Новомученики, Исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в., служившие в храмах Юго-Западного викариатства г. Москвы. Юбилейный Архиерейский собор 2000 постановил прославить для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников более 1200 подвижников веры, включая тех, кто ранее был канонизирован для местного почитания. Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
Новомученики Церкви Русской XX века: лики и лица
Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Кондак новомучеников, глас 3: Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Кондак новомучеников, глас 2: Новии страстотерпцы Российстии, исповеднически поприще земное прошедши, страданиями дерзновение приимшия, молитеся Христу на вас призревшему, яко да молящиися вам в час испытания веры их, мужества дар приимут.
Как это могло быть, тем более на фронте, где смерть была совсем рядом? Неужели все они в один день стали ярыми атеистами? Скорее, таких нашлось двое-трое человек, а остальные просто остались безразличными, не решились возразить наглецам.
Нечто подобное происходило в те месяцы и в масштабах всей страны: агрессивное меньшинство навязывало свою волю пассивному большинству. И Церковь, казалось бы, не могла найти себе место в столь быстро менявшейся обстановке, ничего не могла противопоставить такому натиску революционеров. Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало? Да, кто-то ведь брал в руки оружие и шел сражаться с большевиками, а кто-то всего лишь становился их мишенью...
Всего лишь? Но не так ли выстояла и победила Церковь в первые века своего существования, когда ее гнали и преследовали римские власти? И по сходству с теми, древними христианами, убитых в XX веке назвали новомучениками. Здесь, правда, есть одно существенное отличие. Те, древние мученики, как правило, стояли перед выбором: отречься от Христа или погибнуть.
Им предлагали принести жертву языческим богам. Даже не обязательно было в этих самых богов верить, достаточно было совершить пустое формальное действие, какое совершали тысячи: высыпать горсть благовоний на языческий алтарь, тем самым присоединиться к государственному культу, доказать свою благонадежность. Если христиане не шли на этот шаг, их убивали. О чем говорили революционеры с митрополитом перед тем, как повели его на расстрел? Уговаривали его признать, пусть даже формально, советскую власть, вывесить красный флаг над домом?
Или искали тайник с золотом? Или просто оскорбляли и били его? В нашем мире это так и останется тайной. Но мы знаем, что во множестве других случаев жертвам не предлагался никакой выбор: их убивали просто за то, что они принадлежали прежде к «эксплуататорским классам», были богатыми, успешными, сильными...
А кем были убитые монахи? Чем они занимались до прихода в монастырь и как пришли к вере — в нашем материале.
Иеромонах Василий Росляков. Родился в Москве 23 декабря 1960 года. Окончил факультет журналистики МГУ, но по профессии никогда не работал. Мастер спорта международного класса по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных соревнованиях в Европе. В одной из таких поездок он познакомился с голландской переводчицей, с которой стал переписываться. За это его обвинили в «шпионской связи с иностранными гражданами» и не пустили на соревнования в Канаду.
Расстроенному Игорю верующая преподаватель истории посоветовала сходить в храм. После этого молодой человек оттуда уже не уходил. Удивительно, но продолжая профессионально заниматься спортом, он всегда соблюдал пост и это никак не отражалось на результате. По совету известного старца, архимандрита Иоанна Крестьянкина, Игорь бросил спорт и ушел в монастырь. Мать была категорически против: она даже приезжала к сыну в обитель и уговаривала уйти. В монастыре пришлось делать самую разную работу: помогать на стройке, убирать территорию, дежурить у монастырских ворот.
Позже нес послушание летописца монастыря. После пострига и рукоположения стал замечательным проповедником и окормлял заключенных в соседнем городе.
Для христиан принять мученическую смерть является радостью, так как умирая, они воскрешают для вечной жизни. Новомученики России После прихода большевиков к власти, их главной целью было ее сохранение и устранение врагов. Врагами они считали не только структуры, напрямую нацеленные на свержение советской власти белая армия, народные восстания и пр. Поскольку марксизм-ленинизм предполагал атеизм и материализм, то православная Церковь как самая многочисленная сразу стала их противником.
Историческая справка Поскольку духовенство имело авторитет среди людей, оно могло, как думали большевики, натравить народ на свержение власти, а значит, представляли угрозу для них. Сразу после октябрьского восстания начались гонения. Так как большевики не укрепились окончательно и не хотели, чтобы их правительство выглядело тоталитарным, устранения представителей Церкви не обусловливалась их религиозными убеждениями, а представлялась в виде наказания за «контрреволюционную деятельность» или за другие выдуманные нарушения. Формулировка подчас была абсурдна, например: «затягивал церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе» или «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения». Ярость и жестокость, с которой убивались ни в чем не повинные люди, иногда превосходила ту, что была у римских гонителей в первые века. Вот только несколько таких примеров: епископа Соликамского Феофана на глазах у народа на сильном морозе раздели, привязали палку к волосам и опускали в прорубь до тех пор, пока он не покрылся льдом; епископа Исидора Михайловского посадили на кол; епископа Серапульского Амвросия привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь.
Но чаще всего применялся массовый расстрел, а убитых закапывали в братских могилах. Такие могилы обнаруживаются до сих пор. Одним из мест для расстрела был Бутовский полигон. Там были убиты 20 765 человек, из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви. Список Весь собор новомучеников и исповедников Церкви Русской перечислить невозможно. По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей.
К 2006 году канонизировано 1701 человек. Это лишь малый список мучеников, пострадавших за православную веру: Священномученик Иван Кочуров — первый из убитых священников.
Виктор Саулкин: «Оптинские новомученики, молите Бога о нас!»
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА | Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской Протоиерей Павел родился в 1875 году в селе Новинки Серпуховского уезда в семье священника Василия. |
Иконография новомучеников | Православный портал Покров | Спасского, Боголюбского и Мариинского - на встрече "День памяти новомучеников и исповедников российских. |
О земном и о небесном. О подвиге новомучеников
Николая II Александровича , его семьи и приближенных в Екатеринбурге, а также вел. Елисаветы Феодоровны и членов Дома Романовых в Алапаевске. Останки прмц. Елисаветы и ее келейницы прмц. Варвары Яковлевой при отступлении колчаковской армии были вывезены из России на Св. Марии Магдалины в Гефсимании. Установление фактов массовых убийств священнослужителей было одной из задач Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, созданной 31 дек. Материалы комиссии, в т. На их основе, а также по доступным материалам о гонениях на Церковь был издан сб.
Валентинов; ввод. В 20-х и 30-х гг. Поскольку обнародование этих сведений в СССР было невозможным, принимались меры к передаче их за границу. Наиболее известным примером такой доставки сведений о Н. Михаила Польского впосл. С собой он взял обширный материал о гонениях на веру в СССР, к-рый тайно собирал в течение неск. В эмиграции Польский продолжал работу над систематизацией материала о Н. Труд протопр.
Вопрос о церковном прославлении Н. По случаю исполнившегося пятидесятилетия Русской Зарубежной Церкви и более пятидесяти трех лет гонений на Русскую Православную Церковь поручить Архиерейскому Синоду заняться собиранием материала по вопросу прославления сонма новомучеников, пострадавших от богоборцев». Архиерейский Собор РПЦЗ совершил торжественное прославление Собора новомучеников и исповедников Российских, от богоборческой власти пострадавших. Зарубежная Церковь исходила из признания Н. К лику святых были причислены все пострадавшие от безбожников новомученики и исповедники, имена большинства из к-рых, как признавалось, оставались для верующих неизвестными. В числе Н. Николай II Александрович и члены имп. По политическим причинам особым почитанием в Зарубежной Церкви пользовались архиереи, выступившие в 20-30-х гг.
Сергия Страгородского; впосл. Иосиф Петровых , архиеп. При этом Зарубежная Церковь включила в число Н. Сергия, а также мн. Всего в Краткий список новомучеников, большевистской властью убиенных, оглашенный во время Архиерейского Собора 1981 г. По объективным причинам, прежде всего из-за отсутствия доступа к архивам советских следственных органов, канонизация Н. На канонической территории Русской Церкви открытое почитание и прославление Н. Согласно тому же синодальному определению были образованы епархиальные комиссии, к-рые стали собирать материалы о жизни и подвигах мучеников и исповедников веры XX в.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. Владимира Богоявленского - в случае совпадения сего числа с воскресным днем или в ближайшую неделю воскресенье после него. Во главе Собора новомучеников и исповедников Российских было поставлено имя патриарха Московского и всея России Тихона. В 1992-1997 гг. Владимир Богоявленский , митр. Вениамин Казанский и его сомученики, приговоренные к смерти на Петроградском процессе 1922 г. Иоанн Кочуров, преподобномученицы вел. Елисавета Феодоровна и ее келейница Варвара Яковлева , священномученики митр.
Петр Полянский , митр. Серафим Чичагов , архиеп. Фаддей Успенский. В 90-х гг. Материалы о них массово публиковались как в центральных, так и в местных изданиях. Дамаскином Орловским; ныне архимандрит было подготовлено 7 сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия», содержащих ок. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992-2002.
Одновременно с накоплением документальных материалов о гонениях на веру происходила разработка критериев причисления к Н. Синоду РПЦ был представлен доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митр. Ювеналия Пояркова «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Российской Церкви в связи с церковными разделениями ХХ в. Согласно утвержденным Синодом критериям, не допускалась канонизация лиц, хотя и казненных властями за принадлежность к духовенству, но примыкавших к обновленчеству и григорианскому расколу , поскольку их организаторы не только создали неканоничные раскольничьи структуры, но и тесно сотрудничали с советскими репрессивными органами известны Н. Были сняты возражения по поводу канонизации архиереев из числа «непоминающих» , к-рые, исходя из собственных взглядов о месте Церкви в условиях гонений со стороны богоборческой власти, выступали против заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия Страгородского , но не создавали собственных неканоничных церковных структур. Остался открытым вопрос о канонизации митр. Иосифа Петровых , еп.
Димитрия Любимова и др. Сергию движения иосифлян , пытавшихся создать самостоятельную церковную иерархию, признавая, однако, каноничные права местоблюстителя митр. Петра Полянского. Участие в иосифлянском движении мн. Как важнейшие критерии для прославления в лике Н. Недопустимыми для канонизации признавались лжесвидетельство во время следствия против себя либо против др. Важным было и отсутствие иных препятствий нравственного характера. Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г.
Торжественный чин канонизации состоялся в московском храме Христа Спасителя 20 авг. Архиерейским юбилейным Собором 2000 г. Свидетельства подвигов Н. Кроме того, в Собор новомучеников и исповедников Российских были внесены для общецерковного почитания имена 112 ранее прославленных местночтимых святых. Отдельным решением Архиерейского Собора 2000 г. Сведения о наибольшем числе Н. Соборная канонизация 2000 г. С кон.
Архиерейский Собор РПЦ 2-4 февр. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Гундяев в докладе на Соборе, подводя итоги работы Синодальной комиссии по канонизации святых, подчеркнул важность исключения ошибок в процессе канонизации пострадавших в годы репрессий священнослужителей и мирян, для чего необходимо полное ознакомление с материалами архивного фонда. Поскольку из-за изменений правовых нормативов допуск исследователей к изучению архивных судебно-следственных дел был ограничен, процесс дальнейшей канонизации Н. В ходе продолжающейся работы над доступными архивными документами были получены компрометирующие данные в отношении уже включенных в состав Собора новомучеников и исповедников лиц, препятствующие их канонизации. Эти лица всего 36 чел. Архиерейский Собор определил установить празднование 25 янв. Архиерейский Собор также принял решение о целесообразности употребления именования «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» в связи с тем, что каноническая ответственность Русской Церкви простирается на мн. После подписания 17 мая 2007 г.
Архиерейский Собор РПЦ 24-29 июня 2008 г. В соответствии с определением Синода РПЦ от 6 окт. На очередном заседании рабочей группы 7 окт. Илариона Капрала , была признана возможность общецерковного прославления ряда святых, ранее канонизированных Зарубежной Церковью, в т. Евгения Боткина. Архиерейский Собор 2016 г. Собор счел необходимым дальнейшее изучение обстоятельств жизни и кончины лиц, подвергшихся в годы гонений на Церковь насильственной смерти в связи с исповеданием ими веры во Христа. При этом констатировалось, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов к-рого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания отдельных лиц.
Было подтверждено решение в необходимых случаях не помещать в общецерковном месяцеслове имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется. После длительного перерыва с кон. Определением Синода РПЦ от 28 дек. После этого в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской стало насчитываться 1779 имен святых. Методология и практ.
Андреевского, со временем изданные в английском переводе. В советской России диссиденты из числа церковных людей часто обращались к теме мученичества, причем происходило это и до прославления новомучеников в РПЦЗ. Например, в мае 1975 г. Авторы письма предложили преодолеть исторические разделения сообществ посредством совместного прославления новомучеников, изучения их подвига, распространения их церковного культа. Казалось бы, в начале девяностых годов российская Церковь не обладала более актуальными символами, нежели образы новых мучеников. И все же память о коммунистическом терроре, начавшемся еще в 1918 году, оставалась сокрытой и неинтегрированной частью общественного сознания. Верующим в конце XX века только предстояло осмыслить феномен новомучеников, пройти своего рода «терапию памяти», разрушить те защитные механизмы, которые долгое время позволяли жить так, как будто бы жертв не было. На практике лидерам РПЦ-МП пришлось тогда начать прославления новомучеников в лике святых для того, чтобы вернуть их имена в актуальное общественное сознание. Поскольку образ новомученика XX века еще только предстояло открыть, вставала проблема источников, процедур извлечения исторического знания. Подготовка канонизации новомучеников в РПЦ-МП породила сложнейшую, едва ли до сих пор разрешённую проблему достоверности документов, отложившихся в результате деятельности репрессивных органов СССР, слежки, доносительства, предвзятого следствия. Материалы, доступные сегодня исследователям, не всегда поддаются однозначной интерпретации. Очевидно, что подследственные могли оговаривать себя под пытками, в некоторых случаях невозможно исключить подделку подписей под следственными протоколами. Трудность заключается также в том, что следственные дела во многих случая являются единственным источником по истории конкретной группы верующих или одного единственного человека. Комплекс проблем, связанных со следственными делами новомучеников, обсуждается в современной научной литературе. Отмечу также, что в XXI веке значительным препятствием для дальнейших канонизаций новомучеников стало ограничение доступа исследователей к следственным делам осужденных. Наконец, проблемой стало определение границ самого концепта новомученика. Известно, что после 1917 года церковную организацию в России потрясли расколы.
Часть этой малопочтенной публики уже сбежала, покинула Россию. Но многие затаились и все же надеются, что все вернется на круги своя, Россия вновь помирится с Западом, станет частью т. Но самые дальновидные скорее всего предчувствуют, что война постепенно изменит Россию так, что места для них и их лакеев в стране не останется. И правильно делают, что боятся. Потому, что Россия, несмотря на все их усилия, живет со Христом. И отец Василий, и отец Ферапонт, и отец Трофим веру обрели будучи взрослыми людьми. И сподобились за чистоту сердца и любовь ко Христу мученических венцов. Отцу Василию было 33 года, отцу Трофиму 37 лет, отцу Ферапонту 38. Молодые люди, наши современники, явили такую же верность и любовь ко Христу, как христиане-мученики первых веков. И сегодня по их молитвам тысячи людей обретают веру во Христа. Я был свидетелем, как до того неверующий человек прочел книгу «Пасха Красная» и на следующий день, взяв билет на самолет, летел из Барнаула в Москву, добирался до Оптиной пустыни, стоял на могилках Оптинских новомучеников. Тут же первый раз в жизни исповедовался и приступал к Святым Христовым Таинам. Мне пришлось раздаривать разным людям в разных городах десятки экземпляров книги Нины Александровны Павловой «Пасха Красная». И я свидетельствую, что после чтения этой книги обретали веру и приходили в храм Божий люди, которых, казалось, невозможно было ничем пронять. Что же заставляло этих людей, у которых, как они говорили, «Бог в душе» и «они верят по-своему», идти в храм? Соприкосновение с живой верой и живой святостью. Оптинские новомученики пока не прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. Но их подвиг не требует дополнительной канонизации. Убиты на Пасху за Христа. На Пасхальном богослужении причастились Святых Христовых Таин. Отец Трофим, перед тем как отправиться звонить в колокола, успел зайти в келью и разговеться пасхальным яичком. Он всегда разговлялся яйцом, освященным на Пасху прошлого года. И показывал братьям, что оно хранится весь год и остается свежим. Причаститься в ночь Светлого Христова Воскресения и быть убитыми сатанистом за верность Господу — такая смерть не требует никаких дополнительных канонизаций. Как сказал на проповеди, посвященной памяти Оптинских новомучеников, игумен Ипатий, если бы это произошло в первые века христианства, то мы бы на мощах отца Василия, отца Ферапонта и отца Трофима служили литургии. Ведь в освященных антиминсах, на которых совершается Евхаристия, находятся частицы мощей мучеников. И никто не сомневается, что Господь удостоил мученических венцов отцов Василия, Ферапонта и Трофима. Каждый год 18 апреля в Оптину Пустынь приезжают паломники со всей страны. Помню, как в 2003 году на могилках новомучеников 17 и 18 апреля одна за одной служились панихиды. Паломники приезжали почтить память новомучеников из Сибири и с Украины, из Москвы и Петербурга, из Прибалтики. На стоянке перед Оптиной стояли десятки автобусов. Вся Оптина была наполнена народом. На литургии Преждеосвященных Даров причащался весь храм. После литургии вся братия обители вместе с наместником служили панихиды при огромном стечении народа. Схиигумен Илий сказал слово о новомучениках. И тысячи людей вместе с братией Оптиной пустыни запели «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав! Думаю, что это можно назвать малым прославлением Оптинских новомучеников как местночтимых святых. Уверен, что в свое время обязательно состоится торжественное прославление Оптинских новомучеников всей полнотой Русской Православной Церкви. Сегодня над их могилками стоит часовня. А раньше стояли три простых деревянных креста. Через день после погребения стали мироточить все три креста на могилах новомучеников. Вечером 18 апреля 2003 года, кресты также замироточили. В тот год, насколько я помню, впервые паломники стали класть в перекладины крестов записки с просьбами и молитвенными обращениями к братьям. Паломники часто брали земельку с могилок новомучеников. Летом могилки братьев всегда были покрыты цветами, а зимой их покрывали зелеными еловыми лапами. Помню, в те годы за тремя могилами у монастырской стены посадили после Входа Господня в Иерусалим ветви вербы. Вырос целый куст. И несколько лет мы видели, как этот куст расцветал среди зимы. Почему-то мы это воспринимали, как должное. Любовались: зимний белоснежный сказочный лес, деревья в снегу, высокие сугробы, крепкий мороз и за тремя крестами — куст расцветшей вербы. Затем эти ветви рассадили в оптинском лесу. В Оптиной пустыни собирают много свидетельств о помощи Божией после молитв иеромонаху Василию, инокам Ферапонту и Трофиму. Происходят и чудесные исцеления. Ведь святые всегда слышат тех, кто к ним обращается. Серафим Саровский и многие наши угодники Божии говорили своим духовным чадам, чтобы приходили к ним на могилки и все рассказывали, как живым. Святые обещали всегда слышать просьбы и молитвы всех, кто к ним обращается. И многие могут подтвердить, что отец Василий, иноки Ферапонт и Трофим слышат наши молитвы. Маленькие гимназисты нашей православной гимназии "Радонеж", которые проводили Рождественский пост 1990 года в Оптиной, как-то спрашивали отца Василя: "Батюшка, а у вас есть мечта какая-нибудь? Отец Василий ответил ребятам: "Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов". Господь слышит чистых сердцем. Я хотел бы сегодня вспомнить два случая, связанных с молитвой к Оптинским новомученикам. Речь пойдет не об исцелениях от тяжелых болезней или иных чудесах помощи Божией, явленной после молитвенного обращения к отцу Василию, отцу Ферапонту и отцу Трофиму. Но, думаю, что каждый из слушателей радио «Радонеж» согласится, что два случая, которые я сегодня вспомню, также могут свидетельствовать о том, что Оптинские новомученики, как все святые угодники Божии, слышат тех, кто к ним обращается, почитает их память. Много лет назад, точно не помню, в каком году это было, мы с моим другом писателем Виктором Николаевым перед отъездом пришли помолиться на могилки Оптинских новомучеников. Было это Рождественским постом. Все, кто бывал зимой в Свято-Введенской Оптиной пустыни знают, как прекрасна обитель, когда вся земля укрыта белым снегом. На новом монастырском кладбище стояла тишина. Часовни тогда еще не было. Три деревянных креста, могилки были укрыты свежими еловыми лапами. Помолились братьям, и Виктор говорит: «Давай возьмем по еловой лапе с могилки отца Василия». И мы с ним взяли с собой по еловой лапе. Приехав домой, я поставил зеленную ветку в пол-литровую пластмассовую бутылочку из-под минеральной воды, наполнив ее из-под крана. Бутылочку эту поставили на кухне, на полке перед иконами. Напомню, было это Рождественским постом. Летом следующего года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходим мы с семьей из храма, и неожиданно жена, глядя на немного пожелтевшую хвою, спрашивает: - Витя, ты воду в бутылочку не доливал? Через некоторое время жена болела, необходимо было сделать компресс. Помолившись отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму, мы добавили хвойные иголочки в воду для компресса. Боль тогда очень быстро ушла. Но это можно считать совпадением, как часто любят говорить неверующие люди. Хотя верующий человек всегда в сердце чувствует ответ святых, к которым обращается с молитвой. Прошло еще полгода, в гости приехала теща. И, когда нас не было дома, наводя порядок на кухне, она выбросила немного пожелтевшую еловую лапу. Но водичку из бутылки вылить не успела. И эта бутылочка осталась у нас стоять среди бутылок и емкостей со святой водой. Прошло еще два или три года, мы затеяли ремонт. Естественно, что-то переставляешь, передвигаешь мебель, пришлось передвинуть и бутылки со святой водой. В один из дней, таская по лестницам различные тяжести, строительные материалы, я очень захотел пить и на глаза мне попалась отдельно стоявшая на столе пол-литровая бутылочка минеральной воды. Выпив половину бутылки, был очень удивлен: «Надо же, никогда не пил такую вкусную воду. А еще говорят, что все минералки в Москве жулики наполняют одной и той же водопроводной водой, только этикетки разные». Посмотрел на этикетку: «Надо запомнить название, какой замечательный вкус у этой воды». Решил, эту бутылку недавно принесла из школы дочка, поэтому вода такая прохладная. Дело было зимой, а в доме было довольно тепло. Вернувшись, решил допить минералку, но с последними глотками воды мне в рот стала попадать хвоя.
Организованное и регламентированное общество, основанное исключительно на идейно-материальных началах, где единственной ценностью признавалось «общее благо» в «веке сем» и внедрялась железная дисциплина, никак не могло сочетаться с верой в Бога и стремлением к Вечной Жизни по Всеобщем Воскресении. Большевики обрушили на Церковь всю мощь своей пропаганды. Православная Церковь воспринимались новыми вождями как важнейшее препятствие на пути строительства «светлого будущего». Не ограничившись пропагандистской войной, большевики сразу же начали многочисленные аресты и расстрелы духовенства и активных мирян, которые массово совершались несколькими волнами начиная с Октябрьской революции. Еще одной бедой стал непрестанный контроль со стороны органов государственной безопасности, активно способствовавших появлению и раздуванию многочисленных разногласий в церковной среде и расколов, самым известным из которых стало т. Безбожники разоряют Божий храм Материалистическое мировоззрение вождей большевизма не могло вместить слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» Мф. Загоняя Церковь во все более и более тяжелые условия, уничтожая все больше и больше людей, а еще больше — запугивая и отвращая, они так и не смогли довести это дело до конца. После всех волн гонений, преследований и репрессий оставался хотя бы малый остаток верных Христу людей, удавалось отстоять отдельные храмы, находить общий язык с местными властями. Православных людей, сумевших не изменить Христу в гонениях в советское время, доказавших это своей смертью или жизнью, мы и называем Новомучениками и Исповедниками Российскими. Первые новомученики Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе под Петроградом и убитый раздраженными красногвардейцами за то, что призывал народ не поддерживать большевиков, уже через несколько дней после революции. Собор в Москве еще продолжался, а 25 января 1918г. Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский. День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться.
Когда Собор новомучеников и исповедников Российских в 2023 году
Священномученик Христофор Надеждин, 26 мая 13. Преподобномученик Иона Санков, 21 июня 14. Священномученик Иоанн Соловьев, 9 августа 15. Священномученик Дмитрий Миловидов, 20 августа 16. Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, 2 октября 17. Исповедник Иоанн Летников, 12 октября 18. Священномученик Петр Соловьев, 13 октября 19. Священномученик Сергий Бажанов, 31 октября 20. Священномученик Михаил Марков, 22 февраля 2. Священномученик Василий Архангельский, 16 ноября 3. Священномученик Димитрий Русинов, 22 ноября 4.
Священномученик Сергий Спасский, 27 ноября 5. Священномученик Леонтий Гримальский, 26 февраля 2. Священномученик Иоанн Честнов, 13 декабря 3. Священномученик Александр Парусников, 27 июня 4. Священномученик Сергий Белокуров, 6 марта 5. Священномученик Алексий Скворцов, 4 июля 6. Священномученик Вениамин Фаминцев, 14 марта 7. Священномученик митрополит Серафим Чичагов, 11 декабря 8. Священномученик Алексий Никитский, 28 февраля 9. Священномученик Симеон Кулямин, 28 февраля 10.
Священномученик Петр Марков, 21 февраля 11. Священномученик Иоанн Кесарийский, 16 ноября 12. Священномученик Петр Косминков, 16 ноября 13. Священномученик Симеон Кречков, 16 ноября 14. Священноисповедник Агафангел Преображенский, митрополит Ярославский и Ростовский, 16 октября 2. Священномученик Сергий Аманов, 10 декабря Новомученики монастырей Коломенской епархии 1. Священномученик Иоанн Парусников, 7 марта 2. Преподобномученица Ксения Петрухина, 20 марта 3. Преподобномученица Анна Горохова, 20 марта 4. Преподобномученица Мария Грошева, 20 марта 5.
Преподобномученица Матрона Грошева, 20 марта 6. Преподобномученица Антонина Новикова, 20 марта 7. Преподобномученица Надежда Круглова, 20 марта 8. Преподобномученик Иоасаф Шахов, 22 марта 9. Священноисповедник Феодосий Ганицкий, епископ Коломенский и Бронницкий, викарий Московской епархии, 3 мая 10. Священномученик Григорий Лебедев, епископ Шлиссельбургский, 17 сентября 11. Преподобномученик Василий Цветков, 17 октября 13. Преподобномученик Никон Беляев, 10 декабря 14.
Это — явившие милосердие в те тяжелые времена чаще всего женщины , добровольно поехавшие в изгнание за своими духовными отцами, мужьями, женихами. Они не попадают под определение Закона о репрессиях и реабилитации. Но не будь репрессий, не было бы и добровольных изгнанниц. В Законе достаточно полно перечислены виды репрессий. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в. По поводу второго вопроса заметим, что в процитированной статье Закона перечислены категории репрессированных: «лица, признававшиеся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным3 или иным признакам». Таким образом, пострадавшими за Христа, в соответствии с Законом, можно считать тех, кто принадлежал Русской Православной Церкви и кого государство признало социально опасными из-за этого. Мы при сборе сведений и наполнении базы данных трактуем данную позицию так: если в обвинении написано «церковно-монархическая» или «церковная контрреволюционная организация» и т. После уточнения понятия «репрессии по отношению к Русской Православной Церкви» можно сформулировать вопрос — сколько пострадало согласно Закону 1991 г. Игумен Дамаскин Орловский пишет: «К сожалению, точных цифр пострадавших в этот период времени нет, не приводит их и правительственная Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, ограничившись всего лишь обобщенными подсчетами, подготовленными Православным Свято-Тихоновским богословским институтом». Надо сказать, что игумен Дамаскин выразил и мое и, наверное многих, «сожаление». Действительно, жаль, что нет точных цифр хотя бы за один год. Уже 15 лет открыты архивы и ведется большая работа по изучению хранящихся в них материалов, но никаких точных цифр пострадавших за веру не найдено. Теперь видно, что их нет, видимо, и не было, пострадавших просто никто никогда не подсчитывал. Были надежды, что кто-нибудь из верхов ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ в каком-нибудь году издал приказ по всем областным организациям — собрать сведения о всех расстрелянных и арестованных попах, монахах, мирянах, но — нет, видимо, такие приказы не издавались или подчиненные ленились их исполнять. Представляется, что единственный путь числовой оценки гонений, это прогноз на основе уже собранных данных. Если количество репрессий по годам, фиксированные в БД новомучеников, умножить на коэффициент, равный отношению общего числа пострадавших к числу пострадавших, введенному в БД, то получим оценки общего числа репрессий по годам. Мы считаем это обосновывается ниже , что общее число людей, репрессированных за веру, не менее 500 000. Если бы у нас были сведения обо всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам график репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности репрезентативности этой выборки. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. Есть математические методы проверки представительности выборки. Один из главных методов проверки — расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производились в 1995 г. Одним из результатов работы в начале 1990-х гг. Яковлева «По мощам и елей». Многие исследователи ссылаются на эту книгу и тем самым опосредованно на БД новомучеников. К сожалению, те материалы, которые мы передали в Комиссию, в книге А. Яковлева цитируются неточно, например, число всех пострадавших за христианские убеждения отнесено только к православному духовенству, что в 2,4 раза меньше общего количества репрессированных за Христа. Эта ошибка перекочевала во многие статьи, исследования и учебники, причем появились дополнительные неточности цитирования уже и книги А. Надо сказать, что написать историю гонений без числовых оценок волн репрессий практически невозможно хотя есть и такие попытки , многочисленные умозрительные прогнозы привели к бездне грубых ошибок можно привести много примеров, но это может быть темой отдельного доклада о типовых ошибках. Каждому, пишущему о репрессиях за веру необходимо сравнивать свои оценки с данными БД новомучеников, иначе порой указываются цифры, в три-пять раз преуменьшающие реальные. Кроме того, БД включает биографические материалы и фотографии пострадавших.
Что читают и поют в храме Песнопения дня начинают звучать накануне вечером. Это, прежде всего, стихиры праздника, многие из которых написаны свт. Афанасием Сахаровым, епископом Ковровским, который и сам был исповедником веры в годы гонений, претерпел лагеря и тюрьму. Во время Поместного Собора 1917-18 гг. Тураевым написал службу Всем Святым русским, в которую вошли и песнопения новомученикам, сонм которых тогда ежедневно умножался: безбожники уничтожали верующих сотнями человека. Среди стихир святым есть и обращенные к отдельным новомученикам и исповедникам, например, Патриарху Тихону, свт. Владимиру Богоявленскому, первомученику среди епископов. Кроме этого, на всенощном бдении также читается канон Новомученикам и исповедникам. Апостольские чтения Утром за литургией звучит отрывок из Послания к Римлянам Апостола Павла, посвященный страдальцам за Христа всех времен: «…Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Второй посвящен судьбе исповедников Христа отрывок из 21 главы Евангелия от Луки: «Сказал Господь Своим ученикам: остерегайтесь людей, ибо прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши…» Лк. Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен. Перевод: Цветы российского луга духовного во времена жестоких гонений удивительно расцветшие новомученики и исповедники бесчисленные, святители и пастыри, монахи и миряне, мужья, жены и дети, прекрасный плод в терпении Христу принесшие, молитесь Ему, как возрастившему вас, да избавит людей Своих от безбожных и злых, да укрепляется же Церковь Русская кровью и страданиями вашими для спасения наших душ.
День его убиения или ближайшее к этому дню воскресенье, было установлено как дата памяти Новомучеников и Исповедников Российских, как бы предвосхищая то, что большевистские гонения будут продолжаться. Понятно, что на территории нашей страны эта дата долгие годы не могла отмечаться открыто, а Русская Православная Церковь Заграницей установила этот день памяти с 1981 г. В России такое празднование стало совершаться лишь после Архиерейского Собора 1992 г. А поименно большинство из Новомучеников прославлено Собором 2000 г. Именно патриарх Тихон стал первым новомучеником по времени прославления в 1989г. Избранный Поместным Собором 1917-1918 гг. Постоянное напряжение, тяжелейшее противодействие властей быстро истощили его силы, и он умер а возможно, был отравлен в 1925 г. Именно патриарх Тихон стал первым по времени прославления в 1989г. Новомученики из императорского дома Особо в ряду Новомучеников следует отметить Царственных Страстотерпцев — царя Николая и его семью. У одних людей их канонизация вызывает недоумение, у других наблюдается их нездоровое обожествление. Почитание убиенной царской семьи не связано и не должно быть связано ни с какими теориями заговоров, ни с нездоровым национальным шовинизмом, ни с монархизмом и ни с какими другими политическими спекуляциями. В то же время, все недоумения относительно канонизации царской семьи связаны с непониманием ее причины. Святые Царственные страстотерпцы молите Бога о нас!
Значение слова «новомученик»
Новомученики (новые мученики) — это люди, которые пострадали за веру сравнительно. Подпишитесь на канал 360: 17 февраля в День новомучеников Московской области во всех приходах Подмосковья служат торжественные молебны. Новости. 23 октября 2012 Смотреть фильмы о новомучениках можно не только в эфире телеканала, но и на DVD! Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется в воскресный день, если он выпадает на 7 февраля, или на ближайшее к этой дате воскресенье. Спасского, Боголюбского и Мариинского - на встрече "День памяти новомучеников и исповедников российских.
Новомученики и исповедники Церкви Русской: путеводитель по материалам «Предания»
В 1895 году Сергей Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и с 1896 года преподавал Закон Божий в Мароновской церковноприходской школе, а с 1897-го — в Перервинском духовном училище в Москве. В 1898 году он был рукоположен во священника ко храму Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря. С этого времени отец Сергий стал преподавать Закон Божий в одноклассной церковной школе при монастыре. С 1900 года он стал законоучителем в воскресной школе Хамовнического попечительного училища, с 1902 года — помощником заведующего церковноприходской монастырской школой, с 1910 года — законоучителем в детском приюте.
В 1901 году скоропостижно скончалась супруга отца Сергия София, с которой они прожили около четырех лет, и он остался с трехлетним сыном Борисом. С этого времени в дом близ Новодевичьего монастыря, где жил отец Сергий, перебрались его сестры Екатерина и Прасковья, а чуть позднее — его мать, Мария Павловна, которая, похоронив мужа, взяла на себя заботы по воспитанию внука. После смерти жены отец Сергий отправился в Зосимову пустынь к своему духовному отцу иеромонаху Алексию, чтобы посоветоваться, как жить дальше, остаться ли духовником в женской обители в то время в женских обителях, как правило, служили женатые священники или перейти в другое место.
Отец Алексий сказал ему: «Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков». Иеромонах Алексий оказал отцу Сергию большую помощь в преодолении тех тяжелых переживаний, которые охватили его после смерти жены. Отец Сергий так вспоминал об этом.
Однажды, когда иеромонах Алексий находился в Троице-Сергиевой Лавре, туда приехал и он. После долгой беседы старец оставил отца Сергия на ночь помолиться вместе с ним в Троицком соборе Лавры. После молитвы, уже перед рассветом, перед началом полунощницы, отец Алексий приоткрыл раку и дал священнику приложиться к мощам преподобного Сергия.
Приложившись к мощам, тот отошел со слезами на глазах и долго стоял сосредоточенный. Старец спросил его: — Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам? С этого момента для отца Сергия начался новый этап духовной жизни, устроение которой стало подобно монашескому.
Мать, заметив в нем перемены, просила, пока она жива, не принимать монашество. Отец Сергий исполнил ее просьбу, но свою жизнь ограничил исключительно духовными и церковными интересами, так что она теперь состояла из богослужения, келейной молитвы, изучения трудов святых отцов, попечения о пастве и законоучительства. Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения отца Сергия были отмечены священноначалием, и ему было поручено помогать недавно рукоположенным священникам, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь.
Отец Сергий был хорошим проповедником, и его проповеди и внебогослужебные собеседования всегда вызывали большой интерес у слушателей. Священник в них разъяснял, каким должен быть христианский взгляд на современные обстоятельства жизни. Как никогда изощрились и разнообразились теперь житейские удовольствия.
Каким-то блестящим, безостановочным калейдоскопом идет теперь жизнь не только в столичных центрах, но и в провинциальных городах. Сколько захватывающих интересов! Сколько выставок промышленности, художественных, исторических, разных отраслей труда; какие громадные горизонты открыты новейшими применениями электричества.
Мы слышим за тысячи верст говорящих с нами людей и вскоре у телефонного аппарата будем видеть их образы. Почти уже завоеван воздух… Словом, как интересна и разнообразна теперь жизнь. А между тем среди этого разнообразия какое-то общее недовольство, сознание какой-то своей нищеты, тоска, уныние, скука, отчаяние.
Почему так? Да потому, что наряду с прогрессом в жизни нашего общества наблюдается полнейшее равнодушие к тайнам и радостям веры.
Прошло десять лет и заговорили о деканонизации новомучеников и исповедников, по которым якобы неправильно были собраны документы для их прославления, содержащие недостоверные материалы. В течение последнего года активно дискуссировалась тема возможности деканонизации новомучеников, вызванная тем, что целый ряд их имен не вошел в официальный церковный календарь за 2013 год. Были высказаны разные точки зрения, в том числе и мною был написан материал «К вопросу о возможности деканонизации. По поводу статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда», опубликованный затем целым рядом интернет-ресурсов[12]. Среди наиболее интересных с точки зрения рассмотрения вопроса с разных точек зрения, отражающих, как сущностную, так и эмоциональную части его восприятия, можно выделить статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[13], Кирилла Миловидова «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения[14], протоиерея Владислава Цыпина «В канонах нет даже слова деканонизация»[15], игумена Дамаскина Орловского «Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор Новомучеников и исповедников Российских»[16], Ксении Лученко «Уже несвятые святые»[17], С. Бычкова[18] «Вынесение святых. Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников? Чапнина в рамках международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», которую проводила Общецерковная аспирантура и докторантура им.
Наметились первые итоги обсуждения этой темы. Статья протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[20] первой привлекла мое внимание к данной проблеме, после того, как целый ряд моих знакомых священников и монашествующих, прочитав ее, стали говорить о якобы уже состоявшейся деканонизации ряда новомучеников и исповедников Российских, в том числе, связанных с Ивановской областью. Статья вызвала целый ряд вопросов и соображений, которыми я не мог не поделиться. Отец Андрей писал: «Полагаю, что решение о деканонизации некоторых новомучеников обоснованно и не имеет никакого отношения к текущей политике»[21]. Но при этом он не отвечал на основной вопрос: а кем оно было принято? При этом и сам далее писал: «Тот же еп. А деканонизирован без всякого соборного или даже синодального решения. Кто и кем уполномочен отменять решения Собора, даже если оно было поспешным и неправильным? Или, если бы канонизация произошла по приказу каких-то государственных или иных структур, имеющих возможность влиять на Собор. Но ведь таких доказательств и таких приказов нет.
И, если о ком-то из прославленных тогда не стало известно что-то, не укладывающееся в обывательское представление о святом, то м. Вообще, можно почитать «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, чтобы убедиться, как много святых не вписываются в наши представления об «образцовом» человеке. Другая цитата протодиакона Андрея представлялась еще более спорной: «Можно предположить, что по мере погружения исследователей в архивно-ГПУшныйматериал были найдены документы и свидетельства, не соответствующие христианским представлениям о том, как святой не простой человек, а именно образцовый святой должен вести себя на допросе и даже под пыткой»[23]. Но где содержатся христианские представления о том, как святой должен вести себя под пыткой? Разве первоверховный апостол Петр не отрекся трижды от Христа за одну ночь даже и без пытки и после покаяния не стал вновь апостолом? И разве мы можем забывать о том, что первым христианским святым, которого Сам Христос прославил, был разбойник, который висел рядом с Ним на кресте, но использовал последнее время жизни для покаяния и исповедания своей веры во Христа? И что это такое «образцовый святой»? И кто может доказать, что святитель Василий Кинешемский не покаялся если предположить даже, что он оговорил арестованную вместе с ним Ираиду Тихову? Хотя, как справедливо писал в 2004 году в ответ конкретно на это обвинение в адрес святителя, выдвинутое П. Проценко, иеромонах Макарий Маркиш «Владыка Василий был знаком с Тиховой в течение нескольких лет, жил у нее в доме и служил в храме, тайно устроенном у нее на участке.
Арестованы они были одновременно, все эти факты следствию были известны, и ничего нового о ней из показаний епископа извлечь было невозможно»[24]. Возникал еще существенный вопрос. Протодиакон Андрей Кураев писал: «ФСБ больше не допускает церковных историков к архивам, разрешая знакомиться лишь с отдельными выписками из дела по усмотрению ФСБ »[25]. Так кто же конкретно видел документы, согласно которым следует, что святитель Василий «не соответствует» «требованиям» для его канонизации? Я лично работал в архиве УФСБ России по Ивановской области с несколькими томами его архивных уголовных дел за разные годы, так вот я там не видел ничего порочащего епископа Василия. Почему мы априори должны доверять какому-то исследователю, утверждающему обратное? И, если на то пошло, где гарантии, что подпись святителя под протоколами, на основании которых кого-то осудили если вообще есть такие протоколы подлинная? Например, игумен Дамаскин Орловский , много потрудившийся для прославления новомучеников и исповедников, как видно из его последних публикаций, чересчур доверяет советской репрессивной машине, что она якобы работала предельно точно, как часы, и архивные уголовные дела содержат только правду, хотя и преломленную особым образом в сознании тех, кто их вел. А это иногда могло быть так, а иногда могло быть и не так.
Уже впоследствии, после юбилейного Собора в 2000 году, когда все закончилось и мы понимали, что Церковь начала возрождаться, многие сотни убиенных были канонизированы то есть прославлены в лике святых , эта дата все равно осталась.
Тогда мы молились за упокой их душ, теперь молимся за них как за наших предстателей пред Богом, святых. Таким образом, дата сохранилась. Мы знаем, что в годы лихолетья очень много православных людей сотни, как Вы сказали пострадали за веру. Кто из них особенно запомнился своими подвигами? Первый — период революции. Для меня лично всегда особо знаковой фигурой являлся не только уже упомянутый митрополит Киевский Владимир, но еще и один из первых новомучеников — священномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский. У него была ужасная смерть, которая произошла при огромном скоплении народа, при храме, где он служил и многие годы был настоятелем. Его твердая и храбрая позиция воодушевила многих людей. Понятно, что священнослужитель несет свой крест, возможно, до мученической кончины. Но мы не должны умалять подвиг простых людей, которые не были священниками.
Были миряне, которые могли и не страдать, не умирать за Христа, но они за Ним пошли. Конечно, мы вспоминаем в эти дни и царскую семью, и великую княгиню Елизавету, и погибшую с ней инокиню Варвару. Мы вспоминаем достаточно большое количество обычных людей — умных, образованных, интеллигентных, которые были либо убиты в 20-е годы, либо замучены в лагерях в 30-е годы. Мы не должны забывать о наших великих иерархах, которые своим примером многих вдохновили и воодушевили. Это священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский, священномученик Кирилл Смирнов , митрополит Казанский, предстоятель нашей Церкви святитель Тихон Белавин , патриарх Московский и всея Руси, который тоже много страдал. Хоть он и умер своей смертью, но мы его тоже причисляем к лику новомучеников. После войны началась эпоха живых исповедников за веру Христову.
Поэтому мы постоянно рассказываем о жизни новомучеников на сайте, в журнале и соцсетях и стараемся сделать так, чтобы как можно больше людей в интернете увидели материалы из нашей рубрики. Первый среди новомучеников Мученица Татьяна Гримблит: За все всех благодарю Как баптистский проповедник стал православным святым? История жизни священномученика Владимира Амбарцумова Святые из МГУ: истории 20 студентов и преподавателей, которых причислили к лику святых Праведники из Киева: история отца и сына, которые не сломились Бутовский Полигон — одно из самых ужасных и святых мест на земле.
Новомученики российские 20 века кратко
Новости. 23 октября 2012 Смотреть фильмы о новомучениках можно не только в эфире телеканала, но и на DVD! 5 февраля Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Российских. Автор: Инга Филиппова Медиацентр «Клин Православный» при Скорбященском храме г. Клина получил президентский грант на создание цикла фильмов о новомучениках Клинской земли. Подпишитесь на канал 360: 17 февраля в День новомучеников Московской области во всех приходах Подмосковья служат торжественные молебны. Почему Новомученики Российские стали для государственных и церковных властей РФ «неудобными святыми»?
Паломничество к стенам тюрьмы: как и зачем сегодня хранить память о новомучениках
Память собора Бронницких новомучеников – 1-я суббота октября. Не только в житиях новомучеников, но и в некоторых житиях древних мучеников мы не увидим такой ситуации, чтобы непременно им предлагали отречься от веры в обмен на жизнь. Общее число новомучеников можно оценить, как несколько сотен тысяч человек.
Виктор Саулкин: «Оптинские новомученики, молите Бога о нас!»
Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца Правды. И наука и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями — все это отклонилось от освежающей человеческое творчество благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедовать Его стыдятся. Диво ли после этого, что наш прежде крепкий православно-русский быт сошел со своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками и получил прямо-таки полуязыческий, богоборный характер?! И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила Святых Таинств, сила возрождения Духом Святым перестала служить для сознания современного человека источником его нравственной жизни и деятельности… Люди полагаются на свои естественные силы и соображения, думают залечить зло своей жизни самоизмышленными лекарствами и мерами. Понятно, что из этого никогда и ничего не может выйти надежно доброго — перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути — все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся страдания.
И как больно смотреть на страдания людей, как горько и тяжело сознавать, что ничто извне не может помочь им! Почему не может? Да потому, как это признано было одним просвещенным народом еще до пришествия Христова в мир древними римлянами , что зло мира заключается в самом корне человеческой жизни; оно неизлечимо никакими частными, земными, человеческими усилиями — оно может быть излечено только радикальным средством, то есть должен быть обновлен самый корень жизни… Конечно, такое коренное обновление человечества могло быть совершено только всемогущей и всесозидающей силой Божественной, — и оно действительно совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, Который силен Своими искупительными страданиями и смертию уврачевать греховный струп человечества, уничтожить зло мира и через ниспослание Святого Духа дать людям новую жизнь, обновить самый корень ее, положить в людях новое семя к ее дальнейшему развитию: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли Пс. Пророчески звучали слова отца Сергия, когда он учил своих духовных детей хранить веру Христову «и в час испытания в темнице, среди гонения, среди голода и холода, в бедах от братий и лжебратий, и под мечом палача». Нет, все с такой радостью ощущали близость Христа к себе, что лобызали орудия мучения и смерти… которые приближали их еще более к Тому, Кто по вознесении Своем на небо с отеческой любовью приготовил им там многие светлые обители». Весной 1922 года он был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей.
Его обвиняли в том, что он препятствовал проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февраля 1922 года, «вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим Патриархом Тихоном». Его также обвиняли в распространении послания Патриарха Тихона и заведомо ложных сведений «о деятельности должностных лиц, администрации советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола… возбуждающих у населения враждебное к ней отношение». В соответствии с проведенной властями амнистией он был освобожден досрочно — 11 июля 1923 года. Новодевичий монастырь был закрыт, и протоиерей Сергий стал служить в московской церкви Живоначальной Троицы в Зубове. Отца Сергия обвинили в контрреволюционной деятельности — в связи с появлением его фотографии в газете «Нью-Йорк таймс». На фотографии был запечатлен момент, когда отец Сергий, идя по двору Новодевичьего монастыря, благословлял прихожан, и под ней подпись: «Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг».
На следствии отец Сергий показал: «В каноническом общении состою с митрополитом Сергием. Никакой антисоветской агитацией я не занимался и собраний нелегальных не устраивал. В 1929 году мой портрет появился с какой-то статьей в иностранной газете. Я совершенно никакого участия в этом не принимал и не знал, когда меня засняли». Первое время он находился в Великом Устюге, где условия жизни были не тяжки. Затем был переведен вместе с другими священниками в село Кичменский Городок, а потом в еще более глухое село.
В письмах к родным отец Сергий называет этот переезд «прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха». В начале 1932 года он жил в деревне Макарово. Каждый свой поход в районное село для отметки в ОГПУ он использовал, чтобы побывать на богослужении в храме. В остальное же время молился дома вместе с другим ссыльным священником, с которым отец Сергий поселился в одном доме. Начало Великого поста 1932 года также молились дома.
Обычно в ходе следствия человек проходил через многочисленные допросы, унижения, изощрённые пытки. Выдвигались политические обвинения — контрреволюционная деятельность, шпионаж, участие в заговоре и т. Требовали подписать признание, оклеветать друзей, родственников, знакомых, отречься от своих убеждений. Можно было начать сотрудничать со «следствием» и сохранить жизнь… Через этот конвейер прошли миллионы людей, многие за веру во Христа.
Только в 1937 году за религиозные убеждения были арестованы 162500 человек, из них расстреляны 89600. В лике Новомучеников прославлена пока что лишь их малая часть. Это связанно со сложностью архивной работы и высоким уровнем требования к документам для канонизации в лике святых. Эти события происходили менее ста лет назад по всей территории России. Сегодня, как и во все времена, жизнь по вере и совести требует напряжения сил, мужества, смирения и помощи Божией. Сегодня, как и всегда, жизнь по вере и совести лежит в основании семьи, народа, государства. А что такое народ, лишённый своей истории, совести, веры мы видим сегодня, к сожалению, на примере братской Украины. Сегодня там тоже многие люди стоят до смерти за правду, за свободу, за совесть, за Христа.
Еще задолго до открытия юбилейного Собора, вновь начались горячие дискуссии: стоит ли идти на поводу той группы духовенства, которая настаивает на канонизации царской семьи, упирая на аспект, до сих пор чуждый Русской Православной Церкви. Среди церковных и светских противников причисления Николая II к лику святых муссируется один достаточно важный вопрос: это что же, отныне каждый православный должен будет разделять монархические или антисемитские убеждения?. Прокоммунистическая пресса о канонизации молчала. Причисление к лику святых последнего царя и его семьи состоялось, по мнению «New York Times» «по инициативе церковных консерваторов». Другая позиция у французской «Liberation» и ее автора Жана Амальрика видимо, сына известного диссидента. Он считает, что у Патриарха Алексия II были долгие сомнения по поводу канонизации, но так как «канонизация потворствует чувствам националистов и православной паствы», он, согласовав это решение с Путиным, решил ее все-таки произвести. Это показало отношение к Церкви хозяев медиа-холдингов. Архиерейский Собор 2000 года принял целый ряд ключевых решений. В первую очередь, это канонизация Новомучеников и исповедников Российских —официальное признание Церковью подвига героев веры, о необходимости которого говорил еще Святейший Патриарх Тихон, но которое было невозможным в советское время. Даже на Поместном Соборе 1988 года митрополит Антоний лишь осторожно мог говорить о том, что необходимо как-то, пусть не прямо, но отметить подвиги новых мучеников. Архиерейский собор 2000 года смог принять Определение их в лике святых совершенно свободно. Прошло десять лет и заговорили о деканонизации новомучеников и исповедников, по которым якобы неправильно были собраны документы для их прославления, содержащие недостоверные материалы. В течение последнего года активно дискуссировалась тема возможности деканонизации новомучеников, вызванная тем, что целый ряд их имен не вошел в официальный церковный календарь за 2013 год. Были высказаны разные точки зрения, в том числе и мною был написан материал «К вопросу о возможности деканонизации. По поводу статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда», опубликованный затем целым рядом интернет-ресурсов[12]. Среди наиболее интересных с точки зрения рассмотрения вопроса с разных точек зрения, отражающих, как сущностную, так и эмоциональную части его восприятия, можно выделить статьи протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[13], Кирилла Миловидова «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения[14], протоиерея Владислава Цыпина «В канонах нет даже слова деканонизация»[15], игумена Дамаскина Орловского «Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор Новомучеников и исповедников Российских»[16], Ксении Лученко «Уже несвятые святые»[17], С. Бычкова[18] «Вынесение святых. Кто вычеркнул из святцев 36 российских новомучеников? Чапнина в рамках международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», которую проводила Общецерковная аспирантура и докторантура им. Наметились первые итоги обсуждения этой темы. Статья протодиакона Андрея Кураева «Деканонизация: горькая правда»[20] первой привлекла мое внимание к данной проблеме, после того, как целый ряд моих знакомых священников и монашествующих, прочитав ее, стали говорить о якобы уже состоявшейся деканонизации ряда новомучеников и исповедников Российских, в том числе, связанных с Ивановской областью. Статья вызвала целый ряд вопросов и соображений, которыми я не мог не поделиться. Отец Андрей писал: «Полагаю, что решение о деканонизации некоторых новомучеников обоснованно и не имеет никакого отношения к текущей политике»[21]. Но при этом он не отвечал на основной вопрос: а кем оно было принято? При этом и сам далее писал: «Тот же еп. А деканонизирован без всякого соборного или даже синодального решения. Кто и кем уполномочен отменять решения Собора, даже если оно было поспешным и неправильным? Или, если бы канонизация произошла по приказу каких-то государственных или иных структур, имеющих возможность влиять на Собор. Но ведь таких доказательств и таких приказов нет. И, если о ком-то из прославленных тогда не стало известно что-то, не укладывающееся в обывательское представление о святом, то м. Вообще, можно почитать «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, чтобы убедиться, как много святых не вписываются в наши представления об «образцовом» человеке. Другая цитата протодиакона Андрея представлялась еще более спорной: «Можно предположить, что по мере погружения исследователей в архивно-ГПУшныйматериал были найдены документы и свидетельства, не соответствующие христианским представлениям о том, как святой не простой человек, а именно образцовый святой должен вести себя на допросе и даже под пыткой»[23]. Но где содержатся христианские представления о том, как святой должен вести себя под пыткой? Разве первоверховный апостол Петр не отрекся трижды от Христа за одну ночь даже и без пытки и после покаяния не стал вновь апостолом? И разве мы можем забывать о том, что первым христианским святым, которого Сам Христос прославил, был разбойник, который висел рядом с Ним на кресте, но использовал последнее время жизни для покаяния и исповедания своей веры во Христа? И что это такое «образцовый святой»? И кто может доказать, что святитель Василий Кинешемский не покаялся если предположить даже, что он оговорил арестованную вместе с ним Ираиду Тихову?
Все, кто бывал зимой в Свято-Введенской Оптиной пустыни знают, как прекрасна обитель, когда вся земля укрыта белым снегом. На новом монастырском кладбище стояла тишина. Часовни тогда еще не было. Три деревянных креста, могилки были укрыты свежими еловыми лапами. Помолились братьям, и Виктор говорит: «Давай возьмем по еловой лапе с могилки отца Василия». И мы с ним взяли с собой по еловой лапе. Приехав домой, я поставил зеленную ветку в пол-литровую пластмассовую бутылочку из-под минеральной воды, наполнив ее из-под крана. Бутылочку эту поставили на кухне, на полке перед иконами. Напомню, было это Рождественским постом. Летом следующего года, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходим мы с семьей из храма, и неожиданно жена, глядя на немного пожелтевшую хвою, спрашивает: - Витя, ты воду в бутылочку не доливал? Через некоторое время жена болела, необходимо было сделать компресс. Помолившись отцу Василию, инокам Ферапонту и Трофиму, мы добавили хвойные иголочки в воду для компресса. Боль тогда очень быстро ушла. Но это можно считать совпадением, как часто любят говорить неверующие люди. Хотя верующий человек всегда в сердце чувствует ответ святых, к которым обращается с молитвой. Прошло еще полгода, в гости приехала теща. И, когда нас не было дома, наводя порядок на кухне, она выбросила немного пожелтевшую еловую лапу. Но водичку из бутылки вылить не успела. И эта бутылочка осталась у нас стоять среди бутылок и емкостей со святой водой. Прошло еще два или три года, мы затеяли ремонт. Естественно, что-то переставляешь, передвигаешь мебель, пришлось передвинуть и бутылки со святой водой. В один из дней, таская по лестницам различные тяжести, строительные материалы, я очень захотел пить и на глаза мне попалась отдельно стоявшая на столе пол-литровая бутылочка минеральной воды. Выпив половину бутылки, был очень удивлен: «Надо же, никогда не пил такую вкусную воду. А еще говорят, что все минералки в Москве жулики наполняют одной и той же водопроводной водой, только этикетки разные». Посмотрел на этикетку: «Надо запомнить название, какой замечательный вкус у этой воды». Решил, эту бутылку недавно принесла из школы дочка, поэтому вода такая прохладная. Дело было зимой, а в доме было довольно тепло. Вернувшись, решил допить минералку, но с последними глотками воды мне в рот стала попадать хвоя. Остановившись, я заметил, что на дне бутылки плавает множество еловых иголок. Тут-то я и сообразил, что в бутылочке из-под «Бон-Аквы» находилась вода, в которой стояла еловая лапа с могилки Оптинского новомученика иеромонаха Василия Рослякова. Вода простояла несколько лет и при этом вкус воды был необыкновенно приятным, она казалась прохладной, будто пьешь холодную чистую родниковую воду. Может, скептикам покажется, что не произошло ничего особенного. Но ведь только Крещенская вода стоит годами, не зацветая и не теряя своего вкуса. Тем более что вкус воды в бутылочке, где стояла еловая лапа, явно отличался от обычной московской водопроводной воды, которую я когда-то в нее наливал. Второй случай произошел во время одной из поездок в Оптину с радонежскими паломниками. Во время остановки ко мне подошла одна из наших паломниц, женщина лет 60-65. Галина, так звали паломницу, рассказала, что не только первый раз едет в Оптину пустынь, но и вообще первый раз в жизни посещает православные святыни. Человек она православный, воцерковленный и давно мечтала побывать в наших святых обителях, но много лет тяжело болеет ее супруг. Муж прикован к постели, он неверующий, о Боге даже слышать не хочет, никакие слова на него не действуют. И за все эти годы супруг никогда Галину не опускал в паломничество. Она много читала о наших знаменитых монастырях, мечтала побывать и в Киево-Печерской Лавре, в Печорах Псковских, на Соловках и Валааме. Но больше всего ей хотелось посетить Оптину. Галина молилась преподобным старцам Оптинским и всегда обращалась с молитвой и к Оптинским новомученикам. Среди икон у нее стоит и фотография Оптинских братьев, пострадавших за Христа. Но когда я смотрю на отца Трофима, у меня появляется чувство, что он мне как-то особенно по-доброму улыбается», — сказала Галина. В этот день была очень сложная дорога, гололед, шел мокрый снег и в Оптину мы приехали позже обычного. В то время Иоанно-Предтеченский скит еще был открыт для паломников. Но в келью батюшки Амвросия можно было попасть только до 14 часов. Перед нами встал вопрос — попытаться побывать в келье преподобного старца Амвросия или идти на трапезу? Все дружно решили посетить келью батюшки. Тем более у паломников были сухари, пряники, термосы с чаем, все были готовы друг с другом поделиться, была возможность как-то перекусить. В келье старца мы побывали. Но я не знал в то время, что Галина страдает болезнью поджелудочной железы. А в этом случае нельзя строго поститься, необходимо регулярное питание. И вот после вечерней службы мне сказали, что одной из наших паломниц стало плохо. Тяжелый приступ панкреатита. Это оказалась Галина. В Оптиной есть лазарет, среди братии монастыря есть и профессиональные врачи. Галине оказали медицинскую помощь, посоветовали поесть, но она решила, что будет строго поститься, чтобы приступить к Святым Таинам. Утром на ранней литургии я увидел Галину, она сказала, что с ней все в порядке, исповедовалась, готовится к причастию. Народу в храме, как обычно, было очень много. Галину я больше не видел. Когда храм опустел, наши паломники мне сказали, что Галина причастилась, но после службы у нее вновь был приступ болезни. В лазарете? Ее монахиня, которая стояла рядом с нами, к себе увела». Я знал монахиню, которая стояла во время богослужения недалеко от Галины. Знал и то, где она живет. И, конечно, отправился в один из домиков недалеко от монастыря, где останавливалась монахиня Мария. Матушка меня успокоила, сказала, что накормила, уложила Галину спать, ей стало легче. А сейчас варит кашу, как Галина проснется, она ее снова накормит. Я поблагодарил монахиню Марию и вернулся в монастырь. В автобусе Галина мне рассказала, что, когда проснулась, матушка усадила ее за стол, стала кормить вкусной кашей, поить чаем. Галина рассказала ей свою историю. Рассказала о том, что просит у преподобных старцев Оптинских одного — чтобы муж, с которым она всю жизнь прожила, обратился к Богу, принял святое крещение. Сказала Галина и о том, что молится и Оптинским новомученикам, одинаково любит их всех. Но добавила, что почему-то, когда смотрит на фотографию отца Трофима, ей кажется, что он всегда ей как-то тепло улыбается. Но неужели можно считать это случайным совпадением? На ранней службе в Казанском храме Оптиной пустыни стояли сотни людей. Монахиня Мария Татарникова жила в Сибири и не так часто приезжала на могилку своего сына в Оптину. И вот матушка Мария в переполненном храме оказывается на богослужении рядом с Галиной, которая последние годы горячо молилась Оптинским новомученикам. И во время приступа болезни именно мать отца Трофима, молитвенную близость которого Галина всегда особенно чувствовала, уводит ее к себе в домик и окружает заботой. Разве это можно считать случайностью? Через три года мы вновь с Галиной едем на автобусе радонежских паломников в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Как вы, как ваш супруг? Мой муж пришел к вере, принял Крещение, причащался Святых Христовых Таин и ушел из жизни верующим православным человеком. Но с тех пор я в Оптиной пустыни не была. А недавно мне снится, что я вижу Оптину и слышу во сне голос: «Галина, а что же ты благодарить не едешь? Все монахи и послушники, которые подвизаются в Оптиной, могут засвидетельствовать, что чувствуют небесное предстательство и молитвы иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Они особенно близки всем, кто любит дорогую для них Оптину, почитает память преподобных Оптинских старцев, к которым сами новомученики прибегали в молитвах и чьи заветы старались исполнять. Оптинские новомученики — наши с вами современники. Они в сознательном возрасте, будучи молодыми людьми обрели веру и всегда готовы помочь своими молитвами обратить ко Господу тех из наших близких, кто еще не открыл свое сердце Господу. Отец Василий, отец Ферапонт и отец Трофим, пострадав на Пасху 1993 года за Христа, привели к Богу за эти годы тысячи и тысячи людей. Господь удостоил их мученических венцов за подвиг горячей, живой веры и великой верности и любви к Богу, даже до смерти, за чистоту сердец.
НОВОМУЧЕНИКИ
Новомученики церкви русской о воинском служении. В настоящем докладе «новомучениками и исповедниками» называются все те, кто пострадал за Христа и Его Церковь в XX в.– как причисленные в лику святых, так и не канонизированные. Само название «новомученики» мы восприняли с ХУ1, ХУ11, ХУ111, XIX веков в связи со страданиями на Балканах греческих и сербских христиан, которых убивали только за то, что они отказались похулить веру во Христа и принять магометанство. Подробнее о жизни Сергия Крестникова – в очередном выпуске нашей постоянной рубрики “Новомученик дня”.