Новости чин башмачкина

наиболее значим в галерее образов обиженных и угнетенных. наиболее значим в галерее образов обиженных и угнетенных.

"Шинель" - краткое содержание повести по главам

Башмачкин занимал невысокую должность, он был титулярным советником, над которым, как пишет Гоголь, "натрунились и наострились разные писатели ". Должность Акакия Акакий Башмачкин – это центральное действующее лицо повести Гоголя «Шинель». Рассказ «Шинель» начинается с описания жизни мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. «Шине́ль» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Увидела свет в 3-м томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного на исходе 1842 года и поступившего в продажу в последней. Дух Башмачкина запугивает значительное лицо и отнимает у него мундир, наконец пропадая насовсем.

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели. Отец Башмачкина – звали Акакий, носил вместо башмаков сапоги, три раза в год менял у них подметки — так делали и остальные представители мужского пола в этой семье. Таким образом, воротник из куницы, о котором мечтает Башмачкин, имеет прямое отношение к служебному продвижению, повышению в чине, как образ его моделирующий. Уникальные детали и особенности привилегий Башмачкина в Севастополе. Башмачкин, известный русский литературный персонаж, имел свой собственный чин в обществе. Чин имеет башмачкин – это выражение обычного русского языка, которое возникло в XIX веке и стало популярным благодаря произведениям писателя Николая.

Акакий Акакиевич Башмачкин

  • Макар Чудра — цитатная характеристика героя рассказа Горького
  • решение вопроса
  • В помощь школьнику. 9 класс. Н. В. Гоголь. «Шинель» (1842)
  • Что такое чин и как он определяется носителем башмачек?
  • Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
  • Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь) | Литерагуру

Шинель краткое содержание повести по главам

Это событие выбило Башмачкина из колеи. Он был обескуражен и потерян. Первое что ему в голову это обратиться за помощью в милицию, где помочь, увы, не смогли. Тогда он по совету коллег идет к значительному лицу, но и там ему отказывают в помощи. Характеристика персонажа Встреча Башмачкина со Значительным лицом — тоже вынужденная. В канцелярии, где под его началом служили 10 чиновников, Значительное лицо представляло собой весьма важную особу в генеральском чине. Кому как не такому начальнику позаботиться о менее важных и значительных сотрудниках? Но, нет. Пересказ очень кратко Акакий Акакиевич Башмачкин из Петербурга — обычный чиновник без жены и друзей, который любил свою работу, а после службы мечтающий о следующем рабочем дне. Гоголя содержит характеристику героев произведения, носящих этот статус. Гоголя, являющихся чередой размышлений писателя о проблемах чиновничье-бюрократического Петербурга.

В последней петербургской повести Н. Он представляет низшую ступень в чиновничьей иерархии Петербурга 19 века. Его обязанности заключаются в том, чтобы переписывать разные документы. Всегда тихий и беспрекословно выполняющий свою работу чиновник словно живет ею. Он с удовольствием выводит каждую букву, радуется новым поручениям, даже носит документы домой, чтобы в тишине продолжать переносить на бумагу ровные и аккуратные буквы. О повышении он даже и не мечтает, ведь более сложная работа для него утомительна и непосильна. Именно этот человек является олицетворением всех униженных и оскорбленных, именно он вызывает сострадание и сочувствие, которых нет в душах петербургских чиновников. Огонек в его глазах вспыхивает лишь при мысли о новой шинели, ведь старая совсем износилась и прохудилась. Сначала герой не может решиться на замену старой вещи. Однако вскоре он понимает, что ее отремонтировать невозможно.

Воодушевившись мечтой о покупке новой шинели, Башмачкин еще больше ограничивает свой комфорт: он меньше ест, экономит на свечах, на обуви и белье. Его цель — как можно быстрее накопить денег и получить новую шинель. Автор показывает, что в душе самого покорного человека все же живет протест против угнетения и нищеты. С появлением у Акакия этой шинели сослуживцы словно по-другому взглянули на него. Стоило только Акакию Акакиевичу войти в департамент в новой шинели, он стал предметом обсуждений других чиновников, на него обратили внимание. Сослуживцы даже пригласили его в гости, чего раньше никогда и не было. Да и сам Акакий почувствовал себя более уверенно. Но его счастью быстро пришел конец. Шинель украли посреди площади на глазах у смотрителя. Однако добиться справедливости Башмачкин не смог.

Не имеющий власти человек не имел возможности постоять за себя. Лишившись шинели, он снова лишился уважения. Над ним снова все стали смеяться. Образ Акакия Акакиевича противопоставлен всем остальным чиновникам, упоминаемым автором в повести. Его сослуживцы постоянно подтрунивали над любящим работу мужчиной и норовили подложить ему и свои бумаги. Они не считали его равным себе. Отношение к работе у них тоже другое: они преследуют цель получить повышение, при этом не проявляют особого усердия при выполнении своих обязанностей. Целый день они занимались лишь разговорами и обсуждением новостей, но только не своей работой. При этом они считали себя выше Башмачкина, потому что были наглее его. Они являются типичным примером чиновничества 19 века, бездушным и стремящимся к обогащению.

Важную роль в произведении играет значительное лицо. В его образе обобщена вся бюрократия Петербурга. Глубоко внутри у него еще теплилось простое человеческое сострадание и человеколюбие. Однако чин сделал его жестоким тираном, безразличным к судьбам тех, кто стоит ниже его на социальной лестнице. Все хорошее и доброе исчезло в нем под действием бюрократической системы. Осталась лишь оболочка, чин. Именно равнодушие и грубость значительного лица погубили Башмачкина, лишив его последней надежды на справедливость. Автор даже не дает имени этому герою.

В конце концов, мать новорожденного решила — пусть уж лучше сын унаследут отцовское имя. У Акакия Акакиевича есть старая шинель: "... Нет, нельзя поправить: худой гардероб!.. Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом. В самом деле, она имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее. Подтачивание не показывало искусства портного и выходило, точно, мешковато и некрасиво... В департаменте… но лучше не называть, в каком департаменте... Итак, в одном департаменте служил один чиновник... Как же новую? Тут-то увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом. Как же, в самом деле, на что, на какие деньги ее сделать?.. Конечно, можно бы отчасти положиться на будущее награждение к празднику, но эти деньги давно уже размещены и распределены вперед. Требовалось завести новые панталоны, заплатить сапожнику старый долг за приставку новых головок к старым голенищам, да следовало заказать швее три рубахи, да штуки две того белья, которое неприлично называть в печатном слоге, — словом, все деньги совершенно должны были разойтися... У него нет родственников, он никому не нужен: "... Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во-первых, не было наследников... Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое... Противу всякого чаяния, директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок или сорок пять, а целых шестьдесят рублей... С тех пор оставили его навсегда переписывать... Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его... С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало... Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью...

Акакий Акакиевич и значительное лицо таблица. Описание внешности значительного лица. Н В Гоголь повесть шинель. Маленькие образы человечки. Образ маленького человека. Образ маленького человека в литературе. Акакий Акакиевич шинель характеристика. Акакий Акакиевич Башмачкин характеристика. Образ "маленького человека" в повести н. Гоголя "шинель". Акакий Акакиевич Башмачкин герой. Маленький человек в повести шинель. Образ маленького человека в повести шинель. Башмачкин несчастный или посмешище шинель. Сочинение на тему Башмачкин несчастный или посмешище. Эссе на тему Башмачкин несчастный или посмешище. Башмачкин - несчастлив или посмешище?. Акакий Акакиевич Башмачкин арт. Акакий Акакиевич Башмачкин иллюстрации. Портрет Акакия Акакиевича. Гоголь Акакий Акакиевич. Акакий Акакиевич шинель портрет. Иллюстрации к повести шинель Кукрыниксы. Акакий Акакиевич шинель лицо. Повесть шинель Гоголь фильм. Акакий Акакиевич служил в департаменте. Разночинец это в литературе. Разночинцы это. Кто такой разночинец. Период капота и период новой шинели таблица. Отношение к переписыванию бумаг в период капота. Таблица по шинели Гоголя. Герой Гоголя Акакий Акакиевич. Башмачкин из Гоголя. Повесть Гоголя шинель Акакий. Акакий Акакиевич шинель. Николай Васильевич Гоголь шинель. Акакий Акакиевич Башмачкин образ. Описание Акакия Акакиевича. Образ Акакия Акакиевича в повести. Акакий Акакиевич Башмачкин вывод. Таблица по повести шинель. Таблица образов Ревизор. Шинель Гоголь таблица.

Но переиначен до неузнаваемости. В канцелярском анекдоте чиновники собрали деньги, купили и преподнесли товарищу новое ружье. А в повести? Известие о грабеже шинели, «несмотря на то, что нашлись такие чиновники, которые не пропустили даже и тут посмеяться над Акакием Акакиевичем, — однако же многих тронуло. Решились тут же сделать для него складчину…». Благородно, не правда ли? Однако, в противоположность анекдоту, «собрали самую безделицу». Не потому, что чиновники какие-то изверги, бессердечные существа. Нет, это самые обыкновенные люди, не лишенные подчас и добрых намерений. Но они — службисты. Люди, зависимые от начальства, находящиеся в вечном страхе за благополучное прохождение службы. И сумма собранных денег «оказалась самая бездельная». Потому что чиновники «и без того уже много истратились, подписавшись на директорский портрет и на одну какую-то книгу, по предложению начальника отделения, который был приятелем сочинителю». Перенеся из житейского случая мотив помощи сослуживцев, Гоголь пародирует ее. Выставляет ее несостоятельность, фиктивность. Даже если бы не произошло ограбления Башмачкина, жизнь его — и ему подобных — была бы понята и изображена как горькое, нищее прозябание. Трагическое в «Шинели» только завершено пропажей новой шинели, но пронизывает повесть и до момента пропажи, независимо от нее. Полная беззащитность его. Полная безнаказанность любого, кому взбредет желание поглумиться над людьми зависимыми, походя попирая их человеческое достоинство. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически… Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия… сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним… Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете? Не будь этой страницы, Достоевский, возможно, и не произнес бы свое знаменитое: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился как будто пронзеннный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде… И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? В робкой самозащите Акакия Акакиевича он услышал идущие сквозь века призывные слова: «Я брат твой». Выше этих слов не поднялись самые глубокие и возвышенные философско-нравственные учения. Они были выстраданы Гоголем, выстраданы им от имени человечества. Страница эта — кульминация первой половины повести. И одна из вершин русской и мировой прозы. Именно слияние, а не только совмещение или чередование. Это драгоценный и редкий дар. Многим корифеям литературы он не был свойствен. Сервантес, Гоголь, Диккенс владели им в совершенстве. Дон Кихот не был бы так близок нам, если бы не был смешон. В наш век прошагал по экранам всего мира бродяга в потрепанной визитке, непомерно больших башмаках с чужой ноги, с маленькими усиками, в нелепом котелке. Гениальные картины Чаплина не производили бы такого громадного впечатления, если бы герой их не был так уморительно, бесконечно смешон. Фильмы Чаплина рождали и рождают чувство необыкновенно острой жалости к обездоленному человеку. Но вряд ли появился бы на экране смешивший до упаду весь мир «Шарло» с его щегольской тросточкой и жалкими потугами казаться благопристойным джентльменом, если бы не явился раньше служивший «в каком-то департаменте» Акакий Акакиевич Башмачкин. Почему ему дали неблагозвучное имя отца, удвоив тем самым его неблагозвучие? Но что могли сделать родители, когда в святцах они наталкивались на смехотворные имена: Мокий, Соссий, Хоздазат. Затем мелькнули Трифилий, Дула и Варахисий. Наконец, Павсикакий и Вахтисий. Читатель беззаботно смеется. Начало не предвещает ничего печального. Поэтому так неожиданно сильно впечатление от эпизода с чиновниками, потешающимися над Акакием Акакиевичем, и прозревающим молодым человеком. Но и после этих страниц Гоголь на протяжении всей повести не раз заставляет нас от души посмеяться над Башмачкиным. Нас смешит, что он «родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Что переписка бумаг доставляет ему наслаждение и некоторые буквы у него фавориты. Когда он до них добирался, то был «сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его». Нам смешно, что Акакий Акакиевич «имел особенное искусство». Какое же? Переходя улицу, «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо… тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы». И это, как и многое другое, вызывает улыбку, а иногда раскатистый веселый смех. Повседневности привычной и постоянной — ее уже и не замечаешь. И только раненное человеческими бедами сердце художника затрепетало и откликнулось. И понурый пейзаж городских углов, поникшие фигуры их обитателей вплотную приблизились к глазам читателя, представ в своем скорбном облике. В том-то и назначение искусства, чтобы собрать распыленные крупицы существования, слепить из них образ бытия, открывающийся нам в своей подлинной сути. Во второй половине повести мелкий ручеек быта начинает бурлить драматическими событиями, и горькая судьбина Акакия Акакиевича вырастает в широкую картину социальных невзгод. В «анекдоте» лепажевское ружье пропадает по недосмотру владельца, в повести новая шинель становится добычей грабителей. Но и тут и там — это крушение долго вынашиваемой мечты. Не слишком ли громко? С этим словом мы привыкли соединять нечто возвышенное. Но в бедственной жизни маленького чиновника будущая новая шинель облеклась неким ореолом. Величественно вознеслась она над буднями, полными лишений. Акакий Акакиевич приучился голодать по вечерам, потому что он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее… как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Шинель — приятная подруга жизни? До упаду смешно. Ну как не посмеяться над смехотворной торжественностью церемониала надевания новой шинели? Петрович совершает его, как некий обряд, чуть ли не священнодействие. Вынувши шинель, Петрович «весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плечи Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил ее сзади рукой книзу: потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку.

Шинель краткое содержание повести по главам

Символом чего является это переписывание? Символом служения, символом благословленного Богом труда, символом подчинения всего себя Промыслу Божиему. Искушение святого Акакия Тем не менее эта святость Акакия Акакиевича дала трещину. Когда у него возникла потребность в новой шинели сама по себе вполне естественная, вовсе не греховная , то все свои душевные силы, все свои устремления он направил на эту шинель. Та оказалась для него не просто предметом одежды, а целью жизни, высшей ценностью.

Вещь становится для него идолом. Акакий Акакиевич кардинально меняется: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась проходить с ним жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Прежний образ жизни, прежние цели для него поблекли.

Мы помним, какой радостью для него было переписывание бумаг. Вроде бы мелочь, но это знаковый момент, и мы еще вернемся к нему. Пока же зададимся двумя очевидными вопросами. Во-первых, почему именно шинель?

Почему именно такое искушение оказалось непосильным для Башмачкина? Во-вторых, почему он вообще оказался слаб, почему его прежняя «почти святость» не защитила его? Грех нашего времени Почему шинель? Вспомним, что перед нами не психологическая проза в ее современном понимании , а притча.

Повесть про Акакия Акакиевича — это не только и не столько про конкретного героя, тут надо искать иносказание. Акакий Акакиевич символизирует не просто человека как такового, но более конкретно — общество, современное Гоголю. Деньги и вещи — вот та страсть, которая была писателю особенно ненавистна. И дело не только в корыстолюбии, тут сложнее.

Для человека, который предпочел внешнюю жизнь внутренней, духовной, вещь становится высшей ценностью, а значит, воспринимается уже не только «функционально», как средство решить ту или иную бытовую проблему, но как самодостаточная цель. Такой человек стремится к бытовому комфорту, стремится окружить себя удобными вещами. Но в этом своем стремлении к комфорту он реализует — неправильным, недолжным образом! Важный момент: обретя новую шинель, Акакий Акакиевич думает, что «В самом деле, две выгоды: одно то, что тепло, а другое, что хорошо».

В этом «хорошо» вся суть. Иллюстрации Максима Корсакова Акакий Акакиевич ранее смиренно сносил то, что другого повергло бы в отчаяние: тупик карьеры, издевательства окружающих, скудная пища, бедность, одиночество, отсутствие каких-то развлечений. Но вот искушения комфортом он не выдержал, тут его духовная броня треснула. Почему именно тут?

Потому что именно об этой болевой точке русского общества и хотел сказать Гоголь. Есть страсти извечные, присущие любым временам, — зависть, гнев, похоть, стяжательство и так далее, но бывает, что какие-то страсти особенно обостряются в ту или иную эпоху в силу господствующего в ней умонастроения. Таким умонастроением в 40-е годы XIX века стал если не массовый, то очень и очень заметный отход от Бога русских образованных людей. А свято место пусто не бывает, и потому высшей ценностью для них стало внешнее: карьера, богатство, комфорт.

Повторим: сами по себе и карьера, и богатство, и комфорт не греховны, это просто условия жизни. Но грехом становится их обожествление. Как раскололась сталь А теперь попробуем разобраться, что же не так было со «святостью» Акакия Акакиевича, почему он сломался. Есть в народе такое выражение: «свят, да неискусен».

Это можно сказать и про Башмачкина. Его смирение, кротость — они даны ему изначально, как дар Божий, а не достигнуты сознательной работой над собой. Они — не результат следования за Христом, борьбы со своими страстями, наблюдения за своими помыслами, искреннего покаяния и, естественно, жизни в Церкви. Если душу Акакия Акакиевича и можно сравнить со сталью, то это не закаленная сталь, она хрупкая, и достаточно даже не сильного, но точного удара в нужное место, чтобы ее расколоть.

Тут, однако, можно возразить: раз уж «Шинель» — это притча, где о духовной жизни говорится иносказательно, то как же там может быть напрямую упомянуто о Боге, о вере?

Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью... Весь этот день он не был в присутствии единственный случай в его жизни... Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма... Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу... Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере... Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице... Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки... Он не замечает, что происходит вокруг: "... Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору...

Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его... Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича... И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость,.. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было... В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения.

Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха.

В произведении главным атрибутом выступает шинель, которая стала смыслом существования главного героя. Изначально произведение представляло собой легкий юмористический рассказ. В процессе доработок юмор исчез, появилась драматургия. Критики того времени не восприняли серьезно гоголевскую «Шинель», смысл которой показать обществу проблемы равнодушия, бедности, социального неравенства.

Не было написано развернутых рецензий. Но в русской литературе повесть сыграла огромную роль: развивается новое направление — критический реализм. Краткое содержание Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин жил в бедном районе Петербурга на съемной квартире. Работал в департаменте титулярным советником, переписывал документы. Коллеги часто подшучивали над ним.

Но главный герой старался не обращать внимания. Шинель Однажды он заметил, что его шинель протерлась почти до дыр. Акакий Акакиевич обратился к портному. Оказалось, что починить ее невозможно, нужно шить новую. Узнав о цене в 150 рублей, чиновник очень расстроился.

Таких денег у него не было. Жалование титулярного советника составляло 400 рублей в год в месяц меньше 40 рублей. Спустя год, насобирав нужную сумму, Башмачкин вновь обратился к портному.

События разворачиваются в конкретное время — 30-40-е годы XIX века в конкретном месте — Санкт-Петербурге. Соответственно, неявно предполагается, что есть и Церковь, и вера. Да почему неявно? Вернемся к эпизоду, когда, задумавшись о шинели, Акакий Акакиевич едва не допустил описки в тексте. Какова его реакция? Едва не вскрикнул «ух!

Крестится, кстати, и его квартирная хозяйка, когда в болезненном бреду Акакий Акакиевич нецензурно ругает обидевшего его генерала. Значит, какие-то бытовые проявления христианской веры, на уровне привычек, героям «Шинели» присущи. Следовательно, вполне допустимо ставить вопрос: а на более глубоком уровне? Ему даже в голову не приходит перекреститься, когда портной Петрович убеждает его потратиться на новую шинель. Отход не громкий, не демонстративный, не на идейном уровне, а тихий, бытовой. Такие люди не то чтобы сомневаются в бытии Божием — они просто о Боге не задумываются, их волнуют совсем другие вещи. Красиво бумагу переписать... Мысль Гоголя здесь совершенно очевидна: не думая о Боге, не сверяя свои поступки с Его заповедями, не прося Его о помощи, человек оказывается совершенно беззащитным перед грехом и перед соблазнителем. Как действует страсть В «Шинели» есть и соблазнитель — портной Петрович, который тоже ведь важен не сам по себе, не как «типичный представитель своей профессии», а как символ.

А символизирует Петрович именно что сатану или, вернее, мелкого беса. Знаков принадлежности портного к нечистой силе в повести Гоголя немало. Кто-то, возможно, воспримет этого «чорта» просто как фигуру речи. Но художественный прием в том и заключается, что, повторяя раз за разом «фигуру речи», писатель воздействует на сознание читателя, понуждая его вспомнить исходный смысл этого затрепавшегося слова. Кроме того, для нас, современных людей, «черт» не кажется каким-то особым словом, а вот во времена Гоголя это было крепким выражением, на грани неприличия. Можно вспомнить момент из «Мертвых душ»: «Здесь Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей чорта. Чорта помещица испугалась необыкновенно. Символично и то, что олицетворяющий черта Петрович — именно портной, то есть изготовитель вещи, которая теперь становится судьбой человека. Гоголь подробнейшим образом описывает, как Петрович обольщает Акакия Акакиевича и как поначалу тот сопротивляется: «хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но...

Не вспомнил о Боге, не помолился хотя бы мысленно, не перекрестился — и потому его сопротивление быстро было сломлено. А когда оно было сломлено, то у героя началась новая жизнь — «как во сне». Акакий Акакиевич уже не контролирует себя. Это слово здесь важно. Казалось бы, уместнее было написать «противоположную», но Гоголь хотел показать, что герой лишился своей воли и что с ним происходит именно то, о чем предупреждал апостол Павел: ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех Рим 7:15—17. Иллюстрации Максима Корсакова Чем больше мечтает Акакий Акакиевич о новой шинели, тем сильнее меняется его образ жизни. Мало того, что он теперь жестко экономит каждую копейку — но и прежнее дело перестало приносить ему радость. Раньше он брал со службы бумаги домой и переписывал — теперь перестал это делать и проводил время в праздности. Теперь после обеда он «уж ничего не писал, никаких бумаг, а так...

Если раньше он ходил по улицам, ни на что не обращая внимания, то теперь засматривается на витрины. Причем нельзя даже сказать, что у Акакия Акакиевича появились какие-то новые интересы, что ему открылись какие-то новые горизонты жизни. Нет, его любопытство — скучающее. И скука все больше и больше заполняет его жизнь. Особенно ярко это показано в сцене, где мечта, наконец, сбылась, новая шинель куплена, и сослуживцы устраивают по этому поводу вечеринку, куда и приглашают Башмачкина. Обратим, кстати, внимание, что если раньше, до новой шинели, они его либо не замечали вообще, либо издевались, то теперь, став обладателем новой шинели, он становится им интересен. То есть как человек, как личность он для них ничто, но как обладатель некой вещи приобретает в их глазах некую значимость. Очень характерная деталь. Но куда важнее, что Акакий Акакиевич отправляется на вечеринку вынужденно.

Роль значительного лица в повести шинель кратко

Содержание: [скрыть]. маленький человек, мелкий забитый. Главный герой повести Гоголя Башмачкин был мелким служащим в одном из департаментов города Санкт-Петербурга, в чине титулярного советника. Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга.

Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?

Зачем вы меня обижаете? Не будь этой страницы, Достоевский, возможно, и не произнес бы свое знаменитое: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился как будто пронзеннный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде… И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? В робкой самозащите Акакия Акакиевича он услышал идущие сквозь века призывные слова: «Я брат твой».

Выше этих слов не поднялись самые глубокие и возвышенные философско-нравственные учения. Они были выстраданы Гоголем, выстраданы им от имени человечества. Страница эта — кульминация первой половины повести.

И одна из вершин русской и мировой прозы. Именно слияние, а не только совмещение или чередование. Это драгоценный и редкий дар.

Многим корифеям литературы он не был свойствен. Сервантес, Гоголь, Диккенс владели им в совершенстве. Дон Кихот не был бы так близок нам, если бы не был смешон.

В наш век прошагал по экранам всего мира бродяга в потрепанной визитке, непомерно больших башмаках с чужой ноги, с маленькими усиками, в нелепом котелке. Гениальные картины Чаплина не производили бы такого громадного впечатления, если бы герой их не был так уморительно, бесконечно смешон. Фильмы Чаплина рождали и рождают чувство необыкновенно острой жалости к обездоленному человеку.

Но вряд ли появился бы на экране смешивший до упаду весь мир «Шарло» с его щегольской тросточкой и жалкими потугами казаться благопристойным джентльменом, если бы не явился раньше служивший «в каком-то департаменте» Акакий Акакиевич Башмачкин. Почему ему дали неблагозвучное имя отца, удвоив тем самым его неблагозвучие? Но что могли сделать родители, когда в святцах они наталкивались на смехотворные имена: Мокий, Соссий, Хоздазат.

Затем мелькнули Трифилий, Дула и Варахисий. Наконец, Павсикакий и Вахтисий. Читатель беззаботно смеется.

Начало не предвещает ничего печального. Поэтому так неожиданно сильно впечатление от эпизода с чиновниками, потешающимися над Акакием Акакиевичем, и прозревающим молодым человеком. Но и после этих страниц Гоголь на протяжении всей повести не раз заставляет нас от души посмеяться над Башмачкиным.

Нас смешит, что он «родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Что переписка бумаг доставляет ему наслаждение и некоторые буквы у него фавориты. Когда он до них добирался, то был «сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его».

Нам смешно, что Акакий Акакиевич «имел особенное искусство». Какое же? Переходя улицу, «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо… тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы».

И это, как и многое другое, вызывает улыбку, а иногда раскатистый веселый смех. Повседневности привычной и постоянной — ее уже и не замечаешь. И только раненное человеческими бедами сердце художника затрепетало и откликнулось.

И понурый пейзаж городских углов, поникшие фигуры их обитателей вплотную приблизились к глазам читателя, представ в своем скорбном облике. В том-то и назначение искусства, чтобы собрать распыленные крупицы существования, слепить из них образ бытия, открывающийся нам в своей подлинной сути. Во второй половине повести мелкий ручеек быта начинает бурлить драматическими событиями, и горькая судьбина Акакия Акакиевича вырастает в широкую картину социальных невзгод.

В «анекдоте» лепажевское ружье пропадает по недосмотру владельца, в повести новая шинель становится добычей грабителей. Но и тут и там — это крушение долго вынашиваемой мечты. Не слишком ли громко?

С этим словом мы привыкли соединять нечто возвышенное. Но в бедственной жизни маленького чиновника будущая новая шинель облеклась неким ореолом. Величественно вознеслась она над буднями, полными лишений.

Акакий Акакиевич приучился голодать по вечерам, потому что он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее… как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Шинель — приятная подруга жизни?

До упаду смешно. Ну как не посмеяться над смехотворной торжественностью церемониала надевания новой шинели? Петрович совершает его, как некий обряд, чуть ли не священнодействие.

Вынувши шинель, Петрович «весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плечи Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил ее сзади рукой книзу: потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку. Акакий Акакиевич, как человек в летах, хотел попробовать в рукава: Петрович помог надеть и в рукава — вышло, что и в рукава была хороша». И даже после того, как шинель отдана заказчику, Петровичу трудно расстаться с великолепным созданием своих рук.

Он вышел вслед за Акакием Акакиевичем «и, оставаясь на улице, долго еще смотрел издали на шинель и потом пошел нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть еще раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо». Такие куски нельзя читать без улыбки. Конечно, эпизод смешной.

Смешной и трогательный. Ведь это самый большой праздник в жизни Акакия Акакиевича. Да и немалый для Петровича, который вечно пробавлялся мелким латанием да починкой.

Шитьем новой шинели он как бы повысился в ранге своего портняжного сословия. Тем разительнее и ужаснее после этого праздника постигшая Акакия Акакиевича беда. Ограбление происходит вечером того же дня, когда он надел обновку.

Любопытно, как Гоголь подготавливает грядущую напасть. Акакий Акакиевич спозаранку ушел с дружеской вечеринки, куда его затащил сослуживец. Он в самом приподнятом настроении.

Нужды нет, что новая шинель подбита коленкором. Ведь, по словам Петровича, он «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей». На воротник пошла не куница, как раньше предполагалось, потому что «была точно дорога».

Вместо нее выбрали кошку. Но такую, какую издали всегда можно было принять за куницу. Акакий Акакиевич на вершине счастья.

И на самом краю катастрофы. Позволю себе разбить следующий большой абзац на отдельные куски и «ударные» места дать курсивом.

У значительного лица был высокий чин - генерал-адъютант. Обычно он вел себя с подчиненными высокомерно и нередко унижал их. Значительное лицо приняло Башмачкина с иронией и "распекал" его, так как ему хотелось еще больше унизить маленького человека, явившегося к нему за помощью. После возвращения от значительного лица, Башмачкин погрузился в отчаяние и ужас, осознав свою беспомощность и незащищенность перед миром. После смерти Башмачкина произошел неожиданный оборот - его душа встала судиться с портным Петровичем.

Повесть "Шинель" заканчивается судебным процессом, который завершился в пользу акакиевской души, и сам Петрович признал справедливость этого решения.

С тех пор оставили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало… …Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью… …среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме… Интересы и цель в жизни Башмачкина …Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности…. Наслаждение выражалось на лице его… …приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье… …дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье.

Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Эта шинель стала для него символом счастливого будущего. Чтобы приблизить её приобретение, он готов терпеть лишения. Придя в департамент в новой шинели, Башмачкин впервые почувствовал себя там защищённым от унижений и насмешек сослуживцев. С утратой шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Он попытался делать какие-то усилия для того, чтобы нашли грабителей. Робость его проявилась в полной мере, когда он, обратившись по поводу ограбления к генералу, получил от него не помощь и сочувствие, а грозное распекание. От ужаса Акакий Акакиевич задрожал и чуть не рухнул на пол. Столкновение этого кроткого мечтателя с жестокой реальностью закончилось трагически. Отношение к Башмачкину других персонажей Акакий Акакиевич снимает свою комнату у 70-летней хозяйки квартиры.

Хозяйка и его сосед портной Петрович относились к нему хорошо, а на службе к Акакию Акакиевичу относились пренебрежительно, не считали его за человека. Для них он был посмешищем. Даже сторожа не замечали его, как будто он был пустое место. Начальники в департаменте относились к Акакию Акакиевичу «холодно-деспотически», ни слова не говоря, совали ему под нос бумаги для переписывания. Молодые сослуживцы подшучивали над ним, сыпали бумажки ему на голову и говорили, что это снег, смеялись над его изношенной шинелью.

Любимое дело Башмачкина

  • Какой цитате показано что башмачкин не мыслит себя вне профессии
  • Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
  • Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь)
  • Акакий Акакиевич

Следующая цитата

  • Цитатная характеристика
  • Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
  • Характеристика героев повести «Шинель»
  • Шинель - краткое содержание повести Гоголя
  • Характеристики героев повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель»

В помощь школьнику. 9 класс. Н. В. Гоголь. «Шинель» (1842)

Какие чувства связывали Акакия Башмачкина с его шинелью? Толкова (Дмитрий Емец) / Проза.ру После смерти Башмачкин поднялся на недоступную ему ранее высоту, он преодолел убогие представления о чине. Бунт "маленького человека " становится главной темой повести.
Какие чувства связывали Акакия Башмачкина с его шинелью? Толкова Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели.
Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь) Дух Башмачкина запугивает значительное лицо и отнимает у него мундир, наконец пропадая насовсем.
Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь) Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем печальной повести "Шинель" Н. В. Гоголя.

Сочинение: Чиновники в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чинов...➤ MyBook Характеристики героевАкакий АкакиевичАкакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», бедный титулярный советник в департаменте Петербурга.
Н. В. Гоголь. Шинель. Текст произведения Башмачкин Акакий Акакиевич — центральный персонаж повести о пропавшей шинели, «вечный титулярный советник», «Маленький человечек с лысинкой на лбу», чуть более пятидесяти лет.
Где служил главный герой повести Шинель? - IT-ликбез Продержав Башмачкина в передней изрядное время, значительное лицо с неудовольствием выслушал косноязычную речь чиновника.
Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь) | Литерагуру Во-первых, почему мама Башмачкина-младшего выбирает ему имя по какому-то календарю?
Какой чин у Башмачкина? Все секреты его ранга и звания Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели.

Прорехи в «Шинели»

Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе. Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина дана в первом абзаце повести. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь. Какой чин был у башмачкина. Башмачкина, героя повести н.в. Гоголя «шинель. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина.

Шинель образы героев. «Шинель» главные герои

После этого Акакий Акакиевич начал копить деньги, постоянно заходя к Петровичу поговорить о будущей шинели. И когда он накопил деньги, Петрович сшил ему замечательную шинель. Значительное лицо Генерал, недавно получивший это звание, которое испортило его. Выслушав Акакия Акакиевича, который пришёл к нему на приём по поводу грабителей, он даже не вслушался в проблему, а отправил бедного чиновника из кабинета, мол, тот порядка не знает, лезет прямо к такому значительному лицу. Через некоторое время после смерти Акакия Акакиевича тот вернулся к нему в виде мертвеца и снял с него генеральскую шинель. Чиновник Помощник столоначальника, решивший дать вечер вместо Акакия Акакиевича, в связи с покупкой им шинели, и пригласивший к себе коллег по работе. Жил он в богатом районе города, в хорошем доме. Возвращаясь поздно вечером домой с этой вечеринки, Акакий Акакиевич лишился своей шинели. Два грабителя Грабители, которые сняли шинель с Акакия Акакиевича. Оба были огромные и с усами. Один из них сказал, что шинель его, а второй приставил огромный кулак к лицу бедного чиновника.

Будочник Видел, как сняли шинель с Акакия Акакиевича, но не предпринял никаких действий, решил, что это его друзья остановили. Посоветовал пойти поутру к надзирателю, чтобы тот нашёл грабителей. Частный Первый, к кому обратился Акакий Акакиевич после ограбления. Он долго не мог к нему попасть, а когда он всё же его принял, то Башмачкин, после его вопросов понял, что заниматься грабителями он вряд ли будет. Мать Акакия Акакиевича При крещении ей предоставили на выбор различные имена для сына, но ей ничего не понравилось, и она решила назвать его в честь отца - Акакий. Иван Иванович Ерошкин Кум, столоначальник в сенате и квартальный офицер, очень хороший человек. Присутствовал при крещении Акакия Акакиевича. Директор Акакия Акакиевича Назначил ему повышенную зарплату - 60 рублей, как будто специально для пошива шинели. Каролина Ивановна Любовница значительного лица. Именно к ней он ехал, кода явился мертвец в виде Акакия Акакиевича и снял с него шинель.

Это был мужчина низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным. Этот чиновник был в чине титулярного советника. Чин не самый низший, девятый, но Акакий Акакиевич себя держал как-то приниженно, был забит и запуган, что даже сторожа не оказывали ему должного почтения. Копировальных инструментов в то время еще не было, печатной машинки тоже, поэтому огромную работу по копированию документов выполняли чиновники низших классов. Работу свою он любил, обладал красивым, почти каллиграфическим почерком, и выполнял ее аккуратно.

Он всем старался показать свою власть и свою строгость. Генерал очень строго отчитал Башмачкина, попросившего его походатайствовать, чтобы полицейские отыскали шинель. Он отругал Акакия Акакиевича за то, что тот не подал просьбу в канцелярию, а пришёл сразу к нему.

Генерал в гневе повысил голос и даже топнул ногой. Башмачкин так испугался, что лишился чувств. Сторожа поддержали, чтобы он не упал и вынесли его из кабинета значительного лица. Генерал почувствовал гордость от того, что его строгость может человека лишить чувств. Однако через какое-то время у значительного лица проснулась совесть, и он решил помочь Башмачкину. Когда ему сообщили, что тот умер, генерал весь день был не в духе. Доктор Доктор — врач, которого вызвала к заболевшему Башмачкину квартирная хозяйка. Он ничем не смог помочь больному, объявил хозяйке, что её жилец скоро умрёт и посоветовал заказать «теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог».

Привидение чиновника Привидение чиновника — призрак умершего Башмачкина.

И только раненное человеческими бедами сердце художника затрепетало и откликнулось. И понурый пейзаж городских углов, поникшие фигуры их обитателей вплотную приблизились к глазам читателя, представ в своем скорбном облике. В том-то и назначение искусства, чтобы собрать распыленные крупицы существования, слепить из них образ бытия, открывающийся нам в своей подлинной сути. Во второй половине повести мелкий ручеек быта начинает бурлить драматическими событиями, и горькая судьбина Акакия Акакиевича вырастает в широкую картину социальных невзгод. В «анекдоте» лепажевское ружье пропадает по недосмотру владельца, в повести новая шинель становится добычей грабителей.

Но и тут и там — это крушение долго вынашиваемой мечты. Не слишком ли громко? С этим словом мы привыкли соединять нечто возвышенное. Но в бедственной жизни маленького чиновника будущая новая шинель облеклась неким ореолом. Величественно вознеслась она над буднями, полными лишений. Акакий Акакиевич приучился голодать по вечерам, потому что он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели.

С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее… как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Шинель — приятная подруга жизни? До упаду смешно. Ну как не посмеяться над смехотворной торжественностью церемониала надевания новой шинели? Петрович совершает его, как некий обряд, чуть ли не священнодействие. Вынувши шинель, Петрович «весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плечи Акакию Акакиевичу; потом потянул и осадил ее сзади рукой книзу: потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку.

Акакий Акакиевич, как человек в летах, хотел попробовать в рукава: Петрович помог надеть и в рукава — вышло, что и в рукава была хороша». И даже после того, как шинель отдана заказчику, Петровичу трудно расстаться с великолепным созданием своих рук. Он вышел вслед за Акакием Акакиевичем «и, оставаясь на улице, долго еще смотрел издали на шинель и потом пошел нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть еще раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо». Такие куски нельзя читать без улыбки. Конечно, эпизод смешной. Смешной и трогательный.

Ведь это самый большой праздник в жизни Акакия Акакиевича. Да и немалый для Петровича, который вечно пробавлялся мелким латанием да починкой. Шитьем новой шинели он как бы повысился в ранге своего портняжного сословия. Тем разительнее и ужаснее после этого праздника постигшая Акакия Акакиевича беда. Ограбление происходит вечером того же дня, когда он надел обновку. Любопытно, как Гоголь подготавливает грядущую напасть.

Акакий Акакиевич спозаранку ушел с дружеской вечеринки, куда его затащил сослуживец. Он в самом приподнятом настроении. Нужды нет, что новая шинель подбита коленкором. Ведь, по словам Петровича, он «был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцевитей». На воротник пошла не куница, как раньше предполагалось, потому что «была точно дорога». Вместо нее выбрали кошку.

Но такую, какую издали всегда можно было принять за куницу. Акакий Акакиевич на вершине счастья. И на самом краю катастрофы. Позволю себе разбить следующий большой абзац на отдельные куски и «ударные» места дать курсивом. Так станет более ясно, как искусно и исподволь Гоголь сгущает темные, зловещие краски. На улице было еще светло, но «скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером.

Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже… Пошли деревянные домы, забор; нигде ни души; сверкал только один снег по улице, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью, с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света». Трудно даже заметить, как обычные городские кварталы гиперболически окутываются роковым мраком. Обыкновенная площадь — страшная пустыня! Противоположная сторона — где-то на краю света!

И даже в обычнейшем выражении «улица перерезывалась площадью» слово «перерезывалась» отдает жутью. Акакий Акакиевич «оглянулся назад и по сторонам: точно море вокруг него». Так мастерски подготовлено появление грабителей. Появляется новый персонаж, лучше даже сказать, персона, окончательно толкающая к гибели Акакия Акакиевича. Это значительное лицо в тексте повести эти слова всегда даются вразбивку, чтобы одним видом своим дать понять о высоком его сане. Постепенно Гоголь подводит к персоне столь высокого ранга.

В первом канцелярском эпизоде действуют сослуживцы Башмачкина, может быть, чуть-чуть выше его чином. В эпизоде складчины уже начинают мелькать более крупные начальствующие лица. Именно они, даже не прямо, а только весом своим помешали мимолетному доброму побуждению сослуживцев помочь ограбленному бедняге. Чиновники слишком потратились на директорский портрет и на книгу, сочиненную приятелем начальника отделения. Значительное лицо занимает куда более высокое положение в чиновничьей иерархии. Не просто начальствующее, но власть имущее лицо.

Пожалуй, близко стоящее к правительственным сферам. Замечательный исследователь пушкинской поры Анна Ахматова считала, что в образе «значительного лица» выведен не кто иной, как Бенкендорф — всемогущий шеф пресловутого «III отделения собственной его императорского величества канцелярии». Само название этого всероссийского застенка приводило ни в чем не повинных людей в содрогание. По мнению Анны Ахматовой, скоропостижная смерть Башмачкина после приема его «значительным лицом» в какой-то мере навеяна внезапной смертью поэта Дельвига вскоре после разноса, учиненного ему Бенкендорфом. Всемогущий николаевский вельможа неоднократно вызывал Дельвига, редактора «Литературной газеты», для объяснений. Особенно грубый нагоняй последовал после помещения резких полемических заметок против Булгарина и печатания стихов, посвященных июльской революции 1830 года.

Дельвиг держал себя с большим достоинством. Но угрозы Бенкендорфа «упечь» его вместе с Пушкиным и Вяземским в Сибирь подействовали губительно. Проболев несколько дней, Дельвиг, неожиданно для всех окружающих, умер. Анна Ахматова утвердилась в своей догадке, когда в прижизненном издании гоголевских сочинений 1842 года она прочла строку: «Значительное лицо сошел с лестницы и стал в сани». Действительно, Бенкендорф имел обыкновение ездить в экипаже стоя. Потом Гоголь изменил это место: вместо «стал в сани» — «сел в сани» по-видимому, из цензурных соображений.

Но он по-прежнему нацеливается на высокие ступени чиновничьей иерархии.

Заказать сочинение Меню Вы здесь: Критика24. Почему бунт Акакия Акакиевича против унижения со стороны «значительного лица» оказался возможен только на смертном одре, а возмездие — и вовсе после смерти главного героя «Шинели»? ЕГЭ по литературе Акакий Акакиевич смог отомстить за унижение со стороны «значительного лица» только после смерти, поскольку из-за своего невысокого положения он не мог добиться справедливости при жизни. Главный герой повести — «маленький человек», не имевший высоких устремлений и занимавший низкий чин титулярного советника.

Башмачкин честно исполнял свои обязанности, всегда аккуратно переписывая порученные ему бумаги.

Прорехи в «Шинели»

Имел кривой глаз и рябизну по всему лицу, но значился хорошим мастером своего дела. Имел жену, любил выпить. Когда Башмачкин пришёл к нему чинить шинель, он сообщил ему, что починить её уже нельзя, надо шить новую. И назвал цену - 150 рублей. После этого Акакий Акакиевич начал копить деньги, постоянно заходя к Петровичу поговорить о будущей шинели. И когда он накопил деньги, Петрович сшил ему замечательную шинель. Значительное лицо Генерал, недавно получивший это звание, которое испортило его.

Выслушав Акакия Акакиевича, который пришёл к нему на приём по поводу грабителей, он даже не вслушался в проблему, а отправил бедного чиновника из кабинета, мол, тот порядка не знает, лезет прямо к такому значительному лицу. Через некоторое время после смерти Акакия Акакиевича тот вернулся к нему в виде мертвеца и снял с него генеральскую шинель. Чиновник Помощник столоначальника, решивший дать вечер вместо Акакия Акакиевича, в связи с покупкой им шинели, и пригласивший к себе коллег по работе. Жил он в богатом районе города, в хорошем доме. Возвращаясь поздно вечером домой с этой вечеринки, Акакий Акакиевич лишился своей шинели. Два грабителя Грабители, которые сняли шинель с Акакия Акакиевича.

Оба были огромные и с усами. Один из них сказал, что шинель его, а второй приставил огромный кулак к лицу бедного чиновника. Будочник Видел, как сняли шинель с Акакия Акакиевича, но не предпринял никаких действий, решил, что это его друзья остановили. Посоветовал пойти поутру к надзирателю, чтобы тот нашёл грабителей. Частный Первый, к кому обратился Акакий Акакиевич после ограбления. Он долго не мог к нему попасть, а когда он всё же его принял, то Башмачкин, после его вопросов понял, что заниматься грабителями он вряд ли будет.

Мать Акакия Акакиевича При крещении ей предоставили на выбор различные имена для сына, но ей ничего не понравилось, и она решила назвать его в честь отца - Акакий. Иван Иванович Ерошкин Кум, столоначальник в сенате и квартальный офицер, очень хороший человек. Присутствовал при крещении Акакия Акакиевича. Директор Акакия Акакиевича Назначил ему повышенную зарплату - 60 рублей, как будто специально для пошива шинели. Каролина Ивановна Любовница значительного лица. Именно к ней он ехал, кода явился мертвец в виде Акакия Акакиевича и снял с него шинель.

Это был мужчина низкого роста, немного подслеповатый, с морщинками на лбу, на щеках, и нездоровым цветом лица. Фамилия его была Башмачкин, а имя — Акакий. Имя ребенку выбирали долго. Так как все остальные предложенные имена при крещении казались странными, например, Моккия, Хоздазата, поэтому решили назвать его как отца. Так он стал Акакий Акакиевичем. Когда он появился в департаменте в качестве чиновника для письма, никто не знал, настолько он был неприметным.

Молодые чиновники его совсем не уважали, даже иногда посмеивались в лицо.

Генерал отказывается помочь, но вскоре сильно сожалеет об этом. Его внешность - богатырская и мужественная: "... Он женат, и у него трое детей: два сына, из которых один служил уже в канцелярии, и миловидная шестнадцатилетняя дочь. Он - солидный и строгий начальник. Главным основанием его системы была строгость.

Его подбадривают мечты о шинели. Спустя полгода Акакий приходит в новой шинели в департамент, вызывая удивление и восторг сослуживцев. Все поздравляют его с приобретением и убеждают, что это обязательно нужно отметить, на что Башмачкин смущается и теряется. Но ему на помощь приходит помощник столоначальника, пригласивший всех своих товарищей-шутников на именины. Коллеги, недавно смеявшиеся над Башмачкиным, теперь делают ему комплименты и заводят беседы. Он даже пробует шампанское, а на обратном пути следует за незнакомой дамой. Когда Акакий проходит через пустырь, группа незнакомцев нападает на него и отбирают шинель. Обращение чиновника к частному приставу остается без результата. Акакий Акакиевич снова в старой шинели, он направляется к Значительному лицу, но оно делает строгое замечание и отказывает в помощи. Башмачкин чувствует себя несчастным. У Акакия начинается горячка, за ним ухаживает только семидесятилетняя одинокая старушка — хозяйка квартиры, в которой бедный чиновник снимает комнату. Лекарства не помогают, врач рекомендует старушке заказать для больного гроб. Башмачкин находится в бреду, жар не спадает. Вскоре он умирает. После его похорон по Петербургу разносится слух о призраке титулярного советника, который блуждает по улицам и срывает шинели с прохожих.

Однако генерал, хвастая новым чином перед другом, прогоняет несчастного Башмачкина за то, что тот обратился к нему неподобающим образом. Акакий впадает в горячку и вскоре умирает. Часть 5 О смерти его узнают на работе лишь спустя несколько дней после похорон. Значительное лицо пугается, потрясённое новостью, и отправляется развлечься на вечер к даме. А поздно на улице его ловит разозлённое привидение — призрак титулярного советника, который уже несколько дней мучает незнакомцев, донимая их и стаскивая шинели. Дух Башмачкина запугивает значительное лицо и отнимает у него мундир, наконец пропадая насовсем. Часть 6 Значительное лицо исправляется и больше не ругает своих подчинённых. Что они делают со мной. Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями. Гоголя "Шинель" является одним из ярких второстепенных персонажей. Гоголь не называет имя "значительного лица" в повести. Он зовет его просто: "значительное лицо" или "генерал". Однажды бедный чиновник Акакий Акакиевич просит "значительное лицо" помочь ему найти украденную шинель. Генерал отказывается помочь, но вскоре сильно сожалеет об этом. Его внешность - богатырская и мужественная: Имеет чин генерала. Он женат, и у него трое детей: два сына, из которых один служил уже в канцелярии, и миловидная шестнадцатилетняя дочь. У генерала есть тайная приятельница - Каролина Ивановна, к которой он иногда ездит хотя он женат. После случая, связанного с Башмачкиным "значительное лицо" лучше обращается с подчиненными: Внешность Акакия не была презентабельной. Вид у него неказистый. Такого увидишь и мимо пройдешь. Роста низенького. То, что осталось от былой шевелюры было цвета ржавчины. На щеках прорисовывались глубокие морщины. Мужчина был подслеповат. Ему приходилось постоянно щуриться. Виновником преждевременного старения автор считал Петербургский климат. Приходилось ходить в чем есть. Шинель выцвела, виднелись дыры. Она была грязной и неглаженой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий