Биография Теодора Курентзиса, все концерты и события с участием Теодора билеты на ближайшие концерты с Теодором Курентзисом на сайте Теодор Курентзис / Teodor Currentzis. Теодор Курентзис представил в Перми новую оперную премьеру. Там выступления Теодора Курентзиса и оркестра Musica Aeterna Ensemble пользуются невиданным спросом.
Афиша и Билеты
Мария Бабалова За две недели путешествия Теодор Курентзис и его музыканты, взяв старт в Санкт-Петербурге, дали десять концертов в восьми городах. Сегодня заключительное выступление состоится в Болонье на сцене Театра Мандзони. В программе тура Фортепианный концерт N 24 и "Реквием" Моцарта с изысканной "паузой" на одночастный Концерт для клавира и струнного оркестра Бортнянского. Везде ажиотаж и все билеты проданы, несмотря на их немалую цену. Нет музыкального произведения, более окутанного туманом мифов, чем моцартовский "Реквием". И, например, в Болонье "прелюдией" к моцартовской мессе станут лишь несколько песнопений древней византийской традиции, а в Москве под сводами Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии "Реквием" прозвучал без каких-либо дополнений, оставив неизгладимое, подлинно сакральное впечатление.
Лекция Светланы Савенко о мифах и ритуалах у Стравинского собирает заслуженный аншлаг, а в концертном зале «Триумфа» под музыку автора «Персефоны» играют в пинг-понг. Наблюдать за играющими неожиданно увлекательно. Музыка Стравинского предельно дансантна и подходит под любые ритмичные телесные действия.
Кроме того, скромный теннисный турнир позволяет взглянуть под новым углом чуть ли не на всю фестивальную программу. Дягилевский и особенно программа фестивального клуба полон перформансов: партиципаторных, кросс-жанровых, сайт-специфических, аудиовизуальных — но чаще, чем хотелось бы, перформанс оказывается просто спектаклем необычной формы. Актеры действуют не сами по себе, а кого-то изображают — хотя между doing и showing doing, перформансом и театром, вообще-то есть фундаментальная теоретическая разница.
Созерцание людей, просто стучащих мячиком по столу, на этом фоне становится весьма освежающим опытом. Игроки ничего не демонстрируют, а просто существуют, в строгом соответствии с концепцией everyday performance Эрвинга Гоффмана. Нужен ли вообще перформансу зритель или, скажем, нацеленность на зрителя?
Или достаточно осознанно проживать происходящее? А может, осознанность — это работа на внутреннего зрителя? Он такой же, как тот, что снаружи, — или они отличаются?
Чем именно? Минут за сорок он успевает поговорить обо всем на свете. Современным партитурам часто не хватает связи с землей, а ударные эволюционировали меньше других инструментов и через них эту связь проще ощутить.
Европейская культура игры на ударных только зарождается — в отличие, например, от Индии, где ей несколько тысяч лет. Весной в Перми не играют на дудках, потому что старые рассохлись за зиму, а новые не успели вырасти. В проекте надо придумать все заранее, до начала репетиций, а если режиссер приходит в театр и начинает экспериментировать на актерах, это плохо для всех.
Сергей Старостин боялся, что в новом поколении фолк будет некому играть «мы умрем — и никого не будет» , а фолка внезапно стало очень много. Денисов написал лучшую книгу про ударные в оркестре и лучшую пьесу для вибрафона. Маримбе не нужен красивый звук, учиться надо на партитурах Ксенакиса, а женщины интуитивно тянутся к дисциплине.
Успеваю ненадолго забежать и на балет для бабушек: хор местного ДК в национальных костюмах, юные танцоры в кэжуале, под потолком висит экранчик с абстрактными рисунками. Бабушки поют народные песни под аккомпанемент баяна и бас-балалайки; танцы поставлены, кажется, даже тщательнее, чем этому проекту было нужно, и могут служить еще одним доказательством известной истины — contemporary можно танцевать под все. Параллельно в Органном зале начинается концерт струнного квартета.
Зал неполный, и это огорчает, потому что играют отменно. Программа из сочинений чешских композиторов, погибших в концлагерях, для кого-то наверняка оказалась сложновата — чехи в межвоенный период писали эталонную модернистскую музыку. В первом промежутке между частями зал сидит тихо, но не успеваешь порадоваться за подготовленную пермскую публику, как в следующей паузе начинают хлопать — и дальше аплодируют каждый раз, даже когда части идут без перерыва или когда характер музыки явно намекает, что после окончания не помешало бы немного тишины.
Музыкантам это доставляет явный дискомфорт, но они не протестуют. Возможно, зрители просто привыкли к опере? Классическая музыка, как известно, состоит из нескольких практик слушания, мало чем похожих друг на друга, у каждой своя история и свои правила поведения.
Заметка самому себе: подумать на досуге, почему мы стесняемся аплодисментов между частями в концертном зале. Все-таки авторы сами предписали эти разрывы — и отчего бы слушателям не показывать в них себя? У входа атмосфера светского приема — платья со стразами, акты взаимного восхищения, коллективные фото, прически и шляпки а-ля Великий Гэтсби.
Начинать никто не торопится: в девять вечера, когда по расписанию должно начаться действо, на улице стоят человек сто, включая оркестрантов. Внутри выстроили гигантскую сцену и огромный ступенчатый партер. На сцене уже сидит шаманка Вера Сажина в роли инфернальной старухи кажется, это Деметра , за ней смутно горят темным пламенем какие-то багровые формы.
Похоже, сценические решения, сложная подсветка, заводской антураж и т. Выходу хора и оркестра хлопают на удивление жидко, зато главного дирижера встречают предсказуемыми овациями. Перед началом Курентзис лично берет в руки микрофон, чтобы попросить отключить телефоны, а еще лучше совсем отложить их в сторону — иначе опыт погружения будто бы не состоится.
Мотто дня: сохраняйте впечатления в памяти, а не в телефоне. Так и сделаем. Давайте начинать.
Вечер неожиданно открывается сочинением главного дирижера. В буклете об этом ни слова — видимо, решение было принято уже после того, как его сдали в печать. На сайте фестиваля читаю, что увертюра посвящена памяти Германа Виноградова и написана на текст из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» и собственные стихи Курентзиса.
Озаглавлена она «Стасимон»; Аристотель пишет, что в трагедиях так называли номера, исполняемые неподвижным хором. Когда дают свет, сцена открывает впечатляющую, почти кинематографического качества декорацию с неким пейзажем, пасторальным, но будто осложненным внутренней драмой. Вроде бы травка, цветы, холмы и деревья — но дерево высохло, на холме видны кладбищенские камни, а цветы — ядовито-красного оттенка.
В первые минуты ловишь синдром Стендаля и отчетливое ощущение театра как второй реальности; позже это проходит. Музыка у Курентзиса тоже кинематографическая и, к сожалению, сильнее, чем хотелось бы, похожая на обычный блокбастерный саундтрек. Впрочем, голливудские композиторы мыслят практически и экономно, а здесь использован огромный состав, вплоть до инструментов Бикапо конструкции того самого Германа Виноградова.
Не все задействованы равномерно, кому-то достается всего несколько тактов, но в целом гигантский музыкальный ресурс расточается щедро, уверенной лидерской рукой — оркестровый перформанс как ритуал потлача. Фоновый видеоряд, проработанный свет, большие многофигурные мизансцены, полеты, погружения под землю, клубы дыма и прочая машинерия. Хор теней в Аиде напоминает зальцбургского «Дон Жуана» Кастеллуччи.
В танцах, говорят, угадываются Пина Бауш и Бронислава Нижинская. Айсылу Мирхафизхан, исполнительница главной роли, обладает красивым низким голосом, говорит на хорошем французском и обладает гибкой пластикой, позволяющей ей исполнять сразу две роли — чтицы и танцовщицы. Играют и поют блистательно — в музыкальном смысле это, безусловно, событие, которое, кажется, мало кто заметит за внешним действием, а жаль!
Вся постановочная команда работает с полной отдачей — в результате из всего, что я успел увидеть в Перми, «Персефона» демонстрирует, пожалуй, наиболее высокий художественный уровень. Не обошлось и без сомнительных деталей. Перед началом можно было делать ставки — будут ли персонажи по ходу действия кричать и дергаться в конвульсиях.
Во втором акте на авансцену зачем-то выносят ковер и рубят плоды граната топором. В третьем на месте кладбища оказываются инкубаторы для недоношенных детей и какие-то стандартного вида ученые в халатах. Эвмолп несколько раз по ходу действия падает будто замертво, но потом как ни в чем не бывало встает.
В Аиде посреди спектакля начинаются игры и танцы, хотя нас вроде бы пытаются убедить, что тени там страдают. Третий акт проходит в пещере; хор, танцоры и дети образуют несколько рядов и держат перед собой горшки с рассадой; в какой-то момент происходящее начинает настолько сильно напоминать «Скалу Фрэгглов» Джима Хенсона, что от этой непрошеной ассоциации невозможно избавиться. Сложно сказать, какой мерой креативной свободы обладала режиссер спектакля Анна Гусева.
Смогла бы она осуществить постановку, полемическую по отношению к исходному замыслу? Кажется, вопрос риторический. Как и остальные участники перформанса, он относится к происходящему всерьез, без тени иронии — и наверняка считает, что зрителям стоит чаще видеть модернизированные элевсинские мистерии.
Зрители, в общем, и не против — во всяком случае, пока им разрешают оставаться в роли наблюдателей. Что бывает, когда современный человек выходит из этой роли и оказывается полноправным участником традиционного ритуала, всем заинтересованным несколько лет назад рассказали в хорошем фильме Midsommar. Визуальная символика здесь предсказуемо христианская — мальчики из хора в белых балахонах стоят со свечками вдоль длинных белых столов, повторяют жесты с фресок о Тайной Вечере, а в третьей части с теми же свечками в руках бегают по сцене с церковными свечами так вроде бы делать не принято, но допустим.
В глубине между столами на экране возникают крупные планы лиц музыкантов из musicAeterna. Лица изображают сначала отчаяние, в во второй половине радость. Выглядит это странно и моментами неуютно — особенно радость, поскольку у всех она получается мимически разная и несводимая к единому корню: один тихо улыбается, другой веселится как на стендапе, а третий будто балансирует на грани эротического возбуждения.
В музыке тоже не без проблем. Действовать она пытается, скорее, скоростью, мощью и пафосом, чем тонкостью и деталями — а это во многих случаях признак того, что что-то идет не так. Предлагаемый Стравинским в предисловии к партитуре выбор между женщинами и мальчиками решили не делать, взяли и тех, и других.
В результате хор несбалансированно велик — в первой части он местами перекрывает оркестр, а когда начинается фуга, одинокие духовые, оставшись без хоровой поддержки, звучат откровенно жидковато. Сценическое действие не дает толком сосредоточиться на музыке, при этом складывается впечатление, что ради происходящего на сцене все и было затеяно. Обсуждать интерпретацию и в целом музыкальные параметры исполнения поэтому, кажется, нет смысла.
Звуковые качества здесь принесены в жертву посланию; если что-то в них поменять, содержание происходящего существенным образом не изменится.
Необычная структура концерта с двумя медленными частями, окружающими центральное скерцо, выводит солирующий инструмент на авансцену: партия скрипки насыщена сложными техническими приемами, которые гармонично сочетаются с самой нежной лирикой. Не случайно присутствовавший на премьере скрипач-виртуоз Йожеф Сигети был очарован услышанным, включил Концерт в свой репертуар и принес ему мировую славу. Пятую симфонию Прокофьев сочинял в подмосковном Иваново по возвращении из эвакуации параллельно с оркестровкой балета «Золушка» и созданием срочного заказа — музыки к кинофильму «Иван Грозный». В музыке нет прямой реакции на события Великой Отечественной войны, но есть опосредованный ответ на вызов времени.
Там же 26 сентября оркестр Курентзиса даст концерт с произведениями Дмитрия Шостаковича. Также оркестр и хор musicAetherna с августа по ноябрь будет выступать в австрийских и немецких городах. Ранее по требованию посла Украины в Австрии были отменены два концерта Курентзиса. Причиной стало финансирование музыканта банком ВТБ. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
Просто Новости
- Читайте также
- Перерождение Персефоны. Теодор Курентзис представил в Перми новую оперную премьеру
- Теодор Курентзис — выступления в сезоне 2023-2024*
- Объявлена программа Дягилевского фестиваля
В светских телеграм-каналах пишут, что Теодор Курентзис женится
Персефона вновь ложится в землю, воплощая опыт реинкарнации природного цикла. Персефона проходит путь осмысленного созревания души на пути от рождения и до смерти. Богиня отправляется сквозь смерть в горний мир — место обитания добрых ангелов и почивших о Господе святых, воплощающихся во второй части диптиха, где звучит Симфония псалмов Стравинского. Симфония псалмов выглядит литургией, приближением к образу Божьему и достижению божественной природы в каждом из нас. На сцене Симфония приобретает метафоричное значение, где ангелы в исполнении детского хора «Весна» им. Пономарева приближают зрителя к божественному образу. Свечи, с которыми перемещаются артисты на сцене, в этой метафоре символизируют безгрешную человеческую душу. Кажется, что в этот момент зритель теряет фестивальную приземленность и возвышается к чему-то светлому, проходя некий процесс инициации под многозвучное и глубинное исполнение Симфонии псалмов оркестром.
В синтезе двух произведений русского композитора Курентзис доносит до зрителя через диптих многоликий религиозный опыт. Дополняет благую атмосферу происходящего теплый свет в лампах пюпитров в импровизированной оркестровой яме.
Родился 24 февраля 1972 года в Афинах. Окончил теоретический факультет и факультет струнных инструментов Национальной консерватории Греции, посещал курсы вокала. С 1994 по 1999 год учился в дирижерском классе Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. В разные годы сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. Чайковского, Российским национальным оркестром, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Московским камерным оркестром «Musica viva», барочным оркестром «Pratum integrum», Национальным греческим симфоническим оркестром, Венским симфоническим и Венским филармоническим, Софиским и Кливлендским фестивальными оркестрами.
Мило Рау назвал принятое решение «лучшим из двух плохих», добавив, что оно «было очевидным и альтернативы не было». К тому же украинский оркестр должен исполнять ораторию украинского композитора Евгения Станковича «Кадиш Реквием», написанную в память о массовом уничтожении евреев под Киевом нацистами в 1941 году, которая задумывалась как центр программы всего фестиваля. Сформировать программу, которая бы включала выступления музыкантов и из России при том что Курентзис — дирижер греческий , и с Украины, было идеей художественного руководства проекта: это мыслилось как попытка начала разговора об искусстве во время конфликта. При этом Лынив заявила, что «не может нести ответственность за то, что 150 человек приедут в Вену с Украины и будут поставлены в один контекст с Курентзисом», чье «обеление» ее беспокоит. При этом программный директор немецкого оркестра SWR, с которым должен был выступать Курентзис, Анке Май заявила, что сожалеет о решении фестиваля.
Приобрести билеты можно по ссылке. Ранее стало известно о том, что новый корпус Третьяковки откроется в этом году выставкой передвижников. Работы в здании уже перешли на финальную стадию. Подробнее мы рассказывали здесь.
Теодор Курентзис / Концерты / 2023
Самые большие этапы его карьеры связаны не со столичными театрами: опыт и известность он приобрёл, руководя сперва новосибирским 7 лет , а затем пермским 8 лет театром оперы и балета. С 2004 года с Курентзисом по концертным залам и фестивалям путешествуют музыканты созданного им проекта MusicAeterna — это оркестр и хор, в составе — почти сотня исполнителей. MusicAeterna не только выступают живьём, но и много времени проводят в студиях: в их портфолио — высоко оценённые критиками записи композиций Моцарта, Малера, Бетховена, Шостаковича.
Детей у 51-летнего дирижера пока нет».
В канале «После бала» рассказывают о том, что невеста Курентзиса — режиссер Анна Гусева. Случилась незадача — пианистку увел беспробудно пьющий и беспробудно работающий Денис Мацуев, — пишут в телеграм-канале «После бала». А сейчас поговаривают, что избранница Теодора — режиссерка Анна Гусева.
На ее счету давняя работа с Курентзисом в качестве режиссера многих проектов питерского Дома Радио, под эгидой MusicAeterna, и многие модные музыкальные клипы тоже ее авторства. А еще Анна настоящая красавица!
Открывающая первую часть выразительная лирическая тема была найдена в 1915-м, во времена влюбленности в Нину Мещерскую. Композитор отложил работу над концертом в пользу более авангардных по языку балета «Ала и Лоллий» и оперы «Игрок», вернулся к сочинению в 1917-м и завершил его вместе с «Классической симфонией», фортепианными «Мимолетностями» и кантатой «Семеро их». Необычная структура концерта с двумя медленными частями, окружающими центральное скерцо, выводит солирующий инструмент на авансцену: партия скрипки насыщена сложными техническими приемами, которые гармонично сочетаются с самой нежной лирикой. Не случайно присутствовавший на премьере скрипач-виртуоз Йожеф Сигети был очарован услышанным, включил Концерт в свой репертуар и принес ему мировую славу.
А в полуночном концерте в Большом зале Консерватории, встав за дирижерский пульт уже нижегородского оркестра La Voce Strumentale, соединил в одной программе музыку трех эпох: от траурного сочинения современного сербского композитора Марко Никодиевича до Четвертой "Итальянской" симфонии Феликса Мендельсона Бартольди через Fol.
Теодор Курентзис и musicAeterna завершили турне
Актуальная афиша и расписание событий на Теодор Курентзис — все новости о персоне на сайте издания Организаторы Венского фестиваля (Wiener Festwochen), который пройдет с 17 мая по 23 июня, отменили запланированное выступление российского дирижера Теодора Курентзиса. Теодор Курентзис и оркестр MusiсAeterna исполнили в Большом зале Московской консерватории Девятую симфонию Брукнера. Афиша концертов Теодора Курентзиса и musicAeterna. Теодор Курентзис выступает не только в Европе: с огромным успехом прошел его гастрольный тур по Японии и выступления в Нью-Йорке. musicAeterna и Теодор Курентзис отметили 200-летие Брукнера в свой день рождения.
Теодор Курентзис и musicAeterna завершили турне
Почему билеты на его московские концерты стоят так дорого? Сегодня ажиотаж на его московские концерты немного спал: за месяц билеты можно купить по адекватной для Курентзиса цене — 7000 рублей. Но в начале 2017 года это было нереально: даже за 20000 рублей купить билет на его выступления было проблематично уже за несколько месяцев до выступления. В интервью изданию «Собака. Мы не имеем отношения к организации столичных гастролей, но и отказаться от них не можем — для нас это единственная возможность показать столичной публике то, что делает пермская опера. Все, что я в данном случае могу предложить, — пригласить всех в Пермь, где можно бесплатно посещать все репетиции, дневать и ночевать в театре, быть рядом. Да и съездить в Пермь дешевле, чем сходить на концерт в Москве». Для справки: билеты на концерт Курентзиса в Перми стоят от 100 до 15000 рублей. Например, чтобы вывести его оркестр а иногда и хор в Москву и отвезти обратно в Пермь, нужно оплатить по 100-150 авиабилетов, плюс авиабилеты для музыкальных инструментов. Ну, конечно, другие оркестры умудряются сделать это с более дешевыми авиабилетами, но тут еще законы капитализма работают — пока эти билеты покупаются, а они покупаются, то они будут стоить 25-30 тысяч. Спрос рождает предложение».
Петр Поспелов, музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор» «Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много. Курентзис никогда не импровизирует, не играет с листа, он всегда очень тщательно готовит концерты к исполнению. Это значит, что музыканты должны прилететь в Пермь из разных стран Европы, где они живут и работают, долгое время там жить, готовить программу, потом с этой программой лететь в тот город, где будут выступать, — из Перми, например, в Москву или в Петербург. Все это требует больших затрат, нежели если бы оркестр был стационарным, работал где-то в одном городе, там же выступал». Другое дело, что организаторы этих концертов наживаются на интересе публики к этому музыканту: в последний момент все нереализованные билеты они продают за половину или даже четверть цены. И в результате люди, которые платили по 20000 рублей, сидят рядом с теми, кто платил 5000. Это неправильно! Юлия Баталина, редактор отдела культуры пермского ИД «Компаньон» «Билеты в Пермский театр вообще трудно достать, не только на Курентзиса: они мгновенно разлетаются онлайн. Помимо этого есть система друзей театра за ежегодный взнос они получают право на покупку билета накануне официального старта продаж — на них отводится 40 мест, причем дорогих.
Получается, возможности для серьезного разговора были — но вместо него мы увидели серию цирковых аттракционов. Считать ли такой обмен равноценным? Оставим этот вопрос без ответа. День проходит в ожидании вечерней премьеры. Лекция Светланы Савенко о мифах и ритуалах у Стравинского собирает заслуженный аншлаг, а в концертном зале «Триумфа» под музыку автора «Персефоны» играют в пинг-понг. Наблюдать за играющими неожиданно увлекательно. Музыка Стравинского предельно дансантна и подходит под любые ритмичные телесные действия. Кроме того, скромный теннисный турнир позволяет взглянуть под новым углом чуть ли не на всю фестивальную программу. Дягилевский и особенно программа фестивального клуба полон перформансов: партиципаторных, кросс-жанровых, сайт-специфических, аудиовизуальных — но чаще, чем хотелось бы, перформанс оказывается просто спектаклем необычной формы. Актеры действуют не сами по себе, а кого-то изображают — хотя между doing и showing doing, перформансом и театром, вообще-то есть фундаментальная теоретическая разница. Созерцание людей, просто стучащих мячиком по столу, на этом фоне становится весьма освежающим опытом. Игроки ничего не демонстрируют, а просто существуют, в строгом соответствии с концепцией everyday performance Эрвинга Гоффмана. Нужен ли вообще перформансу зритель или, скажем, нацеленность на зрителя? Или достаточно осознанно проживать происходящее? А может, осознанность — это работа на внутреннего зрителя? Он такой же, как тот, что снаружи, — или они отличаются? Чем именно? Минут за сорок он успевает поговорить обо всем на свете. Современным партитурам часто не хватает связи с землей, а ударные эволюционировали меньше других инструментов и через них эту связь проще ощутить. Европейская культура игры на ударных только зарождается — в отличие, например, от Индии, где ей несколько тысяч лет. Весной в Перми не играют на дудках, потому что старые рассохлись за зиму, а новые не успели вырасти. В проекте надо придумать все заранее, до начала репетиций, а если режиссер приходит в театр и начинает экспериментировать на актерах, это плохо для всех. Сергей Старостин боялся, что в новом поколении фолк будет некому играть «мы умрем — и никого не будет» , а фолка внезапно стало очень много. Денисов написал лучшую книгу про ударные в оркестре и лучшую пьесу для вибрафона. Маримбе не нужен красивый звук, учиться надо на партитурах Ксенакиса, а женщины интуитивно тянутся к дисциплине. Успеваю ненадолго забежать и на балет для бабушек: хор местного ДК в национальных костюмах, юные танцоры в кэжуале, под потолком висит экранчик с абстрактными рисунками. Бабушки поют народные песни под аккомпанемент баяна и бас-балалайки; танцы поставлены, кажется, даже тщательнее, чем этому проекту было нужно, и могут служить еще одним доказательством известной истины — contemporary можно танцевать под все. Параллельно в Органном зале начинается концерт струнного квартета. Зал неполный, и это огорчает, потому что играют отменно. Программа из сочинений чешских композиторов, погибших в концлагерях, для кого-то наверняка оказалась сложновата — чехи в межвоенный период писали эталонную модернистскую музыку. В первом промежутке между частями зал сидит тихо, но не успеваешь порадоваться за подготовленную пермскую публику, как в следующей паузе начинают хлопать — и дальше аплодируют каждый раз, даже когда части идут без перерыва или когда характер музыки явно намекает, что после окончания не помешало бы немного тишины. Музыкантам это доставляет явный дискомфорт, но они не протестуют. Возможно, зрители просто привыкли к опере? Классическая музыка, как известно, состоит из нескольких практик слушания, мало чем похожих друг на друга, у каждой своя история и свои правила поведения. Заметка самому себе: подумать на досуге, почему мы стесняемся аплодисментов между частями в концертном зале. Все-таки авторы сами предписали эти разрывы — и отчего бы слушателям не показывать в них себя? У входа атмосфера светского приема — платья со стразами, акты взаимного восхищения, коллективные фото, прически и шляпки а-ля Великий Гэтсби. Начинать никто не торопится: в девять вечера, когда по расписанию должно начаться действо, на улице стоят человек сто, включая оркестрантов. Внутри выстроили гигантскую сцену и огромный ступенчатый партер. На сцене уже сидит шаманка Вера Сажина в роли инфернальной старухи кажется, это Деметра , за ней смутно горят темным пламенем какие-то багровые формы. Похоже, сценические решения, сложная подсветка, заводской антураж и т. Выходу хора и оркестра хлопают на удивление жидко, зато главного дирижера встречают предсказуемыми овациями. Перед началом Курентзис лично берет в руки микрофон, чтобы попросить отключить телефоны, а еще лучше совсем отложить их в сторону — иначе опыт погружения будто бы не состоится. Мотто дня: сохраняйте впечатления в памяти, а не в телефоне. Так и сделаем. Давайте начинать. Вечер неожиданно открывается сочинением главного дирижера. В буклете об этом ни слова — видимо, решение было принято уже после того, как его сдали в печать. На сайте фестиваля читаю, что увертюра посвящена памяти Германа Виноградова и написана на текст из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» и собственные стихи Курентзиса. Озаглавлена она «Стасимон»; Аристотель пишет, что в трагедиях так называли номера, исполняемые неподвижным хором. Когда дают свет, сцена открывает впечатляющую, почти кинематографического качества декорацию с неким пейзажем, пасторальным, но будто осложненным внутренней драмой. Вроде бы травка, цветы, холмы и деревья — но дерево высохло, на холме видны кладбищенские камни, а цветы — ядовито-красного оттенка. В первые минуты ловишь синдром Стендаля и отчетливое ощущение театра как второй реальности; позже это проходит. Музыка у Курентзиса тоже кинематографическая и, к сожалению, сильнее, чем хотелось бы, похожая на обычный блокбастерный саундтрек. Впрочем, голливудские композиторы мыслят практически и экономно, а здесь использован огромный состав, вплоть до инструментов Бикапо конструкции того самого Германа Виноградова. Не все задействованы равномерно, кому-то достается всего несколько тактов, но в целом гигантский музыкальный ресурс расточается щедро, уверенной лидерской рукой — оркестровый перформанс как ритуал потлача. Фоновый видеоряд, проработанный свет, большие многофигурные мизансцены, полеты, погружения под землю, клубы дыма и прочая машинерия. Хор теней в Аиде напоминает зальцбургского «Дон Жуана» Кастеллуччи. В танцах, говорят, угадываются Пина Бауш и Бронислава Нижинская. Айсылу Мирхафизхан, исполнительница главной роли, обладает красивым низким голосом, говорит на хорошем французском и обладает гибкой пластикой, позволяющей ей исполнять сразу две роли — чтицы и танцовщицы. Играют и поют блистательно — в музыкальном смысле это, безусловно, событие, которое, кажется, мало кто заметит за внешним действием, а жаль! Вся постановочная команда работает с полной отдачей — в результате из всего, что я успел увидеть в Перми, «Персефона» демонстрирует, пожалуй, наиболее высокий художественный уровень. Не обошлось и без сомнительных деталей. Перед началом можно было делать ставки — будут ли персонажи по ходу действия кричать и дергаться в конвульсиях. Во втором акте на авансцену зачем-то выносят ковер и рубят плоды граната топором. В третьем на месте кладбища оказываются инкубаторы для недоношенных детей и какие-то стандартного вида ученые в халатах. Эвмолп несколько раз по ходу действия падает будто замертво, но потом как ни в чем не бывало встает. В Аиде посреди спектакля начинаются игры и танцы, хотя нас вроде бы пытаются убедить, что тени там страдают. Третий акт проходит в пещере; хор, танцоры и дети образуют несколько рядов и держат перед собой горшки с рассадой; в какой-то момент происходящее начинает настолько сильно напоминать «Скалу Фрэгглов» Джима Хенсона, что от этой непрошеной ассоциации невозможно избавиться. Сложно сказать, какой мерой креативной свободы обладала режиссер спектакля Анна Гусева. Смогла бы она осуществить постановку, полемическую по отношению к исходному замыслу? Кажется, вопрос риторический. Как и остальные участники перформанса, он относится к происходящему всерьез, без тени иронии — и наверняка считает, что зрителям стоит чаще видеть модернизированные элевсинские мистерии. Зрители, в общем, и не против — во всяком случае, пока им разрешают оставаться в роли наблюдателей. Что бывает, когда современный человек выходит из этой роли и оказывается полноправным участником традиционного ритуала, всем заинтересованным несколько лет назад рассказали в хорошем фильме Midsommar. Визуальная символика здесь предсказуемо христианская — мальчики из хора в белых балахонах стоят со свечками вдоль длинных белых столов, повторяют жесты с фресок о Тайной Вечере, а в третьей части с теми же свечками в руках бегают по сцене с церковными свечами так вроде бы делать не принято, но допустим. В глубине между столами на экране возникают крупные планы лиц музыкантов из musicAeterna. Лица изображают сначала отчаяние, в во второй половине радость. Выглядит это странно и моментами неуютно — особенно радость, поскольку у всех она получается мимически разная и несводимая к единому корню: один тихо улыбается, другой веселится как на стендапе, а третий будто балансирует на грани эротического возбуждения. В музыке тоже не без проблем. Действовать она пытается, скорее, скоростью, мощью и пафосом, чем тонкостью и деталями — а это во многих случаях признак того, что что-то идет не так. Предлагаемый Стравинским в предисловии к партитуре выбор между женщинами и мальчиками решили не делать, взяли и тех, и других.
Ночной концерт, возникший в консерваторской афише спонтанно и неожиданно, устроил погружение в разные стили, эпохи и страны: от музыки современного композитора Марко Никодиевича до классика романтической музыки Феликса Мендельсона через лидера европейского авангарда Лучано Берио. Пьесу «Цветочек, домик... Впрочем, это была действительно траурная — на слух как будто абстрактно безнарративная, — но на самом деле очень даже программная музыка: композитор посвятил «Цветочек» сербской девочке, погибшей во время войны в Косово. Картина плывущих по каналам гондол, водной глади и южной природы возникла и в Итальянской симфонии Мендельсона, исполненной во втором отделении. La Voce Strumentale здесь окончательно превратились в musicAeterna: так же с легкостью выдерживали стремительные темпы, эффектно и выразительно проявляли себя соло, сливались в безукоризненно слаженном ансамбле и в целом послушно следовали драматургии, заданной дирижером. В центре программы оказались «Народные песни» Лучано Берио — музыкальные открытки из разных стран, в том числе его родной Италии.
Курентзис и musicAeterna открыли оперную программу фестиваля, представив оперу Моцарта «Милосердие Тита» режиссёр Питер Селларс [32] [33]. В программе 40-я и 41-я симфонии [37]. Исполнены Вторая и Пятая симфонии Бетховена [38]. Услуги художественного руководителя оценили в 600 тысяч рублей [45].
Перерождение Персефоны. Теодор Курентзис представил в Перми новую оперную премьеру
Теодора Курентзиса можно без преувеличения назвать частым гостем сцены Большого зала консерватории. Актуальная афиша и расписание событий на Дирижер Теодор Курентзис В графике выступлений Курентзиса в Сочи нет изменений, сообщил оргкомитет. «Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много. Расписание концертов Теодора Курентзиса 2023 в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. Теодора Курентзиса можно без преувеличения назвать частым гостем сцены Большого зала консерватории.
Концерт Теодора Курентзиса в Москве
Он откроется 20 июня концертом коллектива musicAeterna дирижёра Теодора Курентзиса. Афиша концертов Теодора Курентзиса и musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис презентовал свой новый симфонический оркестр, названный Utopia.
Теодор Курентзис впервые выступит с оркестром Нижегородской оперы
Лучшие шоу в Санкт-Петербурге Каждый петербуржец и гость Северной столицы сможет выбрать шоу и постановки, которые придутся ему по душе. А Афиша-КП поможет определиться.
В 2004 стал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета и основал оркестр и хор musicAeterna.
В 2011—2019 годах Курентзис был художественным руководителем Пермского театра оперы и балета, сюда вместе с ним переехали музыканты musicAeterna. С 2012 года стал художественным руководителем Дягилевского фестиваля в Перми. Анна Гусева — режиссер и руководитель нового направления musicAeterna Dance, которое придумал Теодор Курентзис.
Она была режиссером оперы De temporum fine comoedia Карла Орфа, которую ставили для Дягилевского фестиваля в Перми. В 2022 году опера получила пять номинаций на премию «Золотая маска».
При этом программный директор немецкого оркестра SWR, с которым должен был выступать Курентзис, Анке Май заявила, что сожалеет о решении фестиваля.
В вину дирижеру ставят то, что он публично не осудил действия российских властей. Хотя в заявлении немецкого оркестра, с которым он работает, звучало , что он и оркестранты «однозначно поддерживают общий призыв к миру и примирению». При этом Анке Май подчеркнула, что никогда бы не потребовала от Курентзиса заявлений по Украине, зная, какие последствия для него это может иметь в России.
Это не первая отмена выступления Курентзиса в Вене.
Сформировать программу, которая бы включала выступления музыкантов и из России при том что Курентзис — дирижер греческий , и с Украины, было идеей художественного руководства проекта: это мыслилось как попытка начала разговора об искусстве во время конфликта. При этом Лынив заявила, что «не может нести ответственность за то, что 150 человек приедут в Вену с Украины и будут поставлены в один контекст с Курентзисом», чье «обеление» ее беспокоит. При этом программный директор немецкого оркестра SWR, с которым должен был выступать Курентзис, Анке Май заявила, что сожалеет о решении фестиваля. В вину дирижеру ставят то, что он публично не осудил действия российских властей. Хотя в заявлении немецкого оркестра, с которым он работает, звучало , что он и оркестранты «однозначно поддерживают общий призыв к миру и примирению».
Концерт Теодора Курентзиса в Москве
Выступление Теодора Курентзиса на Венском фестивале в июне 2024 года не состоится, сообщает сайт OperaWire. Музыкальный форум под художественным руководством Теодора Курентзиса Теодор Курентзис пройдет с 22 июня по 2 июля в Перми. Екатеринбург, курентзис теодор, оркест. Оркестр Теодора Курентзиса также сыграет в городах Австрии и Германии Фото: Наталья Чернохатова ©