Наиглавнейшая святыня российских монархистов — Державная икона Божией Матери обретена в ХХ в. Хотя история ее берет начало значительно раньше. Державные иконы Божией матери в Интернет-магазине православных икон Святцы. Икона Божией Матери «Державная» — значение, в чем помогает. Тем не менее, наибольшая глубина символизма идеи «Богородицы Царицы» осуществилась только во дни явления в России, наследнице имперской традиции Рима, «Державной» иконы Божьей Матери.
Икона Божией Матери «Державная».
Тем не менее, наибольшая глубина символизма идеи «Богородицы Царицы» осуществилась только во дни явления в России, наследнице имперской традиции Рима, «Державной» иконы Божьей Матери. Храм Державной иконы Божией Матери. В этом названии ощущалась мощь и торжественность. Икона Божией Матери "Державная" помогает каждому, кто к ней обратиться с верой в душе. Чаще всего, перед этим святым образом молятся с просьбами о мире в доме и государстве. Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью. Державная икона Божией Матери – один из самых почитаемых образов Богородицы. Эта мощная икона, обладающая невероятной чудодейственной силой, имеет загадочную историю явления перед народом. Чудеса «Державной»: о чем молятся и кому помогает в просьбах этот святой лик Божьей Матери.
Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?
«О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Тропарь Державной иконе Божией Матери, глас 4. “когда икону Державной Божией Матери привезли в храм и начали служить перед нею молебен, то вдруг исчезла с нее чернота и икона воссияла яркими первозданными красками”. Явление иконы Божией Матери «Державная» в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой празднует Православная Церковь 15 марта.
Икона Божией Матери «Державная»
Так Иисус олицетворяет прощение и благословение всех оступившихся на жизненном пути. В чем помогает икона Название «Державная» само за себя говорит о том, что просить у Богородицы нужно о мире, спокойной жизни, прекращении междоусобиц. Но ведь если неспокойно на сердце и тяжело на душе, то сложно достичь мирного неба над головой. О чем нужно просить у «Державной» Матери: о прощении и смирении; об искренней любви друг к другу; справиться с тяжелыми болезнями, пережить любой недуг; быстро восстановить здоровье после тяжелой операции; встретить вторую половинку; вернуть душевное спокойствие, обрести уверенность; побороть внутреннюю злость, зависть; избавиться от негативных мыслей. Молитва «Державной» Божией Матери Желательно перед прочтением молитвы зажечь свечу, поставить рядом с иконой. Нужно постараться забыть обо всех проблемах, отстраниться от окружающего мира и полностью погрузиться в священный процесс. Искренние слова, идущие от чистого сердца, обязательно будут услышаны. Державная икона Божией Матери в Коломенском Когда об иконе распространились вести, с окрестностей начали приезжать люди, чтобы поклониться Деве Марии. Началось шествие Святого образа по церквям области, и даже по различным предприятиям Москвы. Продолжительное время Вознесенский девичий монастырь Московского Кремля хранил лик Владычицы в своих стенах.
В 1812 году икону перевезли на сохранение в Коломенское, так как в это время начали совершаться нападения Наполеона на столицу. Потом ее отправили в Государственный Исторический музей, после — в Московский отдел издательства у Патриархата.
Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.
В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня. Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф Каллистов доносил митрополиту Московскому святителю Тихону Белавину будущему Патриарху , а тот в донесении от 13 октября 1917 г.
По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви, замененного в XIX веке.
В 1812 г. Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г. Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.
Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев: Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране. Икону возили на молебны в другие храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед иконой молилась прмц. Елисавета Феодоровна с сестрами.
Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию было написано славословие, названное Акафист акафистов.
Державный образ Богородицы находилась в Коломенском по праздникам и воскресным дням. В остальное время ее возили по предприятиям и церквям, чтобы как можно больше верующих смогли приложиться к чудотворному образу. Икона Державная была принесена в Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Встречать образ вышла игуменья великая княгиня Елизавета Феодоровна с насельницами. Иконе был написан акафист, в создание которого участвовал сам патриарх Тихон. Он многократно призывал верующих молиться перед этим образом Богородицы для укрепления веры и стойкости духа.
После установления Советской власти образ Царицы Небесной был помещен в хранилище Государственного Исторического музея. Державная икона Богородицы была возвращена Православной Церкви в 1990 году. В наши дни иконе можно поклониться в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. В 1995 году началось восстановление разрушенного Храма Христа Спасителя. Двумя годами ранее патриарх Алексий II благословил начало строительных работ возведением храма-часовни в честь Державной иконы. Державная икона Божией Матери: в чем помогает С разными нуждами молятся к Богородице перед Ее чудотворным образом. Но особенно часто обращаются при длительных и тяжелых болезнях, во время тяжелой материальной нужды, для защиты от недоброжелателей, при угрозе военных действий. При этом не нужно придавать магического характера определенной иконе.
Мы молимся не самой иконе, а Богородице. Она слышит каждого человека, обращающегося к Ней с чистыми помыслами и добрым сердцем.
В чем помогает Державная икона Божьей матери
Восстановить вернуться назад Подтверждение адреса Email Мы отправили на ваш адрес электронной почты письмо с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить» Подтвердить отмена Восстановление пароля На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль». Подтвердите, что вы не робот действителен в течение 10 мин.
В Екатеринбурге храм в честь Державной иконы Божией Матери построен рядом с железнодорожным вокзалом, куда 30 апреля по новому стилю 1918 года на станцию Екатеринбург-I прибыл поезд с арестованными императором Николаем Александровичем, императрицей Александрой Феодоровной, Великой княжной Марией Николаевной и слугами. Здесь поезд простоял несколько часов и отбыл далее на станцию Екатеринбург-II, ныне станцию Шарташ, где августейшие узники были высажены с поезда. Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи.
Таким образом, икона Божьей Матери «Державная» стала редким исключением из правила.
Ещё одна важная деталь, обнаруживаемая на Державной иконе — отсутствие креста на сфере державы. Именно эта особенность позволила считать данный образ пророческим, указывающим на грядущую эпоху активного богоборчества, которая последовала за падением самодержавия. Трактовка образа и значение иконы Божьей Матери «Державная» Среди православных толкователей образа Державной иконы Богоматери единой трактовки нет. Например, суровый митрополит Макарий, «апостол Алтая», однозначно полагал, что значение иконы таково: русский народ грешил столько, что в наказание ему послана гибель монархии. Это была наиболее распространённая точка зрения, которая нашла своё отражение в словах акафиста: «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Однако другие толкователи смягчали трактовку.
Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Патриарх Кирилл, речь от 4 ноября 2015 года Современное местонахождение оригинала иконы После Октябрьской революции 1917 года, когда Вознесенская церковь в Коломенском была закрыта, Державную икону Божьей матери передали на хранение в Государственный Исторический музей. Там, в запасниках, она и пребывала вплоть до конца 80-х годов XX века. Затем, благодаря усилиям духовенства, её перевезли в алтарь храма Преподобного Иосифа Волоцкого. Там её поместили в церковь Казанской иконы Божьей Матери, где она и находится по сегодняшний день. Празднование иконе Божьей Матери «Державная» ежегодно совершается 15 марта, в день её обретения.
В этот день совершается традиционный Крестный ход во главе со святыней. Второй день особого почитания этого образа приходится на 27 июля — день возвращения иконы Всецарицы в Коломенское. Чтимые списки и храмы в честь Державной иконы Божьей Матери Помимо самого чудотворного оригинала, с большой любовью русские православные христиане почитают списки с него. Некоторые из них тоже считаются чудотворными: Список из храма Святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове. Поскольку этот храм относится к московскому подворью Соловецкого монастыря, здесь список Державной Божьей Матери чтится особо. Соловки многие православные верующие называют «русской Голгофой», а путь на неё начался как раз в день отречения Николая II, совпавший с днём обретения иконы.
Список из Николо-Перервинской обители. Здесь, так же как и в Коломенском, 15 марта с Державной иконой Божьей Матери ежегодно совершается Крестный ход вокруг монастыря. Список из храма Ильи Пророка 2 Обыденский переулок в Москве.
Преподобный Нил, указав им на икону Владимирскую сказал, что это и есть его главная драгоценность. Разбойники попытались забрать образ, но неожиданно их поразила слепота. Опешив от такой неожиданности, разбойники стали слёзно умолять преподобного Нила о прощении совершённого ими покушения на святыню. И покаявшись в своём разбое, по молитвам святого Нила тут же получили исцеление и прозрели. Значение иконы Владимирской Селигерской Божией Матери Это событие имело судьбоносное значение для разбойников. Преподобный Нил стал их просвещать и наставлять на христианский истинный путь, просил оставить свои греховные дела и начать честно зарабатывать на пропитание. Разбойники, испытав силу Божественной милости в своих сердцах — оставили занятия разбоем.
Преподобный Нил просил их не рассказывать до поры, до времени об их встрече и произошедшем чуде перед Владимирской Селигерской иконой. О ней стало известно уже после кончины преподобного Нила. Владимирская икона Божией Матери была свидетельницей знаковых событий для всей Церкви. Божия Матерь проявляла свою волю через перемещение иконы без чьей-либо помощи.
Державная икона Божией Матери
Лишь только в 1990 году она была возвращена в Коломенское. Ныне чудотворный образ пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Дело в том, что это произошло именно в тот день — 2 15 марта 1917 года, когда от престола отказался царь Николай II. Народное сознание сразу же связало воедино два этих символических значения, усмотрев в том определенные смыслы.
Так, по одному из распространенных мнений, явлением Своего образа в день отречения от престола царя Матерь Божия дала людям знак о том, что теперь Она Сама будет Заступницей России. По другой версии, явление иконы стало предзнаменованием грядущих испытаний для Русской Православной Церкви и всей России. Читайтe также:.
На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца Рождества Богородицы в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 15 марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17. В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.
Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери. Обратите внимание на другие материалы:.
В этом названии ощущалась мощь и торжественность. Сразу появилось благоговейное чувство перед Царицей Небесной и величественной Державной ее иконой, которое, слава Богу, не покидает меня до сих пор. Было очень волнительно, когда стало известно, что первая служба в верхнем храме состоится в день памяти святых царственных страстотерпцев 17 июля 2008 года. Пол в храме был бетонный, из-под ног поднималась строительная пыль, стены, покрытые белой штукатуркой, казались очень чистыми. Служба прошла очень торжественно. Несмотря на то, что она выпала на будний день, и людей было мало, все понимали, что происходит что-то непостижимое. Это подтверждают разные люди.
На проспекте Луначарского на месте теперешнего больничного комплекса расстилалась пустая равнина, никаких зданий и в помине не было. Потом началось строительство 122-й медсанчасти, которое возглавил Леонид Григорьевич Соколов. Его именем сейчас и названа эта больница. Он вложил в нее все свои силы. Довольно быстро были, что называется, отгроханы, по-другому и не скажешь, эти громадные краснокирпичные дома. В непогоду они производили самое удручающее впечатление, высясь на обширном бесприютном пустыре. Благоустройство велось советскими темпами, неспешно. И тогда, и гораздо позже — в начале и конце восьмидесятых годов, — каждый раз, проезжая мимо больницы и озирая этот грандиозный комплекс, я, уже ставший верующим человеком, думал: «Хорошо б, чтобы кто-нибудь построил здесь церковь». Мне постоянно приходилось ездить на трамвае мимо больницы в Спасо-Парголовский храм, и всякий раз — одна и та же мысль: «Хорошо бы кто-нибудь построил здесь храм».
Знал бы я тогда, что строить его придется мне самому! Почему не в честь какого-то другого святого»? Я села на катер, доехала до острова, и в этот же день получила благословение старца. Это представляло для меня большую сложность, так как не имело никакого отношения к моим служебным обязанностям. Я всю ночь проплакала, утром смирилась, нужно было исполнять благословение. Пришла к главному врачу и сказала: «Яков Александрович, для укрепления сотрудников и пациентов нашей больницы мы хотим построить часовню в больничном сквере». Он сказал: «Денег на строительство не дам! Но письмо пиши». Я была крайне изумлена, так как знала, что реакция могла быть совсем другой.
Архимандрит Пантелеимон Борисенко и Наталья Николаевна Пичугина у 122 медсанчасти на месте, где будет построен храм Державной иконы Божией Матери Судьбоносные встречи и первые испытания В начале августа мы с батюшкой уезжали из Санкт-Петербурга вместе. В Печорах я жила у него две недели. Когда вернулась, меня вызвал главный врач: «Я взял на работу нового врача, проинструктируй его». Я пришла в ординаторскую, увидела, что передо мной стоит с военной выправкой, подтянутый и обаятельный молодой человек. Это был Сергей Владимирович Филимонов, будущий настоятель нашего храма. Он первый раз посмотрел на меня и сказал: «Брак невенчанный».
Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами. После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. Икона Божией Матери "Державная". Список XXI в. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Нечаева и архимандрита Иннокентия Просвирнина икона, согласно личному распоряжению директора музея К. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата , где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого.
Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы
В 1812 г. Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г. Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев: Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд. Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее. Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная» Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч.
Георгия Победоносца. После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде.
Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже. Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны.
К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя.
Находится он там и сегодня, но не в Вознесенской церкви, как это было в прежние времена, а в Казанской. Существует поверье, согласно которому Россия преодолеет все трудности и вновь воссияет своим величием, когда, наконец, икона её державной правительницы займёт своё прежнее место. Что ж, недалёк этот день, и надежда не покидает сердца россиян. Поездки за рубеж В последние десятилетия чудный образ трижды побывал за границей. В 2007 году, после объединения Русской Православной Церкви с её заграничной сестрой, икона совершила путешествие по русским приходам Америки, Европы и Австралии. Кроме того, в 2003 и 2014 гг. Молитвы об Отечестве Вера в благодатную помощь, ниспосылаемую через этот святой образ, не иссякла и по сей день, несмотря на все беды, попущенные Господом на протяжении XX века. Перед многочисленными её списками, имеющимися сегодня в большинстве православных храмов, неугасимо горят свечи и лампады.
В чем помогает Державная икона Божией Матери и о чём возносят перед ней молитвы? Об этом нетрудно догадаться, взглянув на образ. Прежде всего у Небесной Самодержицы, наделённой атрибутами высшей земной власти, просят оградить государство Российское от войн и внутренних потрясений, сохранить его в целости, избавить от территориального распада и междоусобиц. В случае вооружённых конфликтов перед ним же испрашивают победы православному воинству и избавления от гибели его честных ратников. Главной же является молитва о мире и вразумлении политиков, толкающих страну на грань новой катастрофы. В наше наполненное тревогами время она как нельзя актуальна. Обо всём этом говорится в приведённой ниже молитве Державной иконе Божией Матери. Просят Царицу Небесную также об укреплении нашей святой Православной Церкви и избавлении её от ересей, расколов и неверия, столь укоренившегося в прошедшие годы, когда атеизм был возведён в ранг государственной идеологии.
Ещё в чем помогает Державная икона Божией Матери?
Особый сон увидела крестьянка по имени Евдокия Адрианова. Женщина увидела в сновидении забытый образ. Именно Евдокии было поручено найти тот самый образ Пресвятой Богородицы, чтобы каждый желающий мог помолиться перед светлым ликом. Отец Николай Лихачев, настоятель церкви в Коломенском, и Евдокия осмотрели все иконы в церкви, но не смогли найти ту, которую описала Адрианова.
После они спустились в подвал.
2/15 марта — день явления Державной иконы Божией Матери
Державная икона божией матери. Статья из энциклопедии "Древо". Любая икона Пресвятой Богородицы занимает особое место в жизни православного человека. Как и остальные чтимые образы Пресвятой Богородицы, Ее икона «Державная» явилась чудесным образом.