Новости псковитянка опера

«Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. «Псковитянка» была первой оперой в Большом театре, поставленной под управлением Евгения Светланова в 1954 году. Знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" покажут петербуржским зрителям на Исторической сцене Мариинского ли вы, что "Псковитянка".

Псковитянка (Римский-Корсаков)

Светлана Капичева, сыгравшая в прологе Надежду, сестру Веры. Выразительный красивый голос, интересный образ - как замечательно была сыграна сцена, где на грозный вопрос мужа Веры: " Чей ребёнок? Потрясающая сцена, сильно сделана! Вторая девушка - подруга Ольги, Степанида в исполнении Дарьи Рябоконь. Хоть роль и маленькая, но и голос, и игра трогают. Хотелось мне еще услышать замечательный мощный бас Мирослава Молчанова, который накануне выступал на концерте в филармонии, но партия жениха Надежды, оказалась настолько мала, что я момент его пения не уловила, а жаль! У остальных исполнителей я даже с мелодиями не разобралась, хотя слышу оперу не первый раз.

У кого-из них все звучало как бесконечный речитатив, у кого-то как скандирование, а кто-то пел на одном форте без нюансов. А эта опера непроста в восприятии, она требует тонкости исполнения, выпевания и подчеркивания неявной красоты мелодий. Но все равно хорошо, что есть она в репертуаре театра. На мой взгляд, "Псковитянка" - это опера о женском подвиге, о решительности и самоотверженности даже в условиях женского бесправия. А как иначе расценить поступок сестры Вера - Надежды, девушки на выданьи, которая, чтобы спасти сестру от расправы мужа, при женихе признает ее ребенка своим!? Это в те времена, да и много позже, было смерти подобно!

Скандал, расстроенная свадьба, позор на всю округу, сплетни и перешептывания за спиной: "Нагуляла, принесла в подоле! Ни на секунду не усомнился в своей невесте! И женился на ней, и ребенка воспитал как родную дочь. Очень красивый спектакль, трогательный сюжет, замечательная музыка! Зрители оценили его по достоинству - долго аплодировали, несмотря на поздний час.

Важность этого события трудно переоценить: считается, что именно оно практически завершило централизацию русских земель. К тем временам и возвращает сюжет "Псковитянки". Сложный, болезненный, полный драматизма исторический выбор между псковской вольницей и единым государством был сделан псковичами в пользу Москвы, что стало лейтмотивом финальных сцен оперы. Ее действие, согласно авторскому замыслу, разворачивается в Пскове, в том числе и на Вечевой площади кремля в 1570-м году. В образе псковитянки предстает внебрачная дочь Ивана Грозного, любимица Пскова, княжна Ольга. Премьера "Псковитянки" состоялась в 1873 году в Мариинском театре и вызвала горячий отклик у публики.

В постановке участвовали около 550 человек: труппа Государственного Академического Большого театра России, солисты Мариинского театра, псковские артисты, члены псковского клуба исторической реконструкции "Плесков-град" и другие. Специально для этого спектакля были изготовлены и некоторые сценические костюмы, часть из них постановщики взяли в коллекции Большого театра. Особый колорит происходящему придало включение в постановку конной группы, а также использование пиротехники. Исторический памятник был дополнен театральными декорациями, выполненными специально для нынешней премьеры.

Композиторы балакиревского кружка, стремясь к правдивой передаче человеческих переживаний и картин народной жизни, боролись против традиционного разделения оперы на отдельные законченные номера. Принцип сплошного музыкального развития по целым сценам лежит и в основе драматургии «Псковитянки». Отдельные хоры, ариозные моменты, дуэты и речитативы переходят друг в друга без остановок; многие сцены, построенные по этому принципу, отличаются большим, напряженным драматическим развитием как, например, «Вече» или сцена Грозного и Ольги из последнего действия оперы. Римский-Корсаков в «Псковитянке» — мудрый летописец, повествующий о прошлом земли Русской. Вот что писал об опере академик Б. Асафьев: «Псковитянка» — опера-летопись. Язык ее — язык кратких сосредоточенно-сдержанных, но четких и метких характеристик, сочетаемых с повествовательными бытовыми страницами... Это драматизм русских летописей, драматизм, вытекающий из восприятия повествования, тогда как оно само по себе течет спокойно и бесстрастно... Действие оперы изобилует жанрово-бытовыми сценами и описательными картинами например, картина грозы в третьем действии. Даже в самые драматические моменты Римскому-Корсакову удается придать событиям величавый характер. Композитор не показывает контрастирующие между собой силы в момент их непосредственного столкновения. Спокойно, сурово и обстоятельно повествует он о последних днях вольного города. В сцене веча народ показан непокоренным, готовым к борьбе за свою независимость. Но в следующей же сцене, после ухода из города вольницы, — перед въездом Грозного в Псков — он выступает смирившимся, покорным и трепещущим. В контрастном сопоставлении этих двух картин оперы заключается огромный драматизм. В «Псковитянке» проявились многие черты индивидуального творческого стиля Римского-Корсакова, получившие дальнейшее развитие в его произведениях более позднего времени. Первым музыкальным наброском «Псковитянки» был хор встречи псковичами Ивана Грозного. Вот как описывает композитор историю его создания: Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к её истории вообще и к «Псковитянке» в частности, и как, под впечатлением этих ощущений, я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал тему хора встречи царя Ивана псковским народом... Воротившись в Петербург...

Н.Римский-Корсаков : Псковитянка, концертное исполнение, Большой театр 13.10.2017

подробная информация, 12+. Без исключения все оперы, созданные на тему истории Руси, отличаются эпичностью и размахом. в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов. РИА Новости, 22.07.2010. «Псковитянка» — первая опера Николая Римского-Корсакова. «Псковитянка» была первой оперой в Большом театре, поставленной под управлением Евгения Светланова в 1954 году. 13 января 1873 года в Санкт-Петербурге прошло первое представление оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».

Н. Римский-Корсаков. Псковитянка

Скученность звезд в одном доме объяснялась еще и тем, что так советским властям было удобнее контролировать творческую элиту. Считается, что 13 января 1703 года по указу Петра Первого в Москве более или менее регулярно начали издаваться «Ведомости». Первый номер первой российской газеты был озаглавлен так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Издание осуществлялось попеременно в Москве и Петербурге. Историки считают, что газета потребовалась властям исключительно для того, чтобы убеждать народ в необходимости продолжать весьма затратную Северную войну. Царь первое время принимал деятельное участие в судьбе газеты, лично правил корректуру и отмечал в голландских печатных изданиях места, нужные для перевода.

Но солнце сменяет луна — и звучит третий звонок. События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков.

Знаменитую оперу на музыку Римского-Корсакова уже долгие десятилетия не ставили в Большом театре. Но исполнить ее в исторических декорациях — особая честь. Здесь в буквальном смысле стены помогают, стены Псковского кремля. На таком историческом фоне не пришлось строить много декораций, хотя кое-что все-таки построили, например, еще немного крепостной стены с колокольней — все потому, что по ходу оперы ее придется сжечь. Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко родом из Рязани, но на время она — та самая псковитянка Ольга, которая окажется дочкой царя. Екатерина Щербаченко, солистка Государственного академического Большого театра, исполнительница роли Ольги: «Единственный минус — репетировать было очень тяжело из-за жары под палящим солнцем.

Влюбленным не суждено быть вместе. Тайное свидание с любимым прерывается следовавшим за ними ревнивцем, люди которого нападают на Михайло, а Ольгу против воли уводят с собой. Попытка Михаила освободить возлюбленную приводит к смерти Ольги. Царь слишком поздно узнает в Ольге свою потерянную дочь. Он делает все, чтобы вернуть ее к жизни, но эти попытки тщетны.

Оно переживает небывалый подъем. В литературе, музыке, театре, живописи происходит мощный «выплеск» творческой энергии. Одно за другим появляются произведения, вскоре ставшие отечественной классикой. Примечательным для искусства тех лет становится интерес к исторической теме. Она главенствует во многих произведениях. В драме — это А. Островский, А. Толстой, Л. Мей; в живописи — И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов; в музыке — М. Балакирев увертюра «Русь» , А. Рубинштейн увертюра «Иван Грозный» , М. Мусоргский оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» , А. Бородин «Князь Игорь» , П. Чайковский «Воевода» и «Опричник» , А. Серов «Рогнеда» , Э. Направник «Нижегородцы» и ряд других сочинений. Словно некая сила влекла в те годы писателей, драматургов, композиторов, художников к осмыслению узловых моментов русской истории. Несомненно, Римского-Корсакова также захватил этот общий интерес к историческим темам и сюжетам, которые прямо или косвенно соотносились с проблемами современности. Композитор писал «Псковитянку» четыре года. В этот период он особенно сблизился с М. Мусоргским, также писавшим оперу — то был «Борис Годунов» во второй редакции. Вот что об этом сказано в «Летописи моей музыкальной жизни» Римского-Корсакова: «Я уговорился жить с Мусоргским, и мы наняли квартиру, или, лучше сказать, меблированную комнату в доме Зарембы на Пантелеймоновской улице. Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в Министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями». Подумать только: в одной комнате, на одном рояле, взятом в аренду, одновременно рождались две великие оперы! Есть и другое важное свидетельство, объясняющее суть творческих взаимоотношений двух великих русских композиторов. Вот отрывок из письма композитора А. Бородина своей жене 1871 : «…Модинька с Корсинькой, с тех пор как живут в одной комнате, сильно развились оба. Оба они диаметрально противоположны по музыкальным достоинствам и приемам; один как бы служит дополнением другому. Влияние их друг на друга вышло крайне полезное. Модест усовершенствовал речитативную и декламационную сторону у Корсиньки; этот, в свою очередь, уничтожил стремление Модеста к корявому оригинальничанию, сгладил все шероховатости гармонизации, вычурность оркестровки… - словом, сделал вещи Модеста несравненно музыкальнее. И во всех отношениях… ни тени зависти, тщеславия, безучастия; всякий радуется искренно малейшему успеху другого». Во время работы над «Псковитянкой» произошли два события, сыгравшие важную роль в жизни Римского-Корсакова: его женитьба на Н. Пургольд брак с ней оказался на редкость счастливым и приход на работу в Петербургскую консерваторию. Последнее решение явно не получило одобрения «кучкистов», многие годы враждовавших с косным ученым миром, но зато было горячо поддержано Чайковским, который назвал «подвигом» решение Римского-Корсакова не только начать учить других, но и самому учиться, расширять и укреплять свою профессиональную выучку. Вскоре после того, как «Псковитянка» была закончена, состоялась ее премьера на сцене Мариинского театра 1873. Свой первый театральный опыт опера определенно имела успех у публики , сам Римский-Корсаков счел не во всем удавшимся. Он увидел в опере изъяны драматургии, «гармонические преувеличения», «несвязность речитативов», «недостаток пения в местах, где оно должно быть» и т. Предельно требовательный к себе, композитор впоследствии писал в «Летописи»: «Моя тогдашняя композиторская техника была недостойна моих музыкальных идей и прекрасного сюжета». В 1876—77 годах Римский-Корсаков сделал вторую редакцию «Псковитянки»: во многом изменил оркестровку и музыкальную фактуру отдельных партий, написал несколько новых сцен. Но и это не стало последним обращением композитора к любимой опере, в судьбу которой он так верил. В 1891—92 годах он осуществил новую, уже третью! Был дописан пролог — это, в сущности, одноактная опера «Вера Шелога»; она, по воле автора, могла исполняться как в составе «Псковитянки», так и отдельно от нее. Именно в этой редакции опера окончательно утвердилась на сцене. Впервые она увидела свет 15 декабря 1898 года в Частной опере С. Спектакль примечателен тем, что в роли Грозного дебютировал молодой Федор Шаляпин. Эта роль стала одним из высочайших достижений гениального певца. Дирижировал И. Альтани, режиссер И. Василевский, художники А. Головин и Н.

«Псковитянка» Римского-Корсакова

Премьера оперы "Псковитянка" и пролога к ней "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова состоялась на музыкальном фестивале Grange Park Opera в графстве Суррей, что в часе езды. праздничный концерт, приуроченный к 25-летию коллектива, увертюрой к опере Римского-Корсакова «Псковитянка» 25 ноября, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. Знаменитую оперу Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" покажут петербуржским зрителям на Исторической сцене Мариинского ли вы, что "Псковитянка". "Псковитянку" Римский-Корсаков писал и переписывал в итоге около тридцати лет, хотя задумал еще в свои 24 года. Сейчас опера идет в третьей авторской редакции. «Псковитянка» завоевала признание зрителя в Солодовниковском театре, и оперой заинтересовался управляющий московскими казенными театрами вский.

Опера «Псковитянка» в Псковском Кремле

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. Постановка оперы го-Корсакова «Псковитянка» в псковском Кремле состоялась по инициативе губернатора Андрея Турчака, поддержанной Российским государственным. Оперу «Псковитянка» называют самым трудным ребенком композитора Николая Римского-Корсакова. РИА Новости, 22.07.2010. К Мариинской опере у меня всегда было некоторое двойственное чувство: с одной стороны, необъятный репертуар, международный уровень труппы, умеют петь Вагнера (по крайней мере. Опера «Псковитянка» 23 февраля 2024, Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа.

"Псковитянка" Римского-Корсакова

По ее словам, «Псковитянка» просто просится для постановки в Псковском Кремле. 22 июля группа работников сферы культуры совершили поезду в Псков, где стали зрителями уникальной постановки оперы го-Корсакого «Псковитянка». Оперу «Псковитянка» называют самым трудным ребенком композитора Николая Римского-Корсакова.

Гергиев поставит оперу в Псковском кремле

Существовала даже версия, что все они функционировали как объекты радиолокационного слежения ПВО. Квартиры в московских «небоскребах» считались жильем престижным, интерьеры отличались пышностью, селили в них людей выдающихся. Скученность звезд в одном доме объяснялась еще и тем, что так советским властям было удобнее контролировать творческую элиту. Считается, что 13 января 1703 года по указу Петра Первого в Москве более или менее регулярно начали издаваться «Ведомости». Первый номер первой российской газеты был озаглавлен так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Издание осуществлялось попеременно в Москве и Петербурге.

Сложный, болезненный, полный драматизма исторический выбор между псковской вольницей и единым государством был сделан псковичами в пользу Москвы, что стало лейтмотивом финальных сцен оперы.

Ее действие, согласно авторскому замыслу, разворачивается в Пскове, в том числе и на Вечевой площади кремля в 1570-м году. В образе псковитянки предстает внебрачная дочь Ивана Грозного, любимица Пскова, княжна Ольга. Премьера "Псковитянки" состоялась в 1873 году в Мариинском театре и вызвала горячий отклик у публики. Заслугой "Псковитянки" является и такой, поистине исторический факт: именно она открыла дорогу на сцену царственным особам. Когда опера проходила цензуру, обнаружился подписанный еще Николаем I документ, который запрещал "выступать" в опере русским правителям.

Специально для участия в спектакле в Псков привезли несколько десятков дрессированных лошадей. Они привычны к громким голосам и не пугаются выстрелов. Пока идут репетиции, животных держат в тени. Впрочем, солнце - главный враг всех артистов. Андрей Архипов, исполнитель роли Малюты Скуратова: "С таким гримом опасность попасть под солнышко, и это все стечет. А это 40 минут работы гримера. Просто жалко". Артисты стоически переносят жару. А ведь многим приходится еще и бегать. Юрий Лаптев: "Расстояние в театре меряется 5-7 метров, а здесь 300-250. Люди должны сбегать встретить царя, когда он въезжает, и вернуться на вечевую площадь и вовремя вступить. Действие разворачивается не только на центральной площади, но и на всей территории Кремля. Чтобы зрители ничего не пропустили, спектакль транслируется на огромном экране.

Увидеть спектакль можно на Новой сцене Мариинского театра. Начало в 19:00. Программа Опера «Псковитянка». Фото: mariinsky.

Дом культуры «Маяк» опубликовал видеозапись оперы «Псковитянка»

Псковитянка не то произведение, которое надо исполнять в оперном зале в концертном варианте. В бенефис певицы Ю. Ф. Платоновой в Мариинском театре впервые исполнена опера Н. А. Римского-Корсакова «Псковитянка». Слушали замечательную оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова Псковитянка, по драме Льва Мея. Самое сильное впечатление на меня произвела, конечно же, музыка.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий