Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер.

Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, Leningrad.jpg

Блокадный Ленинград Подсказала tiina Снимки из Ленинграда, находившегося в блокаде немецкими, финскими и испанскими войсками с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года Исторические сведения. Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города. Блокада Ленинграда | РИА Новости Медиабанк. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.

Аэростаты над Ленинградом

Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г. Шелищ на свой страх и риск подготовил эксперимент. Отметим, что предложение Шелища напоминало об идее Архимеда, спасшего родные Сиракузы от нашествия вражеской армады с помощью сконцентрированного солнечного света.

Начальник тыла корпуса ПВО созвал совещание командиров и инженеров полков аэростатов заграждения, на котором решили опробовать установки в работе. Так, 27 октября 1941 г. Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора. Моторист лебедки он же водитель грузовика управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина.

Аэростат отсоединялся, открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета, перерезая его.

Кроме того, закрепленная на конце троса мина подтягивалась к самолету и взрывалась. С первых месяцев войны немецкая авиация и разведка вели на аэростаты и тех, кто их обслуживал, настоящую охоту. Порой у солдат от недоедания, мороза и нехватки времени на отдых фактически не было сил, опухали лица, руки. Но, несмотря ни на что, мы держали «железную дисциплину», обеспечивая подъем аэростатов». Военная служба для Иосифа Павловича Будковского закончилась через пять лет после Победы. Весь мирный период трудовой биографии был посвящен работе на оборонном предприятии Москвы. Уже почти 40 лет он с супругой живет в районе Восточное Дегунино. О Великой Отечественной войне, о Победе, об истории каждого своего боевого ордена и многочисленных медалей Иосиф Павлович Будковский часто рассказывает на встречах со школьниками района.

Питание Жданова Краткое изложение мифа: В то время как жители блокадного Ленинграда голодали, Андрей Александрович Жданов объедался деликатесами. Прежде всего, хочется отметить, что у автора нет никаких сомнений в том, что А. Жданов, как, впрочем, и всё руководство города питалось лучше рядовых ленинградцев. Однако было бы, по крайней мере, странно, если бы достаточно ограниченному кругу лиц, руководящему Ленинградом, не обеспечили бы нормального питания в любых условиях. Вряд ли голод сильно улучшил бы чьи-либо организаторские способности. Сторонники мифа утверждают, что Жданов не просто питался лучше других, а прямо-таки обжирался, причём зачастую ещё и напоказ. Однако свидетельства и доказательства, приводимые ими, не выдерживают критического рассмотрения. Интересно в связи с этим проследить, как со временем, от публикации к публикации меняется одно из свидетельств якобы очевидца обжорства Жданова. В статье д. Кантор "На всю оставшуюся жизнь нам хватит горечи и славы", опубликованной в газете "Известия" в 2004 г.

Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные буше" [23]. При этом ни автор данных откровений, ни, тем более, источник указан не были. Проходит пять лет. И вот в своей новой статье Ю. Кантор пишет: "Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Но там в вазе лежали пирожные" [24]. Отметим, что автор воспоминаний по-прежнему не указывается.

Зато появляется информация о его профессии - "инженер-гидролог". В то же время исчезает указание на то, какие именно пирожные лежали у Жданова "там". Впрочем, оставим это на совести Юлии Зораховны. В специальном выпуске газеты "Петербургская неделя" приложение к газете "Известия" , вышедшем 8 сентября 2008 г. Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился. Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю. Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется.

Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями. Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ? В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое? А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы. Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь.

Не было заградотрядов. Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В. Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г. Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29]. Так что вполне возможно, что мифотворцы просто взяли реальное историческое событие и извратили его до неузнаваемости. Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту и, в частности, в питании Андрей Жданов не отличался.

Уже упоминавшийся В. Демидов опросил в конце 1980-х гг. Все они отмечали неприхотливость Жданова [30]. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова Хомякова , во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М. Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н.

В системе ПВО Ленинграда активно использовались аэростаты заграждения, которые заполнялись водородом. Однако со временем водород выходил через повреждения в обшивке, а его место заполнялось воздухом. Для пополнения аэростаты необходимо было опускать на землю с помощью лебедок, установленных на автомобилях. Внизу некачественный водород стравливали и заправляли новый. В городе закончился бензин, не было электричества, а аэростаты были нужны, как воздух. Выход нашел младший воентехник полка аэростатов, талантливый механик-самоучка Борис Шелищ.

«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.

«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. Девять символов блокадного Ленинграда, которые помогали выжить. АЭРОСТАТ.
Мифы Ленинградской блокады Установка аэростатов в блокадном Ленинграде © Борис Кудояров / РИА Новости.

Ленинград, который выстоял

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.
Блокада. Аэростат заграждение. Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады.
Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате Аэростаты над Ленинградом.

Ленинград, который выстоял

Аэростаты на Марсовом поле в блокадном Ленинграде — военное фото Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года.
Аэростаты на Марсовом поле в блокадном Ленинграде — военное фото В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.
Получение водорода: опыт блокадного Ленинграда. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941.
Войти на сайт В честь 71-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в небо над Петербургом поднимут четыре макета аэростатов противовоздушной обороны.
Мифы Ленинградской блокады Аэростаты над Ленинградом.

Блокадное изобретение опередившее свое время

Аэростат в годы войны 1941-1945. Аэростаты заграждения СССР. Аэростаты первой мировой войны. Цеппелин дирижабль военный. Блокада Ленинграда заградительные аэростаты.

Аэростаты в небе над Москвой 1941. Дирижабли во второй мировой. Аэростат Нестеров. Аэростаты заграждения на защите Московского неба.

Небо блокадного Ленинграда. Оборона Москвы аэростаты. Аэростаты заграждения в Москве 1941 году. Москва в октябре 1941 года.

Битва за Москву фото аэростаты. Аэростаты воздушного заграждения 1941. Аэростат 1941. Газгольдеры в Великую отечественную войну.

Дирижабли Москва 1941. Заградительные аэростаты в Москве 1941.

Директор Дома Молодежи Александра Медведева отметила, что шествие организовано в память о днях блокадной жизни, когда люди ходили с дирижаблями противовоздушной обороны. Боевое применение аэростатов заграждения, как правило, исключало возможность пикирования вражескими самолетами и затрудняло им прицельное бомбометание по объектам прикрытия", - рассказала Медведева. Шествие будет организовано по четырем маршрутам. Первая колонна пройдет от 13-й линии Васильевского острова по набережной Лейтенанта Шмидта, затем по Благовещенскому мосту, Английской набережной, после по Сенатской площади, Александровскому саду, Дворцовому проезду до Дворцовой площади.

Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации. Не позволяя вражеским бомбардировщикам опускаться слишком низко. Наталья Романова, пресс-секретарь городского центра размещения рекламы: «Их располагали в шахматном порядке, между ними натягивали трос, на который вешались мины. При столкновении с ними вражеские самолеты взрывались».

Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г.

Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения». Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий.

Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной «гремучей смеси» он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего.

Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине. Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно.

В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л.

«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.

Водородный лейтенант 1941 год, Ленинград, блокада. В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Блокадный Ленинград Подсказала tiina Снимки из Ленинграда, находившегося в блокаде немецкими, финскими и испанскими войсками с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года Исторические сведения. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны.

Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, Leningrad.jpg

Дочь одного из героев — автора проекта «кабеля жизни» Никодима Туманова — отмечает невероятную сложность операции, которую пришлось выполнить, чтобы дать городу больше так нужного электричества. Они ночью выходили на работы, освещение нельзя было, никаких фонарей на кораблях нельзя было зажигать. Ориентировались только на Осиновецкий маяк, который зажигали в час ночи», — рассказывает дочь автора проекта прокладки кабеля, инженера «Ленэнерго» Никодима Туманова Татьяна Косоурова. Проложить «кабель жизни» удалось за рекордные 48 дней.

Если враги подбивали аэростат, он медленно опускался и после небольшого ремонта возвращался в строй. Водород в чистом виде не взрывоопасен. Опасен он, когда соотношение кислород:водород достигает не менее 1:16 — так называемая «гремучая смесь». Аналогичная защита имелась в то время во многих крупных городах, включая Москву и Лондон. Стоит заметить, что аэростаты защищали не только от самолетов, но и от крылатых ракет V-1, которыми немцы щедро обстреливали города в 1944 году.

Аэростаты стали подспорьем для ПВО и истребительной авиации. Советский способ крепления аэростатов для повышения эффективности обороны от крылатых ракет V-1 Советский способ крепления аэростатов для повышения эффективности обороны от крылатых ракет V-1 В Советском союзе аэростаты крепили не к одному тросу, а к трем, повышая шанс поражения авиации. Интересно, что современные крылатые ракеты отличаются от V-1 только использованием новых материалов, совершенством двигателей, дальностью полета и точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же «Томагавка» или отечественной КР Х-55. Так что, возможно, вскоре аэростаты над городами увидим и мы. Аэростаты заполнялись водородом и требовали постоянного обслуживания. Из-за проницаемости материалов через 25-30 дней водород диффундировал из шара, а его место занимали другие газы, в том числе и кислород, образуя «гремучую смесь». Загрязненный водород очищать было негде, потому его просто стравливали в объемах до 50 тысяч кубометров в месяц.

Ленинград 1941 аэростаты. Аэростаты в Москве 1941. Блокада Ленинграда Невский проспект. Невский проспект Ленинград 1941.

Заградительный аэростат в Ленинграде. Заградительные аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабли в блокадном Ленинграде. Блокадный репродуктор на Невском проспекте.

Аэростаты над Москвой 1941. Аэростаты заграждения в Москве 1941. Стратостаты в Ленинграде в 1941. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941.

Оборона Ленинграда 1941 аэростат. Аэростаты блокадный Ленинград блокадный Ленинград. Аэростаты во время блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде.

Аэростаты в Ленинграде. Аэростаты заграждения в Ленинграде. Аэростат во время войны блокада Ленинграда.

Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Важная дата в истории Петербурга — 80 лет назад по дну Ладожского озера проложили кабель от Волховской ГЭС в осажденный Ленинград. Это событие вошло в историю как «Прорыв энергетической блокады». Памятник с таким названием открыли на территории мемориального комплекса «Разорванное кольцо» в Ленинградской области. Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали.

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны

В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. Посты, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину — около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки.

Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема — на 4-5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью.

По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или на выходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты аэростатного заграждения вели и активную борьбу с бомбардировщиками.

При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон. В еще большей мере они препятствовали выполнению вражескими летчиками данных им заданий.

Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты: истребители расстреливали их зажигательными снарядами. Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение «небо в огне» становилось отнюдь не метафорой. За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз. Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища.

Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды. В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища. Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов.

Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны.

Но русские её не теряли. И эта аксиома очередной раз была доказана блокадным Ленинградом. Не гениальными штабными офицерами. Не профессиональным умением полководцев.

А простыми людьми. Которые не утратили воли к жизни. Которые продолжали бороться изо дня в день всё то время, сколько длилась блокада Ленинграда. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. После быстрого наступления фашисткой армии в Прибалтике, солдаты ожидали повторения европейского блицкрига. В то время операция Барбаросса ещё разыгрывалась, как по нотам. Конечно, и члены командования, и простые рядовые понимали, что Ленинград просто не сдастся.

Об этом свидетельствовала история России. Как раз поэтому — из-за упорного сопротивления в прошлом, Гитлер так настороженно относился к этому городу. Он очень хотел разрушить его ещё до захвата Москвы. На стороне Германии во Второй мировой войне выступала Финляндия. И именно их армия наступала на северном направлении. А у них ещё были свежи воспоминания о финской войне, в которой однажды Советский Союз уже потерпел поражение. Поэтому в целом, ожидания наступающих бойцов были самыми радужными.

Когда пришёл приказ начать блокаду, солдаты вермахта даже несколько приуныли. Длительное нахождение в холодных окопах очень отличалось от расквартировки в уютных французских домиках. Своё решение Гитлер мотивировал тем, что таким образом будут сэкономлены военные силы. Надо просто подождать пока в городе начнётся голод. И помочь в этом, разрушая артиллерийским огнём продовольственные склады. Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался.

Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике. Этим не писаным правилам противоречило другое — немецкому командованию было запрещено принимать капитуляцию. Об этом говорит Никита Ламагин: «Капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении». Практически это означает, что продовольственным снабжением пусть и в самом минимальном количестве нескольких миллионов людей ложилось бы на немцев. А они сами уже прочувствовали, что значит доставка продовольствия по бескрайним российским просторам и малопригодным для этого дорогам. Профессор истории Ламагин продолжает: «Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнём, а затем и огнём на уничтожение».

И ведь такие попытки были. Спасавшиеся поодиночке люди приходили буквально в немецкие окопы. Их просто выталкивали обратно, чтоб возвращались туда, откуда пришли. Таков был приказ. Позиция Гитлера в этом вопросе была последовательной. Он собирался истребить славян, а сейчас представилась возможность это сделать. Тут на кону была уже не просто военная победа и раздел территорий.

Речь шла о продолжении существования миллионов людей. Ленинградская улица после окончания немецкого артобстрела С ходом времени неизбежно появление вопросов о том, можно ли было избежать тех ужасов, которые принесла блокада Ленинграда 1941-1943 годов. Сотни тысяч смертей среди мирного населения. Не от обстрелов, не от взрывов, а от медленно и мучительно пожирающего организм голода. Даже на фоне всех ужасов, происходивших в годы Великой Отечественной войны, эта страница истории продолжает потрясать воображение. Невероятно большая цена заплачена блокадниками за защиту Ленинграда во время блокады. Планы Гитлера не были известны широкой общественности.

И ленинградская героическая оборона так и останется по-настоящему героической. Но сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, доподлинно известно, что для жителей Ленинграда не было шансов во время вражеской блокады сохранить жизнь, просто сдав город и вверив себя милости победителя. Этому победителю не нужны были пленные. У немецких военачальников были недвусмысленные приказы сломить сопротивление, разрушая ударами артиллерии склады, водопроводные станции, силовые установки и источники электроснабжения. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные немецкими войсками Жизнь блокадного Ленинграда Советское руководство не считало нужным уведомлять граждан о реальной картине происходившего на фронте.

Другие тросы оборудовались тормозным парашютом, открывавшимся при столкновении с самолётом аэростат при этом отсоединялся.

Парашют создавал сопротивление, которое вдавливало трос в крыло, удерживало самолёт — и тот падал. Первый случай эффективной работы аэростата против фашистского самолёта на территории СССР зафиксирован недалеко от города Колпино, над Ижорским заводом. Немецкий бомбардировщик уже выходил из боя и летел на высоте около трёх километров, когда врезался во второй трос «тандема» — и потерпел катастрофу. Готовый к запуску аэростат заграждения перед Большим театром в Москве. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолётов противника. Возвращаясь к теме эффективности аэростатов в борьбе с крылатыми ракетами V-1 и V-2, стоит сказать, что аэростаты были последним рубежом обороны Лондона от ФАУ.

Суть в том, что зенитные орудия достаточно эффективно действовали против самолётов, но ФАУ были быстрее — и незаметнее. Да, запущено их было в сравнении с авиабомбардировками не так много, но разрушения они вызвали весьма ощутимые. А лондонские аэростаты, висящие над важнейшими объектами, да и просто над жилыми кварталами, приняли на себя 231 ракету V-1! Конечно, истребители и зенитные войска уничтожили гораздо больше ракет, нежели аэростаты, но каждая сбитая ракета — это спасённые жизни. Как ни странно, сегодня мы смело можем утверждать, что аэростаты заграждения могут остановить даже современную ракету типа «Томагавк» — либо приняв на себя часть удара, либо перерубив её тросом. Собственная масса троса и масса бомбы если таковая была — вот и всё.

Поэтому по объёму они были меньше аэростатов наблюдения и прочих «собратьев». Эффективнее было «развесить» большое количество малых аэростатов, нежели несколько больших. Максимальная высота подъёма равнялась 2500 метрам — именно поэтому использовались «многоэтажные» аэростаты, так называемые тандемы. Участок троса, укреплённый на земле, нёс на себе первый аэростат; к нему уже крепился новый участок троса, который держала следующая «подушка». Таким образом, потолок аэростатного заграждения можно было поднимать до 4500 метров! Перерубленный тросом фюзеляж ракеты V-1.

Уникальной конструкцией являлись два аэростатных поста типа «триплет», использовавшиеся над Ленинградом. Три невзаимозаменяемых аэростата, прицепленных последовательно друг к другу, позволяли поднять потолок до 6300 метров! К сожалению, подобный опыт был единственным, поскольку в то время не существовало антиобледенительных смазок — и это серьёзно мешало эффективной работе аэростатов. Помимо того, их было крайне сложно запускать и возвращать обратно на землю. Триплеты прослужили с октября 1941 по сентябрь 1942 года. Ввиду несовершенства конструкции ракета V-1 была скорее оружием устрашения, чем реальной угрозой.

В Англии основным аэростатом заграждения времён Второй мировой войны был MK-VII, разработанный в 1938 году на базе наблюдательного аэростата. В целом одна дивизия ПВО могла прикрыть аэростатами заграждения до 75 км2. Например, в Ленинграде в первые же дни войны было развёрнуто 328 постов аэростатов заграждения, объединённых в три полка. Этого хватало для покрытия почти всего города, а заодно территории Финского залива и Кронштадта. Пост состоял из 12 военнослужащих: 10 рядовых, командир и моторист. Обычно на попечении поста был один или два аэростата.

На посту хранили около 500 м3 водорода в тонких оболочках: расходы были огромными, ведь даже в случае, когда аэростат не получал «травм», раз в месяц газ в нём нужно было полностью заменять. Транспортировка газа для аэростата в мягкой полости. Английские войска вернулись к аэростатам заграждения в 1936 году — когда война ещё не началась, но ситуация уже накалялась. Были разработаны планы и стратегия использования АЗ для обороны Лондона, если таковая потребуется.

Монтируют растяжки, консоли и баннеры исключительно ночью, чтобы не создавать проблем для движения транспорта.

Ведь большая часть композиций размещается или по краям проспектов и улиц, или прямо над магистралями. Первым адресом нашего ночного объезда стал Невский проспект. В ста метрах от Литейного посредине Невского монтировали подвесную тросовую композицию. Над ними размещают фанерную фигуру, имитирующую заградительные аэростаты, которые защищали город в годы блокады с воздуха. На Невском проспекте будет пять таких композиций плюс растяжки, баннеры, плакаты и праздничные флаги, - сообщил Андрей Чистяков, директор учреждения «Городской центр рекламы и праздничного оформления».

Растяжки с изображением разорванного блокадного кольца со словами «1941 - 1944. Чуть ближе к площади Восстания, у улицы Маяковского, бригада оформителей монтирует на опоре фонаря трехметровый баннер с датой «27 января 1944 года» и орденом города-героя, которого удостоен Ленинград. Статья по теме: Стала известна программа празднования Дня снятия блокады Ленинграда - Задача сложная и ответственная: за пять дней провести оформление города к такой важной для него дате. В каждой бригаде от 10 до 15 человек, трудимся в хорошем ритме, - рассказывает руководитель монтажных работ Евгений Мурин. Родители меня воспитывали в уважении и гордости за подвиги ленинградцев, так же сейчас я воспитываю своих детей.

Как отметил монтажник, оформлением города он занимается уже 17 лет из своих 36. Сейчас он руководитель, но в самых сложных операциях участвует лично, и не только из-за большого опыта.

Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой

Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения. В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка. Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту.

Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом.

Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток.

Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения.

Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С.

Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань. Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир.

Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность. Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ. В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада.

Первые аэростаты заграждения поднялись над Ленинградом в ночь с 23 не 24 июня, через день после объявления войны, но еще почти месяц бомбежек не было, лишь самолеты-разведчики противника на больших высотах появлялись над городом. Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля Они шли от перешейка, как раз на наши посты. Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание. Их встретил плотный огонь зенитной артиллерии Балтийского флота: четыре стервятника были сбиты.

Однако воздушные налеты усиливались день ото дня! К примеру, только 8 сентября 1941 года на Ленинград было сброшено 6327 зажигательных бомб, вызвавших 178 пожаров. Жарко было в небе Ленинграда, да и под ним тоже, Налеты, как правило, происходили ночью, В первую очередь фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город. А сами уходили в темноту.

Прожектора обшаривали пространство, ища цель. Когда удавалось ее поймать, то для надежности ее "подхватывали" еще два или три луча. И тут уж зенитчики били прицельно. Фашисты бомбили нас фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче, а иногда - для психологической обработки - с самолетов летели металлические бочки и листы железа, падавшие с неистовым воем.

Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон В еще большей мере они препятствовал" выполнению вражескими летчиками данных им заданий. Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты. Стремились сделать это внезапно: с рассветом в небе появлялась пара истребителей "Ме-109". Они двигались вдоль граничной линии заграждения, ведя прицельный огонь по аэростатам зажигательными снарядами.

Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение "небо в огне" становилось отнюдь не метафорой. Посты AЗ были бессильны противодействовать истребителям... Нужно было как-то проучить фрицев. Своим трудом, своей службой мы обеспечивали боевые действия зенитной артиллерии и истребительной авиации - теперь им предстояло помочь нам.

Немецкая авиация на Ленинградском фронте действовала, как правило, весьма методично, я бы сказал, догматически методично. Тактика менялась лишь тогда, когда что-то или кто-то заставлял фашистов менять ее. Было решено организовать артиллерийскую засаду. Зенитчики отлично справились со своим делом - за короткое время сбили три охотника за аэростатами, один из летчиков был взят в плен.

Безнаказанное уничтожение аэростатов прекратилось. Были, конечно, потери и позже, но, так сказать, баш на баш. Как только противник прорывался в воздушное пространство над городом а это было, как правило, ночью , в небо Ленинграда взлетали осветительные ракеты. Они не только демаскировали затемненный город, но и наводили вражеских пилотов на конкретные цели.

Часто ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где был штаб фронта, на Смольный, где было сосредоточено партийное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, на сосредоточение кораблей Балтийского флота, на склады и т. Это действовали диверсанты. В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов, пустых подвалов. Их-то и использовали диверсанты.

Для борьбы с ними существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось. Офицерам полков AЗ приходилось заниматься и борьбой с диверсантами - по ночам прочесывали участки вокруг постов. Находившиеся на вооружении до 1942 г.

Высота подъема привязного аэростата зависит от многих факторов, в том числе от чистоты водорода и от состояния атмосферы температуры и давления на земле и на высотах, вероятности обледенения и т. При неблагоприятных погодных условиях потолок аэростатов снижался почти на треть. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета.

Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина Мы учили командиров постов регулировать такелаж, уточняя центровку аэростата, с тем, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и увеличить высоту подъема.

Огонь следовало вести мощно, массированно и регулярно. Беречь город никто не собирался. Его участь была предрешена. Передвижение немецких солдат под блокадным Ленинградом В целом, такое положение не противоречило некой существующей военной этике. Этим не писаным правилам противоречило другое — немецкому командованию было запрещено принимать капитуляцию. Об этом говорит Никита Ламагин: «Капитуляция как военный акт возлагала бы на нацистское руководство необходимость думать о гражданском населении». Практически это означает, что продовольственным снабжением пусть и в самом минимальном количестве нескольких миллионов людей ложилось бы на немцев. А они сами уже прочувствовали, что значит доставка продовольствия по бескрайним российским просторам и малопригодным для этого дорогам.

Профессор истории Ламагин продолжает: «Более того, любые попытки прорыва из города, будь то женщин, стариков или детей, должны были предупреждаться, сначала заградительным огнём, а затем и огнём на уничтожение». И ведь такие попытки были. Спасавшиеся поодиночке люди приходили буквально в немецкие окопы. Их просто выталкивали обратно, чтоб возвращались туда, откуда пришли. Таков был приказ. Позиция Гитлера в этом вопросе была последовательной. Он собирался истребить славян, а сейчас представилась возможность это сделать. Тут на кону была уже не просто военная победа и раздел территорий. Речь шла о продолжении существования миллионов людей. Ленинградская улица после окончания немецкого артобстрела С ходом времени неизбежно появление вопросов о том, можно ли было избежать тех ужасов, которые принесла блокада Ленинграда 1941-1943 годов.

Сотни тысяч смертей среди мирного населения. Не от обстрелов, не от взрывов, а от медленно и мучительно пожирающего организм голода. Даже на фоне всех ужасов, происходивших в годы Великой Отечественной войны, эта страница истории продолжает потрясать воображение. Невероятно большая цена заплачена блокадниками за защиту Ленинграда во время блокады. Планы Гитлера не были известны широкой общественности. И ленинградская героическая оборона так и останется по-настоящему героической. Но сегодня, имея документы и свидетельства очевидцев, доподлинно известно, что для жителей Ленинграда не было шансов во время вражеской блокады сохранить жизнь, просто сдав город и вверив себя милости победителя. Этому победителю не нужны были пленные. У немецких военачальников были недвусмысленные приказы сломить сопротивление, разрушая ударами артиллерии склады, водопроводные станции, силовые установки и источники электроснабжения. Жители Ленинграда покидают свои дома, разрушенные немецкими войсками Жизнь блокадного Ленинграда Советское руководство не считало нужным уведомлять граждан о реальной картине происходившего на фронте.

Информация о ходе войны кратко сообщалась, но чаще всего сведения были эпизодические и неполные. А неведение порождает тревогу и страх. К тому же, вскоре бои стали идти совсем близко. В городе появлялись люди с фронта, которые могли из первых уст передать новости. И такие люди приходили не десятками, а тысячами. Вскоре с прилавков пропали продукты. Поиски пропитания становились главной задачей горожан. Чем хуже становилась ситуация на фронте, тем более мрачные настроения витали в городе. Дело было не просто в том, что город окружали войска. Жертвой вражеской агрессии становились многие города Советского Союза.

Существовала опасность того, что немцы захватят Ленинград. И это не могло не пугать. Но общую картину оформляли другие тона. Ведь ровно столько, сколько длилась блокада г. Ленинграда, существовал дефицит продуктов. Через некоторое время прекратилась подача электричества в жилые дома, а вскоре вышли из строя и водопровод с канализацией. Кроме того, что это было тяжело физически, создавшаяся ситуация очень угнетала психологически. Один из историков-исследователей очень метко охарактеризовал состояние людей, выражением «разрыв ткани жизни». Привычный уклад жизни был полностью нарушен. Город постоянно бомбили.

Кроме того приходилось трудиться ещё больше, чем в мирное время. И всё это на фоне хронического недоедания. Голод в Ленинграде И всё-таки город жил.

Наталья Романова, пресс-секретарь городского центра размещения рекламы: «Их располагали в шахматном порядке, между ними натягивали трос, на который вешались мины. При столкновении с ними вражеские самолеты взрывались». Ровно в 9 часов утра на стрелке Васильевского острова зажгли факелы на Ростральных колоннах. Таким образом был дан старт официальным торжествам по случаю 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики, работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» это не выдумка, заметки об этом сохранились в архиве изобретателя. Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Стравливая «грязный водород» в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу! Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Значит, именно водород призван помочь Ленинграду, которому именно сейчас необходим «уголь грядущих веков». Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным.

Забытые герои | Водородный лейтенант

Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Международный фестиваль аэростатов в Ленинграде. Проходил с 23 по 27 мая 1990 года. Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий