Согласно статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда. Согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, проживающие в муниципальных квартирах, имеют право 1 раз в жизни зарегистрировать право собственности. Федеральный закон от 24.07.2023 № 354-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В законе приводится определение приватизации жилых помещений — это «бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Первым документом, регулирующим процесс приватизации жилья, был закон РФ «О приватизации жилищного фонда», принятый в 1991 году.
Курсы валюты:
- Пресс-центр
- Законные основания
- Власти перевыполнили план по приватизации в 16 раз | Новости экономики | Известия | 25.12.2023
- Статья 7 \ КонсультантПлюс
- Нормотворческие инициативы
- Закон РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"
Путин заявил, что в России не пересматривают итоги приватизации
Так, до данным ведомства, поступления в бюджет от приватизации за 2023 год выросли до 28,9 млрд рублей. Из них от продажи корпоративных активов — 27,3 млрд, а от имущества госказны — 1,6 млрд рублей. В ведомстве пояснили, что план помогли перевыполнить две большие продажи: акций предприятия «Кучуксульфат» в Алтайском крае и компании «Феникс» в Санкт-Петербурге , которая управляла портом «Бронка». Каждая сделка обошлась более чем 10 млрд рублей, пишет издание.
В компании пояснили, что планируют наращивать темпы продажи активов, которые принадлежат государству.
Занимать для этих целей деньги за границей сейчас невозможно, поэтому нужно вкладывать национальный капитал. По мнению экспертов, инвестиционный капитал в стране есть, и он нуждается во вложениях. Российский бизнес готов взять на себя определенные риски по развитию самых проблемных секторов.
Здесь, однако, есть один нюанс. Само слово «приватизация» еще в 1990-х годах приобрело негативную окраску. У многих россиян еще живы воспоминания варварской передачи государственных предприятий в частные руки после развала СССР. Процесс покупки пройдет на рыночной основе — кто больше заплатит, тот и получит актив.
Никакого демпинга и банкротства в угоду покупателям.
Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Напомним, что в этом году программе, благодаря которой десятки миллионов жителей нашей страны стали обладателями собственной недвижимости, исполняется 30 лет.
Старт процессу был дан законом «О приватизации жилищного фонда РСФСР» от 4 июля 1991 года, в котором говорилось о бесплатной приватизации 18-ти квадратных метров жилья на человека и дополнительно 9-ти квадратных метров — семьям. В дальнейшем в законе «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 23 декабря 1992 года эти нормы были исключены, и приватизация жилья стала полностью бесплатной для граждан. Честно заработанные метры Анвар Шамухамедович вспоминает, что закон «О приватизации жилищного фонда РСФСР» в его первоначальной версии от 4 июля 1991 года предполагал для учёта особенностей и состояния жилищного фонда, находящегося в государственной собственности, на территориях РСФСР органами власти и управления районов, городов, посёлков городского типа, районных центров, сельских поселений в каждой области, крае, автономной республике или области в составе страны разработку и введение методик по установлению стоимости жилья различных типов для установления размера выплат за излишки этого жилья сверх бесплатных 18-ти «квадратов» жилья на одного человека и дополнительно 9-ти «квадратов» — на семью. Как показал опыт реализации закона в вышеуказанной редакции, с июля 1991 года и до декабря 1992 года эти методики по стране за исключением отдельных случаев практически разработаны не были, и закон массово в масштабах всей страны не заработал. В то же время с января 1992 года по инициативе руководства Москвы согласно указа Президента РСФСР Бориса Ельцина в Москве проводился эксперимент по введению бесплатной приватизации жилищного фонда вне зависимости от площади занимаемого жилья.
В такой экспериментальной редакции в Москве началась ускоренная приватизация жилищного фонда. В конце 1992 года и особенно в течение VII съезда народных депутатов РСФСР, когда в итоге вместо Егора Гайдара был утверждён на должности председателя Правительства РСФСР Виктор Черномырдин, в декабре того года происходили бурные дискуссии по схемам, на основе которых должна была происходить ускоренная приватизация жилищного фонда. Обсуждавшиеся идеи по принуждению в процессе приватизации жилья населения фактически повторно оплачивать ранее честно заработанные те излишки площади жилья, которые образовались в течение различных событий их жизни, либо переселяться неплатёжеспособной части населения в меньшие по площади и более дешёвые жилые помещения, были признаны неправильными. Кроме того, было учтено, что введение платной приватизации жилья за излишки по площади и стоимости жилья болезненней всего отражались бы на пенсионерах и иных беднейших и незащищённых слоях населения, которые были бы вынуждены переселяться из привычных для них условий в менее комфортные, чего допустить было признано нецелесообразным. Кроме того, введение бесплатной и упрощённой процедуры приватизации жилищного фонда в России практически полностью исключило возможности для злоупотреблений и противодействия реализации прав граждан со стороны властных структур любого уровня и административных возможностей.
А для того, чтобы ставить и затем последовательно начать решать иные жилищные проблемы населения, имеющего неудовлетворительные жилищные условия, 24 декабря 1992 года то есть на следующий день после принятия закона о бесплатной приватизации жилья Верховным Советом РСФСР был принят другой закон — «Об основах федеральной жилищной политики», которым были заложены правовые основы развития ипотечного жилищного кредитования, изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве, введения товариществ собственников жилья и их прав и ответственности за бремя этой собственности, а также другие новации. На бессрочной основе С самого начала законодательно установленных в России упрощённых процедур по проведению бесплатной приватизации жилья всегда находились представители определённых кругов властных структур в субъектах Федерации, министерствах и ведомствах, а также околовластных коммерческих и научных кругов, которые боролись за восстановление возможности получения личной выгоды для этих посторонних от приватизации жилья лиц.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
- Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
- Приватизация квартиры, срок окончания приватизации 2023 год
- России предложили новую приватизацию: повторится ли опыт девяностых - МК
- Как приватизировать квартиру в Москве в 2023 году?
- Пошаговая инструкция по приватизации квартиры через МФЦ
Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
Расскажу, в каких случаях для собственника может быть выгодна деприватизация квартиры. Законодательство:Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищ. Департамент) - жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации. Во-первых, исходя из ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», для приватизации жилого помещения достаточно проживания в нем граждан на условиях договора социального найма и не обязательно наличия заключенного письменно. бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации.
В Госдуму внесен законопроект о деприватизации жилья
Изменения в законодательстве: уточнены особенности приватизации объектов культурного наследия | Одним из условий реализации права на приватизацию жилого помещения является принцип однократности приватизации, закрепленный в статье 11 Закона РФ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой гражданин имеет право на. |
В Госдуму внесен законопроект о деприватизации жилья | Изменения предусматривают упрощенный порядок приватизации федерального имущества (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, а также имущества, подлежащего внесению в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ). |
Приватизация в России — Википедия | Принявший орган: Президент Российской Федерации. |
Особенности приватизации жилых помещений граждан с 2023 года | жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации'. Таким образом, любой гражданин вне зависимости от даты приватизации жилого помещения может передать его в государственную или муниципальную собственность. |
В Госдуму внесен законопроект о деприватизации жилья
Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Условия приватизации остаются неизменными с 1991 года: • участниками договора приватизации могут быть только граждане Российской. Бесплатную приватизацию жилья продлили до марта 2017 года Срок бесплатной приватизации жилья в России решено продлить до 1 марта 2017 года. Свежие новости приватизации не предусматривают изменений в документальных и организационных нюансов проведения мероприятия. Нужно двигаться в сторону приватизации, это возможно сделать «без ущерба стратегическим интересам» России.
Особенности бесплатной приватизации жилья в 2021 и 2022 годах
Речь идет о земельных участках, недвижимости, автомобилях и ценных бумагах, в отношении которых не было предоставлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. При этом сейчас в госказне находится 140 объектов жилого фонда, конфискованных в связи с совершенными правонарушениями в собственность РФ. Порядок отчуждения из федеральной собственности такой недвижимости путем их возмездной реализации отсутствует, отмечают авторы инициативы.
Вопрос: Как доказать, что я раньше не участвовал в приватизации? С 1991 года я сменил 6 разных городов, а архивные документы сохранились далеко не везде. Будет ли вынесен отказ в приватизации при таких обстоятельствах? Ответ: К сожалению, с проблемой отсутствия документов сталкивается большинство граждан. Основанием для отказа такой факт не является — должностные лица муниципального органа запросят выписку из Росреестра о наличии у вас зарегистрированной собственности за период с 1998 года с этого времени был введен реестр ЕГРП. Если отсутствуют документы за более ранние периоды, от вас потребуют расписку в письменном виде о том, что вы не приватизировали муниципальное жилье.
Если в расписке будет указана недостоверная информация, приватизационная сделка будет признана недействительной. Вопрос: Могут ли принимать участие в приватизации лица, выписанные из квартиры? Как долго у них сохраняется право на это? Если гражданин являлся нанимателем и не утратил право пользования после снятия с регистрационного учета, он сможет приватизировать жилье даже при отсутствии в паспорте штампа о прописке. Указанное право будет утрачено, если гражданину предоставляется иное жилое помещение на условиях найма. Бесплатную приватизацию могут продлить еще на год С того момента, как государство разрешило гражданам приватизировать муниципальное жилье, прошло уже более двух десятков лет. В течение последних 10 лет право на бесплатную приватизацию планировали отменить уже несколько раз. В настоящий момент она признана бессрочной.
Сносить стены в муниципальном жилье без согласия наймодателя администрации нельзя, даже если это одобрят архитекторы; перевести квартиру из жилого в нежилой фонд. В случае с муниципальным жильем это расценивается как отсутствие необходимости в постоянном месте жительства. Социальные квартиры выдают нуждающимся, их нельзя переоборудовать; зарегистрировать других жильцов. В муниципальной квартире это доступно только детям, супругам и родителям с письменного разрешения всех проживающих. Если вы захотите зарегистрировать других людей, дополнительно потребуется разрешение муниципалитета. Последний может отказать, если жилплощадь не соответствует количеству жильцов по нормативам. Эти цифры разнятся в зависимости от региона, в котором расположено жилье. Исключение — несовершеннолетние дети, их регистрируют вне зависимости от размера площади. Минусы приватизации квартиры: ответственность за приватизированное жилье несет собственник. Если вдруг произойдут непредвиденные события например, случится пожар или потоп в муниципальной квартире , то ущерб возместит государство.
Если же квартира будет приватизирована, ремонт и восстановление жилья будет ответственностью собственника пострадавшего жилого помещения; обязательства по уплате ежегодного налога на имущество физических лиц, который исчисляется с кадастровой стоимости недвижимости. Если она выросла, то, соответственно, увеличился и налог; переход обязанности по несению трат на содержание и капитальный ремонт квартиры. До приватизации погашение расходов по указанным позициям производится из бюджета органов власти субъекта; возможность изъятия квартиры в счет погашения долга. Документы для приватизации квартиры Федеральные законы не дают универсальный список документов для перевода недвижимости в частную собственность. Он может разниться по регионам, этот момент стоит уточнять в администрации. Например, в Москве необходимо предоставить: - основные документы всех, кто зарегистрирован на жилплощади: паспорта и свидетельства о рождении для детей младше 14 лет им также нужны паспорта обоих родителей либо опекунов ; - заявление на предоставление госуслуги по установленному образцу. Единого формата нет, необходимо уточнить информацию в местном МФЦ или администрации; - договор социального найма, подтверждающий право проживания на административной жилплощади; - выписку или ордер из распоряжения органа исполнительной власти можно оформить в МФЦ. До 1 марта 2005 года при предоставлении социального жилья давали ордер, после — заключали договор. Этот пункт тоже стоит уточнить, потому что он зависит от региона. Так, в Самаре и Москве необязательно предоставлять договор соцнайма, а в Санкт-Петербурге его нужно предъявить; - технический паспорт помещения и поэтажный план; - выписку из лицевого счета, в которой указаны все жильцы квартиры; - выписку из домовой книги по истории регистрации в квартире с 21.
Например, решение органов опеки, если приватизацией занимается опекун ребенка. Как приватизировать квартиру В зависимости от местонахождения приватизируемой площади следует обращаться в ближайший МФЦ или муниципалитет. Там же можно ознакомиться со списком документов и заполнить заявление. В БТИ или органах местного управления предоставят подтверждение, что ранее вы не пользовались правом приватизации.
Закон разрешает реализацию таких объектов недвижимости через аукцион. В документе отмечается, что речь идет о жилье, рыночная стоимость которого превышает в два и более раз сумму, определенную исходя из общей площади, умноженной на показатель средней цены одного квадратного метра жилья в соответствующем регионе.
Нормы закона будут распространены на жилье, поступившее в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, либо уже поступившее, но еще не переданное по договору социального найма на день вступления в силу закона.
России предложили новую приватизацию: повторится ли опыт девяностых
Конституционный Суд РФ: Постановление № от 25.04.2024 | В дальнейшем в законе «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» от 23 декабря 1992 года эти нормы были исключены, и приватизация жилья стала полностью бесплатной для граждан. |
Статья 7 \ КонсультантПлюс | Бесплатную приватизацию жилья продлили до марта 2017 года Срок бесплатной приватизации жилья в России решено продлить до 1 марта 2017 года. |
Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" | При этом к рыночной стоимости выкупаемых жилых помещений предлагается применять понижающие коэффициенты. Подробнее о законопроекте: № 1135721-7. |
Приватизация квартиры: документы и инструкция в 2024 | Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Условия приватизации остаются неизменными с 1991 года: • участниками договора приватизации могут быть только граждане Российской. |
Справедливость или отъем? Зачем в России начали пересматривать итоги приватизации
Большая часть этих квартир сегодня сдаётся гражданами, которые владеют этой собственностью, в коммерческий наём. И чем больше будет такого наёмного частного жилья на рынке, тем дешевле будет рыночная плата за этот наём жилья. Тогда Государство, не затрачивая излишних усилий на строительство социального жилья, сможет на выгодных для себя и нуждающихся в жилье граждан помогать нанимать такое жильё за «справедливую и доступную плату найма жилья». Собственники, как класс Очевидным является тот факт, что разное техническое состояние приватизированного в течение 30-ти лет жилищного фонда, связанное, во многом, со временем строительства жилых домов, материалами, из которых они были возведены, местом, на котором эти дома расположены, все эти и другие факторы в совокупности существенным образом влияют на те усилия, которые надо прикладывать собственникам жилья для эффективного управления своим жилищным фондом. Поэтому существует прямая зависимость между тем, когда жилой дом был построен и тем, какую из форм по обслуживанию жилого дама выбирают жильцы. Если дом построен относительно недавно жители зачастую создают товарищества собственников жилья и берут на себя самостоятельное управление общим имуществом этого дома, в том числе и самостоятельное осуществление работ по капитальному ремонту общего имущества. Если дом имеет солидный срок постройки и имеет заметный уровень износа, жильцы, надеясь на помощь и поддержку властей, предпочитают выбор какой-нибудь управляющей компании, преимущественного рекомендуемой органами местного самоуправления, а также регулирование работ по осуществлению работ по капитальному ремонту с накоплением средств в региональных фондах капитального ремонта. В его составе находится аварийный и ветхий жилищный фонд, плохо пригодные для постоянного проживания жилые помещения в общежитиях, жильё без элементарных жилищно-коммунальных удобств, жильё, расположенное в закрытых военных городках, моногородах с ликвидированными или закрывающимися градообразующими предприятиями, жильё на территориях особо неблагополучных природных или климатических условий, а также в перенаселённых или коммунальных квартирах, жители которых в соответствии с законодательством состоят на учёте на улучшение жилищных условий. Очевидным результатом успешной бесплатной приватизации жилья и других жилищных реформ, которые были осуществлены в течении прошедших лет, стало то, что, из всех действующих рынков в России рынок жилья — это самый эффективный и успешно развивающий рынок. Это показали, в том числе, и итоги деятельности отраслей экономики во время пандемии коронавируса в стране в 2020 году, когда в России было введено жилья 82,2 миллиона квадратных метров, то есть несколько больше, чем даже в докризисный 2019 год.
Сегодня можно констатировать, что любой гражданин России, включая представителей самых незащищённых слоёв населения, начинают понимать реальную цену того приватизированного или приобретённого иным способом жилья в частной собственности, которым они владеют, пользуются и достаточно осмысленно распоряжаются. Остальные средства на компенсацию затрат на услуги ЖКХ в соответствии с требованиями законодательства оплачиваются государственными или муниципальными органами в виде адресных субсидий или льгот, а также должны обеспечиваться с помощью Государства в сочетании с частными инвестициями путём реализации программ по реконструкции систем жилищно-коммунального хозяйства страны. Искренне Ваш, За-Строй.
Прокурор разъясняет - Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Прокурор разъясняет 26 апреля 2024, 19:10 Конституционный Суд РФ защитил жилищные права бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации Текст Поделиться Конституционный Суд РФ Постановлением от 25. Федеральному законодателю надлежит, руководствуясь требованиями Конституции РФ и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в постановлении , внести необходимые изменения в действующее законодательство.
Законопроект необходим для работы органов местного самоуправления, отметил один из авторов документа, член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких. По закону, органы местного самоуправления муниципальных районов в тех случаях, когда в полномочия поселений не входят те или иные вопросы, решают их на своём уровне. Как воспользоваться «дачной амнистией» с минимумом документов «И именно касаемо вопросов приватизации в отношении поселений 131 законом ничего не сказано.
Гарантируя данное право и недопустимость произвольного лишения жилища, Конституция Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления данного права и поощрять жилищное строительство статья 40, части 1 и 2. Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики предопределяют, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, в том числе в жилищной сфере. Государство должно не только определить порядок принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в целях оказания содействия в обеспечении нормальных жилищных условий всем лицам, но и гарантировать судебную защиту прав заинтересованных лиц постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 15 декабря 2022 года N 55-П. Обращаясь к оценке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, регламентируя отношения, связанные с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены в том числе многоквартирные дома, и закрепляя право собственников жилых помещений в них на справедливое возмещение за изымаемое жилье, ее нормы обеспечивают права этих лиц и отвечают их интересам. Положения данной статьи, предусматривая как принудительное изъятие жилых помещений по решению суда, так и договорный способ их передачи, в частности путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 часть 3 и 40 часть 1 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения определения от 27 февраля 2018 года N 429-О, от 25 марта 2021 года N 528-О, от 24 июня 2021 года N 1187-О, от 21 ноября 2022 года N 3108-О и др. Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания.
При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса тем более по нормам предоставления, им установленным , во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что собственники жилых помещений могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренное ею денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств, что согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности и с возможностью изъять имущество для государственных или муниципальных нужд и в силу этого он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных при пожаре и вследствие прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения часть 8 , действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. Однако предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации не был конституционно значимый аспект применения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся обеспечения потребности в жилище бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, если это помещение признано непригодным для проживания. Между тем недопустима ситуация, в которой гражданин, имеющий определенные жилищные гарантии, после признания жилого помещения непригодным для проживания оказывается лишенным, не будучи способным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, не только этих гарантий, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти. Исходя из того что одной из основ конституционного строя России как демократического правового государства является частная собственность и свобода предпринимательства, федеральным законодателем в период перехода страны к рыночной экономике были определены правовые начала преобразования отношений собственности.
В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула. В силу части первой статьи 2 названного Закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ, принципиально важным требованием, при соблюдении которого граждане, занимая жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, были вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, являлось согласие на такое приобретение всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Часть первая данной статьи в ныне действующей редакции предусматривает, что граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, могут реализовать свое право на их приобретение в собственность в порядке приватизации с согласия всех имеющих право на приватизацию этих помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Как следует из статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 209 ГК Российской Федерации, собственники жилого помещения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Как все правильно оформить
- Заслуженный строитель России Анвар Шамузафаров о программе приватизации жилья
- Власти отчитались о перевыполнении плана приватизации в России - | Новости
- Как приватизировать квартиру: документы и сроки
- Прокурор разъясняет - Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
- Нормы о приватизации муниципального жилья уточнят
Новое в законодательстве о приватизации государственного и муниципального имущества
Рассказываем, как проходит приватизация квартиры в 2023 году, кто может заниматься приватизацией, а также когда в ней могут отказать. Помимо собственно заявления о передаче жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда в вашу собственность, потребуется ваш паспорт и паспорта или свидетельства о рождении всех людей, проживающих в этой квартире. Депутаты приняли в первом чтении законопроект, в соответствии с которым недвижимость, поступившая в государственный жилищный фонд в результате коррупционного правонарушения, будет реализовываться в соответствии с законодательством о приватизации.
Справедливость или отъем? Зачем в России начали пересматривать итоги приватизации
В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула. В силу части первой статьи 2 названного Закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ, принципиально важным требованием, при соблюдении которого граждане, занимая жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, были вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, являлось согласие на такое приобретение всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Часть первая данной статьи в ныне действующей редакции предусматривает, что граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, могут реализовать свое право на их приобретение в собственность в порядке приватизации с согласия всех имеющих право на приватизацию этих помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Как следует из статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 209 ГК Российской Федерации, собственники жилого помещения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случае же приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность лишь некоторых из граждан, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, остальные наниматели члены семьи нанимателя, бывшие члены семьи нанимателя , в частности лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования этим помещением. Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой урегулированы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в части 1 к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей собственника, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов его семьи. Часть 2 названной статьи предоставляет этим лицам право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, и обязывает их использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Кроме того, в отдельную категорию выделены бывшие члены семьи собственника жилого помещения и установлено, что в случае прекращения семейных отношений с таким собственником эти лица, по общему правилу, утрачивают право пользования жилым помещением. Закрепляющая это правило часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации носит диспозитивный характер, допуская возможность сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением по соглашению с его собственником и предоставляя некоторые гарантии социально не защищенным категориям граждан: если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение этого лица и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда; при этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Согласно части 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений ее части 4, право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между ним и собственником; до истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда. С учетом того, что наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены и бывшие члены его семьи до приватизации этого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации , и что реализация права на приватизацию жилого помещения была поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагало достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" была включена норма, регламентирующая правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения. Согласно статье 19 данного Федерального закона действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент его приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению жалоб, исходил из того, что статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на защиту жилищных прав бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, которые в момент его приватизации имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим определения от 29 сентября 2011 года N 1091-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1660-О-О, от 22 января 2014 года N 18-О, от 23 октября 2014 года N 2332-О и др. Вместе с тем в Постановлении от 24 марта 2015 года N 5-П, опираясь на ряд сформулированных им ранее правовых позиций, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная статья не может расцениваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения этого права, притом что требование их государственной регистрации не установлено. Конституционный Суд Российской Федерации указал на недостаточность законодательных норм, регулирующих различные аспекты сохранения за членами семьи прежнего собственника жилого помещения права пользования этим помещением, которые учитывали бы различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение и обусловленные этими различиями права членов семьи собственников соответствующих помещений в случае прекращения семейных отношений, что не только существенно ограничивает право собственности приобретателя жилого помещения, допуская не сбалансированное с его интересами удовлетворение интересов членов семьи прежнего собственника этого помещения и не обеспечивая адекватный механизм судебной защиты права собственности, но и создает неопределенность в правовом положении членов семьи прежнего собственника отчуждаемого помещения. Из этого следует, что и жилищные гарантии, в том числе связанные с пользованием жилым помещением, для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение определяются совокупностью обстоятельств конкретного дела. Однако необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания нормы или системы находящихся в очевидной взаимосвязи норм, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями постановления от 27 июня 2013 года N 15-П, от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 22 апреля 2014 года N 12-П и др. Между тем в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечивает - на основе принципов равенства и справедливости - решения вопроса о порядке и условиях сохранения жилищных гарантий, предусмотренных для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае его признания непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Рассматриваемое регулирование, в целом ориентированное на защиту жилищных прав, не содержит нормативного механизма, рассчитанного на обеспечение прав указанной категории граждан. Это усугубляется тем, что в жилищном законодательстве нет и ответа на вопрос о порядке и способах защиты конституционного права таких граждан на жилище, хотя условия для осуществления этого права обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления статья 40, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации. Более того, действующее правовое регулирование не обеспечивает потребности таких граждан в жилище в случае утраты ими права пользования жилым помещением, которое является для них единственным пригодным для постоянного проживания, включая и те ситуации, когда в результате изъятия жилого помещения у собственника и выселения бывших членов его семьи, отказавшихся от участия в приватизации, возникают основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как приватизировать недвижимость Приватизацию осуществляют органы местного самоуправления. Чтобы перевести недвижимость в собственность, надо обратиться в МФЦ или муниципалитет — в зависимости от местонахождения, региона. Вопросы, которые нужно задать в МФЦ или муниципалитете: какие документы нужно предоставить, где их получить, сколько времени займет процесс их получения, в течение какого срока будут действительны актуальны документы; кому будет адресован запрос на приватизацию, например, департаменту имущественных отношений города; как возможно подавать заявление — лично или онлайн, например, в Москве это можно сделать через портал Госуслуг. Следующие шаги — сбор документов и подача заявления. Какие документы потребуются для приватизации Перечень документов может отличаться в зависимости от конкректного случая и региона. Закон не дает универсального списка, поэтому лучше уточнить в МФЦ или муниципалитете заранее.
С полным перечнем документов и порядком предоставления услуги можно ознакомиться на сайте Госуслуг. Сколько времени потребуется на решение о приватизации В течение 46 дней после подачи заявления и предоставления документов вы получите решение: договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение — выдается на бумажном носителе лично в МФЦ; решение об отказе в предоставлении государственной услуги — выдается на бумажном носителе лично, отправляется по обычной или электронной почте. Плюсы и минусы приватизации Решение о приватизации стоит принимать, ориентируясь на потребности семьи. Переход жилья в собственность дает возможность полноправно распоряжаться квартирой — продавать ее, брать под ее залог кредит, дарить, сдавать в аренду, оставлять в наследство.
К тому же, в данном случае урегулируется правовой статус уже вселенных лиц, в связи с чем не потребуется определение или дополнение установленных ЖК РФ категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Занимаемые ранее вселенными гражданами помещения не предполагается «предоставлять» никому другому. Относительно затруднений в приватизации жилых помещений, в которых граждане проживают на условиях договора социального найма без заключенного с ними договора социального найма возможности применения ст.
Во-первых, исходя из ст. Во-вторых, в соответствии с многочисленной судебной практикой напр. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения в бывших общежитиях по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Относительно необходимости перепланировки и переустройства бывших общежитий коридорного типа покомнатного заселения под отдельные квартиры для последующего заключения договора социального найма, а также проблем с определением жилого помещения при вселении путем предоставления койко-места Статья 7 Вводного закона к ЖК РФ действует более 10 лет, в течение которых заключено множество договоров социального найма, в т. Вышеназванная норма не препятствует заключению договора социального найма на изолированную комнату, в которой нет помещений вспомогательного использования кухни, ванной, туалета при том, что такие помещения расположены на этаже, а также не освобождает наймодателя от обязанности при наличии возможности оборудовать соответствующие помещения вспомогательного использования вблизи жилых комнат реконструировать бывшее общежитие. Во всяком случае, права граждан не могут зависеть от многолетнего бездействия органов местного самоуправления по непереоборудованию бывших общежитий п. Осуществление жилищных прав граждан не может быть поставлено в зависимость от необходимости отселения других семей, не имеющих отдельных изолированных жилых помещений.
Кроме того, возложение на наймодателя — собственника здания жилого дома обязанности его переоборудования в целях обеспечения соответствия жилых помещений стандартам проживания, а также расселения проживающих в них лиц может рассматриваться в качестве существенного ограничения прав собственника и стать существенным препятствием в принятии всего законопроекта. В отношении заключения договора социального найма на комнаты, в которые граждане вселялись и продолжают проживать на «койко-месте», ни ЖК РФ, ни другие федеральные законы не содержат ограничений как в заключении одного договора социального найма со всеми как с сонанимателями, так и в последующей приватизации комнаты в их общую долевую собственность.
Нарушение личных прав гражданина в ходе проведения предыдущего оформления собственности. Фиксирование правонарушения в реализации процедуры судебным решением. Получение гражданином приватизационного жилья в подарок. Приватизационная процедура невозможна без оформления договора между представителями муниципальной организации и основного лица, вписанного в ордер. Факт проведения сделки подлежит регистрации в реестре ЕГРП. После внесения данных в реестр, законному владельцу недвижимости выдаётся свидетельство о том, что жилище приобрело приватизированный статус. При оформлении объекта до 1998 года, данные о проведении мероприятия хранятся в бюро технической документации регионального значения. При планировании процедуры получения в собственность недвижимости, гражданам стоит учесть, что основной порядок проведения и перечень документов остались прежними.
Стоит отметить, что инициировать проведение приватизации могут только граждане, проживающие в жилье на основании договора с городскими властями о социальном найме Все жители жилплощади должны оформить заявление о волеизъявлении или об отказе в участии проведения передачи объекта в собственность другим лицам.