О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Но после 90-х началось снижение поголовья скота, а в 2014-м вышел закон, и навоз отнесли к отходам.
Объясняем новые правила обращения с навозом: кого коснется закон и как избежать штрафа
Теперь фермеры могут минимизировать собственные затраты на удобрения и легально использовать навоз бесплатно. Как следствие, более широкое использование органических удобрений в растениеводстве может повысить урожайность и плодородие почвы. Сельхозпроизводителям можно будет начать экспорт органических удобрений. За счет перестройки подхода к работе с навозом снижается нагрузка на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Отмена системы лицензирования и огромных штрафов за несоблюдение требований снизит нагрузку на сельскохозяйственный сектор в целом. Но есть и минусы нового закона о навозе. По большому счету минус только один, хотя и очень весомый. А именно, существует возможность того, что недобросовестные животноводы будут загрязнять водоемы и землю навозом и сточными водами.
Но, с другой стороны, при малейшем нарушении требований к обработке, переработке, хранению, транспортировке, а также использованию побочных продуктов и их реализации, которые могут быть выявлены при проверке, ППЖ вновь будут признаны отходами и предприятию придется заплатить огромные деньги за негативное воздействие на окружающую среду. Как этого избежать? Давайте разбираться. Отходы или ППЖ? Перечень таких нарушений утвержден распоряжением правительства РФ от 31 октября 2022 г. В первую очередь речь идет о нарушениях обращения хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений. Не допускается наличие в обработанных и переработанных ППЖ патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению ППЖ, утвержденных правительства РФ постановление от 31 октября 2022 г. N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства». Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных , и или необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования шланговых, оросительных систем , не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов. При выявлении в рамках государственного контроля хотя бы одного из перечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами. В случае, если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей: -плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений; - платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами; - размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п.
Отходами могут быть признаны при нарушении правил обращения с ними; обращение с навозом по новому закону предполагает отдельный учет, специализированное хранение. Правила обращения установлены законом, вводится право собственности на побочные продукты животноводства. Ранее на хранение, перевозку навоза и т. Принятие этого закона необходимо, так как в ФЗ-248 введены новые правила работы с продуктами животноводства, ответственность за нарушение которых в КоАП РФ не предусмотрена. Какие штрафы предлагается ввести: за несоблюдение требований по хранению, транспортировке, обработке, реализации — для должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП от 50 до 60 тысяч рублей, для юридических лиц от 250 до 350 тысяч рублей. ИП и юрлицам также грозит приостановка деятельности до 90 дней; за повторное в течение года правонарушение лимиты штрафов увеличиваются для должностных лиц и ИП на 10 тысяч рублей, для юрлиц вилка штрафов составляет от 350 до 450 тысяч рублей.
В связи с этим сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо будет получать лицензию на деятельность по обращению с отходами, оформлять паспорта отходов, разрабатывать проекты нормативов образования и лимитов на их размещение, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В случае несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства, предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ ст. Их внесение в непереработанном виде будет считаться нарушением закона. Для хранения побочных продуктов животноводства должны быть оборудованы специализированные площадки бетонированные или с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды.
Теперь это закон. Россиян все же будут штрафовать за навоз
Данным законом вносятся изменения в часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а также порчу земель в результате нарушения требований к обращению ППЖ при их использовании. госдура а не госдума без навоза в нечерноземье и сибири на 70 км севернее Омска урожай не вырастишь а они его в отходы записали что автоматически вводит в силу статью закона о отходах производства и потребления основаных на конституционной статье и запрещающей. Закон, устанавливающий штрафы за неправильное обращение с навозом, подписан президентом России Владимиром Путиным. 22 апреля Владимир Путин подписал закон, который вводит ответственность за нарушение правил обращения с навозом и птичьим пометом. Новый законопроект будет регулировать обращение с навозом Фото: Александр Елизаров ©
Какие преимущества дает животноводам новый закон о навозе
Эти вопросы были подняты на совещании Ассоциации «Народный фермер» с замминистром Минсельхоза Оксаной Лут, которая пообещала в ближайшее время дать разъяснения. Требования снизились, но насколько сильно и как будет работать система проверок, нам не понятно. Осталось много нерешенных проблем, которые нужно дальше обсуждать и закон дорабатывать в части правил обращения с навозом. Речь идет о пересмотре анализов навоза, упрощения документооборота, изменения правил продаж и внесения его в почву, — заключил Станислав Станкеев. Михаила Шконда, президент Ассоциации крестьянских фермерских , личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области, назвал новый закон о ППЖ разумным и понятным, проводящим в норму те понятия, которые и так были очевидны, давно применялись животноводческими фермами, на которых содержат КРС. Поэтому схема работы никак не изменится, все остается по-прежнему. В случае, когда действительно кто-то выкидывает навоз в реку или на ее берег такое наказание, наверное, обоснованно. Но если хозяйство не исполнило закон, например, по объективным причинам, когда, допустим, разрушилась лагуна и ничего быстро невозможно сделать, то приостановка деятельности приведет к уничтожению фермы. И это, на мой взгляд, антигосударственно. Татьяна Шарыгина, генеральный директор ООО «Идаванг Агро», в своем комментарии сказала, что пока по данному закону больше вопросов, чем ответов, ответы на которые нельзя найти в силу отсутствия правоприменительной практики. Что касается обращения с навозом, то на нашем предприятии вся система давно отработана, думаю, что проблем и больших изменений для нас не будет.
Леонид Саплицкий, генеральный директор АО «Племенной завод «Рабитицы» высказал свое мнение о предстоящих законодательных нововведениях: — На сегодняшний день я не могу сказать, нужно ли будет нам что-то менять в работе предприятия с учетом нового закона об обращении с отходами. Однако могу сказать, что сейчас у нас действует наиболее современная система по утилизации и обращению с навозом; имеются две лагуны для его хранения. Думаю, больших изменений вводить не потребуется.
Что должны сделать фермер или руководство сельхозформирования? Уведомление необходимо направить до 1 мая 2023 года, далее ежегодно на предстоящий календарный год не позднее 31 декабря на официальную почту Управления Россельхознадзора по РТ tu27-m. А обращение с отходами животноводства контролирует Росприроднадзором.
В связи с этим сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо будет получать лицензию на деятельность по обращению с отходами, оформлять паспорта отходов, разрабатывать проекты нормативов образования и лимитов на их размещение, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В случае несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства, предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ ст.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Разъясняет Максим Синельников, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации, член Общественного совета при Россельхознадзоре. Максим Вячеславович, если животновод решил, что навоз и помет — это побочные продукты животноводства, что он должен сделать? Максим Синельников: В соответствии с законом вводится уведомительный порядок о принятом животноводом решении. Собственник сам для себя определяет: «Я работаю по данному закону и хочу признать вещества, образующиеся в результате содержания животных, побочными продуктами животноводства». В таком случае он уведомляет территориальное управление Россельхознадзора по месту нахождения производственной площадки.
Приказом Минсельхоза России установлен порядок, сроки и форма подачи такого уведомления. Предусмотрены разные способы уведомления, включая почтовое и личное. Электронная форма уведомления будет разработана к 1 марта 2024 года. Уведомлять надо будет ежегодно, до 1 января предстоящего года. Соответственно, на 2024 год надо будет подать уведомление до 31 декабря 2023 года. А уведомление на текущий год надо подать до 1 мая 2023 года, потому что этот год переходный в реализации нового закона. Никто не отменял действующий режим в рамках законодательства о техническом регулировании, можно работать по нему. Для этого необходимо разработать стандарт организации или технические условия, разработать технологический регламент и проводить оценку соответствия продукта на требования, установленные в технической документации. Однако, как показала правоприменительная практика, есть риски разночтений со стороны контрольно-надзорных органов. Еще один статус — можно сразу признать навоз и помет отходами и работать с ними как с отходами, то есть оформить лицензию на обращение с такими отходами, вносить установленную плату за негативное воздействие на окружающую среду при их размещении и выполнять иные требования, установленные в отношении отходов.
Но там другие требования и другие риски.
Объясняем новые правила обращения с навозом: кого коснется закон и как избежать штрафа
В случае, если животновод решил, что навоз и помет – это побочные продукты животноводства, он в соответствии с законом уведомляет Россельхознадзор о принятом решении. Главная» Новости» Сельское хозяйство» Эксперты/Сельское хозяйство» Отчитаться за навоз: как новый закон скажется на фермерах? Похожие новости.
Совет Федерации займется «законом о навозе». «Необходимо определить, как с ним обращаться»
Госдума рассматривает законопроект о штрафах за неправильное обращение с навозом; Росприроднадзор может усилить контроль за обладателями лицензий на обращение с отходами в 2025 г. По наводке Константина Гультяева обратил внимание на внесенный перед самым Новым годом в парламент законопроект, регулирующий правоотношения по поводу экскрементов домашних животных, сиречь проект разработан и внесен сенаторами (!). Согласно требованиям № 248-ФЗ, для отнесения навоза или помета к побочным продуктам животноводства, производству нужно соответствовать ряду критериев. Пресс-центр. Новости.
Эксперт разъяснил, как будет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новый законопроект будет регулировать обращение с навозом Фото: Александр Елизаров © Но после 90-х началось снижение поголовья скота, а в 2014-м вышел закон, и навоз отнесли к отходам. «Закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и помётом, которые возникают у юридических лиц. Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 600 тыс; руб; за неправильное обращение с навозом, если это привело к возникновению эпидемии. При этом за повторное нарушение закона штраф увеличится и достигнет для должностных лиц от 40 до 50 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 60 до 70 тыс. рублей, для юридических лиц — от 350 до 450 тыс. рублей.
В России появится штраф за неправильное обращение с навозом, повлекшее эпидемии
Подробнее далее в статье. Какой закон о навозе уже принят Никакой новый закон о навозе 2023 года в Государственной Думе РФ не рассматривается, в июле прошлого года президентом был подписан отдельный федеральный закон ФЗ-248 от 14. Основное его содержание сводится к следующему: к побочным продуктам животноводства отнесены результаты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, используемые в сельскохозяйственном производстве: навоз, помет, подстилка, стоки; побочных продукты животноводства не являются отходами ранее были отнесены к отходам третьего и четвертого классов , а ценными удобрениями. Отходами могут быть признаны при нарушении правил обращения с ними; обращение с навозом по новому закону предполагает отдельный учет, специализированное хранение. Правила обращения установлены законом, вводится право собственности на побочные продукты животноводства. Ранее на хранение, перевозку навоза и т.
Все-таки отходы — это обоюдоострый продукт. Они могут быть удобрением, а могут быть ядом, который убивает все живое при чрезмерном применении», — сказал Биль. На основании новых норм животноводы смогут самостоятельно выбрать, к чему отнести навоз, помет и стоки при выращивании скота и птицы, а также подстилку: к отходам или возможному удобрению. Животноводы обязаны складировать побочные продукты в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и санэпиднорм. Если требования по обращению с ППЖ нарушаются, их признают отходами. В пресс-службе Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям сообщили, что за март—апрель от сельхозпроизводителей поступило 400 уведомлений. Риски и последствия В Новосибирской области действует 585 сельхозпредприятий, в том числе 215 сельхозорганизаций и 370 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Каждый год в регионе навоз образовывается в объеме 4,1 млн тонн. При этом на долю сельхозпредприятий приходится 3,6 млн тонн, остальное — на крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей. Так, отходы должны выдерживаться в соответствии с утвержденными на предприятии техническими условиями; на предприятии должны быть отделены хозяйственно-бытовые стоки, а также созданы площадки для компостирования твердых фракций навоза. Помимо бетона, хранилища для навоза можно делать из герметично сваренных пленочных материалов. Также площадка для хранения отходов может иметь глиняную подушку толщиной не менее 20 см.
В принципе, это одно и то же: навоз, помёт, подстилки животных, сточные воды и иже с ними. ППЖ должны храниться на специально оборудованных площадках, где они постепенно будут превращаться в органическое удобрение, а отходы - это просто куча, загрязняющая окружающую среду. На реализацию ППЖ после соответствующей заявки Россельхознадзор дает разрешение на использование в том числе и продажу , а за отходы - выписывает штрафы. В-третьих, прежде, чем использовать продукт животноводства как удобрение как на своей земле, так и при продаже , необходимо получить справку из аккредитованной лаборатории, что нет в этой органике ни патогенных организмов, ни тяжелых металлов. А для отходов - и так сойдет. Другими словами, закон регламентирует всю цепочку обращения животных экскрементов: от хранения, переработки и транспортировки, до реализации и использования. А вовсе не ратует за ущемление прав обычных огородников. Кстати, учёные давно доказали, что внесение в землю такого удобрения, как чистый навоз чревато негативными последствиями.
Так, отходы должны выдерживаться в соответствии с утвержденными на предприятии техническими условиями; на предприятии должны быть отделены хозяйственно-бытовые стоки, а также созданы площадки для компостирования твердых фракций навоза. Помимо бетона, хранилища для навоза можно делать из герметично сваренных пленочных материалов. Также площадка для хранения отходов может иметь глиняную подушку толщиной не менее 20 см. В целом на создание площадок для хранения побочных продуктов животноводства в Новосибирской области потребуется суммарно 14 млрд руб. По убеждению депутатов Новосибирской области, до момента принятия данных изменений нужно ввести мораторий на административные взыскания за неисполнение законодательно установленных требований. Глава Чикской птицефабрики Андрей Биль также считает, что закон требует доработки. Если по ним ударить требованиями закона, то им станет совсем тяжело», — сказал птицевод. Заксобрание Новосибирской области направило письма первому зампредседателя Совфеда Андрею Турчаку, на сессии в конце марта новосибирские депутаты единогласно поддержали обращение к председателю Правительства Михаилу Мишустину. Фото: AP Ответственность Новый закон налагает ответственность за нарушение порядка обращения с ППЖ в виде отнесения их к отходам, их перечень установлен отдельным распоряжением. В свою очередь, нарушения правил обращения с отходами подпадает под действие другого ФЗ «Об отходах производства и потребления», которым предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность. Нарушением будет считаться, например, если аграрий разместит на полях непереработанный навоз, который содержит вредные бактерии, патогены. При этом, как отмечает Александр Тепляков, четких критериев оценки вреда почве и воде сейчас нет.
Разъяснение к закону о навозе
Требования к обращению побочных продуктов животноводства устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 8. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения побочных продуктов животноводства 1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного ветеринарного контроля надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статья 9.
Ответственность за нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства За нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10. Статья 11. О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Абзац третий статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. Статья 12.
Статья 13.
ИП и юрлицам также грозит приостановка деятельности до 90 дней; за повторное в течение года правонарушение лимиты штрафов увеличиваются для должностных лиц и ИП на 10 тысяч рублей, для юрлиц вилка штрафов составляет от 350 до 450 тысяч рублей. Также возможна приостановка деятельности на срок до 90 дней. Предполагается, что также, как и ФЗ-248, 1 марта 2023 года. ФЗ-248 распространяет свое действие только на юрлиц, ИП и крестьянские, фермерские хозяйства штрафы такие же, как у ИП , к обычным гражданам не применяется, штрафы для них также не введены.
Закон о навозе для деревенского жителя актуален только в том случае, если у него есть статус ИП или крестьянского, фермерского хозяйства.
На самом деле, это Федеральный закон от 14. И говорит он вовсе не о том, что продавать навоз запрещено. Во-первых, касается он только фермерских хозяйств и сельхозпредприятий, которые производят мясо и молоко, а не владельцев личных подсобных хозяйств и садовых участков. Во-вторых, закон говорит о том, что отныне фермеры и предприятия смогут самостоятельно решать, что относить к побочным продуктам животноводства ППЖ , а что - к отходам производства. В принципе, это одно и то же: навоз, помёт, подстилки животных, сточные воды и иже с ними. ППЖ должны храниться на специально оборудованных площадках, где они постепенно будут превращаться в органическое удобрение, а отходы - это просто куча, загрязняющая окружающую среду. На реализацию ППЖ после соответствующей заявки Россельхознадзор дает разрешение на использование в том числе и продажу , а за отходы - выписывает штрафы. В-третьих, прежде, чем использовать продукт животноводства как удобрение как на своей земле, так и при продаже , необходимо получить справку из аккредитованной лаборатории, что нет в этой органике ни патогенных организмов, ни тяжелых металлов.
Материал опубликовала " Вечерняя Москва". Теперь за нарушения в области хранения, переработки и продажи навоза как удобрения придется платить штрафы. В зависимости от статуса нарушителя, штрафы могут варьироваться: для должностных лиц они составят от 30 до 49 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 60 тысяч рублей, для организаций — от 250 до 350 тысяч рублей.