Новости откуда пошло крещение

Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. По словам церковных служителей, в Крещение Господне освященной становится даже вода из крана. Крещение Господне 2023: откуда появился праздник и как правильно окунаться в прорубь.

Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть

Мне интересно, откуда сам термин "крещение" взялся? Ведь крещение Руси, согласно официальным данным, проводилось «огнем и мечом», т.к. коренные жители очень противились навязыванию новой иноземной религии. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви.

Архипастырь. Крещение Господне и Рождение человека свыше

В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?». На Крещение верующие окунаются в прорубь, чтобы погрузиться в святую воду. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви.

Праздник Крещения: история, традиции

По некоторым данным ещё одна епархия могла находиться в Чернигове. Среди первых епископов были представители греческих народов. По традиции митрополитом Киевским считается свт. При этом в некоторых документах говорится о том, что первым митрополитом выступил Феофилакт. Его перевели на территорию Руси из Севастийской митрополии.

С 990-х годов начали строить храмы из дерева. Также именно во времена правления князя Владимира впервые появились монастыри. Примерно в 996 году на территории Киева освятили Десятинную церковь, выполненную из камня. Именно она являлась княжеским собором.

После проведения крещения Руси возникло деление в сфере закона по византийскому стандарту церковной и княжеской юрисдикции. В области церковного права были брачные отношения, а также злодеяния, совершенные против нравственности. Там судили клириков и их близких родственников. Об этом было сказано в княжеских уставах, которые существовали в X—XII веках.

Важным считалось, чтобы в храмах служили русские священники. Чтобы так было, наследников высших слоёв общества силой забирали, чтобы они проходили «учение книжное». Также храмы стремились обеспечить богослужебными книгами. Христианство в XI—XII веках Главные направления христианизации страны, а также её жителей обозначили во время крещения Руси и продолжили в последующих веках.

На тот момент Епархиальная структура стала более дробной, а количество епархий увеличилось до 12. По поводу приходской системы и её формирования в данный период нельзя ничего сказать, потому как точные сведения отсутствуют. Можно предположить, что это последовало за развитием государственного управления. Такой вывод можно сделать по той причине, что приходской храм обычно располагался в главном населенном пункте.

Вносились новшества во взаимодействия церкви и государства в сфере проведения судов. Увеличивался спрос на богослужебную литературу, и его удовлетворяли за счёт скрипторий, работающих при больших монастырях. Вероятно, что мастерские по переписке рукописей также находились при епископских кафедрах. Благодаря этому население начало значительно активнее принимать новую веру.

Согласно имеющимся данным, языческие выступления в больших городах проводились в последний раз в 1070-х годах. Они были в Ярославле, Новгороде и Ростове. После этого язычество пошло на спад, и оно вызывало всё меньше интереса у общества. Что значило крещение Руси Благодаря принятию христианства возникли ощутимые последствия в области политики.

Это позволило значительно повысить престиж Руси.

С 16:00 до 19:00 Всенощное бдение. В 22:00 Великое освящение воды. Освящение воды в течение дня. С 16:00 до 19:00 Вечернее Богослужение. Крещенское купание на территории прихода бассейн 18. Приход храма Рождества Христова, который находится по адресу Рождественская набережная 1. Советская 100. Освящение воды до 14:00. Освящение воды до 13:00.

Окунуться можно будет 19-го января после Божественной литургии и чина Великого освящения воды около 11:00 до 18. Приход храма святых Царственных Страстотерпцев, который находится по адресу: ст. Саратовская по улице Лесная 6. Освящение воды до 12:00. Окунуться можно будет в нижнем храме в баптистерии до 12:00. Приход храма святой блаженной Матроны Московской, купель находится в селе Фанагорийское. Освящение воды с 00:00 до 2:00. Окунуться в купели можно будет после Богослужения и до 18. Приход храма Вознесение Господне, находится в Динском районе по адресу: Ст. Пластуновская, ул.

Красная 107-А. Вечерня с Литургией Василия Великого. Великое освящение воды. С 17:00 до 19:00 Всенощное бдение. Освящение воды до 19-00. Место для купания Усадьба «Фамилия». Васюринская, Ул. Ленина 101А. Освящение воды до 16:00. Место для купания имеется.

Приход храма в честь ап. Андрея Первозванного, который находится в Динском районе по адресу: Ст. Новотитаровская, ул. Советская, д. В ночь с 18 на 19 января с 23:00 до 02:00 Божественная Литургия. Освящение воды. Приход храма святителя Спиридона Тримифунтского станицы Северской находится по адресу: Ст.

Вот несколько отрывков из Библии о крещении если у вас есть дома Библия — посмотрите там : Кто поверит и примет крещение, тот будет спасён, а кто не поверит, будет осуждён. Евангелие от Марка 16:16 Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать? Деяния 2:37,38 Эта вода есть образ крещения, которое и сегодня спасает вас. Крещение это не омовение тела от грязи, а просьба к Богу о чистой совести.

Он заявил, что пришел не нарушить закон, а выполнить, ведь «надлежит нам исполнить всякую правду». С этого события начинается мессианское служение Христа, которое проходило три года», — отметил протоиерей Николай Ельчев. Считается, что именно тогда людям впервые явилась Святая Троица: Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, который принял крещение в Иордане от Иоанна Предтечи, а также Святой Дух, который спустился во время крещения Христа в виде голубя. Как и Крещение, каждый год его празднуют в один день — 18 января. Если сочельник приходится на будние дни, то утром верующим предписывается соблюдать строгий пост. В Сочельник верующим советуют попасть на утреннее и вечернее богослужение, а в сам праздник — прийти на литургию Вечером 18 января в церквях проводят литургию Василия Великого: особое богослужение, которое идет дольше, чем в другие дни. В это время читают все новозаветные и ветхозаветные отрывки, рассказывающие о событиях, которые так или иначе связаны с грядущим праздником. А после литургии начинается Великое освящение воды. Освящение воды Освящение воды — главная традиция Крещения, которую совершают в храмах и на водоемах. Воду освящают чином Великого водосвятия дважды: накануне праздника и в сам день Богоявления. Независимо от того, в какой из дней провели ритуал, вода будет иметь равную благодать, отмечают в церкви. Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла. Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха. Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест. В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками. Люди просто набирали ее в любом водоеме. Считается, что в ночь на Крещение Господне вся вода становится святой По преданиям, когда на Церковь были гонения и освятить воду в храмах было невозможно, в Крещенскую ночь верующие набирали ее в обычных водоемах или из-под крана. И даже без молитв, которые священник произносит во время обряда, эта вода не портилась несколько лет. Верующие объясняют это тем, что Бог даровал свою благодать людям, которые сохранили глубокую веру, даже когда попасть в храм было просто невозможно.

Крещение Господне 2025 в России: история и традиции праздника

на сайте издания «Новые Известия». Кратко о языческих богах и событиях перед крещением. Крещение в водах Иордана стало началом общественного служения Господа Иисуса Христа, до той поры неведомого миру. Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает, откуда произошел праздник и какие у него традиции. Совершив крещение, Христос, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, где голодал сорок дней и сопротивлялся искушениям дьявола, который пытался соблазнить его на грех голодом, гордыней и верой.

Крещение: История и традиции

Вода, которую освятили в Крещение, имеет особое название: крещенская вода или Великая Агиасма, то есть великая святыня Как освящают крещенскую воду в церкви? Сперва поют тропарь «Глас Господень на водах…», затем зачитывают пророчества из Ветхого Завета, отрывки из Евангелия, а также фрагмент Послания апостола Павла. Все эти фрагменты Писания рассказывают о крещении Иисуса Христа. После начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся Богу с просьбой освятить воду «силою и действием и наитием Святого Духа», обращаясь к нему со словами «Миром Господу помолимся... Также Бога просят наделить воду способностью очистить тело от всех недугов и греха.

Затем священник читает молитву, в которой просит Бога освятить воду, а также кадит ее — то есть окуривает ладаном. Он три раза опускает в воду крест, пока поется тропарь праздника «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе! Тропарь Крещения Господня После этого всех молящихся окропляют святой водой и дают им поцеловать крест.

В заключение обряда все священнослужители возвращаются в алтарь. При этом они поют стихиру «Воспоим вернии…». Первые упоминания о святой воде появились еще в 70-е годы IV века в сочинении «Против ересей» святителя Епифания Кипрского. При этом ни он, ни другие святители, которые о ней писали, не говорили ни о каких специальных обрядах, которые совершались бы над водой священниками. Люди просто набирали ее в любом водоеме.

Считается, что в ночь на Крещение Господне вся вода становится святой По преданиям, когда на Церковь были гонения и освятить воду в храмах было невозможно, в Крещенскую ночь верующие набирали ее в обычных водоемах или из-под крана. И даже без молитв, которые священник произносит во время обряда, эта вода не портилась несколько лет. Верующие объясняют это тем, что Бог даровал свою благодать людям, которые сохранили глубокую веру, даже когда попасть в храм было просто невозможно. Обычай произносить над водой молитву ввел Антиохийский патриарх Петр Кнафе в последней трети V века. При этом в древности воду святили один раз — в полночь перед Крещением.

Однако с X века таинство перенесли на вечер Крещенского сочельника. А вот традиция святить воду второй раз пришла из Иерусалимской церкви. Там этот обряд также начали практиковать в V веке. Это было связано с обычаем верующих выходить на берега Иордана непосредственно в праздник Богоявления и святить воды реки в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Позже эта традиция двойного водосвятия распространилась и на другие страны, жители которых исповедуют православие.

Как использовать крещенскую воду Верующие считают крещенскую воду святыней и верят, что у нее есть целебные силы. Набрав Великую Агиасму на Крещение, люди используют ее круглый год. Для чего используют святую воду пьют для исцеления от недугов и очищения от грехов; окропляют дома и храмы; дают пить людям, которые не могут быть допущены ко Святому Причастию. Крещенскую воду нельзя использовать для уборки или стирки, а также других бытовых нужд.

Яснее же всего эта связь видна в высказывании Иисуса Христа: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» Мар. Эта фраза прямо и однозначно указывает на то, что христианское крещение является одним из условий получения спасения. Смысл первой части предложения очевиден: человек, который уверует в Иисуса и примет водное крещение, станет спасённым. Это единственный логически возможный вывод из исходного текста, и отрицать его значит игнорировать все языковые правила. Его также нельзя опровергнуть добавочными вопросами типа «А почему в условии осуждения о крещении не говорится? Первые христиане на этот счёт не беспокоились, хотя в те времена гонений многие уверовавшие были казнены до принятия ими водного крещения.

Для них было вполне очевидно, что смерть за Христа равнозначна крещению и что при невозможности принять крещение верующий человек не лишится права войти в Небесное Царство. Современные же христиане путаются в толковании исходного стиха главным образом из-за того, что не осознают разницы между понятиями «попасть в рай» и «получить спасение». Ведь в вечную жизнь войдут не только христиане, но и ветхозаветные праведники, а также те, кто уверует в период после восхищения Церкви. Иисус же говорил о другом спасении — о том, которое человек обретает уже на этой земле, когда вечная жизнь поселяется внутри него. Именно таких людей апостол Павел называет спасёнными см. Другое не менее однозначное место находится в послании апостола Петра: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» 1Пет. Вот простое задание для всех христиан, с которым легко могут справиться даже «младенцы во Христе» и «дети умом»: найдите в этом предложении основу, то есть подлежащее и сказуемое. Что у вас получилось? Правильно, «крещение спасает». А теперь вопрос на засыпку: могут ли все прочие второстепенные члены предложения из фразы Петра изменить её смысл на противоположный?

Любой грамотный человек скажет, что это совершенно невозможно, тем более при отсутствии слов типа «однако», «правда», «хотя» или «вместе с тем». Поэтому остаётся загадкой, как многие толкователи ухитряются делать из исходного стиха обратные выводы «крещение не спасает» или «спасает не крещение». Такое под силу разве что великим иллюзионистам, но всё равно их сложнейшие и искуснейшие объяснения — это всего лишь словесные фокусы, и очень жаль, что многие христиане доверяют им. В распиленную женщину не верят, а в запутанную казуистику почему-то верят. Им можно дать добрый совет: изучайте Библию самостоятельно и проверяйте ею слова любых авторитетов. Так и в нашем случае: написал Пётр, что крещение спасает — и точка, аминь. Значит крещение, подобно потопу, является способом спасения человека от греха. Ещё одно подтверждение этому можно вывести из слов, обращённых Ананией к раскаявшемуся гонителю верующих Савлу: «Итак, что ты медлишь? Некоторые комментаторы Библии совершенно правильно связывают этот стих с другим высказыванием: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» Деян. Однако далее они опять начинают «плавать» и пытаются доказать, что на самом деле Савл уже был спасённым до принятия крещения а значит, как это следует из исходного текста, и до омытия своих грехов.

Это всё те же фокусы из фантастической серии «автор имел в виду совсем другое». Любой же непредубеждённый читатель из сопоставления двух указанных текстов сделает логически однозначный вывод, что Савл должен был креститься для того, чтобы обрести спасение. Так что совершенно очевидно, что христианское крещение сохранило значение условия для получения спасения. Есть ли в Писании подтверждение этому? Долго искать не надо, мы можем прочесть об этом уже во второй главе книги Деяний Апостолов: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» Деян. Отсюда ясно видно, что крещение является вторым после покаяния условием для получения человеком не только прощения грехов, но также и Святого Духа. Несогласные с этим выводом могут выдвинуть против него лишь два мало-мальски разумных возражения, которые не начинаются с некорректного приёма «А давайте посмотрим, что было с Корнилием». Нельзя просто игнорировать исходный текст, ему необходимо дать удовлетворительное объяснение. Одной из таких попыток является предположение о том, что здесь говорится о получении не Самого Святого Духа, а лишь какого-то духовного дара. Этой точки зрения придерживаются разве что самые отчаявшиеся толкователи, так как она не только противоречит контексту, но и на самом деле ничего не объясняет.

Ведь Пётр обращался к людям, которые не верили в Иисуса Христа и нуждались в прощении грехов, а значит ещё не имели в себе Святого Духа. Поэтому они никак не могли в результате покаяния и крещения получить лишь какую-то дополнительную способность от Духа, якобы уже до этого пребывавшего в них. Поэтому более распространённым является другое возражение, согласно которому повеление Петра относилось лишь к иудеям, а для язычников Бог установил другой способ получения Святого Духа, — и далее уже обоснованный переход к случаю с Корнилием, когда его домашние получили Духа до принятия крещения. Однако сам Пётр, рассказывая позднее об этом случае на церковном соборе, заявил, что Бог «не положил никакого различия между нами и ими» Деян. Таким образом, с его точки зрения, это происшествие нисколько не противоречило его первой проповеди в Иерусалиме. Нет двух различных путей для евреев и для язычников, и обетование, о котором говорил Пётр, относится не только к тогдашним иудеям и их потомкам, но и ко «всем дальним», то есть к язычникам. И сегодня служители не проверяют, а вдруг покаявшийся человек является евреем и давно верует в единого Бога — типа тогда ему и креститься нужно по-особому. Так что и данное возражение совершенно несостоятельно. Что же касается случая в доме Корнилия, то все затруднения толкователей происходят из-за непонимания слов Петра: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? Из этой фразы многие делают логически необоснованный вывод о том, что человек должен получить Святого Духа до крещения.

На самом же деле отсюда следует лишь одно: нет смысла запрещать креститься людям, получившим Святого Духа. А почему? Да потому что целью крещения как раз и является получение Духа. Это самое простое и логичное объяснение, соответствующее как ближнему, так и дальнему и общебиблейскому контексту. Иудеи не хотели принимать язычников в Церковь без их предварительного обращения в иудаизм, но Бог Сам излил на них Святого Духа, и запрет на их крещение потерял смысл, так как результат уже был достигнут чудесным образом. Поэтому высказывание Петра является не опровержением, а наоборот подтверждением того, что, согласно Божьему плану, в результате водного крещения человек должен получить Святого Духа. Об этом же свидетельствует и самый последний записанный в Деяниях случай обращения в веру — с учениками в Ефесе. Вот начало диалога апостола Павла с ними: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились?

Как мы видим, когда Павел узнал, что уверовавшие естественно, имеется в виду — в Иисуса ученики не получили Святого Духа, он сразу же задал им вопрос о способе их крещения. То есть он был уверен, что они должны были принять Духа в результате христианского крещения. Далее так оно и вышло: «Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшёл на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» Деян. Этот случай кардинальным образом противоречит современной практике многих церквей, в которых принято крестить только тех, кто уже получил Святого Духа причём определяют это даже не по духовным дарам, а по изменению образа жизни, которое возможно и до принятия Духа, чему есть много примеров в Евангелиях. В отличие от таких наставников, апостолы — и Пётр, и Павел — учили верующих несравненно проще: креститесь — и получите Святого Духа. На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1Кор. Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов — беседы Иисуса с самарянкой Иоан. Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» — некоем внутреннем процессе, духовном помазании. Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел — и крестился.

А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе. И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа. Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном.

Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова. Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал. Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей. А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные.

И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником. Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения. Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего. После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях. Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению. Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики. Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа.

Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях. Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания. Итак, почему для христианского крещения используется именно вода? На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха. Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян. Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан. Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение.

Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения. Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена. К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан. Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению. Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека. Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель.

Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса. Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову. Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян. И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей. Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек.

Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением. Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды. Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка. Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды? Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа. Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык. В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев.

Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения. Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения. Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения. Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным. Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога. И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду. Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа».

Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд. А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле. Какую же оценку следует дать троекратному крещению? В первую очередь бросается в глаза то, что данная форма опять-таки является искажением символики смерти и воскресения. Человек умирает для греха не три раза, а один, и воскресает к новой жизни тоже однажды. Так что с этой точки зрения два последних погружения являются просто лишними. Также поручение Иисуса подразумевает крещение не «в имена», а в одно имя Бога, и в этой фразе личности Отца, Сына и Святого Духа связаны между собой лишь простым союзом «и», что подчёркивает их неразрывное единство. Вспомним также, что по своему смыслу крещение — это акт самоотдачи человека в собственность Бога. Он не отдаётся сначала Отцу, потом Сыну и наконец Духу, а сразу становится собственностью триединого Бога. Он поступает в ученики не к трём учителям, а к одному Наставнику, и принимает веру не в трёх отдельных Богов, а в единого Бога.

Таким образом, при троекратном погружении происходит нарушение как символической стороны крещения, так и его смысла. И кстати, Иисус уж точно погружался в воду не три раза. Поэтому от такой практики лучше отказаться и не пытаться приукрасить и без того выразительный ритуал водного крещения. Но вместе с тем троекратное крещение нельзя считать недействительным. Ведь в нём наличествует по крайней мере одно полное погружение, которое является полноценным прообразом омытия греха, смерти и воскресения. Поэтому если человек принял такое крещение, то он не должен перекрещиваться заново, даже если ему захочется сделать это более правильным образом. Бог уже принял его и даровал все обещанные блага, так что он может радоваться этому без сомнений. Сторонники данного способа обращают внимание на то, что в Новом Завете не описан ни один случай крещения в триединого Бога, зато дважды упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» Деян. На этом основании они утверждают, что повеление Иисуса крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не означает, будто при крещении надо произносить именно данные слова, и что апостолы правильно понимали и исполняли это повеление, а значит крещение нужно совершать по их примеру, то есть во имя Христа. Давайте рассудим, верно ли такое толкование.

Используя ту же самую логику, можно сказать, что упоминание о крещении «во имя Иисуса Христа» тоже не означает, будто при этом произносились именно такие слова. Вполне вероятно, что библейские авторы называли так для краткости крещение, которое ввёл Иисус Христос, то есть во имя триединого Бога. Заметим, что две различные формулы крещения встречаются в разном контексте: Матфей в своём Евангелии цитирует прямую речь Христа, в то время как Лука в Деяниях описывает события от своего лица. Это позволяет нам сделать обоснованный вывод о том, что именно у Матфея записаны слова, которые Иисус заповедал произносить при крещении. В пользу этого говорит и тот факт, что в Евангелии от Матфея содержатся наиболее многочисленные, подробные и стройные пересказы речей Иисуса. Для примера можно сравнить хотя бы тексты знаменитой Нагорной проповеди, записанные в Матф. Из сопоставления этих отрывков отчётливо видно, насколько расширенные и отточенные формулировки Матфея отличаются от сокращённого и упрощённого рассказа Луки. Поэтому Матфей наверняка привёл поручение Христа дословно, а если бы Иисус велел апостолам совершать крещение «во имя Моё», то он так бы и записал. Так что использование фразы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» является не искажением, а самым прямым и правильным исполнением повеления Христа. Таким образом, вполне вероятно, что именно эта фраза произносилась при крещении в случаях, описанных в Деяниях.

Однако не исключено, что апостолы действительно крестили людей со словами «во имя Иисуса Христа». Причиной для такого способа могло быть то, что отличительной чертой и сущностью христианства является вера в Иисуса как Бога. Иудеи и до этого поклонялись истинному Богу, и народы Римской империи тоже много слышали об их едином Боге. Но теперь такой веры было недостаточно для вхождения в вечную жизнь, необходимо стало также поверить в искупительную смерть Иисуса Христа и Его воскресение из мёртвых. В связи с этим апостолы могли делать особый акцент на личности Господа Иисуса и крестить учеников в Его имя. И фактически такое крещение равнозначно крещению в триединого Бога, так как сохраняет весь свой смысл: принятие веры в Иисуса как Бога, самоотдача в Его собственность, соединение с Ним в смерти и воскресении, получение от Него Святого Духа и всё остальное. Поэтому крещение во имя Иисуса является действительным и не требует перекрещивания, хотя во избежание разделений между верующими желательно использовать традиционную фразу, заповеданную Христом. Однако главная проблема заключается не в самом различии этих способов крещения, а в том, что в последние времена появились религиозные лидеры, объявляющие обычное крещение в триединого Бога недействительным. Они говорят, что Отец, Сын и Святой Дух — это не имена, а титулы, которые могут относиться и к какой-нибудь другой личности; имя же Бога в Новом Завете лишь одно — Иисус Христос.

Пожарского», Народное ополчение имени К. Пожарского, «Народное ополчение имени К. Кушкуль г. Оренбург, «Мусульманская религиозная группа п.

В 2024 году дата приходится на пятницу. Об истории, значении и связанных с праздником традициях читайте в материале «Известий». Крещение Господне — 2024: как появился праздник Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в водах которой иудеи совершали религиозные омовения. Здесь он и крестил Сына Божьего Иисуса. После совершения обряда «отверзлись» небеса и на Христа снизошел Святой Дух в виде голубя. Так появилось второе название праздника — Богоявление. Почему торжество отмечается именно 19 января, «Известиям» рассказал священник храма святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко. Но если внимательно почитать первые главы Евангелие от Иоанна и сопоставить все описанные там события, то можно примерно установить, что Иисус Христос принял Крещение 6 января по старому летоисчислению 19 января по новому стилю в возрасте 30 лет. После этого он удалился в пустыню, где постился 40 дней в преддверии Пасхи. Начиная с IV века церковь установила празднования на этот день.

Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января?

Как поступили апостолы, исцелив хромого? Слово Божие, напротив, дает нам полную свободу в этом вопросе. Слово Божие ставит все в полную зависимость не от степени болезни, а от свободного желания болящего. В заключение надо сказать, что в наши дни таинством елеосвящения редко кто пользуется даже в православной церкви. Позволить себе роскошь пригласить к больному семь священников, материально не всем доступно. Итак, возвратимся к простоте Евангельской, будем держаться как советует ап. Пасхазий утверждал, что хлеб и вино, которыми пользуются верующие, становятся действительной Кровью и действительным Телом Христа, тем Телом, которое было рождено от Девы Марии, и той кровью, которая струилась из ран Христа на Голгофском кресте.

Эта болезненная фантазия монаха-фанатика встретила немало протестов не только у духовенства, но и среди влиятельных мирян. Папа Иннокентий III был первым, официально упомянувшим об этой доктрине и одобрившим ее своим декретным письмом. В числе сочувствовавших этому новому учению, оказался также и папа Григорий Великий Гильдебранд. Собор в 1059 году в Риме под председательством папы Николая П-го после многих бурных протестов и споров признал фантазию монаха Радберта Пасхазия новым догматом западной церкви. Одновременно догмат этот проник и в восточную церковь несмотря на то, что окончательное отделение Западной церкви от Восточной произошло за пять лет до спора в 1054 году. Чтобы положить конец спорам, папа Григорий VIII установил своеобразный пост для кардиналов, которым было поручено добиться по этому спорному вопросу непосредственных указаний от Бога.

В 1160 году вопрос о догмате пресуществления был предложен на разрешение Парижского богословского факультета. К величайшему смущению кардиналов и папы, собравшаяся ученая коллегия отвергла догмат Пасхазия как лишенный всякого основания в учении Христа, и противоречащий здравому смыслу. Но и эти заключения ученой коллегии ни к чему не привели. Волнения и споры не прекращались. Чтобы положить конец спорам и не допустить опасных разделений в церкви, Латеранский собор носящий в церковной истории название четвертого , торжественно объявил догмат пресуществления обязательным для всех христиан. С этого момента началась всем известная расправа с инакомыслящими.

Папа Григорий IX учредил инквизиционный суд, представив его в заведование доминиканскому монашескому ордену. Упорствующих противников, как опасных еретиков, предавали светской власти для сожжения на кострах. Этой кровавой эпохе посвящены многие тома исторических изысканий. В наши дни человеку, знакомому со Св. Писанием и свободному от угроз инквизиции, приходится удивляться не тому, что запуганные рабы средневековья подчинились страшному учению Пасхазия, и не тому, что священнослужители под угрозой неизбежной смерти заставляли этих рабов признать человеческое измышление за откровение свыше, но тому, как это заблуждение могло сохраняться в церкви, и как миллионы наших культурных современников-христиан продолжают верить лжи Пасхазия и заблуждению средневековья. Как современные богословы и деятели ортодоксального христианства никогда еще не потрудились задать себе вопроса, во что они верят и почему?

На Афоне встречаются иконы со змеями в воде соответствует Пс. В ранних изображениях могут присутствовать пророки на рельефе саркофага из Арля 4—5 вв. В византийских мозаиках в монастыре Осиос-Лукас в Фокиде 1030—1040-е гг. В памятниках древнерусского искусства Богоявление встречается с 12 в. Наряду с лаконичной схемой с 12 в. В пещерной церкви Сретенского монастыря в Метеорах Греция в сцену Крещения Господня введён ловящий рыбу мальчик как символ крещения — обретения вылавливания для Бога человеческих душ 1366—1367; символ заимствован из живописи катакомб. Иногда в Богоявлении представляли сцену проповеди Иоанна Крестителя икона середины 14 в. В 14—15 вв.

Икона «Богоявление» входит в состав праздничного ряда иконостасов в том числе три иконостаса, связанные с кругом Андрея Рублёва. В русских иконах 16—17 вв. В технике «золотой наводки» Богоявление изображалось на церковных вратах: западные врата Рождественского собора в Суздале 1227—1238 , Васильевские врата в Троицком соборе Александрова 14 в. Павлинов Павел Сергеевич Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. После 1437. Национальная галерея, Лондон. The National Gallery, London.

Начиная с Раннего Возрождения Иоанн Предтеча поливает водой стоящего по колени или по щиколотки в Иордане препоясанного Христа; они окружены ангелами и свидетелями, среди которых возможны портреты современников мастеров: произведения Пьеро делла Франчески 1449—1455, Национальная галерея , Лондон , Андреа дель Верроккьо при участии Леонардо да Винчи 1476, Уффици , Флоренция.

Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу.

Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество.

Однако массовое купание в проруби-иордани, приуроченное к известному празднику — совершенно новый обряд. Протоиерей Евгений Кузнецов в эфире телеканала «Православный Новороссийск» рассказал о том, как нужно провести этот праздник современному христианину: - Человек должен знать духовный смысл этого праздника. Если ограничивать празднование Крещения только окунанием в прорубь — это не попраздновать. Нужно прийти в храм, Богу помолиться, выйти святой воды и окунуться в крещенскую купель. Вода из-под крана 19 января тоже святая?

Перейдем к мифам. Да-да, они тоже существуют. Многие считают, что в день Крещения вся вода освящена, и та, что течет в кране, и та, что на улице. Однако это не так.

"Обмануть Бога": самарский настоятель рассказал, откуда пошла традиция купаться на Крещение

А в русском языке еще часто произносилось и «хрестить», то есть принять веру Хрис та. Но в те времена это еще означало именно очищение водой, смывались все грехи. Потому и река Иордан. По существовавшему тогда божьему закону очиститься от грехов должен был каждый человек. Предтеча был уважаемым пророком и к нему за этим стремились многие, слушали проповеди и пророчества. Пришел и тридцатилетний Иисус Хр истос. Это вы звало необычайное изумление Иоана — он ведь понимал кто перед ним стоит.

На что Иисус от вечае т, что им необходимо «исполнить всю правду». Тут стоит пояснить, что слово «правда» — это из древнерусского перевода, означало «закон». В этой связи можно вспомнить «Правду Ярослава Мудрого», ставшего первым сборником законов Руси. Таким образом Христос гово рит, чт о необходимо исполнить все человеческие законы до конца и только потом он получит право на божественное предназначение. Крещение было последним из них. Так и получилось.

Считается, что это событие наглядно и понятно для всех продемонстрировало еще один постулат христианства — о святой Троице. Голубь — это дух святой, Христос — сын бо жий, а глас принадлежал отцу-богу. Именно после этого Иисус обретает пер вых с воих учеников — Андрея, его брата Симона Петра , а также Филиппа и Нафанаила. После чего удаляется в пустыню на сорок дней, где подвергается постоянным искушениям со стороны дьявола, особенно сильными в последние несколько дней. Выдержав все это, он вернется к людям уже как бог. Это событие стало одним из главных праздников.

В первые три века христианства их отмечалось всего три — Пасха, Пятидесятница, когда на пятидесятый день после нее на апостолов сошел Святой Дух, и Богоявление. При этом Богоявление и Рождество совпадали и праздновались 6 января по общему для всех тогда Юлианскому календарю. По Григорианскому сейчас получается 19 января. И только потом, значительно позже, Рождество начало смещаться и в итоге было установлено, что его надо отмечать 25 декабря. Эта дата едина, что для Юлианского, что Григорианского календарей. И объясняет еще один момент: почему Православная церковь считает самым главным событием Пасху — она продолжает традиции самых первых христиан.

В западной традиции главным праздником стало Рождество.

Слово «крещение» происходит из греческого языка и означает «погружение в воду». По преданию, Иоанн Креститель был одним из первых, кто совершал крещение людей. Проводил он это таинство в Иордане. Считалось, что таким образом люди смоют грехи и будут чисты от всепоглощающей нечистой скверны. Кроме этого, именно так верующие могли покаяться и стать ближе к Господу Богу. Однажды к Иоанну пришел сам Иисус Христос. Он попросил Иоанна крестить его.

Сначала Иоанн отказывался. По его мнению, это была слишком большая честь для него. Однако Иисус объяснил, что все это — воля Бога. Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января.

Спасает ли крещение? Крещение никого не спасает. Спасает Христос Своей пречистой Кровью Откр. Крещение является, как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская жертва и Дух Святой уже совершили дело спасения в нашем сердце, что мы уже приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею. Запомним же, что не крещение приводит к спасению и новой жизни, а новая жизнь приводит к крещению. Там, где Дух Святой не произвёл ещё перемены в жизни, там крещение лишено всякого основания. Предварительным условием истинного крещения является сознательная вера во Христа, покаяние и обращение к Богу, ибо только тот, «кто будет веровать и креститься, спасён будет» Мк. Заметьте, что не креститься сначала, а потом веровать, но сначала уверовать, а затем уже креститься. Такой порядок установлен Самим Богом, и как много вреда причинило христианству искажение этой Божественной последовательности. Господь дал людям ясное повеление, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их» Мф. Сначала надо научить, а потом уже крестить. Так крестил Иоанн Креститель Мф. Так, исполняя всякую правду, крестился Сам Господь Мк. Так были крещены Его ученики Иоан. Так крестить заповедано апостолам Мф. Так апостолы и совершали крещение Деян. Так крестились все верующие древне-апостольской церкви. Они, услышав Слово Спасения, каялись, принимали Христа в сердце, и затем крестились Деян. Заметим также, что для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водою» Иоан. Крещение есть личное повеление Господа, данное: проповедникам Евангелия — крестить: «крестя их» Мф. Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов? Мы, русские, принявшие христианство, спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда, когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различных государственных систем и пропиталось Византийским язычеством. Приняв христианство не из первоисточника, а как бы, из вторых рук, мы приобщились ко всем его «готовым» вековым наслоениям и заблуждениям. Вместе с этими отступлениями от Священного Писания мы приняли и учение о крещении детей. Этот исторический проверенный факт лишает нас, русских, права пользоваться всеми излюбленной фразой: «православие ведёт своё начало от апостолов…».

Лента новостей

  • Откуда пришла традиция крещенских купаний
  • Крещение Руси
  • Последние комментарии
  • Праздник Крещение: откуда пошла традиция купаться и зачем это нужно делать
  • Откуда и когда взялась традиция окунаться в прорубь на Крещение, 19 января? | АиФ Волгоград
  • Навигация по записям

Алексей Куликов эмоционально поделился мнением о трагедии

  • 19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
  • Мария Городова: Крещение - одно из таинств церкви - Российская газета
  • Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
  • Курсы валюты:
  • История праздника Крещения и обычая окунаться в Иордань
  • Крещение Господне 2023: откуда появился праздник и как правильно окунаться в прорубь

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий