Особо чтимые мусульманские праздники татары называют арабским словом гает. Их, как и во всем мусульманском мире, два: Уроза гаете – праздник поста и Карбан гаете – праздник. Сегодня на телеканале ТНВ состоится прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, которое пройдет в Казани.
Какие этнопраздники пройдут в Татарстане летом
Национальные праздники | Специфика праздника «Навруз» у татар проявляется в существовании особого жанра фольклора – благопожеланиях Навруза (Нәүрүз бәетләре (такмаклары). |
Татарстанцам напомнили о рабочей субботе | появившиеся после принятия ислама татарами и международные - отмечаемые не только татарами. |
Сабантуй и День гусиного пера. Как национальные праздники отмечают татары | АиФ Краснодар | Религия - 16 апреля 2023 - Новости Казани - |
8 традиций татарского народа, которые соблюдаются по сей день
Новогодние праздники. Страну ждёт 8 дней отдыха; 23 февраля - День. Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков. «АиФ-Юг» рассказывает, как татары отмечают праздники и за что они дарят барана. Появление праздника связано с традиционным календарём скотоводов: раньше в этот день якуты торжественно встречали айыы — покровителей скотоводства и коневодства. К народным праздникам крымских татар относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза.
В Ишимбайском районе отметили древний фольклорный праздник
Праздники — Татарская национально-культурная автономия Сочи | Как у русских, так и у татар есть свои праздники и обычаи, уходящие корнями вглубь веков. |
Прямая трансляция праздника поэзии, посвященного 138-летию со дня рождения Габдуллы Тукая | | Другие праздничные дни: В Республике Татарстан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечаются национальный народный праздник "Сабантуй" и русский народный праздник. |
В Татарстане утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2023 году
Питрау – самый почитаемый праздник татар-кряшен, традиционно отмечается в день памяти апостолов Петра и Павла («Петров день») и считается «календарной границей года». Итак, у татар есть много интересных и значимых праздников, которые отражают их национальную культуру и традиции. Наконец после утренней праздничной молитвы верующие смогут накрыть большой стол, на котором могут быть любые разрешенные Исламом яства. Мусульмане России в ночь на 21 апреля отмечают Ураза-байрам — праздник разговения и особый день для всех мусульман. Праздником Ураза-байрам заканчивается священный месяц.
21 марта крымские татары празднуют красивый весенний праздник «Навруз».
В наши дни татары — это второй самый распространённый этнос Российской Федерации после русских. Все новости. В Татарстане утвердили даты празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама в 2023 году. Город - 18 июня 2023 - Новости Ханты-Мансийска - Мусульманские праздники. Исламское образование.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Полный календарь мусульманских праздников на 2023 год с пояснениями по месяцам. Данный праздник у татар олицетворяет приход весны, а также начало нового годового цикла. Как правило, наурыз отмечается в день весеннего равноденствия, а именно 21 марта. Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа. Специфика традиционной праздничной культуры татар состояла в том, что она включала в себя как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные) праздники.
Полный календарь мусульманских праздников 2023
Подается чак-чак и в особенные дни. Например, мама невесты обязательно готовит его на свадьбу. Считается, что чем больше молодожены съедят чак-чака, тем слаще и дольше будет их совместная жизнь. Поэтому на татарских свадьбах чак-чак преподносят как самое дорогое угощение и украшение стола. Во время различных фестивалей обязательно готовится чак-чак. Чайная трапеза Татары, как и остальные восточные народы, пьют очень много чая.
Также народная любовь к чаю отразилась и в татарских пословицах и поговорках. Например, «Чаю выпил — на душе лето настало» или «Когда женщина узнала чай, то забыла о пряже».
Затем на сцену вышли гости праздника из Татарстана — эстрадная группа «Казин егетляре». Ее сменили ансамбль русской песни «Лада» из Калачевского района, народный самодеятельный ансамбль «Русская душа» из Иловлинского района, самодеятельный ансамбль «Родные напевы» из Урюпинского района. Хозяев праздника, жителей села Малые Чапурники, здесь представлял самодеятельный татарский вокальный ансамбль «Туган Як», что в переводе на русский означает «Родной край». Гость из Калмыкии Баатр Манджиев зачитал собравшимся отрывки из калмыцкого национального эпоса «Джангар». Неподалеку от сцены работала выставка декоративно-прикладного творчества народных умельцев. Желающие могли прямо здесь приобрести у них созданные ими памятные сувениры. В самой вкусной части Сабантуя были широко представлены национальные кухни русского, татарского, казахского, калмыцкого и других народов.
Волгоградка по имени Виктория испекла для участников и гостей Сабантуя русские пироги и татарский национальный чак-чак — это лакомство из обжаренных кусочков теста с медовым сиропом. Все на кэрэш Раньше, когда традиции празднования Сабантуя только начинали возрождаться на светлоярской земле, в его программе были только татарские национальные игры. Теперь к ним добавилось много других, включая забавы казахские, калмыцкие и русские. Но вишенкой на торте все равно по сей день остается татарская национальная борьба на поясах кэрэш.
В программе — выставка, мастер-классы, концерт с участием фольклорных творческих коллективов. На мероприятия приглашаются жители и гости города. Как сообщили в Доме дружбы народов Крыма, празднование торжества весны и плодородия будет проходить на площадке перед музыкальным училищем им.
Чайковского и в самом учреждении. Читайте также Национальные праздники Крыма: даты, традиции и обычаи Так, под открытым небом развернётся выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Здесь же проведут мастер-классы по народным ремёслам и детскую игровую программу.
Некоторые ученые объясняют происхождение названия от монгольского "нар" солнце и татарского "туган" рожденное. Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе.
Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями. Один из куплетов переводится так: Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растет, Корова пусть много молока дает И теленка пусть принесет. У татар-мишар в эти дни пекутся "бавырсак" сладкое кушанье и другие виды мучных изделий. Одно из гаданий называлось "Йезек салу".
Молодежь собиралась поздно вечером в доме. Это были в основном девушки на выданье у рязанских татар иногда допускались и парни , одна из девушек шла к проруби и, зачерпывая ведром воды, несла ее в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускали в воду свои кольца в некоторых деревнях - пуговицы и распевали гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания вынимала кольцо. По содержанию песни определялась судьба хозяйки вынутого колечка.
Многие народные обычаи очень интересны и достойны того, чтобы их возродить!
30 августа 2023 года, среда: День Республики Татарстан, День Мирона, Вдовьи помочи, Томатина
Согласно исследованиям, прототюрки жили на Алтае, в местности, где водятся горные бараны. Наши предки были приверженцами тенгрианства — это не чистое язычество, а скорее монотеистическое верование, потому что в нем есть идея всевидящего небесного ока — Тенгри. В тенгрианстве распространено почитание горы как самой близкой к божеству точки на земле, и, соответственно, горного барана как божественного существа. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, тождественным Богу.
В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя. К слову, следы культа барана этнографы видят и в татарском орнаменте, распространенным мотивом которого являются завитые на манер рогов цветы и растения. Проводы зимы и правильная дата Сабантуй — важная часть в цепи традиционных празднеств земледельческого календарного цикла.
Изначально он проводился до посевных работ. Посев для земледельца — судьбоносное время года, следовательно, перед ним нужно восхвалить Тенгри, и тут мы имеем дело с традиционной репродуктивной магией. Эта часть Сабантуя семантически сливается с другим важным татарским языческим праздником — Карга-боткасы.
Он не так известен, хотя кое-где в деревнях его все еще проводят. Карга-боткасы дословно «каша для грача» — аналог Науруза, праздника, знаменующего конец зимы. Но Науруз — позднее приобретение татар, праздник пришел к нам из Ирана.
У нас разные климатические условия, поэтому Науруз не всегда адекватно подходит к погодной реальности Поволжья. Во время Карга-боткасы люди рассыпали по полям зерно для грачей — считалось, что птицы приносят весну на своих крыльях для сравнения: в ирано-персидской традиции весну приносит аист. Карга-боткасы, который частично слился с Сабантуем, восходит к традиции зороастризма — в Татарстане сохранены топонимы этого времени, к примеру Зэря-Тау в Кукморском районе, что с сарматского языка переводится как «зерно» хотя многие исследователи ошибочно полагали, что «заря».
Чтобы Всевышний дал погоду и урожай, мы сами должны что-то отдать, а так как речь идет о традиционной культуре, на первый план выходят коллективные практики. Поэтому еще одна важная часть Сабантуя — ритуал сбора подарков. Но суть одна: молодые люди репродуктивного возраста ходят по деревне и собирают в каждом доме полотенца и платки, вышитые молодыми девушками, и иногда яйца.
Все это становилось призами для победителей состязаний на Сабантуе. В этой подготовительной, но важной части праздника мы также видим мифологический и социальный аспекты. Во время сбора чужие для деревни люди — невестки и зятья из другой местности — обрядовым способом принимались в сообщество.
Девушки становились своими посредством передачи подарков, а новых мужчин в деревне во время шествия окружали, поднимали и подбрасывали вверх, исполняя определенные песни. Мифический смысл восходит к тому же культу плодородия.
Первое упоминание сабантуя относится к 921 году. Праздник в городе Булгар, который находился на территории современного Татарстана, описывал арабский путешественник и посол Ибн Фадлан. Немецкий ученый Готлиб Георги писал: Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди. Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле.
Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год.
Как вы понимаете, я с детства росла в такой среде. Потом вышла замуж за татарина и как-то мы оба не стеснялись на Пасху съесть кулич, так как никто из нас не держал пост. Хотя в семье моего мужа все верующие люди и никогда даже не подумали бы купить на Пасху кулич.
В этом году хотела даже кулич сама испечь А потом мы с мужем переехали в свой дом. Отчетливо помню, как я в первую Пасху в нем смутилась, когда в нашу дверь постучались две девочки и спели мне стишок про праздник. Я сразу вспомнила, как мы с подругой также ходили по ее соседям. А у меня тогда даже не было крашеного яйца в доме, чтобы дать этим девочкам. С того года мы с мужем красим яйца, чтобы раздавать таким ребятам в праздник.
Я знаю, что некоторые наши знакомые-мусульмане просто не открывают детям двери в Пасху. Для меня это дико.
Среди этих явлений наиболее яркие праздники, в которых как в зеркале отражается образ жизни. К народным праздникам крымских татар относятся: Наврез, Хыдырлез и Дервиза.
Если Хыдырлез — это начало полевых работ, то Дервиза символизирует их окончание и приближение холодов. Отмечается Дервиза в день солнечного равноденствия — 22 сентября. После этого дня силы природы понемногу «отмирают», с каждым днем все ближе и ближе подступает осень. Название «Дервиза» состоит из двух слов: «дер» означает дверь, ворота.
Второе же слово — «виза» — разрешение на въезд.