Первый и пока что единственный "Оскар" за лучшее художественное кино получил знаменитый фильм Никиты Михалкова.
15 советских и российских фильмов, которые собрали больше всего престижных наград
Отечественные кинематографисты проехали по многим городам США и везде, от Нью-Йорка до Сан-Франциско, видели колоссальные очереди в кинотеатры на оскароносный фильм. По воспоминаниям В. Мукасей и там кинематографистам вручили призовые статуэтки для режиссеров Л. Варламова и И. Но, увы, в то время советские люди и понятия не имели о важности и престижности такой награды. Шла война, обратный путь домой было долгим и трудным - через Тихий океан и Дальний Восток. Возвратившись в Москву, В. Микоша отдал статуэтки председателю Комитета по делам кинематографии И. Но до создателей картины «Оскары» так и не дошли. По легенде неподтверждённой, но и неопровергнутой, документалисты, считая «Оскар» несущественной наградой, высказали пожелание пожертвовать её на нужды фронта.
Немало вложений требовали и декорации, например, дворцовый зал для первого бала Наташи Ростовой и сгоревший центр столицы, включавший одиннадцать зданий XVIII века и копию Сухаревой башни. Все это окупилось: советский кинохит получил «Оскар» и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. В результате работа Бондарчука-старшего стала первым художественным фильмом СССР, удостоенным самой престижной кинонаграды. Кроме того, только в отечественном прокате кассовые сборы «Войны и мира» составили почти 58 млн руб. Как и в случае с предыдущим лауреатом премии, в американском прокате фильм в четырех частях сократили — с шести часов до пяти. Когда советское посольство предложило японскому режиссеру снять фильм для отечественного кинематографа, Куросава был в подавленном состоянии и даже пытался покончить с собой. Причина — в провале его предыдущего фильма «Под стук трамвайных колес». У режиссера появились трудности с финансированием, был разорван контракт с голливудской студией 20th Century Fox. Чтобы заработать на жизнь, Куросаве приходилось снимать рекламу японского виски. Все изменилось, когда он взялся за экранизацию романа Владимира Арсеньева. Кинолента рассказывает о жизни людей в гармонии с собой и природой. В основе сюжета лежит путешествие этнографа и географа Владимира Арсеньева по уссурийской тайге в 1907—1908 годы, во время которого ученый подружился с охотником Дерсу Узалой. Снять фильм по этой книге японец хотел еще в 50-е годы на острове Хоккайдо. Тогда возникли сложности с адаптацией сюжета, а спустя два десятилетия ему выпал шанс поработать на месте событий. Правда, не сразу: японцев боялись пускать в настоящую тайгу и уговаривали провести съемки под Москвой. Через два года напряженной работы «Дерсу Узала» получил много наград, в том числе, две статуэтки «Оскар». Одну киноакадемики передали японцам, вторую — русским. RU «Москва слезам не верит» Режиссер Владимир Меньшов, 1979 год Одной из самых популярных советских мелодрам могло не быть, если бы не оригинальный сценарный прием, заинтересовавший Владимира Меньшова. Речь об эпизоде, где Катерина Тихомирова заводит будильник и засыпает, а затем просыпается через 20 лет — успешной и обеспеченной женщиной.
Фильм был номинирован на «Оскар» в 1972 году сразу в двух категориях: лучший фильм на иностранном языке и лучший саундтрек. Под командования старшины Федота Васкова Андрей Мартынов попадают молодые девушки-добровольцы, одна из которых — Рита Осянина Ирина Шевчук — впоследствии решается на самовольную отлучку и замечает в лесу двух вражеских диверсантов. Нарушительница порядка сообщает об увиденном командующему, а тот принимает волевое решение остановить врагов. Взяв с собой пять смелых девушек, Васков устраивает засаду, но вскоре понимает страшное: вместо двух диверсантов их ждала встреча с целым подразделением натренированных и закалённых в боях немецких солдат, с которыми неопытным девушкам не справится. В основе фильма одноимённая повесть Бориса Васильева.
Фильм вышел на экраны в 1942 году, а год спустя картина получила «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм». Одна из главных картин всего советского кинематографа была снята режиссером Сергеем Бондарчуком по мотивам всемирно известного романа Льва Толстого «Война и мир». Также в истории мирового кинематографа ХХ столетия она является одной из самых высокобюджетных картин. Фильм «Война и мир» Сергея Бондарчука имел оглушительный успех и в 1968 году получил статуэтку за «Лучший фильм на иностранном языке». Лауреатом такой же номинации стала кинокартина Акира Куросава «Дерсу Узала».
«Нелюбовь» (2017, реж. Андрей Звягинцев)
- «Война и мир», «Оскар», 1968
- Все номинанты и лауреаты на «Оскар» от России за всю историю
- Самый дорогой советский фильм: как "Война и мир" получила "Оскар"
- Есть что вспомнить: 5 советских и российские фильмов номинированных на премию «Оскар»
Россия и «Оскар»: как у нас складывались отношения с главной кинопремией мира?
Последний раз советские фильмы боролись за Оскар в 1985-ом году, когда номинацию получила драма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». За всю историю советского кинематографа всего несколько фильмов были удостоены этой серьёзной награды. Первым лауреатом «Оскара» от Советского Союза стал документальный фильм режиссеров Варламова и Капалина «Разгром немецких войск под Москвой».
История советских и российских номинаций на "Оскар"
К ним ежедневно поступал материал, отснятый фронтовыми кинооператорами. Какой ценой доставались эти пленки? Оператор Теодор Бунимович 1908—2001 вспоминал, как во время одного боя полз с камерой по снегу: «Несмотря на тридцатипятиградусный мороз, нам было жарко, мерзли только руки, лицо, механизм киноаппарата, и это было самым страшным: перед каждой съемкой приходилось, лежа в снегу, отогревать аппарат под полушубком». В это же время его коллега Анатолий Крылов 1913—1995 на соседнем участке фронта пробирался через сугробы, как индеец, ставя ноги в следы солдат и танковых гусениц: территорию только что освободили, но не успели разминировать. Центральная студия кинохроники, на которой делали фильм, во время войны размещалась в Лиховом переулке. Режиссеры, монтажеры, оформители не покидали здание буквально сутками. Работа над фильмом была закончена 1 января 1942 года.
Нет худа без добра: благодаря этой задержке фильм удалось дополнить свежими кадрами из Можайска, чье освобождение завершилось только 20 января 1942 года. Красные — хороший союзник 18 февраля 1942 года фильм длиной чуть больше часа, получивший название «Разгром немецких войск под Москвой», вышел на советские экраны. Если верить титрам, в него вошли съемки 15 операторов, но есть свидетельства, что их было больше. География получилась широкой: московские улицы, на которых строят баррикады и записываются в ополчение, парад 7 ноября 1941 года на Красной площади, штаб Западного фронта, бои за Солнечногорск, Рогачев, Яхрому, свидетельства фашистских бесчинств в Истре и Клину… В первый же день картину посмотрели почти 84 тысячи человек. Сюжеты из освобожденных местностей заряжали ненавистью к захватчикам, а демонстрация технического и человеческого потенциала в фильме много длинных панорамных эпизодов с обилием боевой техники, в том числе трофейной, с несущимися по снежной равнине всадниками укрепляла веру в мощь советского государства. Вскоре разделить эти чувства смогли жители союзных и нейтральных стран — туда направили копии «Разгрома…» Наиболее яркая судьба ждала его по ту сторону океана.
Однако просто перевести «Разгром…» на английский язык было недостаточно: фильм вряд ли получил бы успех в прокате. Советская стилистика была непривычна для американского зрителя. Поэтому картину перемонтировали, полностью переозвучили и даже переименовали: она стала называться Moscow strikes back «Москва наносит ответный удар». Занималась этим небольшая группа опытных кинематографистов, близких к Голливуду. Советский Союз к продвижению фильма, скорее всего, не был причастен видимо, из-за этого имена Копалина и Варламова даже не упомянуты в титрах американской версии. Различия бросились в глаза с первых же кадров.
Операторы Иоланда Чен, Александр Шеленков не сработались с Бондарчуком из-за его режиссерского деспотизма и покинули съемочную площадку. Он выполнил более 150 эскизов декораций, выбрал натуру для Бородинской битвы. Но тоже поссорился с Бондарчуком, и его заменили. Впервые в истории использовали дистанционно управляемые камеры.
В сцене первого бала Наташи оператор надел ролики, и ассистенты возили его между вальсирующими. Лавирующая камера виртуозно запечатлела всех главных героев и придала фрагменту особую динамичность. Уваров Минобороны выделило для съемок целые воинские подразделения. Сформировали специальный кинематографический кавалерийский полк из полутора тысяч всадников, который потом участвовал в других фильмах.
Девять тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград, оружия — заслуга Госплана и Министерства легкой промышленности. Семья Ростовых в театре эпизод из 2-й серии.
Статистика Первым советским номинантом и обладателем "Оскара" была лента "Разгром немецких войск под Москвой" режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. В 1942 году она стала одним из четырех лауреатов в категории "Лучший документальный фильм". Всего за историю премии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" было представлено девять советских и семь российских лент, из них четыре получали награду.
В категории "Лучший короткометражный анимационный фильм" были одна советская и пять российских номинаций победу одержала одна работа. Две советские работы номинировались в категории "Лучший документальный короткометражный фильм": "Жизнь в зоопарке" 1947, объединение "Арткино" и "Воспоминания о Павловске" 1985, режиссер Ирина Калинина. Один раз советская работа претендовала на награду в категории "Лучшая музыка к фильму" - это был фильм-опера Веры Строевой "Хованщина" по сочинению Модеста Мусоргского 1962.
Картина собрала множество престижных наград на международных фестивалях, включая вожделенный «Оскар»! Фильм о любви и преданности собаки попал в финал, но лучшей признали ленту французского режиссера Бертрана Блие «Приготовьте ваши носовые платки». Шедевр Владимира Меньшова не только смог завоевать народную любовь, но и был удостоен «Оскара», обойдя работы таких великих режиссеров, как Франсуа Трюффо и Акира Куросава. Его уволили с работы, и он оказался никому не нужен, даже собственной семье.
Жизнь и эпос: «Оскары» в отечественном кино
В 1991 году советско-французский фильм получил венецианского Золотого Льва, а в 1993 году был номинирован одновременно и на Золотой глобус, и на Оскара. Однако, как пишет РИА Новости, 80 лет назад советская кинолента стала лауреатом престижной американской награды. Фильм совместного производства СССР и Японии по произведению Владимира Арсеньева «Дерсу Узала» завоевала премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильмы из России и СССР, уступившие в борьбе за «Оскар»
Как травили режиссера, который первым в СССР получил премию «Оскар» | Российские и советские фильмы довольно часто получали номинации на «Оскар», что показывает неизменный интерес к культуре страны. |
Наше кино, покорившее мир | В 1969 году фильм получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. |
Полная версия: наше кино и «Оскар» | Режиссёр и соавтор сценария фильма Андрей Кончаловский («Белые ночи почтальона Тряпицына», «Рай») после выдвижения его работы на «Оскар» заявил, что ему дорого признание коллег, но усомнился в том, что картину о жизни в СССР поймут за рубежом. |
Не хуже Голливуда: 10 российских фильмов, которые получили «Оскар» и мировую известность | Холодная война опасно теплеет: советские войска с интернациональным долгом в Афганистане, Вашингтон вводит санкции, объявляются взаимные бойкоты. |
Наши люди: русские звезды на премии «Оскар» в разные годы | Однако, как пишет РИА Новости, 80 лет назад советская кинолента стала лауреатом престижной американской награды. |
Самый дорогой советский фильм: как "Война и мир" получила "Оскар"
Нам хорошо известно, что всего 2 советских фильма за всю историю кинематографа СССР получали премию «Оскар». Самый кассовый фильм союзных республик не понравился советским критикам, но смог покорить жюри «Оскара» и получил статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Принято считать, что первым советским фильмом, получившим «Оскара», стала «Война и мир» Сергея Бондарчука (1969 г.). Однако за много лет до этого, в 1943 г. и в разгар Второй мировой войны. Спикер напомнил и о другом интересном факте – первый советский «Оскар» за лучшую операторскую работу в фильме 1942 года «Разгром немецких войск под Москвой» получил выпускник операторского факультета Ленинградского государственного техникума.
Первый «Оскар» для СССР
В советском кинематографе существует всего 4 фильмов, получивших Оскар. Однако, как пишет РИА Новости, 80 лет назад советская кинолента стала лауреатом престижной американской награды. В этом ролике я расскажу какие фильмы от России и Советского Союза выигрывали ды:00:00 Как голосуют на Оскаре00:52 Разгром немецких войск под Мос. Первый и пока что единственный "Оскар" за лучшее художественное кино получил знаменитый фильм Никиты Михалкова.
Полная версия: наше кино и «Оскар»
Как фильм, спродюсированный Сталиным, получил Оскар и преломил ход войны | американская премия в области кино, вручается ежегодно Американской академией кинематографических искусств и наук. |
Список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке от СССР — Википедия | американская премия в области кино, вручается ежегодно Американской академией кинематографических искусств и наук. |
Первый Оскар (2022) - фильм - информация о фильме - российские фильмы и сериалы - Кино-Театр.Ру | Фильм из России не смог победить в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» премии «Оскар». |
Фильмы из России и СССР, уступившие в борьбе за «Оскар» | 6 советских и российских фильмов, которые получили «Оскар». |
Цель на «Оскар»: какие российские и советские фильмы боролись за главную кинонаграду
В 1969 году фильм получил «Золотой глобус» и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» был снят в конце 1941 года, когда фашисты были в шаге от столицы и советские войска нанесли. В этом ролике я расскажу какие фильмы от России и Советского Союза выигрывали ды:00:00 Как голосуют на Оскаре00:52 Разгром немецких войск под Мос. «Оскар» и Каннский фестиваль были отнюдь не равнодушны к фильмам из СССР, если те и в самом деле были поставлены мастерски. |. Фильм, снятый большой группой из фронтовых кинооператоров, получил в 1943 году первый в истории СССР "Оскар" как лучший документальный фильм с формулировкой "За работу над фильмом в условиях чрезвычайной опасности". Фильм из России не смог победить в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» премии «Оскар».