Сергей Крикалёв, Герой СССР и России, лётчик-космонавт и исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации «Роскосмос», не единожды бывал в.
У вас отключен JavaScript.
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» | КРИКАЛЕВ Сергей Константинович. |
Международный экологический фонд «Чистые моря» | 23 мая 2007 года Сергей Крикалев был избран почетным гражданином Санкт-Петербурга вместе с дирижером Валерием Гергиевым. |
Герой России Сергей Крикалёв: «Мне очень повезло с профессией»
Сергею Крикалеву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда № 11595) за выполненный полет, который длился 151 сутки, 11 часов, 8 минут и 24 секунды. Сергей Крикалев. Сергей Крикалев родился в 1958 году в Ленинграде. А Сергей Крикалев продолжил работу на орбите как единственный бортинженер из экипажа. Сергей Крикалев — уроженец Ленинграда, сухощавый, с безупречной осанкой, завидным здоровьем и четким, системным мышлением.
Герой: Крикалев Сергей Константинович
Кроме того, он разрабатывал методы работы в космосе, а также принимал участие в работе наземной службы управления. Когда возникли неисправности на станции «Салют-7» в 1985 году, он был членом группы восстановления, в его обязанности входила разработка методов стыковки с неуправляемой станцией. Также он курировал ремонт бортовых систем станции. В 1985 году его отобрали для подготовки к космическим полетам. В 1986-м он окончил курс основной подготовки. Затем был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран». Начал подготовку к своему первому долговременному полету на станции «Мир» в начале 1988 года. Программа включала подготовку к выходам в открытый космос, стыковкам с новыми модулями, первым испытаниям установки для перемещения космонавта. Кроме того, он вел подготовку к работе во второй советско-французской научной экспедиции.
Первый космический полет 26 ноября 1988 года состоялся запуск «Союза ТМ-7», в котором включенный экипаж представлял собой командира Александра Александровича Волкова, бортинженера Сергея Крикалева и французского космонавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий состав оставался на станции «Мир» в течение дополнительных двадцати шести дней, установив таким образом новый рекорд пребывания на станции для экипажа, состоящего из шести человек. После возвращения предыдущего экипажа на Землю, Крикалев, Поляков и Волков продолжили осуществлять эксперименты на борту станции. Поскольку прибытие следующего экипажа задержалось, они провели работы по подготовке станции к беспилотному полету и вернулись на Землю 27 апреля 1989 года. В 1990 году Сергей Крикалев готовился к своему второму полету в качестве члена дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир». Второй космический полет В декабре 1990 года началась подготовка Сергея Крикалева к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Через неделю Хелен Шарман вернулась на Землю вместе с предыдущим экипажем, а Крикалев и Арцебарский остались на «Мире». В течение лета они провели шесть выходов в открытый космос, в рамках которых выполнили множество научных экспериментов и работы по обслуживанию станции.
Возвращение Крикалева должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 года он согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера с другим экипажем, который должен был прибыть в октябре, так как следующие два полета были объединены в один. Он и Франц Фибек, первый космонавт Австрии, вместе с А. Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир экипажа Александр Волков остался на орбите с Крикалевым. После смены экипажа Волков и Крикалев совершили еще один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992 года. Этот полет вошел в историю тем, что космонавты улетали из СССР, а вернулись уже в Россию - во время экспедиции Советский Союз прекратил существование. Продолжительность полета составила 311 суток 20 часов 00 минут 34 секунды. Он стал последним космонавтом, получившим за полет автомобиль «Волга» в подарок. За первые два полета провел в космосе более года и трех месяцев, совершив семь выходов в открытый космос.
В октябре 1992 года руководство НАСА объявило, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт с опытом космических полетов. Крикалев стал одним из двух кандидатов вторым был Владимир Титов , направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60.
Моя дочь — она в школе учится — относится к этому как к само собой разумеющемуся. Люблю в лес с друзьями на велосипеде поехать, покупаться.
Друзья у меня — один программистом работает, другой в частной фирме снабженцем. Одноклассник один работает на таможне, другой — шофером. Прилетаю — отчитываюсь, и сразу к ним бегу. В церковь не хожу, не молюсь.
Едешь иногда в метро, человек тебя узнает, скажет «здрасьте». Спросит, каково это: из одного иллюминатора видеть Аральское море, а из другого Черное? В принципе ожидаемые вопросы, но мне интересно рассказывать, потому что переживаешь все это снова. Про перегрузки мне на одном медосмотре старшие товарищи объяснили.
Ложишься, говорят, на плоскую поверхность, потом один человек встает тебе на грудь, другой встает тебе ногами на живот. Я попробовал. Потом, действительно, оказалось похоже.
Дочь - Крикалева Ольга Сергеевна, 1990 года рождения, школьница. Награды научных и общественных организаций: орден Орла 1-й степени Ассоциация промышленников России. Занимался разработкой инструкций для космонавтов, разработкой предложений по отображению информации оператора на пультах и дисплеях орбитального комплекса "Мир", корректировал бортовую документацию космической станции "Салют-7". В январе 1984 года по результатам экзаменов отобран кандидатом в отряд космонавтов НПО "Энергия".
С 7 апреля 1992 года инструктор-космонавт-испытатель, заместитель начальника отдела НПО "Энергия". Работал в Центре Управления Полетами сначала в должности разработчика радиограмм, а затем, на протяжении нескольких долговременных экспедиций, в должности «Методист по действиям экипажа и бортовой документации». После потери связи со станцией "Салют-7" в феврале 1985 года работал в группе создававшей и отрабатывавшей методику полета на неуправляемую станцию. До начала тренировок основного экипажа Джанибеков-Савиных отрабатывал различные варианты методик в составе "технологического экипажа" Викторенко-Крикалев. В процессе работы в отделе принимал участие в подготовке космонавтов в ЦПК и на Байконуре. После зачисления в отряд космонавтов продолжал работу в том же отделе начальником группы, а затем заместителем начальника отдела. В 1985-1986 годах прошел курс общекосмической подготовки в ЦПК им.
В 1986 году решением Межведомственной квалификационной комиссии ему присвоена квалификация "космонавт-испытатель". В 1986 - 1988 годах проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", а затем, в составе экипажа 4 экипаж со Щукиным 22 марта 1988 года заменил в основном экипаже корабля "Союз-ТМ-7" А. Калери, отстраненного от подготовки по состоянию здоровья. Волковым и Ж. Кретъеном Франция. Прошел подготовку в качестве основного испытателя для первого испытания средства передвижения космонавта СПК. Вместе в А.
Поскольку никаких отклонений выявлено не было, специалисты пришли к выводу, что это похоже на изменение вкуса у человека. Честно сказать, я в полете особых изменений вкуса пищи не почувствовал. Но полагаю, что ученые собирают статистику и со временем сделают выводы об этих явлениях. Когда я прилетел на станцию первый раз, то ничего особенного не заметил. Во время второго полета я обратил внимание на запах дезинфицирующих салфеток, которые мы использовали тогда на станции. Но есть еще один необычный запах. Он появляется в тот момент, когда прилетает космический аппарат и ты открываешь люк, который экспонировался в космосе, есть характерный запах — это очень похоже на запах перегретого металла. Может, так пахнут химические компоненты, которые оседают на этом люке в процессе полета. Но мне это напоминает запах из детства.
Знаете, если ударить два камня друг о друга, чтобы появились искры. Вот этот специфический запах. Мы его условно назвали «запах космоса», потому что мы его чувствуем, когда возвращаемся после выхода в открытый космос, в шлюзовом отсеке. Я знаю, что в свободное от работы время вы занимаетесь высшим пилотажем. Я начал заниматься пилотажем, будучи студентом. Принимал участие в соревнованиях и по окончании института выполнил норматив мастера спорта по высшему пилотажу, а через несколько лет и норматив мастера спорта международного класса. Сейчас, к сожалению, возможности заниматься пилотажем на соревновательном уровне нет, но я не бросаю свое дело, авиация — это часть моей жизни. Это сложный в пилотировании самолет, но красиво смотрится в воздухе. Сейчас на соревнованиях выступают на Су-26 и его модификациях Су-29 и Су-31, с моей точки зрения, классные самолеты.
Не представляя свою жизнь без полетов, не так давно я обратил внимание на самолеты-амфибии. Это небольшие, «штучные» модели, в которых может разместиться от двух до шести человек. Такие самолеты-амфибии могут приземляться не только на грунт, асфальт или посадочную полосу, но и на воду там, где обычные самолеты сесть не могут. На них можно добраться до мест, в которые другим способом не попасть. Думаю, для нашей страны с огромными территориями эти самолеты-амфибии могут быть очень полезны. Это не имеет отношения к высшему пилотажу, но это имеет отношение к малой авиации. Моя работа тяжелая не физически, а психологически: большая нервная нагрузка, многозадачность. А полеты на самолете позволяют переключить внимание и отвлечься. Если говорить о высшем пилотаже, то выполнение сложных фигур связано не только с возможностями самолета, но и с тем, в какой форме находится пилот.
Поэтому, если я давно не летал, то сначала выполняю простые фигуры, а затем перехожу к более сложным.
Особенности личной жизни выдающегося космонавта Сергея Крикалева: тайны и откровения
Сергей Крикалев ныне занимает особое место в российской околокосмической сфере. Биография космонавта Крикалёва Сергея Константиновича: детство и юность, первый полет и российско-американский, личная жизнь после космоса. Перед полетом Сергей Крикалёв и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». Сергей Константинович Крикалёв — Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации. Каждый день мы связывались со специалистами Центра управления полетами и вели не только служебные разговоры – нам передавали и новости. В 1994 году Сергей Крикалев стал первым россиянином, который участвовал в первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования шаттле Discovery.
Жизнь и необычные приключения космонавта Сергея Крикалева
21 июня 2021 года Сергей Крикалев был восстановлен в должности и продолжил работу в качестве исполнительного директора Роскосмоса по пилотируемым космическим программам. Сергей Крикалев – 67-й космонавт, герой СССР: биография с фото, космос, рекордсмен по пребыванию в космосе, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет. Сергею Крикалеву было присвоено звание Героя Советского Союза (звезда № 11595) за выполненный полет, который длился 151 сутки, 11 часов, 8 минут и 24 секунды.
Сергей Крикалев - Sergei Krikalev
11 октября 2005 года Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите. 803 дня в общей сложности. Перед полетом Сергей Крикалёв и подумать не мог, что события на Земле сделают его «космическим долгожителем». Среди них оказался и Сергей Крикалев. Сергей Крикалев. Сергей Константинович Крикалёв – российский космонавт, единственный россиянин, который побывал в космосе шесть раз!
«Последний космонавт СССР»
В этот момент полетел в космос первый ленинградский космонавт, выпускник Военмеха Георгий Михайлович Гречко. И мои сомнения в выборе института и специальности отпали. Когда я окончил институт с отличием, у меня было право выбора распределения. В итоге по окончании дипломного проекта я уехал работать в подмосковный город Калининград сейчас — Королев. Тогда на предприятии было немало молодежи, и многие подавали заявления в отряд инженеров-испытателей так называли на предприятии будущих космонавтов. Дальше шел достаточно сложный период отбора: сначала медицинские комиссии, потом экзамены на профессиональные знания, после чего самых-самых принимали кандидатами в отряд космонавтов. Перед этим были достаточно сложные экзамены. В 1986 году, закончив общекосмическую подготовку, я сразу попал в экипаж. Так как я был мастером спорта по высшему пилотажу, мне предложили принять участие в новой программе космического корабля «Буран», и почти два года я проходил подготовку в составе экипажа.
И в ноябре 1988 года я отправился в свой первый космический полет — это была четвертая длительная экспедиция на орбитальную станцию ОС «Мир». Мы улетели домой, и после реабилитации я был назначен в экипаж с Анатолием Арцебарским в девятую экспедицию на ОС «Мир». Так и произошло с Хелен Шарман — космонавтом из Великобритании. Она вместе с нами готовилась и стартовала, мы отработали неделю, а затем восьмая экспедиция, улетая, забрала ее с собой на Землю. Надо сказать, что до этого по такому же сценарию летали японский и французский космонавты, а затем и другие международные партнеры. Они были космонавтами-исследователями, потому что для них это была профессиональная работа. И они были представителями своих космических агентств. Так что они летали не просто за ощущениями, а ради науки.
Когда человек на орбите, аппетит не уменьшается? Вскоре все нормализуется, но через некоторое время такое специальное питание просто начинает надоедать. Все-таки это консервированная или абсолютно обезвоженная пища, которую, чтобы она превратилась в нормальную, нужно разбавлять водой, давая ей возможность восстановиться. Впрочем, на грузовом корабле нам доставляли свежие продукты: апельсины, лук и чеснок.
Спустя год он получил пост вице-президента компании «Энергия», а в 2009-м был освобожден от обязанностей инструктора и испытателя. Эта деятельность сменилась задачами, актуальными для должности начальника «НИИ Центра подготовки космонавтов им. Юрия Гагарина». Крикалев занимал пост до 2014 года, после чего стал первым замом генерального директора «ЦНИИ Машиностроения» и исполнительным директором «Роскосмоса» по пилотируемым проектам. Сергей Крикалев тогда является официальным лицом, дающим комментарии и интервью относительно развития отечественной и международной космонавтики. Он предоставляет информацию СМИ, освещая планы в этой области. Личная жизнь Сергей Крикалев состоит в браке. Его жену зовут Елена Терехина. Личная жизнь пары оказалась связана с работой, так как будущая супруга космонавта работала в РКК «Энергия». В 1990-м в семье родилась дочь Ольга. Больше детей Крикалевы не планировали. Как и в молодости, Сергей Константинович отдает предпочтение физической нагрузке, поэтому занимается плаванием, виндсерфингом, теннисом и горными лыжами. Он любит активный образ жизни, продолжает интересоваться высшим пилотажем и имеет хобби, относящиеся к работе. У Крикалева нет аккаунта в «Инстаграме». Сергей Крикалев сейчас В начале лета 2021 года стало известно, что Крикалев занял должность советника. В СМИ причину увольнения сотрудника с поста исполнительного директора связали с производством фильма «Вызов». Якобы Сергей Константинович рьяно выступал против съемок на борту Международной космической станции.
Именно под его руководством началась работа по восстановлению природоохранного флота. В 2013-2014 году по инициативе Василия Богословского МЭФ «Чистые моря» начал комплексный аудит действующих портов, специализирующихся на перевалке угля. Результаты аудита позволили снизить общественное «давление» на угольную промышленность. А на основе проведённого фондом экоанализа проектных материалов строящихся портов, был создан механизм внедрения технологий пылеподавления, который способен свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. Василий Викторович почётный работник морского и речного флота, почётный полярник, эколог не по образованию, а по зову сердца. Если мы сегодня серьёзно займёмся этим направлением, то через 10—12 лет увидим результаты».
А также тот, который приобретаешь, проходя подготовку в отряде. Это жизнь, которая наполнена событиями, сложностями, преградами, а значит, и преодолением себя. Это учит бороться со стрессом в любых условиях. Я расскажу вам, как было на самом деле. Даже речи о том, что меня «забыли», не было. Меня спросили, могу ли я остаться на срок еще одной экспедиции. Согласитесь, это существенная разница. Конечно, это была стрессовая ситуация. На тот момент прошла половина моей основной экспедиции, и мне предстояло пробыть в космосе еще три таких же временных периода. Это длительный срок. Это длинная дистанция, нужно было прежде всего себе честно ответить на вопрос, справлюсь ли я. Оценив свои возможности, я ответил: «Да». Взял на себя этот риск и справился с ним. Вы замечали? Тайна последнего полета Гагарина: почему погиб первый советский космонавт — Эту тему обсуждают до сих пор. Я узнал об этом, когда работал в Центре управления полетами. Однажды кто-то из космонавтов пожаловался на пересоленную пищу. Это серьезная ситуация, и к разбирательству привлекли специалистов. Тщательная проверка показала, что технологии приготовления были соблюдены полностью, и никаких нарушений не обнаружили. Тогда специалисты взяли контрольные образцы пищи, провели дегустацию, дополнительный химический анализ. Поскольку никаких отклонений выявлено не было, специалисты пришли к выводу, что это похоже на изменение вкуса у человека. Честно сказать, я в полете особых изменений вкуса пищи не почувствовал. Но полагаю, что ученые собирают статистику и со временем сделают выводы об этих явлениях. Когда я прилетел на станцию первый раз, то ничего особенного не заметил. Во время второго полета я обратил внимание на запах дезинфицирующих салфеток, которые мы использовали тогда на станции. Но есть еще один необычный запах. Он появляется в тот момент, когда прилетает космический аппарат и ты открываешь люк, который экспонировался в космосе, есть характерный запах — это очень похоже на запах перегретого металла. Может, так пахнут химические компоненты, которые оседают на этом люке в процессе полета.
Крикалев Сергей Константинович: биография, фото
И у нас рядом лежала на всякий случай ещё одна камера — вдруг заест фотоаппарат или еще что-то случится. Так вот, когда шаттл начал делать кувырок под нами, я вдруг понял, что это уникальный вид: космический корабль, который находится очень близко, стоящий «на попа», носом на нас направленный! Причём я увидел, что, когда он поворачивался, мы подлетали к Женевскому озеру. Там есть несколько фотографий на предварительной фазе и несколько на фоне этого озера. У нас оставалось всего 30 секунд, но это была настолько необычная картина, что я сделал несколько снимков, и потом они ходили по всем журналам на первых обложках, потому что, действительно, — уникальные фотографии. То есть, среди профессиональной деятельности, которой мы занимаемся исключительно с технической точки зрения, всегда есть какая-то возможность, для того чтобы сделать что-то необычное, что-то красивое, что-то привлекающее наше внимание с точки зрения уже, скорее, художественной. Есть ли у Вас что-то такое вне Вашей профессии дающее равновесие? Потому что она требует очень разнообразной деятельности и умения переключаться.
Потом тебя отвлекает необходимость на что-то третье, и ты должен одновременно делать сразу несколько дел или переключаться с задачи на задачу, например, с медико-биологической на физическую, потом на техническую — нужно исправить какой-то насос, и потом вернуться к первоначальной задаче. Некоторых это раздражает. А я считаю, что мне, наоборот, повезло, потому что это интересно. Интересно, что стоит не одна монотонная задача, а требуется очень много разнообразных навыков. Нужно уметь что-то делать руками, нужно уметь работать головой, нужно уметь программировать, нужно уметь фотографировать. Также нужно устанавливать человеческий контакт и со своими партнёрами, и с людьми, которые со мной работают на другом канале системы связи. И, разбираясь во всех этих вещах, ты начинаешь чувствовать себя комфортно.
Поэтому я считаю, что мне повезло, что у меня такая профессия, которая к тому же реализовала все мои детские желания — полетать в космосе, посмотреть Землю сверху. Поэтому у меня нет такого разделения на труд, который мне не нравится, но который я делаю ради куска хлеба, и на какую-то отдушину вне профессии. Отдушина как раз в том и состоит, что моя профессия совпадает с тем, что мне нравится делать. Пребывание на Земле — это тоже часть профессии. Ведь космонавты живут, в основном, на Земле. Это у меня получилось шесть полётов, а у многих космонавтов — два полёта за всю жизнь. И даже, если это полёты полугодовые, — всё равно, это лишь маленькая частичка жизни.
Для того чтобы космонавт полетел в космос, он готовится несколько лет. Даже когда он имеет опыт полёта, для того чтобы вернуться в этот цикл, он снова работает на Земле. Он работает с инструкторами, с учёными. И, опять повторяю, некоторых, может быть, это раздражает, но я считаю, что мне очень повезло, что мы работаем и с физиками, и с медиками, и с техниками, и с материаловедами. Очень разнообразные стороны. Для себя я всегда узнаю очень много нового и не стесняюсь задавать вопросы. Мне интересно общаться с людьми, которые являются подкованными специалистами в какой-то конкретной области.
Чему-то я учусь, что-то мне просто интересно. Это может быть даже то, что мне и не пригодится для дальнейшей деятельности, а просто как саморазвитие. Поэтому общение с людьми на Земле — это часть нашей жизни и часть профессии. Тут несколько аспектов. Первый и, наверное, самый важный — это отбор. То есть отбирают нормальных, психически здоровых людей. Второе: когда ты готовишься многие месяцы, иногда годы, — кроме технической, есть и психологическая подготовка тоже.
Проигрываешь в голове разные сценарии работы, разные сценарии полёта, что придётся делать, если ситуация будет критической. Особенно на финальной части подготовки готовишься вместе с человеком, с которым полетишь. Александров и С. Крикалёв в паломничестве на Валааме, май 2006 года В первой части мы готовимся в составе групп — группа общекосмической подготовки, группа подготовки по изучению корабля «Салют». А на конечном этапе ты готовишься уже со своим экипажем. Поэтому мы заранее притираемся. По себе могу сказать, что привык жить всегда в открытой среде: в школе, в институте занимался спортом, всегда имел много друзей, всегда был в компании.
И я раньше думал, что, наверное, будет трудно долгое время находиться в замкнутом пространстве. Но всё оказалось не так страшно. То есть, для себя самого я опасался, что там можно впасть в какое-то в уныние. Первый раз летишь — не знаешь, ведь, что будет. Всё оказалось не так страшно и не так плохо, потому что всё время на станции занято работой.
В 2017 году перешел на работу в секретариат заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина, где курировал взаимодействие с НТС ВПК, Фондом перспективных исследований, а также другие вопросы научно-технической деятельности. В 2018 году перешел на должность советника по науке генерального директора Госкорпорации "Роскосмос".
Во время полёта на станции произошёл отказ электронной системы вентиляции, что привело к повышенному уровню влажности в модуле и мешало работе. Американский ЦУП в Хьюстоне долго не мог вмешаться в нештатную ситуацию и ситуация становилась опасной. Американские астронавты спросили тогда Крикалёва: как бы поступил он? Наш космонавт пожал плечами и ответил: «Починил бы». Говорят, именно этот случай на орбите лёг в основу образа русского космонавта Льва Андропова в американском блокбастере «Армагеддон». В одном видеоинтервью на вопрос, тяжело ли ему было в заокеанской командировке, Крикалёв ответил: Непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Так ведь и им было непросто! В четвёртый раз на орбиту Сергей Крикалёв отправился в декабре 1998 года в рамках первой сборочной миссии STS-88 к Международной космической станции. Сергей Крикалёв и командир шаттла «Индевор» Роберт Кабана первыми открыли люк и вошли в новую станцию, также в ходе экспедиции экипаж осуществил три выхода в открытый космос. Основной задачей экипажа была доставка на орбиту американского модуля «Unitу» и его стыковка с уже находящимся на орбите российским модулем «Заря». Полёт продолжался 11 суток. Обычно самое пугающее в космосе — это неизвестность. Совсем не обязательно, что какие-то страшные события должны произойти. Но если ты не знаешь, могут они случиться или нет — именно это и напрягает. Очень большое моральное напряжение связано с ответственностью, которая на тебя возложена. Ты тренируешься в течение нескольких лет, многие годы идешь к тому, чтобы полететь в космос. В конце концов, тебе в руки дается многомиллионное оборудование, и чем оно сложнее, тем проще совершить какую-то ошибку. Именно вот этот риск — совершить глупую ошибку, из-за которой остановится работа всего коллектива, — пугает больше всего. Свой пятый космический полёт Сергей Крикалёв совершил в октябре 2000 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» по программе первой долговременной экспедиции на Международную космическую станцию вместе с коллегой по отряду Юрием Гидзенко и американским астронавтом Уильямом Шепердом. На экипаж в том полёте была возложена сколь почётная, столь и ответственная миссия — «оживление» МКС для начала её постоянной работы. Экипаж находился на станции четыре с небольшим месяца и отметил на орбите наступление нового тысячелетия. Космонавты вернулись на Землю на американском корабле «Discovery», а доставивший их на станцию «Союз ТМ-31» остался на МКС в качестве спасательной капсулы. Первая экспедиция стала и первой долговременной миссией на станцию: с тех пор международный космический дом на орбите всегда остаётся обитаемым. Много раз приходилось в полёте отмечать и Новый год, и день рождения. Все праздники космонавты отмечают ударным трудом — как-никак мы находимся на работе: поздравили, пожали руку — и вперед за работу.
В 08:46 мск экипаж перешел на борт станции. Во врем полёта осуществил один выход в открытый космос: 18 августа 2005 года - продолжительностью 4 часа 57 минут. Выход начался 18 августа 2005 года в 19:02 UTC 23:02 мск , возвращение на станцию произошло 18 августа в 23:59 UTC 19 августа в 03:59 мск. Расстыковка корабля и станции была произведена в 1. В 04:19 мск двигатели корабля были включены на торможение. Мягкая посадка произведена в 05:09 мск в 57 км северо-восточнее города Аркалык. Продолжительность полёта составила 179 суток 0 часов 22 минуты 35 секунд.