Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. «В связи с выходом из строя навигационной системы лунохода при посадке экипажу лунохода пришлось ориентироваться по окружающей обстановке и Солнцу. Как Советский Союз совершил посадку на Луне.
Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
После выполнения программы луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса 3 месяца. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ [8]. Последний успешный сеанс связи состоялся 14 сентября 1971 в 13:05 по всемирному времени, на этот момент было отмечено неожиданное уменьшение давления в гермообъёме корпуса [2]. К сентябрю 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла — к этому времени его тепловыделение упало более чем в 4 раза по сравнению с моментом посадки. Максимальная длительность непрерывного движения на первой передаче составляла 50 секунд, на второй — 9 секунд. При прямолинейном движении луноход отработал около 2450 команд управления движением на первой передаче и только одну команду — на второй. Было выполнено 1175 команд поворота на месте повороты в движении не выполнялись и около 3650 команд «стоп».
Основными причинами таких ситуаций были признаны ошибки в определении размеров и расстояний до препятствий, а также потеря ориентировки на местности. Это объясняется неблагоприятными условиями освещённости при высоком Солнце, поэтому в такие периоды обычно проводились работы, не требующие интенсивного движения зарядка аккумулятора, исследование свойств грунта и т. Луноход передал на Землю более 20 000 изображений, 206 панорам, 25 рентгеновских анализов состава грунта, более 500 результатов физико-механических тестов грунта с помощью пенетрометра [2]. В марте 2010 года «Луноход-1» был найден исследователями на снимках зонда LRO [прим 3] [10]. Один из разработчиков советской лунной программы Михаил Маров по этому поводу сообщил, что координаты обоих «Луноходов» никогда не терялись [17]. Пройденный Луноходом-1 путь по лунным дням [18] Лунный день.
Благодаря им, на борту второго лунохода производилось до 1 кВт мощности. Кроме того, атомное топливо, имевшееся на борту "Лунохода-2" использовалось для обогрева аппарата во время длительной лунной ночи, составляющей, бе малого 14 дней, что очень долго, а значит, сложная аппаратура могла бы за это время, попросту, замерзнуть. Ну и теперь, вернемся с Луны на Землю. Тут имеется ввиду то, что "Луноходом-2", как и "Луноходом-1" управлял целый экипаж, находящийся на Земле. Численность экипажа составляла 5 человек. Взято из открытых источников Управление аппаратом осуществлялось через специальное оборудование, имевшее большое количество кнопок. Наблюдение за ходом аппарата и окружающей обстановкой, шло с помощью трех телекамер, одна из которых была установлена на специальной выносной башне, примерно так же, как это сделано на американских марсоходах в наше время. Данные установленные телекамеры были высоко разрешения и могли передавать изображения с разной скоростью: один кадр за 3,2, 5,7, 10,9 или 21,1 секунду. Также, для полного комплекта, так сказать, на "Луноходе-2" были установлены четыре фотокамеры, которые позволяли экипажу аппарата делать фотоснимки поверхности Луны. Единственным минусом, по мнению автора данного материала, было то, что установленные фотокамеры могли производить фотографии только в черно-белом формате. Панорама лунной поверхности, сделанная "Луноходом-2". Взято из открытых источников Если Вам понравилась статья - поставьте лайк.
Полвека назад начал работу Луноход-1 Нынешний год исключительно богат на 50-летние юбилеи выдающихся достижений отечественной космонавтики. ФОТО Википедия Все эти три достижения объединяет единый класс объектов автоматические космические аппараты , а также единая категория событий впервые в мире. А уж пример Лунохода-1, полвека назад доказавшего возможность движения по внеземным территориям и высокую эффективность мобильных лабораторий, получил мощное международное развитие именно в XXI веке. Статья по теме: «Роскосмос» опубликовал документы к 50-летию полета станции «Луна-16» Китайские луноходы и американские марсоходы, несущие на борту все более совершенные приборы и оборудование, становятся научными инструментами долговременного, а то и постоянного пользования. В 2022 году планируется запуск европейского марсохода в рамках совместной российско-европейской программы ExoMars. Работают над аналогичными задачами в Индии и Израиле. Наличие последователей — главное практическое доказательство гениальности создателей лунного первопроходца, с которого начинается история мобильной космической робототехники. Сергей Павлович настойчиво искал возможных разработчиков лунного самоходного аппарата в собственном коллективе, обращался с предложениями выполнить проектные исследования в транспортные НИИ и КБ Москвы и Ленинграда. Головной институт танковой отрасли ныне это ВНИИТрансмаш, расположенный на территории Горелова был создан для сохранения достигнутого к концу войны превосходства советских танков. Здесь никогда не занимались космической техникой, но начальник отдела новых принципов движения Александр Кемурджиан, которому было поручено руководство новой темой, увидел в ней не временную, частную, а стратегическую государственную задачу: создать новое направление, сочетающее технологии и лучшие качества внедорожной транспортной и космической отраслей машиностроения. Кемурджиан сохранил функции главного конструктора самоходного шасси лунохода и тогда, когда Сергей Королев передал тематику автоматических космических аппаратов в ОКБ-301 Машзавода им.
Вплоть до создания некоего прицепа или тележки, которую луноход должен был тащить. Для проверки во время испытаний на Земле к луноходу приделали даже как-то целый автомобиль «Запорожец». Но, как известно, советская лунная программа ограничилась запуском автоматических станций, космонавтов на Луну мы так и не отправили. Тем не менее, экипажи у обоих наших луноходов были, самые настоящие, в которые входили водители, штурманы, бортинженеры, операторы наведения остонаправленной антенны ОНА. И тот факт, что находились эти экипажи на Земле, в Пункте управления луноходом ПУЛ недалеко от Симферополя, ни в малейшей степени не снижает научного подвига этих людей. Луноход можно сравнить с современной радиоуправляемой игрушкой. Пульт, джойстик, кнопочки — и командуй. Однако, нужно помнить, что оба лунохода двигались по совершенно новой, неизвестной никому из землян поверхности. Основная сложность была в том, что сигнал из-за гигантского расстояния в 400000 километров, отставал на 4 секунды. Кроме того, как вспоминает пилот лунхода-1 Вячеслав Довгань, из-за особенностей тогдашнего телевидения каждый кадр замирал на экране почти на 20 секунд. Но луноход все это время продолжал двигаться! Несмотря на все эти сложности, экипажи добились виртуозного владения лунным транспортом. И даже сделали своим дамам необычный подарок — 8 марта 1970 года нашли ровную площадку на лунной поверхности и написали колесами лунохода на ней огромную восьмерку. Вот удивятся будущие исследователи спутника Земли, когда обнаружат это чудо!
Эпоха советских луноходов
серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. «Луноход-2» — второй из серии советских лунных дистанционно управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. История лунной программы СССР и создания советских Луноходов.
Первый луноход: советский космический корабль "Луноход-1"
Всего Советский Союз удачно отправил на Луну три лунохода. На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет. На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. Луноход имеет восемь мотор–колес, каждое из которых является ведущим. Советский аппарат 8ЕЛ №203, более известный, как "Луноход-1" успешно работал на поверхности Луны с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года, то есть 10,5 земных месяцев.
Аппарат Луноход-1 отправился в путешествие по поверхности Луны.
Каркас каждого колеса — три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска — пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса — если вдруг заклинит при движении по Луне.
В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод — там выполняли балансировку и «спицевание» колес. Первая — вперед! Сообщалось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи ЦДКС с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности».
Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может. В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Система теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДСК, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем». Завеса тайны была приоткрыта — есть у лунохода водители.
Их многоступенчатый отбор и дальнейшее обучение навыкам вождения лунного «внедорожника» проходили в обстановке строжайшей секретности. Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа.
Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода.
А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись — и так девять-десять часов».
Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства... Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем.
В пилотируемой лунной экспедиции Н1-Л3, реализация которой с августа 1964 года становилась основной задачей советской космической программы, луноходам отводилась важная роль: им предстояло прилуниться раньше человека и разведать район посадки, а также осмотреть резервный экспедиционный корабль ЛК, который прибудет вослед. Кроме того, луноходы должны были служить посадочными радиомаяками, средством перемещения космонавтов и передавать на Землю телевизионные изображения высадки советского человека на Луну. Кемурджиан — заместитель директора — главный конструктор ВНИИтрансмаш по космической тематике. Источник Одной из «точек кипения» стал выбор движителя. Рассматривались разные варианты: шагающий, шнековый, гусеничный, колёсный.
Поскольку не было ясности ни в свойствах грунта, по которому предстояло двигаться, ни в особенностях рельефа местности на Луне, до последнего момента шел спор между колесом и гусеницей, причем предпочтение отдавалось последней. Это была группа первопроходцев, осмысливавших задание и соображавших, что надо сделать, чтобы его выполнить, — вспоминал Александр Леонович. С привлечением специалистов из других отделов вопрос был изучен, сделаны конструкторские проработки, проведены некоторые экспериментальные исследования и определены проблемы. Все это было доложено С. Первые действующие макеты шасси аппарата Л2, 1965 год: А с колесным движителем; Б с гусеничным движителем. Источник В 1965-1966 годах, как мы помним см. Последний отвечал за создание комплекса для доставки лунохода «объект Е-8» , а также — за проектирование собственно передвижного объекта.
ВНИИ-100 занимался самоходным шасси с блоком управления и системой безопасности движения. Полностью перекроен был и проект лунохода. Поскольку задача создать тележку, которая, с одной стороны, могла управляться дистанционно нужных по размеру компьютеров и хоть какого-нибудь искусственного интеллекта тогда не было , а с другой — в случае необходимости — возить космонавтов, оказалась неподъемной, на первом этапе решили обойтись «полностью беспилотным вариантом». Но даже не оставив в проекте средств жизнеобеспечения и сняв рычаги управления и подножки, коренным образом снизить массу лунохода не удалось — она только росла… «Луноход-1». Фото из архива НПО имени Лавочкина В самом начале разработки ВНИИ-100 продолжил углубленное изучение различных типов движителей, начатое предшественниками: «Пробовали мы и гусеничный, и шагающий, и другие варианты, — вспоминал Борис Гладких. У лунохода же последняя не превышала пару-тройку сотен ватт. К тому же разрыв гусеницы полностью обездвиживал аппарат, а починить ее было некому.
Выход же из строя одного колеса в многоколёсном шасси не был критичным. Важную роль в выборе движителя сыграла информация о физических свойствах лунного грунта, полученная в январе и декабре 1966 года «Луной-9» и «Луной-13». Возникла полная определенность, на каких тропинках оставит свои следы луноход: слой порошкообразного вещества «пыли» , который покрывал мелкие камушки «почвы», оказался очень тонок, что говорило о том, что со своей задачей неплохо справятся и колёса, а вот звенья гусеницы могли не выдержать воздействие мелкодисперсного абразива в условиях вакуума. Станция «Луна-13» определяла механические свойства лунного грунта. Фото из архива НПО имени Лавочкина В конечном итоге выбрали колёсное шасси, которое было легче и надёжнее, а также требовало для привода меньшую мощность, чем для вращения гусениц. Оставалось нужные колёса изготовить и испытать. Разработка, испытания и доводка шасси шли параллельно с эскизным проектированием Е-8.
Имитировать силу тяжести, которая на Луне вшестеро меньше земной, было сложно. Поэтому процесс взаимодействия модели колеса с лунным грунтом изучался на стенде с падающим контейнером. Затем к экспериментам подключили летающую лабораторию — самолёт Ту-104. Внутри пассажирского салона устроили грунтовый канал для изучения тяговых и сцепных характеристик колеса в условиях пониженной тяжести с учетом различных параметров конструкции. На полигоне построили стенд с системой разгрузки, которая имитировала лунную силу тяжести с точностью до процента. Но некоторые технические вопросы требовали не только наземной, но и космической отработки — их проводили на спутниках «Луна-11», «Луна-12» и, особенно тщательно, на «Луне-14». У специалистов, управляющих этими станциями, даже появилась шутка: «Пойдем, потрёмся!...
Схема полета и устройство станции «Луна-14». В верхней части его ширина достигала 215 см, тогда как в нижней он был заметно уже — около 160 см, благодаря чему внешне он напоминал огромный бак для кипячения белья, поставленный на колёса. Луноход состоял из герметичного приборного контейнера, в котором размещалась вся служебная аппаратура, и самоходного шасси. Контейнер имел форму усеченного конуса: большое верхнее основание служило радиатором для сброса тепла, к меньшему нижнему крепились элементы шасси. В рабочем положении крышка поднималась над задней частью аппарата, поворачиваясь электроприводом на шарнире и устанавливаясь под разным углом, располагаясь оптимально к Солнцу — в зависимости от его высоты над лунным горизонтом. Азимутальное наведение солнечной батареи обеспечивалось поворотами корпуса лунохода. Устройство «Лунохода-1».
Источник Надо сказать, что при проектировании лунохода кроме солнечных батарей рассматривались различные источники электроснабжения, в том числе двигатели внутреннего сгорания и турбогенераторы на однокомпонентном топливе или использующие солнечное тепло, топливные элементы и радиоизотопные термоэлектрогенераторы. Всё это было отвергнуто, в основном по причине отсутствия готовых технических решений требуемой размерности. Впрочем, радиоизотопный генератор всё же применили, но несколько в другом качестве: изначально луноход рассчитывался на работу в течение трех месяцев, за которые он должен был пережить три «лунных ночи», а каждая длилась две недели! За это время даже укутанный экранно-вакуумной изоляцией гермокорпус остывал до недопустимо низких температур, и довольно слабая электроника могла не запуститься «лунным утром». Поэтому было решено обогревать аппарат радиоизотопным источником: цилиндрическая «печка» с капсулой на основе полония-210 торчала снаружи сзади лунохода; днем она просто излучала избыточное тепло, а ночью сквозь нее циркулировал хладагент, отдавая тепло внутрь герметичного корпуса. В задней части луноходов находилась радиоизотопная «печка». Фото Н.
Источник Собственно шасси с шириной колеи 1600 мм состояло из восьми ведущих мотор-колес диаметр каждого по грунтозацепам — 510 мм, ширина 200 мм, колесная база — 170 мм.
На протяжении многих лет, ученые иногда посылали сигнал лазером вокруг последних известных его координат, надеясь на возвращение луча от отражателя. Но ответа не было, и они решили что вездеход попал в кратер или заехал под скалу, которая препятствует получению сигнала с Земли. Но ситуация изменилась в минувшие выходные, когда ученые вооруженные фотографиями с высоким разрешением, полученными с лунного разведывательного орбитального модуля NASA, отметку координат Лунохода-1. Используя 3,5 метровый телескоп в обсерватории Апач Пойнт, Нью-Мексико, Мерфи и его команда отправила лазерные импульсы в координаты вновь найденного Лунохода-1 и обнаружили ретрорефлектор в отличном состоянии.
Расстояние между отражателем Лунохода-1 и Землей было рассчитано с точностью до 1 см 0,4 дюйма.
В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов.
Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться?
Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются.
Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров.
Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы.
Неизвестные факты о советских луноходах
#СекретныеХроники«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела — Луны с 17 ноября 197. Последний луноход СССР. 16 января 1973 года в 01 час 35 минут «Луноход-2» был доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией «Луна-21». Холдинг «Российские космические системы» опубликовал рассекреченный отчет о лунной миссии СССР и полете автоматической станции «Луна-21» и аппарата «Луноход-2» в 1973 году.