Важно помнить, что читать Достоевского не только для того, чтобы «прочитать» книгу, но и для того, чтобы понять суть того, что автор хотел нам сообщить. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести.
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать. Важно помнить, что читать Достоевского не только для того, чтобы «прочитать» книгу, но и для того, чтобы понять суть того, что автор хотел нам сообщить. Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». Читаем Достоевского. Достоевский читая книгу.
6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
Если вы только начинаете знакомиться с Достоевским, может быть непросто определить, с какой работы начать чтение. Если вы хотите начать читать произведения Федора Достоевского, но не знаете, с чего начать, этот гайд расскажет вам о его ключевых произведениях, которые помогут вам погрузиться в мир его литературы. Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. По-моему,эти 3 великих романа подойдут для хорошего начала ознакомления с творчеством Федора Михайловича."Бесы","Подросток" и "Записки из подполья" помогут вам понять в дальнейшем весь внутренний мир Достоевского,всю его философию и все его. Произведения Федора Достоевского: с чего начать чтение. При выборе произведений Достоевского для первого знакомства можно руководствоваться несколькими принципами. Огромную работу, начатую в этом направлении коллективом сотрудников Пушкинского дома под руководством Георгия Фридлендера, в труднейших условиях, под постоянным идеологическим давлением подготовивших и выпустивших в.
Что читал Достоевский? Копаемся в личной библиотеке писателя
Начать читать Камю с Постороннего мне кажется хорошей идеей И читать Кафку с Превращения тоже норм Огромный гайд по творчеству Набокова. Тоже не знаю, с чего лучше начать — с Машеньки, Лолиты или с других произведений? Какой гайд составили бы вы?
Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец» - вспоминал писатель.
Традиция вечерних чтений вслух всей семьей очень нравилась маленькому Феде, и конечно, именно там сформировался его первоначальный литературный вкус: Пушкин, Жуковский, Шекспир. В дальнейшем писатель старался обязательно быть в курсе литературных новинок, как отечественных, так и европейских, но много уделял внимания и публицистике, а также научной литературе. Когда его интересовала какая-либо тема, он стремился изучить ее всесторонне, собрать разные мнения.
Поэтому в его библиотеке были и классики античности, и святые отцы Церкви, и известные западные писатели, и ныне полузабытые современники. Труды ученых экономистов, к примеру — Карла Маркса, соседствовали со статьями по явлениям гипноза, который считался тогда новейшим научным открытием, а рядом оказывались «Русские народные сказки» Афанасьева, «Словарь живого великорусского языка» И. Даля и мелкие брошюрки «для народа».
Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81. Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других.
Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А. Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально.
Творчеством каких авторов Достоевский вдохновлялся и восторгался? Были ли у него такие кумиры?
Это повлияло на русский литературный язык и способствовало его развитию. Церковную литературу заменила светская. Поэты и писатели стали концентрироваться на личности человека, а не просто описывать события из жизни. Тогда сформировалось первое самостоятельное литературное направление — классицизм. Его герои ценят гражданский долг и поэтому часто подавляют в себе чувства, которые с этим долгом расходятся. Они статичны и не развиваются — отсюда строгое деление на положительных и отрицательных персонажей. Кроме того, классицисты пропагандировали идеи патриотизма, просвещения и открыто поучали читателя.
К концу 18 века в русской литературе сформировалось другое литературное направление — сентиментализм. Оно возникло как протест против классицизма: писатели-сентименталисты считали, что герои классицистических произведений оторваны от жизни, и наделяли своих персонажей большей чувствительностью. Эти персонажи часто излишне идеализированы — как и их переживания, стремления и обстановка вокруг. Яркий пример — «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Золотой век русской литературы 19 век — отсюда родом все именитые классики, которых мы помним со школьных уроков литературы: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский. В первое двадцатилетие 19 века в литературе развивался романтизм. Его главная дилемма — «я и Вселенная». Герои таких произведений — свободные путешественники, странники, разбойники, изгои, художники, они озабочены обретением идеала, а не практической деятельностью. Романтические произведения делят на психологические, философские и гражданские.
Среди жанров — исторический роман, фантастическая повесть, лирическая поэма и баллада. Во второй четверти 19 века возникает ещё одно литературное направление — реализм. Его цель — воспроизвести в тексте существующую действительность в типичных чертах. Появляются два типа главных героев: «маленький человек» и «лишний человек». При этом ему тоже хочется сочувствовать. Он презирает чиновничество и не может стать частью общества и трудиться на благо государства. В 1840-е годы появилась натуральная школа. В это время в литературе развивался критический реализм. В основном были популярны произведения о кардинальных противоречиях городской и деревенской жизни.
Одной из наиболее известных работ Достоевского является роман «Преступление и наказание». Здесь автор исследует вопросы морали, справедливости и наказания, а также психологию преступника. Книга стала вехой в русской литературе и повлияла на формирование многих писателей и мыслителей. Еще одним из основных произведений Достоевского являются «Записки из подполья». В этой книге автор проникает в сокровенные уголки человеческой психики, описывая мучительные внутренние конфликты и противоречия. Роман «Игрок» рассказывает историю о страсти к азартным играм и о зависимости, которую эта страсть может вызывать. Достоевский открывает читателям мир азартных игр и показывает их опасность и разрушительность. Роман затрагивает множество философских и моральных вопросов, описывает сложные отношения между членами семьи и является напоминанием о необходимости собственной внутренней борьбы.
Еще одним важным произведением Достоевского является роман «Подросток». В нем автор описывает сложности и проблемы подростка, его поиск собственной идентичности и места в мире. Достоевский рассматривает вопросы нравственности и героизма. Наконец, «Бесы» — роман, посвященный идеологическим борьбам и революционным настроениям в России. Автор описывает взаимоотношения между идеалистами и реалистами, пролетариатом и интеллигенцией, а также рисует живые и сложные политические и социальные портреты персонажей. Романы и повести Федора Достоевского остаются одними из самых значимых и влиятельных произведений в мировой литературе. Они продолжают вызывать интерес и вдохновлять писателей и читателей по всему миру. Романы Преступление и наказание — один из самых известных романов Достоевского.
Главный герой, студент Раскольников, убивает старушку-процентщицу, считая, что это будет подростку умопомрачительный эксперимент на тему морали и законности. Это произведение рассказывает о борьбе Раскольникова с чувством вины и его постепенном обретении истины и мира. Подросток — первый роман Достоевского. Главный герой, Аркадий Долгорукий, молодой человек, воспитанный в богатой семье, ищет свое место в жизни и сталкивается с рядом проблем и противоречий. Роман рассказывает о его любви, стремлениях, надеждах и разочарованиях. Бесы — роман о политических и социальных проблемах России 19 века. Главные герои — антихристовски озабоченные юноши — выражают сомнения и разочарование в своем поколении и стремятся изменить ход истории. Подпольный человек — рассказ о человеке, который избегает общественности и скрывается в подполье.
Автор критикует идеи рационализма и утопизма и выдвигает идею о том, что человек не может существовать без свободы воли и ответственности. Братская могила — один из самых личных и эмоционально заряженных романов Достоевского. Главный герой, Тихон Сомов, сражается с демонами своей внутренней жизни и стремится найти цель и смысл своей жизни. Игрок — роман, основанный на собственном опыте автора, который сам страдал от азартных игр. Главный герой, Алексей Иванович, влюбляется в прекрасную Полину, но она отдает предпочтение богатому аристократу. Роман обсуждает проблемы азарта, любви и человеческих слабостей. Идиот — роман о принца-американца Мышкине, который мечтает о счастливом будущем и пытается помочь разрешить конфликт между Настасьей Филипповной и Ганей. Исследование искажений в российском обществе и человеческой природе является центральной темой этого произведения.
С чего нужно начать читать Достоевского.
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика. Мое знакомство с Достоевским началось внезапно, очень бурно и, к сожалению, довольно поздно. НА По своему опыту могу сказать, что начинать читать Достоевского лучше с «Преступления и наказания», это очень мощный во всех смыслах роман, и он многое открывает в его творчестве. В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»?
«Реалист в высшем смысле»
Пожалуй, роман можно было бы отнести к величайшим книгам о зависимости , поскольку в нем одержимость демонстрируется во всей ее неприглядности. Пожалуй, девизом Алексея Ивановича главного персонажа произведения могли бы стать строчки из оперы «Пиковая дама», ведь что его жизнь? Читать отрывок 7. История подается словами бывшего чиновника из Петербурга. В основе книги лежат идеи философии существования, сути бытия. Боль, поиск смысла жизни, ощущение безысходности, бесконечные переживания и попытка доказать свою значимость с помощью унижения окружающих — все это и многое другое присуще главному герою повести. Отсюда его стремление носить маску грубияна.
И хотя его поведение со стороны может показаться чудным и глупым, давайте-ка честно ответим на вопрос: как часто мы притворяемся кем-то, кем не являемся? Не страх ли толкает нас на это притворство? Читать отрывок 8. Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. Сюжет печален и актуален во все времена и для всех народов: дети бедняков не в силах вырваться из нищеты, как бы усердно они ни трудились. Их гложат тяготы малоимущих: беспросветность, голод, болезни, безуспешные попытки вырваться из нищеты.
Главные герои по натуре своей люди благородные, но порой им приходиться совершать недостойные поступки. Читать отрывок 9. И все эти рассуждения не размазаны по тысячам страниц многотомника, нет. Коротенький рассказ насчитывает всего пять страниц. Если вы любите творчество Достоевского, обязательно прочтите это удивительную историю о смешном грустном парне, решившемся на самоубийство, и маленькой девочке, искавшей помощи прохожего, и о сне, навсегда изменившем жизнь человеческую.
Научишься лучше понимать людей или даже разовьешь эмпатию.
Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров. Улучшишь свою речь. Чем большее классики, тем чище и яснее ты будешь говорить и даже думать. И да, словарный запас обязательно пополнится интересными словами! Станешь мудрее. Звучит высокопарно, но одно из главных достоинств классической литературы заключается в том, что истины, озвученные писателями много лет или даже веков назад, вечны.
А еще они — не только вне времени, они и вне возраста читать интересно и в 16, и в 96. Так что классические произведения — буквально энциклопедии по правилам жизни и морали. Получишь наслаждение.
Поэтому он углубляется в психологию своих героев, прописывает детально мотивы их поступков и идеи, которые ими движут. В «Бесах» представлена галерея персонажей, постоянно ведущих философские споры, уговаривающих друг друга принять свою сторону. Аркадий находится в поисках своего Я, выражения своей идеи, что отражается во взаимоотношениях с двумя героями: Андреем Версиловым и Макаром Долгоруким. Достоевский, идейно сталкивая их «правды», ведет Аркадия сторону «благообразия» — Макара. Идейным центром романа является вопрос о бессмертии души и Боге. Он вынуждает каждого героя делать выбор, и их поступки определяются отношением к Богу. Значение «великого пятикнижия» Романы Достоевского объединены идеями, темами и поэтикой. Каждый из них задаёт читателю вопросы о существовании Бога, свободе, ответственности и смысла жизни. А важность этих вопросов подчёркивает то, как часто к пятикнижию Достоевского обращались философы и литературоведы. Прочитать все романы Достоевского за ночь перед экзаменом нереально.
В 1845 г. Достоевского, как равного, принимают в кружок Белинского. В 1846 г. Однако уже зимой 1847 г. На этих собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов. Вскоре после публикации «Белых ночей» в 1849 г. Достоевский был арестован в связи с «делом Петрашевского». Суд признал его виновным.
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы? Подсказываем план, который действительно сработает. Достоевский — это магия слова, путешествие по тёмным закоулкам души, приглашение к размышлению о природе человеческих недостатков. Те, кто полюбил и прочитал основные произведения Достоевского, многое поняли про жизнь. Предлагаем свой способ чтения книг классика.
Это наш авторский подход, где порядок чтения не идентичен порядку написания, а знакомство с великим Достоевским начнётся не с его книг. И вообще не с книг. Старт: мини-сериал «Достоевский» режиссёр Владимир Хотиненко, 2011 год. Да, это против правил хорошего тона, но… к сожалению, великий классик есть, а великой его биографии нет.
Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной — это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку. Слишком уж официальная подача. Интересно написаны книги «Три любви Достоевского» Марка Слонима и «Последний год Достоевского» Игоря Волгина, но они рассказывают лишь о части жизни писателя. Поэтому выхода нет — давайте смотреть сериал.
Вместе с Достоевским мы проживём сначала смертный приговор за участие в революционном кружке, а потом — прямо на плахе — его отмену. Проведём время в ссылке, выйдем на свободу, поживём в провинции, неудачно влюбимся и женимся, чудом вернёмся в столицу, переживём первый литературный успех и вслед за ним мощное падение. Потом снова неудачная любовь, снова падение, тотальное безденежье, зависимость от издателей и невозможность писать когда хочется, игровая зависимость и припадки эпилепсии… И вот тогда вы посмотрите на Достоевского по-другому — как на живого сложного человека. И на его книги тоже.
Если после сериала захочется чего-нибудь еще, можно закрепить эффект известным советским фильмом «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» «Бедные люди». Роман в письмах Порядок чтения книг Достоевского должен открываться именно этой книгой, а вовсе не хрестоматийными «Преступлением и наказанием» или «Бесами». Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился! Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки.
Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, — искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники. Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах.
Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец» - вспоминал писатель. Традиция вечерних чтений вслух всей семьей очень нравилась маленькому Феде, и конечно, именно там сформировался его первоначальный литературный вкус: Пушкин, Жуковский, Шекспир. В дальнейшем писатель старался обязательно быть в курсе литературных новинок, как отечественных, так и европейских, но много уделял внимания и публицистике, а также научной литературе.
Когда его интересовала какая-либо тема, он стремился изучить ее всесторонне, собрать разные мнения. Поэтому в его библиотеке были и классики античности, и святые отцы Церкви, и известные западные писатели, и ныне полузабытые современники. Труды ученых экономистов, к примеру — Карла Маркса, соседствовали со статьями по явлениям гипноза, который считался тогда новейшим научным открытием, а рядом оказывались «Русские народные сказки» Афанасьева, «Словарь живого великорусского языка» И.
Даля и мелкие брошюрки «для народа». Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81.
Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А.
Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально. Творчеством каких авторов Достоевский вдохновлялся и восторгался? Были ли у него такие кумиры?
Фёдор Сологуб, «Мелкий бес». Учитель русского языка ждёт, когда его назначат инспектором. Должность ему пообещала одна княгиня — и не лично, а через его сожительницу и троюродную сестру Варвару. В процессе ожидания учитель сходит с ума. Иван Тургенев, «Дым». Молодой помещик Григорий Литвинов проводит время в Баден-Бадене, дожидаясь приезда своей невесты. Там он встречает свою первую любовь — и ради неё готов всё бросить. Иван Гончаров, «Обрыв». Светский человек после десяти лет жизни в столице уезжает в деревню насладиться тишиной и здоровым воздухом.
Но влюбляется там в свою молодую кузину и становится третьим лишним в любовном треугольнике. Для тех, кому нравятся истории покороче Александр Грибоедов, «Горе от ума». Молодой дворянин уезжает за границу — и через три года возвращается, чтобы жениться на своей возлюбленной. Получает отказ и ссорится с её родственниками и друзьями. Снова уезжает. Когда прочитаете, узнаете, откуда все эти крылатые выражения вроде «счастливые часов не наблюдают» и «а судьи кто». Лев Толстой, «Отец Сергий». Повесть о поисках предназначения в жизни. Успешный военный собирается жениться на фрейлине императрицы, но уходит со службы и становится монахом.
Действие происходит во времена Николая Первого. Антон Чехов, «Чёрный монах». Философ и любитель психологии едет в деревню, чтобы подлечить нервы. Но вместо этого много курит, пьёт вино и мало спит — в результате заводит воображаемого друга и сходит с ума. Михаил Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Сатирическая сказка о том, как прожить до ста лет. Главный герой тщательно скрывается на дне реки и из своей норы выползает только по ночам, а всё потому, что не хочет попасть в суп или стать обедом для другой рыбы.
Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется. Постоянно возвращаясь в памяти к убийству, припоминая предшествующие ему обстоятельства, он останавливается и «замирает», оказывается в некоем безвременье, и даже в присутствии других людей остается наедине с самим собой. Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время. В ней не было чего-нибудь особенно едкого, жгучего; но от нее веяло чем-то постоянным, вечным, предчувствовались безысходные годы этой холодной, мертвящей тоски, предчувствовалась какая-то вечность на «аршине пространства». Основное следствие преступления Раскольникова — чувство тотальной разобщенности со всеми: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его». Раскольникова от остальных людей отделяет его невысказанное слово, тайна его преступления. Преступление и наказание И тем не менее гуманизм Достоевского проявляется главным образом в том, что он, будучи всеведущим автором, не выносит приговора Раскольникову заранее. В романе герой предстает на своего рода распутье, в ситуации ключевого выбора. Первая возможность для Раскольникова — скрыть преступление, любым способом избежать наказания и тем самым повторить путь Свидригайлова, одного из своих литературных двойников. Как и Раскольников, Свидригайлов в свое время тоже переступил черту, совершил убийство двух женщин, однако следы преступлений ему удалось скрыть. Эта безнаказанность порождает в Свидригайлове чувство совершенного превосходства и приводит его к цинизму, возведенному в крайнюю степень. Второй путь открывает Раскольникову Соня Мармеладова. Не понимая «головной» теории Раскольникова, она улавливает суть — его страдание, которое он не может никому, включая себя самого, объяснить.
В каком порядке читать книги Достоевского
Как всегда — по-разному. И тут — как всегда — важнее не подходы, не стиль, а наличие или отсутствие таланта и, если угодно, соразмерность замысла и воплощения, текста и его интерпретатора. В Московском ТЮЗе, например, не первый год в «Белой комнате» идет «Кроткая» в постановке Ирины Керученко, где вдруг совершенно неожиданно «всплывает» правда героя. Спектакли Константина Богомолова по Достоевскому мне, скажу так, не близки. Знаете, мне был очень интересен спектакль «Преступление и наказание», который поставил на своем гитисовском курсе Александр Галибин, он какое-то время шел в театре «Школа современной пьесы», но, к сожалению, студенты разъехались по своим городам. Галибин, кстати как, наверное, и Валерий Фокин , — из тех, кто чувствует Достоевского, много лет назад он поставил в Новосибирске легендарную «Кроткую» с Ириной Савицковой в заглавной роли. Вообще Достоевский — из тех авторов, которые «не отпускают». Есть режиссеры, которые на каждом этапе творчества, как Лев Абрамович Додин, как Валерий Владимирович Фокин без Достоевского долго прожить не могут. Есть и «актеры Достоевского» — как был Виктор Гвоздицкий, а из живых — конечно, Константин Райкин, Игорь Гордин… Даже когда они играют не Достоевского, его страшные вопросы продолжают отзываться в их игре как бы отражающим блеском. ГЗ Да, конечно, хотя — и снова конечно — Достоевского у нас ставят каждый год, вне зависимости от круглых дат. В этом году у нас идут «Униженные и оскорбленные» на курсе мюзикла в мастерской Олега Глушкова и «Достоевский.
Апокалипсис» — так называется спектакль по нескольким сочинениям писателя в Мастерской А. Блохина на актерском факультете. Там то, что имеет отношение к размышлениям Достоевского о грехе из «Преступления и наказания», «Идиота» и «Братьев Карамазовых». АМ В Достоевского погружаются надолго и по макушку, гомеопатическими дозами он не идет — не тот писатель. А потом, как правило, либо зачитываются всю оставшуюся жизнь, либо отвергают. В чем секрет столь полярного отношения к Достоевскому? ГЗ Может, кому-то не нравятся его дневники, может, Федор Михайлович в них нелестно отзывался о немцах, евреях, татарах… Но я всегда повторяю: в романах все его самые неприятные персонажи — русские, то есть, в искусстве он ни разу не отомстил своим «нелюбимым» евреям или кому другому Андрей Донатович Синявский писал, что Достоевский вообще все национальности, кроме русских, не любил. АМ Авторы некоторых сценических интерпретаций Достоевского признаются, что для театра его произведения — настоящая загадка, головоломка, из которой зрителю можно предложить только отдельную линию или плоскость. Лев Додин вообще говорит, что «романы Достоевского абсолютно не годятся для инсценировок». Так ли это?
ГЗ Говорит и все равно ставит. Достоевский же — великий писатель — вроде и собирался, но ни одной пьесы не написал. Пьесы тогда уже давали заработок, что было важно для писателя, а все равно — не написал ни одной. Но его проза необыкновенно театральна, а его герои — если не каждый! Для меня «Кроткая» Додина во МХАТе, как и потом его «Бесы» в Малом драматическом — из самых сильных театральных впечатлений, «Кроткая» войдет и в десятку, и в пятерку, и в тройку лучших спектаклей, которые я видел в своей все-таки богатой на сильные театральные впечатления жизни. АМ Как вы относитесь к кинофильмам, снятым по Достоевскому классиками зарубежного кинематографа — к примеру, «Белым ночам» Лукино Висконти или «Идиоту» Акиры Куросавы, в которых история осовременена, сюжетная составляющая существенно изменена, а русское начало совсем не является определяющим? ГЗ Очень хорошо отношусь, во всех таких случаях это — чрезвычайно деликатное отношение к слову, к интонации Достоевского, хотя, быть может, у Висконти — это не главный его шедевр. АМ Есть некий притягательный магнетизм и в личности Достоевского, и в его романах. Неслучайно на российских экранах не так давно появилось сразу несколько нашумевших сериалов, в том числе о жизни самого писателя. Восприняты они были неоднозначно.
Годится ли для столь масштабного писателя-философа модный нынче сериальный формат? ГЗ Евгений Миронов, по-моему, был прекрасен в сериале Владимира Бортко, он как раз из лучших, из самых глубоких актеров, кто чувствует и может сыграть героев Достоевского и вот — самого писателя тоже сыграл очень точно. А у Бортко — в «Идиоте», я имею в виду. АМ И мой традиционный последний вопрос. Какие произведения Достоевского вы бы посетовали в первую очередь прочесть пользователям Лабиринта? ГЗ Мои любимые — это повести, их и читать — не скажу легче, но прочесть можно быстрее. Из романов — «Идиот». В них — почти все про сложную душу, конечно, не только про русскую. Если верно, что у Достоевского имелся не только свой угол зрения на православие, но и своя линия, не совпадавшая с церковной, можно ли в этом случае сравнить его концепцию христианства с толстовством? И были ли у Достоевского столь же верные последователи его религиозной концепции, как у Толстого?
Михаил Одесский Личность Христа для Достоевского — центр мировоззрения. Значительно сложней сделать из этого какие-то богословские или философские выводы. Я бы даже сказал, что после всех тех попыток, которые в этом направлении делались, стоит подождать суждения квалифицированных богословов. Знаете, у меня когда-то состоялась памятная беседа об этом с покойным Виктором Марковичем Живовым.
Как свидетельницу, Родиону приходится убить и ее. Он мечется в агонии по залитой кровью квартире и понимает, что все происходит не так, как планировалось… Ну, а дальше наступает длинный и непростой путь Раскольникова после преступления, исполненный мук и душевных метаний. Ему предстоит познакомиться со многими необычными людьми — пьяницей Мармеладовым, его женой Катериной Ивановной, жертвенной Сонечкой, ставшей на путь проституции ради спасения семьи, подлым помещиком Свидригайловым и, конечно же, следователем Порфирием Петровичем — главным оппонентом, мучителем и гласом совести Раскольникова-преступника. В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду — необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы — словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза.
Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни эпилепсии. У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет. Но самое главное, что Лев Николаевич не приучен к жизни в том злом и жестоком мире, частью которого он, увы, является. Главному герою предстоит познакомиться с Аглаей Епанчиной, своенравной, капризной и прогрессивной особой, с холодной красавицей Настасьей Филипповной, чья жизнь сломилась раньше, чем успела начаться, с жестоким и скрытным Парфеном Рогодиным и многими другими людьми и их пороками. Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума.
От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн.
Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке. Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин. Его имя стало нарицательным и обозначает человека, севшего на шею своим благодетелям. АМ Роднит Гоголя с Достоевским и неповторимая своеобычность языка… БЕ Учитывая особенности своего стиля: повторы, нагромождение психологических подробностей именно подробностей, а не веских деталей просто длинноты, — Достоевский не раз пытался заставить себя изменить манеру повествования. Набрасывая план одного из ненаписанных своих произведений, он замечает: «Рассказ вроде пушкинского. Краткий, без объяснений, психологически откровенный и простодушный».
К нашему счастью, Федору Михайловичу не удалось себя «выправить». Поэтому «неправильности» Достоевского в тысячу раз для нас ценней, чем «правильные» и безликие грамматические конструкции наших образцово-комсомольских и преданно-монархических писателей. И как вам кажется, почему многие произведения Достоевского «написаны на крови»? Кровь — единственное, что позволяет выйти на ветхозаветное и новозаветное, или столкнуть их друг с другом? БЕ Достоевский довольно рано отделил библейское «Око за око» от Христова «Кто ударит тебя в правую щеку — обрати к нему и другую». Да и кровь в «Преступлении и наказании» — не главное. Это западная мысль, сделавшая убийство одной из любимых «философских» категорий, так трактует убийство. Главный и сакраментальный вопрос «Преступления и наказания», от которого у ангелов волосы встают дыбом: «Тварь я дрожащая или право имею?
И ведь здесь не только «право на убийство»! Это право на милосердие, это право на прощение и право на «алетейю», то есть незабвение. А заповедь «не убий» отвергается именно теми, для кого убийство стало смыслом и движущей силой их существования. К сожалению, борьба между «не убий» и «уничтожь его» — это та динамика жизни, без которой сама жизнь могла бы исчезнуть. Это совсем не значит, что нужно бесконечно длить историю Каина и Авеля. Новые времена, когда человечество станет тонкотелесным а это произойдет обязательно лишат смысла дилемму «убить — не убить». Примерно так я описал современных Авеля и Каина в своем последнем по времени романе «Очевидец грядущего». Вопросы эти даны там именно в «окрасе» и динамике нашего времени, которое имея значительное сходство, все же отличается от библейских времен: своей стремительной быстротечностью, вымыванием из нутра человек одних качеств и заменой их на другие, отнюдь не апокалиптические… АМ Какое ваше самое любимое произведение Достоевского?
БЕ «Братья Карамазовы». В кабинете Толстого в Ясной Поляне, под стеклянным колпаком лежит книга «Братья Карамазовы», которую он читал в ночь перед тем, как навсегда покинуть свой дом. Роман открыт все на той же странице, на которой закончил чтение Лев Николаевич. Мне всегда казалось: над этой страницей затеваются тихие и едва заметные шевеления вечности. Даже само название романа волнует меня бесконечно. То есть, связанные с чернотой и чертом. Так что же? Ни братской любви, ни человеческой приязни Достоевский, прекрасно работавший с опережающим отражением действительности, в своем романе дать не сумел?
Совсем наоборот. И любовь, и приязнь ярче проступают на фоне чертовых каверз и лютой ненависти. Недаром в роман введена одна из лучших частей — кое-кому казавшаяся излишней — «Мальчики». Эта часть словно говорит нам: будет новая жизнь, новое небо и новое слово. Судьба Достоевского изломана и часто неудобна, как и его романы. Но благостность нужна только авторам ЖЗЛ. Не лучше ли вглядеться в реальную жизнь прозы Достоевского? Она давно живет, кровоточит, заживляет раны и обмахивает нас крыльями.
Две жизни — жизнь человека и жизнь прозаика — рождают третью: жизнь вне времен, но зато в собственном неповторимом и полном чудес пространстве… «Достоевский не написал ни одной пьесы, но его проза необыкновенно театральна» Афанасий Мамедов Одно из несомненных преимуществ Достоевского заключается в том, что его по-прежнему читают, он ни в коей мере не «мертвый классик». Он также по-прежнему интересен для режиссеров и актеров — как на отечественной сцене, так и на зарубежной.
Оставшиеся четыреста страниц студент переживает произошедшее, видит странные сны, знакомится с проституткой, затем во всём сознается следователю и отправляется на каторгу. Роман с таким сюжетом школьники должны освоить в 10-м классе. Зачем он нужен в школьной программе? Кто такие «твари дрожащие», почему роман «полифонический» и как понимать таинственные символы в тексте? Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание». Насколько этот роман уместен в школьной программе?
Татьяна Александровна Шошина, учитель литературы: Русская классическая литература в принципе сложная, даже суровая. Можно расценивать это просто как особенность национальной литературы или как подготовку к реальной жизни, взаимодействию с серьезными произведениями. Эта подготовка включает в себя знакомство с трагическими сюжетами, и ограждать учеников от них — значит сохранять их идеальные представления о мире. А ведь полезно усвоить в 16 лет, что есть добро и зло, можно и нельзя, что человеческая жизнь бесценна, никто не имеет права ставить себя выше других на основании якобы врожденных признаков. Проговорить эти мысли на уроках, показать, что есть книга великого русского писателя, посвященная этим вопросам, и оставить будущим выпускникам возможность вернуться к роману когда-либо позже — это лучше, чем не делать этого совсем. Михаил Евгеньевич Сапрыкин, учитель литературы: Нам Достоевский так интересен и важен не только потому, что он отразил изменения в русском обществе и особенности русского сознания во второй половине XIX века. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50—60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Наконец, чтение Достоевского подразумевает понимание течения русской общественной мысли: нужно разбираться, кто такие западники, славянофилы, кто такие почвенники и позитивисты.
Не многие взрослые люди, имеющие высшее образование, могут в таком случае сказать, что они прочитали и поняли Достоевского. Нам это неважно, потому что Достоевский — это автор, который позволяет нам поговорить о нас самих сегодняшних, — здесь Достоевский делит участь с другими русскими классиками. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». В России второй половины XIX века наступила переломная эпоха: в 1861 году завершилось время крепостного права, и в связи с его отменой начала изменяться не только экономическая и политическая жизнь, но и социальная и нравственная ситуация. Приходили в упадок помещичьи хозяйства, образовалось много свободной рабочей силы из освобожденных крестьян; рост городов, развитие промышленности, торговли, транспорта, развитие науки и технологий. Одновременно с этим изменяется сознание русского человека: до отмены крепостного права иерархическая структура четко распределяла: кто знатнее — тот и выше в общественной иерархии, к середине XIX века этот критерий смещается: выше тот, кто богаче, и не очень важно, каким путем это богатство нажито. Изменившееся самоощущение человека повлияло и на семейные отношения: выросла популярность смешанных браков ради выгоды, а столкновения внутри семей по поводу наследства и дележа денег стали гораздо острее и болезненнее. Высшая точка этих перемен — изменение отношения к религии: развитие науки приводит к тому, что предлагаемая христианством модель мира человека перестает устраивать и человек начинает искать альтернативу.
Блог издательства Delibri
5 главных романов Достоевского, которые следует прочесть каждому | Журнал Интроверта | Мое знакомство с Достоевским началось внезапно, очень бурно и, к сожалению, довольно поздно. |
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского | Если и начинать читать Достоевского, то нужно дать как в капле, ненавязчивое и глубинное отражение всего его творчества. |
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского - Рейтинг 2024 | Смотрите онлайн видео «ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?» на канале «Вкусные Закуски» в хорошем качестве, опубликованное 21 июля 2023 г. 21:18 длительностью 00:23:04 на видеохостинге RUTUBE. |
Яндекс Образование
Что нужно знать о «тварях дрожащих» и «право имеющих»? Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший, то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» — так сам Раскольников сформулировал свою теорию. Идеи о «тварях дрожащих» и «право имеющих» он зафиксировал в статье «О преступлении», опубликованной в одной из петербургских газет. По Раскольникову, есть два типа людей: Люди низшего разряда «твари дрожащие» живут в послушании и подчиняются Люди второго разряда «право имеющие» склонны преступать закон и разрушать. Преступления этих людей «требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте». Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира. Чтобы доказать себе, что он Наполеон или «право имеющий», Раскольников и идет на убийство жалкой старухи.
Как связаны роман Достоевского и работы философа Фридриха Ницше? Теория Раскольникова подозрительно похожа на идеи Ницше о сверхчеловеке: философ называет сверхчеловеком личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития, — он якобы от рождения наделен свойствами, которые делают его лучше прочих. Сверхчеловек, представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. Сходство с теорией Раскольникова налицо, только важно уточнить: «Преступление и наказание» Достоевского опубликовано в 1866 году, «Так говорил Заратустра» Ницше — в 1883 году. Так что это Ницше заимствует мысли Достоевского, а не наоборот Более того, немецкий философ писал: «Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни…» Эти двое взаимосвязаны, но не тождественны. Достоевский — рационалист и моралист, Ницше — иррационалист, отрицающий существующую мораль, именно поэтому у Раскольникова после преступления довольно скоро наступает «наказание» и продолжительное страдание. Татьяна Шошина: Бунин без одобрения относился к творчеству Достоевского, потому что был прежде всего стилистом и часто форма была ему интереснее и важнее содержания. В сущности, здесь можно признать правоту Бунина: зрелый Достоевский не пишет романы рукой, а надиктовывает их стенографистке — это интересный творческий опыт: он отпускает свою мысль, дает свободу воображению, потому что рука всегда является цензором сознания.
Бунин был убежден, что есть некая важная связь между рукой, которая держит перо, и бумагой — Достоевский в своем методе эту связь разрывает. Отсюда небрежность текста и избыточность, в том числе, религиозной символики. Воскрешение Лазаря. Это не просто символ, а целый фрагмент Нового Завета внутри романа Достоевского. Это центральная сцена романа, идейная кульминация, в которой Соня по просьбе Раскольникова читает ему легенду о воскрешении Лазаря, которая действительно выглядит избыточной.
Великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского называют также лучшим психологом и психоаналитиком своей поры, сравнивая с австрийским современником Зигмундом Фрейдом. Сам основатель психоанализа говорил, что место литератора в одном ряду с Шекспиром, а «его «Братья Карамазовы» — величайший роман из всех, когда-либо написанных. Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях Жизнь писателя Федора Достоевского, сложная, наполненная потерями, метаниями, сама по себе — как роман. Не случайно она так привлекает кинематографистов. Первый художественный фильм о писателе «Мертвый дом» в 1932 году снял Василий Федоров, главную роль исполнил Николай Хмелев. Современным поклонникам автора «Преступления и наказания» больше знакома версия Владимира Хотиненко — сериал «Достоевский» 2011 года с Евгением Мироновым в заглавной роли. Итак, главное из биографии Федора Достоевского. Узнать подробности Лучшие произведения Федора Достоевского: топ-10 по версии КП Собрание сочинений Достоевского состоит из 12 романов, четырех новелл, 16 рассказов и множества других произведений. Мы расскажем о самых выдающихся. Роман «Идиот». Издательство: Эксмо, 2020 Сюжет: Молодой человек из обедневшего княжеского рода Лев Николаевич Мышкин возвращается в Россию из Швейцарии с длительного лечения от психического заболевания. Он чист и светел душой, порой непосредствен, как дитя. В поезде до Санкт-Петербурга князь знакомится с купеческим сыном Парфеном Рогожиным, который проникается к нему симпатией. Мышкин рассказывает новому знакомому драматическую историю своей болезни, жизни за границей. Рогожин также делится некоторыми откровениями своей биографии и упоминает некую «необычной красоты женщину» Настасью Филипповну Барашкову, содержанку некоего Тоцкого, который совратил ее, когда та была подростком. Молодой купец одержим страстью к этой особе. В дальнейшем Рогожину и Настасье Филипповне суждено сыграть роковую роль в судьбе князя. В Санкт-Петербурге в первый же день Лев Николаевич знакомится со своими дальними родственниками — семьей генерала Епанчина, а также с семьей Иволгиных и той самой Настасьей Филипповной. Все они связаны странными, болезненными отношениями. Генерал Епанчин нередко проводит время в обществе Настасьи Филипповны, его секретарь Ганя Иволгин готов жениться на ней за хорошее приданое, которое дает ее опекун и любовник Тоцкий. Вместе с тем Ганя испытывает теплые чувства к младшей дочери генерала Аглае. Волей-неволей князь оказывается втянутым в эту коллизию, попадая после долгих лет затворнической жизни в клинике нервных болезней в эпицентре человеческих страстей. Узнав историю Настасьи Филипповны, он понимает, что ее вызывающее поведение и «порочность» — следствие того, что она, оставшаяся сиротой в раннем детстве, в юном возрасте попала в лапы педофила Тоцкого, и не нашлось в мире никого, кто мог бы ее защитить. Лев Николаевич жалеет эту несчастную красивую женщину, угадывая в ее экзальтированности и неуравновешенности начало душевного заболевания. Он даже готов жениться на ней, чтобы спасти от себя самой и окружающего ее общества. Настасья Филипповна благодарит его за предложение, но отказывает, чувствуя себя недостойной любви славного, чистого душой, хотя и странного человека. Отказывает она и меркантильному, мелочному Гане Иволгину, над которым вдоволь поиздевалась перед этим. И сбегает с брутальным Рогожиным, который давно мечтает о ней и готов выложить за свое желание баснословные по тем временам деньги — 100 тысяч рублей. Повести Александра Грина «Алые паруса» 100 лет: почему прототип Ассоль получила 10 лет лагерей и умерла в нищете Повести Алые паруса Александра Грина в 2022 году исполнилось 100 лет. Узнайте историю создания великого произведения о любви и печальную судьбу прототипа Ассоль — жены писателя — Нины Грин Узнать подробности Но это только завязка романа, ни один из героев которого не будет счастлив, а кое-кто из них и вовсе трагически закончит свою жизнь. Светлого, смиренного князя Мышкина, неспособного причинить зло ни единому существу, милосердного, прощающего своих обидчиков, наделенного христианской любовью, доведут до сумасшедшего дома те, кого он так стремился спасти. Цитата: «В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, — и мы оба погибнем». Интересный факт: Роман «Идиот» Достоевский написал за границей, будучи на лечении и стремясь своим творчеством заработать средства, чтобы расплатиться с кредиторами. Роман «Преступление и наказание» 1866 : краткое содержание Главные герои: бывший студент Родион Раскольников, его друг Дмитрий Разумихин, старуха-процентщица Алена Ивановна, блудница Соня Мармеладова, дворянин Аркадий Свидригайлов, следователь Порфирий Петрович. Роман «Преступление и наказание». Издательство: Мой Мир Сюжет: Бывший петербургский студент Родион Раскольников, который бросил университет из-за того, что не смог оплатить обучение, доведен до отчаяния беспросветным нищенским существованием и одержим идеей убийства «гадкой старушонки», процентщицы Алены Ивановны. Последней каплей становится письмо от матери, рассказавшей, что его младшая сестра Дуня собирается замуж за недостойного и нелюбимого человека только, чтобы спасти семью от нищеты. Убить и ограбить богатую и жадную, по мнению Раскольникова, процентщицу — и Дуня будет избавлена от ужасного брака. Но не это главная причина — в больном сознании бывшего студента старуха является чуть ли не средоточием вселенского зла. Как сказал один из безымянных персонажей романа, впрочем, не имея ничего никаких преступных намерений, что если убить процентщицу и взять ее деньги — их можно было бы потратить на совершение добрых дел, спасти от нищеты десятки семейств. Раскольников исполняет свое намерение. Убивает Алену Ивановну. И, совершив один смертный грех, уже не останавливается перед вторым — его жертвой становится и сестра процентщицы, кроткая Елизавета, случайно оказавшаяся на месте преступления. Но ни больших денег, ни сокровищ не находит Раскольников в доме старухи. Он еще не осознает, что сотворил, хотя пытается замести следы своего злодеяния. Зато его организм реагирует — после убийства бывший студент впадает в беспамятство. Его преследуют видения. Придя в себя, он одновременно боится разоблачения и начинает понимать, что, убив, загубил и свою душу, готовый совершить еще и суицид. Совестью и одновременно спасением Раскольникова становится несчастная блудница Соня, дочь задавленного лошадью мелкого чиновника-пьяницы Мармеладова, которая пошла на панель тоже от отчаяния, чтобы спасти семью от нищеты. Именно она вдребезги разбивает теорию Родиона о «сверхчеловеке». Как выяснилось, за некоторое время до убийства он опубликовал статью, где рассуждал о том, что есть люди «обыкновенные», не имеющие права нарушать закон, и «необыкновенные», те, кому якобы дозволено ради великой цели переступить через свою совесть и «иные» препятствия. Позже именно эта публикация станет косвенной уликой для следователя Порфирия Петровича, который в лоб объявит Раскольникову: «Вы и убили, Родион Петрович». Лучшие спектакли в Москве Классика и современная драма, спектакли музыкальные и кукольные, театральные представления для детей — как сориентироваться во всем этом многообразии? Мы выбрали для вас самые интересные постановки Выбрать спектакль А Соня, слабая, беззащитная, ставит простой и страшный диагноз: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!.. И в чем оно?
Важно помнить, что при чтении произведений Достоевского необходимо быть терпеливым, эти книги не предназначены для легкого времяпрепровождения. Но если читатель готов пройти через все трудности, то возможно, он найдет в Достоевском своего любимого автора на всю жизнь. Выбор первой книги Достоевский — не самый простой автор, чтобы начать с его чтения. Однако правильный выбор первой книги может помочь вам освоиться с его творчеством и стилью письма. Преступление и наказание — это, вероятно, наиболее известный и популярный роман Достоевского. Он является отличным выбором в качестве первой книги для новичков. В нем вы найдете множество тем, знакомых каждому: любовь, жизнь, смерть, вина и наказание. Также роман представляет настоящий вызов читателю как в плане литературного стиля, так и в плане объема. Если вы предпочитаете более короткие и доступные книги, то можете рассмотреть «Записки из подполья». Эта книга способна привлечь ваше внимание уже с первой страницы. Она представляет своего рода философскую притчу о жизненных ценностях и свободе воли.
Братья Карамазовы Да, именно так. Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть. Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом. Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём? Да почти обо всём. Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича? Можно как напряжённый семейный роман о том, что между родственниками никогда не бывает всё гладко, особенно когда родственники эти — очень сложный отец и три совершенно разных брата. Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры. Сложное произведение? Но если вы всё сделали правильно, то уже готовы к тому, чтобы получить от него сложное, но большое удовольствие. Если всё-таки «не зашло», настоятельно рекомендуем этим и ограничиться. Преступление и наказание «На закуску» можно оставить роман, который у половины ассоциируется исключительно со школьными мучениями: «тварь я дрожащая или право имею», «проблема добра и зла», «роль снов в романе» и прочим. Если есть силы забыть прошлое и попробовать сначала, время пришло. Это самый сюжетно крепкий роман Достоевского. История Родиона Раскольникова, который убил, как ему кажется, незначительного человека, чтобы получить деньги на значительные дела, но потом передумал. Погрузился в пучину отчаяния и раскаяния, а окончательно оказался придавлен ненужной жертвой своей сестры. Ради поправки финансового положения любимого брата она собралась выйти замуж за нелюбимого. Параллельно мы читаем историю нищей семьи, от отчаяния толкнувшей свою дочь на панель. А главный герой всего этого безобразия — Петербург, холодный и мрачный столичный город, где с роскошными дворцами соседствуют крохотные каморки, похожие на гроб, которые любого с ума сведут. Записки из Мертвого дома Достоевский в жанре нон-фикшен. Бонус для тех, кто всё прочитал и хочет ещё. Удивительный в своей простоте — никакой словесной витиеватости — дневник пребывания Достоевского на каторге. В качестве героя выбран другой персонаж, бывший заключённый Александр Горянчиков, осуждённый за убийство жены.