3. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка. 1) Своевременно оплачивайте за проезд. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Пока моя мама платила за проезд, я сидела и думала, как в действительности будет правильно: оплатите за проезд или заплатите за проезд.
Лексические нормы
Пока моя мама платила за проезд, я сидела и думала, как в действительности будет правильно: оплатите за проезд или заплатите за проезд. Правильно: необходимо представить, заплатить за проезд, уплатить за проезд, оплатить проезд. Правильно: оплатить проез д или заплатить за проезд. Правильно: оплатить проез д или заплатить за проезд. Оплатить проезд, уверенность в победе, прогноз погоды, способствовать успеху, заниматься ремонтом, поделиться воспоминаниями, описать природу, доказывать целеустремленность юноши, касаться этой темы, смотреть вслед поезду, радоваться приезду друга.
Контрольная работа по "Русскому языку"
Оплачивать за проезд — ошибка, правильно: оплачивать проезд, платить за проезд. Ответ: Неправильные: Оплатить за проезд.(Заплатить за проезд или оплатить проезд); Рецензия о спектакле. (Оплатить за проезд, посолил солью, висячие висюльки). Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Ответ: Неправильные: Оплатить за проезд.(Заплатить за проезд или оплатить проезд); Рецензия о спектакле. 4. Назовите лексические ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов, паронимов.
Оплата или плата: pro et contra. Вспомним о паронимах
Как в прозаической, так и в поэтической. Изучая черновики рукописей, можно в этом убедиться наглядно. В 1961 году «Моснаучфильм» снял потрясающую документальную ленту под названием «Рукописи Пушкина». В ней наглядно продемонстрировано, как поэт при создании поэмы «Медный всадник» подбирал каждое слово.
Этот чёрно-белый фильм без какой-либо сложной анимации и спецэффектов позволяет буквально следить за рукой Александра Сергеевича. Именно при таком скрупулезном анализе становится очевидным, насколько важна лексическая сочетаемость слов в контексте художественного творчества. Большие мастера художественного слова в состоянии расширить привычные границы сочетаемости, но работа эта поистине ювелирная, иначе есть большой риск скатиться до банальной речевой ошибки.
Надо быть настоящим профессионалом, чтобы подобные эксперименты порождали яркие метафоры, неожиданные образы и выражали необходимую экспрессию. В конце разговора по традиции проверим себя с помощью теста на внимательность и речевую грамотность. Посмотрите видео и попробуйте найти ошибки: Если количество правильных ответов увеличивается, значит, будем и дальше повышать расширять кругозор и говорить предметно о речевых ошибках.
Что не так в словосочетании «оплатить штраф» Грамотность на «Меле» Оплатить, заплатить, уплатить. Вроде бы эти слова так похожи, но используются они по-разному. Рассказываем, как выбрать нужный глагол.
Правильно: заплатить штраф Мы не совсем уже «того».
Приложение 1 Преподаватель. Вспомните, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны? Ответы студентов. Слайд 8 Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии с его лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.
Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений фразеологизмов. На столе преподавателя лежат словари В. Даля и Ожегова С.
С точки зрения правил, это считается ошибкой. По аналогичному принципу часто расшифровывают аббревиатуры, при этом, пишут каждое получившееся слово с большой буквы. Например, ВлГУ расшифровывают как Владимирский Государственный Университет, хотя по правилам только первое слово пишется с заглавной буквы. Запятых много не бывает Владимирцы часто ставят лишние запятые, думая, что в этом месте нужна пауза, а по правилам запятая там не должна стоять. Иногда все-таки стоит опираться на правила русского языка, а не на интуицию. О дроблении. На части. Это прием используют некоторые писатели, например, Василий Шукшин, для того, чтобы сделать акцент на важности определенных слов и частей в предложении. В реальной жизни такое дробление вызывает затруднение восприятия мысли, как единого целого, отвлекает от сути. Это можно объяснить тем, что современный человек считает каждую деталь важной, значимой. Поэтому и пропал из обихода такой знак, как точка с запятой, которую как раз используют для того, чтобы начать новую мысль в предложении, не заканчивая его. Если в прошлом столетии люди чаще всего использовали двоеточие, то сейчас ставят тире. Даже там, где его быть не должно, заменяя этим знаком нужное по правилам двоеточие.
Например: прейскурант цен надо: прейскурант , автобиография жизни надо: автобиографиясвободная вакансия надо: вакансия и т. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов. Например: лишними являются слова работа, деятельность, мероприятие с предлогом по в следующих фразах — работа по выполнению надо: выполнение , деятельность по внедрению надо: внедрение , мероприятие по реализации надо: реализация и т. Нарушение лексической сочетаемости слова. Лексическая сочетаемость способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес. Типичные ошибки: иметь роль надо: играть роль , играть значение надо: иметь значение. Мы разобрали типичные лексические ошибки, но незнание фразеологизмов и неумелое их использование несоблюдение фразеологических норм также приводит к ошибкам: Слайд 13. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов: замена компонента львиная часть вместо львиная доля ; неоправданное сокращение или расширение состава оставлять желать много лучшего ; контаминация, или смешение двух оборотов по гроб доски вместо по гроб жизни и до гробовой доски ; искажение грамматической формы бабушка на двоих сказала, вместо бабушка надвое сказала ; употребление фразеологизма, не соответствующего контексту Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски, вместо Среди слушателей были студенты, которые плохо знали русский язык ; стилистически неуместное употребление Командир приказал сматывать удочки, вместо Командир приказал уходить.
10 самых распространенных лексических ошибок учащихся
Обоснование: Выражение "оплатить проезд" правильно передает смысл оплаты за проезд, в то время как "заплатить проезд" звучит неправильно и не передает правильного смысла. Так что правильно будет: «Оплатите проезд!» либо «Заплатите за проезд!». Назовем типичные лексические ошибки, встречающиеся в текстах документов, и обозначим пути их преодоления. Так что правильно будет: «Оплатите проезд!» либо «Заплатите за проезд!». Составьте предложения со словосочетаниями: Уплатить за проезд, оплатить проезд.
10 самых распространенных лексических ошибок учащихся
Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Правильно: оплатить проез д или заплатить за проезд. Можно или «оплатить проезд», или «заплатить за проезд»! Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам.
Ещё раз о русском языке.
Неправильный порядок слов: Жителям пострадавшего района от наводнения была своевременная помощь оказана; Мы увидели в шагах двадцати дерево; Умные нужны нашей стране люди; Рыбтрест начинает набор для экспедиционного лова юношей в возрасте до двадцати пяти лет; Лучшая доярка Марусинского колхоза Козлова М. Двойная синтаксическая связь: Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта требовали ремонта или ликвидации ремонта? Синтаксическая двузначность: Чтение Евтушенко произвело неизгладимое впечатление читал Евтушенко или читали его произведения? Нарушение синтаксической связи оборотов с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с эти обороты должны управляться глаголами-сказуемыми : Кроме спорта, читаю книги; Наряду с психологическим потрясением, в результате пожара люди потеряли жилье. Свободный независимый деепричастный оборот: Придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем; Узнав о конкурсе, у меня появилось желание участвовать в нем; Мальчик вел собаку, весело виляя хвостом; Гуляя по коридору, нашелся карандаш; Прибежав под дерево, дождь кончился; Сняв фильм «Американская дочь», боль отпустила Шахназарова; Будучи без сознания, его отвезли в больницу. Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного: Мальчик ждал вечера и когда придет мама; Гуляя на морозе и если не беречься, можно простудиться; Я не люблю болеть и когда меня воспитывают. Смещение конструкции говорящий строит начало предложения по одной модели, а конец — по другой : Последнее, на чем я остановлюсь, это на оформлении контрольной работы это оформление ; Главное, чему следует уделять внимание, это своей грамотности это грамотность ; Первое, о чем я вас попрошу, это о дисциплине это дисциплина ; Единственное, чего здесь не хватает, это списка литературы это список литературы ; Когда Базарову не хотелось никого видеть, и это он уходил куда-нибудь то он уходил куда-нибудь.
Носятся мои собаки по полю. Гоняют зайца»; б нарушения в построении однородных рядов: выбор в ряду однородных членов разных форм: «Девушка была румяной полн. С нашей точки зрения, высказывания, содержащие такие нарушения, свидетельствуют, что «сбой» происходит не во внутренней речи, не по причине незнания пишущим логических законов, а при перекодировании, при переводе мыслительных образов в словесную форму из-за неумения точно «расписать» логические роли в высказывании оформить группы объекта, субъекта, соотнести их друг с другом, с предикатом и т. Раз так, то логические нарушения — свойства речи, ставить их в один ряд с фактическими и выносить за пределы речевых ошибок неправомерно. Этот тип нарушений сближается с предыдущим, но отличается тем, что ухудшение коммуникативных свойств речи здесь происходит не по причине неудачного, неправильного структурирования высказывания, а по причине отсутствия части информации в нем или ее избытка: 1 неясность первичной интенции высказывания: «Мы неразрывно связаны со страной, у нас с ней главный удар, это удар на мир»; 2 незаконченность всего высказывания: «Я сама люблю растения, а поэтому меня радует, что летом наше село становится таким неузнаваемым» требуется дальнейшее пояснение, в чем проявляется данный признак села. Данные нарушения могут состоять в неоправданном употреблении слова, но проявляются они только на уровне предложения: 1 употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах: «Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо»; 2 употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах: «Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа»; 3 неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики: «На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла»; 4 неудачные метафоры, метонимии, сравнения: «Это — вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика». Чацкий даже не думал, что его поставят в такое положение»; б oтсутствие связей между предложениями: «0на очень хотела выйти замуж за такого, как Онегин, потому что он увлекается литературой, так как она тоже любила ее. Потом Пушкин открывает галерею великих русских женщин»; в нарушение причинно-следственных отношений: «С приездом Чацкого в доме ничего не изменилось. Не было той радушной встречи. А к его приезду отнеслись никак. На протяжении пьесы дня Чацкий много выясняет, и к вечеру пьеса близится к концу, то есть отъезд Чацкого»; г oперации с субъектом или объектом: «Всех своих героев автор одарил замечательными качествами. Манилов доброжелательность , Коробочка домовитость , Плюшкин бережливость. Но все эти качества доминируют над ними, заполняют всю их сущность и поэтому мы смеемся над ними»; д нарушения родо-видовых отношений: «Нестабильность в стране усугубляется попытками оппозиции наступления на власть. Тут и попытки устроить очередной шумный скандал в Госдуме, связанный с постановлением о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья, и ожидание «судьбоносных» грядущих форумов, и возмущение решениями правительства». Довольно часто он позорил кумовство и угодничество, никогда не смешивает дело с весельем и дурачеством»; б нарушение согласования в роде и числе субъекта и предиката в разных предложениях текста: «Я считаю, что Родина — это когда каждый уголок напоминает о прошедших днях, которые уже нельзя вернуть. Которое ушло навсегда и остается только помнить о них». И на этом, по их мнению, нужно строить будущее общество»; б информационно-семантическая и конструктивная избыточность нагромождение конструкций и избыток смысла : «В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний портрет. Она очень страдает, что он не может ей ответить тем же. Но тем не менее она не меняется. Все остается такая же спокойная, добрая, душевная»; в несоответствие семантики высказываний их конструктивной заданности: «По мне должно быть так: когда ты со своими ведешь речь — одна позиция. А когда вступаешь в контакты с представителями других политических взглядов, то тут все должно быть так же, но только с еще большим вниманием к просьбам и предложениям» конструктивно задано противопоставление, но высказывания эту конструктивную направленность не отражают ; г неудачное использование местоимений как средства связи в тексте: «Лишь изредка их доставляли со стороны. Остальное выращивалось в усадьбе. Генералиссимус признавал отдых лишь в парковой зоне усадьбы, где был посажен сад с птицами в клетках и выкопан пруд с карпами. Ежедневно во второй половине дня он посвящал несколько минут кормлению птиц и рыб. Там он работал с секретарем. Он готовил всю информацию» неясно: кто он? Сад, генералиссимус, секретарь? Природе он уделял много времени. Много стихов он написал о природе». Аналогичным образом можно рассматривать и стилевые нарушения на уровне текста. Следует заметить, что к ним мы относим также бедность и однообразие синтаксических конструкций, так как тексты типа: «Мальчик был одет просто. Он был одет в подбитую цигейкой куртку. На ногах у него были одеты проеденные молью носки» — свидетельствуют не о синтаксических сбоях, а о неумении пишущего разнообразно изложить свои мысли, придав им стилевое богатство. Речевые нарушения на уровне текста более сложны, чем на уровне высказывания, хотя «изоморфны» последним. Приведенные выше примеры убедительно демонстрируют, что текстовые нарушения, как правило, носят синкретичный характер, то есть здесь нарушаются логические, лексические, конструктивные стороны организации данной речевой единицы.
Давайте разберёмся, насколько данный оборот корректен. Оказывается, не всё просто. Итак, мы помним одно из фундаментальных школьных правил, гласящих, что переходный глагол имеет сильное управление, поэтому он требует при себе обязательное присутствие существительного в винительном падеже без предлога. В случае с глаголом «платить» ситуация иная — глагол требует при себе обязательного предлога «за». Если подходить не с грамматической, а со смысловой точки зрения, то верна схема: «оплачивают что-то, а платят за что-то». Одно из значений слова «платить» — отдавать деньги в возмещение чего-то. Пример: платить за хлеб, платить за товар. Пример: оплатить расходы на проезд, оплатить товар. Тут выводы традиционны и непререкаемы, вопросов не возникает.
Этот глагол совершенного вида является переходным: он управляет существительными в форме винительного падежа без предлога: оплатить что? Согласно синтаксической норме современного русского языка правильно употребим сочетание «оплатить проезд». В русской лексике существует однокоренное слово-пароним «уплатить», который используется в речи с существительными с предлогом, например: уплатить за что? Как видим, в литературном языке разграничивается употребление глаголов «оплатить» и «уплатить».
Оплата за проезд: лексическая ошибка и как правильно ее исправить
Запишите исправленные варианты.1) Своевременно оплачивайте за проезд. Главная» Новости» В апреле месяце ошибка. Оплатить проезд, уверенность в победе, прогноз погоды, способствовать успеху, заниматься ремонтом, поделиться воспоминаниями, описать природу, доказывать целеустремленность юноши, касаться этой темы, смотреть вслед поезду, радоваться приезду друга.