Реставрационные работы начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле для усиления сейсмоустойчивости конструкции, пишет Habertürk. Вход в Большую мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов, сообщил 31 октября министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Собор Святой Софии (Айя-София) в Константинополе указом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана превращен из музея в мечеть. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью.
Как Святая София стала музеем?
- Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана - LES
- Собор Святой Софии сделали мечетью — это неудачный ход Эрдогана | 360°
- Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
- Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана
- В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз
- Кому на самом деле принадлежит собор?
Талибы развернули свой флаг в соборе Святой Софии — видео
В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…». Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно — ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле.
Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже южная часть собора и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София — результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора. Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался.
В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением. Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались.
Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться.
В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней.
Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете.
В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе.
Но все-таки до последнего момента мы надеялись, что власти Турции пересмотрят это готовившееся решение, и с большим сожалением, с большой болью воспринимаем то, что оно сегодня было принято. Это удар по мировому Православию, ибо для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии — это такой же символ, как для католиков — собор святого Петра в Риме. Этот храм был построен в VI веке и посвящен Христу Спасителю, и для нас он остается храмом, посвященным Спасителю. И потому мы с большим сожалением воспринимаем принятое сегодня решение. Было заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который напомнил о том, сколь много этот храм значит для Русской Православной Церкви.
Именно присутствуя на богослужении в Святой Софии, послы князя Владимира ощутили, что не знают, где находятся — на небе или на земле. Вернувшись в Киев, они рассказали о том, что видели и слышали, князю Владимиру — таким образом, сделанный Владимиром исторический выбор непосредственно связан с посещением его послами храма Святой Софии. Можно сказать, что принятие Русью христианства, предопределившее всю ее историю, имеет связь именно с этим храмом, и он является для нас важным символом. В Святой Софии до сих пор чудом сохранились фрагменты древних мозаик и, конечно, многие задаются вопросом: что произойдет с ними? Как известно, когда этот храм впервые превратили в мечеть, большинство мозаичных изображений было сбито молотками, и лишь небольшая часть из них сохранилась под штукатуркой.
С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом. Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью. Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии. Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Айя-София — третий собор, построенный на этом месте. Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания. Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году. После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи. Из книги «Сто великих храмов мира» М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999 : Когда строительство окончилось, мир был ошеломлён: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря».
Глава турецкого государства выразил надежду на то, что священный для мусульман месяц Рамадан станет предвестником мира и роста благосостояния для всего человечества. Фото: Ramin Abdullayev АА.
Любопытные факты
- В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз
- Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
- Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ранее подписал указ о превращении Айя-Софии в мечеть
- Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО
- Мечеть Айя-София в Стамбуле
- Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Как в Айя-Софии впервые за 88 лет прошел таравих - вечерняя молитва Рамадана
Вход в знаменитую стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года. Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве мечети Рустем-паши. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Власти Турции будут взимать плату с иностранных туристов за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле, правило начнет действовать с 15 января следующего года, заявил глава Минкультуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз | Таким образом, мечеть Айя София снова становится мечетью, которой она была на протяжении последних полтысячелетия (с 30 мая 1453 года). |
Мечеть Айя-София Стамбул: фото, часы работы 2022, история | Жители Стамбула и многих провинций Турции с раннего утра съехались к мечети Айя-София, где сегодня, впервые за 86 лет прошла пятничная молитва (намаз), сообщает Anadolu. |
Кто закрыл мечеть «Айя-София» — Реальное время | Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей. |
Как христианский собор Святой Софии стал мечетью: Скандальные реформы президента Эрдогана | В данный момент вход в мечеть Айя-София свободный, но уже с середины января следующего года проход для иностранных граждан, в том числе и россиян, будет платным. |
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию | Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. |
Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле — 2024
Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве мечети Рустем-паши. Мечеть Айя-София в Стамбуле в апреле во время цветения тюльпанов. Решение президента Турции вернуть статус мечети собору Святой Софии в Стамбуле вызвало бурю протестов в христианском мире. «Госсовет Турции отменил решение от 1934 года о превращении Айя-Софии в музей», — сообщил местный телеканал CNN Turk. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью.
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами
На церемонии открытия медресе приняли участие председатель Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Таганулы, Председатель Управления по делам религий, профессор Али Эрбаш, председатель Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукир Пашазаде и председатель Управления мусульман Узбекистана Нуриддин Холикназаров. Комментарии 0 Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии! Вход на сайт Последние.
Они думают, что открытием Айя-Софии для молитв смогут привлечь к себе сторонников традиционного ислама.
Таких в Турции почти половина населения», — поделился он. По словам журналиста, Айя-Софию каждый год посещают тысячи туристов. Большая часть из них — это христиане, для которых собор — это священное место.
Теперь посещение храма будет затруднено. Мусульмане пять раз в день приходят на молитвы. По пятницам в мечетях бывают огромные толпы.
Не исключено, что в такие дни доступ на территорию собора ограничат из-за наплыва верующих. Кроме того, решение Эрдогана негативно скажется на отношениях Турции с другими странами. Под властью Османской империи находились Балканы.
На этих территориях сейчас есть тысячи мечетей и священных мест для мусульман. Что если власти захотят превратить их в церкви. У них есть полное право так поступить.
Разве он должен был сохранить мозаики из соображений «мол, пусть не утруждаются, когда будут «Айя-Софию» вновь превращать в церковь»? Сказали, «разве может быть мечеть закрыта? Это решение передало всю инициативу в отношении «Айя-Софии» в руки крестоносцев. К тому же «временное закрытие», действующее и по сей день, является их инициативой. Вторым критическим шагом является отчет «музейной комиссии» от 27 августа 1934 года, в котором было сказано: «Мечеть закрывается для поклонения, будет создан «Музей Византии». Единственный христианин из этой комиссии, куратор Стамбульского музея профессор Унгер, сказав «продолжение поклонения будет способствовать лучшему сохранению храма», выступил в оппозиции к решению и настаивал на том, чтобы мечеть оставалась открытой. Министр образования Абидин Озмен, руководивший «содержательной» частью операции «музей», сказал: «Все, вплоть до президента, выступили против закрытия мечети, однако, как ни странно было исполнено решение «закрыть», которое было отвергнуто комиссией». Третьей и завершающей стадией предательства стало превращение «Айя-Софии» в «музей» и незаконное закрытие мечети 24 ноября 1934 года в результате «разделения обязанностей» в кабинете министров, возглавляемом Инёню в рамках сотрудничества с Уиттимором. На «Айя-Софию» повесили «отметку о казни» 10 декабря 1934 года те, кто на решетках мечети «Айя-София» увидели табличку «Музей закрыт до конца ремонтных и классификационных работ», вздрогнули.
Табличка напоминала обычную «отметку о казни», которая висела на шее людей, вздернутых на виселицах в период диктаторства республиканской народной партии. Вместе с надписью на двери и так закрытой для поклонения «Айя-Софии» был повешен «замок», ведь «казнь мечети» происходит именно таким образом… Ковры «временно» закрытой мечети были распределены направо и налево, наподобие имущества тонущего корабля. Подсвечники были отданы на переплавку. Мечеть «Айя-София» во время открытия 1 февраля 1935 года уже была музеем «Айя-София»… Мечеть «Айя-София» в результате крестового похода, руководимого Уиттимором, была «незаконно» закрыта. Решение кабинета министров от 24. Следовательно, это решение не имеет статуса «официального документа». Но на практике оно было исполнено так, как будто оно имеет официальный статус. Так завершилась операция. Впоследствии, через год 15 ноября 1935 года , в рамках принятых законов под ерундовыми предлогами об «излишках» многие мечети были проданы по объявлениям в газете.
Из-за операций, годами проводимых против ислама, они не оставили джамаата, который мог бы ходить в мечеть, и в этой ситуации каждая мечеть находилась в ситуации «излишка». Дошло до того, что даже печатный орган республиканской народной партии «Джумхуриет» возмутился тем, что мечети превращаются в сараи для скота. Они также хотели превратить такое произведение архитектуры, как мечеть Султанахмет, в «национальную библиотеку». После этого в течение двух лет 1943—1945 там были организованы солдатские казармы и туалет. Даже если это решение и является подлинным, кроме формальностей это не имеет никакого значения. Закрытие мечети «Айя-София» является «Крестовым походом», начатым в 1918 году Англией и завершенным в 1931 году Америкой. То есть это показатель «суверенитета». Крестовый Запад, используя «слабость Анкары», нашими же руками запер «Айя-Софию» и наш суверенитет за железными решетками. Мечеть «Айя-София» была символом священного завоевания, обещанного нашим Господином Пророком.
С этой точки зрения, она была зеницей ока всех наших падишахов. Так как уважение к мечети «Айя-София» было проявлением решительности в воле к завоеванию. По этой причине, несмотря на то, что позже были созданы такие шедевры, как «Султанахмет» и «Сулеймание Мимара Синана», падишахи всегда предпочитали проводить пятничные намазы и религиозные праздники, в том числе и «Ночь могущества», в «Айя-Софии».
Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение. В Соборе Айя-София произошли события, которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту.
Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось. Роспись арок на штукатурке. Москва — Третий Рим.
После падения Константинополя Второго Рима и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом. Туринская плащаница, по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена.
По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина Италия. В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви.
Пока они ничего не добились. Считается, что собор обладает колоссальной энергетикой. Мистика собора Айя-София «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория.
В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание — оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба.
Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом. Холодное окно — ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко.
Это окно расположено на втором этаже южная часть собора и выходит на Голубую мечеть. Этот котлован перед входом в собор Айя-София — результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма. Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован.
Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику , которая находится недалеко от собора. Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду.
Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы. Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора.
Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением. Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения.
Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого.
Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы.
Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много.
Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса.
Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор.
Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор.
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным
Эрдоган сделал собор Святой Софии мечетью. Это поссорит его с христианскими странами | 2 июля 2020 года Верховный суд Турции постановил, что собор Святой Софии в Стамбуле может стать мечетью по решению президента — до этого здание использовалось. |
Мечеть Айя-София в Стамбуле подготовили к Рамадану | Собор Софии в Стамбуле — снова мечеть Айя-София. |
Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле — 2024 | Мечеть Айя-София готова к первой за 86 лет пятничной молитве. |
Маленькая старшая сестра большой Айя-Софии | Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. |
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.
Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви.
Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в.
В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования.
Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74].
Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы.
Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом.
По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание.
Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году. Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона.
В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер.
Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75].
На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась.
На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77].
Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах.
В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В.
Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам.
Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI.
Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св.
В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения.
Давайте вспомним, что святые Сергий и Вакх — одни из первых христиан, римские центурионы, погибшие мученической смертью в Сирии в 303 году. Их казнили за отказ участвовать в языческих обрядах. Позже они стали покровителями воинов, весьма почитаемыми.
Византийский император Юстиниан также чтил этих святых. Согласно легенде, в молодости его обвинили в участии в заговоре против его дяди — императора Юстина I. Но правителю очень вовремя приснился сон, в котором явившиеся Сергий и Вакх убедили его в невиновности племянника.
Современники писали, что по роскоши и богатству убранства храм уступал только собору Святой Софии.
В Партии справедливости и развития, которую возглавляет Эрдоган, заявляли, что рассчитывают открыть собор для богослужений уже 15 июля. Эта дата выбрана не просто так — 4 года назад в Турции произошла попытка государственного переворота, который начали некоторые военные под руководством общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена. Переворот оказался неудачным, по обвинениям в причастности к нему было задержано 26 тысяч человек, почти 3 тысячи из которых попали в тюрьму. Последствиями переворота стали массовые преследования военных и увольнение около 10 тысяч сотрудников полиции и военнослужащих. Спустя год дата 15 июля становится государственным праздником — «Днем демократии и национального единства», и к которому, судя по всему, будет приурочено изменение статуса Святой Софии. При этом суд нашел формальную причину изменить статус собора с музея на мечеть — как удалось доказать Фонду исторического наследия и окружающей среды, в 1934 году решение о преобразовании мечети в музей было принято незаконно, так как здание уже на тот момент находилось в частной собственности — оно принадлежало одному из мусульманских фондов.
Судьи единогласно согласились с позицией истца главы Фонда , вскоре после оглашения решения президент Эрдоган подписал указ, согласно которому мусульмане получают право совершать поклонения в соборе. Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама. Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений. Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь.
Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала.
Это хорошая новость. Советник Эрдогана Ибрагим Калын особо подчеркнул этот момент. Мне кажется, турки придумают современный метод выхода из ситуации. Та часть, где находятся основные фрески и мозаики, отделена. Ее можно закрыть.
Хотя есть и другие варианты — с подсветкой. Насколько я понимаю, турки придумают формулу, по которой фрески будут прикрыты во время молитвы с помощью современных технологий. Можно ли это назвать преимуществом нового статуса собора? Хотя если умножить примерную цену посещения — 100 лир 15 долларов на 3 миллиона туристов, то получается 45 миллионов долларов. Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным.
Первый за 86 лет намаз в соборе Святой Софии. Фотографии
- Кому на самом деле принадлежит собор?
- Собор Святой Софии в Стамбуле: что нужно знать до визита
- В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз | Новости из мира культуры
- Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным
- Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
- Фрагменты двух БПЛА нашли после пожара на заводе — ростовский губернатор
В Турции отреставрируют мечеть Айя-София
Айя-София первая платной будет. Айя-София, собор Святой Софии, основан византийским императором Юстинианом I в 537 году. КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ». В мечети Айя-София в Стамбуле в ночь на 2 апреля прошел первый за последние 88 лет таравих-намаз.
В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз
Поэтому сейчас очевидно, что Турция не захотела идти на компромисс, не пожелала услышать голоса христианских лидеров и политических деятелей, которые призывали не предпринимать этот шаг. Как известно, вслед за заявлением Святейшего Патриарха Кирилла с обращением выступила Государственная Дума Российской Федерации, но оно также было проигнорировано. Сейчас в некоторых околоцерковных средствах массовой информации на Украине и в России высказывается мысль, что через это решение турецких властей Бог наказал Патриарха Варфоломея за раскол мирового Православия. Я с этим никак не могу согласиться, потому что удар нанесен не по Патриарху Варфоломею и не по Константинопольской Церкви, а по всему мировому Православию и по всему христианству.
Когда в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк принимал решение о музейном статусе храма Святой Софии, его целью было превращение Турции в светское государство, символом которого и стал музейный статус Святой Софии. Сегодняшнее решение, несомненно, принято под влиянием радикальных исламистов, которые набирают силу в современной Турции. Полагаю, мы не должны входить в дискуссию относительно внутреннего положения этой страны, однако очевидно, что сегодняшнее решение скажется негативным образом и на отношении нашего народа к турецкому народу, и на межрелигиозных отношениях.
На протяжении уже целого ряда лет у нас существует диалог с Управлением по делам религий Турции, а именно в ведение этого учреждения Госсовет Турецкой Республики передал сейчас храм Святой Софии. Конечно, мы будем поднимать имеющиеся у нас вопросы в диалоге с Управлением по делам религий Турции, однако судя по атмосфере, в которой принималось сегодняшнее решение и велась его подготовка, судя по звучавшим при этом высказываниям, турецкие власти к диалогу не готовы и на него не настроены. Конечно, мы будем продолжать попытки возвратить храм Святой Софии к тому статусу, в котором он находился в последние десятилетия.
В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен. В организации отметили, что для изменений, касающихся объекта, входящего в список Всемирного наследия, необходимо для начала уведомить ЮНЕСКО и в случае необходимости попросить проверку у комитета Всемирного наследия. Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть.
Можно ли это назвать преимуществом нового статуса собора? Хотя если умножить примерную цену посещения — 100 лир 15 долларов на 3 миллиона туристов, то получается 45 миллионов долларов. Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным. Религиозная часть общества Турции соотносит присвоение Айя-Софии статуса музея с шагами Ататюрка по секуляризации общества.
Для религиозных людей эти шаги воспринимались как отдаляющие от ислама. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Большинство населения — около 70 процентов — поддерживает этот шаг. При этом противники Эрдогана требуют не политизировать вопрос.
Да и большая часть населения — сторонники светской модели. Конечно, Эрдоган — религиозный человек, считающий, что ислам — правда в последней инстанции, но в Турции успешно проживают представители разных конфессий.
С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. В последнее время вокруг законности декрета Ататюрка вдруг возникло много споров, некоторые СМИ даже писали, что, мол, подпись там ненастоящая. И, несмотря на то, что Верховный суд Турции подтвердил законность декрета 1934 года, судьба Айя-Софии все равно изменена. Пересмотр его статуса болью отзовется в сердцах миллионов людей в мире, прежде всего православное сообщество и все христианское человечество. Прежде чем нарушать балансы, надо осознавать ответственность такого акта", - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата Николай Балашов. У Русской православной церкви к собору Святой Софии вообще особое отношение. Именно в нем крестилась княгиня Ольга, и в этом храм пришли послы князя Владимира, когда он выбирал веру для себя и для всей Руси. Красота собора, по преданию, предопределила выбор в пользу восточного христианства - то есть православия.