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, избирательный бюллетень не выдается. Если избиратель настаивает на вынесении решения УИК об отказе в выдаче ему избирательного бюллетеня, то такое решение должно быть принято, оформлено в письменном виде и выдано на руки заявителю. Избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня в помещении для голосования он допустил ошибку, и просит выдать ему новый избирательный бюллетень.
Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член УИК выдает избирателю новый избирательный бюллетень, в графе «Особые отметки» списка избирателей делает отметку напротив фамилии данного избирателя «Выдан бюллетень взамен испорченного» и расписывается. На испорченном избирательном бюллетене член УИК с правом решающего голоса делает соответствующую запись: «Испорчен избирателем — ф.
Для работы в нём аккредитовано 1447 журналистов от 90 СМИ, для работы на избирательных участках по всей России — 12 645 представителей от 2458 медиа [62]. Ключевые даты выборов Согласно законодательству, основным последним днём голосования на выборах президента России должно стать второе воскресенье месяца, в котором проводились предыдущие выборы. Не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней Совет Федерации РФ принимает постановление о назначении даты. Окончательное решение о дате выборов принято верхней палатой российского парламента 7 декабря 2023 года [66]. На выдвижение кандидатов-партийцев и подачу документов в ЦИК предусматривалось 25 дней до 18:00 1 января , на выдвижение кандидатов-самовыдвиженцев — 20 дней до 18:00 27 декабря. После личной подачи кандидатами документов в ЦИК комиссия в течение 5 дней принимала решение о регистрации выдвижения [67] [68]. Далее кандидаты, кроме выдвинутых парламентскими партиями, должны были собрать определённое число подписей граждан в свою поддержку и представить их в ЦИК не позднее 45 дней до выборов до 18:00 31 января ; после проверки не позднее чем через 10 дней после подачи документов либо претендента регистрируют в статусе кандидата, допущенного до выборов, либо ему выдают мотивированный отказ в регистрации [69]. Предвыборная агитация в СМИ была разрешена с 17 февраля по 14 марта включительно. Кандидаты могли распространять агитационные материалы, листовки и баннеры, оплаченные за счёт средств избирательного фонда, перед этим они должны были представить их избиркому [70]. Инаугурация избранного главы государства состоится в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца 7 мая 2024 года. Согласно законодательству РФ, после процедуры инаугурации правительство уйдет в отставку, и в двухнедельный срок новый президент должен внести кандидатуру нового премьер-министра на рассмотрение в Государственную думу [71] [72]. К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [74] [75]. ЦИК РФ регистрирует группу избирателей или отказывает в её регистрации не позднее 5 дней после подачи документов [76]. На протяжении 25 дней после публикации решения о назначении выборов с 7 декабря по 1 января происходит выдвижение кандидатов на съездах политических партий, представление в ЦИК решения съезда о выдвижении кандидата и иных документов [77]. К моменту предоставления документов выдвигаемый кандидат обязан закрыть иностранные счета и вклады, прекратить хранение денег и ценностей в иностранных зарубежных банках, прекратить использование иностранных финансовых инструментов [78] [79]. ЦИК РФ регистрирует кандидатов, выдвинутых партией, или отказывает в регистрации в срок не позднее 5 дней после подачи документов [80]. Кандидаты проводят сбор 300 тысяч для самовыдвиженцев или 100 тысяч для кандидатов от непарламентских партий подписей избирателей [81] и подготавливают иные документы. Подписные листы и иные документы подаются в ЦИК не ранее 80 дней и не позднее 45 дней до даты выборов с 27 декабря по 31 января [82]. В срок не более 10 дней после получения всех документов кандидата происходит его регистрация или отказ в регистрации [84]. Процедура выдвижения кандидатов Согласно федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации» [85] , президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 25 лет. Существуют также некоторые другие ограничения для избрания например, ограничение срока правления , недееспособность , наличие непогашенных судимостей по тяжким и особо тяжким преступлениям [86] , действие наказания по некоторым административным статьям [86] , нахождение в местах лишения свободы , наличие иностранного гражданства и прочие , которые перечислены в статье 3 вышеупомянутого федерального закона [85]. Существуют два способа принять участие в выборах [85] : в порядке самовыдвижения и в качестве кандидата от зарегистрированной партии.
Кто является собственником бюллетеней? Государство, которое заказывает и оплачивает изготовление бюллетеней. Для чего служит бюллетень? Для реализации права на выражение своей воли. При голосовании государство в лице избиркомов передает вам бюллетень в собственность дарит, продает, на что-то меняет и пр. В пользование. Ни разу не случалось такого, чтобы на выборах мне кто-то сказал: «Вот вам в подарочек пачечка бюллетенчиков - можете ими печку топить... Соответственно, проголосовали вы или нет, испортили бюллетень нехорошими словами или рисунками, он все равно остается собственностью государства, и, пытаясь утащить его с избирательного участка, вы тащите государственную собственность. Еще Остап Бендер говорил, что воровать нехорошо. Как минимум, это ст.
Как распознать и кому сообщить о нарушениях на выборах
И еще. Голосование 17 и 18 сентября 2021 года проводится также с использованием дополнительной возможности сделать свой выбор. Это касается групп избирателей, которые проживают или находятся в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с ними затруднено. Избирательные участки и адреса проведения такого голосования определяются по согласованию с избирательной комиссией Ставропольского края территориальными избирательными комиссиями не позднее 10 сентября 2021 года во взаимодействии с органами местного самоуправления.
В связи с многодневностью голосования и необходимостью обеспечения сохранности избирательных бюллетеней ЦИК России принято решение об использовании сейф-пакетов. Информация о датах, времени, избирательных участках и адресах проведения дополнительной формы голосования незамедлительно по мере поступления будет размещена на официальном сайте крайизбиркома в сети Интернет, а также не позднее 15 сентября 2021 года доведена до сведения избирателей путем размещения объявлений в доступных для всех местах. Перед наступлением времени голосования В день голосования, непосредственно перед наступлением времени голосования, председатель участковой избирательной комиссии УИК предъявляет к осмотру членам комиссии, присутствующим на участке лицам пустые ящики для голосования или технические средства подсчета голосов в случае их использования , которые вслед за этим пломбируются печатью УИК.
Председатель также информирует о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, о числе избирателей, исключенных из списка избирателей в связи с подачей заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, а также о числе избирателей, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения на данном избирательном участке. Как правильно голосовать Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Избирательные бюллетени выдаются включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего его.
При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом УИК с правом решающего голоса.
Когда после набора полученного кода нажимаешь кнопку «продолжить», появляется не сам бюллетень для голосования, а образец слово «образец» — красными водяными буквами во весь лист с фамилиями кандидатов и квадратиками слева около Ф.
RU По словам женщины, она дважды писала в техподдержку и звонила на горячую линию. Объяснений не получила, — продолжает Нина Петровна. Результат ноль.
Легче было бы проголосовать на участке, но требовалось предоставить отчет скрин , что я именно проголосовала дистанционно. Жаль потерянного времени. Другая читательница MSK1.
RU не смогла проголосовать на участке из-за сбоя в системе. Там система отказалась распознавать ее паспорт. Тогда ее отправили на другой участок, но и там проблемы не закончились.
При сканировании паспорта система выдала сообщение, что терминал недоступен. Посоветовали подождать 15—20 минут, возможно, система заработает. Но через 20 минут система отказалась распознавать мой паспорт.
Сотрудники объяснили, что через час мой бюллетень аннулируется и тогда я могу пройти в свой участок — повторно зарегистрироваться и проголосовать. Желательно на своем участке где прикреплена. Я так и сделала.
Через 6 часов явилась на избирательный участок 2248 и попыталась вновь зарегистрироваться.
Заявление на бумажном носителе, поданное в ТИК, УИК или через МФЦ, содержит основную часть, которая остается в соответствующей комиссии или МФЦ, и отрывной талон, который после регистрации заявления передается избирателю. Голосование в помещении для голосования При входе в помещение для голосования в обязательном порядке необходимо: пройти температурный контроль; обработать руки антисептическим средством; получить средства индивидуальной защиты маску, перчатки и индивидуальную ручку. Также необходимо соблюдать безопасную дистанцию между находящимися рядом людьми, которая должна составлять не менее 1,5-2 метров. Для этого следует придерживаться нанесенных специальных линий, разметки. При голосовании на избирательном участке для получения избирательного бюллетеня Вы должны предъявить паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации. При получении избирательного бюллетеня с Вашего согласия либо по Вашей просьбе серия и номер предъявляемого Вами паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, проставляются в списке избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса.
Вы проверяете правильность произведенной записи и расписываетесь в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший Вам бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. Если Вы вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не можете самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, Вы вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае Вы устно извещаете избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, лица, оказывающего помощь избирателю. Голосование проводится путем внесения Вами в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Свой бюллетень Вы заполняете в специально оборудованной кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда Вы не имеете возможности самостоятельно заполнить бюллетень.
Заполненный избирательный бюллетень Вы опускаете в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при их использовании.
При получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении в его получении. Что делать если я не могу заполнить письменное заявление? С согласия избирателя либо по его просьбе данные, которые необходимо указать в заявлении, могут быть внесены в заявление другим лицом, например родственником избирателя. Но в получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении лично. Что делать если я испортил избирательный бюллетень? Если избирательный бюллетень испорчен, Вам будет выдан другой. В письменном заявлении делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.