Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). Техника «Пустой стул». Та же самая техника, но при ней проговаривать все свои переживания придется вслух, не в письменном виде. В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима.
«Пустой стул» в гештальте
Клиентка на правом стуле, обращаясь к противоположной части. Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют! Посмотри на себя! У тебя ничего не получается! Кто так говорит в вашей реальной жизни?
Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого.
Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты. Затем, пересев на место собеседника, нужно ответить на претензии от его лица. Потом пересесть обратно и договорить. И так до тех пор, пока «диалог» не сойдет на нет естественным образом.
Заканчивается практика словами благодарности: «Спасибо, что ты был в моей жизни. Благодаря тебе я научилась…». Альтернативная концовка Это похоже на эффектный прием из кино: нужно написать альтернативную историю, в которой все закончилось хорошо и так, как хотелось. То есть попробовать сделать привычное неожиданным и «правильным».
При этом обе техники часто могут переплетаться между собой, комбинироваться и дополнять друг друга. В комплексе это дает возможность оказывать максимальное воздействие на человека. Клиент должен понимать, что он и специалист являются равноправными партнерами. Именно на этих основаниях и заключается контракт между ними. Клиент при этом формирует свои конкретные цели.
Клиенту часто сложно согласиться на подобные условия, поскольку он стремится во всем избегать ответственности. Уже на этой стадии клиент осознает всю ответственность за свои действия. Под данным термином подразумевается место, на котором человек может рассказать окружающим о всех своих проемах. При этом работа протекает между специалистом и клиентом, а остальные члены только молчат. После окончания разговора участники могут рассказать о своих чувствах, о тех эмоциях, которые они испытали. Другой техникой является «пустой стул». В таком случае перед клиентом располагается человек, который имеет какое-то значение. Также в таком случае неважно жив ли еще этот человек или уже умер.
Статьи Виды гештальт-техник Все основные техники гештальт-терапии можно разделить условно на две большие группы, а именно на «проективные» и «диалоговые» подходы. В первом случае работа проводится со сновидениями человека, его воображаемыми диалогами, всплывающими образами. Во втором случае проводится кропотливая работа, проводимая на границах контакта специалиста и клиента. При этом обе техники часто могут переплетаться между собой, комбинироваться и дополнять друг друга. В комплексе это дает возможность оказывать максимальное воздействие на человека. Клиент должен понимать, что он и специалист являются равноправными партнерами. Именно на этих основаниях и заключается контракт между ними. Клиент при этом формирует свои конкретные цели. Клиенту часто сложно согласиться на подобные условия, поскольку он стремится во всем избегать ответственности. Уже на этой стадии клиент осознает всю ответственность за свои действия. Под данным термином подразумевается место, на котором человек может рассказать окружающим о всех своих проемах. При этом работа протекает между специалистом и клиентом, а остальные члены только молчат. После окончания разговора участники могут рассказать о своих чувствах, о тех эмоциях, которые они испытали.
Как же научиться прощать? Техника «Пустой стул»
- Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула.
- Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
- В чём заключается это упражнение?
- Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
Содержание
- Техника "Пустой стул" в психологии: инструкция и применение в гештальт-терапии | НАДПО
- «Пустой стул» в гештальте
- Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул» – Telegraph
- Работа с горем.
Техника пустого стула
Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. - Психолог Елена Елизарова, Москва | Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. |
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы | Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое». |
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности. Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства.
Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности. Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его».
Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено. Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути. Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом».
Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого. Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения. Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора.
Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным. Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно. Протагонист открыт и действие ролевых игр протекает без сбоев.
Использовать осторожно при лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями. Техника обмена ролями Одним из самых популярных и значимых методов терапевтического вмешательства является метод обмена ролями. На короткое время два человека меняются местами. Как показывает опыт, обмен ролями для многих знакомое явление, поскольку человеческие взаимоотношения часто включают мысленный обмен ролями. Люди часто задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, а потом развивают целую цепь фантазий касательно событий, которые могли бы с ними произойти, будь они кем-то другим. Часто нам задают вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте?
По мнению Б. Брински, 1 , горе — универсальное переживание всех людей, оно связано с потерей того, к чему или к кому привязан человек. Горе — сложный процесс, оно вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх и одиночество, чувство вины. Одна из основных задач в работе с ним - это выражение, проживание эмоций, которые заставляют человека фиксироваться на прошлом, постоянно вспоминать о потере о том человеке, который умер и т. Выражение чувств может происходить в фантазии или диалоге, с использованием техники «пустой стул».
К примеру, в детстве вы могли пережить пренебрежительное отношение или жестокое обращение со стороны родителей. Или может быть вы испытали жестокое предательство со стороны одного из членов семьи, учителя, священника или кого-то другого. Цель упражнения - изучить ваш собственный опыт общения со значимым другим что причинил страдания , а суть упражнения состоит в том, чтобы представить себе диалог с этим человеком. Цель упражнения - почувствовать и выразить тяжелые чувства, которые вы несете в себе из-за того, что случилось.
Выполняйте это упражнение только, если в вашей жизни есть люди, которые смогут поддержать вас, когда вам плохо или вы испытываете страдания. Если в вашей жизни возникли серьезные трудности, лучше подумайте о том, чтобы обратиться за профессиональной помощью. Тем не менее, помните, что даже самый болезненный жизненный опыт можно переработать и превратить в нечто управляемое. Однако не всегда это можно сделать самостоятельно, так что найдите себе хорошего помощника! Запишите то, о чем бы вы хотели поговорить со значимым другим: Было ли это какое-то одно событие или их было несколько? Опишите их. Что тот человек делал или не делал, что вызывало у вас болезненные переживания? Как именно вам было тяжело, в тот момент?
То есть пустой стул располагается перед человеком хотя иногда его ставят по диагонали, чтобы не было видно противодействия воображаемому человеку или ситуации. Затем пациенту предлагается представить себе человека, ситуацию или чувство или часть личности, с которой будет происходить диалог на стуле. На третьем этапе пациенту предлагается описать сделанную проекцию, чтобы усилить воображаемое изображение, которое было представлено. Необходимо упомянуть как положительное, так и отрицательное, как о человеке, так и о ситуации или ее последствиях. В случае смерти или разлуки, Полезно вспомнить отношения, которые существовали до события, и то, что происходило до него. Находясь в неприемлемых чувствах, травмах или аспектах собственного эго, полезно искать момент, когда оно появилось или когда стало проблемой. Вероятно, что в этом контексте возникнет откровение того, что ожидалось, или ощущения, вызванные рассматриваемыми ситуациями, сделают заблокированные элементы сознательными. Начало диалога Позже, в фазе вербального выражения, пациент начинает диалог вслух с проекцией, стараясь быть искренним и показ тех деталей, которые пациент не осмеливается или не может раскрыть в своей повседневной жизни или перед лицом, о котором идет речь, о том, как пациент пережил эту ситуацию и почему это было так. Терапевт должен следить за диалогом и перенаправлять его так, чтобы не было отклонений, ухудшающих ситуацию, не ограничивая при этом поток мыслей человека. Хотя это не применяется в некоторых вариантах техники, полезно, чтобы пациент поменял свое кресло на проекционное кресло, поставив себя на место другого таким образом, чтобы облегчить эмоциональное выражение. Этот обмен будет происходить столько раз, сколько будет сочтено необходимым, до тех пор, пока этот переход будет необходим и соответствует решаемой проблеме. К последнему, пациенту указывают и помогают осмыслить ощущения, которые он показывает, чтобы субъект мог идентифицировать и осознавать свои эмоциональные реакции, то, как событие повлияло на них и как оно влияет на их жизнь. Чтобы завершить технику, терапевт говорит пациенту закрыть глаза и представить, как проекция снова входит в него, чтобы позже устранить все созданные образы, обращая внимание только на реальный контекст во время консультации. Трудности использования пустого стула Хотя этот метод показал свою полезность для эмоционального разблокирования, принятия себя и разрешения процессов горя, его применение может быть затруднено из-за ряда сопротивлений. Прежде всего, этот тип техники требует способности представить и спроецировать образ человека, вне зависимости от того, присутствует ли существо или является его частью.
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях.
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
Для начала сеанса психолог устанавливает настоящий стул перед клиентом и просит его представить на нем отсутствующую или воображаемую личность. Это позволяет пациенту лучше сосредоточиться и включиться в процесс работы. Диалог с пустым стулом. Психолог проводит с клиентом диалог, представляя себя в роли воображаемой личности на пустом стуле. Во время диалога психолог задает вопросы и помогает клиенту выразить свои мысли и чувства, обсуждая проблему или конфликт. Использование ролевых игр. Психолог может предложить клиенту самому сесть на пустой стул и представить воображаемую личность, чтобы вести диалог с собой. Это позволяет клиенту лучше понять и преодолеть свои внутренние противоречия и конфликты. Эмоциональная отработка. Во время работы с пустым стулом психолог активно использует эмоциональную сферу клиента.
Он может предложить клиенту выразить свои эмоции и чувства в отношении воображаемой личности, что способствует их осознанию и преодолению. Изменение перспективы. С помощью техники пустого стула психолог может помочь клиенту увидеть проблему или ситуацию с другой точки зрения. Это способствует расширению кругозора и нахождению новых решений. В целом, основные принципы применения техники пустого стула основаны на активном взаимодействии психолога и клиента, использовании воображения и эмоциональной отработке. Благодаря этим принципам, техника пустого стула способна помочь клиенту лучше понять и решить свои проблемы и конфликты. Это интересно: Значение снов о том, что муж изменяет с другой женщиной Как работает техника пустого стула в психологии Основная идея техники заключается в том, чтобы «занять» пустой стул, представляющий другую, значимую для клиента, личность или аспект его самого. Это может быть кто-то из семьи, друг, коллега или даже погибший человек. Путем визуализации и ведения диалога с пустым стулом, клиент имеет возможность лучше понять свои эмоции, отношения и взаимодействия с этим человеком или собственным внутренним «я».
Процесс начинается с того, что клиент выбирает пустой стул и представляет на нем второе «я» или другую личность. Затем клиент садится на другой стул, напротив пустого, и начинает вести диалог. Во время диалога клиент может задавать вопросы, выражать свои эмоции, обсуждать определенные события и проявлять свою точку зрения. Ответы на вопросы и реакции другой личности могут быть очень полезны для клиента, так как позволяют ему лучше понять свои собственные мысли и чувства. Техника пустого стула позволяет клиенту получить новые и неожиданные идеи, увидеть ситуацию с разных ракурсов и найти выход из сложных ситуаций. Она также может помочь клиенту избегать конфликтных ситуаций и улучшить свои отношения со значимыми людьми. Кроме того, она может способствовать самопознанию и самоанализу, помогая клиенту найти способы лучше понимать и управлять своими эмоциями. Использование техники пустого стула требует определенных навыков и опыта со стороны психотерапевта. Важно создать доверительную атмосферу и поддерживать клиента во время сеанса.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие. Ради справедливости стоит отметить, что «пустой стул» был перенят из психодрамы Морено, а не возник в рамках гештальт-терапевтического подхода.
Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов. Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины. Едва субъект оказывался слишком погруженным в работу, эксперимент прерывали. Было выдвинуто предположение, что на запоминаемость проблемы большое влияние оказывает напряженность, которую она вызывает. Это также не получило подтверждения. В дальнейшем ученые еще не раз пытались объяснить эффект Зейгарник защитной реакцией мозга, стрессом , усталостью, различными мотивационными, социальными и прочими факторами. Однако все они приводили к противоречивым выводам. Индивидуальные различия между участниками экспериментов показали лишь то, что чем выше мотивация у участника эксперимента довести действие до логической развязки, тем выше вероятность того, что сработает эффект Зейгарник. Иными словами, чем активнее вы стремились в прошлом к цели, которую вам не удалось достичь, тем больше вас будут преследовать воспоминания о прошлом. Если не снять психологическое и эмоциональное напряжение, которые возникли по пути следования к цели, наше сознание будет бесконечно нас к ней возвращать. Эффект незаконченного действия Незавершенность ситуации не дает человеку расслабиться и продолжать жить полноценной жизнью. Он просто не может успокоиться. Ну действительно, как же так: все шло по четко выстроенному плану, почему в какой-то момент все сорвалось? Именно этот максимализм, стремление к идеалу и не дает возможности оторваться от прежней цели, даже если вы уже на полном пути к новой. Нам кажется, что мы движемся к новой цели, однако наступаем на одни и те же грабли Если вкратце, ситуация с эффектом Зейгарник разворачивается в несколько этапов: Человек видит перед собой цель, ставит какую-то задачу. Его психика и организм мобилизуются для ее реализации. В какой-то момент по любой непонятной причине действие прерывается. Это как если бы вы участвовали в гонках и не дошли до старта. Представьте, какие чувства у вас бы тогда возникли: обида , желание переиграть ситуацию, начать соревнования с чистого листа. Из-за ряда причин ситуацию нельзя повторить. Вы можете снова пойти на соревнования, но список участников будет уже не тот. Призовой фонд будет уже не тот. И у вас в памяти будет бесконечно возникать тот момент, когда все могло пойти по-другому.
Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность. Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила. Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера. Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример. Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта.
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
Эта техника позволяет клиенту визуализировать и вступить в диалог с отсутствующим или вымышленным объектом, например, со своими частями личности, персонажами из прошлого или событиями, которые вызывают эмоциональное напряжение. Основная идея техники «Пустой стул» заключается в том, чтобы создать символическую сцену, на которой клиент может выразить свои эмоции и мысли, а также получить новые понимания или перспективы. Часто в качестве объекта для диалога выбирается пустой стул, на котором клиент может представить себе интересующую его ситуацию или человека. Процесс работы с техникой «Пустой стул» может быть разделен на несколько этапов: Подготовка: клиент и терапевт создают визуальное представление объекта на пустом стуле например, представляют человека или ситуацию. Выражение эмоций: клиент начинает диалог с объектом, выражая свои эмоции, мысли и чувства. Разрешение конфликта: клиент исследует различные аспекты проблемы, ищет новые понимания и способы разрешения конфликта.
Завершение: клиент делает заключительные выводы, обсуждает полученные понимания и планы действий с терапевтом. Важно отметить, что техника «Пустой стул» может быть эффективной не только в гештальт-терапии, но и в других направлениях психотерапии, таких как психоанализ или когнитивно-поведенческая терапия. Она предоставляет клиенту возможность взглянуть на свои проблемы с новой точки зрения и найти новые решения. Преимущества техники «Пустой стул»: Помогает клиенту лучше понять свои эмоции и мысли. Позволяет клиенту визуализировать и вступить в диалог с объектом.
Предоставляет пространство для экспериментирования с разными решениями. Не подходит для всех клиентов или проблем. Может быть эмоционально интенсивным для некоторых клиентов. Требует профессионального обучения и руководства для правильного применения. Кого можно посадить на пустой стул Техника «Пустой стул» Ф.
Перлза в психологии предлагает посадить на пустой стул воображаемые или реальные объекты или людей, чтобы создать ситуацию диалога или конфронтации. Рассмотрим несколько вариантов, кого можно посадить на пустой стул.
Отличие гештальт-психологии от гештальт-терапии Хотя гештальт-психология в итоге не получила широкого развития как самостоятельное направление, ее фундаментальные идеи продолжают оказывать влияние на многие области психологии, а также находят применение в дизайне и искусстве. Ее принципы значительно повлияли на развитие современных подходов к визуальной коммуникации и архитектуре. Влияние этих идей исследовал немецкий психолог Фридс Перлс, который создал концепцию гештальт-терапии, в которой как целостный образ воспринималась целостная личность. Гештальт-терапия помогает человеку осознать шаблоны поведения, которые формируются в подсознании и мешают жить. Попросту говоря, гештальты — это подсознательно важные для человека понятия, на которые он опирается в плане понимания различных ситуаций и явлений и в частности формирования поведения и принятия решений. Популярное понятие незакрытого гештальта происходит из гештальт-терапии, которая зародилась в середине XX века и находится на стыке психотерапии и философии. Несмотря на похожее название, гештальт-терапия развивалась независимо.
Она предлагала практические методы работы с эмоциональными проблемами и психическим здоровьем людей, в то время как гештальт-психология базировалась на теоретическом изучении структуры психики. В гештальт-терапии ключевую роль играет холистический, или целостный, подход. Так, для понимания психических процессов человека необходимо учитывать его личность в целом, а также контекст его жизни и внешние обстоятельства. Принципы гештальт-терапии Один из основных принципов гештальт-терапии — внимание к настоящему, что называют «жить здесь и сейчас». Терапевты помогают клиентам сосредоточиться на их текущем опыте, чувствах их ощущениях, а не на прошлых событиях или будущих переживаниях. Это помогает улучшить осознанность и самопонимание. Гештальт-терапия уделяет большое внимание развитию осознанности, то есть способности наблюдать за собой и окружением без осуждения. Это включает в себя осознание телесных ощущений, эмоций и мыслей в реальном времени. Опытный психолог всегда стремится к интеграции всех аспектов личности: эмоциональных, когнитивных и физических.
Цель этого — достижение гармонии между различными частями себя, формирование здорового самовыражения и всецелое принятие себя. Это дает человеку полную силу и контроль над своей жизнью. В гештальт-терапии большое значение придается способности человека к саморегуляции — способности к самоподдержке и росту в рамках окружающей среды. Психологи, использующие этот подход, придерживаются мысли, что человек обладает внутренними ресурсами для самостоятельного решения своих проблем. Кроме того, логичным дополнением этого становится важность личной ответственности за свои поступки, чувства и благополучие. Терапия направлена на то, чтобы помочь клиентам осознать, что именно они вершители своих судеб, сами принимают решения и сами отвечают за свои чувства. Чем опасен незакрытый гештальт Гештальт в том смысле, который вложили в это понятие основатели гештальт-психологии, играет ключевую роль в нашем восприятии мира. Способность мозга объединять отдельные элементы в целостные образы — важный аспект нормального функционирования психики. Если человек не способен воспринимать окружающий мир как единое целое, это может указывать на наличие неврологических проблем или психических расстройств.
Однако незакрытый гештальт в более широком и повседневном понимании может приводить к отрицательным последствиям.
Самостоятельное решение, когда это возможно, — самый эффективный способ избавиться от незавершенной задачи. Конец всех бед может быть элементарным: например, покупка желаемого гаджета или путешествие. Но может быть и сложным, когда требуется восстановление потерянных связей с людьми или с собственным я. Один из методов гештальт-терапии — это диалог с «пустым стулом». Этот метод применяют не только для работы с незавершенными делами, но и для помощи в самых разных ситуациях: от неуверенности до борьбы с тревожностью.
Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую. Рекомендуется проводить ее под руководством терапевта, который поможет взглянуть на проблему под другим углом и обеспечит конструктивный диалог, а также не обращаться к умершим людям — для них лучше писать письма. Можно попытаться провести упражнение и самостоятельно. Для этого нужно поставить пустой стул напротив себя и представить, что ваш собеседник, с которым у вас остались неразрешенные вопросы, сидит на нем. Если описать его внешность и манеры, то удастся сделать образ более реальным. Затем начинайте говорить все то, что вы хотели бы ему сказать.
Несмотря на кажущуюся странность ситуации, важно подходить к упражнению серьезно и откровенно выражать свои мысли. Вложив в это чувства, можно достать из глубин подсознания беспокойство и покончить с ним раз и навсегда. Если самостоятельно справиться с проблемой не удается, всегда можно обратиться за профессиональной помощью. Необязательно искать именно гештальт-терапевта. Важно выбрать специалиста, чьи методы вам близки и понятны, будь то когнитивно-поведенческая терапия или любая другая подходящая методика. Критика гештальт-подхода 1.
Недостаток эмпирической базы Один из основных блоков критики подхода — отсутствие строгих эмпирических исследований, подтверждающих эффективность гештальт-терапии. Критики указывают на необходимость более обширных исследований, проведенных с использованием современных научных методов, для оценки эффективности подхода. Субъективность методов Гештальт-терапия основывается на принципах интуитивного понимания и личного опыта как терапевта, так и клиента, что может привести к высокой степени субъективности в интерпретации и анализе психологических проблем. Это может затруднить стандартизацию подхода и его применение в различных условиях. Отсутствие структуры Некоторые критики указывают на отсутствие четкой структуры в гештальт-терапии, что, по их мнению, может стать причиной недостаточной сфокусированности на конкретных проблемах клиента и непоследовательности в процессе лечения. Возможное пренебрежение историей клиента Поскольку гештальт-терапия сосредоточена на «здесь и сейчас», критики утверждают, что она может упускать из виду важность прошлого опыта клиента и его влияние на текущее состояние.
Это может привести к недооценке долгосрочных психологических травм и проблем. Интенсивность и эмоциональная насыщенность Методы гештальт-терапии часто включают интенсивные и глубокие эмоциональные переживания. В некоторых случаях это может быть неприемлемо или даже вредно для клиентов: особенно для тех, кто находится в уязвимом или нестабильном состоянии.
Плюсы и минусы использования техники пустого стула Плюсы: Эмоциональное освобождение: техника пустого стула позволяет человеку выразить и проявить свои эмоции и чувства, которые могут быть затруднены в обычной ситуации. Это может помочь в освобождении от негативных эмоций и создании психологического комфорта. Саморефлексия и саморазвитие: пустой стул может стать символом внутреннего диалога с самим собой. Человек может задавать себе вопросы, высказывать свои мысли и искать ответы. Это может способствовать саморефлексии и саморазвитию, помогая осознать свои потребности и цели. Проявление конфликтов: техника пустого стула может помочь выявить и разрешить внутренние конфликты и противоречия. Человек может попытаться установить диалог между разными сторонами себя, что помогает понять и смягчить конфликтующие между ними точки зрения.
Минусы: Основанность на воображении: техника пустого стула требует от человека использования воображения и представления. Некоторым людям может быть сложно воспринимать пустой стул как реальное присутствие, что может ограничивать эффективность техники. Необходимость самостоятельной работы: для использования техники пустого стула необходимо иметь некоторые навыки самостоятельной работы и рефлексии. Не все люди могут дать себе возможность полностью погрузиться в процесс работы с пустым стулом, особенно если у них есть трудности в самоанализе или самопонимании. Не всегда подходит для всех случаев: техника пустого стула может не подойти для всех случаев и не всем людям. В некоторых случаях может потребоваться более традиционный подход к психотерапии или другие методы работы с проблемами. Важно помнить о том, что техника пустого стула не является универсальным решением для всех проблем и не всегда дает быстрые результаты. Однако, в некоторых случаях она может быть полезным инструментом для саморазвития и самоанализа. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое. В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем.
Одним из основных направлений на сайте psyholic. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях. Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком. Помимо этого psyholic. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими. Сайт psyholic. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний.
Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях.
Пустое кресло: методика гештальт-терапии
А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми. Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени. Преподаватель на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной. Мне приятно, что я могу заинтересовать людей. Преподаватель на правом стуле, обращаясь к противоположной части.
Какая из тебя эрудитка?
Прежде всего, долженствование всегда имеет собственную коммуникативную структуру: кто-то должен кому-то. Адресатом долженствования тем, кому должны может быть внешний человек, а может быть собственная субличность: «Я должен сам себе», — говорит клиент. Таким образом, «исполнитель долженствования» оказывается разделенным на «собственно исполнителя» и «прораба» он же — надсмотрщик. В случае, если человек должен «сам себе», мы можем рассадить по отдельным стульям «самого» и «себя». Как очевидно из рассматриваемой ситуации, отношения между ними далеко не просты. Чаще всего, доводы, в соответствии с которыми человек должен нечто сделать, могут быть вполне понятны надсмотрщику, но совершенно непонятны исполнителю. А работать-то нужно иметь последнему.
То «я», которое знает, что нужно писать курсовую работу, — это совершенно не то «я», которое будет если будет реально ее писать. У того «я», которое должно это делать, в голове — отношения с преподавателем или мамой, или деканатом , а вовсе не формы английского герундия, о которых нужно писать. А у того «я», которому нужно было бы писать про формы герундия, в голове если не ветер, то приглянувшаяся студентка-однокурсница. Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие. Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется».
Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений. И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности. Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом.
У него другая жизнь и другие доводы.
Где, несмотря на то, что не может быть изменено, что случилось, через контакт с эмоциями и мыслями этого момента человек сможет выразить то, что не мог в то время, и придать иной смысл. Техника пустого стула, создавая экранный эффект - когда человек обращает внимание и проецирует событие - может познакомить человека с эмоциями и их влиянием на жизнь. Используя воображение, человек вызывает эту значительную фигуру, которая больше не существует в физической реальности, но в его психологической реальности, сидя на пустом стуле.. Как только это достигнуто, человек идет прямо к той фигуре, которая занимает кресло, передавая в настоящем все эмоции, которые заставляли его чувствовать в прошлом и настоящем. Напомним, что целью является достижение катарсического эффекта.
Аспект личности Человек проецирует на стуле аспекты своей личности, потребностей, инвалидности, чувств и т. Уметь лучше управлять и понимать субъективные аспекты - внутренние - в другой реальности, конкретной реальности. Проецируя эти аспекты на пустой стул, они становятся более ощутимыми. Почему-то они как будто оживают. Когда человек проецирует аспекты своей личности на пустой стул, он позволяет себе смотреть и исследовать себя на расстоянии, извне. Таким образом он получает возможность добиться более беспристрастного впечатления о себе.
Иногда отрицание аспектов своей личности заключается в борьбе между желанием человека и его моральной сдержанностью, что приводит к неприятию самого себя.. В этом смысле вы можете проецируйте в нем те аспекты своей личности, которые не воспринимаются как его собственная, отсутствующая личность, чувство или определенная ситуация, с которой он сталкивается.
Если первый этап пройден и ничего не произошло, возможно, стоит попробовать это. Важно представлять себе не только сам процесс, но и реакцию мужчины на то, что ты делаешь. Его взгляд, то, как он получает удовольствие от происходящего, возможно, даже постанывает.
Чем реалистичнее будет картинка, тем лучше. Предполагается, что если ты ничего не напутала и достаточно отдавалась медитативному процессу, уже через пару дней он напишет тебе , позвонит или как-то проявится. А если нет — можешь попробовать другую технику, а вдруг… Хотя обойти по популярности технику запястья пока ни у кого не получается, есть и другие околоэзотерические варианты «привязок», которые тебя могут заинтересовать. Например, «техника телефон», которая предлагает разместить на обоях смартфона фотографию «того самого». А затем в течение дня смотреть ему прямо в глаза, как бы приманивая к себе.
К сожалению, нет. Речь идет о силе мысли и позитивных установках, которые, по данным ряда исследований, могут работать. Но только когда касаются самого человека, который их применяет, и его жизни, а не других. Разговор со стулом — лучшая техника «отвязки» Мы поговорили о популярных в тиктоке «привязках», теперь настала очередь «отвязок». Эзотерические гуру в социальной сети считают, что чем больше ты думаешь о человеке, с которым вы уже не вместе, тем больше он напитывается твоей энергией.
Как только , так он обязательно вернется. Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций с родственниками, друзьями, коллегами , в которых осталась недосказанность.
Техника «Пустой стул»: как делать Найди время, когда тебе никто не будет мешать. Поставь напротив себя пустой стул на расстойнии примерно 1,5-2 метра. А теперь представь, что на этом стуле сидит тот, без которого, как тебе кажется, ты не можешь, но при этом понимаешь, что так вам обоим будет лучше. Начинай диалог с ним: выскажи, что ты к нему чувствуешь, в чем винишь себя и где, как тебе кажется, он поступил неправильно. Если тебе хочется кричать, плакать — сделай это.
Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации. Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче. Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности.
Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола. Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма.
То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути.
КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ
Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. Техника "Пустой стул" является одним из ключевых инструментов гештальт-терапии, когда в процессе сеанса психотерапии пустой стул представляет собой метафору для важного человека или аспекта клиента. «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом.