Новости зимний национальный праздник башкир

Программа праздника включала в себя научно-практическую конференцию «Северо-западные башкиры». Главная» Новости» Башкирские календарные праздники. Участники и гости праздника смогли ознакомиться с бытом и традиционным укладом жизни башкирского народа в юртах, отведать национальные блюда минских башкир.

В Аскинском районе прошёл народный праздник «Шэжэре байрамы»

Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ. Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв., этнологам и историкам хорошо известно, что у различных башкирских родов праздник назывался по-разному (майдан, йыйын, зиен, жыйын). Своим ярким национальным колоритом, весельем, радушием и гостеприимством объединил людей разных поколений традиционный районный праздник башкирской культуры «Йыйын», который массово прошел сегодня на базе Каныкаевского сельского клуба.

В Аскинском районе прошел народный праздник «Шэжэре байрамы»

Этот праздник также называется "рожденный солнцем", так как начиная с этого дня световые дни становятся длиннее, символизируя победу света над тьмой. В завершение дня хозяйка дома угощает гостей традиционными народными блюдами приготовленными из свежего мяса. Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля.

В Березниках отметили народный праздник татар и башкир – Сабантуй

О его древности свидетельствует и название, которое происходит от древнетюркского «нар» «солнце», буквально «светило — свет, луч. Праздник проводится, когда солнце «рождается», то есть после зимнего солнцестояния, с 21 декабря по 7 января.

Агидель Смогли за свою многовековую историю сохранить многие традиции, язык, обряды. Башкирские праздники представляют собой сложную смесь языческих и мусульманских истоков. На культуру народа повлияли и годы существования в составе Российской империи и советское прошлое. Расскажем об основных праздничных традициях башкир и их особенностях.

История башкирского народа Многие древние источники упоминают о народе, проживающем на Южном Урале, занимающемся разведением скота и тщательно охраняющем свои территории. Историки полагают, что это и есть башкиры. Документированные источники подтверждают, что уже в 9 веке на склонах Уральских гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола проживал самостоятельный народ. Башкиры говорили на собственном языке, поклонялись силам природы и многочисленным богам, не были агрессивным захватчиками, но яростно охраняли свои земли. К 9 веку началась постепенная исламизация народа, но старые языческие традиции гармонично вплетались в новую религию.

Единого обращения народа в мусульманство не происходило, это была мягкая замена существующих верований новыми правилами и обычаями. В 9 веке часть башкир переселилась в Венгрию и со временем стала частью венгерской народности. Уральские башкиры в 13 веке активно сопротивлялись татаро-монгольскому нашествию и получили право на автономию. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав нескольких ханств, а с середины 16 века началось постепенное включение в состав Российской империи. Сначала башкиры запада и северо-запада стали подданными русского царя, а позже и весь народ принял российское подданство, но сохранил право на свой уклад, язык, веру.

Но дальнейшая жизнь народа не была совсем благополучной. Многие русские цари пытались лишить башкир их привилегий, это вызывало ожесточенное сопротивление. Но вся последующая судьба этого народа была связана с Россией. Культура и традиции Длительная и сложная история сформировала уникальную башкирскую культуру. Этот народ изначально вел полукочевой образ жизни, и это повлияло на его бытовые привычки.

Мусульманство в значительной мере сформировало этические базовые принципы. У башкир главными всегда выступали родственные отношения, они окружены огромным количеством правил и обрядов. Старшее поколение окружается большим почетом и играет важную роль в жизни всего рода. Образ жизни народа повлиял на формирование культуры. У башкир, которые долгое время существовали как бесписьменная культура, сохранился очень богатый и сложных эпос, который рассказывает о появлении народа и его героях.

Башкирские традиции и праздники вобрали в свою структуру и идеологию не только мусульманские обычаи, но и древние языческие, тотемные представления. Башкиры - очень гостеприимные и миролюбивые люди, это стало следствием долгого сосуществования народа с самыми разными соседями, татарами, русскими, булгарами, монголами, казахами и со всеми нужно было наладить отношения. Поэтому башкиры до сих пор считают, что нужно уметь поддерживать мир со всеми и уметь договариваться с ними. При этом народ сохранил свою идентичность и гордость, не уступая никаким давлениям извне. Праздничные и бытовые обряды У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности.

