В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. 28 ноября 2023 года в Якутске прошел второй концерт фестиваля "Мой Рахманинов", посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора.
Денис Мацуев: Играть Рахманинова очень сложно
К 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В исполнении маэстро Дениса Мацуева и оркестра прозвучал концерт №2 для фортепиано с оркестром Рахманинова. Вечер открылся одним из самых знаменитых произведений Рахманинова – Концертом № 2 для фортепиано с оркестром. Второй концерт Рахманинова до минор никогда не выходил за пределы четвертого места, пишет ТАСС со ссылкой на The Times.
В ГЭС-2 Юрий Башмет сыграл Рахманинова
5 июня в Детской музыкальной школе №2 имени М.И. Глинки состоялся концерт из цикла «Мастера искусств – детям». В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова. Главная» Новости» Второй концерт рахманинов.
Рахманинов. Второй концерт и Вторая симфония
концерт в ММДМ Доме Музыки - Светлановский зал, 22 ноября 2023 года. Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир – прозвучали в исполнении лауреата международных конкурсов Филиппа Копачевского и оркестра «Русская. В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт.
Слушаем вместе: что мы должны знать о Втором концерте Сергея Рахманинова?
Как указано в пресс-материале, Второй концерт Рахманинова – одно из самых популярных произведений музыканта. В 1903 году Рахманинов, до конца жизни хранивший верность эстетике романтизма вопреки всем стилистическим потрясениям XX века, солировал в этом зале, исполняя Второй концерт. Денис Мацуев на открытии Олимпиады 2014 года сыграл здесь Второй концерт Рахманинова, который вживую и онлайн смотрели сотни миллионов человек по всему миру.
Второй концерт Рахманинова как национальная идея: критика, полемика, интервью
Впрочем, в 1912 году до рождения додекафонии еще оставалось несколько лет, а музыкальный стиль Шенберга пока вполне укладывался в определением «поздний романтизм». Появление пьесы Метерлинка о запретной, обреченной любви, в которой символы и атмосфера значили ничуть не меньше слов и действий героев, стала большим художественным событием, многократно отразившимся в музыкальном искусстве: вскоре свет увидели одноименные опера Дебюсси, сюита Сибелиуса, музыка к драме Форе и симфоническая сюита Шенберга — написанная для впечатляющего состава оркестра, столь последовательно воспроизводящая события драмы, что литературный текст, хоть и не озвученный, подразумевался, становился важным компонентом целого. По сравнению с драмой у меня больше места уделяется любовным сценам, — говорил сам Шёнберг, — Первое исполнение поэмы в Вене в 1905 году под моим управлением вызвало настоящий скандал как в публике, так и среди критиков, один из которых предложил заключить меня в сумасшедший дом.
Регулярные сеансы, которые Сергей Васильевич Рахманинов проводил с января по апрель 1900 года, оказались ключевыми в преодолении его внутренних сомнений и неуверенности. В знак благодарности за преодоление кризиса и укреплению нервной системы, Рахманинов посвящает концерт доктору. Рахманинов в годы создания концерта Художественные особенности 2-й фортепианный концерт Рахманинова занимает уникальное место в его творчестве, став одним из его наиболее любимых и известных произведений. Его популярность обусловлена не только великолепием и благородством музыкальной ткани, красотой и выразительностью тематических линий, целостностью концептуального замысла, но и способностью композитора ярко передать в нем чувство радостного предвкушения и ожидания нового, которое было характерно для общественных настроений России на заре нового столетия. Во многих литературных произведениях ключевой темой становится идея Максима Горького: «Человек — это звучит гордо». Мотив о возвышении личности, преодолении как внешних, так и внутренних барьеров на пути к самореализации и самоутверждению, находит отражение и в выдающихся образцах русской музыки того же времени, таких как симфония c-moll Танеева и произведения Скрябина. Во Втором фортепианном концерте Рахманинова эта тема выражена с особой лиричностью и поэтичностью, сопровождаясь теплотой и эмоциональной проникновенностью.
Музыка концерта, несмотря на наличие драматических контрастов и борьбы противоположных начал, обладает светлым и гармоничным звучанием. Основной лейтмотив концерта — это ода красоте и радости жизни, раскрывающаяся в многообразии выразительных оттенков от медитативного созерцания до энергичного и возвышенного пафоса. Во 2-ом фортепианном концерте Рахманинова был достигнут уникальный синтез различных методов мелодического развития, что определило уникальность его мелодического стиля. Это произведение отмечено особым сочетанием лирической мелодики Чайковского и петербургских традиций в музыке, в частности, стиля Римского-Корсакова. Рахманинов смог органично объединить эти различные элементы, демонстрируя исключительный мелодический талант, в отличие от других композиторов, у которых это сочетание могло получиться эклектичным.
Опубликовано 11 апреля 2023, 11:42 1 мин. Топ основан на предпочтениях слушателей, которые выбирают своих фаворитов в традиционном ежегодном опросе «Зал славы Classic FM». Как отмечает британская газета, почетное место на пьедестале в этом году может быть связано со 150-летием композитора, которое отмечается по всему миру.
Уже несколько лет он встречает праздник на сцене Крокуса, зал которого вмещает 6000 человек — гораздо больше, чем академические пространства. Сердцем программы в этот раз стали Первый и Второй концерты Рахманинова для фортепиано с оркестром, ведь 2023 год — юбилейный для композитора: исполняется 150 лет со дня его рождения.
Однако кроме заявленных произведений, маэтро Мацуев исполнил и другие. За кулисами слышны звуки разыгрывающихся инструментов — приятный нарастающий гул, в котором внезапно проскальзывают знакомые фразы Чайковского. О том, что во втором отделении концерта, посвященного Ра хманинову, зрителей ждет сюрприз, многие наверняка еще не знают. Постепенно появляются музыканты Госоркестра имени Светланова, первая скрипка подает коллегам ноту "ля" на рояле — нужно настроиться. Когда все готовы, за пульт встает известный оперно-симфонический дирижер Юрий Ткаченко — вместе с Дени сом Мацуевым они работали неоднократно. Через мгновение, в черном фраке, на сцену выходит и сам маэстро. В этом году он уже сыграл два концерта в Сочи с Александром Сладковским и Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Минуя долгие купания в овациях, Дени с Мацуев сра зу садится за инструмент. Рахман инов сквоз ь века Первый концерт Сергей Р ахманинов написал еще в студентом в 1890-1891 годах. По словам профессионалов, в своей оригинальной редакции это произведение — созданное юношей — было недостаточно самостоятельным.
В нем чувствовалось влияние других композиторов, слышались их интонации, а сама мелодия местами была наивной.
Второй концерт Рахманинова listen online
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей. Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.
Несмотря на изменившиеся обстоятельства, организаторы решили провести концерт с обновленной программой, которую исполнил лауреат первой премии I Конкурса имени С. Рахманинова Бессонов. Все концерты с участием Мацуева перенесут на другие даты в апреле. Российский национальный музей музыки подготовил специальную выставку фотографий Рахманинова, многие из которых показаны впервые. Кадры размещены на плакатах в коридорах филармонии.
Мало того, сейчас новое постановление: на любое изменение требуется специальное разрешение от правительства.
И не скрою, я звонил Заместителю председателя Правительства РФ Татьяне Алексеевне Голиковой, чтобы уладить вопрос увеличения числа допущенных участников у пианистов. Многое зависит от команды жюри, которое я приглашаю. Если они на одной волне с тобой, если работают «на одном дыхании» — хотя это и не работа, а большое удовольствие, — то достигается максимально объективный результат. Как и на Конкурсе Чайковского, так и сейчас у нас царило во многих случаях единодушие, практически единогласные решения по всем турам. Подытоживая, мы можем говорить, что Конкурс Рахманинова состоялся, его надо было проводить, эта идея возникла у меня в 2011 году, когда я поделился ею с Александром Борисовичем Рахманиновым, внуком композитора, и он согласился с ней. Я тогда предложил расширить до трех номинаций в тех специальностях, в которых одинаково велик был Сергей Васильевич. ЕК Зал за спиной членов жюри часто взрывался аплодисментами — насколько реакция публики могла повлиять на судейское мнение? ДМ Конечно же, я смотрю на реакцию публики, насколько артист может захватить зал своей игрой, насколько царит понимающая тишина в момент выступления.
И в первую очередь важно, о чем играет тот или иной музыкант. Удалось ли, на мой взгляд, как можно ближе соприкоснуться с Рахманиновым, достичь наиболее удачной интерпретации. Потому что конкурс показал: Рахманинова играть очень сложно. Когда говорят, что конкурс Шопена сложен, — да, безусловно, а в случае с Рахманиновым между строк сквозило, что он якобы легче, в особенности для русских музыкантов, которые «якобы» чувствуют его по-иному. Хотя я всегда утверждаю, что у таланта нет национальности. Когда Ван Клиберн исполнял Рахманинова, он демонстрировал настоящий рахманиновский стиль, для которого характерно пение за инструментом, легато, большие фразы, огромное дыхание — с тихими кульминациями, с воздухом между нотами, с масштабом, с аккордовым наполнением и самое главное — с представлением трагедии, в основном в тех произведениях, которые композитор создал до своего отъезда, где уже предчувствуется весь ужас расставания с родиной. Это есть даже в Первой симфонии — юношеской, но уже новаторской, которая была провалена Глазуновым. Жюри обращает внимание на все, и по своим ощущениям мы понимаем, приблизился тот или иной конкурсант или нет к идеалу.
От этого зависело выражение лица Сергея Васильевича, который с портрета в БЗК смотрел на нас разными, как я считаю, взглядами. Иногда даже отворачивался — было такое ощущение. Нормально, что у публики есть свои предпочтения, что образуются фан-клубы — это тоже примета настоящего конкурса. На мой взгляд, даже у победителей есть еще время и потенциал для приближения к идеалу по тем критериям, о которых я уже сказал раньше. Они должны понимать, что это аванс, так как по большому счету никто не приблизился к той совершенной интерпретации Рахманинова, которую мы хотели слышать. Рахманинова можно совершенствовать всю жизнь. Я этим занимаюсь постоянно: сыграв, наверное, больше 300 раз Третий концерт Рахманинова, могу сказать, что всегда его учу. ЕК Насколько верна стратегия тех, кто выбрал два рахманиновских концерта в финале?
ДМ Здесь все идет от собственного ощущения конкурсантов, потому что у них был большой выбор на каждом туре. Идея очертить рамки программы временем жизни Рахманинова оказалась очень верной — мы как будто погрузились в ту эпоху, в сопоставление творчества композиторов разных стран, но одного периода. Что касается финала, то тут все зависело прежде всего от личности исполнителя. Александр Ключко удачно взял леворучный концерт Равеля — это пошло ему на пользу. А вот решение Ивана Бессонова играть два рахманиновских опуса подряд напомним, что в программе Бессонова были Рапсодия на тему Паганини и Второй концерт Рахманинова. Вообще, я для себя понял, что Рахманинова надо играть в порядке хронологии. Мне много раз приходилось играть все концерты и Рапсодию подряд, и если я их разбивал, начиная Вторым и заканчивая Третьим, к примеру, то получалось нелогично. И досадно, что никто из конкурсантов не выбрал Четвертый концерт — это уникальная музыка, со своей глубиной, ностальгией, сумеречными красками, с меланхолией и в то же время с джазовыми ритмами.
Она, как кажется, до конца широкой публикой еще не понята. Мы подумаем, может, Четвертый концерт в следующий раз вообще сделать обязательным в финале. ЕК Кстати, о нововведениях.
Эффект подобен взрыву плотины — так же, как это сочинение, должно быть, видел сам композитор, восстанавливавшийся в течение четырех лет после профессиональной и личной травмы. Здесь можно услышать замечательные обволакивающие отливы и приливы к игре Мацуева, в то время, как закипают и бурлят страсти, подхватываемые Гергиевым и его самоотверженным музыкантами через мощные волны эмоций и звука. Но это не означает, что нюансами и поэзией пришлось пожертвовать. Вторую часть Adagio sostenuto редко кто смог исполнить лучше на диске даже в замечательной записи Мацуева 2013 году с Нью-Йоркским филармоническим оркестром и Аланом Гилбертом на RCA Red Seal , звук рояля шелковистый и чувственный, его известная полная томления мелодия красиво податлива и лирична; оркестровое сопровождение богато на детали.
Точно так же звучит и восторженный романтизм финала, где солист и оркестр с выразительным взаимопониманием, хорошо продуманной страстностью и драматизмом.
В Твери сыграли Второй концерт Рахманинова в честь 150-летия со дня рождения композитора
Говорят, Вера даже сожгла перед свадьбой письма Рахманинова. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.
Словом, впервые прозвучав в исполнении самого композитора 27 октября 1901 года, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор Второй концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.
Добавим, что Симфонический оркестр Псковской областной филармонии исполнит знаменитый концерт в тандеме с молодым пианистом и композитором Никитой Мндоянцем. Никита Мндоянц родился в 1989 г.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей. Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.
Если исполнитель будет слишком взбудоражен или наоборот апатично спокоен, ничего не получится. Олег Вайштейн, лауреат международных конкурсов, пианист: — Это очень масштабное сочинение. Здесь очень важен настрой, как архитектора, который должен настроиться на то, чтобы построить огромное красивое здание с куполом в определенном месте, чтобы кульминация была там, где она задумана автором. Известен случай, когда Сергей Васильевич после неудачного концерта ходил по гримёрке и повторял фразу: «Точка сползла». Что такое точка?
Для него это была самая главная кульминация, всё должно было прийти к ней, и его собственные записи отражают именно это. Он был гениальным архитектором звуковым. Впервые в Столице Черноземья оказались и звёзды знаменитого музыкального театра «Геликон-опера» Эльнара Мамедова, и Константин Бржинский. Константин Бржинский, ведущий солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», лауреат международных конкурсов: — Это сложнее намного выступать без декораций, костюмов, режиссёрской задачи. Здесь музыка главенствует и здесь требуется следовать материалу, нотам, как говорила мой наставник, Галина Вишневская — просто спеть по нотам — это уже высшее искусство, просто нужно сделать так, как написал автор.
Мы сегодня выступим с Молодежным национальным оркестром. По словам дирижера, "остановить Рахманинова невозможно". Мы сейчас в России, мы играем музыку Рахманинова", - добавил Гергиев. Концерт прошел в рамках ежегодного фестиваля "Рахманиновские дни". Мероприятие посетила министр культуры РФ Ольга Любимова.
Слушаем вместе: что мы должны знать о Втором концерте Сергея Рахманинова?
Пассажная фигурация не имеет у Рахманинова чисто внешнего, украшающего значения. Столь любимые им раскидистые, волнообразные пассажи с постоянными «приливами» и «отливами» динамики составляют непрерывно движущийся текучий фон, на котором рельефно выделяется поющий мелодический голос позволительно напомнить в этой связи асафьевский образ парящего полета птицы над водной поверхностью. Это движение может быть бурным и стремительным или тихо струящимся, но оно обычно не прекращается ни на один момент и сохраняет свою форму на протяжении больших отрезков музыкального развития или даже целого произведения, не очень большого по размеру. В основе рахманиновских пассажей часто лежат разложенные аккорды с добавлением проходящих и вспомогательных звуков, и рисунок их представляет собой как бы «текучую гармонию». В то же время для Рахманинова характерен и тип фигурации, возникающей из «расщепления» основной мелодии, когда сопровождающие голоса образуют систему подголосков, сплетающихся в одно полифоническое целое впрочем, четкая дифференциация этих двух типов фактуры не всегда представляется возможной, так как и в пассажах, построенных на гармонической основе, часто возникают «скрытые» мелодические голоса, полифонизирующие музыкальную ткань. Об особенностях оркестровки Рахманинова нельзя в полной мере судить по такому произведению, как фортепианный концерт, где оркестр поставлен в специфические условия. Но сопоставляя инструментовку Второго концерта с оркестровым стилем других рахманиновских сочинений 1900-х годов, мы находим в них много общего.
Краски его оркестра сочны и теплы, но лишены яркого блеска, порой они кажутся даже несколько приглушенно матовыми. Очень редко выступает tutti в полном составе. Преобладает звучание струнных и деревянных, причем по преимуществу не в «чистом» виде, а в различных сочетаниях, дающих смешанные тембры. Рахманинов, как правило, избегает резких контрастов оркестровой звучности, стремясь к связности фактуры, мягкости и постепенности переходов. Этому способствует и плавность голосоведения, высокая степень мелодизации отдельных оркестровых голосов Г. Благодатов, характеризуя оркестр Рахманинова как «поющий» оркестр, удачно подмечает, что даже выдержанные аккорды благодаря особенностям их изложения напоминают у него часто звучание хора.
По общему своему характеру Второй фортепианный концерт Рахманинова приближается к типу симфонизированной лирической поэмы. Элемент «концертности» в собственном смысле слова, как соревнование солиста с оркестром, в нем почти отсутствует. Только изредка во второй и третьей частях встречаются у фортепиано самостоятельные сольные эпизоды, которые могут быть восприняты как своего рода «виртуозное отступление». Преобладанию мягких, лирических тонов в его музыке отвечает сжатость формы и сдержанность звучания. Современников иногда даже смущало это нарушение сложившихся канонов концертного стиля. Кашкин, указывая на то, что Рахманинов «совсем отступает от типа виртуозного концерта, и фортепиано у него не является господствующим инструментом, а лишь первым среди равных», сомневался, следует ли отнести эти особенности произведения «к его достоинствам или недостаткам».
Отзвуки разногласий и споров по этому поводу, имевших место среди близкого композитору круга музыкантов, мы находим в дневниковой записи Танеева, сделанной 26 октября 1901 года, после репетиции симфонического собрания Филармонического общества, в котором Рахманиновым был впервые исполнен его Второй концерт: «Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра». В структуре Второго фортепианного концерта Рахманиновым найден своеобразный синтез формы классического трехчастного цикла и романтически-поэмного принципа непрерывного развития, базирующегося на единстве основных интонационно-тематических элементов. Внешне эта связность и непрерывность развития подчеркнута наличием модулирующих построений в начале второй и третьей частей, подготавливающих наступление новой тональности. Так же плавно и постепенно подготавливаются переходы от одного тематического раздела к другому внутри отдельных частей. Тематические связи между частями достигаются не посредством вариационного преобразования одной темы, главенствующей на протяжении всего произведения и сохраняющей при всех своих видоизменениях постоянство основного рисунка, а путем тонко разработанной и гораздо труднее уловимой на первый взгляд системы интонационных перекличек и соответствий, благодаря которым иногда оказываются близкими и родственными тематические построения, не имеющие между собой прямого сходства и подобия.
Объединяющим моментом может быть какой-нибудь подчеркнуто экспрессивный мотив, интонация или характерный интервал, входящий в состав различных по своему строению тем. Той же цели способствуют и тембровые переклички, фактурное сходство отдаленных по времени эпизодов, наконец, полифоническое объединение первоначально противопоставленных друг другу тематических элементов. Все это служит выражением синтетичности рахманиновского мышления, особенно ярко проявившейся именно в данном произведении, свойственного композитору стремления не столько дифференцировать контрастные образные сферы, сколько сближать их между собой и находить общее в отдельном и различествующем Можно провести в этом отношении известную параллель между творчеством Рахманинова и русских художников-пейзажистов конца XIX века, стремившихся к подобной же обобщенности письма и подчинению всех деталей основному господствующему тону. Левитан говорил: «Мы еще не вполне владеем умением связывать, обобщать в пейзаже землю, воду и небо; все отдельно, а вместе, в целом это не звучит». Поиски целостного, совокупного «звучания» всех элементов природы вызывались преобладанием лирического начала, чувства и настроения над собственно изобразительными задачами. Первая часть концерта, Moderato, отличающаяся наибольшим богатством и разнообразием образного содержания, является основополагающей в цикле.
Она содержит в себе истоки всего дальнейшего музыкального развития. Сохраняя в этой части стройную форму классического сонатного allegro, Рахманинов очень индивидуально, новаторски трактует соотношение ее элементов. Именно поэтому она была вначале встречена некоторыми музыкантами сдержанно и даже неодобрительно По свидетельству Гольденвейзера, большинство музыкантов, присутствовавших при первом исполнении концерта у него на квартире, «по отношению к первой части концерта особых восторгов не проявило. Она показалась уступающей второй и третьей частям концерта». Особенно упорной, длительной работы потребовала она и от композитора. Трудность и новизна поставленных им перед собой в этой части задач явились причиной того, что она была завершена позже двух последующих частей О длительных поисках композитором соответствующей формы воплощения своего замысла в первой части концерта свидетельствуют и сохранившиеся ее эскизы.
В основе первой части концерта лежат две темы, обе широко распевные, проникнутые свободой мелодического дыхания, но различные по выразительной окраске. Первая тема носит более суровый, мужественный, динамически устремленный характер, вторая — лирически светлая и мечтательная. Внимание слушателя сразу приковывает краткое вступительное построение у фортепиано, основанное на мерной последовательности аккордов субдоминантовой функции с гулкими «колокольными» ударами басового звука. Неуклонное нарастание звучности, приводящее от pianissimo к мощному fortissimo, создает эффект постепенного приближения образа. Завершается это построение повелительно звучащим четырехзвучным мотивом в двойном октавном удвоении, словно вызывающим к жизни скованные силы этот мотив будет играть значительную роль в дальнейшем развитии : Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской прибой пассажей фортепиано, является одним из замечательнейших образцов гениального мелодического дара Рахманинова. Широко протяженная мелодия фортепиано с неуклонной последовательностью развертывается из простейшей секундовой интонации.
С усилием отталкиваясь от тонического устоя, она «завоевывает» сначала нижнюю кварту, а затем верхнюю терцию, очерчивая, таким образом, звукоряд, типичный для многих русских народных песен. Замкнутый мелодический «амбитус» и мерная ритмическая поступь темы, подчеркиваемая тяжелыми ударами басов у фортепиано на сильных долях такта, придают ей сурово сдержанный, волевой характер. И вместе с тем она звучит лирично благодаря своей напевности и мягкости тембрового колорита унисон кларнета, скрипок sul G и альта. Во втором предложении темы выделяется широкий мелодический ход на малую сексту вверх с — as , вносящий элемент напряженной патетики: Вслед за основным построением главной партии, изложенным в виде законченного шестнадцатитактового периода, идет большой раздел «продолжающего» характера, который превышает длительность первого более чем вдвое Краткость основного построения главной партии и широко развитые масштабы второго, переходного по значению построения, вероятно, были причиной возникавшего у Рахманинова опасения в том, что главная партия может быть воспринята при слушании как вступление. Опасение это, впрочем, не имело под собой достаточных оснований. Первая тема концерта настолько рельефна, индивидуальна по характеру, что ее значение как главного, ведущего музыкального образа трудно не ощутить с самого начала.
Здесь сохраняется тот же тип фактуры, ритмическое движение, соотношение партии фортепиано и оркестра, но выразительная окраска музыки меняется. На основе свободного сочетания и переосмысления отдельных интонационных элементов темы композитор создает новую, более светлую по выражению фразу, которую он развивает секвенционно, постепенно нарастающими волнами. В целом линия мелодического развития описывает широкую дугу с кульминацией на двойной доминанте, смягчается и просветляется гармоническое звучание, подготавливая сферу побочной партии. В конце этого построения фортепиано перехватывает у струнных ведущую мелодическую роль и создает восьмитактовое «послесловие» к главной партии партитура, цифра 3. Связующая партия un росо piu mosso основана на легких, воздушных пассажах, в которых словно растворяются и исчезают ясные мелодические очертания первой темы.
Подхватив заданный этими аккордами железный рахманиновский ритм, на фоне широких рокочущих пассажей солирующего инструмента вступает в оркестре знаменитая главная тема, носящая характер медленного марша, шествия, но смягчённая контрастным звучанием у струнных и кларнетов: Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия Николай Метнер [1]. Певучая побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом. Adagio sostenuto — музыка редкой красоты, жемчужина русской лирики.
В частности, и Бессонов, и Ключко стали там победителями в 2017 году в разных возрастных группах. Так что они мне все хорошо известны, и радостно видеть, как они развиваются. Для меня это главный итог. Мы все знаем, что слово вундеркинд — опасное: многие, сверкнув, просто исчезают. А эти ребята идут вперед, и мне хочется пожелать им успеха в одиночном плавании во взрослой жизни — не конкурсной, а в первую очередь — в концертной. Ведь конкурсы когда-то закончатся, и начнется повседневная жизнь, где каждое утро надо все переосмысливать и забывать, что было вчера, и начинать все сначала. ЕК Публика всегда интересуется — как голосует жюри. ДМ Оцениваем по итогам каждого тура. Если ты на каком-то этапе сыграл менее удачно, то это идет в минус, мы все учитываем и голосуем по итогам всех туров. Так получилось, что Ключко и Бессонов шли ноздря в ноздрю, у них получился минимальный разрыв. ЕК Вы ставили баллы? ДМ Как и на Конкурсе Чайковского, мы в первом и втором турах писали списки своих кандидатов в следующий этап, а в финале ставили против фамилии номер места. Далее все плюсовалось, и считался общий результат. Поэтому я выступил с предложением разделить первую премию между ними, так как они шли рядом, но с отрывом от второго места. Но, как я уже говорил, что касается понимания музыки Рахманинова, им стоит додумать многие вещи. И у Бессонова, и у Ключко были замечательные моменты, но есть и к чему придраться. Мы разговаривали с ними. У Бессонова элементарно не хватило легато — хотя, казалось бы, с его огромными руками сыграть большую фразу с настоящим рахманиновским легато не составляло труда. И сквозного развития было мало, вторая часть по форме не сложилась, так как Иван взял вначале слишком медленный темп, из-за чего не было развития. Я говорю это как человек, сыгравший концерты Рахманинова со своими ощущениями, а уж примут мою критику или нет — право каждого. У Александра Ключко в Третьем концерте Рахманинова хотелось большей наполненности, сконцентрированности. Но все равно в целом третий тур в комбинации с Равелем получился архиудачным. Тут чувствовалась рука Павла Нерсесьяна, для которого леворучный концерт — одна из «коронок». Это слышно сразу. Я хорошо знаю Павла как утонченного музыканта и блистательного педагога, к которому я до сих пор хожу показывать выученные мной новые произведения. ЕК Аванс был выдан и бразильскому пианисту Эстефану Яцекиву? Ведь он явно не справился с рахманиновскими концертами в финале… ДМ Мы ему дали шестую премию, а четвертую и пятую не присудили, отделив тем самым его от более удачно и совершенно игравших конкурсантов. Но его выступление на втором туре с Первой сонатой Рахманинова дало заслуженный проход в финал. Это безумно сложная вещь. Я сам ее только начинаю учить, она у меня стоит на будущий сезон. Борис Березовский сказал, что в этой сонате где-то на 35-й минуте рук уже не чувствуешь. А бразильцу она здорово удалась. Парень совсем молодой, но у него есть свое обаяние и искра таланта. Так же, как и у Дмитрия Сина, ученика Рены Шерешевской. Я его впервые слышал вживую, это лауреат последнего Конкурса королевы Елизаветы. Он прекрасно отыграл первый тур, а вот на втором Первая соната Рахманинова, на мой взгляд, как раз не получилась.
Композитор работал над ним в период разъездов: в 1906—1909 годах он жил в Дрездене, лето 1909 года провел в деревне Ивановка, а оттуда готовился уехать в турне по городам Америки. Тур начинался в ноябре, и Рахманинов не успел отрепетировать концерт в России. Он взял с собой на корабль, следовавший в США, картонную клавиатуру и практиковался на ней. Как и предыдущие, этот концерт состоит из трех частей. Первая Allegro ma non tanto начинается с простой мелодии. По задумке Рахманинова, он должна имитировать голос человека — там даже предусмотрены паузы для вдоха. Затем начинается слегка тревожная главная тема. В один момент оркестр замолкает — и вся композиция строится исключительно из клавишных. Вторая часть Intermezzo: Adagio — нежная и виртуозная, считается типичным образцом рахманиновской лирики. Третья Finale: Alla breve сочетает пышность и величественность с динамикой и энергичностью. Сергей Рахманинов посвятил Третий концерт композитору и пианисту Иосифу Гофману. Гофман высоко ценил творчество Рахманинова, но ни разу не исполнил написанный в его честь концерт — в основном, Иосиф выступал с произведениями первой половины 19 века и не включал в свой репертуар музыку композиторов-современников. Из-за вынужденной эмиграции процесс застопорился на 10 лет. Премьера концерта состоялась весной 1927 года в Филадельфии — дирижировал Леопольд Стоковский, а за фортепиано сидел сам автор. Критики встретили новое творение с холодом. В дальнейшем композитор дважды переписывал ноты — в 1928 году перед публикацией партитуры слегка отредактировал, а в 1941 году глубоко переработал и создал обновленную версию.
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Солист Евгений Кисин (1987)
Башмет дирижировал, будто тектонические плиты бытия переворачивал в разные стороны, тискал их, выжимал ужас и тлен. Стоит отметить духовую секцию оркестра «Новая Россия», ответственно вытянувшую и по медным, и по деревянным. А тут они очень важны. Хотя и все струнные, вплоть до контрабасов, были отчаянно хороши.
Они звучали мрачно, артикулированно, основательно. Мрачный Вавилон как он есть. Толстого и хоровое переложение «Вокализа».
По идее, Алексей Толстой заложил в тексты и немало едкой сатиры, и стилизацию духовного стиля. Но ничего этого, за давностью лет, не ощущалось. Это слушалось скорее как духовные песнопения, и довольно искренние.
И как призналась Софья Гайдукова, это был рискованный проект. Но получилось изысканно. Воронежским зрителям понравилось: артистов и музыкантов искупали в овациях.
Российский национальный музей музыки подготовил специальную выставку фотографий Рахманинова, многие из которых показаны впервые. Кадры размещены на плакатах в коридорах филармонии. Посмотрите на счастливые лица вокруг! В афише "Рахманиновских дней" 2023 года 26 концертов в 6 залах Московской филармонии. В фестивале заявлено участие дирижера Владимира Спивакова, одного из интерпретаторов рахманиновского фортепианного наследия Бориса Березовского, а также виолончелиста Бориса Андрианова.
Ранний симфонический опус, вдохновенный романтический этюд — и две дюжины исключительного мастерства вариаций на знаменитую тему скрипичного каприса, где как сверхтема появляется важный для Рахманинова мотив средневековой секвенции Dies Irae День гнева : как вызов, глас фатума, знак судьбы. Пианист Константин Емельянов и Александр Сладковский исполняют Рапсодию, акцентируя, выделяют суровую тему, скупо, порой по-военному хлестко, страшно, так что собственно роскошь фортепианной виртуозности становится не целью, а средством. Так же звучит у Емельянова и «Элегия», которую пианист исполнил на бис: волной, постепенно набирающей мощь, обрушивается трагическая кульминация пьесы. А кульминацией вечера стала Вторая симфония — исполин, требующий недюжинной отдачи у музыкантов, и эту отдачу в полной мере тем вечером получивший. Рахманинов — композитор для Госоркестра Татарстана ключевой: сыграны и записаны все главные сочинения к юбилею выпущен даже подарочный винил , проводится фестиваль рахманиновской музыки «Белая сирень», все симфонии сыграны не раз в Казани, Москве, Петербурге, за рубежом. И вот закономерный итог: свобода, с которой оркестр отдается этой грандиозной партитуре, рождает высочайшее качество, которым сегодня похвастается не каждый оркестр федерального уровня.