БОРТКЕВИЧ (на переднем плане) был одним из ведущих солистов «Песняров» на протяжении десяти лет. Леонид Леонидович Борткевич – эстрадный певец, Заслуженный артист БССР. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича. Леони́д Леони́дович Бортке́вич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Заслуженный артист Белорусской ССР (1979). Лауреат международных фестивалей и конкурсов. Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных людей. Леонид Борткевич – выдающийся российский актер театра и кино, режиссер, заслуженный артист России и народный артист Украины.
Леонид Борткевич: уйти, чтобы остаться
Леонид Леонидович Борткевич – эстрадный певец, Заслуженный артист БССР. Скончался Леонид Борткевич, которого называют тайным любовником Пугачёвой. Почему солист легендарных «Песняров» умирал в одиночестве? Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь. Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант.
В прошедшем времени. Леонид Борткевич
Биография. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. Леонид Борткевич 1949-2021 В 2003 году, после смерти основателя группы, Борткевич тут же назначил главным себя. Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных людей. Леонид Борткевич – выдающийся российский актер театра и кино, режиссер, заслуженный артист России и народный артист Украины. Борткевич Леонид Леонидович. Новости по теме: Леонид Борткевич новости сегодня, личная жизнь, биография, карьера. Леонид Борткевич 1949-2021 В 2003 году, после смерти основателя группы, Борткевич тут же назначил главным себя.
Кто такой Леонид Борткевич?
Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. БОРТКЕВИЧ (на переднем плане) был одним из ведущих солистов «Песняров» на протяжении десяти лет. советский и белорусский эстрадный певец. Леонид Леонидович Борткевич (1949 – 2021 годы жизни) – известный белорусский певец, «золотой тенор» популярного вокально-инструментального ансамбля «Песняры», Заслуженный артист Беларуси. Биография белорусского музыканта Леонида Борткевича: личная жизнь, отношения с женой Ольгой Корбут, рождение детей.
В прошедшем времени. Леонид Борткевич
Леонид Леонидович Борткевич — чем известен, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Несмотря на развод Леонид Леонидович никогда не терял связи с наследником, обожал своих внуков Кристину и Данила. Последние новости о персоне Леонид Борткевич новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Леонид Борткевич родился 25 мая 1949 года, в 2021-м ему могло исполниться 72 года. Леонид Борткевич участвовал в авторских концернах Олега Молчана, созданные композитором песни вошли в репертуар Борткевича.
«Не хотел ехать в больницу»: жена Леонида Борткевича о его болезни и похоронах
Брак двух друзей То, что рассказ супруга о чисто профессиональных отношениях с Корбут был обманом, первая жена певца поняла, когда увидела сообщения о свадьбе Леонида и Ольги Корбут. Со своей второй супругой Леонид прожил 22 года. Между ними были хорошие и ровные отношения, оба позволяли себе заводить романы на стороне, о которых догадывался каждый из супругов, но никто не устраивал сцен, и такое положение дел устраивало и Корбут, и Борткевича. Мулявин, узнав об этом, пришел в ужас, поскольку понимал, что совмещать учебу и многочисленные гастроли Леонид не сможет. Он сказал ему сделать выбор между институтом и музыкой, и Борткевич выбрал первое. Позже о своем решении он не жалел. Артист выступал с коллективом "Мальвы", где в одном из номеров была задействована Ольга Корбут. А в 1989 году уехал с супругой и их сыном Ричардом в Америку. Здесь ему пришлось играть вторые роли, он практически стал тенью знаменитой на весь мир жены - олимпийской чемпионки. Спустя 22 года ровных отношений союз Ольги и Леонида распался, но дружбу они сохранили на всю жизнь.
Внебрачный сын В 1980 году у артиста родился внебрачный сын Алексей, появившийся на свет в результате его отношений с актрисой Ириной Померанцевой. Об этом сам Леонид узнал не сразу. По его воспоминаниям, роман с Ириной был ярким, она буквально ходила за ним по пятам, повторяя, что хочет от Борткевича ребенка. Алексея воспитал муж Померанцевой, а сам Борткевич встретился с сыном уже через много лет. Первый раз он увидел Лешу, когда тому был годик, но связи с ним не поддерживал. Третьей женой Борткевича стала модель Татьяна, которая была младше его на 36 лет. У пары есть сын Кристиан.
Записывался и выступал сольно. По приглашению Юрия Денисова работал в ансамбле «Мальвы» в Киеве [6]. Концертов там не давал. Работал в компании, которая занималась фотографией и выпуском постеров, где дослужился до менеджера [7]. Работал фотографом [8]. В американский период своей жизни Борткевич, по собственному признанию, не пел [4]. В 2000 году вернулся в Белоруссию. После возвращения поселился в деревне Валерьяново [9]. В 1999 году вновь стал солистом ВИА «Песняры» и работал в нём до смерти руководителя коллектива Владимира Мулявина в 2003 году. Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Белоруссии назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Сразу же после этого Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры под управлением Леонида Борткевича» под эгидой российского ООО «Песняры». В 2008 году этот ансамбль распался. В феврале 2009 года Борткевич вместе с Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича. В книге поделился с читателями своей творческой и личной жизнью, рассказал об уникальности ансамбля «Песняры».
Да, была лишь одна ночь, зато какая! Разные источники впоследствии как опровергали связь этих двух знаменитостей, так и подтверждали. Так что, оставив все на суд воображения наших читателей. Раз женитьба, два женитьба... Вскоре после той интрижки он первый раз официально женился, удивив абсолютно всех и самой женитьбой и выбором невесты. Правда, превратившись из Золушки в «принцессу, девушка своим шансом на счастье не воспользовалась. Да, сделала Борткевича отцом, родив ему сына Алексея. Но, как вспоминал сам исполнитель: «Она была на пять лет моложе меня, в бытовом п лане - абсолютно никакая. Стирать и готовить не умела. Покупала тортики, ими и питалась. А я с гастролей привозил ей бриллианты». Их семейной жизни заранее пророчили крах, и спустя пять лет так и случилось. По некоторым данным, уставшая ждать мужа с постоянных гастролей молодая жена изменила ему. А он заливал обиду алкоголем, погружаясь все сильнее в эту пьяную трясину. Так происходило до тех пор, пока однажды ему не позвонила гимнастка Ольга Корбут. Да-да, та самая «чемпионка с косичками», победительница Олимпиады, прославленная гимнастка, которую обожали во всем мире. Они познакомились примерно за год до этого, и с тех пор иногда перезванивались. Вроде как приятели были. В тот раз Ольге, узнавшей о семейной драме Борткевича, банально стало его жалко. Она напросилась в гости, чтобы поддержать бедолагу. А потом у них все и началось. Спустя несколько лет они расписались. Приложение к знаменитой жене Позднее, когда у именитой семьи уже подрастал сын Ричард, они решили уехать в Америку. Ольга как раз забеременела вторым, а в стране еще не отгремело эхо чернобыльской трагедии. Решили не рисковать здоровьем будущего ребенка, и рожать за океаном. Думали, что в США лучшие в мире врачи.
Леня решил выбрать сыну созвучное имя. Я долго сопротивлялась, искала другие варианты имени. Но к моменту рождения сына мы так и не пришли к согласию, не смогли остановиться на каком-то одном имени, и остался вариант, предложенный мужем. Леня звал сына Крестюшей, я — Крисом. Кристиану, когда он был маленький, не очень нравилось его имя. А сейчас он от него просто в восторге. Хотя, когда он занимался в хоре, как ни странно, учительница очень его хвалила, говорила, что Кристиан там самый лучший. Музыкальную школу сын забросил. У него были сложности с сольфеджио. Леня был в постоянных разъездах, а я в этом ничего не понимала, помочь не могла. К сожалению, никто из них не стал музыкантом. Династии артистов не получилось. У Лени был настолько уникальный голос, что второго такого уже, видимо, не будет. В 1978 году вторая жена, четырехкратная олимпийская чемпионка Ольга Корбут, родила сына Ричарда. Также у Леонида есть внебрачный сын Алексей, которого в 1980 году родила актриса Ирина Померанцева. Фото: Из личного архива «Леня не скрывал, что у него есть внебрачный сын» — Вы работали по специальности? Зачем тебе это нужно? Каких-то помощников или нянек у нас не было. Позже я попробовала себя в роли менеджера, но поняла, что это не мое. Я отучилась на стилиста и fashion-продюсера, занималась организацией съемок, но это было больше хобби. Мы жили за городом, а школа у сына была в Минске, я возила его на всевозможные секции и курсы. Крис занимался хоккеем, плаванием, языками, программированием, даже в театральной студии. Он приезжал к нам в гости с семьей. А Ричард какое-то время жил с нами, сначала в квартире, а потом, когда мы переехали, уже в нашем доме. Он прекрасно, без всякого акцента говорит как на русском, так и английском языках. А в Минске, по-моему, была лишь однажды, но встретиться нам не довелось. Когда она была в Москве, Леня приезжал в столицу. Они виделись. У них оставались хорошие, добрые отношения. Но они не общались. Мальчика воспитал отчим, которого он считал своим отцом. У них не было претензий к Лене. А у вас есть любимая песня в исполнении Леонида? Есть видео, как Владимир Мулявин останавливает Леню и просит раз за разом повторить начальные строки, добиваясь совершенства в звучании. Ему нужно было, чтобы все было идеально. Даже если в гости приходили друзья или хорошие знакомые и появлялась гитара, Леня не любил петь за столом. Под настроение, когда приходили к нам другие музыканты, он мог что-то спеть. В последнее время к нам часто приезжал солист коллектива Андрей Еронин, они сидели, что-то разучивали. У них было много планов. Они и клип записали, и фотосессию сделали для предстоящих гастролей.
«Как будто камертон, ни одной ноты мимо». Друзья и коллеги о «песняре» Леониде Борткевиче
Кроме этого, Леня обожал петь, потому его взяли в детский хор при минском Дворце пионеров и консерватории солистом. После школы он сдал экзамены в архитектурный техникум, а закончив его, устроился по специальности. Параллельно молодой человек работал с любительским коллективом "Золотые яблоки". Частная жизнь звезды Леонид Борткевич популярен среди женщин. Жизнь его наполнена страстью. В первый раз он женился на своей фанатке Ольге Шумаковой, которую увел от мужа.
Брак продержался 5 лет. От нее у Борткевича родился сын Алексей. Будучи в браке, Леонид завёл роман с Ольгой Корбут. Они познакомились на гастролях, а после поженились.
Кинотеатр «Октябрь» в Минске [5] был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича.
Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Работал архитектором в «БелНИИгипросельстрой». В 1970 году включён в состав ВИА «Песняры», где проявил себя как один из лучших вокалистов ансамбля. Туда Борткевич поступил в 1980 году, в том же году из-за невозможности совмещать учёбу и гастроли покинул ансамбль «Песняры». Записывался и выступал сольно.
По приглашению Юрия Денисова работал в ансамбле «Мальвы» в Киеве [6]. Концертов там не давал.
Груз ответственности не давил? Когда выступал уже без Володи Мулявина, незримо ощущал его присутствие рядом — на сцене он, как правило, стоял слева от меня. Порой на концертах возникали определенные заминки, казусы, огрехи — в таких случаях всегда думал: а как бы поступил Мулявин, какой нашел бы выход из положения? И чаще всего решение приходило. Что, наверное, неудивительно: ведь мы очень долго работали вместе, тесно общались, а потому его привычки, вкусы, характер мне известны досконально.
Если же говорить о преемственности, то меня, как «правую руку» Мулявина, конечно, не могла не удручать ситуация с многочисленными клонами «Песняров», которые беззастенчиво использовали и продолжают использовать прославленный бренд. А ведь большинство из них не то что никогда не работали с Мулявиным — в глаза его не видели. Я же всегда старался бережно относиться к наследию «Песняров». Володя как-то услышал группу «Золотые яблоки», в которой пел я. Заинтересовался и пригласил на прослушивание. Похвалил, отметив, что до меня «проверил» уже порядка сорока человек, среди которых были и выпускники консерватории, но никто его не устроил. А мой голос ему сразу понравился, после чего он предложил мне исполнить песню «Белая Русь ты моя», которая стала одной из первых в репертуаре «Песняров».
Однако поначалу его предложение присоединиться на постоянной основе я вынужден был отклонить, поскольку тогда трудился архитектором и должен был еще пару лет отработать. И действительно, вскоре он пришел к нам в отдел и в ходе беседы с начальником убедил, что я больше пользы принесу как музыкант, нежели как архитектор. Объективно говоря, это еще большой вопрос, ведь мой дипломный проект — здание минского кинотеатра «Октябрь», который успешно работает и поныне. Но дело в том, что в пении я действительно находил больше творчества, чем в проектировании. Словом, директор меня отпустил, и после этого на долгие годы моя жизнь была неразрывно связана с «Песнярами».
Заслуженный артист БССР. Известен исполнением песен «Александрина», «Белоруссия», «Берёзовый сок», «Вероника» и др.
Биография Рано потерял отца, воспитывался мамой — бухгалтером. Способности к пению проявились в раннем детстве — был солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров. Потом был солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории. До этого окончил музыкальную школу по классу трубы. Окончил архитектурный техникум. Кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича.
«Он был первым среди первых»: ушел из жизни солист ансамбля «Песняры» музыкант Леонид Борткевич
Причиной смерти стал сахарный диабет. Как же складывалась судьба популярного музыканта. Леонид Борткевич: биография, личная жизнь. Леонид Борткевич, фото: culture. Отца рано не стало, мать работала бухгалтером и одна занималась воспитанием сына. С раннего детства у Леонида Леонидовича был прекрасный слух и голос. Благодаря выдающимся способностям он стал солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров Минска.
Позднее занял место солиста хорового ансамбля «Юность» при Минской консерватории. Параллельно обучался в музыкальной школе по классу трубы. Леонид Борткевич в молодости, фото: vma-pesnyary. Дипломный проект Борткевича стал основой для проектирования кинотеатра «Октябрь» в Минске. Во время обучения в техникуме был солистом местного оркестра, а в дальнейшем стал вокалистом вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Творчество он совмещал с работой архитектора в «Белниигипросельстрой».
Карьера В 1970 году начал свою карьеру в ВИА «Песняры» , где сумел проявить себя одним из лучших вокалистов ансамбля. Позднее Леонид Борткевич рассказывал, как попал в «Песняры»: «Ведь я после окончания архитектурного техникума уже самостоятельно работал архитектором. Мулявин фактически вырвал меня из родной среды и «перепрофилировал». На каком-то концерте Мулявин услышал меня и пригласил на прослушивание. Я показал всё, что умею, распелся и во весь голос спел «Ах ты, степь широкая» из репертуара Лемешева. Затем мы вместе спели, в унисон, да так, что назавтра он пригласил меня на репетицию и признался, что до того прослушал человек сорок, а ведь среди них были выпускники консерватории.
В эту же ночь он написал для меня песню «Александрина», и через два дня я уже пел её в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Все произошло как в сказке про Золушку. Леонид Борткевич, фото: pesnyary. Так как совмещать гастроли и учёбу не получалось, артисту пришлось уйти из ансамбля «Песняры».
Сейчас в жизни певца два главных человека - сын Кристиан и жена Татьяна - Постойте. В вашей официальной биографии значится трое детей. Каждая из ваших жен родила по мальчугану. Но есть еще и внебрачный. В свое время за «Песнярами» ездила целая «зондер-команда» поклонниц. И среди них милая Ирочка, которая меня боготворила и попросила подарить ей ребенка.
Так и случилось. Она родила сына Лешу. Сейчас это огромный двухметровый 30-летний парень. А что касается его мамы Иры, то она вышла замуж за одного московского актера, который внешне очень на меня похож. Американская пенсия - О ваших любовных похождениях можно снять целый сериал! В 1975 году «Песняров» пригласили в Канны на фестиваль «Медем», в котором участвовали артисты, выпустившие в своей стране наибольшее количество пластинок. Там, в поисках новых имен, собирались менеджеры со всего мира. Аккомпанирующий состав Аллы - а это, на минуточку, «Веселые ребята» - тогда не выпустили за границу кто-то из них проштрафился по пьяной лавочке. Короче, нам пришлось на время стать музыкантами для Алки. Помню, вышла она репетировать.
Тогда-то я ее в первый раз и увидел. Пустой зал, стоит в полумраке и обалденно поет. Такого актерского мастерства никогда не встречал! Когда она отправилась в гримерку, догнал: «Алла, ты такая классная актриса! Наверное, занимаешься перед зеркалом? И игриво так подмигнула. А у меня в голове пронеслось: «Вот это женщина! Но она никому не дала повода. А ночью постучалась ко мне в номер. Открываю - стоит в обворожительном пеньюаре из прозрачного шифона, волосы распущены и мягко стелются по роскошному, почти обнаженному телу.
Я обомлел. Но выдавил: «Конечно! Она оказалась царицей: худенькая, стройная, умелая. Наутро мы даже сфотографировались возле гостиницы. Мы больше не были близки, жизнь закрутила. Но Алла для меня всегда так и останется завораживающей женщиной и отличным... Она замечательный, отзывчивый друг. Да, была лишь одна ночь, зато какая! Алла и Лёня наутро после ночи любви сфотографировались на память Франция, 1975 г. Участвовали все звезды - от Киркорова до Хазанова.
Выступали на саммите перед президентами. И Пугачева предложила: «Давай сделаем, что не мы у них в гостях, а они - у нас». За короткое время перекроили весь сценарий. Алка решила поставить выход Сони Ротару на финал. Но не об этом речь. Объявив выступление Аллы, я решил эффектно подарить ей цветы. Она вышла, я встал со своего кресла и дай, думаю, возьму шикарный букет прямо в вазе, стоящей неподалеку. Пытаюсь поднять эту вазу, а она, блин, не отрывается. Все, кто это видел, загоготали - они подумали, что это часть программы. А я выкрутился - подойдя к Алле и встав на колено, поцеловал ручку.
Она у меня умница. У меня же с годами совершенно прекратилась ревность. Просто в Танюше я на сто процентов уверен. Знаю, что не предаст, не сделает подлость. Да и мои похождения уже давно в прошлом. Теперь я живу только ради Тани и нашего Кристюши. Все - для них. Вот сейчас в доме ремонт делаем, чтобы стало еще лучше. В коттеджном поселке Валерьяново особняк «песняра» - один из самых заметных - Как у вас появился этот дом под Минском?
С 18-летней красавицей Ольгой Шумаковой, завоевавшей его сердце едва ли не с первого взгляда, Борткевич познакомился на гастролях в Краснодаре. Он тут же предложил ей руку и сердце, и его совершенно не смутил тот факт, что девушка была замужем, правда, её муж в то время проходил срочную службу в армии. Но белорусский соловей был так обаятелен и нежен, что Ольга не стала противиться своим чувствам. Кажется, она готова была отправиться за Борткевичем хоть на край света, что уж говорить о такой малости, как развод. Жизнь рядом с любимым человеком могла бы стать похожей на сказку, но муж так часто уезжал на гастроли, что волей-неволей девушка начинала ревновать. Знала, сколько поклонниц осаждает его гримёрку в каждом городе. Позже она утверждала, будто однажды, вернувшись домой из отпуска раньше срока, застала дома Ольгу Корбут, которая позже стала второй женой исполнителя. Леонид Борткевич уверял, будто это жена не стала хранить ему верность и заводила романы, пока он был в отъезде. Как бы там ни было, но брак просуществовал всего пять лет, и семью не смогло спасти даже рождение сына Алексея. Исполнитель много лет спустя рассказывал ещё и о том, что укреплению первого брака никак не способствовало стремление его первой жены к накоплению вещей. По его словам, у Ольги была прямо страсть к приобретению всего, что могло пригодиться. В результате их квартира стала больше похожа на музей, чем на уютное жилище. Пылкая поклонница Леонид Борткевич. Ещё когда Леонид Борткевич состоял в браке с Ольгой Шумаковой, он на гастролях в Москве познакомился со своей страстной 15-летней поклонницей. Девочка, несмотря на столь юный возраст, испытывала к певцу совсем не детские чувства. Сначала она сделала всё, чтобы выделиться из толпы его обожательниц, а потом была готова бежать из своего Медведково в любую точку столицы ради встречи с кумиром. Леонид Борткевич и Ирина Померанцева. Борткевич познакомил Ирину со своими коллегами и с руководителем ансамбля, она стала бывать у него в номере.
Кажется, она готова была отправиться за Борткевичем хоть на край света, что уж говорить о такой малости, как развод. Жизнь рядом с любимым человеком могла бы стать похожей на сказку, но муж так часто уезжал на гастроли, что волей-неволей девушка начинала ревновать. Знала, сколько поклонниц осаждает его гримёрку в каждом городе. Позже она утверждала, будто однажды, вернувшись домой из отпуска раньше срока, застала дома Ольгу Корбут, которая позже стала второй женой исполнителя. Леонид Борткевич уверял, будто это жена не стала хранить ему верность и заводила романы, пока он был в отъезде. Как бы там ни было, но брак просуществовал всего пять лет, и семью не смогло спасти даже рождение сына Алексея. Исполнитель много лет спустя рассказывал ещё и о том, что укреплению первого брака никак не способствовало стремление его первой жены к накоплению вещей. По его словам, у Ольги была прямо страсть к приобретению всего, что могло пригодиться. В результате их квартира стала больше похожа на музей, чем на уютное жилище. Пылкая поклонница Леонид Борткевич. Ещё когда Леонид Борткевич состоял в браке с Ольгой Шумаковой, он на гастролях в Москве познакомился со своей страстной 15-летней поклонницей. Девочка, несмотря на столь юный возраст, испытывала к певцу совсем не детские чувства. Сначала она сделала всё, чтобы выделиться из толпы его обожательниц, а потом была готова бежать из своего Медведково в любую точку столицы ради встречи с кумиром. Леонид Борткевич и Ирина Померанцева. Борткевич познакомил Ирину со своими коллегами и с руководителем ансамбля, она стала бывать у него в номере. Надо сказать, что к чувствам девушки Леонид Борткевич относился очень бережно, хотя сам столь пылкой любви к Ирине точно не испытывал. Когда же родители девушки пришли к нему устроить скандал, он честно им сказал: расстаться с Ирой для него лично не проблема, но это может стать проблемой для самой девушки. Родителям тогда пришлось быть очень аккуратными в общении с дочерью.
Памяти Леонида Борткевича: «Что-либо доказать можно только своей работой, собственным творчеством»
Его взяли петь в Дом пионеров. При чем, он быстро стал солистом. В юности также продолжил заниматься любимым делом. Однако и там продолжал петь. Преуспел артист и в роли архитектора.
Ведь по его проекты был построен кинотеатр в родном городе. Борткевичу удавалось совмещать 2 занятия. Ведь он и пел в группе и успевал работать архитектором. В «Песняры» Леонид Леонидович попал совершенно случайно.
На одном из концертов его заметили, и сделали выгодное предложение. Борткевич согласился. Практически через пару дней он уже стоял на сцене в столице России. После этого его карьера полетела вверх.
С участниками группы артист объездил всю планету. На концертах зал просто ломался от аплодисментов и криков фанатов. В то время вышло много песен, которые стали настоящими хитами. За время работы в таком известном коллективе Борткевич получи большое количество наград и премий.
Также он стали Заслуженным артистом Белоруссии. За это время Леонид Леонидович несколько раз покидал группу, но все равно возвращался.
Ольга работала, а Леонид пришелся оказался не у дел: белорусский музыкант был не интересен местной публике. Чтобы чем-то занять себя, Борткевич работал менеджером в рекламной фирме, производящей постеры. Увлекся живописью. В США Леонид познакомился и даже подружился с американскими знаменитостями — актером Арнольдом Шварценеггером и его женой, музыкантом Элтоном Джоном и др. Не отказываясь от белорусского гражданства, Борткевич получил второе американское. Он остановился у своего бывшего коллеги и друга. На протяжении месяца, что Мулявин провел в Америке, он уговаривал Леонида вернуться на родину и в состав «Песняров». Борткевич оставил семью и переехал домой — в Минск.
Президент Беларуси А. Лукашенко предоставил знаменитому музыканту квартиру и материальную помощь. Борткевич обзавелся также домом в поселке Валерьяново. У артиста снова началась активная творческая жизнь: выступления, съемки, записи, гастроли. Появилась и новая семья — третья жена и сын. В 2003 году произошла трагическая автомобильная авария, в результате которой погиб Владимир Мулявин. Вместо ожидаемого назначения Леонида Борткевича руководителем «осиротевшего» коллектива, в Минкульте приняли другое решение: «Песняры» возглавил Валерий Скорожонок. Борткевич, а также другие музыканты, в частности — исполнитель знаменитой «Вологды» Анатолий Кашепаров, покинули ансамбль и сразу же создали свой новый коллектив: с 2003 по 2008 год — «»Песняры» под управлением Леонида Борткевича» с 2009 по 2021 год — «»Песняры» под управлением Борткевича». Кроме выступлений с ансамблем, Леонид Леонидович много снимался на телевидении — например, в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» и др. По воспоминаниям близких музыканта, в последние годы, на почве расставания с третьей женой и злоупотребления алкоголем, его здоровье сильно пошатнулось.
Официальная причина смерти — отказ почек на фоне сахарного диабета. После смерти музыканта его жизнь и причины смерти начали обрастать всевозможными слухами. Похороны артиста состоялись 15 апреля. Прощание проходило в здании Белорусской филармонии, а затем гроб захоронили на Минском Восточном кладбище с воинскими почестями. Жены и дети Леонид Борткевич был харизматичным, обаятельным и очень влюбчивым человеком.
Оставив в Америке жену с сыном, он вернулся в Белоруссию. И это не высокие слова. Я это прочувствовал на себе», — признавался артист. Когда 18 лет назад Мулявин умер, ни у кого не было сомнений: его место займет именно Борткевич. Но министерство культуры республики Леонида бортануло. Обиженный музыкант создал своих «Песняров». Так и колесили по ностальгирующим городам и весям вокально-инструментальные двойняшки, в перерывах между гастролями отвлекаясь на суды, чтобы выяснить, кто имеет больше прав так называться. В 2004-м Борткевич женился в третий раз. На мальчика музыкант не мог нарадоваться. Называл умницей и своей надеждой, хотел пожить подольше, чтобы успеть поставить его на ноги. Но и этот брак, видимо, развалился. Пару лет назад Борткевич за миллион долларов выставил на продажу свой коттедж, где жил с семьей. Ничего такого, просто я могу жить везде: могу в Минске, могу в Америке», — отмахивался он от любопытных. Однако по словам близкой знакомой Борткевича, в последнее время он жил один. Он мне рассказывал про своего сына Ричарда, который находится в местах лишения свободы. Говорил, что это его боль, его крест. Постоянно заглушал водкой эту боль… Мы общались за неделю до его смерти. Просил принести водки, но я отказалась.
У пары родился совместный сын Ричард. Правда, отношения не сложились, и они в итоге расстались. Но Борткевич и Корбут сохранили дружеские отношения. Немногие знают, но до своей звездной карьеры в "Песнярах" Борткевич собирался стать архитектором. Он даже закончил Минский архитектурный. Самый известный минский кинотеатр "Октябрь" спроектировали на основе его дипломной работы. Как рассказывал сам Леонид, в детстве он любил ходить в кино и ему не нравилось, что сидящие впереди него высокие люди заслоняют экран. В планировке "Октября" он решил эту проблему, сделав ступеньки повыше, чем обычно.
Леонид Борткевич: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Все началось с заявления главного редактора московского журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда в адрес главного редактора газеты «Культура» и составителя книги «Владимир Мулявин. Нота судьбы» Людмилы Крушинской. Он еще в мае-июне этого года по ее просьбе представил для этой книги рукопись «Песняры: попытка постижения феномена» расширенный вариант его же статьи «Мне не забыть той песни…», опубликованной в том же журнале в 1999 году. С автором был заключен договор. Заявление появилось после того, как А. Вейценфельд обнаружил в книге Борткевича «Песняры» и Ольга» на 29! Оно уже имеется на обоих форумах поклонников «Песняров» и на сайте российского информагентства Intermedia , освещающего события шоу-бизнеса. В частности, в заявлении говорится, что «кроме этого, 17 страниц прямо украдены им Борткевичем из воспоминаний Владимира Николаева «Записки песняра», опубликованных в Вологодской областной газете «Русский Север» в 2002 году, и еще несколько страниц даны в близком к тексту пересказе из Николаева… Владимир Николаев уже поставлен в известность об этом.
Издательство «Вагриус» переложило всю ответственность за факты плагиата на автора…». Заявление А. Вейценфельда заканчивается словами: «В связи с этим я хочу проинформировать общественность о данных фактах, и заявляю, что намерен защищать свои авторские права всеми предусмотренными законом способами». А, может быть, Анатолий Иванович преувеличил и раздул пожар на пустом месте? Ведь трудно поверить, что такой талантливый и уважаемый в народе солист-вокалист, как «песняр» Леонид Борткевич, не один год шедший рядом с Мулявиным, мог пойти на такое! Я лично поверил тогда, когда, еще не имея его книги на руках, увидел отдельные фрагменты моих сугубо эксклюзивных разговоров-интервью с Мулявиным, опубликованные — за авторством Борткевича! До выхода своей книги Борткевич успел ее отдельные главы «разместить», в частности, на страницах и «Белорусской газеты».
И тут А. Вейценфельд начал бить в колокола, увидев свои незакавыченные мысли-раздумья, «спетые» как по нотам знаменитым артистом. Итак, я хочу высказать и свое отношение к книге Леонида Борткевича. Высказать, как говорили древние, sine ira et studio — без гнева и пристрастия. Речь пойдет только о тех главах, которые касаются непосредственно «Песняров» и Мулявина: «Песняры» до меня», «Я в «Песнярах», «Гастроли», «Возвращение», «Гений Мулявина» — это 116 страниц, чуть меньше половины всей книги. Из них примерно 7 страниц занимают различного рода закавыченные цитаты, правда, без указания конкретного источника издания. Так, один раз он цитирует А.
Вейценфельда, один раз — В. Яшкина; пару раз дает фрагменты из интервью некого корреспондента с Мулявиным вообще без ссылок на источник — а интервью брал я, правда, к моему тексту «пришпилены» полторы страницы некоего постороннего интервьюера ; дает три выдержки из американских газет; приводит неизвестно чью цитату из «Новой газеты» и еще несколько цитат известных людей, на которых ссылался В. Яшкин в своей книге «На полпути от эстрады к театру» о ней речь пойдет позже. Остальные главы, впрямую не касающиеся ансамбля «Песняры» и Мулявина, связанные с личной жизнью автора, в том числе с его первыми шагами в музыке, с семейными отношениями с Ольгой Корбут, с жизнью в США, с какими-то приватными встречами — к разговору не относятся. Как журналиста и, в данном случае, как добровольного рецензента, эти главы меня не интересуют. Книга «Песняры» и Ольга» по стечению обстоятельств стала моей настольной книгой. Рядом — вышеупомянутые материалы Анатолия Вейценфельда, Владимира Николаева, Валерия Яшкина, мои интервью с Володей Мулявиным, некоторые газеты, в которых печатались воспоминания Борткевича, и те газеты, которые мгновенно включились в «скандал недели».
Ну, да Бог с ним, с этим «скандалом». Меня больше интересуют моральный аспект поступка Борткевича-писателя, потомка, как он говорит, «старинного дворянского рода польско-литовских князей Радзивиллов» — согласитесь, это дорогого стоит! Главу «Владимир Мулявин» Борткевич начинает красиво и, я бы сказал, возвышенно и гордо: «Если бы меня спросили, есть ли в нашей эстрадной музыке человек, которого можно назвать гением, то я бы назвал только одно имя. И назвал бы его, не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и сейчас: Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры». Вообще, гений на эстраде — событие не из рядовых. Талант такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно проявляется в более серъезных и авторитетных сферах. Ну, кто же с этим не согласится!
И сказано красиво, со знанием дела. Но — стоп! Я где-то это уже читал. Посмотрим… Открываю А. Вейценфельда: «Если меня спросят, есть ли, или был в нашей эстрадной музыке…человек, которого можно было всеръез назвать гениальным, я бы назвал только одно имя. Назвал бы не задумываясь, и двадцать пять лет назад, и десять, и сегодня. Это Владимир Мулявин, руководитель ансамбля «Песняры».
Вообще-то гений на эстраде — явление противоестественное. Дарование такого масштаба, который можно назвать гениальным, обычно реализует себя в более серъезных и достойных сферах…Таковы в джазе Армстронг, Гершвин, Эллингтон и Паркер, в рок-музыке — «Битлз». Может, это редкостное, почти мистическое, зеркальное совпадение мыслей двух людей, живущих в разных странах? Где-то я слышал, что такое возможно…Читаю дальше… У Борткевича: «Гения возможно выявить исключительно по количеству и качеству того нового, что он привнес в искусство: насколько много этого нового и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты. Гениальность Мулявина не в том, что он придумал объединить фольклор с элементами рок-музыки, — кто только и до и после «Песняров» не пытался соединять фольклор самых народов с роком. Кое-что получалось. Но не более того.
По-моему то есть, по убеждению Борткевича. Ну, а что полагал на этот счет еще четыре года назад А. А вот что: «…Гений можно определить как по количеству, так и по качеству того нового, что он принес в искусство: сколь много этого нового, и насколько оно новое, насколько оторвалось от стандартов своего времени и открыло новые горизонты». И далее: гениальность Мулявина «не в том, что он придумал соединить фольклор с элементами рок-музыки. И до, и после «Песняров» кто только не соединял фольклор самых разных народов с роком. Но дарование выражается не столько в том, что делается, а в том — как». Комментарии, как говорится, излишни… Объективности ради замечу, что Борткевич дважды ссылается на Вейценфельда, хотя делает это не совсем точно.
Он пишет: «А вот еще одна оценка жизни и творчества Мулявина — оценка профессионала, главного редактора журнала «Звукорежиссер» Анатолия Вейценфельда: «Невозможно выяснить тип творческого дарования Владимира Мулявина. Я все больше склоняюсь к мысли, что единственным аналогом для него в музыке ХХ столетия является Дюк Эллингтон…». И дальше по тексту. Сразу замечу, что и здесь ссылка на музыковеда вызывает, мягко говоря, сомнение, ибо у Вейценфельда первая фраза все же звучит иначе даже по смыслу: «Пытаясь определить тип творческого дарования Владимира Мулявина, я все больше склоняюсь к мысли…». Надеюсь, господин Борткевич учтет на будущее, что нельзя произвольно «редактировать» закавыченные цитаты, даже если в них не меняется суть содержания авторской идеи. А уж выдавать чужие мысли, слово в слово, или почти слово в слово, за свои — нонсенс! Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр.
Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным.
Тем не менее сердце артиста продолжало тянуться к искусству, и в 1970-м он вошел в ВИА «Песняры», где блестяще проявил себя. Отказаться от группы Леонид решился спустя 10 лет, когда поступил в ГИТИС на режиссерский факультет: учеба занимала много времени и сил, да и от гастролей вокалист подустал. Когда же случилось триумфальное возвращение, и как события в личной жизни повлияли на дальнейшую судьбу музыканта? Обо всем этом — в нашем материале.
Первые чувства Коллектив собирал аншлаги и мог похвастаться армией поклонниц В техникуме я крепко влюбился в сокурсницу по имени Валя, - признавался Борткевич в интервью. А потом наши отношения с Валентиной быстро сошли на нет. А меня захватил водоворот творчества во время учебы я впервые выступил в самодеятельности , и уже скоро Владимир Мулявин пригласил меня в «Песняры». С первых же гастролей Леонид вернулся с огромным гонораром в 3900 рублей, в то время как «Волга» стоила четыре тысячи. Мама певца ужаснулась, решив, что сын начал воровать.
С трудом вокалист убедил родительницу, что так получают артисты — не все, а только хорошие. В семье вскоре появилась приличная мебель и телевизор «Рубин». Поклонниц у музыканта было хоть отбавляй, а на концерте в Краснодаре 22-летний артист познакомился с 18-летней Олей Шумаковой. Красавица так очаровала Борткевича, что он пригласил ее в Минск на Новый год. Шумакова говорила, что пятилетний брак распался, когда она нашла новую любовь, ну а Борткевич встретил Корбут «В нашей крохотной однушке мама спала в комнате, а я частенько околачивался в прихожей на диване.
Короче, в первый раз у нас с Олей все случилось именно на этом диване в вечер ее приезда. Этой же ночью уговорил Олю поехать в колхоз к моему знакомому, чтобы он зарегистрировал наш брак. Бедная мамочка, конечно, оказалась в шоке. Оля в бытовом плане была никакая. Стирать и готовить не умела.
Покупала тортики, ими и питалась. А я с гастролей привозил ей бриллианты», - отмечал музыкант.
Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки». Работал архитектором в «БелНИИгипросельстрой». В 1970 г. Туда Борткевич поступил в 1980 г. Записывался и выступал сольно.
В 2000 году вернулся в Беларусь. В 1999 году вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина в 2003 году. Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Беларуси назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка.
Второй раз Вейценфельд упоминается, так сказать, в качестве рассказчика стр. Сначала почитаем Вейценфельда: «Да, основу репертуара Песняров составляли белорусские народные песни, но подход к их обработке был совершенно иным. Именно в силу широты музыкального кругозора, внутренней творческой свободы, «незашоренности» взгляда Мулявин создавал песни, не вписывающиеся ни в рамки фолк-рока, ни любого другого стиля или направления. Мулявин широко использовал элементы музыкального языка, присущие таким стилям, как арт-рок, барокко-рок, прогрессив-рок, джаз-рок, — иначе говоря, что он считал нужным использовать для раскрытия образа той или иной песни, то и использовал. Тем не менее западные исследователи, привыкшие непременно все расставлять по жанрово-стилевым полочкам, определили творчество «Песняров» — видимо, по небольшому числу работ — как прогрессив-рок…». Дальше Борткевич пишет: «Известный музыковед Анатолий Вейценфельд рассказывал, что видел «Песняров» в списке музыкантов, работавших в этом стиле». Идет небольшая цитата из статьи составителя этого списка Ф.
Трэфтона о «Гусляре». А дальше — большой кусок текста, позаимствованный, разумеется, без ссылки на автора статьи «Песняры»: попытка постижения феномена». В другом месте у Вейценфельда: «По-моему, главным было следующее: Мулявин, может быть, невольно, противопоставил свои собственные эстетические принципы тем, что были повсеместно распространены тогда. И главным его принципом было — служение красоте». Борткевич убирает вводное слово «по-моему» и следующие за ним три слова и пишет в главе «Прокрустово ложе» жанра» стр. Главный его принцип — служение красоте». Это ж надо, и тут — полное совпадение мыслей, кроме одной запятой, не поставленной после слова «невольно». А вот еще интересный «пассаж». Вейценфельд пишет: «Недавно мне довелось прочитать в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Будучи абсолютно не согласен с этой оценкой, я позволю себе подробнее остановиться на теме крупной формы в творчестве «Песняров»…».
А теперь почитаем у Борткевича: «…Недавно я прочитал в одной статье, что такие эксперименты с крупной формой, как «Песня о доле» и «Гусляр», не прибавили ансамблю популярности и вообще были чуть ли не неудачными. Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича?
Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году. В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным. В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер». Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги.
Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде». Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги. По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова. За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы.
В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен.
Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л. Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы.