Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. – Какие правила для Великого поста предписывает Церковный устав? Пост: В четверг возможно небольшое послабление поста, строгий устав разрешает мирянам вареную пищу. Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Великим постом на Благовещение как правило должна совершаться литургия Иоанна Златоуста, но ради воскресного Великопостного дня, когда по уставу положено совершать литургию Василия Великого, правила чина литургии для Благовещения изменятся.
Великий пост: 10 запретов и 9 обязательных дел
Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Великий пост (7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи). Великий пост 2024 года для кого-то будет обычной практикой, а для кого-то — первым опытом. – Великий пост как 40-дневный появился уже значительно позже.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
«Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. Великим постом на Благовещение как правило должна совершаться литургия Иоанна Златоуста, но ради воскресного Великопостного дня, когда по уставу положено совершать литургию Василия Великого, правила чина литургии для Благовещения изменятся. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей). В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши.
Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
Седмица го поста. 18 марта по 22марта-Сухоядение. Предписываемая Уставом Церкви строгость постов рассчитана на физически здоровых людей. Устав о посте, который зависит от богослужебного цикла праздников и постов, находится в церковном Типиконе, главным образом в главах 32 и 33, и повторяется в соответствующих местах богослужебных книг: в Минее и Триоди. Седмица го поста. 18 марта по 22марта-Сухоядение. В Неделю первую Великого Поста, т.е. в Воскресный день, устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши.
Устав-схема служб Великого поста
Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям. Седмица го поста. 18 марта по 22марта-Сухоядение.
17. О посте
Навигатор Великого поста: не пропустите главное. ВЕЛИКИЙ ПОСТ. период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В Неделю первую Великого Поста, т. е. в воскресный день, Устав определенно назначает две трапезы с вареной горячей пищей, растительным маслом и вином – по две чаши. Этот пасхальный пост считается предшественником поста Великого. Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями.
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, в котором он должен видеть искреннюю радость в служении ему. Самое главное - помните для чего существует этот период. Вместе с Господом мы пытаемся пройти 40 дней поста, чтобы пережить радость Воскресения Христа. Что делать, если оскоромились В гостях вас накормили мясом, яйцами или другой непостной пищей. Если вы решили не обижать хозяйку и не стали отказываться от угощений, не считайте, что сделали что-то плохое. Это ваш дар во имя человеческой любви.
Просто вернитесь к соблюдению постных дней, а на исповеди скажите священнику, что оскоромились. Если в будущем вы хотите избежать подобных ситуаций, заранее деликатно намекните друзьям, что вы соблюдаете пост. Они наверняка поставят для вас на стол соответствующие угощения.
В день памяти Феодора Тирона воина, жившего в 3 веке , позволялась праздничная трапеза, а в среды и пятницы, так же, как и в его начальную и завершающую недели, должно было соблюдаться сухоядение. В остальные дни верующие могли себя «побаловать» горячей пищей с уксусом, постным маслом и мёдом.
В некоторые дни разрешалось испить чарку вина. Монашество и священнослужители Древней Руси с максимальной точностью соблюдали эти уставы, но для обычных верующих допускались некоторые послабления. Дальнейшие века вносили изменения в режим питания в Четырёхдесятницу, например, по указанию Митрополита Климента, жившего в 12 веке, по вторникам и четвергам дозволялся горох, квас, а на Страстной Седьмице в такие дни, как понедельник и среда — хлеб, а также капуста в любом виде, но без масла. Иерусалимский устав Если два предыдущих устава а точнее, Студийский с его доработкой , были относительно нестрогими, то этого нельзя сказать об Иерусалимском уставе. В неделю ваий и Благовещенье, и то если оно не совпадало со Страстной Седьмицей, дозволялась рыба.
В Первую неделю — вкушение пиши сухоядение лишь единожды в день, после трёх часов пополудни, а с понедельника до среды вообще обходились без еды. Лишь для больных и немощных делалось послабление в виде хлеба и воды. На Страстной Седьмице дозволено было вкушать лишь хлеб и воду, и то в ограниченных количествах. Строгость предписаний Иерусалимского устава не сразу была принята православными и даже монахами, поэтому в 15 веке митрополит Фотий несколько ослабил его.
Тот, кто хотя бы раз в жизни слушал или читал этот Великий канон, ждет его с особым нетерпением, поскольку он является неким камертоном, задающим духовную ноту на весь предстоящий Великий пост. Завершается 1-я Седмица воскресеньем, которое называется Неделя Торжества Православия. На службах этого дня Церковь благодарит Бога за возможность обращаться к Нему, за то, что святость как подражание Богу в любви стала обычным, хотя и весьма трудным для людей делом. Но вот прошла 1-я Седмица, и Великий пост входит в свой, если так можно сказать, обычный повседневный богослужебный ритм. Если по какой-то причине кто-то замешкался и, что называется, проморгал «разгонную» первую неделю, не надо думать, что теперь можно махнуть рукой на весь Великий пост.
Все еще только начинается, и более того, начать поститься как в телесном, так и в духовном смысле можно в любой момент. Для этого нужно встроиться в богослужебную жизнь Церкви, почувствовать особое молитвенное настроение обычных повседневных великопостных служб. Как спрятаться в храме Те, кто уже много лет ходит в храм, знают, что главное, присутствуя на церковном богослужении, найти укромный уголок в храме, спрятаться там, например за колонной, и прочувствовать свое личное предстояние перед Богом — только Бог и душа. Конечно же, это важно, но немного несерьезно, ведь никуда не спрячешься от самого себя, от бесконечного потока мыслей, не обязательно греховных, а просто суетных. Никакой темный уголок не поможет, а его может и не быть в маленьком храме; никакое «свое» место в храме не избавит от ветра в голове, если нет нужного настроения души. Великопостные будничные богослужения как раз помогают обрести такое настроение, не прятаться в темном углу храма, а стоя прямо напротив иконостаса, найти укромный уголок внутри собственного сердца. Особенно ценится знатоками православного богослужения Великое повечерие, которое совершается каждый будний вечер в течение всего Великого поста. На этой службе есть и чтение умилительных покаянных псалмов, и бодрые, даже духовно-воинственные песнопения «С нами Бог» и «Господи Сил, с нами буди», и, конечно, земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. У Великого повечерия действительно свой особый настрой вечернего молитвенного приношения Богу.
В одном из тропарей этой службы так и поется: «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер прошу с нощию без греха подаждь ми Спасе и спаси мя». Когда слышишь эти слова, душу посещает торжественное чувство благодарности за самый великий, но и самый незаметный, почти что пренебрегаемый дар Бога людям — время для исправления, для выхода из темного леса греха на столбовую дорогу, добрую христианскую жизнь. Продолжает и увеличивает тихую торжественность заданную Великим повечерием «самое постовое» богослужение — Литургия Преждеосвященных Даров.
И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных.
Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим?
Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост.
Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Есть такая заповедь: шесть дней трудиться, а седьмой день посвятить Богу. Мы идем в гости к Богу, как к своему родителю. Но прийти к Богу тоже можно поразному: можно прийти, поздороваться и уйти, а можно через труды духовные увидеть себя. Вот к этому призывает пост. И не просто увидеть, а постараться себя исправить. И значение поста не только и не столько в телесном воздержании — это только лишь внешнее действие. Человек может помыться и в душе, но мы идем в баню. Ведь эффект бани невозможно достичь в душе, в бане все поры открываются, и ты видишь свою грязь на теле.
У нас есть и ежедневные исповедальные молитвы, когда мы просим у Бога прощения есть молитвы, когда мы идем на исповедь. Это равносильно тому же душу. Но именно глубокая грязь вымывается как раз баней. А духовную грязь мы способны увидеть только тогда, когда мы себя настраиваем на духовное делание. И в контексте этого мы начинаем понимать смысл поста. Пост — это не повинность. В Евангелии говорится, что решив держать пост, не показывай это никому, закройся в своей келье — пусть никто не знает, кроме Господа Бога.
Потому что Бог видит тайное, воздаст тебе явное, воздаст духовные плоды. Но многие сейчас стали настолько слабыми, что не могут держать строгий пост. Но это не говорит о том, что мы не можем к этому хотя бы частично прикоснуться. Как говорит один мудрец, если я не могу выпить всей реки, то это не значит, что я не могу напиться воды из нее. И эта малая чашечка испитой воды придает человеку сил. Даже малая частица поста, это живая вода, когда человек несет пост не как повинность. Почему я привел выше аналогию с огородом — это более понятно для нас, сельских жителей.
Мы стараемся не только для себя, начиная с трудов, непонятного. Человек, который знает конечный результат, он год от года начинает все больше понимать, что этот труд очень важен. Буквально сегодня одна женщина спросила у меня: можно ли начать держать пост в старости, если никогда его не держала? Я привел ей пример, что первый, кто вошел в Царство Небесное был разбойник. И все, что он делал для спасения души, он делал в последние минуты. Мы можем думать, что и я успею все это сделать в старости. Но на практике человек делает в последний момент то, что для него важно.
Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи.
На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется.
Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин.
Кто-то его слишком романтизирует, думает, что сейчас наступят тишина и покой. Но нельзя забывать и о таком понятии, как искушение. На самом деле, искушений в жизни христианина всегда много, и его земной путь — это борьба. Поэтому время поста нужно быть готовыми провести в духовной борьбе, это период, когда не нужно расслабляться. Это время духовной бодрости, сосредоточения и отражения всех вражеских нападок. В существовании этих злых сил мы не сомневаемся, они, конечно, тоже не дремлют и подталкивают к нехорошим мыслям, словам и поступкам», — рассказал отец Пимен. В то же время, если вдруг человек поддался на какой-либо соблазн, впадать в уныние ни в коем случае не нужно, так же как и прерывать пост, советует он.
Конечно, не надо воспринимать Великий пост как время унылого созерцания. Один из проповедников, митрополит Антоний Сурожский, говорил, что где-то отдаленно должна звучать песня Воскресения Христова, чтобы в ночь святую войти в храм и наполнить своим светом все вокруг», — объясняет игумен. Конечно, благие дела всегда хороши, не только в это время, но так как в пост человек просит прощения за свои прегрешения, ошибки и плохие поступки, то загладить вину может не только покаянием, но и творением добрых дел в отношении ближних, говорит отец Пимен. Главное, особо об этом не распространяться: добрые дела, они любят тишину. Потому что ты делаешь это не столько для того, кто просит помощи, сколько для своей души приобретаешь большую пользу», — поделился игумен. Священнослужитель приводит слова покойного владыки Феофана, митрополита Казанского и Татарстанского: «Пост — это время открыть книгу заповедей божьих, и открыть книгу своей жизни, и мысленно сопоставить — что там и что здесь. И вперед — трудиться». Тем, кто на поле боя, разрешаются послабления Тем, кто болеет, беременным и детям пост разрешается не держать. Что касается юных верующих, все индивидуально, объяснит игумен.
Строгие предписания им давать неправильно, потому что у детей тоже бывают разные состояния и разное здоровье. Если насильно заставлять их держать пост, можно только отбить желание жить церковной жизнью. К сожалению, такие случаи тоже были, когда дети ополчались уже в подростковом возрасте, когда их принуждали поститься, а они считали это насилием. Тут важно сохранить христианскую и родительскую мудрость, чтобы не перегибать палку и не отступать от того, чему учит церковь», — отметил отец Пимен. И момент, который особо актуален сейчас, — пост не для воинов, обратил внимание настоятель монастыря.
Слава и ныне — Богородичен Триоди. И обычное окончание утрени на ряду: Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви... Трисвятое по Отче наш.
По возгласе чтец —тропарь: «В храме стояще славы Твоея... Иерей: «Сый благословен... Первый час, третий и шестой — всё на ряду. Смотреть по Часослову или службам 1-й седмицы. На 1-м часе по понедельникам и пятницам кафизм нет. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы» - тропарь пророчества, прокимен, паремия, прокимен и далее. Девятый час — также всё на ряду. По пятницам кафизма не читается.
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя
Поликарпа Смирнского Евангелие - Мк 2. В 4-е воскресенье - память св. Дометия Евангелие - Мк 9. В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах. В 5-е воскресенье - память мч. Зиновия Мк 10. После X в. Великопостный цикл в этих уставах основывается на послеиконоборческой к-польской лекционарной системе как в Типиконе Великой ц. Особенностью содержания и структуры В. Триодям является совмещение в службах неск. В Триоди есть песнопения на каждый день В.
По сравнению с Типиконом Великой ц. Первоначально евангельская притча о мытаре и фарисее Лк 18. В связи с этим были составлены соответствующие песнопения, вошедшие в Постную Триодь нек-рые из древнейших греч. К субботе перед неделей мясопустной приурочено поминовение усопших возможно, это поминовение было заимствовано из древней иерусалимской традиции, но смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в субботу сырную; см. Вселенские родительские субботы. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания см. Православия неделя. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. Особое значение имеет 2 будних дня В. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста в среду 4-й седмицы или Великого канона прп.
Андрея Критского в четверг 5-й седмицы ; во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. Богородицы, за службой поется акафист нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Порядок служб суббот и воскресений В. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. Василия Великого , тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене с «Аллилуия» поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день 1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. Особенности седмичных служб В. Последования Минеи в дни с понедельника по четверг отменяются кроме праздников Обретения главы Иоанна Предтечи 24 февр.
Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом. Особенности богослужения Молитвы из Постной триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу литургия не совершается в знак покаянной скорби , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыка живота моего", которая является одной из важнейших молитв поста. Этим чтением церковь напоминает верующим, что должно делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи придется отвечать.
Что можно есть Это еще одна сплошная седмица. Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе.
Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".
Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю".
В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены.
Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса.
Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни. Постный стол. Сладкие блюда Е. В результате католический пост начинается в Пепельную среду.
В Великий Понедельник, Вторник, Среду и Четверток, если случиться Благовещение, дозволяется вино и елей трапеза полагается одна. Если же Благовещение выпадает на Великий Пяток, разрешается только вино. Марии Египетской положена одна трапеза в 9-й час около 15. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей не допускается там же. Трапеза же полагается одна в 9-й час. Марии Египетской и на Похвалу Богородицы. Как и в прочие воскресные дни, положено две трапезы, естественно сохраняется разрешение на вино и елей. Здесь очевидно противоречие, так как для Первой седмицы предписывалось полное воздержание в первые два дня, а в среду разрешались «снеди овощные теплые», то есть вареная пища. Также не совсем логично особо подчеркивать строгость этих дней, тогда как все будние дни Великого Поста Типикон в другой главе назначал таковое же сухоядение глава 35. Попробуем разъяснить это противоречие.
С одной стороны, в Типиконе нередко повторяется информация в разных местах с незначительными вариациями, так что, возможно, это именно такой случай. Но с другой стороны, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с фиксацией разных уставов, что также характерно для Типикона. Один из них более строгий, предписывает сухоядение в течение будних дней всего Поста. Другой предполагает сухоядение только в понедельник, среду и пятницу, подобно прочим Постам, а во вторник и четверг предполагал все же вареную пищу, хотя и единожды в день и без елея. Василия Великого, то есть один раз в день, вечером. Начало Вечерни Типикон назначает в 8-й час дня то есть с 14. Относительно качества пищи в Великий Четверг Типикон приводит три чина: 1.
Великий пост: 10 запретов и 9 обязательных дел
Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. Преподобный Сергий Радонежский также сразу после рождения начал проявлять благочестие. Младенец совершенно отказывался от материнского молока по средам и пятницам, а в остальные дни не брал сосцов матери, если она вкушала мясную пищу. Такова вера праведников, во всём полагающихся на волю Божию», — говорит иеромонах. Но для мирян правила другие. Пост не должен быть мукой, он должен быть радостью.
Первый и последний день поста - самые строгие: не рекомендуется принимать пищу вообще. В Церкви призывают вступить в Великий пост без каких-либо взаимных обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Особых правил подготовки к посту универсальных для всех нет. В любом конкретном случае в церкви рекомендуют посоветоваться со священнослужителем. Главное - не принимать на себя то, что не по силам. Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают. Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается. Начало Великого поста — самое строгое. В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи.
Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится.
Оговорка для мирян Сразу оговоримся, что самой сложной считается последняя неделя поста. Её называют Страстной седмицей. Доскональное следование церковному уставу требуется только от священнослужителей и монахов, пояснил протоирей Владимир Головин из города Болгар, что в Республике Татарстан.
По его словам, послабления в правилах рекомендованы детям до 14 лет, беременным женщинам, болеющим, представителям тяжелых физических профессий, а также тем, кто планирует поститься впервые. Церковный Устав о принципах питания в пост наиболее строгие ограничения — в Первую и Страстную седмицу; употреблять в пищу мясо и птицу запрещено; в будние дни разрешен один прием пищи, а в выходные — два; понедельник, среда и пятница — разрешается холодная пища без масла; вторник и четверг — разрешена горячая пища без масла; можно разбавлять рацион небольшим количеством растительного масла и вина по выходным; в последний день перед Пасхой не едят. Как видим, даже устав допускает частичные послабления для мирян в виде бокала вина по выходным. Винная оговорка Если углубиться в историю, то можно легко обнаружить факт — ритуал принятия вина в церковные праздники и посты, пришедший в нашу культуру из Сирии и Византии, допускает употребление разбавленного алкоголя.
Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным. А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище.
Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию.
Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет.
С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни.