Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) создавался в противовес Бреттон-Вудской системе. Гораздо важнее без оглядки на Запад продолжать строить и укреплять свои международные объединения, как это делал СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора. СЭВ — совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали почти все соц. страны Европы.
Совет экономической взаимопомощи
28 июня 1991 года Совет экономической взаимопомощи был расформирован. Изначально Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) задумывался руководством СССР как организация для экономической координации стран советского блока. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах.
Легендарный СЭВ: Как СССР спасал послевоенную Европу от полного краха
Очередную попытку создать единое хозяйство в нескольких "отдельно взятых странах" предприняли 55 лет назад, когда в январе 1949 года появился Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). 75 лет назад, 5 января 1949 года, на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Гораздо важнее без оглядки на Запад продолжать строить и укреплять свои международные объединения, как это делал СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и организации Варшавского договора.
Совет экономической взаимопомощи: какие уроки можно извлечь для евразийской интеграции
Об истории создания и работе Совета экономической взаимопомощи: от образования и знаменитого здания на Новом Арбате до политических игр расцвета СССР. 5 января 1949 г. принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи. Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году.
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ)
75 лет назад, 5 января 1949 года, на совещании руководителей социалистических стран в Софии было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических государств. Совет экономической взаимопомощи был создан в январе 1949 года представителями СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[3], эс-эв) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. СЭВ Совет экономической чем ответил СССР на создание ЕЕС. 5 января 1949 года создан СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).
Минфин: Чехия вышла из состава двух банков, созданных во времена Совета экономической взаимопомощи
Оно выглядит как развёрнутая книга, поэтому в народе получило прозвище «дома-книжки». Справа от главного корпуса расположен цилиндрический корпус конференц-зала, рассчитанного на 1000 мест. Здание конференц-зала украшено цветной мозаикой. Слева от главного корпуса расположен 11-этажный гостиничный комплекс «Мир».
Жаксылыков: пенсионное соглашение ЕАЭС обеспечит соцзащиту граждан и справедливость 20 декабря 2019, 21:53 Благодаря СЭВ была создана инфраструктурная сеть, связующая экономики стран-участниц, которая и сейчас широко используется во взаимных экономических связях России и других стран СНГ с Евросоюзом, да и между странами ЕС.
Сегодня действуют и нефтепровод "Дружба", и газопровод "Ямал — Европа", и Усть-Илимский целлюлозный завод, и многие другие объекты, возникшие в ходе социалистической интеграции и сохраняющие свое международное значение. Для стран СЭВ интеграция стала базой индустриализации, способствовала прогрессивным в то время изменениям в структурах их экономики. Она вызвала бурную урбанизацию и рост доходов населения во всех социалистических странах Восточной Европы. А самое главное, она способствовала росту человеческого капитала.
Это обстоятельство впоследствии сыграло важную роль в адаптации этих стран к условиям ЕС и вхождению в европейскую экономическую систему. Сильно различаются и механизмы. Но цели во многом совпадают. Какие уроки СЭВ можно извлечь для проекта евразийской интеграции?
Для интеграционного проекта чрезвычайно важна роль лидера. СССР с ролью лидера СЭВ не справился по причине консерватизма советского руководства, громадной инерционности его политической и экономической системы. В СЭВ институты, регулирующие взаимную торговлю и структурные изменения в национальных экономиках, благодаря плановой системе были в значительной мере синхронизированы.
В ноябре 1956 года на нем прошли предварительное тестирование первые "иностранцы": французский автобус Шоссон, венгерский Икарус и немецкий Бюссинг. Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л. За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли "ракетами". Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет.
Партии Икарусов-180 так называемая сочлененная модель, или «гармошка» стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны. В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» — всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон. Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой...
Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее — в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации — ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н. Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель — «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию. Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат — «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью — за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» — 415 и 284, но дальнейшего распространения несмотря на все свои достоинства они не получили. Мотоциклы JAWA. Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов.
Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации.
До начала девяностых годов в этом здании работал Секретариат Совета экономической взаимопомощи — СЭВ. Он был создан в 1949 году и ликвидирован в 1991 году. История отвела этому эксперименту менее пятидесяти лет. На пике развития страны СЭВ обеспечивали до тридцати процентов мирового промышленного производства.
66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 года была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран — членов СЭВ еще более углубилось. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975—1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления. Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением.
Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972—1974 годах страны — члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». Китай и Северная Корея не входили в число стран — членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной — в 1,7 раза и химической — в 2,2 раза.
Республики, Народной Респ. Цель создания СЭВ. Новая международная организация была создана прежде всего по политическим мотивам. И если западные ученые-функционалисты утверждали, что эк. Для стран Восточной Европы, вошедших в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности. Тем самым можно признать, что практически отсутствовала одна из важнейших предпосылок развития эк. С другой предпосылкой интеграции дело обстояло так же: хоз. Третья предпосылка тоже отсутствовала: СЭВ объединил страны с различными истор. Однако обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора и буквально «толкала их в объятия друг друга». Фундамент сотрудничества в СЭВ закладывался в годы, когда члены этой организации копировали не только политические, но и эк. Были скопированы жесткая централизация, планово-директивное управление внешнеэк. Отсутствовало и свободное движение капитала, рабочей силы, услуг, а в более общей форме естественным процессам торговли препятствовало отсутствие подлинного рынка, не совместимого с централизованной экономикой. Фактически вся концепция разделения послевоенного мира два типа МЭО - социалистических и капиталистических, уже с самого начала ориентировалась на создание режима коллективной автаркии стран СЭВ система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой. В итоге, однако, внешняя торговля в «системе международного социалистического разделения труда» по существу свелась к натуральному обмену, развивавшемуся в режиме балансирования встречных поставок товаров на двусторонней основе. Пропорции этого обмена определялись согласованием планов, нередко игнорирующих критерии издержек производства. Таким образом, подлинное состояние дел нередко замалчивалось, эк. Основные этапы деятельности и причины краха СЭВ. Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы. Первый этап 1949—58 — это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества, Сессия СЭВ 2-е заседание Сессии, август 1949 приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ 2-е заседание решения о научно-техническом сотрудничестве, которые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технической документации.
Торговля между его членами часто носила бартерный характер. Несмотря на это, к 1975 году на их долю приходилась треть мирового промышленного производства. В 1978 году в СЭВ вступил Вьетнам, с 1975 году объединённый в одно государство. С середины 1970-х в эту организацию также стали вступать государства на правах наблюдателей. В 1975 году новыми участниками Совета стали Ирак и Мексика.
На пике развития страны СЭВ обеспечивали до тридцати процентов мирового промышленного производства. В начале семидесятых годов СЭВ пытался наладить отношения с Европейским экономическим сообществом. Это могло стать реальным шансом на сближении двух систем - капитализма и социализма. Через год в Восточной Европе начались "бархатные революции".
СЭВ: забытые заветы Сталина
Старостин и другие. Бабурина и В. Принято решение осуществить внутренние и внешние контакты с государственными учреждениями России и дружественных стран. Как раз этим странам прямая дорога в новый Совет экономической взаимопомощи на новых принципах и другой валютной основе.
Прорабатывается также создание объединенной платформы БРИКС для валютных и фондовых бирж стран-участниц. В то же время, ещё не решены вопросы «неподсанкционности» валютно-финансовых систем стран, сотрудничающих с РФ в рамках БРИКС, буквальное подтверждение чему — это недавнее решение руководства Нового банка развития БРИКС о приостановке инвестиций в РФ до отмены антироссийских санкций коллективного Запада. Едва ли такое решение не было в какой-либо форме согласовано если не с правительствами, то, по крайней мере, с финансовыми ведомствами или центральными банками партнёров России по межгосударственному объединению. Но в любом случае, очевидно, что привлекательность расчётов в любой из национальных валют государств-участников БРИКС, в том числе и в рамках предполагаемой «единой корзины» зависит, прежде всего, от регулируемости их курса в отношении иностранных валют. Иными словами, востребовано государственное регулирование платёжно-покупательной способности рубля, подобно тому, как это практикуется в 14-ти государствах западно- и центральноафриканского франков, курируемых казначейством Франции. Заметим, из этих валютных зон не планируют выходить даже такие государства, как Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Центральноафриканская республика, политические взаимоотношения которых с бывшей метрополией благостными никак не назовёшь. На юге Африки в 1970-х - 1980-х годах существовала неофициальная единая безналичная валюта, объединявшая ЮАР с Намибией и Южную Родезию, частично использовавшаяся в расчётах этих стран и с соседними Ботсваной, Свазилендом, Лесото, «португальскими» Анголой и Мозамбиком.
Вряд ли будет исключением и нынешний август, если ЦБ не примет дополнительных мер по эффективному использованию валютных резервов, включая администрирование торгами, на которых работают, судя по их динамике, два-три "валютных пылесоса" в интересах некоторых крупнейших частных корпораций при молчаливом непротивлении регулятора». К этому можно добавить, что падение курса национальной валюты не всегда обеспечивает стимулирование экспорта. В любом случае, курсовые перепады рубля и, тем более, его фактически девальвационные тренды негативно влияют на цены товарных взаимопоставок и на реальные объёмы инвестиций в совместных проектах.
Для интеграционного проекта чрезвычайно важна роль лидера.
СССР с ролью лидера СЭВ не справился по причине консерватизма советского руководства, громадной инерционности его политической и экономической системы. В СЭВ институты, регулирующие взаимную торговлю и структурные изменения в национальных экономиках, благодаря плановой системе были в значительной мере синхронизированы. В ЕАЭС этого пока нет. При общей торговой политике страны автономны в проведении структурной политики.
В ЕАЭС таких институтов крайне мало. Регулирование осуществляется путем принятия общих стандартов и нормативов, производственная же сторона остается делом национальных регуляторов. Это может оказаться слабым местом интеграции. Природа возникающих в ходе евразийской интеграции противоречий в целом подобна тому, что наблюдалось в СЭВ.
В рамках ЕАЭС они также связаны со спорами вокруг цен на углеводороды. Важным раздражителем в евразийской интеграции также стали взаимные административные барьеры на пути свободного трансграничного движения товаров, чего не было в СЭВ. Путин наградил Саркисяна Орденом дружбы 20 декабря 2019, 17:18 Опыт СЭВ показывает, что идентичность, построенная на идеологии, является неустойчивой, ненадежной в экстремальных экономических условиях.
Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров.
Так, у СССР за 1975—1985 годы накопилось 15 млрд неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ [9]. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы.
В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок.
В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После падения коммунистических режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 года их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования , они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы.
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию
К 70-летию Совета экономической взаимопомощи: taen_1 — LiveJournal | Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. |
Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) | Совет экономической взаимопомощи – межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная в 1949 году. |
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) | Оба банка были созданы во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), способствовавшего сотрудничеству социалистических стран. |
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Формально СЭВ был распущен в 1991 году.
Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ. После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой. В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.
Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны. Несмотря на то, что СЭВ было образовано 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника СССР было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка. В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению.
Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей. К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных включая пищевые отрасли , транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом. Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран — членов СЭВ. По решению Сессии СЭВ 10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» свыше 4,5 тыс. По решению Сессии СЭВ 11-е заседание Сессии, май 1959 года была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем Прага. В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран — членов СЭВ еще более углубилось. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975—1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года. Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран — членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.