Урок 10. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». «Шинель». Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Предыстория повести «Шинель» Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей.
Презентация по произведению гоголя шинель. Презентация на тему "«Шинель» Н.В
Презентацию на тему "Н. В. Гоголь "Шинель"" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени. Название файла: gogol_ Краткое описание: Презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему: Презентация к уроку литературы в 8 классе "Шинель". 1 слайд «Шинель».
Презентация к уроку литературы ( 8 класс) по повести Н.В. Гоголя " Шинель"
Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой. Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.
В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?
Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок , выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир , в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.
Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками».
Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал». Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения».
Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд , где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель. Фантастический финал произведения утопическое осуществление идеи справедливости.
Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он маленький.
Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший.
Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина. Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова… Вопросы и задания к повести «Шинель» 1 1. Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором.
В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести? Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной.
Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели? Тест 1.
Имя Акакий Акакиевич получил: а по святцам; б кума настояла; в матушка дала. Акакий Акакиевич: а положительный герой; б отрицательный герой; в противоречивый характер. Пейзаж: а играет важную роль; б не играет особой роли; в его здесь нет. Шинель: а художественная деталь; б символ; в образ. Повесть «Шинель»: а фантастическая; б жизнеподобная; в романтическая.
Акакий Акакиевич: а синонимичен пушкинскому « маленькому человеку»; б это другой вид; в его нельзя отнести к маленьким людям. Главный вывод автора: а «маленький человек» достоин уважения; б он продукт бесчеловечного государства; в он сам виноват в своей «малости». Вопросы и задания к повести «Шинель» 2 1. Однажды Гоголю рассказали историю о том, что один чиновник страстно хотел иметь ружьё. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил немалую по тем временам сумму в 200 рублей.
Именно столько стоило лепажевское ружьё Лепаж был искуснейшим оружейником того времени , предмет зависти каждого охотника. Ружьё, бережно положенное на носу лодочки, исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом, сквозь который пришлось плыть. Поиски были тщетны. Ружьё, из которого не было сделано ни одного выстрела, навеки похоронено на дне Финского залива.
Чиновник слёг от горячки деталь, сохранённая в повести. Сослуживцы пожалели его и в складчину купили ему новое ружьё. Почему Гоголь ружьё заменил шинелью и переосмыслил финал повести? Почему автор так подробно описывает, как собирались деньги на шинель, как покупалось сукно, подкладка, воротник, как она шилась? Расскажите о портном Петровиче и месте этого персонажа в повести.
Как изменяется герой, увлечённый мечтой о шинели? Как относится Гоголь к своему герою и когда это отношение начинает меняться? Смешон или жалок Башмачкин? Обоснуйте с цитатами из произведения. Каторжная работа по изучению русского языка, необходимая для того, чтобы его прочесть, не оплатится привычной монетой.
Не троньте его, не троньте. Ему нечего вам сказать. Не подходите к рельсам. Гоголь «Шинель» Тема «маленького человека» в повести Цель: Показать трагизм судьбы «маленького человека» на примере образа Башмачкина; выявить авторскую позицию и свою собственную к данной проблеме. Набоков Эпиграф Весь мир против меня: Как я велик!
Лермонтов «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф. Достоевский Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей и з жизни, из отдалённых закоулков государства? Притча о человеке В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарем в руках. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: - Так что же ты ищешь, Демосфен? Так что же это значит — быть Человеком?
Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель». Сознание этого доводило Гоголя до безумия. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами.
Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям.
Сюжет повести Н. Гоголя «Шинель». Как подчеркивается типичность героя и ситуации? Акакий Акакиевич — один из многих; таких, как он, были тысячи — никому не нужных чиновников. Какая личность перед нами?
Охарактеризуйте образ главного героя. На что он идет ради этого? Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели.
Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.
Страшно от мертвых душ. Повесть производила бы самое беспросветное впечатление, если бы не свет, исходящий от самых убогих, затёртых, ничтожных. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой.
Он был доволен своим ветхим капотом.
Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной. Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. Погодина, известного издателя, историка и учёного. В 1843 году повесть была опубликована. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич — Башмакевич — Башмачкин. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Посмотрите, что еще у нас есть: для самых рациональных -.
Презентация по произведению гоголя шинель. Презентация на тему "«Шинель» Н.В
Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: "Это, право, совершенно того... Как и всегда у Гоголя, очень интересно соотношение индивидуального и типического. Гоголь много раз употребляет по отношению к Акакию слово «странный» и слово «необыкновенный». Может быть, читателю оно покажется несколько странным и выисканным, но можно уверить, что его никак не искали, а что сами собою случились такие обстоятельства, что никак нельзя было дать другого имени, и это произошло именно вот как: родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».
Иллюстрация Кукрыниксов к повести Гоголя «Шинель» Источник Гоголь намеренно сделал имя героя повторяющимся, снова напоминая о том, что он беззлобный человек. Существует работа, в которой сопоставлена жизнь Акакия со святым. Акакий переписывает, но что может быть более прозаичным!
А вот что об этом пишет Гоголь: «Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно, если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу». И выясняется, что у Акакия совсем прохудилась его старая шинель, которую его сослуживцы, глумясь над ним, называли капотом женская одежда , и ему нужно заказывать новую.
И все меняется в жизни героя: ему приходится отказываться от самых необходимых вещей. Гоголь об этом писал так: «Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею о будущей шинели». У Гоголя часто встречается мотив обезличивания человека.
Особенно заметно это в повести «Нос». И значительное лицо, важнейший персонаж повести «Шинель», ни разу в повести почти не назван по имени. Обычно у автора этот мотив принимает вещественное воплощение, так, несколько раз на протяжении повести, вспоминается табакерка Петровича.
Люди теряют лицо, но вещи, наоборот, приобретают его. Когда Петрович сшил новую шинель для Акакия, он попросил героя примерить, осмотрел со всех сторон. Вещь становится символом.
Фантастика и реальность в повести «Шинель» Говоря о данной теме, нужно вспомнить эпилог повести. В нем говорится, что Акакию суждено шумно прожить после своей смерти, в награду за никем не примеченную прожитую жизнь. И дальше непонятно: чиновник видел призрака, но узнал в нем Акакия, а может быть, и нет.
Есть только городские слухи. Обиды Акакия Акакиевича были реальны, а его месть — это область слухов. Так что же значит фантастика в произведении о современной жизни, где, казалось бы, ей места нет?
В повести появляется призрак, снимающий шинели с людей, в итоге добравшийся и до шинели значительного лица. Может показаться, что Акакий отомщен, но после этого идет разговор об ином привидении, которое видел будочник и пошел за ним.
Анализ системы образов повести «Шинель» работа в группах: «Примеряем шинели Башмачкина» А старая шинель , б новая шинель , в шинель —призрак , г генеральская шинель. Смыслы художественного образа шинели 6. Тема «маленького человека» в повести Гоголя 7. Литературоведение коллизия 8. Подведение итогов урока 9. Домашнее задание Ход урока : 7 Этапы работы Этапы Содержание Сроки Подготовительный Формулирование проблемы, формирование групп учащихся для проведенияисследований в работе с текстом 8 мин. Планирование работы Обсуждение плана работы в группе, консультации учителя. Старая шинель 2.
Новая шинель 3. Шинель -призрак 4. Генеральская шинель 11 1. Как портрет раскрывает характер героя? Что означает его имя? Что представляет собой речь Акакия Акакиевича? Как относились к Башмачкину сослуживцы?
Слайд 8 Так что же это значит — быть Человеком? Чем человек отличен от вещи? На эти и другие вопросы нам поможет ответить Николай Васильевич Гоголь и его повесть «Шинель». Сознание этого доводило Гоголя до безумия. Мысль о человеке, душу в которого вдохнул Бог, а судьбу нередко определяет чёрт, видимо, не оставляла Гоголя. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.
И он бы даже и не подумал купить новую, если бы не настали сильные холода. Пришлось ему пойти к Петровичу, бывшему крепостному, а теперь портному. И Григорий сказал ужасную для Акакия новость — старую шинель не отремонтировать, надо покупать новую. И попросил очень большую для Акакия Акакиевича сумму. Бедный Башмачкин думал всю дорогу, что ему делать. Он знал, что портной охотник до выпивки и решает прийти к нему, когда тот будет в подходящем состоянии. Акакий Акакиевич покупает ему спиртное и уговаривает сделать ему новую шинель за 80 рублей. Половина суммы у советника была: благодаря своей экономии, он умудрялся откладывать со своего жалованья. А для того, чтобы собрать на оставшуюся часть, решил жить еще скромнее. Акакий Акакиевич у портного Петровича Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму Акакию Акакиевичу пришлось очень сильно экономить, чтобы скопить нужную сумму. Но его приободряли мысли о новой шинели и он часто ходил к портному и советовался по пошиву. Наконец, она была готова, и Башмачкин, счастливый, пошел на работу. Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия. Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни Такая простая вещь как новая шинель стала самым значительным событием в его жизни. Сослуживцы оценили его обнову, сказали, что теперь у него стал гораздо респектабельнее вид. Смущенный похвалами, Акакий Акакиевич был очень доволен покупкой. Ему предложили проставиться в честь сего события. Это поставило советника в затруднительное положение — у него не было денег. Но его выручило значительное лицо, которое устраивало праздник в честь своих именин, на который был приглашен и Акакий Акакиевич. Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в "Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять, и всё, что ни есть в Петербурге, все улицы и домы слились и смешались так в голове, что весьма трудно достать оттуда что-нибудь в порядочном виде Как бы то ни было, но верно, по крайней мере, то, что чиновник жил в лучшей части города, — стало быть, очень не близко от Акакия Акакиевича. Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые, на мужчинах попадались бобровые воротники, реже встречались ваньки с деревянными решетчатыми своими санками, утыканными позолоченными гвоздочками, — напротив, все попадались лихачи в малиновых бархатных шапках, с лакированными санками, с медвежьими одеялами, и пролетали улицу, визжа колесами по снегу, кареты с убранными козлами. Акакий Акакиевич глядел на все это, как на новость. Башмачкин впервые в жизни позволил себе расслабиться и отдохнуть. Но он все равно ушел раньше всех, окрыленный своим новым положением и шинелью. Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером "Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; пошли деревянные домы, заборы; нигде ни души; сверкал только один снег по улицам, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки«. Мечта и реальность. Образ Петербурга 2 урок Мечта и реальность. Образ Петербурга 2 урок Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Гоголь так отзывался в одном из своих писем о Петербурге: «… на Петербурге же нет никакого характера… Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе… всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Повесть «Шинель» входит в так называемый цикл «Петербургских повестей». Каким выглядит Петербург Гоголя? Художник С.
Гоголь "Шинель". Презентация на тему Н
Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. В 1924 г. в Германии по мотивам «Шинели» Гоголя был создан фильм под названием «Последний человек». В 1924 г. в Германии по мотивам «Шинели» Гоголя был создан фильм под названием «Последний человек». Степанов.Н.Л. в своей книге “Творческий путь Гоголя” пишет: “От “Шинели” прочные нити тянутся в русской литературе вплоть до Чехова, своим демократическим гуманизмом, своей защитой простого человека и утверждением его правда на счастье Гоголь завоевал почетное. Несмотря на то что «Шинель» вышла почти одновременно с центральным произведением Гоголя «Мертвые души» (1842), она не осталась в тени.
Литература. 8 класс
Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. «Шинель» (и творчество Гоголя в целом) повлияло как на литературу русского (в диапазоне от Андрея Белого до Юрия Мамлеева), так и мирового (Франц Кафка, Элиас Канетти) модернизма. Презентация на тему по литературе Шинель (8 класс).
Повесть Н.В. Гоголя "Шинель"
Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Слайд 13 Работа с текстом Слайд 14 По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу». Столкновение с генералом происходит как раз тогда, когда Акакий Акакиевич перестает быть «внутренним» человеком. Сразу после угрожающего вопля «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал,произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом "ваше превосходительство"». После смерти Акакий Акакиевич меняется со «значительным лицом» местами и в свою очередь осуществляет Страшный Суд, где нет места рангам и званиям, и генерал и титулярный советник одинаково держат ответ перед Высшим Судией. Акакий Акакиевич является по ночам зловещим призраком-мертвецом «в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели». Успокоился и исчез призрак Акакия Акакиевича только тогда, когда ему под руку попалось «значительное лицо», справедливость как будто восторжествовала, Акакий Акакиевич словно осуществил грозное Божье наказание, облекся в генеральскую шинель.
Слайд 15 Фантастический финал произведения - утопическое осуществление идеи справедливости. Вместо покорного Акакия Акакиевича появляется грозный мститель, вместо грозного «значительного лица» - лицо подобревшее и смягченное. Но на самом деле этот финал неутешителен: возникает ощущение богооставленности мира. Бессмертная душа охвачена жаждой мщения и вынуждена сама же это мщение и творить. Слайд 16 P. Знаменитый маленький человек Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой. Точно про него известно только, что он - маленький.
Не добрый, не умный, не благородный, Башмачкин всего лишь представитель человечества. Самый что ни на есть рядовой представитель, биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор. В этом «тоже» заключалось открытие, которое пылкие поклонники и последователи Гоголя часто трактовали превратно. Они решили, что Башмачкин хороший. Что любить его надо за то, что он жертва. Что в нем можно открыть массу достоинств, которые Гоголь забыл или не успел вложить в Башмачкина.
Но сам Гоголь не был уверен, что маленький человек - герой безусловно положительный. Поэтому он и не удовлетворился «Шинелью», а взялся за Чичикова… Ширина блока Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт Подписи к слайдам: Николай Васильевич Гоголь 1809 - 1852 гг. Вопросы: - В каком году состоялась первая публикация повести? Зима в Санкт- Петербурге. Такая она могла быть в 1842 году. Исаакиевский собор. Зимний день.
Зимний вечер. Достоевский значение гоголевской повести для многих поколений русских писателей «Замысел «Шинели» долго складывался в художественном воображении Гоголя. Первые наброски относятся к 1839 году. Завершена повесть была только через четыре года после описываемых событий», то есть в конце 1842 года и увидела свет в 1843 году в третьем томе «Сочинений Николая Гоголя». Характерные фигуры «безродных» титулярных советников в русской литературе - чиновник Башмачкин в гоголевской «Шинели», Аксентий Иванович Поприщин в «Записках сумасшедшего», Акинф Степанович Пантелеев в «Женитьбе» Гоголя, Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании». Автограф Н. Чин титулярного советника для многих чиновников в середине 1840-х годов являлся пределом мечтаний; этот чин давал им личное дворянство и право получения потомственного почётного гражданства их потомкам.
В русской литературе сформировался образ титулярного советника как неудачника. В XIX веке титулярные советники, как правило, занимали должности старших помощников столоначальников в департаментах министерств, старших помощников секретарей, протоколистов, помощников регистраторов и переводчиков в Сенате. Жалование титулярного советника по «Своду уставов о службе гражданской» 1842 года составляло всего лишь 75 рублей. В критической литературе, посвященной истории написания «Шинели», указывается некое событие, как будто бы побудившее писателя создать гениальную повесть. Аненков вспоминает, что однажды в присутствии Н. Гоголя был рассказан анекдот, имеющий в своей основе истинное происшествие, случившееся с одним чиновником, который насилу скопил деньги на ружье… и при первой охоте утерял его в водах Финского залива. Эта потеря так расстроила чиновника, что он даже заболел, но друзья, узнавшие о причине болезни, организовали сбор денег и подарили незадачливому сослуживцу новое ружье.
Композиция Повествование построено по принципу «бытия». Экспозиция — краткая история жизни Башмачкина, завязка — решение о необходимости поменять шинель, кульминация — кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка — болезнь и смерть главного героя, эпилог — известия о призраке, ворующем шинели. Жанр Повесть немного перекликается с жанром «жития» святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского.
Эту фразу записал французский литератор Мелькиор де Вогюэ со слов одного русского писателя. К сожалению, Вогюэ не сообщил, кто был его собеседником.
Скорее всего, Достоевский, но высказывалось предположение, что это мог сказать и Тургенев. Так или иначе, фраза афористически точно характеризует влияние Гоголя на русскую литературу, осваивавшую тему «маленького человека», углублявшую свой гуманистический пафос. Слайд 4 Тема. Конфликт В «Шинели» поднимается тема «маленького человека» - одна из постоянных в русской литературе. Первым затрагивает эту тему Пушкин. Его маленькие люди - это Самсон Вырин « Станционный смотритель ».
Евгений «Медный всадник». Как и Пушкин, Гоголь раскрывает в самом прозаическом персонаже способность к любви, самоотречению, самоотверженной защите своего идеала. Слайд 5 В повести «Шинель» Гоголь ставит социальные и нравственно- философские проблемы. С одной стороны, писатель выступает с резкой критикой того общества, которое превращает человека в Акакия Акакиевича, протестуя против мира тех, кто «натрунились и наострились вдоволь» над «вечными титулярными советниками», над теми, у кого жалование не превышает четырехсот рублей в год. Но с другой стороны, гораздо более существенно обращение Гоголя ко всему человечеству со страстным призывом обратить внимание на «маленьких людей», которые живут рядом с нами. Ведь Акакий Акакиевич заболел и умер не только и не столько потому, что у него украли шинель.
Причиной его смерти стало и то, что он не нашел поддержки и сочувствия у людей. Слайд 6 Конфликт маленького человека с миром вызывается тем, что у него отнимают его единственное достояние. Станционный смотритель теряет дочь. Евгений - возлюбленную. Акакий Акакиевич - шинель. Гоголь ужесточает конфликт: для Акакия Акакиевича целью и смыслом жизни становится вещь.
Однако автор не только снижает, но и возвышает своего героя. Слайд 7 Акакий Акакиевич Башмачкин Портрет Акакия Акакиевича рисуется Гоголем подчеркнуто незавершенным, недовоплощенным, иллюзорным; целостность Акакия Акакиевича должна быть впоследствии восстановлена с помощью шинели. Рождение Акакия Акакиевича выстраивает модель алогичного и грандиозно-космического гоголевского мира, где действуют не реальные время и пространство, а поэтическая вечность и человек перед лицом Рока. Вместе с тем это рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича: только что родившая Акакия Акакиевича мать именуется Гоголем «покойницей» и «старухой», сам Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»; крещение Акакия Акакиевича, происходящее сразу же после рождения и дома, а не в церкви, скорее напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца; отец Акакия Акакиевича тоже оказывается как бы вечным покойником «Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Слайд 8 Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества.
В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, наслаждение, гармонию, здесь он полностью доволен своим жребием, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне : что-то Бог пошлет переписывать завтра? Портной Петрович, наотрез отказываясь подновлять старую шинель Акакия Акакиевича, выступает в роли демона-искусителя. Новенькая шинель, в которую облачается Акакий Акакиевич, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость». Аскета и затворника Акакия Акакиевича охватывает любовный пыл и греховная горячка. Впрочем, шинель оказывается любовницей на одну ночь, заставляя Акакия Акакиевича совершить ряд непоправимых роковых ошибок, выталкивая его из блаженного состояния замкнутого счастья в тревожный внешний мир , в круг чиновников и ночной улицы. Акакий Акакиевич, таким образом, предает в себе «внутреннего» человека, предпочтя «внешнего», суетного, подверженного людским страстям и порочным наклонностям.
Слайд 11 Работа с текстом Слайд 12 Пагубная мысль о теплой шинели и ее приобретение резко меняют весь образ жизни и характер Акакия Акакиевича. Он едва не допускает ошибки во время переписывания. Ломая свои привычки, соглашается пойти на вечеринку к чиновнику. В Акакии Акакиевиче, больше того, просыпается ловелас, устремляющийся в погоню за дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Акакий Акакиевич пьет шампанское, объедается «винегретом, холодной телятиной, паштетом, кондитерскими пирожками». Он изменяет даже любимому делу, и расплата за измену своему поприщу не замедлила его настигнуть: грабители «сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал».
Акакий Акакиевич теряет всю свою тихую кротость, совершает несвойственные его характеру поступки, он требует от мира понимания и помощи, активно наступает, добивается своего. Слайд 13 Слайд 14 По совету чиновников Акакий Акакиевич отправляется к «значительному лицу».
Анализ[ править править код ] Почтовая марка России, посвящённая 200-летию со дня рождения Н. Гоголя Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б.
Новаторство повести исследователь увидел в том, что «рассказчик так или иначе выдвигает себя на первый план, как бы только пользуясь сюжетом для сплетения отдельных стилистических приемов» [10]. Эта сказовая манера позволяет проследить изменение отношения рассказчика к Акакию Акакиевичу по ходу рассказа. Как отмечает Д. Мирский , «Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости» [11].
Советский литературовед И. Сергиевский видит в повести критику бюрократической общественной системы, основанной на торжестве равнодушия и жестокости, казёнщины и безразличия к человеку, где класс чиновника в табели о рангах в большей степени предопределяет отношение к нему окружающих, чем его личные качества. Чем выше чин должностного лица будочник, частный пристав, значительное лицо , к которому обращается пострадавший Акакий Акакиевич, тем жестокосерднее оно обращается с ним [12]. Выход из этого противоречия был найден следующий — «Шинель» стала толковаться как пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате» [13] : Трансцендентальное стремление редуцировалось до элементарной потребности, но потребности жизненно важной, не избыточной, насущно необходимой, неотъемлемой в бедной бесприютной жизни Акакия Акакиевича и притом терпящей такое же неотвратимое крушение, какое претерпевали мечтания художника или композитора.
Манн [13] Если в России за увлечением социальным анализом от критиков ускользала мистическая составляющая повести, то на Западе наоборот — повесть рассматривалась в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность. Соответственно, тем или иным сюжетным ситуациям «Шинели» подыскивали соответствия в новеллах Гофмана [14] [15]. Борис Зайцев писал [16] : дьявол напустил тумана в глаза и навел марево … на людей, казалось бы, обязанных Гоголя понять При религиозной трактовке, повесть, прежде всего, не история бедного чиновника, а притча, адресованная читателю. Это история искушения, затем одержимости смиренного, убогого и лишенного тщеславия Башмачкина с его простыми радостями неким новым предметом, страстью, идолом, сначала лишивших человека его радостей, а затем погубивших его.
Авторская ирония по отношению к Башмачкину и предмету его страсти оказывается литературным приёмом, взглядом глазами читателя. Николаевская Россия, Петербург и чиновничье сообщество с его пороками и поверхностным, чисто бытовым христианством выступает здесь лишь подходящим фоном для истории духовного тупика. Герой, по своему изначальному поведению показанный едва ли не безгрешным аскетом, подвергается искушению, причем по обыкновенному бытовому поводу, и погибает духовно и физически [16]. На момент написания повести Гоголь — фанатично религиозный человек, глубоко погруженный в духовную литературу, в том числе монашескую и греческую.
Сомнительно, чтобы его религиозность не нашла никакого отражения в повести. Имя «Акакий» — говорящее, имеющее смысл «беззлобный» или «невинный» [17].