Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова. Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной. истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. Вотчина — это форма феодальной земельной собственности, которая возникла в России еще в X-XI веках.
Исторический контекст вотчины
- Вотчина — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Что такое ВОТЧИНА? Значение слова
- Что такое вотчина? (7 видео) | А ты знал? 🧠
- Вотчина — краткое описание и особенности
- ВОТЧИНА | Энциклопедия Кругосвет
- Вотчина — краткое описание и особенности
Что такое вотчина
Княжеские вотчины известны с X в. Вотчины принадлежат в этот период удельным князьям, боярам, монастырям, другим светским и духовным феодалам. Владельцы вотчин обладали особыми привилегиями в суде, сборе налогов, уплате торговых пошлин и др. По мере создания централизованного Русского государства многие вотчины отнимаются у старых владельцев и передаются дворянству, а сами вотчинные права неуклонно ограничиваются. В середине XV в. В XVII в. Происходит процесс постепенного слияния категорий вотчины и поместья, в том числе за счёт расширения юридических прав владельцев последних. Окончательно поместья были юридически приравнены к вотчинам Указом о единонаследии от 23 марта 1714 г. После этого термином «вотчины» обозначали феодальную земельную собственность вообще. Источник: Энциклопедия правовой мысли. В Древнерусском государстве иногда приобретало роль государствен но-правового термина, обозначающего территорию княжеского удела и даже право князя владеть какой-либо областью.
В древности вотчинник обладал широчайшим объемом прав: вотчина означала не только право собственности на землю, но и административно-судебную власть над всем населением этой земли которое в то время еще не было закрепощено. Права вотчинника закреплялись в жалованных, льготных и тарханных грамотах 15—16 вв. В Московском государстве вотчинники постепенно превращались в княжеских вассалов и лишались права суда и управления на своей земле, прежде всего по делам о душегубстве, разбое и татьбе с поличным. Переход на службу другому государю карался как измена, с конфискацией у преступника В. Существовало три типа вотчинного землевладения: родовая собственно «вотчина» , выслуженная «жалованье» , купленная «купля». Основное различие между ними заключалось в объемах права и распоряжения. В отношении родовых В.
Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах.
Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Московском государстве В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья.
Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью «служба по отечеству». В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.
Крестьяне сохраняли свою общинную организацию община, коммуна, альменда , что наряду с обязательным потомственным характером владения отличало вотчину от бенефиция , манора и поместья. Вотчина различалась по экономической структуре в зависимости от роли домена, типа феодальных повинностей крестьян , по величине, по социальной принадлежности вотчинников светские, в том числе королевские, церковные. В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца князя, боярина , переходившее от отца к сыну. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г.
На Руси ничего подобного не было.
Земли здесь было больше, чем нужно да и сейчас хватает. Народу — вообще мало. Более того, даже была жесткая нехватка людей. Именно поэтому ценились вообще не все земли, а те, где жили люди. А откуда вы думаете взялось крепостное право? Сами люди рассматривали землю как общее благо, дарованное Богом, которое не может кому-то принадлежать. И такое представление о земле в крестьянской среде сохранялось вплоть до XX столетия! Именно поэтому в России до сих пор проблема с правовым регулированием частной собственности вообще, и в частности — на землю. Княжеские вотчины Княжеские вотчины стали формироваться буквально с начала древнерусской государственности. Да, князья о себе не забывали!
Например, известно, что в 863 году Рюрик уже вовсю раздавал села и деревни своим дружинникам, как сообщает Устюжская летопись. А раз он раздавал, значит мог ими распоряжаться как своей собственностью Согласно Повести Временных лет, Олег убил Люта Свенальдича, который браконьерничал в угодьях князя. Княгиня Ольга, возможно вопреки образу, сложившемуся у Вас, также имела свои вотчины. Более того, она расширила княжеский домен за счет земель по рекам Днепр и Десна. Когда Ольга умирала, то распорядилась своим личным селом Будятиным, как повествует Повесть временных лет. Княжеская или боярская вотчина Более того, «Русская правда» ревниво защищала княжеские владения. Так, согласно 32 статье предусматривался суровый штраф за сожжение княжеских бортнических угодий, и за запашку княжеской земли. Впоследствии Псковская, Новгородская судная грамоты предполагали более детальные и серьезные санкции в отношении нарушителей прав земельной собственности.
Понятие вотчины
- Вотчина в Древней Руси это…
- Смотрите также
- Что мы узнали?
- Крупная собственность в Средневековье
- Что такое вотчина? - Генон
Что такое вотчина история 6 класс кратко
вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения.
Что такое вотчина — определение и отличие от поместья
Происходило дробление вотчин между наследниками, вотчинные земли продавались, закладывались, передавались монастырям в залог посмертного повиновения и пр. По мере усиления великокняжеской власти и формирования централизованного государства права вотчинников ограничивались. После присоединения к Московскому государству в кон. XV-XVI вв.
Чем больше вотчина у феодала, тем выше было его положение в обществе. Однако, крупные вотчины также требовали больше средств для обслуживания и защиты, поэтому они не всегда были источником богатства и власти.
С течением времени, система вотчины стала меняться и развиваться. Она стала одной из основных причин углубления социальных различий и неравенства в феодальном обществе. В конечном итоге, феодальная система и система вотчины были заменены более современными формами земельной собственности и организации общества. Определение Форма земельной собственности в феодальной системе Обеспечение средств к существованию феодалов Земельный участок, принадлежащий феодалу Передача земельных владений по наследству Использование земли для сельского хозяйства и добывания ресурсов Социальная и экономическая иерархия в обществе Вотчина в истории России Вотчина в истории России была формой землевладения, которая существовала с XI по XVII век. Вотчина представляла собой часть земли, которая принадлежала владельцу непосредственно, а не государству.
Владелец вотчины назывался вотчинником или вотчинным боярином. Владение вотчиной давало вотчиннику право распоряжаться землей, собирать налоги с крестьян и воевать на службе у князя. Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну, что позволяло держать власть и богатство в одной семье. Вотчина играла важную роль в развитии феодальных отношений в России. Владельцы вотчин получали мощное политическое и экономическое влияние, что способствовало укреплению единовластной власти князей, а позже и царей.
Поместье включало в себя не только землю, но и крестьян, которые обязаны были работать на помещика и платить ему налоги. Таким образом, вотчина была важным элементом феодальной системы в России, который играл большую роль в образовании и развитии русского государства. Она основывалась на принципе вассальной зависимости, при котором земельные владения передавались волею великого князя или царя властителям, называемым воеводами, боярами или князьями. Каждый из этих властителей получал земли, к которым были прикреплены крестьяне. Вотчина в феодальной системе России представляла собой земельное владение, которое находилось во владении князя или властителя.
Вотчина была неделимой и передавалась по наследству по мужской линии. Владельцы вотчины имели всеобщую власть над крестьянами и могли назначать им различные обязанности, взимать плату и т. Крестьяне, проживающие на вотчине, были обязаны выполнять все требования и платить десятину — десятую часть своего урожая.
Вотчинщина была связана с определенными обязанностями перед государством или другими феодалами. Обычно этими обязанностями были военные или административные меры, которые выполнялись владельцами в обмен на право владеть и наследовать вотчину.
С появлением Петровских реформ вотчина была постепенно отменена. Это произошло в результате усиления государственного контроля и централизации власти. К концу XVIII века институт вотчины практически исчез в России, и земли, ранее принадлежавшие ей, были переданы в помещичье владение или превращены в государственную собственность. Понятие вотчины Система вотчины возникла в Европе во времена средневековой феодальной системы. Земельные участки или имущество, ставшие вотчиной, передавались от родоначальника семьи отцу наследникам сыновьям по праву прямого наследования.
Таким образом, власть и владение переходили от отца к сыновьям и так далее. Собственниками вотчины являлись члены феодальной аристократии — знать или князья. Наряду с предоставлением земли, владельцы вотчины также получали право на сбор пожитков с крестьян, работу на ее земле и владение местным населением. Одной из особенностей вотчины было ее неподраздельное владение. Это означало, что владельцы имели полное право распоряжаться участком или имуществом, передавая его по наследству, продавая, даря или выдавая в аренду.
Система вотчины имела большое значение для социально-экономической организации средневекового общества. Она обеспечивала стабильность и непрерывность владения землей и имуществом семьи. Однако, со временем система вотчины стала устаревать и ее роль утратила свою актуальность.
Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины.
Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего.
В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов.
Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.
Вотчина на Руси
Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, по. ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма.
Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри. Собственно “купленная вотчина” есть бессмыслица, если принимать слово “вотчина” в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово “ют-чина” означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения.
История 6 класс: что значит вотчина
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. Такое вполне определенное значение термин В. По своему грамматическому происхождению термин В.
Теряя частноправовой характер, В. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.
Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого.
Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика.
Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение.
Характер и степень полноты иммунитетных прав зависели от положения вотчинника в системе феодальной иерархии.
Крупные бояре имели своих мелких феодалов-слуг, обеспечивая их на условиях обязательной службы земельными участками и крестьянами. Особенно широкими правами и привилегиями вотчинники пользовались в период феодальной раздробленности Русского государства, когда они стали государями в вотчинах, а население - их подданными. В это время вотчинами называли удельные княжества, унаследованные князем от отца.
С середины 14 века, в связи с ростом великокняжеской власти и началом образования централизованного государства, вотчинные права стали постепенно стесняться и ограничиваться. Во 2-й половине 15 века владельцы вотчин лишились права свободного отъезда от одного князя к другому; сузился объем иммунитетных прав, в частности судебных, мелкие вотчинники были ограничены в правах наследования и отчуждения вотчин. Новый этап в истории вотчины начинается с конца 15 века.
Реакционное боярство ожесточенно сопротивлялось дальнейшему укреплению и развитию централизованного государства. В борьбе с ним великокняжеская власть опиралась на дворянство, владевшее землей не на вотчинном, а на поместном праве см. Поместная система.
Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране. Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом.
Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии.
Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями. В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности.
В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.
Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь...
Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В.
Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см. Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей.
Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий. Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям.
Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос см. Наследственное право.
Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа.
Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор
По мере усиления великокняжеской власти и формирования централизованного государства права вотчинников ограничивались. После присоединения к Московскому государству в кон. XV-XVI вв. Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол.
В пределах вотчины ее собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.
Для реализации своих прав владелец вотчины опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян барщина, натуральный оброк, денежный оброк. В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами. В Западной Европе 8-10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель не менее двух третей в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым отчасти денежным оброком.
Начиная с 11-12 веков, по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины сокращались. В результате в 14-15 веках в Западной Европе появились, а в 16-17 веках стали типичными вотчины без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей в основном денежных. В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 века преобладали вотчины, в которых основной формой было взимание оброков натуральных или денежных ; в 14-15 веках здесь складывалась, а в 16-18 веках стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян Второе издание крепостничества. В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения.
На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности.
Они обе подразумевают владение земельными угодьями и крестьянами, но вотчина считалась личной собственностью с правом залога, обмена, продажи, а поместье - государственной собственностью с запретом на какие-либо манипуляции. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян. Поскольку, начиная с царствования Ивана III, вотчиной тоже можно было владеть лишь в том случае, если обладатель ее служит царю, встает вопрос, чем же отличались друг от друга эти формы землевладения. Вотчину можно было делить между наследниками и продавать, поместье же нет. Вотчина хозяина, не оставившего сыновей, оставалась в роду, тогда как поместье возвращалось в царскую казну. С середины XVI в. В силу этих причин вотчина считалась более высокой формой условного землевладения, и ее предпочитали поместью. У зажиточных слуг обычно было и то, и другое.
С Уложения о службе 1556 г. Главной тенденцией в развитии поместного права становится переход права пользования в право собственности. Развивается право наследования в поместьях. Такой принцип — не отнимать поместья отцов у сыновей — утверждается со времени Ивана Грозного. А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. В Русской Правде община известна под двумя терминами - мир и вервь.
Мир, или вервь, - это территориально-общинная организация. Ее члены знают границы своей территории, знают друг друга, помогают друг другу в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Например, на территории верви произошло убийство. В случае ненахождения убийцы члены верви несут коллективную ответственность - обычай, установившийся еще в период господства родового строя. Новеллой для общины стала дикая вира - взносы членов общины в «фонд выплаты штрафов». Члены верви владеют землей на частном праве, имеют свое собственное движимое имущество, ведут индивидуальное хозяйство. Луга, леса и воды находятся в общем владении. Однако из членов общины начинают выделяться богатые люди. У них больше земли, чем у рядовых общинников, обрабатывают ее они не лично, а пользуются трудом своей челяди.
Они хорошо вооружены, могут укрепить своё жилище, могут защитить себя и своё имущество или сами организовать нападение, став во главе дружины. Часть этих богатых людей ведет свое происхождение от родовых старшин, другая, более многочисленная, достигла богатства и силы, сумев подчинить себе большое количество людей, используя внеэкономические методы принуждения. В этом процессе возникновения крупного землевладения и нужно искать корни крепостничества. В договорах Руси с греками мы видим этих людей в довольно большом количестве. Это прежде всего сами князья и их родственники, а также окружающая их знать - бояре. Князья, их родственники и бояре являются крупными землевладельцами. У них есть свои собственные дворы, иногда укрепленные замки, барская пашня, скот, но их хозяйство работает не для рынка, а для непосредственных нужд самого двора. Если мы хотим наблюдать первых крепостных в наших источниках, мы прежде всего должны заглянуть в хозяйственную организацию боярской или княжеской вотчины. В центре вотчины стоит двор землевладельца, в котором живет либо он сам, либо его уполномоченный - огнищанин.
Об огнищанине С. Соловьев говорит: «Объяснением слова огнищанин служит также позднейшее - дворянин, означающее человека, принадлежащего ко двору, дому княжескому, а не имеющего свой двор или дом, следовательно, и под огнищанином нет нужды разуметь человека, имеющего свое огнище. Под огнищанином разумелся только муж княж высшего разряда, боярин, думец княжеский, но не гридь, не простой член дружины, который собственно не принадлежал к огнищу или двору княжескому. К огнищанам, как видно из Правды, принадлежал тиун княж, но не вообще, а только огнищный и конюший». Огнищанину подчинены подъездной сборщик поступлений с населения , заведующий конюшнями и тиуны; их жизнь охраняется самым высоким штрафом - 80 гривен. Далее следуют сельский и ратайный пашенный старосты; их жизнь охраняется штрафом лишь в 12 гривен. Кроме княжеского или боярского жилища и помещений для вотчинного административного аппарата Русская Правда упоминает хозяйственные постройки - клеть. Называется также межа, отделяющая полевые участки, за нарушение которой назначается штраф в 12 гривен для сравнения: кража коня карается лишь 3 гривнами. После перечня лиц, принадлежащих к вотчинной администрации, идет барская челядь: «А за рядовича 5 гривень.
Тако же и за боярескъ». В этом случае штраф взимается не за убийство, а в качестве возмещения за потерянную рабочую силу. Все они находятся под юрисдикцией князя боярина , их нельзя судить без позволения господина. Это же ограничение существует в отношении и огнищанина, и тиуна, и смерда, хотя есть и различия. В X столетии на территории Киевской Руси появились первые феодалы, которым принадлежали большие земельные наделы. Тогда же в русских документах появляется слово вотчина.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г. Виталий Цепляев и др. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.
Вотчина - это что означало на Руси?
Термин феодальная вотчина. Понятие барщина. Барщина термин. Молитва вотчина. Вотчина определение по истории. Вотчина и поместье при Иване 3. Формы земельной собственности вотчина и поместье.
Сходства вотчины и поместья. Различия вотчины и поместья. Община и вотчина в древней Руси. Вотчинное хозяйство древней Руси. Взаимоотношения общины и вотчины в древней Руси. Княжеские и Боярские вотчины.
Вотчина 15 века. Формы землевладения. Вотчинное и поместное землевладение. Виды земельной собственности на Руси. Системы землевладения. Вотчина и поместье.
Соборное уложение вотчина и поместье. Формы землевладения вотчина и поместье. Вотчина в Киевской Руси. Что такое вотчина по истории. Поместье от вотчины отличалось. Вотчина наследственное земельное держание.
Вотчина и поместье 15 век. Боярская вотчина. Княжеские вотчины в древней Руси. Боярская вотчина Киевской Руси. Вотчина и поместье разница. Общие черты вотчины и поместья.
Сравнительная таблица вотчина и поместье. Вотчина была земельным наделом. Что такое вотчина просто. Не надел а вотчина. Вотчины поместья 16 века.
По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. Политическая наука: Словарь-справочник термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности земля, постройки, живой и мертвый инвентарь и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт Grundherrschaft , а также поместье в широком смысле этого слова. Средневековый мир в терминах, именах и названиях комплекс феод, земельной собственности земли, постройки, инвентарь и прав на зависимых крестьян. Синонимы в. В процессе формирования в. Крестьяне сохраняли свою общинную организацию община, альменда. Помещичье землевладение, существовавшее до реформы 1861, не получило широкого распространения на У. Накануне отмены крепостного права в собственности помещиков находилось 8,2 млн дес. Большая ч. Наиболее крупными ур. Манькова И. Syn: имение, поместье, усадьба Энциклопедический словарь древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. В дальнейшем вотчина - всякая феодальная земельная собственность. Термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.
Владение вотчиной было наследуемым, что позволяло сохранять и укреплять родовую власть и богатство. Термин «вотчина» также использовался для обозначения конкретного участка земли или имущества, которые передавались по наследству. В случае отсутствия наследников вотчина могла быть передана другому владельцу или забрана государством. Важно отметить, что понятие «вотчина» относится к историческому контексту феодализма и не имеет практического применения в современном обществе. Функции вотчины в средние века Функции вотчины в средние века были многообразными и включали: Функция Описание Военная защита Владелец вотчины обязан был предоставлять вооруженные отряды и личную охрану феодалу, которому принадлежала земля, в случае войны или нападения. Административная служба Феодал, владеющий вотчиной, выполнял административные функции, которые включали сбор налогов, поддержание порядка и правопорядка на своей территории, управление владениями и т. Экономическое производство Владельцы вотчины занимались сельскохозяйственным производством, разведением скота, рыболовством и другими видами деятельности, обеспечивая себя и своих подданных продовольствием и товарами первой необходимости. Управление правосудием Феодалы, контролирующие вотчину, имели право назначать и судить своих подданных, разрешая различные споры и вынося судебные решения. Таким образом, вотчина играла важную роль в средневековом обществе, обеспечивая военную защиту, административное управление, экономическое производство и правосудие. Она являлась основной единицей феодальной системы и формировала основу социально-экономических отношений того времени.
На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране. Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями. В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.
История 6 класс: что значит вотчина
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. Вотчина это в истории определение. Вотчина это в древней Руси. Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко. это форма древнерусского землевладения, появившаяся в Х веке на территории Киевской Руси. Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе).
Когда появилась вотчина?
Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри. Вотчина включала в себя три составляющие: непосредственно хозяйство владельца, хозяйства крепостных крестьян, которым были выделены земельные наделы, а также, через сдачу земель в аренду, реализовывалось право собственности. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий. Вотчина — это форма феодальной земельной собственности, которая возникла в России еще в X-XI веках. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений.