Новости 19 февраля 1861 событие

Русские крестьяне благодарят императора Александра IIго за освобождение от крепостной.

Этот день в истории: 1861 год — в России отменено крепостное право

Рассказывают хранители: Книга «Высочайше утвержденные Его Императорским Величеством 19 февраля 1861 года Положения о крестьянах, вышедших, из крепостной зависимости». Новости отрасли. (19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». 160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель».

160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости

Причиной этого была не возможная война, а нарастающий бум недовольство крестьян. За несколько лет до 1861 года царское правительство начало рассматривать закон об отмене крепостного права. Император понимал, что дальше оттягивать некуда. Его советники в один голос говорили, что страна на гране взрыва крестьянской войны. На этой встрече дворяне говорили о том, что лучше, чтобы освобождение крестьян шло сверху, иначе оно последует снизу. Реформа 19 февраля 1861 года В результате была определена дата отмены крепостного права в России - 19 февраля 1861 года. Что же дала крестьянам эта реформа, стали ли они свободными? На этот вопрос можно ответить однозначно, реформа 1861 года сделала жизнь крестьян намного хуже. Конечно же, царский маницест, подписанный им в целях освобождения простых людей, наделил крестьян правами, которыми те не обладали никогда. Теперь помещик не имел права обменять крестьянина на собаку, бить его, запрещать жениться, торговать, заниматься промыслом.

Но проблема для крестьян заключалась в земле. Земельный вопрос Как были изменены земельные наделы крестьян в разных районах Империи после отмены крепостного права Для решений земельного вопроса государством были созваны мировые посредники, которые направлялись на места и там занимались разделом земли.

Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу. Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела. При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники — местные дворяне, утверждающие уставные грамоты. Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной.

Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение. Нужно отметить, что внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе. И всё же, историческое значение отмены крепостного права трудно переоценить. После более чем двухсотлетнего пребывания в собственности помещиков крестьяне наконец-то получили долгожданную свободу. Важно Реформа открывала перспективы для развития в империи производительных сил, а отмена крепостной системы дала толчок осуществлению реформ в других сферах. Когда отменили крепостное право на Руси, были повсеместно созданы условия для роста экономики Российской империи, ведь теперь рабочую силу можно было превратить в товар.

Эпохальный манифест 1861 года открыл новую капиталистическую страницу в истории России и ввел огромную страну в эру капиталистического развития сельского хозяйства. В ответ на вопрос «в каком веке отменили крепостное право» можно смело утверждать: крестьянская реформа стала чуть ли не главным событием российской истории 19 века. Кратко ответы на вопросы Дата отмены крепостного права в России? В каком веке отменили крепостное право? Избежание крестьянского восстания Предпосылки отмены крепостного права? Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств; Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины.

В августе 1859 года. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний. Председателем редакционной комиссии стал граф В. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства. Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков.

Иванюков, А. Корнилов, Г. Джаншиев и другие рассматривали освобождение крестьянства, прежде всего, как акт гуманизма и человеческий подвиг, который примиряет сословия, смягчает вражду народа и власти, крестьян и помещиков. Тому факту, что впервые в истории России император счёл личную свободу всех своих подданных ценностью и естественным правом, интеллигенция придавала не меньшее значение, чем фактическому освобождению 23 млн человек. Потому они назвали эту реформу «великой». Источник: lforum. В основном они сосредоточились на критике реформы, её половинчатого и продворянского характера и правда, крестьянам пришлось несладко из-за той цены, которую их обязали уплатить за свою свободу, отсюда и крестьянские волнения в 1861 г. Марксистская историография вслед за В. Лениным называла отмену крепостного права буржуазным преобразованием, в 1861 г. Вместе с тем и марксисты, как правило, признавали прогрессивный характер реформы. Известный советский историк П. Зайончковский писал, что крепостничество «мешало развитию промышленности и подъёму сельского хозяйства» и «исчерпало себя экономически» — этот тезис до сих пор имеет влияние и мелькает в учебниках истории хотя некоторые современные исследователи, например, Б. Миронов, довольно убедительно оспаривают его. Россия, — делал вывод Зайончковский, — благодаря реформе ступила на путь буржуазной монархии и капитализма, а царь-реформатор действовал из желания предотвратить крестьянское восстание. Таким образом, советская историография стремилась представить мотивацию Александра II и его сторонников как чисто прагматическую — реформа из страха, а не ради свободы или благородства что совершенно несправедливо, ибо ни император, ни его сподвижники вовсе не были лишены идеалов и искренне желали России лучшего. Граф Д. Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II.

Подготовка крестьянской реформы

  • 19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права : vvm1955 — LiveJournal
  • Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье
  • Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.
  • 19 февраля 1861 года в России отменили крепостное право
  • ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Главная навигация

  • 19 февраля 1861 года - "Бездненское восстание" - Русский Исполин
  • Дата отмены крепостного права в России - 19 февраля 1861 года
  • ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:
  • История рабства в Российской Империи - 19 февраля 1861 | Diaspora News
  • Bookreader Item Preview
  • 160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости -

Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (9 класс) 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России.
Дата отмены крепостного права в России - 19 февраля 1861 года Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года.

Обнародование манифеста и “Положений 19 февраля 1861 г.”

Правительство объявило бывших крепостных свободными сельскими обывателями, присвоило им гражданские права, свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр. Событие это было настолько значимо для России, что кондитеры даже отразили его на кондитерских обертках. Подробнее об агитационной функции конфетных фантиков читайте в истории «Со сладким привкусом пропаганды».

Главным содержанием реформы была отмена крепостного со- стояния, как официально именовалось право собственности помещи- ка на крестьян. Крестьяне объявлялись лично свободными и станови- лись юридическими лицами. Важно Это означало, что теперь они могли на своё имя покупать землю, дома, заключать различные сделки, откры- вать торговые и промышленные заведения. Изменение правового по- ложения крестьян привело к смене формы использования труда. На смену феодальному способу, при котором работник был собственно- стью хозяина, пришёл капиталистический, при котором работника нужно нанимать, покупая его рабочую силу. Теперь крестьянин был волен наниматься на работу или предпочесть уход на заработки в го- род, в другие губернии, заняться промыслами и т. За два года должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян.

Крестьяне могли получить определённый земельный надел за вы- куп. Размеры наделов определялись местными положениями, которые делили губернии на три полосы черноземная, нечерноземная и степ- ная. В 27 губерниях землепользование крестьян сократилось и лишь в 9 осталось таким же. Таким об- разом, в подавляющем большинстве крестьянину выделялся надел меньше того, которым он владел, будучи крепостным. Крестьянские надельные земли не были собственностью кресть- ян или крестьянских дворов, но были переданы во владение крестьян- ским обществам. Волость включала несколько сельских обществ от 300 до 2000 душ мужского пола. Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на кото- рых возлагались вопросы проведения реформы. Мировые посредники назначались из числа местных потомственных дворян. Выкупная операция.

При таком принципе выкупалась не зем- ля, а выкупалась личность крестьянина. Крестьяне не могли выплатить сразу такую сумму: она равня- лась 11 годовым налогам с крестьянского двора, а помещик был заин- тересован получить всю сумму сразу. По этой причине государство выступи- ло посредником между помещиками и бывшими крепостными. Эта сумма выплачивалась помещикам сразу при заключение выкупной сделки. Период этого состояния твёрдо установлен не был и растянулся на 20 лет. Зависимость выкупа от оброка привела к тому, что он не соответствовал реальной доходности земли. Личное освобождение крестьян способствовало более быстрому росту рынка свободной рабочей силы. Это дало мощный импульс развитию промышленного производства. Обратите внимание Вместе с тем реформа не разрешила задачи окончательной лик- видации феодально-крепостнических порядков.

В стране сохранилось помещичье землевладение как экономическая основа политического господства помещиков. Крестьяне не получили землю в собственность. Её надлежало выкупить, а условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжёлыми. Процесс данный растянулся на 49 лет. Землевладение крестьян было урезано. Недостаток крайне важно й земли крестьяне вынуждены были восполнять кабальной арендой. Всё это обусловило дальнейшее обострение аграрного во- проса, который приобрёл небывалую остроту на рубеже XIX—XX вв. Крестьянская реформа сохранила сельскую поземельную общи- ну как средневековый социальный институт с весьма противоречи- выми функциями. На фоне формирования новых общественных классов — буржуа- зии и пролетариата в стране сохранялись представители феодальных сословий — помещики и крестьяне.

Это не могло не отразиться на рас- становке политических сил в стране в ходе революционных событий и борьбы за власть. Крестьяне оставались прикреплёнными к месту жительства, были свя- заны круговой порукой в уплате налогов внутри общины, несли нату- ральные повинности. Манифест 19 февраля 1861 г. Он уже накануне знал, что умирает. Исповедался и причастился. Рано утром позвал свою родню и объявил о близкой своей кончине и всех благословил крестным знамением. Отчего я не могу умереть вместе с тобою! Видно, так угодно Богу. Тяжело тебе будет».

Цесаревич рыдая вымолвил, что надеется, что батюшка «там будет молиться Ему о России, о нас всех». Твердым, но уже прерывающимся голосом царь ответил: «Да, я всегда молился Ему за Россию и за всех вас, буду молиться и там. Вы же останьтесь навсегда, как было доселе, в тесном союзе любви семейной». После этого Николай I впал в забытье. Как только сознание воротилось, выказал новый пример великого мужества, отдав последние приказания. Сам назначил место в Зимнем дворце, где должны быть выставлены для прощания его останки, и указал место для могилы в Петропавловском соборе. Еще насчет одного распорядился: чтобы погребение было совершено с возможно большей скромностью, без пышного катафалка, без «всяких великолепных в зале и церкви убранств». Потом нашел силы поблагодарить дворцовых служащих за службу. Голос его начал слабеть и вскоре совсем пропал.

Похороны Николая Павловича прошли 5 марта 1855 г. Повелителем империи стал Александр II.

Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою Провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества.

Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете. Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем». В народе Манифест стали называть «филькина грамота» то есть документ бестолковый. Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье». Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.

160 лет отмене крепостного права в России

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Великая реформа [19 февраля 1861–1911]: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем: юбилейное издание [в 6 т.] / Историческая комиссия Учебного отдела О. Р. Т. З. ; под ред. А. К. Дживелегова [и др.]. Новости и события Российского исторического общества. Ровно 160 лет назад, 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. 150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Это знаковове событие, поскольку начало 1861 года выдалось для Российской Империи крайне напряженным.

Когда отменили рабство

К середине XIX века к дискуссии императорского дома и либерального дворянства подключается даже охранка. С 1827 года созданная Николаем I политическая полиция готовит для императора ежегодный отчет о положении в стране. Если читать эти отчеты подряд, хорошо видно, с какой скоростью отношение к «крестьянскому вопросу» менялось в среде высшей российской бюрократии: 1827 год. Среди крестьян циркулирует несколько пророчеств и предсказаний: они ждут своего освободителя, как евреи своего Мессию, и дали ему имя Метелкина. Они говорят между собой: «Пугачев попугал господ, а Метелкин пометет их». Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. Эта уверенность поселила во всех сословиях опасение, что от внезапного изменения существующего порядка вещей произойдут неповиновения, смуты и даже самое буйство между крестьянами. Дворяне беспоместные, писатели и люди разных сословий… все с восторгом прославляют мысль об уничтожении крепостного права.

Они доказывают — и весьма справедливо, — что положение крепостного человека есть состояние неестественное, противное разуму и христианской вере, что человек в рабстве перестает быть человеком и делается вещью… Сами крепостные относились к происходящему по-разному: 23 миллиона человек довольно сложно считать однородной группой. Среди крепостных были более или менее предприимчивые люди, более или менее готовые к радикальной смене в своей каждодневной жизни, более или менее знающие, что делать дальше; были те, кто любил своих господ и предпочитал продолжать службу. Крестьянскую реформу называют «ущербной» и видят в этом одну из предпосылок революции. Что в ней было ущербного? Это вообще хорошая реформа или плохая? Манифест и «Положение о крестьянах» даровали крепостным личную свободу, но являлись компромиссными и потому половинчатыми результатами почти четырехлетней работы над законопроектом губернских комитетов, специально учрежденного Главного комитета по крестьянскому делу и так называемых Редакционных комиссий предполагалось, что комиссий будет две — общая и региональная, но на самом деле работа шла в одной комиссии, которой от первоначального замысла досталось множественное число в названии. Реформа считалась для царской России почти безупречной: более-менее впервые в процесс были вовлечены совсем разные люди с разными идеологическими взглядами — Александру II было важно, чтобы инициатива реформы исходила не от него, а от дворян. Так она и началась: 30 марта 1856 года, выступая перед уездными и губернскими предводителями московского дворянства, Александр в первый раз пытается внушить им эту мысль: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти.

Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Так начинается реформа — не вполне снизу, но настолько, насколько можно себе представить: роль инициаторов реформы берут на себя литовские дворяне, отчасти вдохновленные самим императором через виленского генерал-губернатора Владимира Назимова. Григорий Мясоедов «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» Законы 19 февраля 1861 года дали крестьянам основные гражданские права и освободили их от унизительной личной зависимости от помещиков. Но вот найти простое решение земельного вопроса реформаторам не удалось. Но до перехода на выкуп бывшие крепостные считались «временнообязанными», то есть, по сути, «арендовали» землю у помещика и продолжали платить за нее плату в виде барщины или оброка. Переход к выкупу земли занял в целом более 20 лет — с 1883 года оставшиеся временнообязанные в основном переводились на выкуп принудительно. Дополнительную пикантность ситуации придавало и то, что, освободившись по манифесту 1861 года от помещиков, крестьяне остались «зависимы» от крестьянской общины, которая регламентировала их хозяйственную деятельность, часто запрещала переезжать из-за круговой поруки в платеже податей и выкупных платежей и так далее. Возможность получить землю в настоящую личную собственность и оставить ее в наследство своим детям пришлось ждать очень долго — до закона 14 июня 1910 года. Была ли реформа «плохой» или «хорошей»?

Наверное, можно себе представить какой-то более правильный процесс с более точным результатом, но очевидно одно: после 19 февраля людей уже нельзя продать и купить — и это ее главный итог.

Против реформы выступали весьма влиятельные лица. Даже многие члены правительства, большинство из которых были помещиками, выражали свое несогласие достаточно жестко. Среди них и министр внутренних дел Петр Валуев, который, по его же выражению, был «пером оппозиции», то есть, оппозиции делу освобождения крестьян». Но государю все же было, на кого опереться. Александра II поддерживали его брат великий князь Константин Николаевич и сестра покойного императора Николая I, умная, энергичная и волевая великая княгиня Елена Павловна. В ходе обсуждения реформы накал страстей был таков, что у императора порой не выдерживали нервы, и он позволял себе покрикивать на своих оппонентов.

Об этом потом с горечью вспоминал ярый сторонник отмены крепостного права генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф Александр Строганов. Недовольны были и крестьяне, и помещики Манифест 1861 года и последующая реформа — результат компромисса различных сил. И, как всегда бывает в подобных случаях, они не были лишены серьезных недостатков. За пользование ими крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк - до тех пор, пока не выкупят свою землю. А когда выяснилось, что крестьяне не имеют средств на выкуп, деньги за них внесло государство, обязав погасить долг в течение 49 лет из расчета 6 процентов годовых — высокий по тем временам процент. В таких условиях многие крестьяне попросту отказывались от земли. Не желая вызывать сильного недовольства у помещиков, площади земель, выделенных бывшим крепостным, сделали меньше, чем необходимо для рентабельности крестьянского труда.

В среднем каждое крестьянское хозяйство получало по три с половиной десятины земли, а для того, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, нужно минимум пять-шесть десятин. То есть, хозяйства обрекались на постепенное разорение. Хорошо известна карикатура того времени «Мужичок на одной ноге», где селянин изображен на крошечном клочке земли. Далеко не все помещики оказались готовы вести капиталистическое хозяйство. Одни разорялись, другие просто предпочитали отдавать землю в аренду. А уж вкладывать средства, чтобы повышать эффективность хозяйств, и вовсе мало кто хотел. Крупные, с высокой урожайностью плантации существовали главным образом лишь на западе и юге России.

Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина. Это начинание даже благословил митрополит Московский и Коломенский Сергий Ляпидевский. Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало — сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад. Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника — он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице. А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы.

Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма. Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную.

Это действительно так? Начну с того, что нужно различать две вещи — во-первых, церковное землевладение, и, во-вторых, владение крепостными. Проблема в том, что наше школьное представление о средних веках как эпохе крепостничества довольно далеко от реальности. До XVI века большая часть земледельцев была лично свободными людьми. Они — лично или общиной — владели землей, которую обрабатывали, и могли достаточно свободно перемещаться. Да, действительно, еще со времен Киевской Руси были различные категории несвободных земледельцев — закупы, холопы, но число их было относительно невелико. Поэтому, когда мы говорим, что монастыри и епископские кафедры владели селами — надо понимать, что владели они землями, населенными свободными общинниками. Эти общинники выплачивали владельцу земли, то есть Церкви, определенный налог, и в каком-то смысле их можно назвать арендаторами. Если за ними не было долгов, то они могли уйти с этой земли куда угодно. Крепостными они не были. Но так было до XVI века. А вот затем начались очень сложные исторические процессы, когда, с одной стороны, в западноевропейских странах происходила эмансипация, то есть освобождение крестьянских общин от феодальной зависимости, а с другой стороны, в Восточной Европе, наоборот, усилилось закрепощение крестьян. Даже можно провести условную границу — к востоку от Эльбы. Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы — мало. Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными? Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли? Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Однако дворяне-землевладельцы категорически не желали лишаться своих земель, поскольку они составляли основу их богатства. Обрабатывать земли по западноевропейскому образцу помещики не могли: для этого в стране еще не было достаточного числа наемных рабочих и сельскохозяйственных машин. Решить головоломку правители России пытались больше шестидесяти лет, но осмелился это сделать только Александр II. О том, насколько удачной вышла эта реформа, «Ридус» побеседовал со специалистом по дореволюционной истории России, кандидатом исторических наук Ольгой Розиной. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Художник Николай Неврев изобразил переговоры помещиков о продаже крестьянской девушки. По словам Розиной, для проведения реформы от императора требовались мужество и решительность, так как недовольны ее результатами предсказуемо оказались и помещики, и крестьяне.

Хуже было только бездействие, что наглядно показала недавно проигранная Россией Крымская война. Землевладельцы были недовольны, потому что лишились части своих земель, пусть и в обмен на деньги от государства. Для крестьян условия реформы были еще жестче. Во-первых, на них «повесили» огромный долг, который нужно было выплачивать десятки лет, да еще и с процентами. Во-вторых, землю они получили не в личное пользование, а в общинное. Говоря современным языком, получилось нечто вроде принудительной ипотеки на коммунальную квартиру.

Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение. Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами. Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования. Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Нормы предоставляемых наделов Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную. Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин. Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин. Для нечерноземной полосы — от трех с четвертью до восьми десятин. Помимо того, существовала категория крепостных, которые, вообще, не получали никаких участков.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам. Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, Мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров. Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок. Для правильного достижения сего Мы признали за благо повелеть: 1 Открыть в каждой губернии Губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, Мы первое всего возлагаем упование на всеблагое Провидение Божие, покровительствующее России. Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению Наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных постановлений. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают Нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе.

Реакция у различных представителей населения отличалась. Многие крестьяне плакали при оглашении вести в церквях, а вот городские жители вели себя иным образом. В сохранившихся в Главархиве воспоминаниях московский купец Петр Медведев писал, что получил Манифест дома, а после прочтения у него только слезы текли сильно из глаз. Медведев также сообщил новость своей болеющей матери: женщина села в кровати и начала креститься на висевшую перед кроватью икону, приговаривая со слезами: «Слава, Господи! Петр Медведев отметил сложность написания текста Манифеста и то, что «многие не могли вообще понять, о чем объявляют». После чтения состоялся благодарственный молебен с коленопреклонением.

Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье

Экономика государства близилась к провалу. Крепостное право значительно тормозило экономическое развитие России, промышленность и торговля отставала по основным показателям от аналогичных предприятий в странах, где крепостная повинность была давно отменена. Большинство помещиков видели преимущества в вольнонаемном труде, так как производительность труда увеличивалась в разы. Новые возможности и права у крестьян: торговля без пошлин; разрешение открывать и содержать заводы и предприятия; иметь право защиты в полиции; отлучаться из города по собственному усмотрению; обучение детей в школьных учреждениях; получение наказание только после судебного расследования. Однако взамен долгожданной свободы крестьян сильно обделили в земельных владениях.

Крестьянам же отводили "полевой надел". За который по-прежнему следовало либо платить оброк, либо отрабатывать на барщине.

Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права. Надо было платить. Можно в рассрочку. Но всё те же 49 лет. Вроде, и процент небольшой. Но есть один момент.

Для этого был придуман хитрый ход… Инициатива снизу, организованная сверху В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, в Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Владимир Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев»и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще. Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя. Оборотистый Владимир Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще. Он передал столь «нужное» письмо вместе с запиской царю, а тот переслал его в Секретный комитет. Но Комитет собирался только по субботам-и потратил три недели, обсуждая письмо литовских дворян, и конца обсуждению не предвиделось. Большинство комитета было против, но нашлось и меньшинство вместе с братом царя Константином , которое наконец-то высказалось «за». Царь Александр II этой зацепкой воспользовался, проявил свою самодержавную волю и поддержал мнение меньшинства. За какие-нибудь три дня вслед за этим Алексей Левшин подготовил рескрипт Владимиру Назимову.

Царь воспользовался им же организованной «инициативой снизу»и объявил:«Одобрить благие намерения литовских дворян»и открыть в каждой из трех губерний — Ковенской, Виленской и Гродненской — официальные комитеты для выработки предложений об устройстве быта крестьян». Хорошо зная цену этой «инициативе снизу», царь решил лишний раз не искушать судьбу. Комитеты получили из Петербурга ЦУ, объясняющие, чем они должны заниматься и как. К рескрипту Владимиру Назимову министр добавил циркуляр, в котором впервые вместо «улучшение быта»было сказано «освобождение». Указания из центра были следующими: земля остается помещикам, крестьянам — их дома за выкуп. Земли помещика крестьяне могут получить за оброк или барщину. Под их влиянием проекты освобождения стали постепенно «леветь»-изменяться в сторону предоставления крестьянам не только личной свободы, но и большего земельного надела. Некоторые итоги В общем, 19 февраля 1861года мужики получили не только личную свободу, но и землю.

Не так много, как хотелось бы, но … могло ли быть иначе? Можно, конечно, предположить, что Александр II не сумел бы сломить сопротивление крепостников «втихую»и решил бы для обсуждения вопроса о крепостном праве созвать Земский Собор. Может быть, что он даже так и поступил бы… если бы не урок истории. Когда-то, в 1789 году французский король Людовик XVI понял, что добром дворян платить налоги не упросишь и решил созвать давно забытый сословный парламент — Генеральные Штаты. Через три года королю отрубили голову… А потом последовали сперва революционные, а затем и наполеоновские войны, обескровившие Францию на 100 лет вперед. Так что при «альтернативном варианте»российской истории мужики может быть и получили бы землицы поболее… но только сколько бы их при таком варианте осталось?

Для молодого государя Александра Николаевича напутствием по жизни были слова отца, выступавшего против крепостного права. Александр II главной целью своего правления обозначил крестьянскую реформу. С призывом поддержать его Александр в конце марта 1856 года обратился к московским дворянам.

Предупредил, что реформа будет поэтапной и продолжительной. Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, когда оно само собою начнёт отменяться снизу», — заявил император. Для выработки идеологии реформы и проектов законодательных актов об отмене крепостного права потребовалось 5 лет. В 1857 году по указу Александра II был образован секретный Комитет по крестьянским делам, переименованный позже в Главный комитет по устройству сельского населения. Царь считал своим долгом присутствовать на каждом рабочем совещании.

Отмена крепостного права. Эпохальная реформа Александра II

1861, 19 февраля — отмена крепостного права в помещичьей деревне великорусских губерний, начало крестьянских реформ. 19 февраля 2021, 11:00. (19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий