Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. "отцовская власть" (patria potestas), поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии.
Агнатическое и когнатическое родство
Когнатское родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга.
Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять , которое принципиального значения не имело.. Брак и его виды. Заключение и прекращение брака. В Институциях Юстиниана закреплено, что "Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни".
Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" D. Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак. Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие ius conubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования. Союз между лицами, не имевшими ius conubii, являлся незаконным браком.
Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом. Постоянное внебрачное сожительство мужчины и женщины, сопряженное с ведением общего хозяйства, но без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен. Сожительница конкубина не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.
Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения. Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям. Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" Ульпиан, Ер.
Когнатия: Когнатия была основана на концепции родства через кровь, где дети относились к семье через связь с общим предком. Это означало, что независимо от того был ли настоящий брак или нет, дети все равно считались членами семьи. Дерегуляции брака: Брак в Риме не был регулирован законом, и был в основном соглашением между мужчиной и женщиной. Это означало, что не было ограничений на число браков или возраст развода. Легальность детей: Дети, рожденные внебрачно, не имели прав наследования и могли быть проданы в рабство своим отцом или братьями.
В некоторых случаях отцы могли признать незаконнорожденных детей, которые затем могли наследовать имущество.
В таком браке мать не является членом семьи своих детей. Однако подобно тому, как с течением времени была значительно смягчена юридическая отчужденность мужа и жены в браке sine manu, она была почти устранена в отношениях между матерью и детьми, рожденными от брака sine manu. Когнатическая, кровная, связь стала постепенно служить основанием права матери на совместное проживание с нею несовершеннолетних детей, находившихся под опекой постороннего лица или даже под властью мужа, с которым мать была в разводе, позднее даже на осуществление матерью опеки.
Матери было предоставлено право на алименты от детей, детям было воспрещено предъявлять иски к матери, привлекать ее к суду без разрешения магистрата, ограничивать пределы ее имущественной ответственности перед детьми. Наконец, сенатусконсульты II в. Отношения между отцом и детьми. Отношения между отцами с детьми были построены иначе.
Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestate. Первоначально эта власть была безграничной, но в связи с развитием рабовладения, распадом прежней крестьянской семьи и развитием ремесел в городах власть отцов над детьми начала смягчаться. Сыновья все чаще стали вести самостоятельное хозяйство.
Наряду с этим сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли в соответствии с общественными воззрениями игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце же республики и в начале периода империи был введен ряд прямых ограничений прав paterfamilias на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей.
Упразднено было право выбрасывать детей. Императорский указ IV в. Согласно другому, более раннему II в. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem с жалобами на paterfamilias, а также право требовать алименты.
В сфере имущественных отношений подвластные дети были, по-видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени. Но все права из таких сделок так же, как из сделок рабов, совершавшихся ex persona domini возникали для paterfamilias. Обязанности же из этих сделок для paterfamilias не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actiones noxales против paterfamilias о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.
Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов — с другой, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право— и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против paterfamilias такие же actiones adiecticiae qualitatis из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились правоспособными, стали признаваться ответственными по этим сделкам не естественным правом, как рабы, а правом гражданским. В то же время если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом главы семьи peculium profecticium , то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не paterfamilias, а подвластного сына.
Таким имуществом была признана под влиянием создания постоянной профессиональной армии военная добыча, а равно и все имущество, приобретенное сыном в связи с его военной службой: домовладыка был не вправе отобрать это имущество у сына, сын не только свободно пользовался этим имуществом, он был вправе и распоряжаться им, в частности завещать сначала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. Однако в случае смерти сына без завещания это имущество переходит к отцу без обременения отца обязательствами умершего сына. Правила, сложившиеся в период принципата для имущества, приобретенного сыном на военной службе, были в период империи, в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных или церковных должностях. Так, с IV в.
После смерти матери, состоявшей в браке sine manu, право на наследование получали дети, однако притязания со стороны домовладыки сохранялись. Только в IV в. В дальнейшем в такое же положение было последовательно поставлено имущество, унаследованное от родственников с материнской стороны.
Понятие агнатического и когнатического родства.
Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы это му не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая.
В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агна-тическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер.
Содержание
- Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
- - zavtrasessiya Ресурсы и информация.
- - zavtrasessiya Ресурсы и информация.
- Римская семья. Агнатское т когнатское родство
Похожие презентации
- Римская семья. Виды родства.
- Семья, браки и родство в Древнем Риме
- Поиск по сайту
- 2.1 Имущественные отношения между супругами
- Когнатическое родство
- Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. ~ 10 простых правил | Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. |
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО | Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. |
Агнатическое и когнатическое родство презентация | 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). |
Результат поиска
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домо-владыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. К агнатическим родственникам относились все лица, которые принадлежали к одной семье, поэтому родственниками признавались все лица, которые находились под властью одного главы семьи. Агнатическое родство — законное родство. Когнатическое родство или кровное следует из общности крови.
Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. БРАК Брак — союз мужчины и женщины.
Когнатическое родство — кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 термином familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер.
В ее состав входили глава семьи, жена, дети, родственники, зависимые люди и рабы. Семья представляла собой область личных прав, которые имеют связь с конкретным лицом. Тот факт, что в Риме существовали большие семьи, объясняется тем, что была необходима дополнительная производительная сила. Широко применялся коллективный труд всех членов семьи, в том числе и рабов. Римская семья называлась familia. Данный термин произошел от латинского слова «famel» — «раб».
Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи.
Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами. Но постепенно власть домовладыки ограничилась, и подвластные члены семьи стали получать признание в праве. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
Н еустойка по римскому праву stipulatio poenae — это обязательство должника уплатить определенную денежную сумму или иную ценность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Неустойка являлась д Договор займа в римском праве Договор займа в римском праве mutuum — это реальный договор по которому заимодавец передавал в собственность заемщику денежную сумму или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик принимала на себя обязательство вернуть такую же сумму денег или такие же вещи по истечении срока, указанного в договоре.
Договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей. У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи. Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено. В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора.
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Римское право
Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его "исключительным достижением" римского народа. Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО
Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве
24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство | В императорское время, когда патриархальный строй семьи все более и более расшатывается, cognatio постепенно выдвигается вперед, пока наконец Юстиниан своими новеллами не уничтожил вовсе значение агнатического родства, перестроив всю систему наследования на. |
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство | ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. |
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство | Агнатическое и когнатическое родство. Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. |
Агнатское и когнатское родство
раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. Родство в гражданском браке имеет огромное значение для решения вопросов о возможности заключения брака, наследования, опеки, попечительства и т.п. Законами XII таблиц было признано только агнатическое родство, т.е. родство. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения.