О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана». Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. О том, как жил криминальный мир Казани 1980-х, «» рассказал журналист Роберт Гараев — автор книги, которая легла в основу сериала «Слово пацана».
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
Роберт Гараев выложена на , чтобы бесплатно читать онлайн без регистрации. Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х.
Роберт Гараев - Слово пацана
Чем закончились истории героев книги «Слово пацана» Роберта Гараева. Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х. Роберт Гараев о своей книге и сериале «Слово пацана». «Слово пацана» Роберта Гараева вряд ли получится найти сейчас в книжных магазинах — на фоне популярности одноимённого сериала издание буквально смели с полок. А вот электронная версия нашумевшей книги доступна — в сервисе Строки.
Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
В 90-е ситуация усугубилась, когда пришел огнестрел и начались кровавые разборки за кусок пирога. Я знаю, что в то время многие погибли. Многие люди, которые выжили, благодарны, что попали за решетку, потому что на улицах Казани выживать было сложнее. Почему все это произошло именно в Казани?
Один из факторов - быстрая урбанизация: Казань 50-х - это город с населением 500 тысяч человек, а в 1979-м — горол-миллионник. Драки стенка на стенку и охрана своей территории - сельский менталитет. Второй важный фактор - весь центр Казани в тот момент состоял из трущоб.
Трущобы - это гетто. Неблагополучное жиле, отсутствие культурной структуры тоже влияли на молодежь. Действие второго сезона сериала может развернуться в 1991 году, а третьего — в 1993.
Помимо этого я пишу другую книгу, новую. Также занимаюсь музыкой, диджеингом. Например, скоро поеду в Алма-Аты: днем встречусь с читателями, а вечером буду играть для слушателей.
Как появилась идея для вашей книги? В то время я погрузился в еврейскую культуру и историю великого народа. Сам я татарин и в то время стал рассуждать, что есть уникального в моем опыте, что я могу подвергнуть исследованию.
Тогда я вспомнил, что состоял в группировках. Я создал закрытую группу, в которой участники подобных организаций могли рассказывать что-то анонимно. Как вам удалось разговорить ваших героев книги?
Многие участники ведь признаются в жутких вещах. Ключ к этому - мой исследовательский интерес. Для многих было странно, что какой-то человек расспрашивает тебя о вещах, которые происходили 30 лет назад.
Большинство привыкло рассказывать о своем жизненном опыте на допросах. Я отключил какую-то эмоциональную оценку и просто старался задавать вопросы безо всякого осуждения. Когда люди понимали, что я разбираюсь в этом, то разговор шел охотнее.
RU — Будто, по тем же пацанским понятиям, вскрытие того, как жили группировки, — это запрещенное стукачество на своих, и могли появиться претензии... Я исследователь и держал дистанцию. Но опасения были, конечно. И какие-то угрозы время от времени возникали. Но это был оправданный риск, который я закладывал. У меня это история не как у Салмана Рушди после выхода романа «Сатанинские стихи». Он до сих пор жив и до сих пор скрывается. Мне приходили письма на почту в духе: «Да кто ты такой, чтобы эту тему поднимать? Но с другой — подумал, что все-таки он человек разумный и делать этого не будет. Хотя я удивился, что была такая угроза.
Он в книге выступает как анонимный герой. Почему-то посчитал, что мы поссорились. Это было связано с ведением паблика. Позвонил какой-то человек: удалите пост такой-то. А с какой стати? Потом этот перезвонил, начинает вступаться за того. Это было несколько некорректно с его стороны, и, думаю, зря он так сделал. Я этого не ожидал, так и сказал: «А с какой стати вы мне угрожаете? В книге сказано, что группировка не может заниматься коммерцией. А открытие «универсамовскими» видеосалона — не противоречит ли это реальности?
Но тем не менее казанские группировки занимались бизнесом. Был такой Гусь из «Хади Такташ», он открыл чуть ли не первый видеосалон — на улице Профсоюзной. Думаю, миллионы на нем невозможно было заработать, но владел им он. Это можно было делегировать коммерсу, крышевать... Но по понятиям — да, если ты сам становишься коммерсом, с тебя могли бы спросить. С другой стороны, если ты духовитый, как Вова Адидас, то кто с тебя спросит? Он «отшит». Если ты такой же крутой, как Желтый, мог бы попробовать. Но и ему, кажется, не удалось. И дальше всё пошло...
RU — Признаюсь честно, про сериал у меня возникла мысль: «Из всего, что я смотрела за последнее время, это первое, где нет ни одного положительного героя». Закладывалось ли это на тех, кто старше 18 лет? Не будем уж говорить про школьников, посмотревших сериал и повторяющих реплики. Девочка Юля — младшая сестра Андрея Пальто. А Настя Красовская, которая играет пэдээншицу Иру? И приглашение на квартирник, где взрослые и алкоголь. Всюду чувствовался романтический подтекст. В отношениях разница в возрасте может быть какой угодно, если вы оба совершеннолетние. По задумке этого могло быть и больше, но мы решили, что это уже слишком. А квартирнику есть объяснение: она хочет вырвать его из криминальной среды и показывает, что есть другой мир, где есть люди, увлекающиеся музыкой.
Это скорее воспитательный маневр. Это всё метод Андрея Першина настоящее имя режиссера Жоры Крыжовникова. Когда мы ему на съемках задавали вопросы, сидя на площадке, он так и говорил: «Мне неинтересны однозначные люди. Герой должен быть объемным, поэтому он не может быть плохим или хорошим. Он как живой человек, у которого есть отрицательные и положительные черты». Задачи показать, как не надо делать, не было. Была задача снять хорошее кино, создать драму, окунув персонажей в мир казанского феномена с его правилами и его законами. В интервью, которое дал Жора Крыжовников — кстати, очень рекомендую, — он объясняет свой режиссерский метод очень подробно.
А вот электронная версия нашумевшей книги доступна — в сервисе Строки. О чём книга Города позднего СССР города наводнили многочисленные молодёжные группировки — они «делили асфальт» в кровавых драках и держали в страхе местных жителей. Казань — город, где это явление стало по-настоящему массовым.
Это был коллективный образ пацана. Вам кто-нибудь симпатичен из героев? Также мне нравится Зима, которого сыграл Лев Зулькарнаев. Вова Адидас сложный герой для меня. Как вам история Марата? Берется два героя: один - пацан, другой - чушпан. В конце они должны поменяться ролями. Что может привести Марата к тому, чтобы он нарушил правила группировки? Только трагическая любовь. Мне не особо понравился Комсомолец. Какой-то он чересчур карикатурный. Что вы думаете? Многие комсомольцы мне писали отзывы, мол, почему его герой получился таким карикатурным, но я не знаю, что ответить. Возможно, у меня было меньше всего консультантов именно в этой области. Если честно, у меня была даже какая-то личная обида, о которой я рассказываю в своей книге: меня как-то завел в отделение ОКОДовец, засунул кирпич в валенок и дубасил по почкам. Была история, что переделали конец сериала… - Жора Крыжовников идеалист. Он сразу закладывал в смету, что возможны пересъемы. Жора понял, что нужно переделать концовку, так как это был важный момент. Вы знаете, будут ли цензурировать сериал на телеэкранах? Будет ли второй сезон? Второй сезон - 91 год, а третий - 93. Не думаю, что это будут снимать. Вы ожидали, что будет такой ажиотаж? Чем планируете заниматься еще? Как справляетесь с обрушившейся славой?
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
Роберт Гараев, автор книги “Слово пацана”, по которой сняли одноименный сериал, рассказал любопытную вещь. Чем закончились истории героев книги «Слово пацана» Роберта Гараева. «Слово пацана» Роберта Гараева вряд ли получится найти сейчас в книжных магазинах — на фоне популярности одноимённого сериала издание буквально смели с полок. А вот электронная версия нашумевшей книги доступна — в сервисе Строки. Полная версия книги Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х, чтобы читать бесплатно онлайн, от автора Роберт Гараев.
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»
Когда я был ребенком, группировщики отбирали у меня деньги. Потом уже у меня получалось как-то увиливать — лучше всего было убегать. Но однажды, в один день, все сложилось. Парень из параллельного класса — его звали Искандер — «пришился» вошел в состав — прим.
Он потребовал на следующий день принести ему три рубля, что было для меня неподъемной суммой. Я уже готовился скрываться или получать каждый день по голове, но через несколько уроков группировщики «Низов» из того же класса позвали меня на сборы — они как раз набирали «скорлупу» [младших участников]. Я пошел на эти сборы — и больше Искандер не имел права ничего с меня просить.
В первую очередь я вступил в группировку ради защиты. Но еще у меня был и исследовательский интерес: мне было это жутко интересно, поскольку я — ботаник и отличник — мог войти в сообщество хулиганов, харизматичных и дерзких. Хотелось узнать, чем они занимаются.
Криминальный Татарстан 1970-2010-х»: В основном в группировку попадали по двум причинам: либо ты вырос в одной компании с пацанами и не видел другой дороги, либо искал спасения от каких-то проблем. В любом случае пока ты не был в группировке, ты был чушпаном, чертом и лохом. Ты не был гражданином мини-государства, а значит, был вне его системы привилегий и не попадал под его защиту.
Как вступление в группировку «Низы» изменило вашу жизнь? Самое главное — появились частые сборы. На сборах мы играли в футбол, иногда занимались спортом, просто стояли и разговаривали.
Правда, очень скоро это стало в тягость. Особенно зимой, когда холодно и ты хочешь провести время по-другому, но все равно обязан идти на сборы — непонятно зачем. В эти моменты было ощущение серости и беспросветности.
Зато ты менялся в статусе — считался пацаном и мог находиться в сообществе людей, которые кажутся крутыми. Если перевести на современный язык, у тебя словно появлялся миллион подписчиков. Правда, я себя суперкрутым не считал — наоборот, у меня был синдром самозванца.
Мне казалось, что скоро меня разоблачат — я же ботаник, отличник, и мне тут не место. Боялся, что мне дадут какое-нибудь задание, а я с ним не справлюсь. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»: Внешних опасностей на сборах было две.
Во-первых, менты, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успеет убежать. Во-вторых, курировавшие нас старшие, которые заходили с проверками. Проверяли они наше количество, могли внезапно нагрянуть и застать кого-нибудь за курением сигарет, хотя для наказания хватало и сигаретного запаха.
Правила поведения у всех группировок были общегородские: всегда стоять за свою улицу, представляться, если идешь по чужой территории, причем даже если понимаешь, что перед тобой враги и они в большинстве. Не курить, не пить, не употреблять наркотики — отличий у группировок было мало. Всего в одноименной группировке из этого микрорайона было около ста человек — точнее сказать сложно, поскольку у участников разных возрастов были свои сборы, и мы пересекались редко.
Территориально нас со всех сторон окружали другие группировки, но из них мы враждовали только с «Грязью». Это была большая и очень сильная группировка, участников которой мы считали отморозками. Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время.
Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось.
Роберт Гараев. Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х. Содержание Книга «Слово пацана» Роберта Гараева посвящена так называемому казанскому феномену — культуре молодежных криминальных сообществ, во многом определявших образ столицы Татарстана на протяжении трех десятилетий, с начала 1970-х до рубежа 1990-х и 2000-х. Ключевые вопросы данного исторического периода «С какого района? А если найду? Однако если профаны «лохи» были обречены жить и страдать лишь в мире вопросов, то для посвященных, «пацанов», был открыт мир правильных ответов — «понятий».
Эти «понятия» носили не нормативный, а перформативный характер — их нельзя выучить, принять как кредо или завершенный свод правил, но можно лишь постичь изнутри жизненных практик уличного сообщества. При этом процесс такого постижения никогда не мог считаться завершенным — «пацан», подобно античным героям, каждым своим конкретным поступком переопределял содержание «понятий», он не следовал уже существующему закону, но самостоятельно творил его. Границы дозволенного и недозволенного «беспредела» постоянно менялись — прежде всего, конечно, с изменением самих исторических обстоятельств эта логика, кстати, очень точно сформулирована в последнем Послании Президента Федеральному Собранию: есть «красные линии», которые Запад не должен пересекать, но, где именно они проходят, Россия будет определять в каждой конкретной ситуации. В этом смысле книга Гараева носит не социологический в отличие от, например, недавно изданного интересного академического исследования Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям: уличные группировки в России» , а исторический характер, так как ее цель состоит в том, чтобы, избегая четких определений и однозначных оценок, представить «казанский феномен» как живой процесс. Если принять классификацию Гегеля, для которого история делится на «критическую» исключающую все лишнее и сосредоточенную лишь на главном и «поэтическую» включающую особенное и нехарактерное, чтобы «оживить» событие , то «Слово пацана» безусловно относится к последней.
Писатель после премьеры пообщался с бывшими... Писатель после премьеры пообщался с бывшими бандитами, истории которых легли в основу произведения. Смотрите также: Те посмотрели работу Жоры Крыжовникова.
Никто не говорит "Вот такого не было". Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный.
С одной стороны, в наше время ОПГ существуют по инерции, продолжая практики предыдущих поколений. С другой стороны, современные группировки — уже не совсем ОПГ в привычном понимании, а часть «силовой» бизнес-системы города, работающей в полулегальной зоне. Как я писал эту книгу Казанский феномен — тема достаточно изученная. О местных группировках написаны диссертации, книги, статьи, пьесы и песни, сняты документальные фильмы, телепередачи и даже в 2018 году поставлен балет «Молот. Я прочитал и посмотрел почти все и понял, что для меня там не хватает взгляда изнутри, мнений самих участников событий. Я решил, что моя книга будет состоять из интервью с участниками группировок. В процессе работы над ней я разговаривал как с рядовыми пацанами, так и с очень авторитетными людьми. Эти интервью будут идти вперемешку, и не всегда взгляды на одни и те же события будут совпадать, потому что группировки хоть и живут по похожим правилам, единого руководства, как, например, сицилийская Cosa Nostra, не имеют.
Также я общался с противоборствующей стороной — работниками правоохранительных органов, равно как и с адвокатами, исследователями вопроса и простыми жителями города, которым посчастливилось проживать в Казани в те «славные» времена. Помимо интервью я использовал данные открытых источников, статьи и диссертации. Хотя эта тема коснулась буквально всех жителей города, пока она еще очень травматична и не все готовы ворошить «темную» часть своего прошлого. Многочисленное сообщество казанских группировщиков в том числе бывших пополнялось на протяжении трех поколений. Оно достаточно закрытое — его участники неохотно делятся информацией с посторонними. Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили. Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше.
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять» | Сериал «Слово пацана» стал настоящим феноменом конца 2023 года. |
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки - 16.12.2023 | | В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. |
Криминальный «Хогвартс» и второй сезон. Поговорили с автором «Слова пацана» — OfficeLife | Роберт Гараев Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х читать онлайн бесплатно целиком (полностью) без регистрации на телефоне или компьютере. |
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен» | Во-первых, Гараев репостнул видео поклонника, который прямо заявил, что читал произведение Роберта и считает его прототипом героя Леона. |
Слово пацана. О чем книга? | Роберт Гараев также косвенно дал понять, что он является прототипом главное героя в «Слове пацана» Андрея Васильева по кличке «Пальто». |
«Это был мир насилия, в котором подросткам выжить нелегко»
- Легенды, семья и игра
- Автор «Слово пацана» Роберт Гараев напишет книгу о женских бандах
- Похожие книги
- Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен»
- Роберт Гараев: Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
Регистрация
- Автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев напишет произведение о женских бандах
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х онлайн Роберт Гараев (Страница 1)
- Читайте также
- Криминальный «Хогвартс» и второй сезон. Поговорили с автором «Слова пацана» — OfficeLife