Трое исследователей выиграли приз в размере 700 тысяч долларов за использование искусственного интеллекта (ИИ) для чтения древнего свитка из города Геркуланум возрастом. Ученые из Австрии случайно обнаружили скрытый текст, который был спрятан более 1 500 лет назад под другим разделом древнего Евангелия от Матфея.
Искусственный интеллект начал расшифровывать древний свиток, сожженный извержением Везувия
В Саккаре впервые за 100 лет нашли 16-метровый древний папирус с заклинаниями из Книги мертвых. Свиток реконструировали в лаборатории Египетского музея в Тахрире, сообщил. 2 ноября 2022 года в Bethesda Game Studios прошло мероприятие Scrolls Ceremony, на котором руководство студии наградило сотрудников «настоящими древними свитками». Всё о The Elder Scrolls 6: когда выйдет, где будут происходить события игры, главные новости о TES 6 и планы разработчиков после релиза.
ИИ расшифровал древний свиток, пострадавший при извержении Везувия в I веке
После сканирования, копии были отправлены профессору Бренту Силзу из университета Кентукки, который разработал программное обеспечение, позволяющее виртуально «развернуть» обугленный лист. На расшифровку у ученых ушел год. Представленный текст оказался отрывком из начала самой древней библейской ветхозаветной книги Левит», — рассказали в министерстве.
Он содержит Тору, книгу Невиим Пророки и книгу Ктувим Писания и служит эталоном для современных изданий. Например, Танах, который получают в день принесения присяги солдаты Армии обороны Израиля если, конечно, они не христиане и не мусульмане , выпущен как раз на основе Ленинградского кодекса. Дамасское Пятикнижие Когда было записано: около 1000 года Где хранится: Национальная библиотека Израиля Содержание: почти все пять книг Торы, но некоторых кусочков не хватает Манускрипт получил своё название в честь еврейской общины в Дамаске, где свиток хранился до 1915 года, пока не попал к Давиду Соломону Сассуну, известному коллекционеру, библиофилу и члену древнего сефардского семейства знаменитый парикмахер Видал Сассун из той же семьи.
В свитке проставлены огласовки и акцентные знаки, а ещё полно ценных примечаний. В 1975 году его выкупила Национальная библиотека Израиля. Тора сохранилась почти полностью. Кодекс Алеппо многие годы считался самой полной рукописью Танаха, но хранился он в Сирии — и в 1947 году был частично уничтожен. Сначала думали, что манускрипт погиб полностью, но в 1958 году сохранившиеся 295 страниц удалось вывезти в Иерусалим.
Специалисты до сих пор спорят о том, куда делись недостающие страницы, — есть версия, что их сожгли, но на сохранившихся фрагментах следов огня нет. И вот поди разберись, что там было на самом деле.
Итак, чтобы понять о чём я говорю, давайте рассмотрим один небольшой эпизод из истории Скайрима. Думаю, что многие из тех, кто играл в пятую часть Свитков, могли натыкаться на квест связанный с возобновлением старинной традиции сжигания чучела короля Олафа в Солитьюде. История сего праздника уходит своими корнями ещё в Первую Эру события Скайрима, я напомню, разворачиваются в 201-м году Четвёртой , и в своей основе отражает нелюбовь холда Хаафингар к верховному королю всех земель Скайрима, Олафу Одноглазому, который сам происходил из Вайтрана. Вкратце о жизни Олафа. Когда, в 369 году Первой Эры, Дикая Охота прервала жизнь последнего из династии Исграморовичей, вполне логично, возник вопрос о престолонаследии, что, как это часто и бывает, привело к междоусобной войне, которая, продлилась немного-немало более полувека. Более того, как известно, беда не приходит одна, правда на этот раз, в придачу к Войне, вместо Чумы, Голода и Смерти, на Скайрим напал дракон Нуминекс и начал окончательно опустошать и без того разорённые земли самой северной провинции Тамриэля. Собственно, Драконий Предел в Вайтране и предназначен для содержания того самого Нуминекса. Столь значимое деяние Олафа не прошло незамеченным, и, в конечном итоге, тот был избран Верховным Королём, на местном тинге, или сейме, или что там у нордов.
Олаф — король-драконоборец. Характер суровый, нордический. Как Вы могли заметить, я специально избегаю всяческих подробностей, связанных с самой поимкой Олафом дракона, поскольку, в самой игре, все обстоятельства данного события остаются не совсем ясны. А теперь, внезапно, из первой эры, переместимся более чем на 4000 лет вперёд, а именно в 201 год четвёртой, собственно, в момент, когда разворачиваются события пятой части Свитков. Итак, в самой игре, разработчики почти никак не ограничивают игрока, позволяя одновременно быть и самым умным, и сильным, и красивым, и главой всех организаций. Но, давайте представим, что перед нами, разворачиваются разные истории, разных героев. То есть, вообразите, что неизвестный беглец, неудачно попавшийся легионерам, при попытке пересечь границу, оказался героем древних легенд — Довакином, а в это же время, в Солитьюде некий молодой повеса, решает вступить на путь изучения изящной словесности и присоединиться к коллегии бардов. Не буду пересказывать здесь все злоключения этих двух особ, нас интересуют только некоторые эпизоды из их биографий. Итак, защитник Скайрима, герой с драконьей душой, за время своих странствий несколько раз успеет побывать в Драконьем Пределе, бывшем жилище Олафа Одноглазого и узилище Нуминекса. Также, в самом замке можно наблюдать голову дракона, выставленную не стене, которая, по легенде, является головой того самого Нуминекса.
Более того, Драконорождённому предстоит и самому воспользоваться устройством для поимки и удержания дракона. Ну, а чуть позже ему предоставиться возможность, даже встретиться с самим духом Олафа, обитающим в Совнгарде, местном аналоге Валгаллы, области Этериуса, где обитают только храбрые и достойные норды. И что же мы могли бы узнать, если бы выдалась возможность расспросить самого Довакина, о его мнение насчёт легенд об Олафе, как, в некотором роде очевидца? То тот конечно же, подтвердит, что всё сказанное в них сущая правда. Олаф в Совнгарде. Однако, вспомним, как говорится, ту самую поговорку про наличие аверсов и реверсов у денежных знаков или как там она звучит? Итак, в это же время, некий кандидат на вступление в коллегию бардов, в качестве экзамена должен отправиться в подземелье полное агрессивной нежити всё же, у нордов довольно суровые требования приёмной комиссии. Притом, это не просто какое-то обычное подземелье, а место захоронения того самого короля Олафа, а также, по стечению обстоятельств, и его самого ярого ненавистника — барда Свакнира. По заданию, кандидату предстоит добыть оригинал некогда утерянной «Песни о Короле Олафе», поэму того самого Свакнира, в которой представлен альтернативный взгляд на всю историю с Олафом и драконом. Более того, в процессе поиска литературного «шедевра», искатели приключений встретится и сам дух почившего поэта, а также будущему и бывшему бардам предстоит вместе сразиться с ожившим трупом самого Олафа.
К сожалению, найти полный текст поэмы у кандидата не получится, поэтому, до приемлемого результата, бардам придётся «Песнь» доводить уже самим, в итоге, может получится что-то очень своеобразное. И что же, сможет рассказать член коллегии бардов, если его расспросить обо всей этой истории с Олафом, Нуминексом и Свакниром?
Сегодня рассказываем вам о девяти самых старых свитках Торы и о том, какие удивительные совпадения и комичные случаи связаны с некоторыми из них Болонский свиток Когда был записан: в период с 1155 по 1225 год Где хранится: Болонский университет, Италия Содержание: все книги Торы В истории этой находки не обошлось без кринжа. Оказалось, что свиток больше ста лет просто так провалялся в университетской библиотеке! Потому что библиотекарь, работавший там в 1880-х, не узнал древнееврейский и решил, что кто-то просто «запорол» Писание на итальянском. Называется, спасибо, что не выкинули. Ленинградский кодекс Когда был записан: 1009 год Где хранится: Российская государственная библиотека, Санкт-Петербург Содержание: Танах полностью Ленинградский кодекс был записан в Каире и обнаружен в середине XIX века российским археологом Авраамом Фирковичем — после его смерти манускрипт попал в Императорскую библиотеку в Петербурге. Сегодня Ленинградский кодекс официально признан старейшим полным манускриптом Танаха в мире. Он содержит Тору, книгу Невиим Пророки и книгу Ктувим Писания и служит эталоном для современных изданий.
Например, Танах, который получают в день принесения присяги солдаты Армии обороны Израиля если, конечно, они не христиане и не мусульмане , выпущен как раз на основе Ленинградского кодекса. Дамасское Пятикнижие Когда было записано: около 1000 года Где хранится: Национальная библиотека Израиля Содержание: почти все пять книг Торы, но некоторых кусочков не хватает Манускрипт получил своё название в честь еврейской общины в Дамаске, где свиток хранился до 1915 года, пока не попал к Давиду Соломону Сассуну, известному коллекционеру, библиофилу и члену древнего сефардского семейства знаменитый парикмахер Видал Сассун из той же семьи. В свитке проставлены огласовки и акцентные знаки, а ещё полно ценных примечаний.
Созданный тысячу лет назад бумажный свиток продали за $59 млн на аукционе в Китае
После сканирования, копии были отправлены профессору Бренту Силзу из университета Кентукки, который разработал программное обеспечение, позволяющее виртуально «развернуть» обугленный лист. На расшифровку у ученых ушел год. Представленный текст оказался отрывком из начала самой древней библейской ветхозаветной книги Левит», — рассказали в министерстве.
Например, подозреваю, всем известно, что суровые спартанцы сбрасывали бракованных младенцев со скалы. Только это всего лишь миф, не получивший своего подтверждения, да в древних текстах упоминается подобная практика, но вот только загвоздка в том, что все эти упоминания происходят из тексов афинских историков, которые к спартанцам относились, мягко говоря, без особой любви.
А опровергнуть этот миф помогла, конечно же, археология и антропология. И вот теперь позвольте от письменных источников, перейти к другому, типу, более любимому мной, материальным. Суровые спартанцы оказались чуть менее суровы, чем все представляли. Как уже говорил выше, историческими источниками являются не только нарративные, в той или иной форме, но в нашем случае ими ещё могут выступать и сами предметы.
Итак, позвольте продемонстрировать то, чем сейчас на самом деле занимается историческая наука, по большей части, в тех её разделах, которые занимаются изучением периодов, по которым осталось не так уж много документов и прочих текстов. На основании тех самых бардовских текстов, упомянутых в книге «Олаф и дракон», рассказывающих о том, что Олафу удалось пленить Нуминекса, только по тому, что крылатый ящер был уже преклонного возраста и настолько одряхлевшим, что просто уже не мог сопротивляться ярлу Вайтрана, возможно вывести рабочую гипотезу. Но, если задействовать наши естественнонаучные познания, то придётся вспомнить о том, что драконы, являясь потомками никого иного, как самого верховного бога большинства пантеонов Акатоша, могут стареть только в ментальном и эмоциональном плане, но никак не физически. Соответственно, гипотеза о немощности Нуминекса отпадает сама собой.
Верховный бог-дракон Акатош. До пятой части, норды воспринимали Акатоша-Алдуина, как одного бога. Вообще, простите за такое отступление, современные исторические исследования во многом уже представляют собой нечто, только отдалённо напоминающее то, что большинство представляет себе, когда речь заходит о такой «гуманитарной» науке, как история. Например, если допустить, что какие-то гипотетические будущие историки Тамриэля, действительно бы занялись данной проблемой, то немаловажное место в её изучении занимал бы вопрос о процентном содержании примесей железа в керамическом тесте горшков из могилы Олафа Одноглазого.
Ну, и конечно же, не стоит забывать про самую зрелищную часть исследований, а именно экспериментальную археологию. Ведь в каком-то смысле, то, что совершил Довакин, напомню, в присутствии исследователя, занимающегося драконами, когда поймал Одавинга в ловушку Драконьего Предела, можно считать ни чем иным, как эмпирическим доказательством смой возможности подобной поимки дракона. Ну и ещё, к самой игре это не имеет отношения, поскольку нам, как игроками, и так уже это известно, но об одном моменте не могу не упомянуть. О том, что, также, к историческим источникам, в данном вопросе, можно отнести и останки самих Олафа и Нуминекса, которые, по крайней мере, подтверждают, что такие личности когда-то существовали.
Также, на основе костяков, специалисты могут сделать множество неочевидных заключений, но подобном развитии науки в самих играх не упоминали, поэтому, пожалуй, обойдём этот вопрос. Итак, после все, что было сказано выше, к какому же заключению можно прийти? Во многом, гипотезы, ставящие под сомнение правдоподобность самой распространённой версии событий схватки Олафа и Нуминекса, показали свою несостоятельность. Однако, при этом, и реальность некоторых моментов из легенды подтвердить, за неимением дынных, не получится.
Например, так и остаётся загадкой, действительно ли будущий Верховный Король в одиночку вышел на битву с драконом. Сам Свакнир, хоть и мотивы его действий остаются загадкой, несмотря на то что был довольно отважным нордом, чтобы вступить в конфликт с Олафом, и претерпеть от того, всё же был ангажирован, и многие события, в его пересказе, подверглись искажению. Какой же вывод можно сделать из всего того, о чём говорилось выше? На самом деле, если иметь ввиду Олафа, Нуминекса и Свакнира, то никакого.
Да, удалось восстановить часть всех тех событий времён Войны Престолонаследия. Но, настоящий исследователь, памятуя о принципе историзма, не должен выносить оценочное суждение насчёт тех или иных личностей. Однако, если Вы ещё не забыли, на повестке дня, изначально, стоял вообще другой вопрос, ведь весь этот разговор о мёртвых ярлах и драконах начинался с рассуждений о лоре Древних Свитков, как таковом. Практически, ни у одного божества Тамриэля не существует единственно верного аспекта или трактовки.
У нас есть несколько источников, которые, сообщают нам, во многом, противоречивые версии. Если предположить, что две известных в Скайриме личности, оставили нам тем или иным образом свои воспоминания, с помощью мемуаров собственного сочинения или же в пересказе других, то тогда можно задать такой вопрос: «А кто из них лжёт, относительной той истории с Олафом и драконом? Из-за чего, у нас, при изучении данного вопроса не может не возникнуть парадоксальная ситуация, по крайней мере, на первый взгляд. Однако, что же нам поможет разрешить эту проблему? Конечно же наука, а именно история. Только вот давайте, для начала, определимся, что же, собственно, представляет собой история. Итак, по мнению, если не большинства, то многих, знакомых с данной дисциплиной только по школьному курсу, история представляет собой простое излагание некоторых событий.
Но как, Вы могли заметить, что при таком подходе, нам не избежать ошибок и неточностей в изучении всей этой ситуации с Олафом. Но, как, возможно, многим из вас известно, в исторической науке не существует прямого прочтения источников, а при наличии нескольких, исследователь должен критически подходить к материалам и пользоваться методом сличения. Но, сейчас я задам Вам вопрос, ответ на который может быть несколько не очевиден. А что в нашем случае является историческим источником? Итак, что мы имеем? В данном случае, я допущу от себя некоторую вольность и позволю себе задействовать и те вещи, о которых напрямую не говорится в игре, но, видимо, подразумевается У нас есть, видимо, какие-то летописи или анналы, или же просто народные предания, из которых известна самая распространённая версия истории об Олафе и Нуминексе о народных сказаниях упоминает книга Адонато Леотелли, о которой будет чуть дальше по тексту , некоторые бардовские сочинения с критических взглядом на эту историю, о которых упоминает всё та же книга Леотелли, изначальный, неполный, вариант «Песни о Короле Олафе» Свакнира, изменённый современными сказителями вариант «Песни» и, собственно, та самая книга Адонато Леотелли «Олаф и Дракон», в которой приведены все версии этой легенды, с критическим разбором каждой, а также будем считать с ссылками на сами предания и литературные труды. Работа с источниками.
И на, самом деле, историческими источниками, в данном случае, можно считать абсолютно всё: и фольклорные сказания об Олафе, и бардовские сочинения о нём же, и, даже, обе версии «Песни о Короле Олафе». Более того, в этом случае, историческими источниками также являются: сам курган Олафа, замок Драконий Предел, останки Нуминекса. В общем, практически всё, что связанно с этой историей, кроме книги Адонато Леотелло «Олаф и дракон». Да, насколько бы странным, это бы не казалось на первый взгляд, но научные труды хотя по современным меркам, книга больше тянет на эссе, но это можно считать игровой условностью не могут сами по себе является историческим источником. Несмотря на то, что практически все вышеупомянутые версии событий Войны Престолонаследия несут в себе неточности, искажения и прямые манипуляции, именно на них и следует в первую очередь полагаться исследователю, при изучении данного вопроса. Тогда, не может не возникнуть вопроса: «Но если все известные нам сведения о битве Олафа и Нуминекса, настолько искажены, то как из них можно получить подлинную картину событий? Не стоит забывать, о такой вещи, как правильная работа с источниками.
Помимо и так понятного критического подхода к любым сведениям, существует, уже упомянутый выше, метод исследования, как сличение источников, следую которому, при изучении того или иного события, неприемлемы никакие выводы, основанные только на одной версии событий. Однако, думаю, это и так понятно большинству из вас. Но, тут, у некоторых, не может не возникнуть закономерного вопроса. Даже если критически оценивать письменные источники, то какие выводу могут получиться, при изучении «Песни Короля Олафа», не только вносящей разлад в трактовку всей этой истории, но и значительно «доработанную» благодарными потомками? Давайте для начала разберёмся с, так сказать, расширенной версией. Итак, даже после беглого ознакомления с «Песней», становится заметно, что отдельные её фрагменты сильно отличаются друг от друга серьёзно, когда подделываешь поэму, то стоит хотя бы соблюдать размер стиха , но и надо помнить, что подобные вещи, всегда и сами являются объектом исследования. Поэтому, любой анализ текста сможет выявить, что в поэме присутствуют гораздо более поздние фрагменты, которые сами по себе хоть и тоже являются историческим источником, но уже связанным с совершенно другим временным промежутком, который нас не сильно интересует.
Вообще при изучении подобных нарративных источников в том числе и мемуаров , всегда надо помнить о возможной ангажированности тех или иных персонажей, как известно личный фактор никто не отменял. Например, подозреваю, всем известно, что суровые спартанцы сбрасывали бракованных младенцев со скалы.
Поддержанный инвесторами из Кремниевой долины, конкурс предлагает денежные призы исследователям, которые извлекут разборчивые слова из обугленных свитков. С тех пор исследователи обнаружили еще несколько букв из древнего свитка. Чтобы запустить этот проект, профессор Силз и его команда опубликовали тысячи трехмерных рентгеновских снимков двух свернутых свитков и трех фрагментов папируса. Они также выпустили программу искусственного интеллекта, которую они обучили читать буквы в свитках, основываясь на тонких изменениях, которые древние чернила вносили в структуру папируса. Нераспечатанные свитки принадлежат к коллекции Института Франции в Париже и являются одними из сотен, найденных в библиотеке на вилле, предположительно принадлежавшей высокопоставленному римскому государственному деятелю, возможно, Луцию Кальпурнию Пизону Цезонину, тестю Юлия Цезаря.
Фарритор, который первым нашел это слово, выигрывает 40 000 долларов, а Нейдер выигрывает 10 000 долларов.
Ученые смогли с помощью ИИ прочесть древние свитки, пострадавшие при извержении Везувия
Во время церемонии разработчикам вручили памятные древние свитки в стиле The Elder Scrolls. Студенты смогли расшифровать старинный свиток, который практически сгорел во время извержения Везувия в 79 году нашей эры. Древний свиток Торы, которому более 200 лет, был бережно отреставрирован и обновлен, а затем торжественно представлен в Большой синагоге Сибирской еврейской общины Иркутска.
Утерянный в XIX в. библейский свиток мог быть старше всех известных рукописей Мёртвого моря
античность древний свиток извержение вулкана искуственный интеллект ученые США. «Израильтяне», находившиеся в Турции под видом спасателей, выкрали древнюю библейскую рукопись – свиток Эстер (книга Эсфирь), являющуюся одной из частей Ветхого Завета и Торы. Искусственный интеллект расшифровывает древний свиток, сожженный Везувием.
Утерянный в XIX в. библейский свиток мог быть старше всех известных рукописей Мёртвого моря
Оригиналы свитков находятся в Институте Франции в Париже. Их нашли ученые в библиотеке виллы, которая могла принадлежать высокопоставленному римскому политику Луцию Кальпурнию Пизону Цезонину. Он приходился тестем Юлию Цезарю.
Доктор Федерика Николарди, папиролог из Неаполитанского университета Федерико II, сообщает, что три строки свитка, содержащие до 10 букв, уже удалось прочитать, и ожидается, что скоро будут раскрыты новые участки текста. Свежие находки дают надежду на обнаружение как минимум четырех колонок текста. Слово "пурпур" скрывает в себе гораздо более глубокий смысл, чем простое его определение. Оно открывает новые перспективы для понимания содержания этой древней книги и намекает на различные темы, которые она могла затрагивать: Плиний Старший в своей "Естественной истории" исследует производство тирийского пурпура из моллюсков, а Евангелие от Марка описывает события, связанные с одеждой Иисуса в пурпур.
В 79 году нашей эры катастрофа уничтожила римский город Геркуланум, включая огромную библиотеку, где находились тысячи документов.
Использование современных компьютерных технологий позволило расшифровать слова в одном из обугленных текстов, пролив свет на содержание, сообщает The Guardian. Об открытии рассказал журналистам профессор Брент Силс из Университета Кентукки.
И хотя шестые «Свитки» анонсировали аж в 2018 году, достоверно об игре ничего неизвестно. Аккурат перед новым годом в официальном аккаунте серии появилась карта, которую фанаты уже подробно разобрали, и нашли в ней много интересного.