Новости рецензия онегин

Экранизация романа Александра Пушкина о Евгении Онегине вызвала больше нареканий, чем похвал, хотя плюсы на фоне минусов, хоть и небольшие, но все же нашлись. 7 марта, перед праздником, состоялась премьера фильма «Онегин» режиссера Сарика Андреасяна.

«Онегин» Сарика Андреасяна показал лучшие стартовые сборы в карьере автора

Онегину на момент съемок как раз исполнилось 40, Денису Прыткову - Ленскому тридцать, Лизе Моряк - Татьяне на момент съемок 27. Ведущий «Маяка Истории» Дмитрий Ранн посетил премьерный показ фильма и в данном обзоре расскажет о первых зрительских впечатлениях от увиденного. Эта новость не сильное его печалит, так как он становится наследником его состояния, что поправит непростое финансовое положение Онегина. Виктор Добронравов, исполнивший роль Онегина, и Лиза Моряк, сыгравшая Татьяну, оказались значительно старше своих персонажей. самый популярный в России, талантливейший и, безусловно, великий поэт, трагичная судьба которого многим из нас известна. И вот спустя 7. Она росла в деревенской тиши, и Онегин стал для неё открытием, да и как она могла устоять перед его обаянием.

«Я к вам пишу, талант отбросив»: каким получился «Онегин» Сарика Андреасяна

Он знакомит нового друга со своей возлюбленной Ольгой и ее родной сестрой Татьяной, которая влюбляется в загадочного Онегина. Более 97 отзывов и рецензий, рейтинг книги по версии читателей электронной библиотеке Книга Александра Минкина «Немой Онегин» вышла минувшей осенью и сразу привлекла внимание читателей, стала лидером продаж. Виктор Добронравов, исполнивший роль Онегина, и Лиза Моряк, сыгравшая Татьяну, оказались значительно старше своих персонажей. Петербургский франт, отечественный Чайльд Гарольд Евгений Онегин (Виктор Добронравов) покидает город и устремляется в деревню, когда дядя «не в шутку занемог».

«Не раз успеваешь зевнуть». Первые отзывы на новую экранизацию «Онегина» Сарика Андреасяна

Поскучав в театре, он едет домой переодеваться. На это у юноши уходит не меньше трех часов, ведь он ревниво следит за модой и ухаживает за своим внешним видом. Затем он спешит на бал, где и проводит остаток ночи. Возвращаясь домой под шум уже просыпающегося трудового города, Евгений ложится спать, и на следующий день все начинается сначала. Насыщенные забавами и развлечениями, дни Онегина, как ни парадоксально, были очень однообразны. Вскоре они перестали его привлекать, и он пробовал разные способы развеять скуку.

Например, он писал стихи, погрузился в чтение книг, но ни то, ни другое не удержало его внимания надолго. Он погрузился в угрюмую депрессию. Отношения Пушкина со своим героем Именно в этот период жизни автор знакомится с Онегиным. Его привлекала в нем холодная прямота, ум, отношение к светской жизни. Молодые люди настолько сблизились, что уже собирались вместе поехать путешествовать, однако этим планам помешали обстоятельства.

Дело в том, что отец Евгения умер, оставив после себя множество долгов. Юноша не стал разбираться с кредиторами, предоставив им делить остатки имущества. Как раз в этот момент и приходит весть о близкой кончине старого дяди в деревне. Именно туда и направляется Евгений, когда читатель знакомится с ним в самом начале романа. По приезде в деревню Евгений обнаруживает, что дядя уже скончался.

Так герой романа становится наследником покойного и пробует себя в качестве сельского жителя. Новизна деревенской жизни привлекала его первые несколько дней, а потом на Онегина вновь напала тоска и скука. Автор завершает первую главу собственными размышлениями и воспоминаниями о мирной жизни в деревне. В отличие от Онегина, Пушкина привлекает такое существование, дает ему творческую силу, будит вдохновение. Неожиданная любовь Онегин обосновался в деревне.

Он пытается разобраться в денежных и хозяйственных делах, даже от скуки проводит ряд экспериментов, например, он заменил барщину оброком, чем заслужил от местных дворян репутацию сумасброда и опасного чудака. Поклонник Канта и поэт Евгений чурается общества соседей и вполне доволен своим уединением. Но вскоре в ближней деревне появляется новый помещик — Владимир Ленский. Это молодой юноша, приехавший из Германии, где он учился в университете, романтик, мечтатель и поэт. Как ни странно, Онегин и Ленский, такие непохожие характерами, подружились и охотно проводили время за разговорами и спорами.

Через молодого поэта автор знакомит читателей с семейством Лариных. Ленский знал членов этой семьи с детства, к тому же он был влюблен в младшую дочь, Ольгу, красивую, веселую и легкомысленную. Сестра ее, Татьяна, была, наоборот, печальна, романтична и любила уединение. Пробуждение чувств Однажды Ленский взял с собой Онегина на ужин к Лариным. Это событие имело неожиданные последствия: Татьяна, воспитанная на сентиментальных романах, полюбила Евгения.

Она любит пошутить и может разговорить любого, чем выделяется на фоне скованных романтических героев. Хочется следить и за Гильо, слугой Онегина. Актер Карэн Бадалов отлично справляется с ролью кроткого, но ироничного персонажа. Он разбавляет пафосность фильма и периодически отвлекает Онегина от мрачных мыслей. За время действия Гильо перевоплощается: если в начале событий он только слуга, то во второй части фильма больше напоминает родителя Евгения. Он поддерживает хозяина и переживает за него.

Визуально эпизоды с письмами похожи: персонаж сидит за столом и представляет любимого человека рядом. Кадры сменяются крупными планами текста, который кропотливо выводит перо.

Татьяну сыграла Лиза Моряк. Сарик Андреасян Переборщили с эпичностью Можно подумать, что испортить "Евгения Онегина" невозможно, но новая картина доказывает обратное.

Даже если закрыть глаза на возраст актеров, общая атмосфера этой истории все равно не удалась. И попытки разбавить скучные сцены и нудные разговоры эпичной музыкой ситуацию сделали только хуже. Понятно, что хотели как лучше, добавив зрелищности, но, увы, перегрузили. С музыкой там та же проблема.

Я пыталась не смеяться в голос, когда зачитывались письма героев под невероятно эпичное музыкальное сопровождение. Нет, ну это хотя бы было весело как и тот факт, что Онегин жил прямо-таки во дворце , - высказалась зрительница doctorandkot. Онегин эпично пишет письмо. Сарик Андреасян - Я сходила сегодня утром...

Онегин почти прямым текстом говорит Татьяне, какая она тупая, что читает Ричардсона, а она влюбляется в него [?? Эпик- сцена в слоумо, где мальчик бежит с письмом к Онегину... То самое прикосновение. Сарик Андреасян Прошлись по режиссеру Не пройтись по режиссеру ленты зрители просто не могли, в конце концов, он ведь творец этого киношного "эталона".

В способности Сарика Андреасяна верили далеко не все, оттого и не было у большинства особых ожиданий.

В фильме сохранены многие знаменитые строки Пушкина, однако большая часть стихов превращена в прозу. В фильме использовано 400 специально сшитых костюмов, 120 пар обуви и 180 палантинов.

Режиссер Сарик Андреасян создал аккуратную, подробную иллюстрацию к произведению, не отклоняясь от канона. Фильм отличается качественными костюмами, обувью и палантинами, а также уникальными электролампочками с имитацией пламени свечи.

Сарик Андреасян замахнулся на Пушкина, Наше Всё ловко увернулся. Мнение об экранизации «Онегина»

от кинокритика Ирины Павловой. Герои «Онегина» говорят на приятном современном языке с налетом старой интеллигенции. Мелодрамы. Режиссер: Сарик Андреасян. В ролях: Виктор Добронравов, Денис Прытков, Лиза Моряк и др. Фильм Онегин представляет экранизацию знаменитой мелодрамы Пушкина про живущего на широкую ногу Евгения, прожигающего жизнь на наскучивших ему светских вечерах. Затем Онегин отправляется к лежащему на смертном одре дядюшке, который после кончины завещает ему крупное состояние. «Онегин» – гениальное кино по меркам Андреасяна, но плохая экранизация Пушкина. Была мысль прочесть Онегина перед просмотром фильма, освежить воспоминания, но не смогла себя заставить.

Извините, Александр Сергеевич: рецензия на фильм «Онегин» (2024)

А автором идеи спектакля выступила художественный руководитель театра имени Ленсовета, Народная артистка России Лариса Луппиан. Мне очень понравились отрывки из выступления, которые я видела. И Лиза подтвердила, что публика воспринимает подобное чтение с большим интересом. Но та постановка проходила в филармонии, то есть была концертным вариантом. А чтения классики под оркестр в драматическом театре я что-то не припомню. Думаю, мы делаем нечто новенькое». А у нашего театра есть Анна Ковальчук. Хотя другие режиссеры, работавшие в Театре имени Ленсовета, всегда предлагали: «А давайте Лизу позовем». Пускай работает в своем театре.

Всего «Онегина» читает Юрский, но эта запись длится часов пять. Какой зритель выдержит такой длинный спектакль?! Во-первых, от того, что его до сих пор помнят, любят и читают. А, во-вторых, от того, что он является желанным автором для любого театра. Мне кажется, наше решение читать классику со сцены — очень верное. Ведь часто режиссеры так изменяют произведение, что зрителю сложно понять: Пушкин это или нет. А мы демонстрируем классику в чистом виде. Да еще сопровождаем ее потрясающей музыкой Чайковского в исполнении симфонического оркестра Капеллы.

Распорядок дня героя выглядит приблизительно так: Сперва он едет прогуляться по бульвару. Затем, пообедав, он едет в дорогой ресторан на встречу с друзьями. Через некоторое время он уже спешит на балет, где, впрочем, он лишь зевает, забавляясь разглядыванием дам. Поскучав в театре, он едет домой переодеваться. На это у юноши уходит не меньше трех часов, ведь он ревниво следит за модой и ухаживает за своим внешним видом. Затем он спешит на бал, где и проводит остаток ночи. Возвращаясь домой под шум уже просыпающегося трудового города, Евгений ложится спать, и на следующий день все начинается сначала.

Насыщенные забавами и развлечениями, дни Онегина, как ни парадоксально, были очень однообразны. Вскоре они перестали его привлекать, и он пробовал разные способы развеять скуку. Например, он писал стихи, погрузился в чтение книг, но ни то, ни другое не удержало его внимания надолго. Он погрузился в угрюмую депрессию. Отношения Пушкина со своим героем Именно в этот период жизни автор знакомится с Онегиным. Его привлекала в нем холодная прямота, ум, отношение к светской жизни. Молодые люди настолько сблизились, что уже собирались вместе поехать путешествовать, однако этим планам помешали обстоятельства.

Дело в том, что отец Евгения умер, оставив после себя множество долгов. Юноша не стал разбираться с кредиторами, предоставив им делить остатки имущества. Как раз в этот момент и приходит весть о близкой кончине старого дяди в деревне. Именно туда и направляется Евгений, когда читатель знакомится с ним в самом начале романа. По приезде в деревню Евгений обнаруживает, что дядя уже скончался. Так герой романа становится наследником покойного и пробует себя в качестве сельского жителя. Новизна деревенской жизни привлекала его первые несколько дней, а потом на Онегина вновь напала тоска и скука.

Автор завершает первую главу собственными размышлениями и воспоминаниями о мирной жизни в деревне. В отличие от Онегина, Пушкина привлекает такое существование, дает ему творческую силу, будит вдохновение. Неожиданная любовь Онегин обосновался в деревне. Он пытается разобраться в денежных и хозяйственных делах, даже от скуки проводит ряд экспериментов, например, он заменил барщину оброком, чем заслужил от местных дворян репутацию сумасброда и опасного чудака. Поклонник Канта и поэт Евгений чурается общества соседей и вполне доволен своим уединением. Но вскоре в ближней деревне появляется новый помещик — Владимир Ленский. Это молодой юноша, приехавший из Германии, где он учился в университете, романтик, мечтатель и поэт.

