Один из таких фильмов — картина Григория Чухрая «Баллада о солдате», впервые вышедшая на экраны в 1959 году. Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. "Баллада о солдате" (1959). Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry. ballada-o-soldate. Снятый в другую эпоху, в иной жизни, фильм «Баллада о солдате» совершенно не устарел и в наше время.
Баллада о солдате - отличный фильм!
Как белоэмигрант спас лучший фильм о Великой Отечественной войне - Российская газета | В фильме «Баллада о солдате» актёры были столь убедительны, что у многих из них карьера пошла в гору после премьеры. |
Баллада о солдате 1959 - Коротко о советском фильме | Жанна Прохоренко в фильме *Баллада о солдате*, 1959 | Фото. |
И еще раз про войну. «Баллада о солдате», которую мы потеряли… — Краснодарская Школа Кино | Спасибо тебе солдат за веру такую, которая дала нам жизнь. |
"БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ" 1959 - Форум | Фильм повествует о нескольких днях из жизни солдата, который едет в отпуск к матери. |
Фильм Баллада о солдате (1959) - полная информация о фильме | «Баллада о солдате» — советский художественный фильм 1959 года режиссёра Григория Чухрая. |
№ 9 «Баллада о солдате» (Г.Чухрай, 1959 г.)
В вагоне все уснули. Улыбается во сне Алеша, по-детски трется щекой о плечо соседа. А инвалид Евгений Урбанский не спит. Полусвет в вагоне. Лицо инвалида надвое разделила перекладина костыля, и одна половина лица черна, как отчаянье, а другая светла, как надежда. И жизнь впереди видится как бы сквозь костыль, прижатый к лицу. Написав жене страшные строки и стараясь убедить себя в правильности принятого решения уйти от нее, чтобы не обременять ее собой, инвалид говорит: "Понимаешь, лучше все сразу! Одним ударом! Телеграфистка отказывается принять телеграмму.
И поплыли, замелькали по стенам почты, по лицам инвалида и Алеши тени уходящих вагонов: проблеск, тьма, - как борьба надежды и отчаянья... Еще одна сцена. Инвалид все же доехал до родной станции. Опустел перрон. Инвалид молча повис на костылях. Потеряна последняя надежда на то, что жена придет его встретить. И вдруг - истошный крик: "Вася!.. А потом - маленький, поразительный по тонкости исполнения немой эпизод.
Она берет его под руку. Спотыкается о костыль, убирает руку. Не привыкла еще она ходить рядом с безногим. Но испугалась своего движения - вдруг он подумает, что ей неудобно идти с калекой. Она снова протягивает руку, но не получает ответа. Он боится жалости. Пусть будет честно, по-новому, как есть. Тогда она спокойно опускает руку и идет неторопливо, как он, но близко и вровень.
Выразительные, значимые детали большей частью как бы "спрятаны" в изобразительно-фактурной ткани фильма, они не кричат о своем потаенном смысле, но он все равно прочитывается. Это, например, будильник в руках мальчика Мити, вместе с бабушкой разбирающего развалины разрушенного дома: тикающий механизм фиксирует течение времени, которого так мало у Алеши Скворцова и которое он раздаривает людям. Это и мыльные пузыри, которые пускают мальчишки в подъезде того дома, где живет Елизавета Петровна, оказавшаяся изменницей, недостойной своего мужа-фронтовика. Алеша привозит ей два куска мыла - драгоценный подарок, весомо свидетельствующий, что муж ее жив, что у него есть друзья, что даже суровый и прижимистый старшина на самом деле добрый, и мыло, предназначенное всей роте, разрешил послать одной ей - жене солдата. А ее любовь оказалась летучей и непрочной, как легкий, перламутровый, мыльный шарик. Более половины времени в этом фильме герой проводит в вагонах поездов, в грузовике, застревающем в разбухших колеях проселочных дорог, даже на самодельном плоту. Музыкальная тема дороги, впервые вступающая в кадрах переправы, проходит через весь фильм, перемежаясь в дальнейшем с трогательной, напевной, лирической мелодией, передающей возвышенную красоту отношений Алеши и Шуры композитор Михаил Зив. Чередование музыкальных тем создает ритмическое "стихотворное" единство действия, подкрепленное визуальным рефреном.
В фильме «Баллада о солдате» актёры были столь убедительны, что у многих из них карьера пошла в гору после премьеры. То же самое касалось Ивашова — он был невероятно популярен. Именно этот артист воссоздал сложный образ Печорина в экранизации лермонтовского романа «Герой нашего времени», образ разведчика Исаева в картине «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Артист ушёл из жизни в 1995 г. Во Всесоюзном государственном институте кинематографии Жанна училась на одном курсе вместе с такими знаменитостями, как Галина Польских, Лариса Лужина и Лидия Федосеева-Шукшина.
В драме «Баллада о солдате» актёры Ивашов и Прохоренко оба были дебютантами, на съёмочную площадку они попали впервые. После премьеры картины Жанну Прохоренко, как и Ивашова, стали приглашать в различные проекты с завидной регулярностью. Только за 64-й год молодая актриса снялась в шести фильмах: в экранизации пьес Островского под названием «Женитьба Бальзаминова», в драме «Непридуманная история» Владимира Герасимова и многих других лентах, которые ныне считаются классикой советского кино. Помимо всего прочего, артистка сыграла главную роль в мелодраме «Мы жили по соседству» Николая Лырчикова, в фильме «Близкая даль» Виталия Кольцова, в мелодраме «Приезжая» Валерия Лонского и семейной ленте «Дверь без замка» Адольфа Бергункера. Катерина, несмотря на то что её сыну дали недельный отпуск, смогла встретиться с ним всего на несколько минут, и он тут же ушёл на фронт.
И, наконец, одной из главных претензий было то, что Чухрай снимает исторический фильм, в то время как Хрущёв в своей недавней работе об искусстве советовал снимать современные фильмы. Возмущённый Чухрай тогда бросил критикам: «У меня еще раны не зажили, а вы уже называете этот фильм несовременным! За что был исключён из партии. Сама картина была признана пессимистичной и позорящей Советскую армию. Однако положить на полку фильм руководство «Мосфильма» так и не решилось. Но это не помогло.
Зритель принял картину на ура и валом повалил в кинозалы. В итоге «Баллада о солдате» собрала в прокате 30 миллионов зрителей. В опросе, проводимом газетой «Известия» о самом лучшем фильме, лидировала как раз «Баллада». Заинтригованный главный редактор газеты «Известия» и зять Хрущёва Аджубей попросил показать ему картину. Фильм ему настолько понравился, что он тут же показал его своему сановному тестю. После чего Хрущёв распорядился послать «Балладу о солдате» в Канны.
Чухрай очень переживал, как примет респектабельная западная публика их фильм о войне. Но, к его удивлению, уже в самом начале картины, во время сцены с перевёрнутым танком раздались аплодисменты, потом смех, потом зал затих. Как вспоминал сам режиссёр, реакция зрителей в Каннах нисколько не отличалась от реакции где-нибудь в Рязани или в Тбилиси. Публика там же смеялась, там же затихала, там же плакала. В итоге картина была награждена призом «За высокий гуманизм и превосходное художественное качество» и начала своё триумфальное шествие по мировым экранам. Английский режиссёр Тони Ричардсон писал, что такие произведения, как «Баллада о солдате» — «это именно то, что я называю поэзией».
Американская звезда Лайза Миннелли признавалась, что смотрела фильм пять раз подряд. Французский актёр Бурвиль уверял, что картина Чухрая — это лучшее, что он видел на экране. Стёрлись из памяти имена строгих цензоров.
Главный герой попадает в трудные жизненные ситуации, в которых проявляются его возвышенные качества. Фильм об искреннем отважном молодом солдате русской армии, Алеше. Он совершил героический поступок на фронте, и генерал армии хотел выдвинуть отважного солдата к награде. Но Алеша честно признался, что в бою испытал страх. Он чувствовал себя не достойным такой награды и попросил генерала вместо награды отпустить его в отпуск к маме на одни сутки в родном доме Алеши в крыше образовалась дыра, и маме нужна была помощь, чтобы починить её.
Статистика блога
- История создания фильма
- «Баллада о солдате»
- Баллада о солдате (1959): новости >>
- И еще раз про войну. «Баллада о солдате», которую мы потеряли…
«Баллада о солдате», 1959. Проникновенный военный фильм Григория Чухрая
film ballada o soldate 1 Фильм «Баллада о солдате» — долгий путь домой. Баллада о солдате. Этот скромный черно-белый фильм не случайно завоевал множество отечественных и международных наград: он пронизан глубокой человечностью. Ромм, прочитав новый вариант сценария, обрадовался нашим находкам, как своим собственным, одобрил сценарий и предложил назвать его «Баллада о солдате». «Баллада о солдате» — из тех фильмов о войне, которым удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб. «Баллада о солдате» — из тех фильмов о войне, которым удается показать войну почти без демонстрации военных действий, через персонажей и переплетение их судеб.
Как белоэмигрант спас лучший фильм о Великой Отечественной войне
Участвовал в обороне Сталинграда, не раз прыгал с парашютом в тыл врага. Четырежды был ранен, последний раз в 1945 году во время сражения под Венгрией, после чего был уволен в запас. Григорий Чухрай в годы войны и в зрелости За героизм и мужество был награждён многочисленными орденами и медалями. Впоследствии он написал книгу воспоминаний «Я служил в десанте», которая есть в фонде Межпоселенческой библиотеки. Мемуары «Я служил в десанте» Григория Чухрая «На войне я не стал героем, каких было немного, — рассказывал режиссёр. На войне мне везло: у меня были верные друзья, которые не предадут и не бросят в беде. Я мог тысячи раз погибнуть, но мои ранения не сделали меня калекой во всяком случае, внешне ». Одно из ранений Григорий Наумович получил в районе Темрюка весной 1942 года, защищая нашу Тамань от немецко-фашистских захватчиков: «…наш корпус оказался на Тамани. Из Крыма через Керченский пролив уходили войска 47-й армии. Мы прикрывали их отход.
Переправа отступающих войск проходила под непрерывным огнём противника. Над проливом роем кружились вражеские самолёты, бросали бомбы. Взрывались и шли на дно утлые судёнышки и большие корабли. С вражеского берега по отступающим била дальнобойная артиллерия. Немцы бросали воздушные десанты. Они надеялись захватить плацдарм на таманском берегу, запереть и уничтожить отступающую армию. Раньше это им удавалось.
Должно быть, задолго до того, как я это осознал. Я думал о «Балладе», еще не зная ни ее названия, ни ее сюжета.
Она жила во мне со времен войны чувством светлой печали, я ощущал ее как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шел в бой и кто не вернулся с войны. Я помнил, какими они были, и дал себе слово когда-нибудь рассказать о них людям. Меня огорчало, что даже в хороших фильмах были кадры с солдатами, которые шли в атаку, «красиво» умирая на глазах у зрителей. Я думал: «В этой цепи, среди атакующих, мог быть и я, а зритель, развалившись в кресле, любовался бы, как я красиво умираю». За войну я видел очень много смертей и знаю: смерть никогда не бывает красивой. Любоваться ею безнравственно. И тогда я решил, что обязательно сниму фильм о своем сверстнике — русском солдате. В те далекие времена все советские именовались русскими. Я еще не знал, каким будет мой фильм.
Но я уже твердо решил, что в этом фильме не будет показана смерть героя — это, казалось мне, зрелище не эстетическое. У меня были придуманы некоторые сцены, но сюжет фильма складывался мучительно. Сцены рождались в моей фантазии и тотчас же исчезали: они не соответствовали тональности фильма, звучавшей в моей душе. Я придумывал новые, а от старых отказывался. Однажды ко мне пришли друзья — Валя Ежов и Будимир Метальников. И они рассказали мне свой сюжет. Два председателя колхоза соревнуются между собой, к тому же они соперники: любят одну и ту же девушку-доярку. Один оказывается удачливее другого, он выигрывает соревнование. Гордая дивчина присмотрелась к обоим и выбрала того, кто получше.
Удачливый председатель получает красавицу-доярку в придачу к переходящему Красному знамени. Свадьба и всеобщее ликование. Ребята рассмеялись. Я рассказал им свой сюжет. Они загорелись и предложили работать вместе. Мы разошлись, условившись, что каждый из нас напишет сцену, которая ему больше других понравилась. В назначений день мы собрались и прочитали каждый свою сцену. Я — финальную сцену прощания с матерью, Валентин Ежов — сцену встречи с толстым солдатом Гаврилкиным, Метальников — встречу Алеши с Шуркой. Последнюю мы с Ежовым не приняли.
Это была хорошо написанная сцена, но она была совсем из другого фильма. Мы немного поспорили, но никто никого не убедил. Дело касалось вкусов, а о вкусах не спорят. Так будет вернее. Аргументы Метальникова были убедительны. Фантазия человека — не музыкальный инструмент, который можно настраивать на любую тональность. Мы снова пошли на «Мосфильм», и Будимир попросил исключить его из числа авторов нашего сценария. Там не поверили и, внимательно приглядываясь к нам, пытались обнаружить следы скрываемой ссоры. Мы видели это и только ухмылялись.
Мы оставались, как и были, друзьями. Мы разошлись без обид, как и должны разойтись друзья, когда видят, что работают не на одной волне. Метальников написал очень хороший сценарий «Отчий дом», а мы с Валентином Ежовым — «Балладу о солдате». Работали мы с Ежовым дружно и весело, увлекались придуманными эпизодами и разочаровывались в них. Валентин Ежов человек веселый и легкий. Он только удивлялся: — Вот здорово! Отбросили одиннадцатый хороший эпизод. Такого со мной еще не бывало. Ежов это прекрасно понимал.
Хочу сказать и еще: Валентин Иванович Ежов — единственный известный мне советский сценарист, у которого хватило мудрости в то время, как другие сценаристы отстаивали свой приоритет над режиссером, публично заявить, что он пишет свои сценарии для режиссера и на режиссера, максимально учитывая его творческие особенности. И это несмотря на то, что способность увлекаться свойственна Ежову в высшей степени. Такое заявление не только не умаляет значение сценариста, но вызывает к нему уважение, ибо свидетельствует о его глубоком понимании самой природы кинематографического процесса. В то время, когда в кулуарах Мосфильма еще живо обсуждали, кто снял «Сорок первого», и большинство соглашалось, что первый в жизни фильм не может быть столь совершенным, мы с Валентином Ежовым работали над сценарием о солдате. Работали увлеченно. Мы оба были молодые, оба участвовали в войне, оба знали, что значит хоронить своих товарищей. Работали мы на даче у Ежова. Рядом с нами, на даче Ежова, писал свой сценарий «Жажда» поэт Григорий Поженян. Между тем в стране происходили новые события.
Никита Сергеевич Хрущев встретился с творческой интеллигенцией, и были опубликованы его руководящие высказывания. Он призвал художников создавать современные произведения и любовался елочками, обсыпанными инеем: «Вот, мол, какая у нас природа, а вы проходите мимо! На этом собрании наш сценарий был подвергнут серьезной критике. Например, Чухрай. Он снимает фильм опять о войне». Я защищался. А для вас Великая Отечественная война — далекая история. Но зал был настроен ко мне враждебно. Мне не могли простить быстрого успеха.
А партия призывает нас делать современные фильмы. Слово взял Григорий Васильевич Александров. Он вышел на трибуну и сказал: — Не надо путать! Современность — это современность. Наша съемочная группа приступает к съемкам фильма «Русский сувенир». Это современный сюжет, современные костюмы, современные герои. Так отвечает старшее поколение на призыв партии! Последние слова были покрыты аплодисментами. А мы с Ежовым продолжали работать.
Один из вариантов сценария мы прочли в мастерской Ромма. Мастерская его осудила. Вечером того же дня мне позвонил Ромм. Я думаю, вам нужно отказаться от сценария. Он не получился. Я любил Ромма, как любил бы своего отца. Его мнение было для меня непререкаемым. Но на сей раз я его не послушал. Вместе с Ежовым мы стали думать, что у нас не получилось.
Мы задумали сделать фильм о войне без войны, и именно это не получилось.
Ультиматум Ещё больше проблем возникло во время поисков актрисы на роль Шуры. Жанну Прохоренко нашли случайно.
Она сама пришла на помощь Чухраю. Прохоренко была студенткой второго курса школы-студии МХАТ и по правилам не могла сниматься до четвертого курса. Ректор пообещал отчислить Жанну если она хотя бы подойдёт к съёмочной площадке.
Но актриса ультиматума не побоялась и согласилась сниматься. Но главное, что после всех трудностей на площадке сложился именно тот дуэт, о котором мечтал Григорий Чухрай. На премьере зал рыдал Фильм всего с одной короткой батальной сценой получился настолько сильным, что в кинотеатрах люди плакали.
Простой и честный сюжет. Сильнейшая игра актёров не могли не вызывать эмоции. Зрители вскакивали с мест, когда Катя бежала через поле и едва не разминулась с сыном, у которого осталось времени всего на одно объятие.
Помимо всего прочего, артистка сыграла главную роль в мелодраме «Мы жили по соседству» Николая Лырчикова, в фильме «Близкая даль» Виталия Кольцова, в мелодраме «Приезжая» Валерия Лонского и семейной ленте «Дверь без замка» Адольфа Бергункера. Катерина, несмотря на то что её сыну дали недельный отпуск, смогла встретиться с ним всего на несколько минут, и он тут же ушёл на фронт. Впоследствии женщина ждала, когда Лёша вернется наконец домой, но он так и не пришёл обратно с войны. Антонина Максимова начала сниматься в кино ещё в 1934 году. Это был фильм «Петербургская ночь», в котором молодая артистка получила эпизодическую роль студентки. Через два года Максимова получила свою первую главную роль: Григорий Рошаль доверил ей образ парижской революционерки Катрины Миляр в фильме «Зори Парижа». Затем была роль командира звена гидросамолётов в приключенческом фильме «Моряки».
В 41-м началась Великая Отечественная война, и Антонина Максимова отправилась на фронт в качестве радистки. Последние военные годы она служила в военном театре при вооруженных силах Советского Союза. А после окончания военных действий Максимова вернулась на экраны нескоро, и уже больше не получала главных ролей в фильмах.
Как фильм «Баллада о солдате» покорил миллионы зрителей по всему миру
«Баллада о солдате» — советский чёрно-белый художественный фильм 1959 года, снятый режиссёром Григорием Чухраем. Молодой солдат Алёша Скворцов совершает подвиг — подбивает два немецких танка. Известная голливудская актриса Лайза Минелли вспоминала, что увидела «Балладу о солдате» в 15 лет и посмотрела этот фильм пять раз подряд! об одной лишь всего её страничке из огромной эпопеи, повествующей о тех страшных событиях.
Баллада о солдате (драма, реж. Григорий Чухрай, 1959 г.)
У меня такое ощущение,что Баллада о солдате первый фильм серия, а второй Журавушка. Все комментарии фильм. На память о сыночке у Екатерины (А. Максимова), героини фильма "Баллада о солдате", остались только его слова: "Я вернусь, мама!" и дорога, на которую. Жанна Прохоренко, Владимир Ивашов - фильм (фото, кадр). Фильм повествует о нескольких днях из жизни солдата, который едет в отпуск к матери. Известная голливудская актриса Лайза Минелли вспоминала, что увидела «Балладу о солдате» в 15 лет и посмотрела этот фильм пять раз подряд! Война, драма, мелодрама. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова и др. Солдат отправляется в отпуск к маме с фронта Великой Отечественной. Один из ключевых и самых пронзительных военных фильмов оттепели.
«Они любить умеют только мертвых». Горькая правда режиссёра Чухрая
Восхитили качества молодого солдата, такие как искренность, самопожертвование, умение держать своё слово. По пути домой, не смотря на то, что у главного героя было совсем мало времени на дорогу, он пожертвовал им, чтобы поддержать одноногого солдата Василия, возвращавшегося с войны, и находившегося в глубокой депрессии. По пути домой главный герой проходит через многие испытания, которые показывают его возвышенные качества. К матери Алеша приехал по истечении четырех дней. Он мог бы остаться в деревне на небольшое время, отдохнуть поговорить с мамой.
История Алеши Скворцова и девушки Шуры, случайно встретившихся, полюбивших друг друга и расставшихся навсегда, напоминает о его собственной жизни, но там все кончилось счастливо. Герои фильма - Алеша и Шура. Случайно встретились, полюбили друг друга и расстались навсегда.
Фото: РИА Новости В увольнении, на танцах, курсант полковой школы 229-го отдельного батальона связи Чухрай познакомился с девушкой Ираидой. Но вскоре город заняли немцы, и молодые люди потеряли друг друга. А в 1944-м лейтенант Чухрай написал об этой встрече в "Комсомольскую правду". Ираида Пенькова прочла публикацию и откликнулась. В этом фильме Чухрай рассказывал о том, как могла повернуться его жизнь, сложись обстоятельства иначе. Сейчас странно слышать о том, какое неприятие вызывала "Баллада о солдате". Директор картины четыре раза останавливал съемки - ему казалось, что фильм порочит Советскую Армию, часть съемочной группы ушла.
На партийном собрании "Мосфильма" Чухрая рвали на части за клевету на советских людей. Его собирались исключить из партии, но потом дали строгий выговор с предупреждением. Для нас "Баллада о солдате" - классика. А для человека сталинской эпохи, привыкшего к фильмам наподобие "Падения Берлина", простой и честный рассказ о чувствах и страданиях обычных людей был опасной ересью. Но Чухрай ничего не боялся: в 1956 году он выпустил свой первый игровой фильм, "Сорок первый", получивший спецприз Каннского фестиваля. Во время съемок на него написал донос соавтор, назвавший фильм "белогвардейской стряпней".
Дорога домой оказывается не такой-то уж простой, ведь на пути его встречает много людей, и доброта не оставляет его равнодушным к этим людям, ведь он всегда готов всем и во всем помочь. Он знакомится как с фронтовиком, потерявшим ногу, так и случайным знакомым, которому дал обещание передать мыло жене. Но в итоге к родной матери он попадает лишь на две минуты, чтобы обнять ее и дать клятву возвратится домой, а затем снова идет на фронт, откуда, к сожалению, он вряд ли вернется.
А по дороге встречает и расстаётся с людьми, помогая им, поддерживая, выполняя бесхитростное поручение мимолетного фронтового товарища - передать привет и аж два! Простые и трогательные истории , из которых складывается правдивая картина жизни нашей страны военного времени. Одноногий солдат, который возвращается домой к красавице- жене, а она не встречает его на перроне, нервно докуривает он последнюю папиросу, собираясь уйти и... Есть и неверные жены, и женщина - водитель неопределенного возраста, буквально засыпающая за рулем грузовичка, есть девушка, которую встретил ив которую влюбился Алеша Скворцов...
Отзывы и рeцензии. Баллада о солдате
Ведь сам по себе фильм является простым и честным рассказом о чувствах и страданиях обычных людей во время страшной войны. История создания «Баллада о солдате» является, возможно, самым светлым фильмом о войне, но сами съемки были схожи с настоящими военными действиями. И мир смог увидеть картину только благодаря труду режиссера и соавтора сценария Григория Чухрая. Дело в том, что Григорий Чухрай и сценарист Валентин Ежов сами прошли войну, поэтому хотели создать киноисторию обыкновенного солдата, который не совершил никакого подвига, но при этом сделал многое. Так, поначалу большую часть сценария занимало описание тыла и работающих на производстве женщин и детей, на титрах звучала песня о комсомольской юности, а героиня Шура погибала в бомбежке. Однако данный вариант «Мосфильм» отверг.
Тогда Валентин Ежов принял решение полностью убрать сцены тыла и тяжелого труда на заводах, оставив в живых главную героиню Шурку. Однако и в этот раз сценарий забраковали с пометкой «проконсультироваться у Г. Но лично Григорий Чухрай ничего не желал переписывать, поэтому просто поменял местами несколько сцен. Это вполне устроило киностудию, и фильм подписали в производство. Запрет показа Однако согласие на съемки еще не означало полного разрешения на выпуск кинокартины в массы.
Так, «Баллада о солдате» столкнулась с еще одним испытанием.
Сюжет[ править править код ] Катерина Скворцова выходит на проселочную дорогу, по которой её сын Алексей ушёл на фронт. Голос за кадром сообщает, что он погиб и похоронен в чужой стране. За несколько лет до этого.
Девятнадцатилетний связист Алексей при починке телефонного кабеля подбивает из случайно найденного на поле боя противотанкового ружья два немецких танка. Командование собирается представить его к ордену, но Алексей просит дать ему отпуск , чтобы повидаться с матерью и починить в доме крышу. Получив шесть суток отпуска и купив подарок матери, Алексей отправляется в путь. Случайно встреченный в дороге боец Сергей Павлов просит передать своей жене весточку и два куска мыла.
На вокзале Алёша встречает одноногого фронтовика Василия и решает помочь ему занести в поезд чемоданы. Василий говорит, что не хочет возвращаться к жене, стесняясь своей инвалидности. В поезде Алёша беседует с другими фронтовиками, которые не верят, что он, всего лишь связист, мог совершить подвиг.
Фильм посмотрели более 30 миллионов советских зрителей, и в итоге он собрал более 100 зарубежных премий в том числе, был номинирован на «Оскар» , сам же Чухрай был удостоен Ленинской премии.
Каждый день я составлял новые комбинации, «проигрывал» весь фильм с начала до конца. Коллеги открыто выражали недовольство моей нерешительностью: срывался план запуска фильма в производство. Но я ничего не мог с собой поделать. Положение, казалось, было безвыходным... Режиссёр рискнул, выбрав на главные роли молодых и неопытных актеров. Этот фильм не только стал удачным стартом его кинокарьеры, но и принес актеру мировую популярность. Один из американских журналов писал: «Голливудским звёздам, готовившим юных актёров, следовало бы сесть со своими учениками на первый самолёт в Москву и устроить их во ВГИК, раз там делают таких актёров из девятнадцатилетних юнцов». Однажды девушка пришла на "Мосфильм" пробоваться на небольшую роль в картине "Песня о Кольцове", но её не утвердили. Позже её фотопробы увидел Григорий Чухрай и сразу утвердил на роль Шуры. Режиссёр искал собирательный образ, лицо "из народа", хотел, чтобы у актрисы была не слишком яркая внешность, но при этом она была бы индивидуальна. Именно для того, чтобы сохранить индивидуальность, Чухрай оставил Жанне её тяжелую пышную косу. Мы шли на риск во многом. Даже в том, что поручили главные роли совсем еще неопытным актерам. Но Володя с Жанной внесли в фильм самую ценную для него краску — непосредственность и обаяние», - вспоминал режиссёр. Если главные роли в фильме играли дебютанты, то на второстепенных ролях были настоящие звёзды. Режиссёр сильно сомневался, что известный актёр Евгений Урбанский согласится на маленькую роль фронтовика-инвалида, но он согласился, попросив только не проводить пробы. Также небольшую роль в фильме сыграл знаменитый актёр Николай Крючков, которому, как он позже признавался, его мудрый, усталый генерал стал особенно дорог. А не менее знаменитая актриса Антонина Максимова сыграла в фильме роль матери Алеши Скворцова. Евгений Урбанский в роли фронтовика Василия. Николай Крючков в роли генерала.
Отзывы о фильме Баллада о солдате
Жареновой В первые дни съемок на площадке произошел несчастный случай, который изменил судьбу картины. Во время съемок Г. Чухрая сбивает автомобиль. И производство картины останавливают на полгода.
Все это время Чухрая не покидала мысль, что в чем-то он ошибся, но в чем? Находясь на больничной койке, он понимает, что ошибся с выбором актеров на главные роли. А из-за этого может не получиться фильм.
Съемочная группа ждала возвращения режиссера и болезненно восприняла его неожиданное решение о замене некоторых актеров. В группе начался разлад. Чухрая упрекали в легкомыслии, неуважении к коллегам, в творческой несостоятельности.
На главные роли режиссер утверждает никому не известных еще студентов института кинематографии Жанну Прохоренко и Владимира Ивашова… Кадр из фильма «Баллада о солдате». Пронзительно-правдивая, бесхитростная картина была встречена начальством в штыки. Чухрая обвинили в дискредитации высоких патриотических чувств народа.
Зрители же назвали фильм Григория Чухрая лучшим. В прессе появились отклики на фильм: «Есть в этом фильме нечто такое, что помогает по-новому, глубже и как-то человечнее взглянуть на подвиг, совершенный нашим народом в годы войны. Это — тот светлый лиризм и та задушевная простота, которыми проникнут, пожалуй, каждый кадр».
Но при всей своей «прозаичности». По рекомендации главного редактора газеты «Известия» Алексея Аджубея картину показали Хрущеву. И тот дает распоряжение отправить фильм на Каннский кинофестиваль, где он был удостоен Золотой пальмовой ветви.
В то время было очень много фильмов о войне, в которых модно было изображать героическую смерть, как сотни людей идут в атаку и красиво так погибают. Но в этом строю мог идти и я, и зритель должен был любоваться моей смертью? Я был на войне и видел много смертей, но я не видел ни одной красивой смерти.
Красивая бывает жизнь … Я хотел сказать этим фильмом, что даже тогда, когда мир теряет только одного человека, хорошего человека, это уже большая потеря. А что же тогда война, когда она унесла не только одного, а миллионы прелестных, чистых, умных людей, которые могли бы хорошо прожить эту жизнь с пользой для себя и для других?
Только вырвалось у Алеши там, на станции Узловой, где его, отставшего от поезда, дожидалась спутница: "Шурка ты моя!
В вагоне все уснули. Улыбается во сне Алеша, по-детски трется щекой о плечо соседа. А инвалид Евгений Урбанский не спит.
Полусвет в вагоне. Лицо инвалида надвое разделила перекладина костыля, и одна половина лица черна, как отчаянье, а другая светла, как надежда. И жизнь впереди видится как бы сквозь костыль, прижатый к лицу.
Написав жене страшные строки и стараясь убедить себя в правильности принятого решения уйти от нее, чтобы не обременять ее собой, инвалид говорит: "Понимаешь, лучше все сразу! Одним ударом! Телеграфистка отказывается принять телеграмму.
И поплыли, замелькали по стенам почты, по лицам инвалида и Алеши тени уходящих вагонов: проблеск, тьма, - как борьба надежды и отчаянья... Еще одна сцена. Инвалид все же доехал до родной станции.
Опустел перрон. Инвалид молча повис на костылях. Потеряна последняя надежда на то, что жена придет его встретить.
И вдруг - истошный крик: "Вася!.. А потом - маленький, поразительный по тонкости исполнения немой эпизод. Она берет его под руку.
Спотыкается о костыль, убирает руку. Не привыкла еще она ходить рядом с безногим. Но испугалась своего движения - вдруг он подумает, что ей неудобно идти с калекой.
Она снова протягивает руку, но не получает ответа. Он боится жалости. Пусть будет честно, по-новому, как есть.
Тогда она спокойно опускает руку и идет неторопливо, как он, но близко и вровень. Выразительные, значимые детали большей частью как бы "спрятаны" в изобразительно-фактурной ткани фильма, они не кричат о своем потаенном смысле, но он все равно прочитывается. Это, например, будильник в руках мальчика Мити, вместе с бабушкой разбирающего развалины разрушенного дома: тикающий механизм фиксирует течение времени, которого так мало у Алеши Скворцова и которое он раздаривает людям.
Это и мыльные пузыри, которые пускают мальчишки в подъезде того дома, где живет Елизавета Петровна, оказавшаяся изменницей, недостойной своего мужа-фронтовика. Алеша привозит ей два куска мыла - драгоценный подарок, весомо свидетельствующий, что муж ее жив, что у него есть друзья, что даже суровый и прижимистый старшина на самом деле добрый, и мыло, предназначенное всей роте, разрешил послать одной ей - жене солдата. А ее любовь оказалась летучей и непрочной, как легкий, перламутровый, мыльный шарик.
Более половины времени в этом фильме герой проводит в вагонах поездов, в грузовике, застревающем в разбухших колеях проселочных дорог, даже на самодельном плоту. Музыкальная тема дороги, впервые вступающая в кадрах переправы, проходит через весь фильм, перемежаясь в дальнейшем с трогательной, напевной, лирической мелодией, передающей возвышенную красоту отношений Алеши и Шуры композитор Михаил Зив.
Во время войны он дал себе слово когда-нибудь рассказать миру о своих боевых товарищах, о тех, кому не суждено было вернуться домой. Два сверстника, два участника Отечественной войны — В. Ежов и Г. Чухрай — написали сценарий «Баллада о солдате», и режиссер Г.
Чухрай поставил фильм, так же глубоко пережив все происходящее на экране, как довелось пережить ему это в жизни. В этом фильме о войне почти нет войны, которая во многих наших военных фильмах выглядит в основном как соревнование пиротехников, нет ни прославленных полководцев, ни показного героизма. Чухрай решает показать войну такой, какой запомнили ее обычные люди. В 1958 году Григорий Чухрай начинает снимать картину «Баллада о солдате». На главные роли были утверждены популярные тогда актеры Олег Стриженов и Лилия Алешникова. Во Владимирской области съемки фильма начались осенью 1958 года.
В статье «Внимание, идет съемка! Громова вот как описывала этот процесс: «Когда в четверг утром мы ехали за окраину Владимира к месту съемок, шел дождь, задувал пронизывающий ветер, с трудом волоча по земле вороха намокших листьев. Шофер негромко сказал: «Погодка, я вам скажу… Никаким артистом не захочешь быть. Это же целый день под дождем мокнуть надо, на ветру». Недалеко от Владимира съемочная группа готовила место к съемкам эпизодов фильма. Тут же хлопотал и режиссер Григорий Чухрай вместе со своими коллегами.
В главной роли солдата Алексея снимается артист Олег Стриженов. Здесь будем снимать кадры, показывающие фронтовую дорогу и массовое движение войск по ней. А пока готовимся к завтрашней съемке «фронтовой» дороги, «подгоняем технику, репетируем отдельные сцены. Эх, погодку бы завтра хорошую нам! Чуть в стороне от дороги Г. Чухрай и группа офицеров Владимирского гарнизона обсуждали: в шинелях, скатках или ватных куртках идти солдатам?
С утра по направлению к Суздалю потянулись машины с солдатскими походными кухнями, снаряжением и вооружением. Подошли и «артисты» — воины Владимирского гарнизона.
И есть еще «Семнадцать мгновений» Татьяны Лиозновой — классика жанра. Многоуровневый, многогранный фильм. Хитрейший Юлиан Семенов там так шифровался, что наш Штирлиц. Ну, вроде о гитлеровской Германии, об их политической верхушке, о сути, смысле их нацистского строя, системы, а на самом деле… «Когда нация захочет свободы, она тут же потребует СС». Это про кого? Штирлиц Тихонов там тоже не стреляет, не убивает разве что один разок бутылкой по голове, и то не сильно. Он думает.
Играет на крупных планах одними только глазами, а в них мысль. Это тоже война, его война — быть умнее очень умных немцев. И еще обязательно 9 Мая покажут «В бой идут одни старики». Почти фантастика, можно даже сказать оперетта с песнями, танцами, с любовью, с мечтой… Но такой там надрыв, и всегда плакать хочется. Вот это то, что Леонид Быков, актер и режиссер, оставил нам всем. Они так умели чувствовать ту войну, так проживать ее, в кадре и наяву. И никакие худсоветы, никакая тупая, охранительная цензура ничего с этим не могла поделать. Может еще и потому, что в тех худсоветах тоже сидели фронтовики? А сейчас?
Да, самое легкое сказать, что раньше и деревья были большими, и трава зеленее, и фильмы делали лучше, не чета нынешним. Самое легкое изобразить из себя вредного, никому не верящего старичка, и ругать, ругать нынешнее время и нынешнее кино. Но это так же! Может стереотип мышления, привычка, укорененная традиция — не знаю. Но я вот не могу, хоть убей, заставить себя смотреть новые «А зори здесь тихие», современные. Потому что есть те, 1972 года выпуска, и был есть! Станислав Ростоцкий, раненный на войне, и те девушки, и старшина Васков, сыгранный Андреем Мартыновым. Так сыгранный… А все нынешнее — это новодел какой-то. И шинельки какие-то у них пригнанные, новенькие, нерастраченные, и пилоточки ровненькие, и сами… Нет, я не прав, конечно.
Ведь не может так быть, чтобы все ныне сделанное про войну было так плохо, безнадежно.
Праздничный кино-хит. «Баллада о Солдате». Великий, но почти забытый фильм
Жанна Прохоренко в фильме *Баллада о солдате*, 1959 | Фото. Комиссия, принимавшая фильм «Баллада о солдате», резюмировала, что он не вписывается в рамки и стандарты фильмов о войне. фильм, собравший более 100 зарубежных призов. Военный, драма. Режиссер: Григорий Чухрай. В ролях: Евгений Евстигнеев, Владимир Кашпур, Лев Борисов и др. Алеше Скворцову всего 19 лет, а ему уже положен орден за подвиг во время боя.
Отзывы и рeцензии. Баллада о солдате
«Кино» представляет вашему вниманию информацию о фильме Баллада о солдате (1959): актеры, рецензии, список похожих фильмов, возможность оставить отзыв к фильму Баллада о солдате. Фильмы: Баллада о солдате (1959) Подробнее. Военный фильм вышел в прокат в 1959 году и сразу стал классикой отечественного кинематографа. У меня такое ощущение,что Баллада о солдате первый фильм серия, а второй Журавушка. Жанна Прохоренко, Владимир Ивашов - фильм (фото, кадр). film ballada o soldate 1 Фильм «Баллада о солдате» — долгий путь домой.