Новости где живут чукчи

Познакомились с коренными Чукчами, которые проживают на отдаленных островах. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать.

Чукотка: где-то далеко на краю земли

Многие чукчи по сей день живут в традиционных домах — ярангах, что представляют собой шатёр, крытый оленьим шкурами. Он побывал на самом краю нашей страны и увидел, как чукчи живут на берегу Северного Ледовитого океана. Официальная страница Правительства Чукотского автономного округа. Эксклюзивные и оперативные новости от Губернатора и Правительства. На этом месте, рядом с одноимённым мысом, чукчи жили сотни лет. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Однако на востоке Чукотки, где морской промысел играет ключевую роль, культура береговых чукчей сохраняет свои уникальные черты.

Чукчи — хранители вековых традиций

Кто знает,как называется хижина где живут ескимосы или чукчи. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится все больше туристов. самые известные представители, история появления, численность и регион проживания, традиционная еда и одежда, распространенная религия. Главный приз фестиваля, Гран-при «Золотого ворона», за лучший фильм конкурса полнометражных игровых и неигровых фильмов по итогам рейтингового зрительского голосования присужден картине «Там, где танцуют стерхи» режиссера Михаила Лукачевского.

Культура, обычаи и традиции чукчей

Конечно, цивилизация затронула и их образ жизни, но из всех чукчей, которых я видел до того, эти - самые аутентичные. Домик чукотского семейства стоит на берегу защищенной от волн бухты: 3. Фаина очень обрадовалась гостям. Сказала, что они уже пару месяцев не видели людей кроме друг друга, и были очень рады общению. Вообще, мне сложно представить каково это - жить месяцами в одиночестве: 4. Фаина с удовольствием рассказывала девочкам о своем огороде и своей жизни: 5. А я поговорил с немного стесняющемся Владимиром. Через полчаса общения он привык ко мне, раскрылся и с удовольствием показал домашнее хозяйство: 5. Живут они с женой в фанерном доме.

Тут одна комната с нарами вдоль стен: 6.

Они всегда были оседлыми. Оленные чукчи кочуют в течение большей части года: лето проводят на берегу, а зимой уходят в горы, подальше от дыхания океана, чтобы избежать падежа оленей. Оленных чукчей больше, потому что добыча оленины — это гораздо более выгодный способ добывания пропитания. Также и те и другие промышляют охотой на дикого оленя, но охота для них является подспорьем. Главное — хорошее стадо — Выходит, что чукчи все так же сильно привязаны к природе, как и много лет назад? Или они постепенно адаптируются к современным условиям и уже не бегут от благ цивилизации? Как любые кочевники, чукчи, конечно же, зависят от природы — от оттепели, похолодания, снегопадов. На них все это влияет сильнее, чем на жителей больших городов, но, с другой стороны, у них и опыт выживания в экстремальных условиях колоссальный. Поэтому если не происходят какие-то экстраординарные события, то им ничто не грозит.

При этом чукчи активно используют достижения современной цивилизации: генераторы, снегоходы, вездеходы, спутниковую связь. Конечно, все это не так развито, как на Ямале, у ненцев — самых передовых оленеводов не только России, но и мира, — но у чукчей это тоже постепенно появляется. Просто сам регион довольно бедный. Что они вообще едят? Они и не оленеводы, и не морские охотники, то есть отказались от традиционного образа жизни. Эти люди, как правило, живут за счет дотаций, где-то работают: обычно они числятся в каких-то колхозах, совхозах, на государственных унитарных предприятиях. Зарплаты небольшие, несмотря на северные надбавки, но оленевод, если у него хорошее стадо, в принципе обеспечивает себя всем необходимым. Магию в каждый дом! Кому они поклоняются? Чукчей так толком и не крестили, в отличие от ненцев, хантов и других народов Сибири, потому что чукчи воевали с русскими 150 лет.

Христианизация у них началась очень поздно и не успела завершиться — пришла советская власть. Поэтому на Чукотке вы можете увидеть самое настоящее язычество, поклонение духам, предкам… — А шаманы? Каждая женщина обладает домашней магией, которая помогает ей вести хозяйство, общаться на расстоянии и делать другие простейшие вещи. Необязательно быть шаманом, чтобы уметь «колдовать»?

В чумах живут ненцы, якуты, нанайцы и многие другие северные народы. Но все эти люди с точки зрения чукчей обитают в мягком климате, ближе к лесотундре. Чукчи живут в яранге. Конструкция яранги придумана тысячи лет назад. Но и в 21 веке все тундровые чукчи по-прежнему живут в этих жилищах из оленьих шкур.

Внутри яранги минус 20, только ветра нет. Протопить весь объём жилища невозможно. Топить нечем, в тундре отсутствует любая растительность выше колена. Вокруг очага чукчи сидят полностью одетые. Но вот спят они… практически голые. Внутри яранги есть отдельная спальня. Своеобразный меховой куб. Так называется печка, которая отапливает спальню в яранге. В лампу наливают животный жир и кладут несколько фитильков.

Можно зажечь десяток и будет жара.

Оказались мы в этих краях почти случайно, решив возвращаться с Чукотки на материк не через уже знакомый нам зимник "Арктика", а через Омолон, что расположилось на границе Чукотки, Якутии, Камчатки и Колымы, ну а дальше по "дикому" 450 — километровому зимнику на Магадан. Преодолев по зимнику труднопроходимые горные Анюйские и Олойские хребты Чукотки, через безлюдные горные долины, перевалы, многочисленные болота, мы добрались до покинутого села Уляшка.

В советское время здесь была метеостанция и перевал-база одного из отделений оленеводческого колхоза "Омолон". А до начала прошлого века здесь была стоянка эвенов- оленеводов на реке Олой. А вообще, река Олой — важная река в жизни коренного населения этого района.

Вдоль нее располагаются многочисленные летние пастбища оленей, а на одном из её притоков, выше по — течению располагалось стойбище чукотских оленеводов — Кайэттын. Здание брошенной метеостанции И вот уже за чашкой чая пролетело несколько часов в беседах об истории этих мест, о былой славе крупнейшего чукотского оленеводческого колхоза "Омолон", который вел свою деятельность в этих краях, о быте и жизни современных чукч и эвенов. История колхоза проста и сложна одновременно.

С приходом советской власти, большевики убедили старейшин общины вступить в коллективные хозяйства и на стойбищах эвенов и чукч были образованы коллективные оленеводческие хозяйства. К середине 1950-х годов они были объединены в один большой колхоз "Омолон" с базой в Омолоне, перевал-базами в долине Олой на местах многолетних стойбищ. В пиковые годы, поголовье оленей составляло более 35 000 голов, а колхоз состоял из 15 бригад.

Но все уже осталось в прошлом, далеком и советском. Уляшка, Дом оленеводов Сейчас у общины оленеводов едва ли наберется несколько тысяч оленей, остальные были забиты на мясо еще в 90-е годы, а часть домашнего оленя была уведена оленем -"дикарем", который восстановил свою популяцию в 90-е годы. Это настоящий враг оленеводов, которого они нещадно истребляют.

Если стадо уходит за дикарем — оно больше не возвращается. Дикарь наносит даже больший ущерб, чем волк. Старенькая КВ — радиостанция для связи между стойбищем и семьей в Уляшке Круглый год община кочует со стадом между зимними и летними пастбищами, на сотни километров между стоянками.

Метель, бездорожье и вечная мерзлота: суровые будни чукотского села

Здесь живут овцебыки и северные олени, десятки тысяч моржей образуют лежбища на побережье. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Многие чукчи, хотя и живут всю жизнь на море, не умеют плавать. Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка". Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной.

Золото Крайнего Севера. Проблемы и перспективы Чукотки

Эльгытг относятся ко второму тысячелетию до н. Наскальные рисунки древних художников у р. Пегтымель К первому тысячелетию н. Эскимосское население побережий Тихого и Ледовитого океанов континентальные охотники-чукчи частично вытеснили в другие прибрежные районы, частично ассимилировали.

По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» кочевых, но продолжающих охотиться , «сидячих» оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морских животных и «пеших» оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей. Пегтымель К XIX в. Среди оленных тундровых — индигирско-алазейская, западноколымская и др.

Издавна сложилось два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого — морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

В XIX в. Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление. Оленей выпасали без пастушеской собаки, в летнее время — на побережье океана или в горах, а с наступлением осени продвигались в глубь материка к границам леса на зимние пастбища, где по мере надобности совершали перекочевки на 5—10 км.

К концу XIX в. Расширение торговли с русскими и иностранцами со второй половины XIX в. Береговые оседлые традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII в.

Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища. На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей — в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр.

Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей — индивидуально. С конца XIX в. Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби.

Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в. В морском зверобойном промысле к началу ХХ в.

Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный. У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла.

Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык. В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги.

По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами. Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей.

Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты. Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток.

Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища.

Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность. В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны.

Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием.

Военврач Леонид Францевич Гриневецкий — ему стоит в городе красивый обледенелый памятник — видел в нем приморский перевалочный пункт между морем и поселком Марково, основанного еще Семеном Дежнёвым первого русского поселения Чукотки. Развивался Ново-Мариинск на деньги с продажи таможенного конфиската — бдительные «Верещагины» перехватывали огненную воду, которую везли чукчам, вопреки прямому запрету русского правительства, защищавшему здоровье коренного населения, американские и канадские контрабандисты. Впервые положение форпоста сказалось на судьбе Ново-Мариинска в 1914 году. Немцы прервали связь России с союзниками — Британией и Францией, перерубив подводные телеграфные кабели. И тогда царское правительство распорядилось построить по всей стране цепь длинноволновых радиостанций, ставших надежным средством связи с заграницей.

Одна из таких башен, нацеленная прямо на Америку, появилась и здесь. Функцию центра дальней связи сохраняет город и по сей день — антенны высятся совсем недалеко от ТЭЦ — своеобразной крепости цивилизации в здешнем суровом климате: ее трубы — настоящий знак независимости человека от холода. На улице при малейшем ветерке превращаешься в ледышку за полминуты, в помещении холодно не бывает нигде. Дежнёв и его внучата История современного Анадыря делится на «до» и «после» Абрамовича. Пусть олигарх и занимался здешним благоустройством «на сдачу» с «Челси», но хороший асфальт, окрашенные в яркие краски дома, современные больницы, школы со спортивными залами и современными кабинетами — все осталось от него. Поэтому не слишком удивляешься резьбе по моржовому клыку «Чукотка встречает Абрамовича», выставленной в музее. При советской власти экономика была живее, но качество жизни — все-таки заметно хуже.

Впрочем, остались от олигархической эпохи и реальные проблемы. Тут и какой-то холодок местных образовательных и культурных властей к Православной церкви, что особенно опасно в пограничном регионе, где пустили корни американские протестантские секты. Они напористо ведут вербовку среди чукотского и русского населения, не стесняются подкупать, улещивать, развращают некоторых коренных всевозможными «подарками» при вступлении в секту и тем самым поддерживают известную степень духовной оторванности региона от России. Православие здесь — арена постоянной борьбы... В советскую эпоху церквей тут не было, а в нулевые обстановка накалилась так, что однажды храм в Марково сгорел на следующий день после прибытия в поселок иностранного миссионера. Не прибавил «очков» православию и диомидовский раскол — местный епископ пропитался сектантской атмосферой и в 2008 году, по сути, увел за собой часть прихожан. Но все-таки и проповедь, и служение идут.

Настоящее украшение города — шатровый деревянный кафедральный Троицкий собор. А рядом стоит, благословляя землю Чукотскую, статуя святителя Николая Чудотворца. Слово Церкви переламывает и сектантскую пропаганду, и цепкие языческие обычаи малых народов. На Чукотке нет тех конфликтов между русскими и «титульным» этносом, которые порой можно обнаружить в других регионах. Русских здесь абсолютное большинство, а переселяющиеся в города чукчи стремительно усваивают русский язык и русифицированный образ жизни. Но иногда складывается впечатление, что чиновники искусственно прививают чукотскому населению мысль, будто бы русские здесь «пришлые». Исторически это неверно — на большей части Чукотки именно русские землепроходцы появились первыми, чукчи же перекочевали позднее.

Первоначально они были охотниками, затем освоили оленеводство и перемешались с эскимосами. Значительная часть последних, отметим, сохранила свою идентичность и поддерживает связи с соплеменниками по ту сторону Берингова моря, на Аляске. Современные историки, думается, придают им слишком большое значение, рисуя чукчей едва ли не непобедимыми. Это, конечно, изрядное преувеличение. На самом деле, империя просто долго не обращала на отдаленный регион никакого внимания и не присылала достаточных сил, чтобы навести тут порядок. А когда обратила — сразу же воцарился мир. Но все-таки и русские старожилы, сохранившие говор XVII века, и сами чукчи отлично помнят, что символическим основателем «русской Чукотки» был великий землепроходец Семен Дежнёв.

Казак пришел на реку Анадырь с дюжиной товарищей, подчинил местные племена добрым словом и лаской, поставил острог, где потом выросло Марково. И по сей день марковцы говорят о себе — «мы внучата Дежнёва». Казалось бы, Дежнёв должен стать главным героем регионального мифа.

Только что из Калифорнии пришёл». За десять дней до первой охоты Рустама я сижу на кухне у главы общины китобоев. Типовая мебель, обои с листочками, фотография сына — привычная обстановка, которую встречаешь всюду в России. Жена Владимира Анна режет китовый язык женским ножом-пекулем, похожим на полукруглый тесак и кастет одновременно. У Владимира круглое бронзовое лицо с подвижными чёрными глазами.

В улыбке чернеют провалы, на левой руке не хватает указательного пальца — от волчьего укуса началось заражение, и охотник, не особенно задумываясь, отсёк его топором: «Это ещё что! Приятелю на рыбалке попал в нос крючок. Думали аккуратно откусить клещами, а он воспротивился. Попросил вырезать с куском носа и стал дальше на него ловить. Запасного крючка не было, а рыба клевала, в азарт вошёл». За окном плачут чайки, сопки спускаются к берегу бледно-голубого залива Лаврентия. Пейзаж пересекает череда покосившихся электрических столбов. Владимир и Анна живут в многоэтажном доме на сваях, вбитых в вечную мерзлоту на окраине села Лаврентия, столицы Чукотского района.

В семидесятых правительство решило «уплотнить» регион, построило здесь школу, больницу, ДК и несколько хрущёвок, в которые свезли чукчей и эскимосов из деревень, раскиданных по побережью Берингова пролива. Слушаем и разбираемся в песнях китов и дельфинов в выпуске подкаста «Звуки науки» Взлётно-посадочная полоса рассекает село с населением в тысячу двести человек ровно посередине. Дорога здесь — только до соседнего села Лорино, поэтому, за вычетом приходящего несколько раз за лето старенького теплохода «Капитан Сотников», аэродром — единственное средство сообщения с миром. Во время дождей облака не дают самолёту сесть, а размокшая грунтовая взлётка — подняться, и село на пару недель оказывается отрезанным от континента напрочь. По улицам бродят собаки самого разного вида, но все — с ясными голубыми глазами. Чистых чукчей здесь почти не осталось». Дед Владимира — казак, отец его ближайшего помощника — ингуш. Оба считают себя чукчами, и не без оснований: язык глава общины знает лучше большинства соседей.

Наконец, уазик тормозит возле большого ангара на берегу залива. Он принадлежит общине морских зверобоев «Дауркин», названной в честь первого чукотского картографа. В 1747 году, в разгар русско-чукотских войн, его семья попала в плен к русским. Отец бежал; мать, родственницу одного из чукотских вождей, сожгли заживо, а мальчика отправили в Анадырь. Там Дауркина крестили именем Николай, дали ему образование, и до конца жизни он верно служил российскому государству в качестве первопроходца и географа. Чукчи встретили русских первопроходцев настолько ожесточённым сопротивлением, что в 1742 году Сенат издал указ «оных немирных чюкч искоренить вовсе». По разным подсчётам, в процессе исполнения указа российские войска уничтожили до трети коренного населения полуострова, но войну всё равно проиграли. В решающей битве чукчи убили главу карательной экспедиции — майора Павлуцкого, захватили полковое знамя и перешли в наступление.

Империи пришлось договариваться. В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова. Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод. Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд». Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается.

Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики. Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем. У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение. Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно. В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта.

Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами. Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир. Пытается раскусить — не выходит. Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту».

Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо. Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом. Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду.

Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада.

Но и в 21 веке все тундровые чукчи по-прежнему живут в этих жилищах из оленьих шкур.

Внутри яранги минус 20, только ветра нет. Протопить весь объём жилища невозможно. Топить нечем, в тундре отсутствует любая растительность выше колена. Вокруг очага чукчи сидят полностью одетые. Но вот спят они… практически голые.

Внутри яранги есть отдельная спальня. Своеобразный меховой куб. Так называется печка, которая отапливает спальню в яранге. В лампу наливают животный жир и кладут несколько фитильков. Можно зажечь десяток и будет жара.

Чукчи не умеют пить. Это едва ли не единственный правдивый миф. Опьянение наступает после нескольких глотков. У чукчей в силу физиологических причин быстрее возникает зависимость от алкоголя.

Войти на сайт

Исследователь В. Богораз отмечал , что если задать ему нескромный вопрос, он мог заливаться густым румянцем и застенчиво закрывать лицо рукавом. При этом власть такого «превращенного» была весьма велика, и даже шаманы относились к нему со страхом и почтением. К началу XX века этот обычай полностью изжил себя. В этих домах жили скученно, несколькими семьями, причем помещение для отдыха, отделенное пологом, было настолько теплым, что люди ходили обнаженными или в одном белье. Для освещения жилища могла использоваться лампа, заправленная китовым или моржовым жиром. Яранги оленеводов переносились с места на место вслед за перемещениями стада.

Приморские чукчи, в отличие от них, вели оседлый образ жизни. Имя было всего одно, поэтому когда чукчи начали получать паспорта, они записывали его в качестве фамилии, а имя и отчество выбирали по своему вкусу. Иногда мальчика могли назвать словом, означающим мужской половой орган. Это не было оскорбительно: у чукчей не существовало табу на обнаженное тело или его отдельные части. Рытхэу вспоминает курьезный случай. Один из его земляков, уважаемый всеми оленевод, фамилия которого на чукотском означала соответствующий орган со звучным эпитетом «гремящий», был выдвинут на высокую должность.

Когда писатель об этом узнал, он порадовался за него, но неосторожно проговорился о значении фамилии. С юмором в советские времена было туго, поэтому почти сразу пришло требование: вычеркнуть имя этого кандидата из всех бюллетеней. Впрочем, случая, чтобы девочке давали имя, обозначающее женские гениталии, писатель не помнит. Что касается ругательств, то их в нашем понимании чукчи не использовали вовсе. Самое обидное, что они могли сказать: «Ты совершенно ни на что не похож! И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он или она уходил от них.

Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом , и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье. До начала XX века существовала традиция группового брака в котором инициатива все-таки принадлежала женщине , но потом постепенно исчезла. Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного.

В каждой семье до сих пор есть культовые святыни, передающиеся по наследству — бубен, снаряд для добычи огня, который используют только в особых случаях, и связки деревяшек, призванные оберегать от бед. В начале ХХ века большинство чукчей были крещены Русской православной церковью, но кочевники до сих пор продолжают верить в своих богов. Язык и письменность Чукотская письменность Теневиля Чукотский язык уникален и мало похож на встречающиеся в Азии наречия. Большинство из похожих языков, например, керекский, уже исчезли. Первый вариант письменности в 30-х годах прошлого века разработал чукотский пастух Теневиль, но он так и не получил широкого распространения. Примерно в то же время был разработан специальный алфавит, основанный на кириллице, но с добавлением нескольких букв. Еда Испокон веков основную пищу народа составляет вареное мясо, растения, ягоды и коренья. До недавнего времени самым распространенным блюдом, встречающимся в любой семье, было — моняло.

Это наполовину переварившийся мох, извлеченный из желудка убитого оленя. Его подавали вместе с кровью, мелко порезанным мясом и жиром.

Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костёр и заварила чай [28]. Вышла девочка из полога, а бог поймал её и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается. И видит — бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь?

Зашел мальчик в ярангу , стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он всё и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги. Отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошёл разыскивать мальчика. Идёт он, нюхает след.

Дошёл до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришёл домой со своим стадом и стал хозяином [29]. Исторические предания сохранили рассказы о войнах с соседними эскимосскими племенами [30]. Народные танцы[ править править код ] Несмотря на тяжёлые условия жизни, народ находил время и для праздников, где бубен был не только ритуальным, но и просто музыкальным инструментом, напевы на который передавались из поколения в поколение. Археологические свидетельства дают основания утверждать, что танцы существовали у предков чукчей ещё в I тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют петроглифы , обнаруженные за Полярным кругом на Чукотке и исследованные археологом Н.

Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.

Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири. Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни.

Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах

На моржей и китов охотились в основном в летне-осенний, на тюленей — в зимне-весенний период. Орудия охоты состояли из разных по размерам и назначению гарпунов, копий, ножей и пр. Китов и моржей добывали коллективно, с байдары, а тюленей — индивидуально. С конца XIX в.

Лыжи, подшитые мехом, — идеальное средство передвижения И оленные и береговые чукчи рыбу ловили сетями, сплетенными из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, а также сачками и удилами, летом — с берега или с байдар, зимой — в проруби. Горных баранов, лосей, белых и бурых медведей, росомах, волков, лисиц и песцов вплоть до начала XIX в. Со второй половины XIX в.

В морском зверобойном промысле к началу ХХ в. Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный.

У кочевых и оседлых чукчей развились кустарные ремесла. Женщины выделывали мех, шили одежду и обувь, плели сумки из волокон кипрея и дикой ржи, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером. Мужчины обрабатывали и художественно резали кость и моржовый клык.

В оленную нарту чукотско-корякского типа запрягают одного-двух оленей Основным средством передвижения по санному пути были олени, запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды, детей кибитка , жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-«ракетках»; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами.

Оленные, в случае необходимости, строили плоты или выходили в море на байдарах зверобоев, а те использовали их ездовых оленей. Способ передвижения на собачьих упряжках, запряженных «веером», чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом — у русских. Запрягали собак и в оленьи нарты.

Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг и были вытянуты с запада на восток. Первой с запада ставили ярангу главы стойбища. Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 м и диаметром от 5,7 до 7—8 м, похожий на корякский.

Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность.

В ярангу входили между двух половин покрытия, откидывая их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых шкур, для лета использовали прошлогодние. У родного очага Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием.

Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур в виде параллелепипеда. Форма полога поддерживалась благодаря шестам, пропущенным через множество петель, пришитых к шкурам. Концы шестов опирались на стойки с развилками, а задний шест крепился к каркасу яранги.

Средний размер полога — 1,5 м в высоту, 2,5 м в ширину и около 4 м в длину. Пол застилали циновками, поверх них — толстыми шкурами. Постельное изголовье — два продолговатых мешка, набитых обрезками шкур, — находилось у выхода.

Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Укрывались одеялом, сшитым из нескольких оленьих шкур. Для изготовления полога требовалось 12—15, для постелей — около 10 больших оленьих шкур.

Каждый полог принадлежал одной семье. Иногда в яранге бывало два полога. Каждое утро женщины снимали его, раскладывали на снегу и выбивали колотушками из рога оленя.

Изнутри полог освещался и отапливался жирником. За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с двух сторон от очага, — продукты. Между входом в ярангу и очагом имелось свободное холодное место для различных нужд.

Для освещения жилищ береговые чукчи применяли китовый и тюлений жир, тундровые — вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти в каменных лампах-жирниках. Яранги сохраняли конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита.

Здесь маленькие дети без проблем могут играть на открытом воздухе, а женщины даже в 30-градусный мороз выходят на улицу и занимаются шитьем. Причем делают это они настолько энергично, что нередко уже к середине процесса им приходится сбрасывать с себя верхнюю одежду и засыпать снег за пазуху — чтобы охладиться. Странные пищевые привычки Ни для кого не секрет, что кухни разных народов мира имеют свои особенности: например, скандинавы очень любят тухлую рыбу , и азиаты едет варенные утиные яйца, в которых уже сформировался будущий плод.

Но, оказывается, чукчам тоже есть чем удивить! Эти люди не переносят соль, а мягкий хлеб кажется им кислым на вкус, зато горячая похлебка с полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя, считается здесь деликатесом. Еще чукчи любят ферментированное мясо, кашу из щавеля, нерпичий жир, различные коренья и внутренности животных. В общем, если вы собрались ехать на Чукотку, будьте готовы к кулинарным экспериментам. Различали только 4 цвета Вплоть до XX века люди этого северного народа могли различать лишь несколько цветов — белый, черный, красный и серый.

Виною всему недостаток цветового разнообразия в окружающей их природе. Еще иногда они видели желтоватый оттенок в шкуре оленей, но все остальные цвета различали плохо. Другое цветовосприятие появилось у чукчей после того, как они овладели русским языком. У них появились первые памперсы Местные женщины использовали довольно необычный способ пеленания грудных детей, который по своей сути является примитивным прообразом современного памперса. В комбинезоны младенцам матери помещали специальную «подкладку» изо мха и оленьего меха, которая хорошо впитывала продукты жизнедеятельности и одновременно защищала их от холода.

Женщины во время родов не стонут и не просят о помощи Женщинам-чукчам запрещено как-либо демонстрировать свою боль во время рождения ребенка.

Жизнь в Анадыре. Некоторые используют балаклавы. А еще на Чукотке есть понятие "летняя шапка". Вопреки ожиданиям, северное сияние в Анадыре бывает нечасто.

Для того, чтобы увидеть это явление всей красе, лучше ехать за полярный круг, на север. Потому что незачем. Нет железных дорог, а благоустроенные автодороги проложены только в пределах населенных пунктов. За вокзал в Анадыре туристы принимают здание казначейства. Прямо по улице - здание казначейства в Анадыре.

Рядом с районными центрами обычно находятся одно-два маленьких села, к которым идут грунтовые дороги. Зимой дорожная сеть расширяется за счет обустройства зимников. На небольшие расстояния местные жители ездят на внедорожниках, самостоятельно модифицированных автомобильных вездеходах они здесь часто встречаются или собаках. В остальных случаях только по воде или воздуху. Транспорт в Анадыре.

У него особое расписание, которое не всегда выполняется, потому что погода может подвести.

Вовсе нет, просто потеря рабочей пары рук могла серьёзно навредить устоявшемуся быту. По этой причине вместо одной девушки требовали другую. А уж если «обмен» проводился на незамужнюю даму, так это вообще считалось удачно совершенной сделкой. Практически во всех семьях много детей.

Поэтому не редкостью был такой трюк: если замуж выдавали девочку в соседнее село, то требовали взамен предоставить невесту для сына. Как и во всех нациях, у чукчей есть зажиточные и бедные люди. Если нищий не хотел становиться супругом женщины из своего сословия, то он отправлялся работать в дом богатея. Спустя несколько лет хозяин «особняка» с барского плеча давал благословение на брак либо усыновлял юношу. Случались и групповые семьи, внутри которых мужья менялись женами без угрызений совести.

Малыши, появившиеся на свет в «шведском семействе», считались общими. Только не стоит осуждать бедных чукотов. На подобные действия они шли не из-за распущенности, а по необходимости. Чаще всего, пары, входившие в состав, группового брака, проживали в разных поселениях. Если оленевод не успевал дойти до дома, то спокойно мог переночевать у «родственников».

Беременность и роды Если чукотская женщина находилась в положении это вовсе не означало, что она может расслабиться и отлынивать от работы. Наравне с остальными девушками ей предписывалось заниматься хозяйством и заготавливать мох. Зачем он нужен? Прежде всего для родов. Его подстилали в той части яранги, где на свет появлялся малыш.

Также мох применяли в качестве памперсов для младенцев. В процессе родов ни на какую помощь чукчи не рассчитывают. Строго запрещено помогать роженице. Считалось, что на все Божья Воля. Именно он решает, чью умершую душу положить в лоно женщины.

Запрещено было и кричать во время родов, ведь так можно привлечь злых духов. После появления на свет младенца, мать сама проделывала все те манипуляции, которые выполняют у иных народов акушерки. Например, с помощью нити, сплетенной из сухожилия животных и собственных волос, она перерезала пуповину. Если на протяжении длительного времени самостоятельно разродиться не получалось, то на подмогу звали родственницу. Но после такой ситуации не только к роженице, но и к ее супругу относились с презрением.

Считалось, что лучше погибнуть, чем позвать на помощь. Новорожденного протирали кусочком шкуры, предварительно смоченной в моче мамы. На левую руку и ножку надевали браслеты, выполнявшие роль оберегов. Затем облачали в меховой комбинезон. На протяжении десяти дней после родов девушке запрещено употреблять в пищу мясо и рыбу.

Ранее малыша до четырех лет кормили грудным молоком. Если по каким-либо причинам это было невозможно, то ребенку давали тюлений жир и соску, выполненную из кишки морского зайца. Пустышку дополнительно «фаршировали» мелко нарезанными кусочками мяса. В некоторых селах практиковали вскармливание с помощью собаки. Вернуться к оглавлению Воспитание мальчиков С шести лет из мальчугана начинали выращивать воина.

Его приучали к скромной обстановке. Странно звучит, не правда ли? Если учесть в каких условиях проживают чукчи, куда уж скромней. Ребенку необходимо было научиться за считанные секунды просыпаться и чутко реагировать на любые странные звуки. Также мальчик должен был быстро бегать, метко стрелять из лука и иметь острый глаз.

Современная детвора чукчей предпочитает играть в футбол. Мяч делают из оленей шерсти. Также популярностью пользуется борьба на льду или скользкой шкуре. Смерть Чукчи никогда не боялись умирать, поскольку свято верили в то, что каждый из них имеет по пять жизней.

Чукчи на этом месте жили сотни лет

  • Чукчи: история, численность, религия, народный костюм, кухня
  • Что за город
  • Представители более 90 национальностей проживают на Чукотке
  • Народы Севера. Чукчи – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Alexandr Postovoi
  • Первая кровь: как живут чукотские китобои
  • Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?

Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда

7 неожиданных фактов о жителях Чукотки - Чукчи привыкли жить стойбищами, которые снимаются и обновляются, как только закончился олений корм.
У вас включен VPN? Как устроены правила жизни в мире арктического постапокалипсиса, где не следует убивать мух, надеяться на технику и бояться большого количества крови.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий