Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года.
Блокада Ленинграда в архивных фотографиях
Эксперт уверен, целью бомбардировок Ленинграда были не только военные объекты города, нацисты намерено били по жилым кварталам. Кроме того, германское командование пыталось сломить сопротивление защитников Ленинграда бомбардировками с воздуха и обстрелом тяжёлой артиллерией. В мае 1943 года впервые для бомбардировок города в дневное время были применены немецкие самолеты-истребители.
Как химик спас блокадный Ленинград от массовой бомбардировки
"Таким образом, очевидно, что блокада Ленинграда не была вызвана военной необходимостью с целью дальнейшей его оккупации. Однако способность наносить массированные бомбовые удары по Ленинграду флот восстановил лишь к апрелю 1942 года. Главная» Новости» Потомки жителей блокадного ленинграда.
Блокада Ленинграда
- Сколько маскировочной сетки нужно было Ленинграду?
- 97% погибли от голода. Как выживал блокадный Ленинград
- Как люди выживали во время блокады Ленинграда
- Кони под землёй
Поиск по сайту
- ХРОНИКА БОЕВ ЗА ЛЕНИНГРАД
- Бомбардировки Ленинграда
- 80 лет назад началась блокада Ленинграда... Подвигу огнеборцев осажденного города посвящается…
- Несломленный город: как спасали от бомбардировок блокадный Ленинград
- Оборона Ленинграда
Ленинград подвергся одному из самых долгих обстрелов 80 лет назад
Колонна танков старшего лейтенанта Ильи Строгонова проходит по улице Урицкого на фронт, октябрь 1942 год. В это время сильно урезали норму выдачи хлеба. Жители блокадного Ленинграда набирают воду из разбитого водопровода на обледенелой улице. В январе 1943-го советские войска пробили брешь в обороне немцев, частично деблокировав город. Полностью освободить Ленинград удалось лишь 27 января 1944 года.
И произошло, казалось бы, невероятное: до этого плацдарм с трудом удерживали две дивизии и бригада, а тут, затемно переправившись через Неву, его заняли 90 пехотинцев». Рабочий день был продлен до 10-12 часов. Снаряды делали даже дети. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно.
Норма за смену была 240 снарядов. Вся куртка на животе у меня была рваная. Сначала, конечно, было очень тяжело, а потом я их швыряла как картошку и делала тысячу снарядов за смену. Смена была 12 часов», — вспоминает Кира Жиронкина. Там же работала моя мама. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: «Не води сюда больше никого… еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода».
От голода умерли многие дети в нашем саду — из 35 нас осталось только 11», — вспоминает Маргарита Александрова. Ночью просит няню поднести свет, чтобы посмотреть на портрет мамы. На вопрос няни, почему он не спит, Женя отвечает: «Я думаю все о маме. А вот Вова его младший брат, трех лет спит, он, наверное, забыл про маму», — рассказывала об одном из своих воспитанников сотрудница детского сада. В течение долгого времени это была единственная нить, связывающая Ленинград с Большой землей. За время блокады по ней удалось вывезти из города более 500 тысяч человек. Дорогу часто бомбили. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.
Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков. Я старался двигаться чуть подальше от колонны, так меньше риск попасть под налет.
Смольный был первым в расстрельном списке фашистов. А немецкие воздушные карты — идеальными. Излучина Невы — как ключевой ориентир. Бомбы падали на «колыбель революции» одна за одной, но та, словно русский ванька-встанька, уже к следующему прилету авиации поднималась из руин. Страдал лишь огромный фанерный макет на площади рядом. Карты-картами, но сверху был виден густой лес — летом зеленый, зимой — белый.
Их периодически меняли и в 1942 году ботаники придумали специальный способ консервации таких листьев», — рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки Алексей Воронович. Рядом с лесом — непонятное здание, между пропилеями натянули фальш-фасад. При подлете один в один — дом. Покрасили под камуфляж мосты, завалили их хламом. Со стороны скорее напоминало кладбище кораблей, а не переправы. Мы рисуем контрастные фигуры на поверхности моста. Мост частично попадает к фону, к реке.
Из нее-то и получали авиационное топливо, которое шло на заправку самолетов, совершавших вылеты в район Ленинграда.
С результатами исследований Александр Дмитриевич прорвался на прием к заместителю генерала Куцевалова, который был тогда командующим ВВС Северо-Западного фронта. Петрову действительно пришлось прорываться — начальству приходилось решать гораздо более серьезные вопросы, чем те, с которыми мог появиться какой-то там химик. Генерал чуть было не отмахнулся от назойливого посетителя, но тот был настойчив и почти груб. Вначале химик рассмешил предложением уничтожить одним махом пару-тройку немецких аэродромов. Но после предоставленных выкладок у советского командования появился четкий план действий. Только вот зависел он теперь не столько от людей и техники, сколько от погодных условий. За время, пока ждали погоды, в лаборатории Петрова были доставлены еще несколько образцов топлива с разных самолетов, базировавшихся на разных аэродромах. Результаты были почти одинаковы: немцы вынужденно летали не просто на плохом, а на еще и летнем топливе!
В самом начале ноября были получены аэрофотоснимки с аэродромов Красногвардейск ныне — Гатчина и Сиверский. В Сиверском кроме уже известного количества самолетов было замечено свежее скопление из сорока бомбардировщиков. Штабом ВВС был разработан план по уничтожению этих самолетов, ведь было ясно, что в годовщину празднования Октябрьской революции Гитлер устроит большую бомбардировку колыбели этой самой революции. Для защиты города от немецких самолётов использовали аэростаты. В преддверии праздника аэродромы и бомбардировщики было решено уничтожить любыми способами с любыми потерями. Но природа оказалась милостива, ночью на 6 ноября температура упала гораздо ниже, чем было нужно для осуществления плана, предложенного Петровым.
Фатальная ошибка Гитлера, которая спасла Ленинград
Глава 4 Обстрелы, бомбежки, пожары. Блокадные будни одного района Ленинграда | бомбардировка ленинграда скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. |
Постпред при ООН Небензя сравнил ситуацию в секторе Газа с блокадой Ленинграда | Основной тезис моего выступления на суде состоял в следующем: бомбежки и обстрелы затрагивали почти весь город. |
Минобороны РФ рассекретило документы о полном снятии блокады Ленинграда // Новости НТВ | Бомбардировки Ленинграда — серия авианалётов на Ленинград, совершённых авиацией нацистской Германии во время Великой Отечественной войны (1941—1943). |
Глава 4 Обстрелы, бомбежки, пожары | «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. |
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение | Идринский вестник | Обстрелы и бомбардировки Ленинграда начались с самого первого дня блокады. |
"Город не горит..." Борьба с зажигательными авиабомбами в блокадном Ленинграде
Во второй налет нацисты сбросили на Ленинград фугасные бомбы. Такие действия, безусловно, говорят о желании терроризировать мирное население и нанести максимальный ущерб городу, подчеркнул Иринчеев. Больше всего досталось центру. Жизнь города хотели парализовать. Зафиксировано большое количество попаданий в трамваи, что приводило к большому количеству жертв.
То, что, несмотря на колоссальное число жертв этой тактики, Ленинград не сдался и продолжал держать оборону, не служит опровержением факта, что этот голод был задуман Берлином после провала блицкрига как военная операция. Сознание в основном теряли мужчины Теоретически советское руководство могло выбрать вариант вывода войск и сдачи города. Но если принять во внимание заявление Гитлера относительно будущего Ленинграда после победы Германии и методов обращения с населением оккупированных территорий, то нет никаких оснований полагать, что судьба ленинградцев под нацистским правлением была бы лучше участия в реальных условиях блокады. Наверное, можно было еще в первые недели войны эвакуировать большее число детей и других неработоспособных жителей города. Могли и должны были быть созданы большие запасы продовольствия в надежно охраняемых складах.
Размер продовольственных пайков мог быть сокращен ранее, что позволило бы дольше сохранять истощающиеся резервы. Быстрее могло бы быть налажено полномасштабное функционирование Дороги жизни. Теоретически было бы оправданным, чтобы при перевозках приоритет отдавался транспортам продовольственного обеспечения и эвакуируемых, сравнительно с транспортировкой промышленных материалов. Однако остаются сомнения, могли ли эти и другие меры значительно уменьшить масштабы голода, не говоря уже о предотвращении его. Мартиролог все равно был бы огромен.
Началом блокады Ленинграда традиционно считается 8 сентября 1941 г. Однако реально ленинградцы потеряли возможность покинуть свой город почти двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, на вокзалах, в эшелонах на пригородных станциях скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможного прорыва на восток. Но чуда не произошло, и в середине сентября ленинградцы стали возвращаться домой, а транзитные пассажиры были расселены в общежитиях города и ближайших пригородах. Смертность стала расти с июля 1941 г. В ноябре были отмечены первые случаи голодной смерти.
В конце месяца участились голодные обмороки на производстве и на улице. При этом сознание теряли в основном мужчины от 29 до 59 лет, получавшие рабочий паек. Как правило, они умирали сразу после доставки в больницы. Голод и холод страшнее бомб «Смерть от бомбы и снаряда теперь уже не страшна. Голод, который мы переносим, значительно страшнее», «мы рады, если нас убьют...
Надоело мучиться от голода.
Некоторое время он стоял неподвижно, ошеломленный масштабом и хитроумностью замысла этой маскировки… А. Чаковский, «Блокада» Огромное, широко раскинувшееся, образующее два крыла белокаменное здание Смольного было прикрыто гигантской зеленой сетью. Чаковский, «Блокада» Кто же придумал и воплотил в жизнь такое решение?
Уже в первые дни войны в помощь архитекторам, которые продумывали общий план маскировки города, привлекли театральных художников. Их опыт в оформлении сцены очень помог в работе. Весь Ленинград, казалось, превратился в одну огромную сцену, на которой декорациями и светом превращали одну реальность в другую. Командный пункт дивизии размещался в небольшом домике на северной окраине города.
Над дверью еще висела вывеска «Городской совет Осоавиахима». Неподалеку стояли два грузовика-фургона, прикрытые зелеными сетями. Звягинцев невольно рассмеялся: на сетях были наклеены потертые изображения каких-то рощиц, озер с плавающими лебедями, — кому-то пришла в голову идея использовать для маскировки театральные декорации. Чаковский, «Блокада» Командный пункт дивизии размещался в небольшом домике на северной окраине города.
Чаковский, «Блокада» Одной из самых главных забот стало для художников и архитекторов поддержание маскировки в «рабочем» состоянии. При этом, например, учитывали не только наличие снега, но и его фактуру. Сети красили специальной краской, вплетали в них живые растения и даже рисовали на них фрагменты поддельной реальности. В зимний период корабли, идущие по фарватеру среди кусков льда, которые оставались от бомбежек, накрывали сеткой с изображением льдин на сером фоне.
Left Right На фотографиях: Замаскированные корабли и подводные лодки на Неве. Сколько маскировочной сетки нужно было Ленинграду? Надежное укрытие кораблей, артиллерийских батарей, самолетов на аэродромах, боевых позиций на подступах к городу обеспечивала маскировочная сетка. Ее начали использовать с первых дней войны.
Солистка Театра оперы и балета им. Кирова О. Иордан писала в воспоминаниях: «С 1 июля нас всех мобилизовали на оборонные работы: в декорационном зале на улице Писарева мы трепали мочалку, связывали ее пучками и нашивали на сетки. Мы знали, что эта работа нужна для обороны города».
Театральные художники наносили на сетку ложные изображения специальной краской и сшивали ее фрагменты в нужном порядке. Чтобы обмануть противника, надо было очень много маскировки. На каждый сезон предусматривались сети своего цвета. Накрывали ими огромные пространства, а еще они горели, их повреждали осколки, уносили порывы ветра, если плохо закрепить.
Поэтому требовалось больше, еще больше маскировочных сетей, причем производить их надо было непрерывно и прямо в городе. Кирова Чтобы обмануть противника, надо было очень много маскировки. Поразило другое: здесь почему-то было гораздо темнее, чем на других улицах города. Он взглянул на небо в надежде увидеть звезды, но не увидел не только звезд, а и самого неба.
Ему казалось, что он находится в каком-то странном туннеле. Прошло несколько минут, прежде чем Звягинцев догадался, что улицу прикрывает сплошная маскировочная сеть. Потом привыкшие к темноте глаза различили расположенные по обе стороны тихие и, казалось, вымершие дома. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район, не раз бывал здесь до войны.
Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться и определить, где расположен [Кировский] завод. Чаковский, «Блокада» Поразило другое: здесь почему-то было гораздо темнее, чем на других улицах города. Чаковский, «Блокада» На производство маскировочных сетей к 1942 году переключился прядильно-ниточный комбинат имени Кирова сейчас входит в состав холдинга «Бронка Групп» — прим. Это предприятие было основано в 1833 году Людвигом Штиглицем как Невская бумагопрядильная мануфактура.
Комбинат находился практически рядом с замаскированным Смольным — на улице Красного Текстильщика. В мирное время он выпускал пряжу и катушечные нитки там, между прочим, производились нитки для вязания популярной торговой марки «Ирис». К концу 1941 года 2 тысячи работников ушли на фронт, а оставшиеся, в основном женщины, переквалифицировались из крутильщиц и намотчиц в сетевязальщицы. Было организовано два цеха: в одном из них выпускали рыболовецкие сети для тех артелей, которые ловили рыбу в Неве и акватории залива и спасали ленинградцев от голодной смерти.
В другом для нужд армии и флота вязали сети маскировочные. Все работы велись вручную: здание комбината было обесточено и станки по производству основной продукции законсервированы. Работающие цеха обогревали и освещали, насколько хватало мощности, вмерзший в землю паровоз и стоящий рядом с предприятием во льду Невы корабль «Коралл». Осенью 1941 года его из гражданского судна переоборудовали в тральщик, а зиму он провел, спасая завод.
В пустых же цехах было темно, полы обледенели и к станкам невозможно было притронуться — настолько там было холодно.
Начался отсчет 900 дней и ночей обороны Ленинграда, потрясшей весь мир своей трагедией и героизмом. Блокадный Ленинград жил, сражался, работал. Оборона города на Неве стала символом бессмертного подвига и мужества, равного которому по своему величию невозможно найти в мировой истории. Жители Ленинграда были полностью изолированы от внешнего мира 16 месяцев. И только в январе 1943 года блокаду удалось пробить.
Блокада Ленинграда в архивных фотографиях
Дом на Лиговке после бомбежки. Батарея зенитных орудий у Исаакиевского собора ведет огонь, отражая ночной налет немецкой авиации. Президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне поздравил со 100-летним юбилеем и вручил Фатме Саттаровой орден "Истиглал" за многолетнюю плодотворную деятельность в общественной жизни Азербайджана. Умершего от голода ленинградца родственники везут хоронить на кладбище. Колонна танков старшего лейтенанта Ильи Строгонова проходит по улице Урицкого на фронт, октябрь 1942 год.
Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась по водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной… — Из рассказа очевидца Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде. Неизвестный фотограф. Нормативы продовольствия Положение в осаждённом Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля. Из хлеба почти исчезли примеси. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом. Сокращение уличных смертей Весной 1942 г. В марте 1942 г. Возобновилась работа многих предприятий. Произошло радикальное снижение смертности, не в последнюю очередь из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Активизация обстрела Пропуск блокадного Ленинграда на право прохода во время комендантского часа. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. Снятие блокады. Блокада снята. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. Многие из этих людей в течение 1943 г. В январе 1944 года блокада была полностью снята. Потери населения За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. На нём сооружён главный памятник блокаде. Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находящегося на территории нынешнего Московского парка победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили прах погибших после сожжения в печах завода в близлежащие карьеры. Серафимовское кладбище также было местом массового захоронения ленинградцев, погибших и умерших во время блокады Ленинграда. В 1941—1944 гг. Умерших хоронили практически на всех кладбищах города Волковском, Красненьком и других. Звание Города-героя Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой , Сталинградом , Севастополем и Одессой был назван Городом-героем за героизм и мужество , проявленные жителями города во время блокады... Ущерб культурным памятникам Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I рядом с Исаакиевским собором , памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами. Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам , находившимся в занятых немцами пригородах Ленинграда. Знаменитая Янтарная комната , подаренная Петру I королём Пруссии , была целиком вывезена немцами. Блокадные награды Медаль «За оборону Ленинграда» [16] Орденская лента к медали «За оборону Ленинграда» На лицевой стороне медали изображены очертания Адмиралтейства и группа солдат с винтовками наперевес. На оборотной стороне медали изображён Серп и молот. На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. На лицевой стороне — изображение разорванного кольца на фоне Главного Адмиралтейства, язык пламени, лавровая ветвь и надпись «900 дней — 900 ночей»; на оборотной — серп и молот и надпись «Жителю блокадного Ленинграда». По состоянию на 2006 год в России проживало 217 тысяч человек, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Трибуц , Ладожская военная флотилия образована 25 июня 1941 г. Также, на различных этапах битвы за Ленинград создавались Чудская и Ильменская военные флотилии. Военный совет войск Северо-Западного направления определил «основной задачей КБФ активную оборону подступов к Ленинграду со стороны моря и недопущение обхода морским противником флангов Красной Армии на южном и северном берегу Финского залива» [17]. Действия флота оказались полезными в ходе отступления в 1941 г. Стоит выделить следующие направления деятельности флота, имевшие важность на всех этапах Ленинградской битвы: В боях на суше участвовали кадровые бригады морской пехоты и подразделения моряков с кораблей, вставших на прикол в Кронштадте и Ленинграде. Части морской пехоты и пехотные части, сформированные из моряков, блестяще проявили себя при прорыве и снятии Блокады. Всего из состава КБФ в 1941 г. Флотская артиллерия оказала крайне важную артиллерийскую поддержку при прорыве Блокады, уничтожив 11 узлов укреплений, железнодородный эшелон противника, а также подавив значительное количество его батарей и частично уничтожив танковую колонну [19]. С сентября 1941 г. Успешно действовала бомбардировочная и истребительная авиация флота. Кроме того, в августе 1941 г. Кроме роли флота в боях на суше стоит отметить непосредственную деятельность в акватории Балтийского моря и Ладожского озера, также оказывавшую влияние на ход боев на сухопутном ТВД: Обеспечение функционирования «Дороги жизни» и водного сообщения Ладожской военной флотилией. В осеннюю навигацию 1941 г. В навигацию 1942 г.
Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года. Борис Павлович Кудояров. Блокада Ленинграда 1941-1945. Великая Отечественная война блокада Ленинграда 1941. Ленинград в Великой Отечественной войне в 1941. Пожарные в блокаду Ленинграда. Ленинград Великая Отечественная война обстрел Невского проспекта. Июль 1943. Артобстрел Ленинграда. Блакада Ленинграда бадацские склады. Блокада Ленинграда Осада. Война пожар 1941 Ленинград. Горящий блокадный Ленинград. Нападение на Ленинград в 1941 году. Ужасы блокады Ленинграда. Блокадный Ленинград кошмар. Ужасы блокадного города. Бомбежка Ленинграда 1941-1945. Ковентри вторая мировая бомбёжка. Война 1941 бомбежка города. ВОВ 1941 немцы бомбили города. Артобстрел Ленинграда 1941. Шлиссельбург 8 сентября 1941 года. Авианалет Ленинграда 1941. Бадаевские склады пожар. Блокада Ленинграда горят склады. Пожар в гостинице Ленинград. Пожар в гостинице Санкт-Петербург 1991. Пожар в гостинице Россия в 1977. Гостиница Ленинград 1991 г в Санкт-Петербурге. Блокада Ленинграда в фотографиях Николая Хандогина. Пожары в 1942 года в Ленинграде. Пожар гостиница Ленинград 1991 год. Пожар в гостинице Россия в 1977 году. Пожар в гостинице Ленинград 23 февраля. Пожар 1816 года на Нижегородской Ярмарке. Пожар на Нижегородской Ярмарке 19 век. Блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда фильм. Ленинград город 2021. Пожарная охрана блокадного Ленинграда. Советская пожарная охрана Ленинграда. Пожарники блокады Ленинграда. Бадаевские склады в Ленинграде. Бадаевские склады 1941.
Он издал приказ: за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу. Каждый день фашисты обстреливали город. Он длился 18 часов 33 минуты. Интенсивность артогня беспрерывно увеличивалась. И от 550 снарядов в первой половине сентября 1941 года дошла до 2859 снарядов во второй половине ноября. Сначала наиболее сильному артобстрелу подвергались окраинные районы города, а потом и густо населенные центральные. Спасаясь от артобстрелов, свыше 100 тысяч ленинградцев переселились из западных и южных районов города на север. Фашисты сбросили на Ленинград свыше 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов.
Ленинград. Авианалёты в начале блокады в 1941
Историк, краевед, директор Военного музея Карельского перешейка Баир Иринчеев собрал воедино информацию об авиаударах и артобстрелах города воедино в книге «Железный дождь над Ленинградом». Сегодня, 26 января, накануне Дня полного снятия блокады Ленинграда, издание будет представлено в Музее блокады и обороны Ленинграда. Он рассказывает, что вражеская авиация ориентировалась в основном по главной водной артерии города, а вот «сигналы провокаторов» — скорее, исторический миф. А в ночное время авиация все-таки больше ориентировалась по отблескам луны, отражавшимся от Невы.
Днем Нева также была прекрасным ориентиром, с ее всем известной излучиной в центре города. А водоканал как раз и находился внутри этой невской излучины. И потому на карте видно, как часто в том районе падали снаряды.
Мешки люди таскали с песком. Песком закладывали все входы, для того, чтобы меньше было жертв. У нас было только три памятника незакрытые: памятник Суворову, памятник Кирову и памятник Кутузову и Барклаю де Толли», — вспоминает жительница блокадного Ленинграда Валентина Невская. Ленинград и звучал по-другому. Немецкая артиллерия судорожно палила по позициям нашей техники, по полям, где грохотали, вспахивающие землю тракторы. Но ни танков, ни тракторов там не было. Их ставили на автомашины и танки. Эти звуки записывали на портативный диктофон — «Шоринофон», размером с небольшой чемодан.
И запись производилась механическим путем. То есть нарезалась как на виниловые и шеллаковые диски», — поясняет сотрудник патриотического объединения «Ленрезерв», преподаватель Военной академии связи Юрий Азизян. Можно только представить, сколько снарядов впустую выпалил враг, сколько жизней спасло это изобретение. Город ждал прорыва блокады, в нем продолжалась жизнь. Работали театры и музеи.
У американцев они имели тогда такие позывные: Скай Кинг — небесный король у бомбардировщика, и позывной пункта управления на земле Лук Бук, то есть справочник.
И тогда были такие заголовки «Стрела сломалась над Испанией». Это В-52 «теряли» те боеприпасы, которые у них были на борту. А вот этот полет — он как напоминание о проклятом прошлом. И это, конечно, не бомбовая угроза, а ракетная. Они несут ракеты крылатые — типа нашей Х-101. В ядерном исполнении такие ракеты способны лететь на 5 тысяч километров.
И польские истребители сопровождения подняли для пущей важности. Над Балтикой кто хочет, тот и летает.
И там речь идет о том, что сдавайтесь к нам в плен, потому что сейчас начнется эпидемия, вызванная тем, что город — это огромный морг скоплений тел погибших от голода ленинградцев, они все знали», — рассказал Баир Иринчеев. Дело о признании блокады Ленинграда преступлением против человечества и геноцидом мирного населения рассматривает городской суд по заявлению прокуратуры Петербурга. Следствие полагает, что собранные доказательства позволяют говорить о большем количестве погибших жителей Ленинграда и его пригородов, чем говорит официальная статистика. По ней жертвами блокады стали 670 тысяч человек.
Однако, как сообщила суду главный методист Центрального государственного архива Петербурга, не все данные о погибших тогда были учтены. Я проверяю нет таких в Книге памяти. Мужчина пишет, что умер отец, я не нахожу его в Книге памяти. Это значит, что труп не был учтен, он мог быть захоронен, но он не был учтен как единица учета. Сегодня судья также изучила видеоматериалы. Это архивные кадры блокады.
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
Массированные бомбардировки Ленинграда, скованного блокадным кольцом, начинались на рассвете, продолжались днем и часто не стихали ночью. Ровно 82 года назад фашисты провели первую массовую бомбардировку Ленинграда. Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда. Главная» Новости» Материал к 80 летию снятия блокады ленинграда. Десятое из 75 наших видео, сделанных в рамках проекта «75 фактов о Великой Отечественной войне». Сегодня — о первых налетах фашистских бомбардировщиков на Ле.
День снятия блокады Ленинграда: история освобождения и подвиги
Бомбардировки Ленинграда — серия авианалётов на Ленинград, совершённых авиацией нацистской Германии во время Великой Отечественной войны (1941—1943). Десятое из 75 наших видео, сделанных в рамках проекта «75 фактов о Великой Отечественной войне». Сегодня — о первых налетах фашистских бомбардировщиков на Ле. Постпред при ООН Небензя сравнил ситуацию в секторе Газа с блокадой Ленинграда. Оборона Ленинграда. 1941 г. Двадцать девятого августа 1941 г. фашисты перерезали последнюю железную дорогу, связывавшую Ленинград с центром страны. Город был окружен.
Осенью 1941 года началась блокада Ленинграда, постоянные бомбардировки и артобстрелы
Ленинград горит | Настоящей трагедией для горожан стала бомбардировка 8 сентября, в результате которой были полностью уничтожены Бадаевские склады. |
Как сети спасли Ленинград от налетов и обстрелов - 5 мая 2020 - ФОНТАНКА.ру | Военный эксперт Тимошенко объяснил учебный удар США по Санкт-Петербургу возрастающей напряженностью. |
872 героических дня в жизни ленинградцев
Главная» Новости» Материал к 80 летию снятия блокады ленинграда. Враг был отброшен на 60-100 километров от города — и была полностью снята блокада Ленинграда. Бомбардировками Ленинграда германское командование преследовало цель держать город в напряжении.
Суперфосфат против супостата. Как спасли Ленинград от авиации нацистов
Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения. Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг. Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия светомаскировка, передача части школ под военные госпитали сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне. В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий 7-й, 14-й и 23-й. Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В.
В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров. Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта.
При этом к городу прорвалось незначительное количество самолётов от общего числа участвовавших в налётах [4]. В сентябре было совершено 23 групповых налёта из них 11 днём , в октябре — 18 [5]. В начале 1942 года авианалёты прекратились.
В целом авианалёты носили беспокоящий характер, ни один мост через Неву не был разрушен, равно как не пострадал Смольный и здание НКВД на Литейном [6]. Из её состава на защите непосредственно Ленинграда находился 2-й корпус ПВО и оперативно подчиняющийся ему 7-й истребительный авиационный корпус ПВО.
На улицах были отключены светофоры, что дополнительно осложняло проезд через перекрёстки лишённых освещения улиц. Один изобретательный сотрудник ГАИ сконструировал управляемый вручную аккумуляторный светофор с диаметром линз всего в 6 см. Было изготовлено 100 таких аппаратов, используемых на наиболее напряжённых перекрёстках города.
А в октябре 1944 года наконец включились и заработали обычные стационарные светофоры. Автомобильные фары дополнялись светомаскировочным устройством СМУ , представлявшим собой колпак с козырьком и узкой горизонтальной прорезью, через которую выходил плоский пучок света, не создающий на полотне дороги наблюдаемого сверху светового пятна. Иногда одна из фар вовсе отключалась. Задние стоп-сигналы отключались либо зачехлялись. Бывало, что при движении автомобилей в колонне использовалось полное затемнение.
В этом случае на заднем мосту каждой машины краской по возможности, фосфоресцирующей наносилось белое пятно диаметром 25-30 см. Следующий позади автомобиль полностью выключал фары. Его водитель, ориентируясь только по белому пятну на корме впередиидущего, должен был бдительно соблюдать дистанцию и повторять все его манёвры. При таком раскладе в колонне достаточно было включать фары причём снабжённые СМУ только на головной машине. После 17 октября 1943 года бомбёжки Ленинграда прекратились, однако попытки вражеских самолётов прорваться к городу продолжались, поэтому светомаскировка ещё долго и неуклонно соблюдалась под жёстким контролем команд МПВО.
Выше уже упоминалось, как осуществлялось затемнение жилых квартир. Минуло без малого 80 лет, но автор ещё помнит эпизод, связанный с затемнением, когда он, тогда ещё не достигший семи лет, оказался его невольным нарушителем. Произошло это осенью 1944 года. Отец, бывало, сутками находился у себя в институте, а мать после перенесённого тяжёлого заболевания не вставала с постели. Мы с ней одни пребывали в нашей коммунальной квартире соседи ещё не возвратились из эвакуации.
Опускать вечерами шторы на выходящих во двор окнах комнаты было моей обязанностью. В тот памятный вечер, вероятно, в результате моей невнимательности штора оказалась опущена не полностью, а на подоконнике рядом с диваном, на котором я лежал, изучая книгу с картинками, стояла настольная лампа. Вскоре я заснул. Тем временем стемнело, и во дворе появились люди из МПВО, сразу же заметившие свет лампы, пробивающийся из-под шторы нашего окна. Они прекрасно знали, какой квартире принадлежит каждое окно.
Только после этого допускалось включать в комнате свет если, конечно, действовало электроснабжение или зажигать керосиновую лампу. Конечно, шторы на окнах домов были не единственными средствами затемнения. Весь город погрузился в мрак — повсеместно было полностью отключено уличное освещение.
С мая по август выручали короткие белые ночи, однако осенью и зимой прохожие натыкались друг на друга и на столбы. Чуточку легче было счастливым обладателям карманного фонарика, так называемого жучка с механическим ручным приводом , пробивавшим темень не более чем на пару метров перед собой. От столкновений лбами спасало ещё одно ленинградское изобретение — вошедшие в блокадную историю «светлячки».
Поначалу ими служили некие подобия значков. Их размеры и формы выбирались произвольно, неукоснительным было одно требование — они должны были быть абсолютно белыми. Их пристёгивали к верхней одежде приблизительно на уровне груди.
Будучи замечены в темноте, они затем хоть как-то помогали различить контуры человеческой фигуры и избежать столкновения. К тому же можно было своевременно подать голос. Потом в ход пошли люминофоры.
В ноябре 1941 года ленинградский завод художественных красок освоил производство специальной, светящейся в темноте краски. Теперь на одежде закреплялись небольшие покрытые ею фосфоресцирующие кружки, которые поступили в продажу. Впрочем, пешеходы на улицах в тёмное время суток встречались не так и часто.
Уже 29 июня 1941 года в городе был установлен комендантский час с 0 до 4 часов. Через месяц он был расширен: с 22 часов до 5 утра. Находиться на улицах можно было, лишь имея специальный подписанный комендантом города пропуск.
Отменён комендантский час был только 15 июля 1944 года. В подъездах домов тоже царила темень. Если лампы ещё и были, то светили они тусклым синим светом.
Подымаясь на свой этаж, следовало держаться за перила и считать ступени. Такие же синие лампы включались в тёмное время в вагонах немногих ещё выходящих на линии трамваев.
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
Разрушенный Ленинград и вера в Победу: страшные 872 дня в истории города | Бомбардировками Ленинграда германское командование преследовало цель держать город в напряжении. |
8 сентября - День памяти жертв блокады Ленинграда | в первый день Блокады Ленинграда, но. |
Почти 900 дней борьбы за выживание. Блокаду Ленинграда полностью сняли 78 лет назад — как это было | Ядерная бомбардировка Ленинграда. Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+). |
Историк Баир Иринчеев создал карту бомбардировок Ленинграда 1941−1944 | 1. Как только начались сильные обстрелы и бомбежки Ленинграда детей решили спасти и вывезли за город, прямо навстречу наступающим немцам. |
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение | Идринский вестник | Ровно 82 года назад фашисты провели первую массовую бомбардировку Ленинграда. |