Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Моряк-художник Александр Пономарев показал свою графику в Крокин галерее. Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года.
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
Искусство Александра Пономарёва в мировоззренческом плане всегда выходит за рамки. Оно междисциплинарно по определению. Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла. Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала. Иногда Пономарёв ставит на паузу, погружаясь в нечто созерцательное, в рисование с натуры, воспроизводя особое состояние, близкое поэтической цезуре, имеющей особое значение и смысл в организации общего строя.
Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам. Одна из ее задач — подчеркнуть глобальное влияние Древнего Египта и стать «слиянием древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира», выстроить диалог между современным и древним искусством. Инсталляция Александра Пономарева отлично вписывается в обе задачи: тщательно рефлексируя факт соседства самых известных пирамид, она развивает одну из основных тем древнеегипетской культуры — идею цикличности, постоянства повторяемости.
Участник всех Московских биеннале Современного искусства. В 2007 году представлял Российскую Федерацию на 52 Биеннале современного искусства в Венеции. В 2009 году реализовал специальный проект «Субтициано Всплытие субмарины в Гранд Канале » на 53 Биеннале современного искусства в Венеции. Член-корреспондент Российской академии художеств.
Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. В залах музея появятся две инсталляции с кораблями. Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция «Теория струн» — перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками — подобное панно находится в основании легендарной инсталляции «Уроборос», сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза. Даты проведения: 8 июня — 31 июля 2022 г. Адрес: Москва, Зубовский бульвар, 2, первый корпус, Музей Москвы.
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет. В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка.
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте
Вход на мероприятие свободный по предварительной регистрации. Александр Пономарёв — художник, куратор. За 30 лет творческой деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. Многие проекты были реализованы в мировом океане, а также в Арктике, Антарктике и Сахаре. В 2007 году был участником Национальной экспозиции в Российском павильоне на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции. Это был специальный проект 53-й Биеннале современного искусства в Венеции.
Больше всего меня интересует возможность каким-то образом уцепить эти процессуальные начала жизни.
Из мысли о дальнем путешествии рождается курс, из рисунков — некая конструкция... Процесс — то, что стоит во главе этой пирамидальной цели. Представьте, вам звонят и говорят: Александр, сделаете инсталляцию на МКС? Четыре месяца подготовки — и вперед. Какие экзотические места вы планируете посетить в обозримом будущем? Сейчас я как раз только вернулся оттуда.
Это маленькая русская Антарктида. Фантастическое место — и исторически, и в плане природы. Мечтаю организовать туда экспедицию. Возьму в команду художников и архитекторов. В эту сторону должны смотреть не только военные и исследователи, но и художники, архитекторы — те, кто организует пространство человеческой жизни. И если мы осваиваем наши территории, движемся по Северному морскому пути, то надо заботиться и о культурной составляющей.
Именно художники ставят эти вопросы — формируют подход, идеологию работы с пространством. Насколько вам это близко? Художник должен глубже цеплять мир. А говорить «у меня философские работы» или «у меня экологическая тематика» — это смешно. Художник всегда размышляет о взаимодействии человека с бесконечностью и природой. Первые купюры можно будет продать в несколько раз дороже номинала — На днях была новость, что рынок современного искусства побил очередной рекорд, показав самые большие суммарные продажи за год в мире.
Вы чувствуете подъем этого рынка? У нас, на мой взгляд, нет рынка изобразительного искусства в том виде, в каком он существует в мире — в западных странах и в Китае. Он так и не сложился, но постепенно все же складывается благодаря усилиям конкретных людей. Я говорю даже не про художников, а про галеристов, организаторов аукционов, директоров музеев. Их человек 50, ну, может быть, 100. Мне не приходится жаловаться хотя бы потому, что я всю жизнь свободный художник и живу только за счет продажи своих произведений искусства.
А у нас обычно такого не бывает. Скорее скажут: «Мы же тебе даем возможность осуществить проект» — мол, и будь этим доволен.
Почти все его инсталляции связаны с водой и кораблями. Воду художник использует во множестве объектов в разных формах: это и жидкости, в которых плавают небольшие модели подводных лодок и субмарин, и пар, который превращается в лед. Александр Пономарев осуществил более 100 выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях.
Но все-таки тогда моей основной профессией была профессия моряка.
Я ходил на самых разных кораблях, даже на подводных лодках. Когда я делал очередной проект на Венецианской биеннале, то в каталоге поместил фотографию, где видно, как мы входим в Венецию в Гранд-канал на парусном судне «Товарищ». Это был год примерно 1974-й. Прекрасное время было. Тогда я впервые попал в собор Фрари и увидел «Ассунту». Теперь у меня такая традиция — как только оказываюсь в Венеции, сразу иду в этот собор смотреть на гениальное произведение Тициана.
Мы же, моряки, — суеверный народ, очень любим традиции, талисманы. Это такие суда, которые крутятся по всему земному шару, перевозят бананы, и другие фрукты и овощи из Латинской Америки в Европу, из Сингапура в Австралию и так далее. Я не прекращал рисовать, особенно акварели. И конечно же, как было положено в те годы, бани оформлял, резьбу делал — в общем, занимался народным морским творчеством. Но все равно, хотя денег было очень мало, да и ходить по заграничной земле разрешалось только группами по трое, я платил за всех свои деньги, и мы с ребятами добирались до какого-нибудь европейского города, шли в музеи, приобщались к мировым шедеврам. Они, как правило, плевались, а я с удовольствием смотрел.
Это было в начале 1980-х. В Венеции. Фото из архива Александра Пономарева А потом произошли события, которые резко изменили мою жизнь. У меня начались серьезные проблемы со здоровьем, вплоть до того, что я разок даже отправился на тот свет. Я был таким красивым молодым моряком, и вдруг — бац! Такой полный экзистенциализм, онкология, несколько операций… Но мы же моряки, мы не сдаемся — или тонем, или побеждаем.
Поэтому надо было одеть красивую белую форму, встать на палубу и тонуть. На как это сделать именно красиво? И я придумал себе занятие. Начал снова рисовать. Пересовал всех соседей по палате, потом по больнице. Мои близкие очень меня поддерживали.
Надо сказать, что у меня супруга профессиональный архитектор и всегда, когда я еще плавал, ругала меня — просила, чтобы я больше рисовал.
Выставка «Без берегов» в Музее Москвы
Над технической стороной с нами работает Борис Алексеевич Кузнецов, выдающийся специалист по льду. Он делал ледовое покрытие нескольких стадионов. Хладагент циркулирует по замкнутому контуру с регулируемой скоростью и температурой. В подвальном помещении находится холодильная установка, а помещение имеет теплоизоляцию, как у термоса. Стены мерцают, а нижний свет создает ощущения тайны! Общее пространство разделено на две части — холодную и теплую.
Теплое пространство — вводит человека в наш «Климатрон». Там, на мой взгляд, должны происходить некие функциональные вещи, то есть человек должен получать специальную информацию, а еще бушлаты, потому что внутри холодно. Надеемся, что у нас будет возможность разработать для них специальный дизайн. Внутри это будет черный объем, на фоне которого развернется вся эта ледяная история. Думаю, и эти идеи могут постепенно дозреть!
Вот самое главное, чего мы не хотим, чтобы пещера была таким банальным аттракционом. Это самое плохое, что может случиться: тогда мы снимем все имена и будем объезжать ее за два километра, чтобы не говорить, что это мы сделали. Лучше это все-таки пытаться дотянуться до Платона, чем до аттракциона.
Это был специальный проект 53-й Биеннале современного искусства в Венеции.
Осуществил как куратор и участник специальный проект «Один из тысячи способов победить энтропию» в венецианском Арсенале 2011. Является автором идеи и комиссаром Первой биеннале современного искусства в Антарктиде и Первого наднационального павильона Антарктиды в Венеции, за что по версии журнала Foreign Policy удостоен звания «Глобальный мыслитель» 2014. Член Российской академии художеств, офицер Ордена искусства и литературы Франции. Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Томский Обзор».
Лодки разделены песочными часами в форме двух стеклянных пирамид и керамическим основанием с изображением уробороса — змеи, кусающей свой хвост. Инсталляция Пономарева создана в рамках Биеннале современного искусства Forever is Now 2021, которая пройдет на плато Гиза. Художник рассказал «Культуромании» о том, как родился этот проект и как он был воплощен. С чего начался для вас «Уроборос»? По сути дела, все мои корабли — солнечные, потому что мы — люди Солнца, солнечной энергии — и в прямом, и переносном смысле.
Солнце — это и есть главный двигатель жизни. И если художник чувствует солнечный ветер, то ему и попутный ветер всегда сопутствует. С чего начался «Уроборос»? С погружения в территорию, координаты, пространство, с возвращения в детство, с возвращения в увлечение Древним Египтом, пирамидами, разными теориями — научными, псевдонаучными и альтернативными. Предшествовало ли «Уроборосу» путешествие по египетской пустыне? И как раз уроборос является той границей, которая отделяет океан воображения, хаоса от нашего реального океана, от времени.
Вокруг этого все и закрутилось той самой петлей уробороса. По египетской пустыне не ездил, но по африканской путешествовал — и воспоминания все время присутствуют и в моих стихах, и в моих работах. Мне очень нравится пустыня — и не только с песками, но и арктическая, антарктическая.
В центре панно — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Point of view Волшебный лес перископов — в мире Александра Пономарева возможно и такое. Для инсталляции художник использовал два больших дерева, поваленных бурей где-то в Альпах.
А вот главные персонажи этой работы — две фигуры моряков в натуральную величину. Впервые инсталляция была показана в 2008 году в итальянской галерее Galleria Nina Lumer. Специально созданный с помощью вентиляторов ветерок создавал впечатление полета. Александр Пономарев объясняет необычное положение моряков так: они зрят в суть вещей, расширяя и меняя наш взгляд на привычный окружающий мир. В Музее Москвы представлен эскиз к данной работе.
Корневое зрение
Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Картины художника Александр Пономарёв. В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ.
Александр Пономарев
Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Alexander Ponomarev'in Resmi Sitesi. Александр Пономарев осуществил более 100 выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях. Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года.
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
Отсюда многоплановость художественного высказывания, где в приоритете образ мысли, а полнота восприятия во многом обусловлена представлением об авторе, погружением в его мистерию, его сверхзадачу, где каждый рисунок — элемент чего-то большего, раскрываемого в массиве единого замысла. Будь то страница блокнота или навигационная карта, в искусстве Александра Пономарёва это документ, фиксирующий этап становления и реализации грандиозного проекта; это особый синтез, сублимация идеи, зерно, таинственная «хромосома», способная развиться в нечто несоизмеримое с зарисовкой на странице бортового журнала. Иногда Пономарёв ставит на паузу, погружаясь в нечто созерцательное, в рисование с натуры, воспроизводя особое состояние, близкое поэтической цезуре, имеющей особое значение и смысл в организации общего строя. Но основные маршруты Александра Пономарёва уверенной рукой проложены на штурманских картах в ином формате, в формате адекватном человеку, пребывающему в эпицентре циклона в поисках соразмерной метафоры. Александр Петровичев.
Стеклянный корабль, «Уроборос», расписная подводная лодка: в Третьяковке открылась выставка «Я безумен только в норд-норд-вест» Горбилет 29 сентября 2023 Стеклянный корабль, «Уроборос», расписная подводная лодка: в Третьяковке открылась выставка «Я безумен только в норд-норд-вест» Экспозиция открыта с 28 сентября 2023 до 14 января 2024 года. На ней — макеты арт-объектов, созданные художником Александром Пономарёвым для разных уголков земного шара.
Его Пономарёв выполнил специально для Третьяковской галереи. Также зрители увидят 16 макетов инсталляций, показанных в разных частях света: от Египта до Парижа. Ещё в экспозиции есть рисунки Пономарёва на старых морских навигационных картах.
На факультете креативно подходят к обучению: реализуют междисциплинарные проекты и используют передовые цифровые подходы. Здесь студентам помогают раскрыть талант, обучают не только специальности, но и современным подходам и рассказывают про актуальные тренды в профессиях. Студенты «Современного дизайна» становятся призерами всероссийских и международных конкурсов, принимают участие в выставках в России и за рубежом. Выпускники Школы дизайна не только легко справляются с задачами визуализации, но и умеют работать в проектных командах.
Если бы он, профессиональный моряк по первому образованию, решил в середине 1980-х заняться, к примеру, полетами на Марс или лечением онкологических заболеваний, то сегодня болезнь была бы побеждена, а планета колонизирована. Но Александр занялся современным искусством и на этой ниве совершил столько подвигов, сколько простым людям хватило бы на десять жизней.
Он на 20 минут убирал с земли и с навигационных карт остров в Баренцевом море акция «Майя. Потерянный остров», 2000 , изображал гальюнную скульптуру на носу идущего под парами корабля, причем дело было в Арктике акция «Баффинова фигура», теплоход «Академик Йоффе», море Баффина, 2006. Александр Пономарев. Где дно? Фото: Архив художника На 53-й Биеннале современного искусства в Венеции Пономарев организовал всплытие разукрашенной подводной лодки в Гранд-канале проект Subtiziano, 2009.
Александр Пономарев
Участник всех Московских биеннале Современного искусства. В 2007 году представлял Российскую Федерацию на 52 Биеннале современного искусства в Венеции. В 2009 году реализовал специальный проект «Субтициано Всплытие субмарины в Гранд Канале » на 53 Биеннале современного искусства в Венеции. Член-корреспондент Российской академии художеств.
То же самое и здесь. Но, получив такое предложение — поработать рядом с пирамидами, ты сразу задаешь себе вопрос: а сможешь ли ты это сделать вообще? А достоин ли ты? И дальше начинаешь жить с этой идеей, сочинять стихи, рисовать, придумывать образы. Конечно, когда ты попадаешь в такое особое пространство, где существуют свои «ритмы», «пластика», «музыка», надо там не потеряться. Но и наглеть нельзя, потому что это и музей, и захоронение. Фото: пресс-служба художника Александра Пономарева Рисунок инсталляции «Уроборос» И вот у меня родилась мысль взять за основу концепции Солнечную лодку — ту, в которой путешествовал и бог Ра, и фараоны. Кстати, именно в Египте находится самый старый корабль в мире. В середине прошлого века его раскопали, а теперь перевезли вместе с двумя десятками мумий в новый музей. И сейчас идут разговоры, что моя инсталляция тоже может после биеннале войти в экспозицию этого музея.
Главные аукционные лоты октября — Насколько вообще для вас важно место создания работы? Сейчас в ходу термин site-specific project. Мои подводные лодки, плавающие в Гранд-канале Венеции, объекты, которые тонут в центре океана, — это ведь оно и есть. Место очень важно. Как человек, служивший на флоте, я определяю место с точностью до секунд широты. Смотрю на это пространство, думаю, как инсталляция ритмически будет сочетаться с фоном, с каких точек какой вид будет открываться... А затем уже ищу технические возможности воплощения идеи. Конечно, нужно хорошо рассчитать инженерную конструкцию, найти партнеров, которые помогут с материалами, ведь иногда бывают очень сложные инженерные задачи. Например, в данном случае нам нужны были особые панели из керамики. Их помогла сделать галерея Surface Lab Art, у которой есть большой опыт в подобных вещах.
Еще появилась удивительная возможность в композиции панно основания инсталляции использовать настоящие древнеегипетские тексты. В общем, это все вылилось в страшно интересный комплексный проект, аккумулирующий достижения художников, ученых и технических специалистов. Древнейший символ бесконечности. Мы как бы создаем петлю времени, соединяя две лодки в замкнутую динамическую конструкцию, и символически включаем в нее судьбы людей, живших много тысяч лет назад. Для чего египтяне писали эти тексты на плитах? Для того, чтобы живые люди приходили и обязательно вслух произносили их: считалось, что тогда ты возвращаешься с того берега Нила на этот. Я мечтал об этом 15 лет!
Пушкина собирает средства на реставрацию редкой египетской погребальной пелены Для проекта Пономарев создал специальную конструкцию - увеличенную копию ветроуказателя, который моряки и летчики называют "колдуном". Диаметр этого конуса из крепкой и легкой материи, прикрепленной к металлическому кольцу, точно соответствует соотношениям частей человеческого тела, заданным Леонардо да Винчи в "Витрувианском человеке". Сейчас же для музея он сделал шесть таких "колдунов", красно-синие полосы которых преображают серый фасад классического здания. Проект продолжается в залах музея, и он, по словам Лошак, "позволяет нам поговорить о гармонии человека в мире и вообще о всех тех вечных вещах, которые связаны с пониманием пропорций в искусстве". В зале Микеланджело центром экспозиционной композиции стала видеоинсталляция перфоманса Пономарева, когда он во время экспедиции судна Российской академии наук прикрепил "колдуна" между мачтами и встал между ними, повторив образ "витрувианского человека", фигура которого вписана в круг.
Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом. Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах.