Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун); их жизнь защищала 12-гривенная вира[5].
Тиун это что такое?
Из раны колосса вытекла кровь, что заполнила весь мир создавая океаны, моря, озёра и реки, плоть стала сушей, кости великана превратились в горы и скалы, волосы образовали леса, мозг породил облака, а череп небесный свод. Новость о гибели Аургельмира вызвала ярость у всех йотунов, сынов Трудгельмира, они поклялись во чтобы то ни стало отомстить богам из Асгарда за их преступление и предательство, с тех пор началась война между асами и йотунами. После убийства Аургельмира у йотунов пропала связь с первоначальным миром, и они породили Хримтурсов — инеистых великанов, что в отличие от йотунов могли испытывать только ненависть, и ничего более, пусть и внешне они были всё теми же йотунами. Создав мир, пантеон асов задумали населить его живыми существами, как только мир был создан, Один и его братья нашли на берегу моря два дерева: Ясень и Ольху, из которых соответственно были созданы первые мужчина и женщина — Аск и Эмбла. Я конечно не эксперт, но по-моему Эмбла — настоящее бревно.
Кхм, простите Пока асы создавали жизнь в новом мире йотуны уже готовились к войне, кузнецы точили топоры, а Локи — сам по происхождению великан сношал первых животных, порождая различных чудовищ и химер, что должны были помочь в войне. К слову, так и появился Йормунганд — мировой змей, чей выход из моря будет знамением Рагнарёка — погибели богов. Йормунганд в игре God of War Таким же образом появился и Фенрир — также известный как «ужасный волк», который также станет одним из символов Рагнарёка. Поначалу маленького волчонка асы оставили в Асгарде, посчитав того недостаточно опасным, чтобы убивать.
Со временем волк стал настолько огромным и кошмарным, что кормить его отваживался только Тюр — бог воинской храбрости, дабы обезопасить себя асы решили заковать зверя в волшебную цепь, которую создали гномы из женской бороды, кошачьих шагов, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Чтобы заковать чудовище в цепь, Тюру пришлось положить в пасть Фенрира свою руку, в знак отсутствия злых намерений, но когда волк понял, что его заковали тот одним взмахом челюсти откусил руку бога, сделав того калекой.
Миф 2: Тиунство — это способность творить и быть креативным.
Факт: Хотя тиуны часто проявляют творческие способности, их основной признак — это нестандартное мышление и способность видеть вещи по-другому. Тиуны могут быть креативными, но не все креативные люди являются тиунами. Миф 3: Тиуны всегда эзотерики и загадочные личности.
Факт: Несмотря на то, что некоторые тиуны могут быть загадочными и интересоваться эзотерикой, не все они такими являются. В реальности среди тиунов можно встретить разных людей, занимающихся разными сферами деятельности. Миф 4: Тиунство — это что-то негативное.
Факт: Нет ничего плохого в тиунстве. Тиуны просто мыслят по-другому и имеют своеобразные взгляды на мир. Их индивидуальность и нестандартное мышление делают их ценными участниками общества.
Миф 5: Тиунство — это модное и преходящее явление. Факт: Тиунство не является трендом или временной модой. Оно существует давно и будет существовать всегда, так как каждый человек в меру является уникальным и может проявить тиунские качества.
Тиун в сравнении с другими феноменами В отличие от простого понятия времени, тиун обладает определенными особенностями, которые его выделяют среди других явлений. Например, в отличие от обычного времени, тиун позволяет перемещаться в прошлое и взаимодействовать с событиями, которые уже произошли. Это создает возможность изменить прошлое и влиять на настоящее и будущее.
Многие из них были несвободными людьми. Несмотря на это, согласно Русской Правде , убийство тиуна каралось двойной вирой — 80 гривен. Тиуны управляли личным хозяйством князя, некоторые из них были городскими наместниками или судьями в землях, подвластных их господину.
VI его сочинений, стр. Чтобы на будущее время прекратить возможность подобных случаев, стоглавый собор постановил, чтобы тиун у приезжих в Москву священников, являющихся к нему за знаменами, осматривал ставленныя, отпускныя и благословенныя грамоты вместе с старостами поповскими, и давал бы знамена только тем священнослужителям, которые имели у себя упомянутыя грамоты, и при том приехали в Москву по своим частным делам; приехавшим же за поруками или за приставами, хотя бы они имели нужныя грамоты, знамен однолично ему не давать, в противном случае, тиун должен быть лишен тиунства. Таким образом до стоглаваго собора обязанность тиуна митрополичьяго двора состояла в том, чтобы выдавать знамена и получать за это пошлины с священнослужителей, зачем либо приехавших в Москву и нанявшихся здесь служить; Стоглав же вменил еще в обязанность тиуну, кроме выдачи знамен и получения пошлин, осматривать еще различныя грамоты тех священно-служителей, которым он выдавал знамена на право отправлять службы и требы, и притом не единолично, а в присутствии поповских старост.
С течением времени обязанности тиунов значительно разширились. В 1604 году патриарший тиун, сын боярский Иван Чертов, доносил между прочим патриарху Иову: «безместные деи попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и перед божественною литургиею правила не правят, а садятся деи безместные попы и дьяконы у Фроловскаго мосту и безчинства чинят великие, межь себя бранятся и укоризны чинят скаредныя и смехотворныя, а иные межь себя играют и борются и кулачки бьются; а которые наймутся обедню служити и они с своею братьею, с которою бранилися, не простясь божественную литургию служат; а служат деи и местные и безместные попы обедни по церквам не во время, рано, и часов не отдает, а которые приезжие попы наймутся служити и они ему тиуну ставленых своих грамот не кажут, а его деи тиуна те безместные попы не слушают, лают и позорят». Из этого, интереснаго для характеристики тогдашняго безместнаго духовенства, доноса патриаршаго тиуна видно, что он в 1604 году уже не только раздавал знамена служившим в Москве по найму священникам и осматривал у них грамоты, но и на- 157 блюдал за их жизнию и поведением, за правильным выполнением ими их священнических обязанностей и даже считал себя в праве контролировать деятельность самых поповских старост, и в случае нерадения в исполнении ими своих обязанностей доносить о них патриарху.
Относительно обязанностей тиуна выдавать безместным попам знамена и количества получаемых им от сего пошлин, патриаршая грамота говорит: «да и того старостам и десяцким поповским беречи на крепко, чтобы безместные попы и диаконы, не явясь патриархову тиуну, служити обеден не наймовалися; а явки им велети давати тиуну от обедни по денге, а больши того им явки давати не велети, чтобы безместным попам продажи от тиуна не было; а будет тиун учнет на попех имати явки больши того, и им старостам про то на тиуна извещати Иову патриарху; а который поп или диакон начнет где служити наймуяся, тиуну не явяся, и тиуну на тех попех имати промыты по две гривны да хоженаго по десяти денег, а больши того на тех попех тиуну промыта неимати» 1. В 1636 году, в памяти тиуну Манойлову и поповскому старосте Никольскому попу Панкратию, п. Иоасаф, описав различные безпорядки в самом богослужении московских священников, их крайне неприличное и зазорное поведение в церкви, соблазнительное поведение многих молящихся в храме и пр.
В заключение памяти патриарх пишет: «и будет тиун и старосты поповские, противу сей памяти, о благочинии церковном радети не учнут и положат то дело себе в оплошку, и тиуну за то быти от великаго господина Иоасафа патриарха московскаго и всеа Русии, в духовном наказании; а старостам поповским быти в запрещении накрепко» 2. Таким образом тиун является здесь не только раздающим знамена безместным попам и получающим с них установленную пошлину, или надзирающим ----------- 1 А. Первоначально, как мы говорили, тиун жил на митрополичем дворе.
В 1594 году, по повелению патр. Иова, была учреждена особая поповская изба около церкви Покрова Богородицы, что на Рву; сюда должны были приходить ежедневно восемь поповских старост, избранных из московских священников, и четыре десятских из дьяконов, чтобы наблюдать за церковным благочинием в Москве, за жизнию и поведением приходских п безместных попов и дьяконов; здесь же стал заседать и патриарший тиун 1. В последствии поповская изба переименована была в тиунскую, с оставлением ея первоначальнаго назначения.
До 1667 года тиунская изба находилась постоянно в ведении тиуна из светских патриарших служилых людей; но с этого времени ею стали заведывать один из московских игуменов и протопопов, которые назначались в эту должность самим царем. В соборных статьях 1667 года об этом сказано: «в тиунской избе быти Знаменскаго монастыря игумену Арсению, да Стретенскаго собора протопопу Андрею, или кому великий государь укажет» 2. Патриарх Иоаким построил особыя палаты близь собора Покрова Пресвятыя Богородицы и Василия Блаженнаго, что на Рву, повелев, вместо тиунской избы, быть приказу церковных дел; тиуны с этого времени стали называться уже приказными.
Так тиунская изба переделалась в особый приказ церковных дел, тиуны — в судей; впрочем, перемена коснулась только названия, а не существа дела. В 1701 году приказ церковных дел велено ведать судье духовнаго приказа монаху Иосифу Булгакову «для всякаго его скоро-разсмотрительного в приказном поведении управления и разсуждения», и таким образом приказ церковных дел был соединен с духовным приказом. После Иосифа Булгакова судьею в этом приказе был крестовый иеромонах.
В 1711 году приказ церковных дел снова получил самостоятельное зна- --------------- 1 А. Приказ церковных дел был закрыт окончательно в 1724 году, 20 мая. До 1720 г.
Оклад им был обыкновенный: старым 60 рублей и 30 четвертей хлеба, средней статьи 40 рублей и 20 четвертей хлеба, молодым 15 рублей и 10 четвертей хлеба 2. При закрытии его, состав служащих в нем лиц был следующий: 2 судьи «из духовных, 1 дьяк, 6 канцеляристов, 3 подканцеляриста, 15 копиистов, 14 солдат, два сторожа,— всего 41 человек 3. Приказ церковных дел ведал следующия дела: он наблюдал за церковным благочинием в Москве, занимался нарядами духовенства в крестные ходы; выдавал похоронныя памяти о скоропостижно умерших; выбирал в Москве поповских старост и десятских, наблюдавших, между прочим, чтобы звон в приходских церквах не начинался ранее соборнаго; собирал с поповских старост ведомости о родившихся и умерших, с принтов книги о исповедавшихся и неисповедавшихся, выдавал дьячкам, пономарям, просвирням и сторожам новоявленныя памяти.
К обязанностям его, после закрытия патриаршаго разряда 1700 г. В приказ церковных дел поступали гривенныя деньги, которыя собирались по гривне с церкви, на дачу полковым священникам, посылаемым в завоеванные города при посольствах, с московских церквей брались эти деньги уже с 1695 г. В этот же приказ поступали пошлины, которыя прежде собирал тиун: «кресцовых служб и годовых с попов и диаконов и с церковничьих новоявленных памятей, годовых с попов по 26 алтын, 4 деньги, а с дьяконов в половину, и с новоявленных памятей по томуж».
Этот сбор доставлял приказу до 158 рублей, 6 алтын и 4 де- --------- 1 П. Из перечня предметов ведения приказа церковных дел само собою открывается, что этот приказ почти ничем не отличался от прежней тиунской избы, что он имел, как и тиунская изба, исключительно местное значение, существовал только для Москвы, как церковно-полицейское учреждение и для нея одной только имел значение. После 1700 г.
Миниатюра XVII века. Праветчики и Доводчики. Вместе с десятильниками и их тиунами в грамотах обыкновенно упоминаются еще доводчики и праветчики 2.
Доводчиками и праветчиками назывались полицейские чиновники низшаго разряда. Они встречаются еще очень рано; но о праветчиках в грамотах не всегда упоминается. В уставной грамоте Василия Дмитриевича с м.
Киприаном говорится: «судити митрополиту Луховца с волостелем или с доводщиком».
Вам может быть интересно:
- Значение слова «Тиун» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др. -
- Тиуны, праветчики, доводчики, приставы (недельщики) 1874
- Тиуны – значение слова в словарях и энциклопедиях
- Что такое тиун что значит
- Тиун — Википедия с видео // WIKI 2
- Значение и определение слова Тиун, что такое Тиун?
Кто такие тиуны в древней Руси: история и значение
Первоначалыю тиуны имелись только у князей. Многие из них были несвободными людьми. Несмотря на это, согласно Русской Правде , убийство тиуна каралось двойной вирой — 80 гривен.
Борьба с злыми силами и болезнями Посредничество с богами Просьбы и молитвы о благополучии и удаче Предсказание будущего Исполнение обрядов Проведение различных ритуалов и церемоний Кроме того, тиуны были образованными и обладали знаниями о древнерусской мифологии, истории и культуре. Они передавали свои знания младшему поколению через устные предания и сказания. Тиуны влияли на общественную жизнь, так как их советы и рекомендации принимались во внимание при принятии важных решений или разрешении споров.
Тиуны также играли определенную роль в регулировании социальных отношений, распределении власти и управлении территорией. Тиуны, будучи общественными деятелями и носителями культурных ценностей, оказывали значительное влияние на древнерусское общество и сыграли важную роль в формировании его мировоззрения и духовной жизни.
Это помогает укрепить отношения и создать гармоничный социальный окружающий. Одной из основных задач в жизни каждого человека является достижение состояния тиуна. Для этого необходимо постоянно развиваться и стремиться к своим целям, быть открытым к новым опытам и принимать себя таким, какой ты есть. Тиун — это состояние, которое приносит счастье и гармонию в жизнь человека. И, стремясь к этому состоянию, мы делаем жизнь лучше и нашу самих и окружающих.
Популярные мифы и заблуждения о тиуне Миф 1: Тиун — это просто другой термин для «человека». Факт: Неправильно считать, что тиун просто означает «человека». Тиун — это уникальное понятие в русском языке, которое обозначает особенного человека, отличающегося своей индивидуальностью и нестандартным мышлением. Миф 2: Тиунство — это способность творить и быть креативным. Факт: Хотя тиуны часто проявляют творческие способности, их основной признак — это нестандартное мышление и способность видеть вещи по-другому. Тиуны могут быть креативными, но не все креативные люди являются тиунами. Миф 3: Тиуны всегда эзотерики и загадочные личности.
Факт: Несмотря на то, что некоторые тиуны могут быть загадочными и интересоваться эзотерикой, не все они такими являются. В реальности среди тиунов можно встретить разных людей, занимающихся разными сферами деятельности. Миф 4: Тиунство — это что-то негативное. Факт: Нет ничего плохого в тиунстве.
Последние состояли при самом архиерее и находились в кафедральном городе. По постановлению Стоглавого собора, главною обязанностью тиуна была выдача священнослужителям, приезжавшим по каким-либо делам из сел и городов в кафедральный город и нанимавшимся здесь служить литургии, знамен, которые давали им право на это служение. Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты. Тиун не должен был давать знамен лицам, о которых бы он узнал, что они состоят под судом. Позже тиуны следят за церковным благочинием, за исполнением не только священнослужителями, но и поповскими старостами их обязанностей. Тиуны заседали вместе с поповскими старостами в поповской избе, а впоследствии в тиунской, до 1667 г. Вместе с тем в летописях с конца XI в. В Ипатьевской летописи под 1146 г. Со второй четверти XIII в. Таким образом, содержание службы княжеского должностного лица в качестве тиуна, исходя из источников XI—XIlI вв. В исторической литературе, на основании анализа 66-й и 110-й статей Пространной Правды, установилась точка зрения, согласно которой тиун по своему социальному положению был привилегированным холопом князя или боярина В. Ключевский, Б. Романов, А. Действительно, Русская Правда говорит о возможности несвободного положения тиуна вообще ст. Действие ст. Вероятно, княжеский тиун, располагающий административно-судебной властью, также оставался свободным человеком. Обращая внимание на то, что холопом, по всей видимости, был боярский тиун, должность которого непосредственно связана с частновладельческим хозяйством, можно предположить, что в ст. Источники XIII в. Источник Значение слова «тиун» Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. За мной, мои тиуны, опричники мои! Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ключевский, «Русская история» 3.
Значение слова "Тиуны"
Тиуны, или главы поселений, играли важную роль в организации и управлении жизнью общины на Древней Руси. Они осуществляли следующие функции: Функция Описание Управление и руководство Тиуны являлись главными административными и политическими деятелями в поселениях. Они принимали решения, решали конфликты и осуществляли контроль за поведением членов общины. Обеспечение безопасности Тиуны были ответственны за организацию обороны и защиты поселения от внешних угроз, таких как нападения враждебных племен или войско. Судейство и разбирательство Тиуны выступали в качестве судей и разбирателей споров в поселении.
Спросите что такое Тиун у искусственного интеллекта ChatGPT Тиун простыми словами для чайников Тиун — это человек, который занимался управлением боярского или княжеского хозяйства в древней Руси. Он был своего рода слугой, который отвечал за различные аспекты хозяйственной деятельности. Тиун выполнял множество задач.
Во-первых, он занимался управлением земельными угодьями. Это включало планирование и контроль посевов, уход за растениями и животными, а также сбор урожая. Тиун отвечал за то, чтобы земля была использована максимально эффективно и чтобы хозяйство приносило прибыль. Кроме того, тиун занимался ведением бухгалтерии и финансовым учетом. Он отслеживал все денежные операции, включая продажу продукции, закупку необходимых материалов и оплату рабочей силы. Тиун также управлял складами, где хранились необходимые ресурсы и продукция. Одной из важных обязанностей тиуна было управление работниками.
Он нанимал и увольнял сотрудников, контролировал их работу и устанавливал заработную плату. Тиун также обеспечивал условия для комфортного проживания и работы работников. Тиун взаимодействовал с другими служащими, такими как купцы и ремесленники, для закупки необходимых товаров и услуг. Он устанавливал контакты с другими хозяйствами и организациями, чтобы обмениваться продукцией или получать необходимую информацию. В целом, тиун играл важную роль в управлении хозяйством и обеспечении его успешной деятельности. Он был своего рода менеджером, который отвечал за различные аспекты производства и управления ресурсами. Без его работы хозяйство могло бы испытывать трудности в организации и получении прибыли.
Надеюсь, эта информация помогла вам лучше понять, кем был тиун и какую роль он играл в древней Руси. Тиун своими словами для детей Тиун — это человек, который помогал богатым людям, таким как бояре или князья, управлять их фермами или имениями.
Спортики, офники, забивные Парни занимаются борьбой, ударными видами спорта или делают вид Источник: нейросеть Stable Diffusion Спортики неслучайно ассоциируются со спортсменами. В большинстве случаев это физически подготовленные молодые люди, которые увлекаются единоборствами. В европейской части страны спортиками называют парней, которые физически наказывают закладчиков, решивших обмануть наркомагазины. В некоторых регионах это понятие закрепилось за подростками, которые занимаются спортом, летом висят на турниках, стараются придерживаться здорового образа жизни, хоть и получается не всегда.
Узнать спортика можно по спортивной одежде: кроссовки, по-футбольному зауженные штаны чаще адидасовская классика , дутыш или парка. Спортики собираются на фудкортах в ТЦ, на спортивных площадках в спальных районах, реже делают вылазки в парки, центр города. Офники мало чем отличаются от спортиков внешне, разве что некоторые из них могут позволить себе брендовую одежду. Они не против заняться спортом, но зачастую исключительно ради подготовки к массовой драке. Офники — это новое воплощение футбольного фанатского движения , его участники решают вопросы исключительно на кулаках. Поэтому их еще называют забивными.
Внешний вид может отличаться дополнительными аксессуарами, например кепкой-хулиганкой удивительно, но, похоже, они снова входят в моду. Да, и они сильно уступают спортикам в атлетизме. В отношении них возбуждают уголовные дела по ст. Несмотря на то что сегодня очевидно опасно причислять себя к подобному движению, некоторые молодые люди ходят по краю. Один из последних примеров — ашановские подростки. По словам потерпевших, они активно используют в разговоре блатные выражения, разъясняют своим жертвам понятия, ищут косяки, занимаются мелким вымогательством, кражами и т.
Место обитания представителей этой субкультуры — спальные районы, жилые дворы, торговые центры. Анимешники Движение анимешников активно развивается в российских городах Источник: нейросеть Stable Diffusion Анимешники — поклонники японской мультипликации и комиксов. Зачастую представители этой субкультуры общаются небольшими группами исходя из увлеченности конкретным мультфильмом или даже персонажем. Это обстоятельство наглядно показала ситуация с движением «Редан», о котором на днях узнала вся Россия. Внешний вид анимешника зависит от направления, каким он увлекается. Например, участники «Редан» носят обычные кеды, укороченные клетчатые брюки и футболки или худи с изображением паука на спине внутри паука — порядковый номер.
Если подросток одет в обычную одежду, то распознать в нём анимешника можно по прическе — зачастую волосы длиннее, чем обычно, выкрашенные в большинстве случаев в черный или белый цвет.
Он имел право назначать нижестоящих чиновников и вести перепись населения. Тиун в социальной иерархии Тиун занимал престижное положение в обществе. Его роль была ключевой в административной системе того времени, что обеспечивало ему уважение и определенные привилегии. Тиун обычно выбирался из знатных семей, что также подчеркивало его высокое положение. Однако, несмотря на свои привилегии и полномочия, тиун оставался подвластен князю и отвечал перед ним за свои действия и решения.
Значение слова "Тиуны"
ТИУН — ТИУН, тивунь ·стар. судья низшей степени; | приказчик, управитель; в Правде русс. есть тиун сельской и тиун дворский. 17 вв.: название различного рода должностных лиц (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). * * * тиун княжеский или боярский слуга. Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? Зависимое население Древней Руси: кто такие тиуны? Боярский Тиун в древней Руси.
Что такое Тиуны? Значение слова Тиуны в историческом словаре
Появление этого типа учебных заведений в России относится к царствованию Александра I. Одно из таких учебных заведений было основано в 1811 г. Пушкин, А. Дельвиг, А. Мануфактура — это предприятие, где преобладает ручной труд, и есть разделение труда.
Местничество — система распределения должностей при назначении на военную, придворную, административную службу по знатности рода и положению предков в XIV—XVII веках. Месячина — разновидность барщины, когда крепостной крестьянин лишался своего надела и получал за работу от помещика продукты, одежду, т. Министерства — органы центрального управления, в основе деятельности которых лежал принцип единоначалия. Учреждены в начале XIX в.
Мировой посредник — должностное лицо, назначавшееся из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между крестьянами и помещиками в период проведения Крестьянской реформы 1861 г. Мировой суд — суд, являвшийся низшим звеном судебной системы, созданный в России по судебной реформе 1864 г. Митрополит — титул главы Русской православной церкви до 1589 г. После учреждения патриаршества этот титул носили самые видные иерархи церкви.
Наркоматы народные комиссариаты — существовавшие с 1917 по 1946 гг. Натуральный оброк — это повинности зависимых крестьян в пользу землевладельца, выплачивавшиеся зерном и другими продуктами. Негласный комитет — неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы. Нестяжатели — представители возникшего в конце XV в.
Его последователи выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе, поддержку Советской власти. Оброк — это повинность зависимых крестьян, заключавшаяся в уплате землевладельцу продуктов или денег за пользование землей. Соответственно оброк — натуральный или денежный. Натуральный оброк отменен в 1861 г.
Обязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне в России, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842 года. Крестьяне приобретали личную свободу. Земля оставалась в собственности помещика, предоставлявшего крестьянам надел за «соразмерный» оброк или барщину. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков.
Огнищанин от слова огнище — очаг, двор — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором. Октябристы — праволиберальная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905-1917 годах, поддерживающая манифест 17 октября. ЕГЭ 2019 Опричнина — территория, выделенная монарху в особое правление, а также политика террора и репрессий, которая проводилась в период правления Ивана IV. Освобождение труда — Первая российская марксистская организация, созданная в 1883 г.
Освоение целины — комплекс мероприятий по увеличению производства зерна в СССР в 1954-1960 гг. Отрезки — часть находившихся в пользовании крестьян земель, изъятых после крестьянской реформы 1861 г. Отруб — в России в начале XX в. Оттепель — образное название относительной либерализация внутренней десталинизация и внешней опора на принцип мирного сосуществования политики СССР в конце 1950-х — первой половине 1960-х гг.
Отходничество — временный уход крестьян с мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности, явление было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Перелог — примитивная система земледелия, при которой после нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8-15 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок. Погост — место сбора дани в Древней Руси, установленное княгиней Ольгой.
А царевым бояром и дворецким, и митрополичьим бояром и архиепископлим и епископлим, архимандритов, и игуменов, и игуменей, и строителей не в которых делех не судити, а судят их святители сами по священным правилам» 130. Чтобы лучше понять настойчивость, с какою собор требует, чтобы духовные в духовных делах судились непременно духовными же, нелишне припомнить здесь вышеприведенное извлечение из грамоты ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю, где епископ суд над братией и игуменом в духовных делах поручает своим боярам. Кроме того, самая настойчивость, с которою собор требует, чтобы духовные лица в духовных делах никаким образом не судились светскими лицами, чтобы последние даже и не присутствовали на этом суде, показывает, что до собора положение дел в этом отношении было несколько иное, иначе к чему такая настойчивость соборных постановлений? Впрочем, устранив архиерейских бояр от суда над духовенством в духовных делах, собор в то же время отдает в руки бояр все судебные дела духовенства по делам гражданским и уголовным, подлежащим архиерейской юрисдикции: «а по рядным грамотам и по духовным, и по кабалам, и в поклажаех, и боех, и в грабежех и в прочих во всяких делех опричь духовных дел, попов и диаконов и всех причетников и мирских людей, повелевают святители бояром своим судити» 131. Таким образом, по мысли стоглавого собора, при архиереях должно было образоваться два судебных отделения: первое должно было состоять исключительно из духовных лиц; здесь суд давал или сам митрополит в митрополии или, когда ему «не поможется», «владыка сарский и подонский», бояре и вообще светские лица не могли присутствовать при заседаниях этого суда «развее писарей кому те дела записывати». Отделение давало суд и расправу всему духовенству по делам исключительно духовным. В другом отделении судьи были светские — архиерейские бояре, суду которых подлежали как духовные лица по всем гражданским и уголовным делам, так и все лица светские по всем делам, которые предоставлены были тогдашним законодательством суду церкви.
А так как суд архиерейских бояр не отличался обыкновенно особым беспристрастием и справедливостью, то собор постановил: «у бояр в суде сидети старостам поповским, и пятидесяцким и десятским, по неделям, по два или по три, да грацкым старостам и целовальником, да земскому диаку, которым царь и государь прикажет». Всем этим лицам повелевается собором иметь с судных дел «противни» и прикладывать к ним свои руки так, чтобы засвидетельствованный подписью всех бывших на суде и подписью дьяка судный список, в одном экземпляре, хранился у бояр, производивших суд, в другом у целовальников, присутствовавших на этом суде, а хранился бы у дьяка в ларце, за боярскими печатями, «доколе те судные списки бояре перед святителем положат и обоих истцов пред ним поставят». Только после того как святители получат от обоих истцов утвердительный ответ, что суд им действительно был таков, как он записан в представленных списках, святители повелевают боярам произнести тот или другой решительный приговор по делу 132. Согласно постановлениям стоглавого собора о святительском суде, на архиерейских бояр с этого времени уже не возлагались никакие другие служебные обязанности и должности, кроме судных; они теперь постоянно жили при архиерее, составляли при нем судное отделение по всем делам, подлежащим архиерейской юрисдикции; у них хранились различные архиерейские указы и распоряжения по различным делам управления; к ним, а не к архиерею непосредственно, обращались царские приказы с своими памятями по тем или другим вопросам 134. Со времени стоглавого собора архиерейские бояре встречаются во всех актах не иначе, как только в качестве судей, но замечательно, ни один акт не делает даже и намека на то, чтобы на суде у бояр присутствовали выборные от духовенства и земства, как того требовал стоглавый собор; очевидно, что это последнее постановление собора так и осталось на бумаге и вовсе не прилагалось на практике, — бояре по прежнему продолжали судить однолично или вместе с дьяками 135. Со времени учреждения в России патриаршества положение дел относительно бояр нисколько не изменилось, они и при патриархах по-прежнему продолжали заведовать епархиальным судом. В «записке о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и пр. Со времени же учреждения патр. Филаретом, так называемых, патриарших приказов, которые заведовали всем епархиальным архиерейским управлением, бояре были в них судьями, и таким образом от них, главным образом, зависело производство и отчасти самое решение всех епархиальных дел, поступавших в приказ; впрочем, о боярах, как судьях архиерейских приказов, мы скажем подробнее ниже 136. Таким образом, с конца ХV и начала XVI века, из круга всех других обязанностей и должностей, при дворе архиерея по своей важности и обширности круга деятельности, стала выделяться должность архиерейских судей, которая постепенно и была усвоена исключительно за боярами.
Собор 1551 года образовал из бояр судное отделение, которое должно было постоянно находиться при архиерее и под его высшим надзором, давать суд и расправу лицам духовным и мирским по предметам, указанным самим собором. С этого времени бояре уже всегда являются только в качестве судей при архиереях, и мы не видим в их правах и обязанностях никакого заметного изменения до самого учреждения приказов патриархом Филаретом. Из всего сказанного нами об обязанностях и роде службы архиерейских бояр само собою понятным становится, какую важную, видную роль они играли во всем архиерейском управлении; — все дела, какие были только подведомственны архиерею, иногда не исключая и чисто духовных, проходили через их руки, ибо самим архиереем произносился только окончательный приговор. Как ближайшие непосредственные советники и помощники архиерея, как производители всех дел, бояре необходимо имели большое влияние на характер архиерейских решений дел, а чрез это и на все вообще архиерейское епархиальное управление. Интересно, в этом отношении, свидетельство Флетчера о значении архиерейских бояр в епархиальном управлении. По словам Флетчера, для управления различными делами, подведомыми церковному суду, у всех епископов были чиновники и комиссары, которые назывались Владычные бояре; они были миряне и, считаясь наравне с воеводами или благородными, управляли архиерейским двором и заведовали судом. Описывая характер управления этих чиновников, Флетчер замечает, что они, не довольствуясь угнетением народа, еще злобствовали над священниками и действовали по отношению к ним точно также, как воеводы и дьяки действовали по отношению к простому народу в своих областях. В виду действий этих чиновников даже епископы не имели власти решать самостоятельно дела, которые поступали на их суд. Так, если бы епископ захотел смягчить какое-нибудь решение, то он должен был предварительно предложить это на рассмотрение своим чиновникам. Такое положение дела, по замечанию Флетчера, было следствием того, что эти чиновники назначались не епископами, а самим государем, или его Думой, и они обязаны были давать отчет в своем управлении не епископу, а светской власти.
Если епископ получал позволение иметь чиновников по своему собственному выбору, то это считалось знаком особенной царской милости 137. Хотя Флетчер и очень преувеличивает значение бояр в архиерейском епархиальном управлении, а его слова об отношении бояр к архиереям решительно не верны и противоречат всем историческим данным; однако его свидетельство важно, как выражение того взгляда, что бояре при архиереях играли очень видную и заметную роль, так что обращали даже на себя внимание тех иностранцев, которые всматривались в склад русской жизни. Во всяком случае несомненно то, что московское правительство еще очень рано хорошо поняло то важное значение, какое бояре имели во всем епархиальном архиерейском управлении, почему оно постаралось поставить бояр в некоторую зависимость от светской власти. Когда Макарий был послан в Новгород на архиепископскую кафедру, то великий князь дал ему своих бояр, которые должны были заменить собою прежних бояр новгородского архиепископа, новгородцев по происхождению и симпатиям. Смысл подобного распоряжения московского правительства понятен: оно хорошо знало, что бояре по самому своему положению и обязанностям имеют большое влияние как на самую личность архиерея, так и на все управление им епархии. Поэтому, если бы оставить епископа окруженным боярами — новгородцами, враждебными Москве, еще не забывшими политической и церковной независимости Новгорода, то трудно было бы ожидать, чтобы их влияние на личность архиепископа и на всю его правительственную деятельность было для Москвы благоприятным, а потому правительство и позаботилось дать архиепископу бояр — москвичей, которые бы во всем были преданы Москве, и чтобы таким образом с Макарием не повторилось истории Сергия и Серапиона, Иоанн Грозный, при разгроме Новгорода, арестовал, а потом мучил владычных бояр 138 , он же, по низвержении св. Филиппа митрополита, по свидетельству Курбского, мучил и убивал бояр этого святителя 139 , конечно потому, что он считал их людьми близкими иерархам, влиявшими на них и все их действия. На стоглавом соборе правительство, в сознании важности положения и обязанностей бояр в сфере архиерейского управления, прямо и решительно высказало стремление подчинить архиерейских бояр своему контролю, потребовало от архиереев, чтобы они сносились с ним при выборе своих бояр и при их увольнении от занимаемой ими должности, при чем царь, конечно, всегда удерживал за собою право утверждать или не утверждать выбор и увольнение известного архиерейского боярина, или на место уволенного лица назначить собственного чиновника. Последнее уже несомненно существовало во времена патриаршества, когда цари решительно присвоили себе право назначать патриархам в бояре своих собственных чиновников, которые, председательствуя в патриарших приказах и удерживая таким образом в своих руках патриаршее епархиальное управление, в тоже время не переставали быть царскими чиновниками. Очевидно, что московское правительство воспользовалось архиерейскими боярами для того, чтобы иметь постоянное влияние на все архиерейское управление и даже контролировать его.
Боярин назначался к архиерею царем из его чиновников и им же увольнялся от должности; следовательно, находясь на службе у архиерея, боярин, в тоже время, всегда считал своим начальником не архиерея, а царя, он зависел во всем от последнего, а не от архиерея, потому, естественно, во всей своей деятельности имел более в виду угодить светскому правительству, а не духовному. При столкновении интересов государственных и церковных, он конечно всегда охотнее жертвовал последними в пользу первых. Очень вероятно, что вступая в должность архиерейского боярина, царский чиновник получал, конечно не гласно, от светской высшей власти инструкции для своей деятельности, указания, как он должен вести себя относительно архиерея, как должен поступать в тех или других случаях, и после давал отчет государю о всей своей деятельности, о таком или ином положении всех епархиальных дел, так что все епархиальное архиерейское управление, в существе, дела находилось под постоянным контролем светской власти и без ее одобрения или неодобрения не могло сделать ни одного самостоятельного шага. Не удивительно поэтому, что назначение бояр к архиереям царем было одной из главных причин, заставивших соборы 1667 и 1675 гг. Этой реформой архиереи надеялись освободиться из-под тягостного и постоянного, хотя конечно и неофициального, контроля над их деятельностью светской правительственной власти и в то же время думали придать епархиальному управлению большую самостоятельность и независимость от светской власти, которая с устранением светских чиновников теряла через это один из главных поводов вмешиваться во все даже мелкие, так сказать, домашние дела архиерейского епархиального управления. Архиерейские бояре не получали за свою службу при архиереях определённого жалованья; вместо всякого жалованья архиереи давали им в пожизненное владение участки из своих земель в объеме, определяемом самим архиереем. Курбский говорит, что к архиепископам поступали на службу лица знатных фамилий, которые получали от архиереев во владение церковные земли, за что обязывались нести службу при дворе архиерея и отбывать с его земель военную повинность. Стоглавый собор повелевает святителям лишать своих бояр, за неправды и поборы по суду, их боярского достоинства и отнимать у них данные им поместья. До нас дошла одна поместная грамота новгородского архиепископа Леонида, данная в 1574 году его боярину Василию Григорьевичу Фомину. Эта грамота боярину ничем не отличается от обыкновенных поместных грамот, которые архиереи давали своим детям боярским и множество которых дошло до нас.
В ней, как и в грамотах детям боярским, после точного обозначения самого поместья, пожалованного боярину, о его владельческих правах говорится, чтобы все крестьяне боярина Василия Григорьевича Фомина чтили и слушали во всем и пашню на него пахали, и оброк ему всякой денежной и хлебной давали, чем он вас изоброчит, и он вас ведает и судит по сей нашей жалованной грамоте В конце грамоты находится следующая приписка: «а дано то поместье Василию Григорьевичу на время, до тех мест как его государь царь и великий князь пожалует, здесь в Великом Новгороде велит ему дать поместье и грамота жалованная взяти» 140 , — смысл этой приписки мы объясняли выше. Кроме поместий, подучаемых от архиереев в пожизненное владение, бояре, в силу системы кормления, на которой была построена светская церковная администрация, получали еще различные доходы от прохождения занимаемой ими должности. Так как главные их обязанности состояли в производстве суда, то они получали известные пошлины от каждого судного дела. В то время, по одному характерному выражению, «каждый шаг в присутствие суда был куплен ценою денег», — так что доходы бояр от судных дел были очень значительны. В заключение исследования об архиерейских боярах древней Руси нужно заметить, что, при исследовании, почти исключительно, имелись в виду только бояре московских митрополитов, а потом патриархов, и совершенно ничего не говорилось о боярах других епархий. Это, впрочем, совершенно невольное, ограничение в нашем исследовании зависит от того, что все сведения, какие только дошли до нас об архиерейских боярах, за самыми незначительными исключениями, относятся только к боярам митрополичьим и патриаршим, так что о боярах других епархиальных архиереев мы можем заключать только по аналогии. Дело в том, что двор и все управление митрополита, а потом патриарха, служили без сомнения образцом для всех епархиальных архиереев, которые во всем конечно подражали митрополитам, и потому у них были, как у митрополитов и потом патриархов, свои бояре, с теми же правами и обязанностями, как у последних. Это несомненно утверждается словами стоглавого собора: «митрополичьим бояром и архиепископьим и епископьим архимандритов и игуменов и игуменей и строителей ни в которых делех не судити.... Да митрополиту ж и архиепископом и епископом без царева ведома бояр от себя и дворецких не отсылати» и пр. Из этих слов стоглавого собора видно, что значение в епархиальном управлении, обязанности, круг и образ деятельности бояр при всех архиереях были совершенно одинаковы, так что собор не делает в этом отношении между ними никакого различия.
Правда, у простых епархиальных архиереев бояре не могли быть так многочисленны и принадлежать к фамилиям знатным и важным, но это различие очевидно определялось только тем неравенством, какое существовало между митрополитом и подчиненным ему архиереем, а не различием происхождения, обязанностей и круга деятельности их бояр. Из приведённого постановления стоглавого собора видно так же, что бояре существовали при всех архиереях без исключения. В частности, бояре упоминаются, в дошедших до нас актах, только у следующих епархиальных архиереев: новгородского 141 , ростовского 142 , суздальского 143 и казанского 144. По своему происхождению дьяки были собственно люди не важные и не знатные. Степени низших чинов при царском дворе стояли так: стольники, стряпчие, дворяне, дьяки, жильцы, дети боярские 145. Но не смотря на свое очень невысокое положение в чиновной государственной иерархии, дьяки, благодаря крайнему невежеству наших предков, их безграмотности даже в высших правительственных классах часто, например, воеводы не умели писать и особенно их неуменью вести какие бы то ни было письменные дела, с течением времени по своему роду деятельности приобрели очень важное и влиятельное положение в государстве. Они, как единственные присяжные знатоки законов и всяких письменных дел, сделались решительно необходимыми во всех тех случаях, где требовалось знание закона, старины, искусное составление деловой бумаги; — рассмотреть поданную князю или царю бумагу, сделать доклад из нее, указать и сделать выписки подходящих к данному случаю статей законов, составить новую бумагу, написать память, приказ и пр. Вследствие такого важного значения дьяков мы видим их при особе государей в качестве их секретарей, в приказах, при воеводах, при посольствах и даже иногда в качестве наместников в различных городах 146. Государство вполне ясно понимало важное, необходимое значение дьяков при производстве всех письменных дел и потому узаконило, что ни одна бумага не может иметь официального, обязательного значения без подписи дьяков. Мало этого, сознание важного значения и необходимости дьяков во всех делах побудило государство ввести дьяков, не смотря на их очень не высокое происхождение, в государственную думу,— так произошли, вероятию в конце XVI века, думные дьяки 147.
Оклады дьякам были поместные, равнявшиеся окладам московских дворян, но также неравные, как и у последних. Денежное их жалованье в XVII столетии было от 80 до 150 рублей, думных дьяков 200 руб. Так как обязанности дьяков были слишком многочисленны и сложны, то им были приданы низшие чиновники, получившие название подьячих, которые с течением времени разделились на три разряда: старых, средних и молодых, из старых подьячих более искусные производились в дьяки. Как в государственном, так и архиерейском управлении дьяки занимают также очень видное место. У архиереев были свои дьяки, которые вели все письменные дела архиерея, как княжеские дьяки — при князьях. Они были знатоки не только государственных, но и церковных законов, что требовалось особенностями архиерейского управления. Иоанн III, при походе на Новгород, взял с собою архиепископского дьяка, «умевшаго воротити русскими летописцы». Когда придут новгородские послы, говорил ему Иоанн, ты им помяни давния неправды новгородцев: припомни им все, как они в прежнее время изменяли князьям, отцам нашим и дедам и прадедам 148. Из того факта, что Иоанн III при походе на Новгород взял с собою архиепископского дьяка, «умевшаго воротити русскими летописцы», видно, что архиерейские дьяки считались людьми очень книжными, знавшими русскую старину и умевшими при случае воспользоваться своими знаниями, к которым обращались даже при нужде и князья. Для разъясне ния вопроса о монастырских имуществах, поднятого на соборе 1503 года Нилом Сорским и его сторонниками, отцы собора послали к великому князю митрополичьего дьяка Леваша, конечно ввиду его отличного знания церковных и гражданских постановлений по данному вопросу и уменья представить дело в том виде, как того желал собор.
Как люди постоянно необходимые для архиереев и близкие к ним, дьяки пользовались большим влиянием и силою во всем архиерейском управлении, при чем дозволяли себе очень много злоупотреблений, именно, — были большею частью страшные взяточники. Некоторые из них приобрели себе этим даже печальную известность. Летопись так объясняет причину удаления Геннадия с архиепископской новгородской кафедры: «начал мзду имати у священников ставления, наипаче советом своего единомысленнаго любовника и дьяка Михаила Иванова сына Алексеева» 149. О патриаршем дьяке Кокошилове духовенство говорит в своей жалобе, что «людям его раздавали по полтине и по рублю, и самому рублей по пяти и по шести деньгами, кроме гостинцев меду и рыбы, да еще бы рыба была живая, да жене его переносят гостинцев мылом и ягодами на рубль и больше, а если не дать людям, никакими мерами на двор не пустят» 150. Все бумаги, исходившие от архиереев, скреплялись подписью дьяка, которая придавала им официальный характер. В первый раз подпись архиерейского дьяка встречается под уставной грамотой митрополита Киприана Константиновскому монастырю, подтвержденной потом митрополитом Ионою и скрепленной подписью его дьяка Карло 151 , и следовательно в половине XV века; с этого времени уже на всех архиерейских грамотах мы всегда встречаем подписи дьяков. Кроме дьяков собственно архиерейских были еще дьяки при архиерейских боярах; они всегда присутствовали на суде бояр, для отправления при них письменных обязанностей. Собором 1531 года было постановлено, чтобы дьяки присутствовали на суде архиерейских бояр, писали судные списки, прикладывали к ним свои руки, и потом хранили у себя эти списки в ларце, пока бояре не положат их перед святителями, — подьячим же тех списков не давать. Дьяки принадлежали к известным фамилиям, в которых это звание переходило по наследству, по крайней мере некоторые фамилии дьяков мы встречаем в конце XV и в начале XVI века при московских митрополитах и затем в XVII веке при патриархах 152. Первоначально дьяки назначались на свои должности и увольнялись от них исключительно по произволу епископа, государство не вмешивалось в их взаимные отношения.
Но как скоро оно сознало необходимость подчинить своему контролю выбор и увольнение важнейших чиновников архиерейского управления — каковы: бояре, дворецкие, то очевидно не могло опустить из внимания и дьяков, которые, по характеру своих обязанностей и деятельности, всегда играли самую видную, а нередко и первенствующую роль во всех делах. По этому собор 1551 года наряду с боярами и дворецкими сделал постановление и о дьяках: «да и дьяков бы им архиереям у себя держати, с царева же ведома, которым будет пригоже с бояры всякие дела делати, чтобы было бережно» 153. Тоже утверждается и «запискою о царском дворе, церковном чиноначалии, придворных чинах, приказах» и проч. Со времени учреждения Филаретом Никитичем патриарших приказов, в них, вместе с боярами, заседали и дьяки, на обязанности которых лежало все письменное делопроизводство приказов, — о самой их деятельности в патриарших приказах мы скажем ниже. Кроме письменных собственно дел при архиереях и их боярах дьяки исполняли, по поручению архиерея, еще и различные частные поручения, иногда и такие, которые вовсе не гармонировали с их прямыми обязанностями. Так дьяки посылались архиереями описывать имение и земли подведомственных им лиц 155 ; они покупали митрополиту по его поручению земли 156 ; присутствовали при совершении купчих в пользу митрополита в качестве послухов 157 ; являлись, в качестве представителей митрополичьих интересов, на судебное разбирательство исков в светский суд 158 ; на патриарших торжественных обедах они исполняли роль кравчих и вообще заменяли собою парадную прислугу 159. Содержание дьяки получали от самой своей должности. Стоглавый собор говорит, что они должны получать в судных делах следующие им пошлины, как они определены в царском судебнике 160. Кроме того, они получали пошлины от подписи различных грамот 161. Впоследствии дьякам, заседавшим в приказах, давались поместья и определенное жалованье, о чем мы скажем в своем месте.
Говоря о дьяках, считаю не лишним сделать следующее замечание: мы имели случай говорить, что архиереи, в устройстве своего двора и при учреждении различных чинов, брали за образец князя, так что архиерейский двор, со всеми его чинами, представлял из себя довольно верную копию княжеского двора и чинов. По-видимому, этому общему положению противоречит то обстоятельство, что дьяки, как показывает самое их название, имеют чисто церковное происхождение, так что справедливее кажется думать, что не архиереи заимствовали эту должность у князей, а князья у архиереев. Но это едва ли справедливо. Что княжеские дьяки получили свое название от церковных дьяков, это конечно вполне справедливо; но у кого в первый раз, у архиерея или у князя, явилась должность дьяков, как секретарей, этого еще нельзя решить на основании одного только названия. Мне кажется, что должность дьяков, как секретарей, дьяки как чиновники, в первый раз явились у князей. Самые грамотные и сведущие в письмоводстве люди, в древнейшее время, принадлежали первоначально, почти исключительно, к клиру, и потому было вполне естественно, что князья, для исправления при себе различных письменных дел, брали себе из клира дьяков, как лиц почти единственно в то время грамотных и способных отправлять обязанности писцов.
Этимология данного слова демонстрирует его довольно широкое распространение. Например со старорусского это слово можно перевести как управляющий, а с украинского языка — как надзиратель.
Тиун также являлся служителем княжеского двора или нижнее управляющее звено администрации в сёлах. Тиуны были самой необходимой опорой, а также помощью для землевладельцев-феодалов в суде и управлении. Большинство из этих людей, однако, были несвободны. Как мы можем увидеть в «Русской правде» - человек, принимающий должность тиуна, сразу же переходил в раздел тех людей, которых называли холопами.
Более того, мелкие чиновники из судебной системы того времени также назывались тиунами и назначались либо лично князьями, либо воеводами. Источник Кто такие тиуны в древней руси При князьях и посадниках существовали агенты, выполнявшие отдельно функции.
Это были тиуны, назначаемые часто из дворовых слуг князя. Тиуны присутствовали на суде князя и посадника, нередко даже замещали их в суде, им поручалось заведование княжеским хозяйством в селах и на княжеском дворе. Различались тиуны: княжеский, огнищный, заведовавший княжеским двором — огнищем впоследствии он назывался тиуном дворским и с XII в. Кроме того, различались тиун конюшный, тиун ратайный пашенный. За убийство княжьего тиуна Русская Правда устанавливала самую высокую, 80-гривенную виру; за убийство боярского тиуна — 40-гривенную. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора огнищный тиун, конюшенный тиун.
Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах сельский тиун, ратайный тиун ; их жизнь защищала 12-гривенная вира. Тиуна мог судить только сам князь. Последние состояли при самом архиерее и находились в кафедральном городе. По постановлению Стоглавого собора, главною обязанностью тиуна была выдача священнослужителям, приезжавшим по каким-либо делам из сел и городов в кафедральный город и нанимавшимся здесь служить литургии, знамен, которые давали им право на это служение. Тиуны обязаны были в присутствии поповских старост осматривать ставленые, благословенные и отпускные грамоты священнослужителей и выдавать знамена только тем из них, которые имели такие грамоты. Тиун не должен был давать знамен лицам, о которых бы он узнал, что они состоят под судом.
Позже тиуны следят за церковным благочинием, за исполнением не только священнослужителями, но и поповскими старостами их обязанностей. Тиуны заседали вместе с поповскими старостами в поповской избе, а впоследствии в тиунской, до 1667 г. Вместе с тем в летописях с конца XI в. В Ипатьевской летописи под 1146 г. Со второй четверти XIII в. Таким образом, содержание службы княжеского должностного лица в качестве тиуна, исходя из источников XI—XIlI вв.
В исторической литературе, на основании анализа 66-й и 110-й статей Пространной Правды, установилась точка зрения, согласно которой тиун по своему социальному положению был привилегированным холопом князя или боярина В. Ключевский, Б.
Значение слова «тиун»
Полномочия и власть тиунов были очень высоки, хотя тиуны обычно назначались из холопов. В Древней Руси «тиуны» были особыми людьми, которые играли важную роль в обществе. древнерусская должность, заключавшаяся в управлении княжеским хозяйством. Тиуны - сборщики дани на Руси. слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.
Что такое Тиун простыми словами
Тиун — это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани. это человек, который был лишён своей свободы, однако также был наделён большим количеством обязанностей. Значение слова Тиун на это Тиун Тиун (тиунъ, тивунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по доброй воле пост. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников, выполняли судебные функции и контроль за сбором дани.
Значение слова «тиун»
Фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве с разделением труда. Факт исторический— событие или явление исторической действительности; сообщение источника; то есть информация о действительности; элемент логической структуры исторической науки, полученный на основе интерпретации источниковой информации о событии. Феодальная раздробленность— закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. Начиная с 30-х годов XIIв. Феодальная рента — одна из форм земельной ренты, существовала в отработочном барщина , продуктовом натуральный оброк и денежном видах. Фискал — в 1711—1729 гг. Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в 1439 г. Православие должно было принять догмы католического вероучения, сохраняя православные обряды.
Греческое духовенство и византийский император согласились на подписание Унии, надеясь получить поддержку Западной Европы в борьбе против турок. Документ подписал и русский митрополит Исидор грек по национальности , однако ВасилийIIи русское духовенство отказались принять Унию. Исидор был низложен, а в 1443 г. Харизма — свойство некоторых людей внушать людям веру в их особые способности.
Роль тиунов в политической жизни Древней Руси Тиуны, или жрецы-волхвы, играли важную роль в политической жизни Древней Руси. Они были духовными лидерами и могущественными магами, которые имели значительное влияние на государственные дела.
Тиуны обладали особыми знаниями о мире духов и могли предсказывать будущее, принимать важные решения и освящать главных правителей. Тиуны часто выступали в роли консультантов и советников князей. Их советы и рекомендации были неотъемлемой частью процесса принятия решений, особенно в вопросах, связанных с военными операциями, социальными и политическими изменениями. Князья самостоятельно не принимали серьезных решений без согласия тиунов, так как полагались на их мудрость и предсказания. Тиуны также играли важную роль в коронационных церемониях. Они проводили особые ритуалы и обряды, чтобы освятить нового князя и обеспечить ему духовную защиту.
Такая связь с тиунами придавала князью правовую легитимность и подчеркивала его важность и превосходство перед другими правителями. Роль тиунов в политической жизни Древней Руси была неоценимой. Они не только являлись духовными наставниками и советниками, но и способствовали объединению различных племен и группировок в единое государство. Тиуны служили гарантом внутренней стабильности и единства, а также позволяли укреплять отношения с другими странами и народами. Они были посредниками между людьми и богами и занимались проведением религиозных обрядов и церемоний. Тиуны имели высокий статус и обладали большой властью в обществе.
Они не только исполняли священные обязанности, но и часто принимали участие в принятии важных решений. Тиуны были неотъемлемой частью феодальной системы и имели свои земельные владения и подданных. Кроме своих религиозных функций, тиуны также играли важную роль в сохранении и передаче культурных традиций. Они были хранителями знаний о русской мифологии, истории и обычаях. Тиуны передавали эту информацию следующим поколениям через устное народное творчество, такое как сказки, песни и поверья. Тиуны проводили ритуалы и обряды, связанные с почитанием богов и духов природы.
Они также осуществляли предсказания и гадания, помогая людям принимать важные решения и предсказывать будущее. Тиуны являлись мастерами магии и могли применять заклинания и амулеты для защиты от болезней и злых духов. Тиуны были уважаемыми и почитаемыми членами общества, и их роль и значение не могли быть недооценены.
Второстепенных чиновников, которые относились к судебно-административной власти, также называли тиунами. Их назначали князья, волостели или наместники. В 13-14 веках число тиунов наместника определяли при помощи уставных грамот. Если сравнивать суд второстепенных чиновников с таковым наместника, то первый являлся низшей инстанцией. Несмотря на то что вознаграждение тиуна проводилось на равных началах, его доходы наполовину не достигали прибыли наместника.
Население восставало против ненавистных ему чиновников можно вспомнить восстание жителей Киева в 1146 году. В литературных памятниках тиун - это корыстный притеснитель народа к примеру, в Слове Даниила Заточника. Тиуны в Московском государстве и Великом Княжестве Литовском Здесь акцент смещается от хозяйственных к управленческим и судебным функциям. В 14—17 вв. Также были включенные в наместнический аппарат и те, на которых лежали судебные функции. Великое княжество Литовское прозвало тиунами крупных феодалов, которые были ответственны за управление волостями позже их стали называть наместниками и собирали дань которое в ту пору ещё называлось «полюдье». В отдельных частях Галицкой Руси, где ещё существовали пережитки древнерусского права, таковыми являлись выборные представители сельских общин.
Мытарство как явление начало складываться в тот момент, когда откупщики начали нанимать сборщиков, оставляя себе доход и передавая им риски профессии. Для достижения своих целей сборщики применяли широкий инструментарий: угрожали расправой, могли отправить в тюрьму и т.
Баскак и мытарь, оба собирали дань и пошлины в пользу метрополии. Однако баскаки всегда были представителями Орды не только в силу полномочий, но и по происхождению. Мытари же нанимались из местного населения, стало быть, были ненавидимы за поборы, притеснения и служение иноверцам и захватчикам. В летописных документах Древней Руси мы встречаем мытников, они собирали плату с купцов за провоз товаров и взимали сбор за право торговли. В древнерусском языке «мыт» означал место остановки возов и лодок. Таким образом, пошлины назывались «мыто», сборщики пошлин — «мытники», а таможня — «мытница» или «мытня». Величину пошлины устанавливал князь, мытники входили в княжескую дружину. К слову сказать, название подмосковного города Мытищи произошло от мыто — таможенной заставы, на которой собирали пошлину с торговцев, шедших волоком из Яузы в Клязьму. Еще один интересный опыт распределения полномочий, связанный со сбором пошлин и податей — тиуны.
В результате реформы, проведенной в конце Х в. На каждый погост был назначен тиун - ответственный сборщик налогов. Со временем полномочия тиунов расширялись, тиуны великого князя занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями , тогда как тиуны, входившие в аппарат наместников , выполняли судебные функции и контроль за сбором дани.
Кто такие тюны в Древней Руси
Тиун занимался хозяйством государя и управлял отдельными городами или волостями. это также служитель княжеского двора, а ещё нижнее звено администрации в селах. Кроме наместников, о которых говорилось выше, в Москве существовали тиуны великого князя: они разбирали дела великокняжеских людей, кроме душегубства и кражи с поличным. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТИУН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун); их жизнь защищала 12-гривенная вира[6]. Новость о гибели Аургельмира вызвала ярость у всех йотунов, сынов Трудгельмира, они поклялись во чтобы то ни стало отомстить богам из Асгарда за их преступление и предательство, с тех пор началась война между асами и йотунами.