Если каждый день они ведут очень простую жизнь, довольствуясь самой простой пищей и вещами, то праздники отмечаются широко, с разнообразными традициями. У башкир сохранились подробные сюжетные обряды на все важные случаи жизни: рождение детей, свадьба, похороны, начало и окончание сельскохозяйственного года. Существуют своеобразные сценарии праздников на башкирском языке, сохранившие описание четкой последовательности действий на все случаи жизни. Сюжетность свойственна танцам и песням, сопровождающим обряды. Даже костюмы башкир наполнены глубокой символичностью и семантикой.

Долгий советский период привел к тому, что традиции стали уходить из обихода. Но сегодня происходит возрождение исконных традиций, и в республике шумно и по всем правилам отмечают все знаковые праздники, а их немало. Ураза-байрам Как и многие башкирские Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. Это один из важнейших праздников года, в этот день происходит разговение после долгого поста. В Башкирии этот праздник отмечается очень широко.

С утра все люди отправляются в мечеть, затем в домах накрываются богатые столы, часть еды обязательно раздается нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в этот день обязательно готовят блюда из говядины и конины, надевают праздничные костюмы, много танцуют. В этот день нет места унынию. Курбан-байрам Этот мусульманский и башкирский праздник в сентябре отмечается, и связан он с жертвоприношениями и паломничеством в Мекку.

Он означает высшую точку пути к святым местам. С утра во всех мечетях Башкортостана проходят праздничные богослужения и особый обряд жертвоприношения. Потом в каждом доме накрываются столы, в этот день обязательно нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко глава семьи покупает на базаре тушу животного: барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает бедным. После этого башкиры отправляются друг к другу в гости, где за праздничным столом восхваляют Господа.

Каргатуй Почти во всех культурах есть праздник, знаменующий завершение зимы. Каргатуй - башкирский праздник, посвященный прилету грачей. В переводе с башкирского этот день так и называется - «Грачиная свадьба». В этот день принято много веселиться. Люди наряжаются в национальные костюмы, выходят на улицу, чтобы всем вместе петь и танцевать.

Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками. Также обязательно готовится и раскладывается повсюду пища для птиц. Башкиры в этот день просят природу о благосклонности, хорошем урожае. Народные гулянья в этот день состоят не только из танцев и песен, но и включают различные состязания мужчин в силе и ловкости. Завершается праздник пышной трапезой из национальных блюд.

Сабантуй Многие башкирские праздники связаны с сезонными сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник плуга - один из них. Он обозначает завершение Люди молятся о хорошем урожае и стараются умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших площадях, где может собраться все население села. Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье включает традиционные песни, обряды и танцы.

Также в этот день принято проводить шуточные соревнования по борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз самому ловкому и сильному - живой баран. В этот день обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир существуют специальные песни, которые призывают милость богов. Йыйын Если многие праздники башкирского народа возникли под влиянием других культур, то Йыйын - это исконный, очень древний праздник именно этого народа. Отмечается он в день Праздник произошел из народного собрания, на котором решались все важные вопросы общины.

Участвовали в нем только мужчины, позже эта традиция была ослаблена. Для проведения торжества оформлялась площадка в виде круга, где могли рассесться все уважаемые мужчины села. Сегодня праздник перестал быть своеобразным народным вече, но остался сходом, в ходе которого юноши доказывали свою состоятельность как ловкие, умелые и сильные члены общины. Для них проводятся разнообразные испытания. Нередко в ходе Йыйына принимаются решения о будущих свадьбах.

Государственные праздники Кроме того что в республике отмечаются башкирские национальные праздники, за годы существования в рамках российской культуры появились традиции отмечать и Во вполне привычном формате проходит празднование Нового года 1 января , День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы, День народного единства. Основное отличие заключается в праздничном меню. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы колбаса , губадия, баурсак, бэлиш с мясом.

Это ваша заслуга, что традиции не угасают и укрепляются. Недаром говорят: чтобы понять народ, надо побывать на его празднике. Бардымская земля — очень теплая и дружная. С праздником Барда Зиен! В этом году тематика «Барда-зиен» связана с темой Года экологии в России. Это символично, ведь сохранение самобытной культуры неразрывно связано с заботой об окружающей среде, бережным отношением к природе. По традиции в этот день чествуют передовиков сельского хозяйства. Звание «Почетный гражданин Бардымского района» присуждено Т. Ишмуратову и Т. По приглашению хозяев праздника Максим Решетников участвовал в национальных обрядах, посетил гостевые шатры Татарстана и Башкирии, где его угостили блюдами национальной кухни.

Самым дорогим подарком были богато орнаментированные домотканые полотенца недавно вышедших замуж молодых женщин. Женщина становилась полноправным членом этой общины, ведь зачастую брали в жены девушек из других деревень. Обрядовое домотканое полотенце было своеобразной визитной карточкой умений молодой женщины. Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины. Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане. Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды. Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху.

Вот и мы провели наш праздник!"БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ИГРЫ"

Сабантуй — национальный татаро-башкирский праздник плуга, символизирующий завершение весенних посевных работ. Удивляли башкиры и своей национальной кухней. В Башкирии 19 марта традиционно отметили республиканский праздник весеннего равноденствия «Навруз», сообщили «Башинформу» в минкультуры региона. Главная» Новости» Башкирские календарные праздники.

В Иглинском районе провели традиционный башкирский праздник

Танцы, песни, игры, угощения для гостей и, конечно, выставка даров осени, ведь именно им посвящён национальный праздник Сумбуля. Все башкиры собираются, проводят конкурсы, а также корэш. А также отдыхают, они все лето работали», - говорит руководитель молодежного крыла автономии башкир Нижнекамск Карлугач Киреева. На празднике много говорили о культуре и традициях башкирского народа, пестрили национальные костюмы, звучали традиционные музыкальные инструменты. И все это вокруг настоящей башкирской юрты.

Начнем, пожалуй, с вопроса гастрономического. История знаменитого салата началась в 1918 году.

Кстати, накануне новогодних праздников. Один купец, именуемый Анастас Богомилов, сильно озаботился состоянием своих трактиров в Москве, и тем, что в них подают. И один из его поваров, некто Аристарх Прокопцев, придумал интересный рецепт. Он взял сельдь символизирующую пролетариев , добавил картошки символизирующей крестьян , красной свеклы цвета крови и большевистского знамени и французский соус провансаль символизирующий по видимому французскую революцию. И красиво выложил все ингредиенты на блюде, перемазав соусом.

Обрядовый праздник тоже не знали. Я рад, что они узнали один из праздников нашего многонационального города», - поделился председатель курултая башкир РТ Гали Хасанов. Всех пришедших на праздник Сумбуля угощали сладостями. Школьникам такое гостеприимство по-башкирски очень понравилось. Такой честный отзыв для организаторов праздника — большая награда.

Затем участвовавшие в скачке отправляются в деревню и разъезжают по домам, поздравляя домохозяев с наступлением весны и желая каждому хорошего урожая хлеба, размножения скота, пчел и т. После того вывозят в поле несколько пахотных орудий и начинают веселиться — каждый по своему возрасту. Старики обыкновенно садятся пить кумыз, приготовленный к этому времени, и смотрят на резвящуюся молодежь, которая поет, пляшет, играет на чибизгах прим. К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил.

В Пермском крае на празднике «Барда-зиен» гости познакомились с культурой башкир и татар

Общественные собрания в праздничной форме, отражающие обрядовую культуру и общественные отношения, как отмечают учёные, сложились у башкир-кочевников ещё в недрах первобытно-общинного строя. Йыйын возник как орган родоплеменного самоуправления общины, в функции которого входило решение проблем войны и мира, уточнения границ родоплеменных территорий, порядка перекочёвок, улаживания межродовых споров, трений. В работе йыйына участвовали только взрослые мужчины. Особую роль на йыйын играли старейшины рода — аксакалы. Их слово было решающим. Аксакалы назначали день празднества, совпадающий со временем перекочевки, собирали средства на его проведение, выполняли судейские функции при определении победителей.

И позднее, при переходе к оседлому образу жизни, основные черты йыйын сохранились. Йыйыну предшествовал совет аксакалов курултай с правом решающего голоса. Йыйын завершался празднествами с приглашением гостей. Введение волостного управления с середины XVI века привело к потере Йыйын функций самоуправления. Праздничная площадь оформлялась в виде круга, символом равенства членов рода была совместная трапеза, угощение из одного котла.

У башкир соблюдался принцип равного распределения угощения: распитие кумыса из одной чаши, пущенной по кругу, раздача мяса равными долями и др.

В Башкирии стартовал посвященный национальным зимним блюдам флешмоб Флешмоб «День национальных зимних блюд» стартовал в Башкортостане Фото: Wikipedia В Башкортостане стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». Как уточняет «Интерфакс» со ссылкой на организаторов, посвященное праздничным блюдам национальной кухни мероприятие призвано популяризировать «поварское дело».

Отдельно состязались кураисты, сказители сэсэны , певцы. Праздник начинался с утра и подчас затягивался до позднего вечера, а участвовало все население, вне зависимости от пола и возраста, социального положения. Каждому хватало место, каждому находилось состязание для проверки своих способностей. Неподалеку в тени деревьев или возле устроенных шалашей, юрт готовилась еда на всех в больших казанах.

Праздник завершался принятием пищи, люди рассаживались рядом со своими родственниками возле котлов, читали молитвы и желали благополучия в будущем, здоровья себе и тучности своему скоту, богатого урожая. Лепехин, И. Георги, в своих работах отметили наличие у башкир такого праздника, как Сабантуй. Например, И. Георги, описывая башкирские быт и нравы, попутно отметил: «Пахотный их праздник Сабантуй во всем, кроме молитв, творимых муллою, сходствует с Анга Соареном черемисским. Хотя земледелие у них не в чести, однакож в праздник сей съезжается верхом всякая деревня, не исключая ни жен, ни детей, на свои пашни, слушает приносимое муллою моление о плодородии земли и изобилии в траве, и забавляется потом попойкою, пляскою, песнями, ристаниями взапуски и тому подобными». Одним из первых замечательное по своей полноте описание башкирского сабантуя оставил известный исследователь Оренбургской губернии второй половины 18 века В.

Черемшанский: «Обычай это сохранился у них, вероятно, еще от времен язычества…Ежегодно, перед наступлением пашни, когда земля освободится от зимнего покрова и растительность обнаружит признаки жизни, избирается хороший, ясный день, в который Башкирцы - всех возрастов и полов - собираются на известное место где-нибудь за селением. Старики предварительно в этот день ходят в мечеть молиться Богу б изобилии в настоящий год урожая хлеба, а молодежь обоего пола, разрядившись в лучшее платье, идет на место назначения; охотники-ездоки садятся верхом на коней, объезжают вокруг деревни и потом отправляются от избранного места на несколько верст в степь, и оттуда уже — по известному сигналу — бросаются все как стрела, с визгом и гиком, скакать к назначенному месту, где ожидает их толпа зрителей всех возрастов и полов, а удальца-скакуна и приз в руках одной из прелестниц, избранной для этого по общему голосу.

Третью порцию отдали небу, желая ему множества солнечных дней и своевременных дождей, а четвёртую — грачам в знак благодарности за то, что они принесли весну. После этого угощение получили все участники праздника. Уставшие и довольные после игр, дети и взрослые с удовольствием съели грачиную кашу. Ранее «Восход» писал, что в Ишимбайском районе организовали вечер, посвящённый многодетным семьям. Новости, статьи, другие публикации, а также фото-, видео-, графические материалы являются объектами авторского и исключительного права газеты «Восход».

Новогодние семейные традиции разных народов Башкортостана

14 октября 2023 г. VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Этот праздник также называется "рожденный солнцем", так как начиная с этого дня световые дни становятся длиннее, символизируя победу света над тьмой.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий