Новости оптина пустынь антоний отец

Запись сделана после исповеди в монастыре Оптина пустынь.

Духовник архимандрит Антоний Гаврилов и чада. Оптина пустынь.

Сегодня день рождения у духовника Оптиной Пустыни архимандрита Антония (Гаврилова). В это время отец Антоний видел во сне покойного архимандрита Моисея, который укреплял его для перенесения предсмертных страданий. Глава Русской Православной Церкви благословил отцу схиархимандриту Илию вернуться в Оптину пустынь, "если такова будет его воля". организация паломнических поездок в Оптина Пустынь +7(968)546-58-96. По словам отца Антония, желание отправиться в зону СВО возникло сразу после того, как началась первая волна частичной мобилизации.

Пустынь чудес

Епископ Можайский Иосиф Оптина пустынь. Оптина пустынь настоятель монастыря. Епископ Иосиф наместник Оптиной пустыни. Владыка Иосиф Оптина пустынь.

Игумен Свияжского монастыря Симеон Кулагин. Игумен Силуан Оптина пустынь. Архимандрит Антоний Оптина пустынь.

Игумен Лев Оптина пустынь. Отец Лев Оптина пустынь. Игумен отец Лев Оптина пустынь.

Иеросхимонах Лев Оптина пустынь. Игумен Симон Оптина пустынь. Наместник монастыря Оптиной пустыни.

Братия монастыря Оптина пустынь. Схимонахи Оптиной пустыни. Схимонах Евфимий Оптина пустынь.

Антоний Оптина пустынь. Монах Антоний Оптина пустынь. Игумен Антоний Оптина пустынь.

Старец Антоний Оптина пустынь. Иеромонах Оптиной пустыни. Оптина пустынь подворье в Санкт-Петербурге.

Настоятель Оптиной пустыни. Подворье монастыря Оптина пустынь в СПБ.

Но Господу было угодно возложить на преподобного ещё один крест: в 1839 году он был назначен настоятелем Малоярославецкого Черноостровского монастыря, духовная жизнь в котором оставляла желать лучшего. Только через много лет преподобный был уволен на покой и вернулся в любимый Оптинский скит. Но многовожделенный покой отца Антония был многотрудным, многоболезненным, а в духовном отношении многоплодным. Ибо не ради покоя воздыхал он столько лет об освобождении его от настоятельских забот, а потому, что они не соответствовали ни душевному его расположению, ни телесным его силам. Именно поэтому в строгом подвиге преподобный старец Антоний стал проводить своё новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживлённую беседу, не понимали, какого страдальца видят пред собою.

Ежедневно днём и ночью отец Антоний испытывал невыразимую боль в ногах, даже посмотреть на них нельзя было без содрогания: больные ноги были тверды как дерево и скорее походили на прямые круглые брёвна шириной в диаметре до пяти вершков, темно-красного цвета, постоянно рделись. Из ран глубиной до самой кости сочилась всегда сукровица. Медицинские средства почти не помогали, а часто наносили ещё больший вред и усиливали болезнь. Старец ещё и шутил по поводу своих болезней. Известна история с одним иноком, привыкшим просыпать утреню. Преподобный Антоний убеждал его исправиться, но тот ссылался на нездоровье. Тогда старец сам пошел на утреню, несмотря на то, что по болезни ног вообще не мог стоять. После утрени он пришел в келью к тому брату и, встав на колени, стал просить пощадить его, немощного, и впредь самому посещать богослужение. От ран в его сапогах скопилась кровь, которая начала выливаться на пол. Инок был потрясён подвигом старца, который в такой болезни заботился о его спасении, и стал ревностно подвизаться. Жизнь в молитвах, трудах и смирении приносила плоды. Благодать, которую даровал Господь преподобному Антонию, была видна даже по необыкновенному выражению лица его после Литургии. Братия вспоминали, что от одного взгляда на старца в этот момент у некоторых происходил в душе нравственный переворот. Старец был строг к самому себе и снисходителен к окружающим, относился с любовью к немощным и грешным, умел утешить и успокоить страждущих.

Высокая духовность старчества подразумевает прозорливость. Вникая во все происходящее в Оптиной обители, старец советовал, наставлял и благословлял, и очень скоро все важные дела пустыни не начинались без благословения отца Льва. Прослышав о мудрости отца Льва, стали приходить в скит и миряне со своими горестями, тревогами, душевной смутой и житейскими неурядицами. Старец Лев видел людей насквозь, все их душевные тайны и пороки, но по-отечески любил. Он никому не отказывал в совете, но «мудрость свою он прикрывал крайней простотой слова и простотой обращения и часто растворял наставления свои шутливостью». Так он утешал крестьянина, у которого украли колеса с повозки: «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малой скорбью избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан». Дошедшие до наших дней свидетельства о прозорливости и пророчествах отца Льва касаются, прежде всего, дел сугубо личных и житейских. А что, собственно, запоминается лучше? Тем более что отцу Льву не были чужды эффектные артистические приемы, он знал, как произвести на человека впечатление. Сохранилась история про барина, живущего недалеко от Оптиной. Этот барин хвастался, что как только взглянет на отца Льва, так насквозь его и увидит. И вот как-то он приехал к старцу, наверное, исполнить давно обещанное. На беду в тот день у отца Льва было много народа. Однако этого барина старец в толпе углядел, а, углядев, приставил левую руку козырьком ко лбу, как бы загораживая глаза от солнца, и сказал: — Эка остолопина идет! Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, семнадцать лет не исповедовался и не причащался. Сгорающему от стыда барину ничего не оставалось, как покаяться. Рассказывали и про помещика, который впервые ехал в Оптину и по дороге, очарованный красотой этих мест, решил строить здесь дом и начал в голове прикидывать план. Прибыв в обитель и увидев отца Льва, помещик подумал: «Что же это такое говорят, будто бы он необыкновенный человек! Такой же как и прочие, ничего необыкновенного не видно! Здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо такое-то. Старчество зиждется на ответственности старца за всех, кто обращается к нему за помощью, но этого мало. Вторая составляющая — безграничное доверие старцу. Практика показывала, что старец всегда оказывался прав. Был даже случай, когда он прогнал из кельи господина, который признался, что не бросил курить, несмотря на наставление старца. Отец Лев был искусным психологом и хорошо понимал, каким способом лучше и быстрее достичь цели. Пришли к старцу два купца за благословением: они удачно продали хлеб, выручили большую сумму денег и собирались ехать домой. Старец оттянул благословение на три дня, задержав купцов в Оптиной. Как ни торопились они домой, но ослушаться отца Льва не посмели. Поехали через три дня и, когда вернулись домой, через некоторое время неожиданно получили письмо. Писали им недавние знакомые, с которыми их свел случай в оптинской гостинице. Из письма изумленные купцы узнали, что, позарившись на купеческие деньги, новые знакомые намеревались по дороге их ограбить и убить. Но теперь они искренне раскаиваются в злых помыслах, благодарят Господа, что отвел беду, и просят у купцов прощения. Бывало, что, приходящий к старцу, невольно или из-за стыда утаивал свои грехи, но отец Лев, выслушав исповедь, сам высказывал все утаенное, побуждая к чистосердечному раскаянию. Надобно его только отыскать» — это главное, что нес старец всем приходящим к нему. Вместе с тем, он понимал и внушал другим, что путь спасения души труден и тернист. Он даже сложил поговорку: «Душу спасти — не лапоть сплести». Были случаи, когда даже ему не удавалось спасти заблудшую душу. Однажды он посетил Софрониеву пустынь, где жил в затворе иеросхимонах Феодосий, которого многие почитали мужем духовным и прозорливым, поскольку он предсказал войну 1812 года и некоторые другие события. Побеседовав с затворником, отец Лев неожиданно спросил: — Как ты узнаешь и предсказываешь будущее? Феодосий напустил на себя значительный вид: Читайте также: Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты — Сам Дух Святой возвещает мне будущее, являясь в виде голубя и говоря человеческим голосом. Покачал старец головой и осторожно начал предупреждать затворника, что не следует доверять таким вещам. Тот и слушать не стал: сначала оскорбился, потом разгневался — пришел, дескать, учить меня, ученого! Уезжая из обители, отец Лев предостерег настоятеля: «Берегите вашего затворника, как бы с ним беды не случилось». И как в воду глядел: очень скоро он узнал, что Феодосий удавился. Отверг предостережение старца и погиб ужасной смертью. В нашем возрасте годы пролетают незаметно. Скольким старец успел помочь, успокоить, наставить на путь, подарить надежду, исцеление. А скольким еще не успел? Посмотреть — страшно становится: людское море каждый день колышется у его кельи, куда старца не переселяй». Еще был свеж в памяти настоятеля Оптиной тяжелый разговор с калужским архиереем Николаем. Началось-то все давно и началось со своих, оптинских монахов, панически боявшихся ереси и готовых усмотреть ее во всем отличающемся от сложившегося уклада жизни. Один отец Вассиан, монастырский старожил, так и не признавший ни политики нового настоятеля Оптиной, ни старческого руководства, сколько крови попортил. Выговорился — и полегчало. Я ему — гостинец с благодарностью за науку. Писать начальству-то зачем? И что характерно — тайный донос. Считаешь себя правым — подпишись под письмом, чтобы можно было спросить с тебя за твои слова, в большинстве своем лживые. Все едино, — загрустил игумен, — скоро спросится с него, и Там лгать уже нельзя будет. Хоть и читаю я в сердце его все помыслы, но помочь отцу Вассиану не дано мне. Бежит он помощи. Господь с тобой, отец Вассиан». К недовольному гулу монахов, писавших жалобы высшему начальству, обвиняя старца в ереси, присоединились приходские священники Козельска и окрестных деревень: дескать, отец Лев сманивает их прихожан. Из епархии приехали следователи и допрашивали весь монастырь. Но все показания были благоприятны для старца и руководства обители. Однако поток доносов не уменьшился, и монахи стали практиковать интриги. В частности, в тайных доносах свидетельствовалось, что игумен Моисей несправедливо оказывает скитским монахам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит подрывает авторитет монастыря. До поры до времени у отца Моисея хватало авторитета защитить доброе начинание и первого старца своей обители, отца Льва. Но теперь епископ получил анонимный донос не откуда-нибудь, а из московской Тайной полиции. В доносе категорически утверждалось, что деятельность скитских старцев при попустительстве игумена разрушает монастырскую жизнь и грозит окончательным разорением древней обители, если скит не будет уничтожен.

Оптина прозорливые

Часто доводилось ему оставаться без келейника, который исполнял обязанности то повара, то садовника, то хлебопека. Чином священства почтенных теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, отец Антоний читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. Преподобный Антоний и преподобный Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пустыни старчества. В 1836 году у отца Антония от утомительных трудов открылась тяжелая болезнь ног, которая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины. Ноги его до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Сокровенным монашеским подвигом преподобного Антония было несение через всю жизнь этого креста тяжелого, продолжительного недуга. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец находится перед ними. Как великий любитель безмолвия преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии.

Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что преподобный Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу, и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений. Преподобный Антоний пробыл начальником скита четырнадцать лет, когда в 1839 году, епископ Калужский Николай назначил его настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря. Отцу Антонию было крайне тяжело расставаться с созданным его трудами уединенным Оптинским скитом, где его окружала всеобщая любовь, со своим братом, который был его старцем. Начальствование в чуждых ему условиях жизни являлось для него тягчайшим и величайшим крестом. Даруй мне конец благий! Стараниями отца Антония был освящен Преображенский придельный храм, закончен и освящен Никольский храм монастыря. В 1845 году за труды на благо обители преподобный Антоний был награжден золотым наперсным крестом.

Он пользовался любовью и уважением святителя Филарета Дроздова , митрополита Московского, который часто приглашал его к сослужению.

Пожаловаться Об отце архимандрита Антония Гаврилова Оптина Пустынь Введенский мужской монастырь Калужской губернии известна своим старчеством во всем мире. Сюда едут люди за духовным наставлением и поддержкой. Много лет г.

Отрадный связывает крепкая духовная ниточка с Оптиной. Там паломников нашего города всегда радушно принимает Надежда Дмитриевна Гаврилова, родная сестра архимандрита Антония. Узнав, что 18 марта отошел к Господу их папа — Дмитрий Павлович, мы не могли не разделить с ними горечь утраты. Приехали в село Малое Микушкино Исаклинского района , на родину Гавриловых.

Здесь милостью Божией мы получили урок, которым захотелось поделиться. Оптинский старец Амвросий говорил: «Там, где просто, там Ангелов со ста, а где мудрено — там ни одного». И мы это не только увидели, но и ощутили.

При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830—1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия. Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот. О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию.

Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом. Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года. Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного.

Упокой Господи, даруй ему Царствие небесное, — вспоминает прихожанка Оптиной пустыни Мария. А это песня «Авва» об отце Илиодоре дуэта «Братцы». Ника ТВ.

Предыдущие выпуски

  • Наше знакомство с Оптиной
  • 📷 Фоторепортаж
  • преподобный Антоний Оптинский (Путилов)
  • Умер соратник батюшки Илия отец Илиодор - Новости Орла и Орловской области Орелтаймс
  • Отец антоний оптина пустынь (81 фото)

Отец антоний оптина

Впоследствии преподобный возглавил этот безмолвный скит, куда начали стекаться мудрые и крепкие в духовных подвигах старцы. В 1823 г. Виду немногочисленности братства настоятель скита сам выполнял многие послушания. Обитель часто оставалась без келейника повара, садовника, хлебопека и монаху приходилось самостоятельно вести работы по хозяйству. Что касается духовной жизни, то в скитской церкви преподобный не только читал молитвы, но и завел правило непрерывного чтения Псалтири. Вследствие регулярных физических трудов в 1836 г. Ноги покрывались ранами и регулярно истекали кровью. Именно ношение этого креста до самой смерти стало сокровенным монашеским подвигом праведника. Настоятель Николаевского монастыря Преподобный руководил скитом в течение 14 лет, после чего Епископ Калужский Николай назначил его настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря.

Управлять обителью Оптинскому старцу нередко приходилось, будучи прикованным к кровати в периоды обострения болезни. При этом он регулярно ездил в Москву на сбор пожертвований для монастыря.

Долгое время ездил на простой «Ниве», в келлии у него была чрезвычайно простая обстановка. Производя ремонт келейных корпусов, он отремонтировал свой только в самую последнюю очередь. Больше всего он радел о том, чтобы храмы Божии во святой Оптине обрели прежнее, как было до осквернения и разрухи, благолепие. С братией отец наместник был строг. Но точно также, как мы бываем признательны родителям, когда вырастем, точно также мы, монахи, глубоко благодарны отцу Венедикту. Он сподвигал нас на молитвенное бодрствование, на изучение Священного писания. Он не спускал никаких нарушений Устава, взыскивал, но тем самым и внутренне закалял нас. Так и надо: монах пред Богом должен стоять в благопристойном образе, не расхлябанный, не ленивый.

Внутреннее трезвение дополнялось напряженным физическим трудом. Отец Венедикт дал нам четкую установку: монастырь должен кормить себя сам.

Когда Александру было десять лет, два его старших брата ушли в Саровскую пустынь, после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 году, после смерти отца, Александр переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, а в свободное время посещал церкви и монастыри. Во время Отечественной войны 1812 года он попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов. Здесь он также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал Ростовский Спасо-Иаковлевский монастырь, где помогал старцу Амфилохию Яковлеву в его послушании у раки святого Димитрия Ростовского.

В 1816 году Александр тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса, где подвизался его старший брат Тимофей впоследствии преподобный Моисей Оптинский , и 15 января 1816 года стал послушником. Александр ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился на огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу. Из благоговения стоя переписывал полууставом творения святых отцов. В 1820 году, в праздник Сретения Господня, юноша был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Великого. Его восприемником при постриге и духовным отцом стал старший брат, преподобный Моисей, к которому всю жизнь Антоний сохранял послушание и почтительность. В 1821 году преподобный Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пустыни, по благословению епископа Калужского Филарета впоследствии митрополита Киевского. Антоний вместе с братом принимал участие в строительстве скита, и в 1822 году был определен в число его братии.

Место было выбрано к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса участок, пустынники построили небольшую келию и соорудили церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы. В 1823 году преподобный Антоний был рукоположен во иеродиакона, а в 1827 году в иеромонаха. В Оптиной пустыни в скитском братстве не было такого смиренного послушника, каким был молодой скитоначальник Антоний, который ни малейшего распоряжения не делал без благословения своего старца и брата — преподобного Моисея.

Проводник довел его до ближайшей деревни, а дальше Антоний положился на волю Божию и просто отпустил вожжи. К удивлению, по заснеженной лесной дороге кобыла привезла его прямо к келье брата, который и стал его духовным руководителем на всю жизнь. А в 1821 году его брату было поручено управление Оптиной Пустынью. Антоний переселяется вслед за ним и поставляется начальником монастырского скита — это такой, как бы, филиал монастыря в уединенном месте, с более строгими правилами и меньшим количеством монахов. Антонию было всего 30 лет. Он очень тяготился этой новой должностью. Но послушание для монаха — великая добродетель. И он взялся за труд, который вскоре принес свои плоды. В Оптиной развивался забытый в Синодальный период институт старчества. Насельниками скита преподобного Антония в тот период стали Макарий и Леонид, будущие великие оптинские старцы. Всё вроде было хорошо. Но гром среди ясного неба разразился в конце лета 1839 года. Местный архиерей направляет Антония на новое послушание, в совершенно другой монастырь, вдали от Оптиной, от брата, от всего что было создано.

Оптина пустынь

На Пасхальном богослужении причастились Святых Христовых Таин. Отец Трофим, перед тем как отправиться звонить в колокола, успел зайти в келью и разговеться пасхальным яичком. Он всегда разговлялся яйцом, освященным на Пасху прошлого года. И показывал братьям, что оно хранится весь год и остается свежим. Причаститься в ночь Светлого Христова Воскресения и быть убитыми сатанистом за верность Господу — такая смерть не требует никаких дополнительных канонизаций. Как сказал на проповеди, посвященной памяти Оптинских новомучеников, игумен Ипатий, если бы это произошло в первые века христианства, то мы бы на мощах отца Василия, отца Ферапонта и отца Трофима служили литургии. Ведь в освященных антиминсах, на которых совершается Евхаристия, находятся частицы мощей мучеников. И никто не сомневается, что Господь удостоил мученических венцов отцов Василия, Ферапонта и Трофима. Каждый год 18 апреля в Оптину Пустынь приезжают паломники со всей страны. Помню, как в 2003 году на могилках новомучеников 17 и 18 апреля одна за одной служились панихиды. Паломники приезжали почтить память новомучеников из Сибири и с Украины, из Москвы и Петербурга, из Прибалтики.

На стоянке перед Оптиной стояли десятки автобусов. Вся Оптина была наполнена народом. На литургии Преждеосвященных Даров причащался весь храм. После литургии вся братия обители вместе с наместником служили панихиды при огромном стечении народа. Схиигумен Илий сказал слово о новомучениках. И тысячи людей вместе с братией Оптиной пустыни запели «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Думаю, что это можно назвать малым прославлением Оптинских новомучеников как местночтимых святых. Уверен, что в свое время обязательно состоится торжественное прославление Оптинских новомучеников всей полнотой Русской Православной Церкви. Сегодня над их могилками стоит часовня. А раньше стояли три простых деревянных креста.

Через день после погребения стали мироточить все три креста на могилах новомучеников. Вечером 18 апреля 2003 года, кресты также замироточили. В тот год, насколько я помню, впервые паломники стали класть в перекладины крестов записки с просьбами и молитвенными обращениями к братьям. Паломники часто брали земельку с могилок новомучеников. Летом могилки братьев всегда были покрыты цветами, а зимой их покрывали зелеными еловыми лапами. Помню, в те годы за тремя могилами у монастырской стены посадили после Входа Господня в Иерусалим ветви вербы. Вырос целый куст. И несколько лет мы видели, как этот куст расцветал среди зимы. Почему-то мы это воспринимали, как должное. Любовались: зимний белоснежный сказочный лес, деревья в снегу, высокие сугробы, крепкий мороз и за тремя крестами — куст расцветшей вербы.

Затем эти ветви рассадили в оптинском лесу. В Оптиной пустыни собирают много свидетельств о помощи Божией после молитв иеромонаху Василию, инокам Ферапонту и Трофиму. Происходят и чудесные исцеления. Ведь святые всегда слышат тех, кто к ним обращается. Серафим Саровский и многие наши угодники Божии говорили своим духовным чадам, чтобы приходили к ним на могилки и все рассказывали, как живым. Святые обещали всегда слышать просьбы и молитвы всех, кто к ним обращается. И многие могут подтвердить, что отец Василий, иноки Ферапонт и Трофим слышат наши молитвы. Маленькие гимназисты нашей православной гимназии "Радонеж", которые проводили Рождественский пост 1990 года в Оптиной, как-то спрашивали отца Василя: "Батюшка, а у вас есть мечта какая-нибудь? Отец Василий ответил ребятам: "Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов". Господь слышит чистых сердцем.

Я хотел бы сегодня вспомнить два случая, связанных с молитвой к Оптинским новомученикам. Речь пойдет не об исцелениях от тяжелых болезней или иных чудесах помощи Божией, явленной после молитвенного обращения к отцу Василию, отцу Ферапонту и отцу Трофиму. Но, думаю, что каждый из слушателей радио «Радонеж» согласится, что два случая, которые я сегодня вспомню, также могут свидетельствовать о том, что Оптинские новомученики, как все святые угодники Божии, слышат тех, кто к ним обращается, почитает их память. Много лет назад, точно не помню, в каком году это было, мы с моим другом писателем Виктором Николаевым перед отъездом пришли помолиться на могилки Оптинских новомучеников. Было это Рождественским постом. Все, кто бывал зимой в Свято-Введенской Оптиной пустыни знают, как прекрасна обитель, когда вся земля укрыта белым снегом. На новом монастырском кладбище стояла тишина. Часовни тогда еще не было. Три деревянных креста, могилки были укрыты свежими еловыми лапами. Помолились братьям, и Виктор говорит: «Давай возьмем по еловой лапе с могилки отца Василия».

И мы с ним взяли с собой по еловой лапе. Приехав домой, я поставил зеленную ветку в пол-литровую пластмассовую бутылочку из-под минеральной воды, наполнив ее из-под крана. Бутылочку эту поставили на кухне, на полке перед иконами. Напомню, было это Рождественским постом. Летом следующего года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходим мы с семьей из храма, и неожиданно жена, глядя на немного пожелтевшую хвою, спрашивает: - Витя, ты воду в бутылочку не доливал? Через некоторое время жена болела, необходимо было сделать компресс. Помолившись отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму, мы добавили хвойные иголочки в воду для компресса. Боль тогда очень быстро ушла. Но это можно считать совпадением, как часто любят говорить неверующие люди. Хотя верующий человек всегда в сердце чувствует ответ святых, к которым обращается с молитвой.

Прошло еще полгода, в гости приехала теща. И, когда нас не было дома, наводя порядок на кухне, она выбросила немного пожелтевшую еловую лапу. Но водичку из бутылки вылить не успела. И эта бутылочка осталась у нас стоять среди бутылок и емкостей со святой водой. Прошло еще два или три года, мы затеяли ремонт. Естественно, что-то переставляешь, передвигаешь мебель, пришлось передвинуть и бутылки со святой водой. В один из дней, таская по лестницам различные тяжести, строительные материалы, я очень захотел пить и на глаза мне попалась отдельно стоявшая на столе пол-литровая бутылочка минеральной воды. Выпив половину бутылки, был очень удивлен: «Надо же, никогда не пил такую вкусную воду. А еще говорят, что все минералки в Москве жулики наполняют одной и той же водопроводной водой, только этикетки разные». Посмотрел на этикетку: «Надо запомнить название, какой замечательный вкус у этой воды».

Решил, эту бутылку недавно принесла из школы дочка, поэтому вода такая прохладная. Дело было зимой, а в доме было довольно тепло. Вернувшись, решил допить минералку, но с последними глотками воды мне в рот стала попадать хвоя. Остановившись, я заметил, что на дне бутылки плавает множество еловых иголок. Тут-то я и сообразил, что в бутылочке из-под «Бон-Аквы» находилась вода, в которой стояла еловая лапа с могилки Оптинского новомученика иеромонаха Василия Рослякова. Вода простояла несколько лет и при этом вкус воды был необыкновенно приятным, она казалась прохладной, будто пьешь холодную чистую родниковую воду. Может, скептикам покажется, что не произошло ничего особенного. Но ведь только Крещенская вода стоит годами, не зацветая и не теряя своего вкуса. Тем более что вкус воды в бутылочке, где стояла еловая лапа, явно отличался от обычной московской водопроводной воды, которую я когда-то в нее наливал. Второй случай произошел во время одной из поездок в Оптину с радонежскими паломниками.

Во время остановки ко мне подошла одна из наших паломниц, женщина лет 60-65. Галина, так звали паломницу, рассказала, что не только первый раз едет в Оптину пустынь, но и вообще первый раз в жизни посещает православные святыни. Человек она православный, воцерковленный и давно мечтала побывать в наших святых обителях, но много лет тяжело болеет ее супруг. Муж прикован к постели, он неверующий, о Боге даже слышать не хочет, никакие слова на него не действуют. И за все эти годы супруг никогда Галину не опускал в паломничество. Она много читала о наших знаменитых монастырях, мечтала побывать и в Киево-Печерской Лавре, в Печорах Псковских, на Соловках и Валааме. Но больше всего ей хотелось посетить Оптину. Галина молилась преподобным старцам Оптинским и всегда обращалась с молитвой и к Оптинским новомученикам. Среди икон у нее стоит и фотография Оптинских братьев, пострадавших за Христа. Но когда я смотрю на отца Трофима, у меня появляется чувство, что он мне как-то особенно по-доброму улыбается», — сказала Галина.

В этот день была очень сложная дорога, гололед, шел мокрый снег и в Оптину мы приехали позже обычного. В то время Иоанно-Предтеченский скит еще был открыт для паломников.

И сейчас под их покровом и их молитвами возрастает и укрепляется монастырь, почти разрушенный за времена лихолетья, свидетельствуя о силе Господа, всё устрояющей во благо и ко спасению человека. Празднование Собору всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, было внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года.

В 2020 году к празднику в монастыре Оптина пустынь была по этому случаю специально написана новая икона — Собор святых, подвизавшихся в Оптиной пустыни. Тогда образ был впервые вынесен для поклонения верующим на Всенощном бдении накануне праздника.

Старец вёл обширную переписку с духовными чадами, которая была опубликована в Оптиной Пустыни в 1868 году с предисловием: «Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солью и отличалось особенной какой-то меткостью и своеобразной выразительностью и силой; и часто в простой или даже и шутливой форме содержало высокое назидание». Советы преподобного Антония: Преподобный Антоний Оптинский О хранении сердца в спокойствии от смущения «…когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом.

Во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! Довлеет дневи злоба его, т. Полезное слово «Польза наша бывает не от количества слов, а от качества.

Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти». Слепота душевная «Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего, у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят.

Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего. И если придет человек во глубину зол, не видит того и нерадит о спасении души своей». Кто не умеет сам смиряться Кто не умеет сам смиряться, того будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог «Горе тому человеку, кто не имеет смирения. Кто не умеет сам смиряться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог».

Здоровый и больной «…Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека, долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным: здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние во грехах своих пред Господом Богом и пред духовным отцом и приобщались Святых Таин? А исповедь бывает такая, больше немая, то есть ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили пред Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь.

И вот как-то он приехал к старцу, наверное, исполнить давно обещанное. На беду в тот день у отца Льва было много народа. Однако этого барина старец в толпе углядел, а, углядев, приставил левую руку козырьком ко лбу, как бы загораживая глаза от солнца, и сказал: — Эка остолопина идет!

Пришел, чтобы насквозь увидеть грешного Льва, а сам, шельма, семнадцать лет не исповедовался и не причащался. Сгорающему от стыда барину ничего не оставалось, как покаяться. Рассказывали и про помещика, который впервые ехал в Оптину и по дороге, очарованный красотой этих мест, решил строить здесь дом и начал в голове прикидывать план.

Прибыв в обитель и увидев отца Льва, помещик подумал: «Что же это такое говорят, будто бы он необыкновенный человек! Такой же как и прочие, ничего необыкновенного не видно! Здесь вот столько-то окон, тут столько-то, крыльцо такое-то.

Старчество зиждется на ответственности старца за всех, кто обращается к нему за помощью, но этого мало. Вторая составляющая — безграничное доверие старцу. Практика показывала, что старец всегда оказывался прав.

Был даже случай, когда он прогнал из кельи господина, который признался, что не бросил курить, несмотря на наставление старца. Отец Лев был искусным психологом и хорошо понимал, каким способом лучше и быстрее достичь цели. Пришли к старцу два купца за благословением: они удачно продали хлеб, выручили большую сумму денег и собирались ехать домой.

Старец оттянул благословение на три дня, задержав купцов в Оптиной. Как ни торопились они домой, но ослушаться отца Льва не посмели. Поехали через три дня и, когда вернулись домой, через некоторое время неожиданно получили письмо.

Писали им недавние знакомые, с которыми их свел случай в оптинской гостинице. Из письма изумленные купцы узнали, что, позарившись на купеческие деньги, новые знакомые намеревались по дороге их ограбить и убить. Но теперь они искренне раскаиваются в злых помыслах, благодарят Господа, что отвел беду, и просят у купцов прощения.

Бывало, что, приходящий к старцу, невольно или из-за стыда утаивал свои грехи, но отец Лев, выслушав исповедь, сам высказывал все утаенное, побуждая к чистосердечному раскаянию. Надобно его только отыскать» — это главное, что нес старец всем приходящим к нему. Вместе с тем, он понимал и внушал другим, что путь спасения души труден и тернист.

Он даже сложил поговорку: «Душу спасти — не лапоть сплести». Были случаи, когда даже ему не удавалось спасти заблудшую душу. Однажды он посетил Софрониеву пустынь, где жил в затворе иеросхимонах Феодосий, которого многие почитали мужем духовным и прозорливым, поскольку он предсказал войну 1812 года и некоторые другие события.

Побеседовав с затворником, отец Лев неожиданно спросил: — Как ты узнаешь и предсказываешь будущее? Феодосий напустил на себя значительный вид: Читайте также: Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты — Сам Дух Святой возвещает мне будущее, являясь в виде голубя и говоря человеческим голосом. Покачал старец головой и осторожно начал предупреждать затворника, что не следует доверять таким вещам.

Тот и слушать не стал: сначала оскорбился, потом разгневался — пришел, дескать, учить меня, ученого! Уезжая из обители, отец Лев предостерег настоятеля: «Берегите вашего затворника, как бы с ним беды не случилось». И как в воду глядел: очень скоро он узнал, что Феодосий удавился.

Отверг предостережение старца и погиб ужасной смертью. В нашем возрасте годы пролетают незаметно. Скольким старец успел помочь, успокоить, наставить на путь, подарить надежду, исцеление.

А скольким еще не успел? Посмотреть — страшно становится: людское море каждый день колышется у его кельи, куда старца не переселяй». Еще был свеж в памяти настоятеля Оптиной тяжелый разговор с калужским архиереем Николаем.

Началось-то все давно и началось со своих, оптинских монахов, панически боявшихся ереси и готовых усмотреть ее во всем отличающемся от сложившегося уклада жизни. Один отец Вассиан, монастырский старожил, так и не признавший ни политики нового настоятеля Оптиной, ни старческого руководства, сколько крови попортил. Выговорился — и полегчало.

Я ему — гостинец с благодарностью за науку. Писать начальству-то зачем? И что характерно — тайный донос.

Считаешь себя правым — подпишись под письмом, чтобы можно было спросить с тебя за твои слова, в большинстве своем лживые. Все едино, — загрустил игумен, — скоро спросится с него, и Там лгать уже нельзя будет. Хоть и читаю я в сердце его все помыслы, но помочь отцу Вассиану не дано мне.

Бежит он помощи. Господь с тобой, отец Вассиан». К недовольному гулу монахов, писавших жалобы высшему начальству, обвиняя старца в ереси, присоединились приходские священники Козельска и окрестных деревень: дескать, отец Лев сманивает их прихожан.

Из епархии приехали следователи и допрашивали весь монастырь. Но все показания были благоприятны для старца и руководства обители. Однако поток доносов не уменьшился, и монахи стали практиковать интриги.

В частности, в тайных доносах свидетельствовалось, что игумен Моисей несправедливо оказывает скитским монахам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит подрывает авторитет монастыря. До поры до времени у отца Моисея хватало авторитета защитить доброе начинание и первого старца своей обители, отца Льва. Но теперь епископ получил анонимный донос не откуда-нибудь, а из московской Тайной полиции.

В доносе категорически утверждалось, что деятельность скитских старцев при попустительстве игумена разрушает монастырскую жизнь и грозит окончательным разорением древней обители, если скит не будет уничтожен. И калужский архиерей был непреклонен: старца перевести из скита в монастырь, снять с него одежду схимника и запретить принимать народ. У кельи в глубине монастырского сада, куда поселили отца Льва, вернее, после отмены его схимы отца Леонида, он увидел толпу народа.

Отец Моисей, укоризненно качая головой, с трудом пробрался через людское море. Войдя в келью, он с упреком напомнил хозяину, что епископ запретил ему принимать страждущих под страхом заточения в Соловки. Высокий, статный, величественный старец степенно благословил своего посетителя, поспешно вскочившего с колен при виде строгого игумена, и пошел за ним к выходу, жестом приглашая отца Моисея следовать за собой.

Могу ли я его не принять? Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите и на огонь меня поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову.

А кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу». И тихо добавил: «Кому, как ни Вам, знать, что я ничего более не желал бы, как возможности тихонько сидеть в своей келье». С тяжелым сердцем шел игумен от старца.

Душой он был на его стороне, понимал, что только величайшая жалость и любовь заставляла старца вечно быть на людях.

Оптина пустынь

Вскоре, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определён начальником скита. В августе 1856 года приехал в Оптину Пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. Духовник Феклиной пустыни и ооочень мудрый батюшка Оптиной. Фото » Разное» Отец антоний оптина пустынь фото. Я, разочарован в оптиной пустыне, когда на собеседовании у Иеромонаха Питирима, к которому меня послал настоятель с целью дальнейшей службы у Архимандрита Антония,который пригласил меня.

Архимандрит антоний оптина пустынь

Примчавшиеся в Оптину пустынь милиционеры продемонстрировали необыкновенное служебное рвение. Долго ждал должности наместника Оптиной пустыни архимандрит Мелхисседек (Артюхин). Главная» Новости» Новости патриархии русской православной церкви сегодня о смерти схиархим илия. Отец Антоний. Оптина Пустынь. Биография отца Антония.

Архимандрит Мелхиседек Артюхин снова пытается захватить власть в Оптиной пустыни

Оптина Пустынь (Введенский мужской монастырь Калужской губернии) известна своим старчеством во всем мире. По ходатайству Московского митрополита Филарета старец Антоний был возвращен на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь. Отец Илиодор появился на свет 24 июня 1947 года в Баку, находился в Оптиной пустыни с 1989 года. Награждение я и оптинских отцов в храме Христа Спасителя #оптина #оптинапустынь. О жизни преподобного Антония Оптинского: духовный путь, отшельничество, период в Предтеченском скиту, Малоярославском монастыре, Оптиной пустыни. Вместе с братом, преподобным Моисеем, преподобный Антоний строил скит в Оптиной пустыни.

Оптина прозорливые

При этом он регулярно ездил в Москву на сбор пожертвований для монастыря. Стараниями настоятеля освятили Преображенский придельный храм, закончили строительство и освятили Никольский храм обители. Несмотря на слабое здоровье преподобный старался присутствовать на всех церковных мероприятий и неукоснительно следовал келейному правилу — читал творения святых отцов. Любовь к уединению не препятствовала монаху в оказании паломникам помощи, но на исповедь преподобный принимал нечасто в силу большой загруженности. Смерть и канонизация Смерть духовного наставника Моисея стала сильным ударом для Антония — 40 дней он провел в затворе, читая Псалтирь. Весь следующий год прожил в уединении и молитве. В 1863 г. В день 70-летия — 9 марта 1965 г. Настоятеля похоронили рядом с духовным наставником в Казанском соборе Оптиной Пустыни. В 1996 г. В 2000 г.

Его наставления отличались такими качествами, как любовь, рассудительность и тонкое чувство юмора. Не жалея себя, он был более чем снисходителен к ближнему, и этим многие пользовались. Но духовные дары, а также удивительный ум и эрудиция, зачастую скрываемые за юродством, позволяли ему глубоко видеть состояние души и дать верное наставление. Монастырская жизнь устроена по строгому уставу и мне, по послушанию, иногда приходилось делать замечание старцу.

Конечно, он всегда смиренно принимал это, а иногда и опускался на колени, прося прощения. Его духовные чада существенно помогали братской трапезной монастыря продуктами. И отец Илиодор просил разрешения после воскресной Литургии накормить их обедом. Получив благословение на это, авва вышел на крыльцо трапезной и стал звать на обед не своих вполне обеспеченных чад, а тех, кто искал около монастыря помощи, просил милостыню, покинул монастырь из-за своего пьянства.

Увидев это, я не мог дальше призывать отца Илиодора к порядку, получив пример того, что Истинная Любовь выше наших представлений о порядке. Отец Илиодор особо почитал, точнее — любил Пресвятую Богородицу.

Фото: иеромонах Лев Чихирин 24 октября в монастыре Оптина пустынь совершается единая и соборная память всех просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников.

Так, ежегодно 24 октября мы вспоминаем всех тех, кто взял на себя подвиг непрестанной молитвы и духовного окормления всех приходящих в Оптину пустынь. Оптинские святые стали для нас примером несокрушимой веры, еще на протяжении своего земного пути прославив Господа явленными через них чудесами. И сейчас под их покровом и их молитвами возрастает и укрепляется монастырь, почти разрушенный за времена лихолетья, свидетельствуя о силе Господа, всё устрояющей во благо и ко спасению человека.

Отец Илиодор полностью свою жизнь, свои силы и способности посвятил этому служению. Он никогда не был без дела или занят собой — поэтому он не знал, что такое уныние. Он практически не спал — меня, многолетнего его соседа, это поражало. В 5:30 утра уже немолодой монах приходил на братский молебен у мощей старца Амвросия Оптинского. Обязательно служил Литургию в одном из храмов обители. После этого его уже ждали люди, приехавшие для духовного общения. Обойдя с чадами все оптинские святыни, потрудившись на просфорне и посетив соседние обители — Шамордино и Клыково, обязательно пропев «Агни Парфене» в храме после вечернего богослужения, поздно ночью отец Илиодор заканчивал свой день пением акафиста в часовне трех убиенных на Пасху монахов. Вернувшись в келию, он немного отдыхал в кресле, так как его кровать всегда была заставлена книгами, иконами, конфетами — духовными и телесными утешениями для богомольцев.

И рано утром вновь начинался день, наполненный молитвой, радостью и трудами. Его наставления отличались такими качествами, как любовь, рассудительность и тонкое чувство юмора.

Житие Антония Оптинского и его служение Богу, отшельничество и кончина святого

Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. Отец Антоний Оптина пустынь ПРОЗОРЛИВЫЙ. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. Мы стали собираться и вот тут случилось неожиданное – отец Антоний сказал Максиму, что есть благословение ему остаться в Оптиной. Уезжая из Оптиной, я молилась, чтобы отец Василий (если это не каприз с моей стороны) послал бы понятную моему убогому уму «весточку», что он «берет» мою окаянную персону под свое заступничество.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий