Как отмечается в законопроекте, дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированн.
Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации
Впервые электронное голосование в помещении для голосования с использованием перфокарт и компьютеров для подсчёта голосов было применено на первичных президентских выборах в США в 1964 г. Дистанционное электронное голосование Дистанционное электронное голосование представляет собой форму голосования на выборах и референдумах с использованием специального программного обеспечения , которое не требует присутствия избирателя в помещении для голосования. Дистанционное электронное голосование может осуществляться в следующих формах Григорьев. Одним из первых государств, которое начало использовать дистанционное электронное голосование на постоянной основе, стала Эстония. С 2005 г. Наблюдается тенденция к постепенному увеличению числа избирателей, использующих дистанционное электронное голосование. На парламентских выборах 2007 г. Применение различных форм и способов электронного голосования на выборах и референдумах имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами голосования.
К их числу относятся: предоставление избирателям возможности голосовать вне избирательных участков и помещений для голосования; упрощение участия в выборах и референдумах граждан, проживающих или находящихся за границей; расширение доступа к процессу голосования для избирателей с ограниченными возможностями; повышение явки на выборы путём предоставления дополнительных способов голосования; приведение голосования в соответствие с уровнем развития общества и продвижение новых технологий в качестве средства коммуникации и участия граждан в демократических процессах; снижение общих затрат на организацию и проведение выборов или референдумов; более достоверное и оперативное обнародование результатов. В то же время практика использования дистанционного электронного голосования в различных государствах мира показала существование ряда рисков, связанных с обеспечением стандартов демократических выборов.
К началу проекта у нас уже был готовый криптографический протокол и собственная блокчейн-платформа Waves Enterprise. Через смарт-контракты в ней можно было сразу развернуть всю необходимую логику и защитить данные в соответствии с требованиями. Но были нюансы. Производительность пропускная способность.
Мы всегда уделяли ей внимание, но к 500 tps с ходу на смарт-контрактах были не готовы. Гарантия исполнения транзакций. По умолчанию блокчейн очень старается исполнять все транзакции, но не гарантирует этого — принцип best effort basis. Для голосования так не пойдет, нужны железные гарантии. Далее я в общем виде опишу, как работает наша блокчейн платформа WE. Vote для дистанционных голосований, а затем то, как мы ее изменили для ДЭГ, чтобы соответствовать требованиям к федеральной системе.
Исходная архитектура WE. Vote Нижний слой системы — это блокчейн-сеть, которая работает как распределенная база для голосов с возможностью прозрачного транспорта для открытых данных голосования зашифрованных бюллетеней, а также маркеров и параметров, которые позволяют доказать, что голосование идет корректно. На этом уровне работают смарт-контракты, которые автоматизируют процессы голосования и обработки голосов. Над блокчейн-сетью — уровень криптографических сервисов, которые отвечают за распределенную генерацию ключа для шифрования бюллетеней. Расшифрование результатов происходит здесь же. Криптографические сервисы не общаются друг с другом напрямую, они взаимодействуют только через отправку данных в блокчейне, что повышает прозрачность системы.
На этом уровне реализована защита от фильтрации голосов и защита тайны голосования. Распределенная архитектура позволяет также сузить поверхность атаки на главный ключ. Третьим идет классический клиент-серверный слой — веб-интерфейсы администратора и участника голосования, а также некоторые вспомогательные сервисы. Участник отправляет бюллетень напрямую в ноду. Вот что мы сделали, чтобы закрыть оставшиеся вопросы. В нашей платформе создание ключа голосования было полностью автоматизировано.
В ЦИК нас попросили сделать его более наглядным и отделенным от ядра системы — чтобы члены избирательных комиссий непосредственно участвовали в запуске и проведении голосований, создавая таким образом дополнительный барьер для злоумышленников. В рамках федерального ДЭГ создание ключей частично вынесено в офлайн. У избирательной комиссии есть ноутбук со специальной утилитой, которая создает ключ. Затем по схеме разделения секрета Шамира ключ разбивают на несколько частей и на съемных носителях раздают держателям ключа. После завершения голосования ключ снова собирают. Имея ключ системы и собранный ключ комиссии, можно расшифровать итоги голосования.
Благодаря распределенному хранению, злоумышленник не сможет манипулировать ключами, даже попав в контур голосования. Следующий шаг — интеграция с компонентами, разработанными «Ростелекомом». Здесь мы создали очередь сообщений.
Кроме того были внесены правки в перечень лиц, которым запрещено избираться в президенты. Теперь такой возможности лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет.
Изменилась и структура избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации.
А при проведении выборов в органы власти субъекта РФ — только в региональную комиссию. Наблюдатели смогут назначаться в каждую участковую, территориальную и окружную комиссии. Партии и кандидаты смогут назначать до трех наблюдателей сейчас только до двух. Кроме того, бывшие главы регионов, отрешенные от должности Президентом РФ, в течение пяти лет после соответствующего указа не могут выдвигаться кандидатами на этот пост ни в одном субъекте РФ. Для оптимизации структуры избирательных комиссий и расходов, связанных с проведением единого дня голосования на территории нашей страны, предложено упразднить избирательные комиссии муниципальных образований и укрупнить избирательные участки, ранее заявил Вяткин. Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.
Электронное голосование
Как работает дистанционное электронное голосование. «Тогда Москва как субъект РФ создала свою региональную платформу дистанционного электронного голосования. Дистанционное электронное голосование проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Для участия в голосовании не нужно находиться в дни выборов на территории своего избирательного.
Процедуру проведения дистанционного электронного голосования могут закрепить
Центризбирком разрешил 29 регионам провести дистанционное электронное голосование на выборах президента. Центризбирком разрешил 29 регионам провести дистанционное электронное голосование на выборах президента. И вновь, уже в пятый раз, в столице наравне с традиционным голосованием непосредственно на избирательных участках будет использоваться ДЭГ — дистанционное электронное голосование. голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. С этой целью в рамках проведения в период с 1 ноября по 24 ноября 2023 года общероссийской тренировки по использованию ГАС «Выборы», программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования и отдельных подсистем и компонентов.
В России пройдет тестирование систем ГАС «Выборы» и дистанционного электронного голосования
Согласно исследованию Brand Analytics, дистанционное электронное голосование на прошедших выборах президента РФ вызвало рекордный интерес в русскоязычных социальных медиа, при этом подавляющая часть упоминаний была позитивной. Среди отзывов отмечалось, что ДЭГ удобен, дает возможность проголосовать быстро и особенно удобен для маломобильных граждан [73]. Селькова была уволена директором ЕР за отказ от участия именно в электронном голосовании Эксперимент был воспринят экспертным сообществом скептично и вызвал неоднозначную оценку. Гибридный админресурс на службе исполнительной власти» [76] и сайта о рисках и уязвимостях электронного голосования в России. Организаторами публичных обсуждений результатов эксперимента выступили политик и бывший кандидат на выборах в Мосгордуму Роман Юнеман и его команда. Доклад и сайт содержат в себе аудит технической [77] , юридической и организационной составляющих системы [78]. По итогам презентации также была принята резолюция об эксперименте ДЭГ, её подписали депутаты VII созыва Московской городской Думы, представляющие оппозиционные фракции [79].
В 2021 году наибольшую критику вызвало применение электронного голосования на выборах в Государственную думу VIII созыва , электоральные исследователи отметили ряд нарушений и возможных фальсификаций [80] [81] [82]. Несогласие с результатами выборов, сделанных на основе электронного голосования, побудило к проведению массовых акций протеста. Политолог Владимир Гельман заявил, что «ещё на выборах в Госдуму в 2021 году была опробована система электронного голосования, которая показала, что можно получать любые результаты вне зависимости от предпочтения избирателя. Сейчас принят закон, который распространяет этот механизм на все выборы, и я нисколько не сомневаюсь, что им будут широко пользоваться.
Председатель Новосибирского облизбиркома Ольга Благо полагает, что для избирателей новый формат не станет неожиданностью. При дистанционном формате избиратель сможет проголосовать вне зависимости от того, где он находится физически. ДЭГ — дополнительная форма голосования и не заменяет основную — на участках. Также не всегда человек хочет голосовать на дому и приглашать для этого сотрудников избиркома, например, из-за болезни.
Традиционно выделяется два основных вида электронного голосования: электронное голосование в помещении для голосования на избирательных участках ; дистанционное электронное голосование. Электронное голосование в помещении для голосования Электронное голосование в помещении представляет собой форму голосования на выборах и референдумах без использования бюллетеней на бумажном носителе, с применением разнообразных технических средств, включая бюллетени , подготовленные в электронном виде программно-техническими средствами.
Как правило, в ходе проведения выборов и референдумов используются следующие виды технических средств, обеспечивающих электронное голосование Лысенко В. Электронное голосование избирателей на выборах и референдумах: зарубежный опыт : технические средства подсчёта голосов на основе использования сенсорных технических средств голосования комплексы электронного голосования с подтверждением волеизъявления избирателей на бумажных носителях либо без таковых; технические средства подсчёта голосов на основе сканеров бумажных избирательных бюллетеней комплексы обработки бумажных избирательных бюллетеней ; сканеры избирательных бюллетеней для подсчёта избирательных бюллетеней голосов избирателей непосредственно членами участковых избирательных органов на основании бумажных избирательных бюллетеней, заполненных избирателями. Впервые электронное голосование в помещении для голосования с использованием перфокарт и компьютеров для подсчёта голосов было применено на первичных президентских выборах в США в 1964 г. Дистанционное электронное голосование Дистанционное электронное голосование представляет собой форму голосования на выборах и референдумах с использованием специального программного обеспечения , которое не требует присутствия избирателя в помещении для голосования. Дистанционное электронное голосование может осуществляться в следующих формах Григорьев. Одним из первых государств, которое начало использовать дистанционное электронное голосование на постоянной основе, стала Эстония. С 2005 г. Наблюдается тенденция к постепенному увеличению числа избирателей, использующих дистанционное электронное голосование.
Но количество УИКов в будущем, через 3-5 лет, будет сокращаться, как это сегодня происходит в Москве. Это очень большие бюджетные расходы, которые, соответственно, можно направить на более нужное и необходимое. Мы просто стараемся идти в ногу со временем. Учитывая, что и тысячу лет назад Псковская область была одним из законодателей электоральной моды в России вместе с Новгородской , мы стараемся оставаться в этом же ключе». За процессом ДЭГ возможно общественное и партийное наблюдение, рассказал председатель Избирательной комиссии Псковской области Игорь Сопов. Для этого создана специальная электронная система, а наблюдателям дается уникальный код для входа в нее. А наблюдение и общественное, и от партии возможно. Общественное наблюдение происходит таким же образом, как и партийное: вы подаете заявку на наблюдение за ДЭГ в избирательную комиссию, которая организует выборы, и получаете код доступа как наблюдатель. Входите в систему и наблюдаете со своего рабочего компьютера. Никакого специального образования не нужно. Наблюдателем может быть любой человек в возрасте от 18 лет». По его словам, процесс происходит как и обычное наблюдение, только в электронном формате. Как технически это происходит: у каждой Общественной палаты каждого региона есть квота по наблюдателям за дистанционным электронным голосованием. И в данном случае у нас имеют право быть наблюдателями три человека. От желающих стать общественным наблюдателем за ДЭГ собирают заявки, это люди от 18 лет, которые не должны состоять в политических партиях или религиозных организациях. То есть они видят, как идут транзакции, они видят, как идет явка. Соответственно, происходит то самое наблюдение. Если они лично сами голосовали через ДЭГ, то они могут вбить свой идентификатор и проверить бюллетень: был он принят или нет. В целом все происходит, как обычное наблюдение, только в электронном формате». По словам уполномоченного по правам человека в Псковской области Дмитрия Шахова, достоверность результатов выборов с использованием ДЭГ до сих пор остается спорной для некоторых граждан. Но существуют инструменты, которые должны обеспечивать прозрачность электронного формата выборов.
Госдума одобрила законопроект о единых правилах проведения онлайн-голосования
Поправки вводят понятие «дистанционное электронное голосование» (голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения) и прописывают основные правила организации. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель или участник референдума должен обратиться на специальный портал в сети Интернет (в том числе с использованием специального мобильного приложения) и пройти процедуры аутентификации. Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы. «Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных.