11 февраля на 99-м году жизни скончалась вдова художника Элия Белютина Нина Молева.
Совершенно невероятная история...
Элий Белютин — художник-абстракционист, создатель творческого объединения «Новая реальность», произведения которого выставлены в музеях России, стран Европы, Азии и Америки. Его причисляли к представителям так называемого «неофициального искусства» 60-х годов XX века. Восемь работ, представленных на выставке, собраны из сорока с лишним произведений, которые были подарены фонду Национального художественного музея Якутии вдовой художника Ниной Молевой в 2013 году.
И нас не тронули. Потому что, возможно, понимали, что без техников страна пропадет! Мы едины в беде.
И вопрос о национальном самосознании, национальной идее — вот он, народ нашел на него ответ сам. Это наша земля, земля наших дедов, и мы ее не отдадим». Чеховское «Предложение», «Медведь» — они у нас прошли под громовой хохот. Мы играли по три-четыре выступления в день. С ума сойти от повторения одних и тех же слов.
Потом уже брала истории из жизни госпиталей, штабов, «подсматривала» за солдатами, нашими зрителями... От места к месту они перемещались в открытом «ГАЗ-40», едва-едва утепленном какими-то одеялами. Нина сидела в шоферской кабине, рядом с водителем, на коленях — учебники по истории и математике за 9—10-й класс, над которыми она, бывало, засыпала между переездами. Фронтовые гастроли длились подчас и неделю, и десять дней. И все это время семья не знала: жива ли?
Писали письма на Второй Белорусский фронт. Ватные штаны. Видели бы свою внучку ее аристократические прабабушки, в нарядах с пышными кринолинами, как в корсеты, утянутые в тысячи дворянских условностей. Перед выступлением она наскоро переодевалась во взятые под расписку платья из депо театральных костюмов в саду «Эрмитаж». Единственный главный приказ Нины самой себе был один: «До конца войны — никакой любви».
Какая уж тут любовь, и в самом деле?! После Парада Победы 24 июня 1945 года в Кремле был прием, в котором принимали участие атташе стран-союзников. Там же поляки вручали пять своих золотых крестов — высшие символы воинской славы страны, красоты неимоверной, их внешний вид не менялся с XVII века. Вручали эти награды маршалу Рокоссовскому, Жукову, Коневу, лейтенанту Элию Белютину и старшему лейтенанту, «артистке» и, теперь уже можно это писать, разведчице Молевой. Тогда она впервые увидела своего будущего мужа.
Который в свои 16 лет вывел из окружения 400 красноармейцев, раненый, едва избежавший ампутации, рисовавший потом в госпитале только левой рукой, через боль, чтобы восстановить ее функции. Но в ту первую встречу в Кремле никакого впечатления, если честно, она на него не произвела. И он на нее, кстати, тоже. А моя война уже кончилась, я была свободным человеком... Вертится, вертится калейдоскоп.
Что должно — сбудется, как бы ни старались мы сами избежать приготовленного специально для нас чуда... Второй раз они встретились уже в 49-м. Спустя четыре года. В Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться.
Оба окоченевшие, — написала она потом в одной из сотни своих книг. В густеющий сумрак пустынной аллеи вышли будущие супруги Белютины». Они закончили этот разговор только 63 года спустя. Неспособная превратиться в быль... В этом доме много десятилетий жили совсем другие люди.
Хлопали входными дверями работницы заводов и фабрик, сбегали по стертым мраморным ступенькам комсомолки и комсомольцы, гуляли с колясками ширококостные советские мадонны, работяги, вытягивающие из жен в день получки пару десяток, пережившие «хлебные карточки» и войну старухи с запавшими глазами. Целую пятикомнатную квартиру за стеной одна занимала Фотиева, секретарша Ленина. Невозможно, немыслимо было представить в этом обычном доме... Да и был ли он там еще? Как проверить?
Поездки художника Ивана Гринева во Францию — были ли и они? Сама Франция, оставшаяся за «железным занавесом», тоже превратилась в сказку. Отель «Друо» — Париж, Монпарнас, — в котором находился один из любимых дедом Гриневым аукционных залов, элегантный, ставший прообразом громких и шумных аукционов уже нашей эпохи. Купил в каком-то частном, распродававшемся собрании. Картину датируют 1478 годом, заканчивал ее уже не Леонардо, а его современник и ученик Бернардино деи Конти».
Элий Белютин на фоне древнегреческой скульптуры. Фотография из личного архива Иван Гринев женился только в 73 года. До этого не считал возможным, отдавая всю силу и страсть коллекции. Его супруга, 45-летняя княжна Мария Курбатова, через девять месяцев подарила ему очаровательную и единственную дочь Лидочку. Та в свою очередь вышла за итальянца Микеле Белуччи.
И так далее, так далее... Заполучить дедову квартиру назад казалось совершенно невозможным. Но Моссовет по просьбе редактора журнала «Вопросы истории», где работала Нина Михайловна, вдруг предложил вернуть ей часть жилплощади деда мужа. Три комнаты из двенадцати. Мама Элия, та самая дочь княжны Курбатовой Лидочка, которой сравнялось уже 98, объяснила детям, где спрятан клад.
Как его искать. На дворе стоял 68-й год... Я вижу эти антресоли, волшебную дверцу, без золотого ключика открывавшую дверь в неведомую страну, в прошлое. Неужели на них никто так и не залез за 50 лет? Но оказывается, комната под антресолями принадлежала одним людям, а соседняя — другим.
И те между собой так и не решили, чьи они.
Элий Белютин — художник-абстракционист, создатель творческого объединения «Новая реальность», произведения которого выставлены в музеях России, стран Европы, Азии и Америки. Его причисляли к представителям так называемого «неофициального искусства» 60-х годов XX века. Восемь работ, представленных на выставке, собраны из сорока с лишним произведений, которые были подарены фонду Национального художественного музея Якутии вдовой художника Ниной Молевой в 2013 году.
Мы можем долго вспоминать исторические примеры времен СССР, но не менее интересен феномен очереди у молодежи. Она теперь воспитывается «дропами» брендов всех сегментов — от люкса до ширпотреба. Только сейчас, ограниченная серия, успей купить первым и попади в элиту — ты же не такой, как все! В конце концов, постоять в очереди — вполне себе развлекательный процесс.
Мы социализируемся, чувствуем себя объединенными одной целью. Мы толпа, но едины в порыве за индивидуальностью! И наконец, при чем здесь искусство? Я подобралась к самому важному, на мой взгляд, аргументу. Каждый день мы читаем новости про отсутствие экономической стабильности, компьютерную революцию, войны, странное и очень туманное будущее, в котором любая цель достигается крайней жестокостью. Без позитивных визуальных образов человек может погрузиться в депрессию. Как выжить в неспокойном мире? Надо найти в себе возможности преодолевать конкретные страхи, рисуя в голове надежду.
Людям нужна визуализация прекрасного в жизни, а в тяжелые времена она нужна как никогда. Как говорил художник и теоретик искусства Элий Белютин, «когда мы задавлены властью и обществом, все, что у нас остается, — это наш внутренний мир».
День памяти и скорби: Графика Элия Белютина, 1941 г.
Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. О художниках: Элий Михайлович Белютин родился в 1925 году в Москве, окончил Педагогический институт. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и скончавшейся в феврале его вдовы Нины Молевой вызывает немало вопросов. На протяжении всей жизни Элия Белютин продолжал работать, разрабатывая собственную теорию контактности и свое направление "Новой реальности", вместо подсознания предлагая опираться и адресоваться к надсознанию. Согласно официальной версии, собирать ее начал около 150 лет тому назад дед Элия Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев.
«Феномен не художественный, а психологический»
Сахалинский художественный музей. Портрет жены художника Н. Бумага, темпера. Ставропольский музей изобразительных искусств. Две лодки. Рождение студии «Новая реальность». Первый прием белютинского факультета. С 1950 года Белютин начинает преподавательскую деятельность. Сначала в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Великой Отечественной войны. Белютин является организатором и бессменным руководителем «Экспериментальной студии живописи и графики» при Горкоме художников-графиков, организованной по инициативе А.
Косыгина, и которая получила официальный статус. Целью занятий Студии было раскрепощение эмоций художника. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице для своих занятий. В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Опустошенье Автопортрет?
Бумага, карандаш. Оба - Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. Автопортрет в зеркале. Севастопольский боцман. Севастопольский художественный музей им. Псковский музей-заповедник. Эстимейт EUR 12. Натюрморт на окне. Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.
В книге «Другое искусство» приводится выдержка из протокола заседания кафедры предоставленная, по-видимому, самим Белютиным. В ней причиной увольнения указывается то, что «абстракционизм, пропагандистом которого является Белютин, подрывает основы советского искусства». Но Белютин не изменяет себе: в его рисунках 1950-х годов, порой предваряющих живописные сюжеты, доминируют темы города, природного пейзажа и жанровые сюжеты, в которых искусство отображения уступает место искусству выражения. Иллюстрация к повести И. Эренбурга «Оттепель». Лист IV. Лист VII. Женская фигура. Мать с ребенком.
Эстимейт GBP 3. Апостол Иоанн. Крестьянские девушки. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Бумага, фломастер. Не рыдай Мене, Мати. Впервые экспонировалась на выставке в Манеже в 1962 г. Эту картину у Элия Михайловича отобрали после печально известного посещения Н. Хрущевым этой выставки и вернули только 50 лет спустя.
В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. По мнению Белютина — это одна из главных его картин. Поцелуй, или Танцующая женщина. Экспонировалась на выставке в Манеже в 1962 г. В настоящее время в собрании Новосибирского художественного музея. Красный Стан. Элий Белютин и Т. Именно в студии в Доме учителя на Большой Коммунистической улице и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая, первая после 1920-х годов, выставка абстрактного искусства «Таганская» в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ.
Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке. Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. Похороны Ленина Реквием. Мемориальный центр В. Ленина, г. Оргалит, масло. Двое в парке. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
Туманная субстанция!.. На вопрос Н. Наверное, врать вождю не решился. Папа — не писатель, а партийная шишка, троцкист и враг народа. Два года потрясенная Лидия Ивановна Гринева-Белютина провалялась в психушке. Ребенок рос на руках у бабушки Марии Никитичны, хорошо учился и усидчиво рисовал без уклонов и загибов. Прямая линия реализма соблюдалась безукоризненно. Когда грянула война, Элик одним из первых добровольно побежал воевать с фашистами. Там парня подстрелили и контузили.
Прострел левой руки и орден Красной Звезды за храбрость. С 42-го по 47-й старательно рисовал гипсовые слепки под руководством Глеба Алексеевича Смирнова, отпрыска известной артистической фамилии. Метод советской академии — ближе к натуре! Работа получила высший балл, а автор — назначение на кафедру искусствоведения в Городской пединститут им. Там заправляла очень видная личность сталинской эры — Николай Григорьевич Машковцев, презиравший декадентов и французскую мазню в искусстве. Работа под руководством колоритного шефа — парная баня в Сандунах, огуречный рассол вместо пива и брюнетка на закуску. В 1948 году Белютин подрядился на грязную, но денежную работу в бригаду монументалистов. Страну охватила лихорадка монументальных украшений. Заводы, каналы, театры, клубы зазывали умелых альфрейщиков большими заработками.
А куда смотрел политрук? Товарищи, да это же не бригада советских живописцев, а кагал сионистов! Почему Сталин окрысился на евреев? Там было почти тихо, если не считать наступавшего на пятки доносчика Борьки Неменского, наглого типа со связями в Кремле. Сорок лет спустя, в Париже, я встретился с дочкой Эльконина, художницей Марией Викторовной. Был и вернисаж, и разговор в кафе. Решительное заявление о всемирно известном деятеле искусства мне показалось грубым и прямым. Повсюду, как колорадские жуки, кишели немецкие, британские и югославские шпионы под видом смирных советских граждан. Их выводили на чистую воду.
Сидеть в общественной сральне стало небезопасно. Бдительный сосед доносил о составе подозрительного говна. Людей с запорами отправляли на излечение в морозные сибирские лагеря, где все единодушно срали кровавым поносом. Русская самобытность под советским соусом!.. От престарелого В. Здесь же говорила дочка пострадавшего, что придавало особый вес и основательность версии. Знаменитая пара — Белютин и Молева! В 1953 году Элий женился на красавице дворянских кровей Нине Михайловне Молевой. Внучка боевого генерала, лектор литинститута, активистка комсомола, комиссар агитбригады.
Со школьной скамьи Нина состояла в отряде бдительных советских граждан, доносивших начальству о неполадках в комсомольском хозяйстве. Жизнь в ритме эпохи. Супруги приняли все правила советской игры, а с ней и людоедский строй Совдепии. Работа с молодежью оказалось подходящей дорогой к славе, но и там видные места заняли враги. Мафиозник Андрей Дмитрич Гончаров сделал все возможное, чтоб выжить малахольного теоретика из стен своей цитадели. Белютин и его гениальная супруга считали, что искусство можно раздуть не только до человеческого лица, а гораздо шире, до особой духовности мирового уровня. Не солдатская шеренга, а колхозный хоровод. Сначала его общественный почин приняли как обычную кружковую работу по подготовке профессионалов карандаша и кисти, но через год-два власть обнаружила, что это не ортодоксальные курсы, а секта врагов народа. Драться пришлось на два фронта.
Против могучих адептов вечного реализма и реакционеров партийной идеологии. Молева, доктор и профессор всех наук, взялась разложить коммунизм изнутри, отхлопотав местечко консультанта по культуре при ЦК КПСС. Со скрипом, покачиваясь с боку на бок, просторная и непутевая Совдепия куда-то продвигалась. Люди рыли каналы, поднимали целину, рвались в комос. Модель советского счастья всерьез волновала западный мир. Русский язык, советские порядки тщательно изучались. Кто сказал, что русские носят лохмотья и живут в непролазной грязи? Гнилой ватник, дырявая шапка, свинарка и пастух, штепсель и тарапунька — злостная выдумка капиталистов! Советская Россия — образец для человечества!
Вечная ученица Белютина графист Учпедгиза Вера Ивановна Преображенская, до 90 лет приносившая свои опыты на суд учителя, с восторгом вспоминает вылазки курсантов на русскую природу. Сердечный, колхозный Барбизон!.. Затем идут веселые показы по клубам, обсуждения, выводы и почетные грамоты. Литературно одаренные белютинцы Леонид Рябичев, Борис Жутовский, Игорь Снегур оставили человечеству светлые лирические описания героических дел белютинцев, нигде не упомянув о связях своего наставника с иностранными подданными. Секта возникла в советском пространстве без связи с внешним миром, но в дипарт Белютин вошел особым способом. На словах он громил и поносил своих питомцев за связи с ничтожными фирмачами, а на деле тихой сапой искал выгодный проход в подлый западный мир. Копать он начал с Польши, родины его предков. Они свободно и без слежки передвигались в метро и по улицам Москвы, торговали из-под полы и не уступали москвичам в пьянстве и дебошах. Белютин наладил связь с союзом польских плакатистов, рисовавших все, что им вздумается.
У поляков водились и коммерческие книжные магазины для выставок и продажи их продукции.
В конце 2012 — начале 2013 года внимание российских СМИ привлекла судьба коллекции произведений искусства, принадлежавшей умершему годом ранее художнику Элию Белютину. Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. Назывались имена авторов работ, входящих в состав коллекции: Тициан, Рембрандт, Микеланджело, Рубенс, Тинторетто, ван Дейк, Эль Греко — такая подборка могла бы украсить любой крупный мировой музей. Дополнительно уточнялось, что на нее претендуют также Литва и Италия. Официальные представители всех указанных стран ситуацию не комментировали. Обстоятельства дела обрастали новыми подробностями: сообщалось, что коллекцию решила передать за границу сама Молева. Возможность потери Россией произведений такого уровня всерьез обеспокоила общественность. Тот факт, что в Министерстве культуры будет практически невозможно получить официальное разрешение на вывоз из страны работ великих мастеров несмотря на дарственные, завещания или иные документы, подтверждающие переход права собственности , почему-то никого не смущал. История получила продолжение в конце января, когда на телеканале «Культура» вышел сюжет, сообщающий, что «уникальная коллекция живописи, собранная Элием Белютиным, 1 апреля 2013 года перейдет в собственность государства».
В сюжете сообщалось о визитах к Нине Молевой высокопоставленных чиновников из Кремля и демонстрировалось поручение президента, на основании которого для коллекции требовалось подыскать достойное помещение к сожалению, на момент написания статьи на официальном ресурсе www. Камера показала квартиру, заполненную произведениями искусства, между которыми привычно гуляют хозяйские коты. Было рассказано обо всем — кроме самого интересного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина? И каково происхождение коллекции? Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте. С 1954 года руководил Экспериментальной студией живописи и графики при Горкоме художников книги и графики.
Лентулов, П. Кузнецов, Л. Затем занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института, с 1950 г. С 1954 г.
«Гений – способность выстраивать прочные связи между оперативной памятью и глубоким подсознанием»
Официальный сайт художника Элия Михайловича Белютина info@ Картины Элия Белютина, переданные в дар Псковскому музею, хотели видеть в Литве и Польше. А Элию Белютину, преподавателю Полиграфического института, разрешили создать студию экспериментальной живописи еще в 1954 году.
Охота за московским Да Винчи
Элий Белютин был автором «теории всеобщей контактности», трактующей искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. По замыслу кураторов надписи на стикерах должны продолжать воображаемую полемику Элия Белютина и сторонника традиционной живописи,которая представлена в качестве описаний к произведениям и раскрывает теории и законы искусства Белютина. Молева была женой художника Элия Белютина, который умер в 2012 году. Коллекция мировых шедевров художника Элия Белютина и его вдовы Нины Молевой вызывает немало пересудов. Еще бы! Ведь, по словам, владелицы, стоимость собрания, которое хранится у нее в квартире, составляет $2 млрд. Одно.
Работа отца «модульной живописи» пополнила выставку подарков Ленинскому мемориалу
Работы художника Билютина Элия Михайловича в каталоге аукционного дома Vladey. Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. После кончины художника (Элий Белютин в 2012 году ушёл из жизни) его вдова продолжила сотрудничество с художественной галереей Калининграда, передавая в её фонд работы мужа. Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой.
От Белютина с любовью
Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Вы что — мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?
Есть у вас совесть? Сама коллекция опять нырнула в небытие: увидеть её могли лишь избранные. Сейчас коллекция насчитывает около тысячи экспонатов; примерно одна пятая из них — картины.
Нина Молева каждый день проводит в компании предполагаемых "Кающейся грешницы" Тициана и "Мадонны с книгой" Леонардо да Винчи.
Студенты Института педагогического образования и социальных технологий посетили выставку «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина 24 апреля студенты 1 и 2 курса направления 44. В ходе экскурсии ребята узнали о творчестве художника и смогли увидеть картины из хранилища тверской галереи. Это полотна разных периодов работы художника - его поиск во временном срезе: от абстрактного экспрессионизма ранних лет до схематичного письма позднего периода. Также студенты познакомились с личными вещами, которыми пользовался сам Элий Михайлович, со сборниками его стихов, а также с фотоархивом в необычном формате.
Подписание дарственной от вдовы в адрес польской стороны должно было состояться в октябре, но встреча по какой-то причине была отменена. Есть версия, что Польша решила взять тайм-аут, чтобы к моменту официальной передачи российской коллекции снизить градус скандальности и подготовить более благоприятный информационный фон. Появление в завещании Белютина Польского государства стало для всех полной неожиданностью Отслеживающие эту историю польские и другие европейские СМИ в своих статьях называют Белютина и Молеву «семьей поляков», волею случая заброшенных в Россию. Однако это далеко не так. Как рассказывала сама Нина Молева в интервью десятилетней давности, уникальную коллекцию начал собирать дедушка ее мужа, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринев, еще 150 лет назад. Имея высокие доходы, Гринев проводил много времени на европейских аукционах, приобретая и привозя в Россию предметы искусства. Мечтой коллекционера, как рассказывает Нина Молева, было открыть в Москве совместно с французами бесплатный художественный музей, наподобие Третьяковской галереи или музея Щукина. Во время революции коллекция Гринева была надежно спрятана и спасена тем самым от расхищения. После смерти коллекционера его дочь вышла замуж за итальянца Микеле Белуччи, ставшего в России Михаилом Белютиным. Когда у молодой семьи родился сын, его по просьбе итальянского дедушки — известного оперного дирижера Паоло Стефано — назвали Элигием сокращенно — Элием. В благодарность за внука дирижер прислал в Москву полотно «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» кисти Джованни Батиста. Михаил Белютин продолжил пополнять коллекцию тестя, скупая предметы искусства на аукционах, где распродавалось конфискованное из дворцов русских царей имущество.
Они объединены темой семьи и образом женщины в искусстве. Картины выставляются впервые, поэтому нам только предстоит узнать мнение якутян о них», — сказала она. В свое время Элий Белютин считался мастером, отличавшимся от всех остальных.
Новая реальность. Элий Белютин
Художник студии Леонид Рабичев вспоминал, что мастерская становилась площадкой для совместного творчества десятков художников, постоянно взаимодействовавших друг с другом. Рисовали они, то правой, то левой рукой, и двумя сразу, используя самые разные техники и их применяя с особой быстротой. Иногда Элий Белютин, чтобы «раскрепостить» творческую энергию, наводил хаос во время штудий. Критиковал произведения, просил намазать холст мылом, кричал, иногда призывал «уничтожить собственное произведение». Белютин в ноябре 1962 года организовал первую после 1920-х годов, выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. В экспозиции представили более двухсот работ шестидесяти участников Студии.
Он был недоволен непонятным, чужеродным ему искусством абстракции. И началась кампания против абстракционизма и формализма. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже Galerie Lambert. Картины Белютина с этого времени постоянно представлены там, а деньги от продаж произведений художника перечислялись приюту для престарелых художников в Париже.
В 1965 году работы художника были включены в состав Национального музея современного искусства Франции Centre Georges Pompidou. На родине работы мастера и художников его Студии получили всеобщее признание в начале 90-х годов XX века.
Узнать больше о русском авангарде начала XX века и увидеть воочию труды мастеров русского «неофициального искусства» вы можете в Музее-мемориале В. Ленина ежедневно с 10. Картина представлена до 31 октября 2019 года.
Получить справки, а также записаться на экскурсию можно по телефонам: 8422 44-24-61; 44-20-80.
И важно помнить, что основой, делавшей труд Э. Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera — день за днем, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника», - написал он в своей пояснительной записке к выставке. Творчество Элия Белютина представлено на выставке в развитии. Псковичи могут проследить, как именно менялся стиль мастера. Написанные 30-40 лет назад, картины до сих пор являются для многих непостижимыми. Искусствовед Юлий Селиверстов считает, что творчество Элия Белютина весьма трудное для восприятия. Это столько же искусство, сколько и наука, эксперимент познания», - уверен он.
Помимо живописных картин и графики, в экспозиции представлена уникальная икона преподобной Ефросиньи Московской, которая в 1914 году была вручена императрицей Александрой Федоровной родственнику Нины Михайловны Молевой. В 2013 году этот экспонат достался Псковскому музею. Выставлена она лишь на один день, позже псковичи смогут увидеть икону на следующей выставке, посвященной 100-летию Первой мировой войны. Также в 2014 году ценителей искусства Пскова ждет еще один грандиозный сюрприз. Почти 500 работ Евгения Климова будут переданы в дар Псковскому музею. Сейчас их готовят к отправке в Россию из Америки. Светлана Аванесова.
В Германии, Франции, Штатах… Почему так? Но я все-таки убедила юристов, что, как хозяйка коллекции, имею право подарить ее кому хочу — «жалаю», как писал Островский; но пришлось сделать оговорку, что президент в данном случае будет являться юридическим представителем государства — впрочем, не все ли равно: были же Рюриковичи и Романовы, их уже нет, а Россия осталась», — говорит Нина Молева, вдова художника. А я им отвечала: «Дорогие мои, а ну как я сто с лишним лет проживу?
И что тогда? Президентов на моем веку может быть еще много…» — в декабре 2014-го Нине Михайловне исполнилось 88. Она объясняет, что бояться полицейских, что дежурят внизу, не надо — свои люди, после интервью она выйдет за мной на лестничную клетку, так заранее договорено, чтобы они поняли, что все в порядке. Когда я прощаюсь, то, уходя, машу рукой стражам порядка — уже как старым знакомым. Я боюсь спрашивать о цене этих картин. Потому что понимаю: есть вещи бесценные. Сколько стоят утраты и обретения? Жизни и смерти? Войны, революции, любовь, расставания владельцев этой коллекции, их встречи — все здесь переплетено в одно, в историю России ХХ века, сложным, запутанным, но, всматриваясь издалека, невероятно прекрасным рисунком. Нина Молева и «Кающаяся Магдалина» Тициана.
Фотография из личного архива «Баланс столетия» — так называется и книга мемуаров Нины Молевой. Как в калейдоскопе: тряхнешь трубку — и картинка меняется… И ни одна — как ноты в гамме — не повторяет другую. До-ре-ми-фа… «Нет разницы между веками — Они даже после землетрясения остаются горами. А человек? С какой бы вы хотели услышать нашу историю? Я пожимаю плечами, мысленно перетряхивая калейдоскоп. Имена, рождения, судьбы… Их слишком много. Главное, не запутаться… …Сын оперного итальянского дирижера литератор Микеле Белуччи приехал в заснеженную Россию после революции. Он женился здесь на дочери художника императорского театра Ивана Гринева и урожденной княжны Курбатовой, у молодых родился единственный сын Элий, названный так отцом в честь любимого итальянского святого. В наследство от отца Элий получил еще переиначенную на русский лад фамилию Белютин.
И наше же отчество Михайлович. Микеле Белуччи, «Михаила Стефановича Белютина» из местечка Белуно, взяли прямо на улице в 27-м и без суда и следствия расстреляли. На допросе он сохранил тайну драгоценной коллекции своего тестя, в Гражданскую войну укрытой в доме на Никитском. Художникам очень хорошо платили тогда — за постановку он получал целых 10 тысяч рублей золотом. А премьерных спектаклей в их театре в году было одиннадцать. Иван Егорович горел желанием стать меценатом, как Морозов или Третьяков, как Щукин, поэтому во время отпуска посещал самые дорогие европейские аукционы, где покупал картины, представлявшие художественную ценность, — у самого была русская народная «чуйка», но нередко он отправлялся за границу с художником Константином Коровиным или Александром Головиным и ни разу не ошибся в выборе, мечтая когда-нибудь открыть в Москве бесплатную галерею своего имени для народа… Простой люд не пожелал приобщиться к чуждому буржуазному искусству. Горели костры из книг и картин, брошенные в топку свидетельства истории. Наверное, Леонардо да Винчи в старинной деревянной раме взялся бы особенно хорошо… Большая часть потолков в их доме имела высоту 3 метра 5 сантиметров, а меньшая — пять метров. Между разницей потолков соорудили комнатушку, в которую вела деревянная дверца, залезть туда было нелегко. В 1919-м дедушка Гринев снял картины с подрамников, намотал на деревянные скалки Рембрандта и Рубенса, распихал по пыльным мешкам скульптуры — и Микеланджело, спрятал все это добро в том самом «пустом» пространстве.
До лучших времен. Семью выгнали вон. Комната, хранящая в себе драгоценные сокровища, отошла представителям победившего пролетариата. Рубенс «Портрет инфанта». Фотография из личного архива До того момента, как сюда, много десятилетий спустя, въедут счастливые молодожены Белютины, Элий и Нина, ремонта в коммуналке, слава богу, так и не сделают. Но уже под иным ракурсом. Я вижу в объективе юную Нину Молеву. И ни один из них не эмигрировал! Дед Нины по матери служил последним дежурным генералом его величества императора Николая Второго на Западном фронте, получил шесть именных писем царя с благодарностью за безупречную службу, Февральскую революцию встретил в ставке Верховного главнокомандующего. Но когда встал вопрос, с кем он, ни секунды не задумывался: «Я присягал России, а кто ею будет управлять — это в моей присяге отсутствует.
Я как был, так и умру русским солдатом! От старого боевого ранения. В своей постели. Тем не менее, я знаю одно: на собственной земле взять в руки оружие против своего народа невозможно, немыслимо». И он попросил жену с единственной дочерью, моей мамой, никогда не покидать родину», — вспоминает Нина Михайловна. Уговаривал их как мог. Но бабушка осталась верна слову, данному мужу». Микеланджело «Юный фавн». Фотография из личного архива Родовое гнездо их было в Ливнах Орловской губернии. Степной городок, в прошлом одна из крепостей, защищавших южные рубежи Московского государства.
В начале прошлого века здесь было два нотных магазина на девять тысяч человек населения. Развожу руками: да, были люди… Ее бабушка, мама матери, София Стефановна Матвеева, — из рода Тургеневых: ее прадед — двоюродный внук писателя. Сама же София Стефановна первой из русских женщин закончила знаменитую Сорбонну, получила невероятный даже по нынешним временам диплом магистра математики… «Чтобы получить это образование, она пошла против воли родителей, ей нашли богатого жениха, владельца огромного элеватора, но бабушка, чтобы выбраться из-под опеки, выскочила замуж за первого же встречного штабс-капитана…» Шаферами на их свадьбе стали актер МХАТа Тезавровский и его приятель Всеволод Мейерхольд… Фиктивный брак «за первого встречного» превратился в брак по большой любви — штабс-капитан, сын бедного крестьянина, ничего за душой не имевший, кроме офицерского жалованья, вырос в того самого «красного генерала». Его похоронили в Ливнах со всеми почестями. Революционные «люди в кожанках» опоздали — бумага на его арест пришла через несколько дней после его смерти. Опасаясь преследований, мать и дочь Матвеевы перебрались из Ливен в Ставрополь. Минька Молев, Минька-голубятник, абсолютная шпана по тем временам — и моя мама, вчерашняя гимназистка, голубоглазая и с русой косой…» «Ми» — Miraculum — «Чудо» 22 июня 41-го года в 12 часов дня по радио выступил Вячеслав Молотов.