Как ни странно, Онегин и Ленский, такие непохожие характерами, подружились и охотно проводили время за разговорами и спорами. Через молодого поэта автор знакомит читателей с семейством Лариных. Ленский знал членов этой семьи с детства, к тому же он был влюблен в младшую дочь, Ольгу, красивую, веселую и легкомысленную.

Сюжет фильма, основанного на произведении Александра Пушкина про которого тоже создают фильм рассказывает о жизни Евгения Онегина Виктор Добронравов — тот переезжает из столицы в деревню, поскольку устаёт от однообразной светской жизни. Он сторонится людей, но его приятель Ленский Денис Прытков знакомит героя с сёстрами Татьяной Лиза Моряк и Ольгой Лариными Таня Сабинова , что становится причиной дальнейших драматических событий. Вторая же «Дюна» , судя по данным издания «Бюллетеня кинопрокатчика», собрала порядка 130 млн рублей с неофициальными показами.

Одобрил бы такое Александр Сергеевич? Не знаю. Впрочем, конечно, не одобрил бы. В лучшем случае он бы посмеялся. Сегодня дух литературных салонов XIX века с большей вероятностью можно ощутить на научной конференции, чем в салоне. С другой стороны, не нужно относиться к пушкинскому наследию как к чему-то обязывающему, подавляющему. Александр Сергеевич, с его-то свободолюбием, не стал бы корить литератора за то, что он избрал какой-то другой творческий путь, отличный от пушкинского. В русской поэзии есть линия, которую бы я условно обозначил как «Лермонтов — Маяковский — Летов», — считаю всех троих великими поэтами и в то же время не могу не признать, что их художественное пространство весьма и весьма тоталитарно. Это пространство бунтарей-революционеров, которые, если придут к власти, установят гораздо более жёсткую власть, чем та, против которой они борются. А пушкинское пространство совсем другое: свободное, тёплое, уютное, там есть и священные рощи, и заповедные сады, и дикий лес — оттуда не хочется уходить. Да, у Пушкина встречаются устаревшие обороты, которые резонно оставить в прошлом и не воспроизводить например, «краса ногтей» сегодня звучало бы противоестественно , но в целом его слог вовсе не устарел. Похоже, счастлив я, и не слегка. Чтобы в таком хорошем настроеньи и голова легка, хоть ночь и коротка» — как вам? Это не Пушкин, это «Мумий Тролль», одна из популярнейших в стране рок-групп.

«Онегин»: плюсы и минусы экранизации великой классики

Дворовые девки в чистейших отглаженных сарафанах по приказу барыни идут с маленькими плетёными лукошками для ягод элегантно собирать — нет, даже не грибы! Они что, лукошко от корзины отличить не в состоянии?! Какая всё же тяжёлая жизнь у крепостных — интересно, какова норма сбора в такое лукошко за день? Сельские дворяне представлены пошлыми скучными дураками, болтающими какой-то бред по посевы и урожай, и зритель сразу проникается к ним брезгливостью и глядит на них глазами бездельника Евгения — типа Онегин крутой и прошаренный, а местные — тупые лохи! Но ведь в реальности всё наоборот — пока мажорик-Онегин мается бездельем, люди занимаются сельским хозяйством, чтобы прокормить его самого, подобных ему тунеядцев и всю Россию! Богемка рулит! А заодно вбивает в голову молодняка нормальность и даже предпочтительность такого растительного образа жизни — «ведь ты этого достойна и нитакаякакфсе»!

Ну и, наконец, главная претензия — возраст персонажей. Мы проходили роман в 8-м классе 1978-79 гг. Владимиру в романе 16-17 «Чуть отрок, Ольгою плененный…» , Татьяна ещё моложе, а Ольга моложе Татьяны, то есть это в лучшем случае старшеклассники, а Онегину 25-26 лет, то есть это нынешний «молодой специалист» или старшекурсник после Армии! И это правильно — Онегин нам казался чуть старше нас, а Ленский и сёстры Ларины, особенно Ольга, нашими ровесниками: самое время учиться жизни на классических ошибках молодости в изложении гения! У Пушкина, который сам погиб в 36, тут всё очень чётко психологически выверено — возомнившие о себе мальчишки без опыта жизни и «без Царя в голове» поссорились на пустом месте, разрушив свои и чужие жизни! Но в фильме все герои зрелого возраста, и это полностью нивелирует пушкинскую мораль о том, что в молодости можно наделать ошибок, которые потом уже исправить невозможно!

Онегин, молодой скучающий повеса, вдруг превратился в умудрённого опытом мужчину с благородной сединой — но тогда почему он ведёт себя как капризный мажорик? Такие мажорики и сейчас не доживают до 40, скурвившись, спившись и укурившись от безделья и вседозволенности, а в то время и вовсе средний возраст жизни мужчин был около 40 лет!

По их словам, фильм скучно адаптирует пушкинский роман, операторские решения однообразны, а второстепенные персонажи намного привлекательнее главных. Почему зритель массово пошел на новый фильм в кино? Комментирует независимый кинокритик Иван Афанасьев: Иван Афанасьев независимый кинокритик «Я думаю, что это эффект в том числе праздников. Хочешь ты пойти со своей женой или жена просит тебя отвести ее в кино на 8 Марта, ты смотришь, на что идти, идешь на «Онегина». Больше там ничего подходящего нет.

Считаю это прогон поржняка. Фильм надо бы оценивать по основному критерию: как удалось довести философскую идею романа до зрителя. Безусловно мало что удалось это бесспорно. Но кудри черные или белые, до плеч или до ягодиц, либо вообще их отсутствие не влияют на замысел от слова никак. Кибовский и Пернавский обсуждали стрельбу по буталям и Зарецкого, как отклонение от классики. Но в защиту создателей скажу, что они этим готовили зрителя, что Онегин - меткий стрелок. И циничное его поведение привело к не менее циничной дуэли с заведомо слабым. Думаю этот ход Добронравов, как матерый Онегин и предложил. Какая книжица в руках у Татьяны - не важно.

Там же он встречает девушку Татьяну Лиза Моряк , которая буквально с первого взгляда влюбляется в загадочного нового обитателя этого тихого местечка, но Онегину подобные нежности, ожидаемо, не особо интересны. Конечно же, знакомится он и с Владимиром Ленским Денис Прытков , их отношения быстро перерастают в дружбу «Они сошлись… лёд и пламень» , что, впрочем, немногим позже обернётся трагедией. Буквально с первых кадров у зрителя возникает ощущение когнитивного диссонанса. Сколько лет главным героям произведения? Чуть менее или более 20 лет. А сколько Добронравову, Прыткову и Моряк? Первому — уже за 40, а исполнителям ролей Ленского и Татьяны — около 30. Когда же Добронравов говорит про свою молодость это вызывает особенное недоумение… Слышать подобные слова от мужчины с глубокими морщинами и сединой — максимально странно. Хотя надо признать, что и Лиза Моряк, и Виктор Добронравов как и другие актёры справляются со своими задачами неплохо. Вот только Татьяна здесь получилась не юной мечтательной девой, а чуть ли не «синим чулком», которая уже засиделась за своими книгами. В то же время на инфантильного 40-летнего максималиста, уставшего от жизни, смотришь и вовсе с плохо скрываемой усмешкой.

Продажи «Евгения Онегина» выросли в 2,7 раза после выхода экранизации Андреасяна

Сарик Андреасян снял фильм не о харизматичном повесе и юной мечтательнице, а об уставших, уже поживших людях. Именно так на экране выглядят 40-летний Виктор Добронравов и 28-летняя Елизавета Моряк. Стоит отметить, что в начале произведения Евгению Онегину было 24 года, а Татьяне Лариной — всего 17 лет. Кроме того, не совсем сходятся и характеры персонажей. Так, кроткая Татьяна сразу предстает перед зрителями раскрепощенной и острой на язык женщиной. Владимир Ленский — в исполнении 30-летнего Дениса Прыткова — и вовсе утратил привычный романтический образ. Ближе всех к пушкинскому оригиналу получился образ Ольги Лариной, роль которой сыграла Татьяна Сабинова.

Тройку лидеров замыкает неофициальный релиз — блокбастер «Дюна: Часть вторая». Фантастическая картина Дени Вильнёва собрала в кинотеатрах около 130 млн рублей, однако в реальности эта цифра может оказаться выше.

Ну и сама история мне близка, конечно, - остался доволен комментатор madallieme. Многих зрителей заворожила картинка. Сарик Андреасян - Сходили на "Онегина". Едкий соцреализм, а не мелодрама. Судьба… она такая, - лаконично высказался romkatten. А Онегин как был надменным трусом, так им и остался, - оценил картину improdrl.

Нашлись и такие, кто оценил находку режиссера и получил удовольствие от просмотра. Сидит себе и пьет вместе со своим слугой. Забыли только про Пушкина сказать - Вдовиченков, конечно, не арап, но стихи читал сносно, снимаю шляпу. Картинка в фильме хорошая. А то, что большинству не понравилось, - это понятно. В целом разочарованных зрителей оказалось больше, но есть и довольные общей картинкой и атмосферой. Кто из них прав, можно решить для себя, только увидев "Онегина" собственными глазами. Читайте также:.

Клип снимали в исторических декорациях, а Агутин исполнил композицию в халате, в котором снимался Евгений Добронравов в роли Онегина. Режиссером клипа тоже стал Сарик Андреасян. Рецензии на фильм «Онегин» Как и в случае с «Мастером и Маргаритой», нельзя, конечно, говорить, что «Онегин» — это экранизация, дающая исчерпывающее представление о литературном шедевре. Многое сознательно изменено, переосмыслено, просто выпало по хронометражу и перевыражено визуальным языком.

Михаил Визель обозреватель «Российской газеты» В пушкинском тексте куда больше написано о самом авторе а также наблюдениях за людьми и природой , чем, собственно, о заглавном герое. Новый «Онегин» пытается решить эту проблему.

Соломон Волков: "С "Немым Онегиным" Александра Минкина* случилось невероятное проиcшествие"

Первые зрители «Онегина» делятся впечатлениями от премьеры: ни жизни, ни любви отзывы и рецензии на фильм. Читайте мнения зрителей и критиков на Киномании.
Слишком честных правил. Почему фильм «Онегин» оценили хуже, чем скандальных «Мастера и Маргариту» Он знакомит нового друга со своей возлюбленной Ольгой и ее родной сестрой Татьяной, которая влюбляется в загадочного Онегина.

Новосибирцы активно скупают книгу «Евгений Онегин» после выхода экранизации

Комментирует независимый кинокритик Иван Афанасьев: Иван Афанасьев независимый кинокритик «Я думаю, что это эффект в том числе праздников. Хочешь ты пойти со своей женой или жена просит тебя отвести ее в кино на 8 Марта, ты смотришь, на что идти, идешь на «Онегина». Больше там ничего подходящего нет. Тут две причины такого доминирования подобного кино, откровенно говоря, достаточно слабого, не очень качественного. Первое: больше идти не на что, российские прокатчики раздвинули свои релизы подальше.

Усадьба Лариных невольно навеяла в моей душе воспоминания о пушкинском имении Михайловское, а красивая полутень живописной аллеи, где встречаются и гуляют герои, живо напомнила мне знаменитую «Аллею Керн», по которой я последний раз ходил летом 1979 года и уж не знаю, пройдусь ли вдоль её старых лип ещё когда-нибудь, перейду ли маленький «горбатый» мостик через «пруд под сенью ив густых» и посижу ли на лавочках под древним дубом, на круглом «островке уединения» и на высоком откосе над узкой, отражающей облака рекой Соротью — на всё воля Божья — виды родовых пушкинских мест навсегда запечатлелись в моём сердце. Съёмки фильма проходили в Санкт-Петербурге, среди локаций можно увидеть Певческий мост, усадьбу Суханово, Гатчинский дворец — и это тоже плюс, как и неплохая музыка Жерякова в исполнении Балтийского симфонического оркестра, хорошо ложащаяся на сценографию и прекрасно аккомпанирующая переживаниям героев. Всё остальное я воспринять так и не смог на протяжении всего действия. Зачем корявить пушкинские фразы, давно ставшие крылатыми, типа «чем меньше любишь женщину, тем скорее ей нравишься»? И даже превращённый в прозу текст зачем-то «осовременен», то есть «переведён» на быдлядский — Онегин: «Если бы я хотел заиметь семью…».

А почему не поиметь? Хотите быть своими у молодёжи, так будьте последовательны: «Если бы я хотел заиметь семью, я бы лайкнул тебя прямо в беседке, но это такой кринж, бэби! И уж совсем выбивается из канвы «Песня девушек» в оперном варианте Чайковского. В итоге — Автор в исполнении Вдовиченкова говорит стихами, крестьянки поют классическую оперу, а дворяне общаются прозой, к тому же жаргонно-дворовой! Юная мечтательница Татьяна в деревне начала XIX века исключительно в чёрном декольте и с нарисованными бровями, намалёванными глазами и накрашенными красной помадой губищами, словно женщина-вамп из голливудских блокбастеров, а презревший светские условности Евгений даже на охоту ходит в высоком цилиндре!

На похоронах богатого дядюшки присутствовало всего 5 человек, из которых 2 могильщика, да и закопали его, как собаку, рядом с какой-то баней, на которой поставили крест, а Ленского зарыли вообще в чистом поле — разве они безбожные лиходеи или лицедеи какие-нибудь, так что их даже нельзя по-христиански похоронить на кладбище?! Дворовые девки в чистейших отглаженных сарафанах по приказу барыни идут с маленькими плетёными лукошками для ягод элегантно собирать — нет, даже не грибы! Они что, лукошко от корзины отличить не в состоянии?! Какая всё же тяжёлая жизнь у крепостных — интересно, какова норма сбора в такое лукошко за день? Сельские дворяне представлены пошлыми скучными дураками, болтающими какой-то бред по посевы и урожай, и зритель сразу проникается к ним брезгливостью и глядит на них глазами бездельника Евгения — типа Онегин крутой и прошаренный, а местные — тупые лохи!

В лучшем случае он бы посмеялся. Сегодня дух литературных салонов XIX века с большей вероятностью можно ощутить на научной конференции, чем в салоне. С другой стороны, не нужно относиться к пушкинскому наследию как к чему-то обязывающему, подавляющему. Александр Сергеевич, с его-то свободолюбием, не стал бы корить литератора за то, что он избрал какой-то другой творческий путь, отличный от пушкинского. В русской поэзии есть линия, которую бы я условно обозначил как «Лермонтов — Маяковский — Летов», — считаю всех троих великими поэтами и в то же время не могу не признать, что их художественное пространство весьма и весьма тоталитарно. Это пространство бунтарей-революционеров, которые, если придут к власти, установят гораздо более жёсткую власть, чем та, против которой они борются. А пушкинское пространство совсем другое: свободное, тёплое, уютное, там есть и священные рощи, и заповедные сады, и дикий лес — оттуда не хочется уходить. Да, у Пушкина встречаются устаревшие обороты, которые резонно оставить в прошлом и не воспроизводить например, «краса ногтей» сегодня звучало бы противоестественно , но в целом его слог вовсе не устарел. Похоже, счастлив я, и не слегка. Чтобы в таком хорошем настроеньи и голова легка, хоть ночь и коротка» — как вам?

Это не Пушкин, это «Мумий Тролль», одна из популярнейших в стране рок-групп. А что думает по поводу «Евгения Онегина» молодёжь? Ваши студенты, например. Молодёжь сейчас повально увлечена психологией, а «Евгений Онегин» весьма психологичен, и характеры в романе как будто взяты из современности — настолько они архетипические архетип — образ, свойственный разным эпохам и народам.

До него все исследователи, в том числе великие Набоков и Лотман, двигались, как полагается: от начала к концу — от «мой дядя самых честных правил» до «я другому отдана и буду век ему верна». Точнее, с того момента, когда через два дня после отправки письма Онегин наконец прискакал в дом, где с ума сходила влюблённая 17-летняя дворянка и в тоске прелестным пальчиком писала на отуманенном стекле заветный вензель «О» да «Е». Что, по-вашему, должен чувствовать человек, который знает «Евгения Онегина» насквозь, почти наизусть, прожил с ним в обнимку всю жизнь, говорил об Онегине и о Пушкине с настоящими знатоками, в том числе с гениальными поэтами, — и вдруг осознать, что никогда не замечал и никто не замечал! Дальше тоже всё не как у людей. Такое впечатление, будто Минкин не исследование пишет, а танцует в музее восковых фигур. В этом музее император Николай I, генсек Сталин, президент Ельцин, академик Благой и генерал Бенкендорф, куча пушкинистов, жандармов и комментаторов.

Пушкин в романе Минкина, разумеется, самый главный, и у него тут важнейшая должность: Автор всегда с большой буквы ; сам Минкин в своём романе тоже, конечно, автор, но с маленькой. Холодный бесчувственный аналитик скажет, что книга Минкина — хаос, беспорядочное нагромождение событий и цитат, — и с формальной точки зрения будет прав. Вдруг в роман о романе Пушкина вторгается театральная рецензия, превозносящая до небес спектакль Театра Вахтангова. В другом месте столь же внезапно появляется другая, низвергающая «Пиковую даму» Малого театра в геенну огненную. И всё это так убедительно, что невольно соглашаешься. Это порою бесит, мысленно ищешь возражения, глядь — Минкин сам уже их написал и сам же опроверг. Вот ни с того ни с сего начинается беспощадный разнос и разгром оперы «Евгений Онегин». Оказывается для тех, кто не знал , что автор либретто не бездарный Модест и кто-то там еще, а сам Пётр Ильич. И смешно читать издевательство, и жалко гениального композитора; особенно мне — аспиранту Ленинградской консерватории. Но вдруг в этой книге всё вдруг понимаешь, что критике подвергнута не опера где главное всегда музыка, а сюжет может быть откровенно ничтожным , но тот, увы, неопровержимый факт, что гениальное и глубокое сочинение Пушкина стало примитивной историей на уровне сельской романтики с ромашкой: любит—не любит, плюнет—поцелует, к сердцу прижмёт—к чёрту пошлёт.

Однако если б роман «Немой Онегин» состоял только из критики — из желчи, дёгтя, ругательств и надругательств, — вряд ли бы он доставлял удовольствие. А книга Минкина — огромное удовольствие и даже наслаждение. Дело не только в великолепном владении русским языком, уме, остроумии и эрудиции; есть немало людей, которые и умнее, и остроумнее, и уж гораздо более эрудированны. Главное в романе «Немой Онегин» это открытия. Их много, именно они ошеломляют, восхищают и дарят наслаждение. Мореплаватель XV века плыл по неведомым морям и океанам — открывал и крошечные острова, и гигантские материки, — давал имена, наносил на карту. И сегодня на картах всего мира Америка, Колумбия, Магелланов пролив, Соломоновы острова, а всего 500 лет назад их на карте не было. После романа «Немой Онегин» карта «Евгения Онегина» и карта планеты Пушкин уже никогда не будут прежними. Маленький островок изумительной красоты — это открытый Минкиным гениальный фокус Пушкина: кажущийся повтор рифмы «блаженство — совершенство», где замена одной буквы превращает физические прелести Татьяны в совершенство её души.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий