Передача Крыма Украине в 1954 году не соответствовала Конституции СССР и, следовательно, была незаконной. Когда Крым (Крымский полуостров) вошел в состав Украины. В действительности , выражая волю о передаче Крыма Украине, руководствовался объективными факторами. 6 марта, когда верховный совет Крыма официально принял решение изменить формулировку плебисцита, был перенесен и его срок — с 30 марта на 16-е (изначально он был и вовсе назначен на 25 мая, день президентских выборов на Украине).
Почему Хрущев отдал Крым Украине
- Четыре сценария развития событий в Крыму в 2024 году. Подробный разбор
- Крым в составе независимой Украины: 1991—2014
- Как Хрущев Крым отдал Украине в 1954 году
- Клинцевич рассказал о рисках атаки ВСУ на Крым и Крымский мост в майские праздники
- 4 причины, почему Путин в 2014 году вернул только Крым, а не всю Украину
- Передача Крыма от РСФСР к УССР в 1954 году
Вспоминаем, как восстанавливали жизнь полуострова и развенчиваем миф о «подарке Хрущева»
В итоге, мы уснули в Украине, а проснулись в Крыму, как отдельном государстве (17 марта), который затем вступил в состав России. «Передать Крым Украине Хрущёв решил в то время, когда был председателем Совмина Украины (с февраля 1944 года по декабрь 1947 года)». Но в связи с обострением политической ситуации на Украине в конце 2013 года, руководство Крыма придерживалось линии сближения с Россией.
Как Россия билась за Крым
2014 г. - Возвращение Крыма в состав России (кратко) | 22 февраля в результате госпереворота власть на Украине перешла к оппозиции, президент Виктор Янукович покинул Киев. |
Присоединение Крыма к России - Энциклопедия России | Получается, что в 1992 году Крым стал независимым государством, которое входило в состав Украины лишь в качестве конфедерации. |
4 причины, почему Путин в 2014 году вернул только Крым, а не всю Украину
Глава крымского парламента Владимир Константинов сообщил, что специальная рабочая группа пришла к выводу о незаконности передачи Крыма УССР в 1954 году. 1991 В декабре Крым оказался за пределами России, в составе независимой Украины. В результате Крым официально вышел из состава России и перешел в юрисдикцию Украины.
2014 г. - Возвращение Крыма в состав России (кратко)
То есть в головах руководства СССР даже в страшном сне не могла возникнуть картина, что через 37 лет государство исчезнет с политической карты мира, а Крым в итоге поссорит независимые Россию и Украину. Власти Крыма в своем ответе заявили, что решение Конституционного суда Украины о незаконности референдума не признается действительным. В частности, ст.9 Конституции Крыма гласит, что Республика Крым определяет свои отношения с Украиной на основе Договора и соглашений, противореча, таким образом, статье 75-1 тогдашней Конституции Украины, которой установлено, что Крымская Автономная Республика.
Присоединение к России Крыма в 2014 году: как это было?
Получается, что в 1992 году Крым стал независимым государством, которое входило в состав Украины лишь в качестве конфедерации. «Передать Крым Украине Хрущёв решил в то время, когда был председателем Совмина Украины (с февраля 1944 года по декабрь 1947 года)». Если говорить про букву закона, то становление Крыма частью Украины нарушало законы СССР 1991-го года.
Как Крым Украине отдали
РДК пикетировало вход в Севастопольский горисполком, требуя снять вывешенный над зданием украинский желто-голубой флаг. Украинская сторона отвечала на это экономическим и административным нажимом, устраивала провокации. Так, 1 марта 1992 г. Радикалы прошествовали по главным улицам города и провели небольшой митинг, в ходе которого заявили, что Крым и Севастополь будут принадлежать Украине независимо от волеизъявления местных жителей. После этого «унсовцы» погрузились в катер и отбыли восвояси. В тот момент севастопольцы не смогли оказать им достойный отпор лишь отдельные пикетчики протестовали против приезда «бандеровцев» в город , но это событие вызвало резкий всплеск антиукраинских настроений на всем полуострове. РДК развернуло сбор подписей в поддержку нового референдума о статусе региона, собрав за короткий срок их 240 тыс. Тем не менее произошедшее сыграло важную роль в становлении русского движения Крыма. Увидев, что представляет собой украинский национал-шовинизм и политика официального Киева, жители полуострова, придерживающиеся самых разных политических убеждений, объединялись на почве сохранения собственной национальной идентичности. Весна 1992 г.
Пикеты и митинги как пророссийских, так и проукраинских сил в этот период проводились практически ежедневно. В 20-х числах марта севастопольский горисполком вновь осаждали пикетчики, призывавшие к немедленному провозглашению независимости Крыма. На другом митинге, состоявшемся в Севастополе 5 апреля, активисты РДК приняли резолюцию, в которой осудили местные и республиканские власти за то, что те «проводят недальновидную политику в фарватере Украины». Аналогичные акции проходили и в других городах. Обстановка во взаимоотношениях между русским населением Крыма и официальным Киевом в то время накалилась до предела и грозила вооруженным конфликтом. Итоги противостояния начала 1990-х гг. Однако включение полуострова в состав Украины не снизило активности русских и пророссийских организаций и политических сил. Уже в октябре 1993 г. В январе 1994 г.
Новое правительство Крыма стало проводить курс на сближение с Россией и восстановление суверенитета региона. Акции в поддержку президента и правительства Крыма и против украинизации по оценкам прессы, в них принимали участие около 10—15 тыс. Лозунг «Севастополь — Крым — Россия» стал доминирующим в то время в политической жизни полуострова. После прихода к власти Ю. Мешков своим указом восстановил действие Конституции Крыма в редакции от 6 мая 1992 г. В мае 1994 г. Верховный совет республики восстановил действие этой Конституции, фактически объявив полуостров независимым от Украины.
Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти». С опубликованием документа постановление крымского парламента о проведении референдума 25 мая вступило в силу. В тот же день Путин внёс в Совет Федерации обращение об использовании Вооружённых Сил России на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». Совет Федерации дал своё согласие на использование российских войск на Украине. В начале марта российскими военнослужащими и крымскими отрядами самообороны были блокированы все военные объекты украинских вооружённых сил в Крыму. Перед украинскими военными был поставлен ультиматум: «или перейти на сторону крымской власти, или сложить оружие, или уехать» с территории полуострова, в противном случае им был обещан штурм воинских частей. В условиях отсутствия четких приказов из Киева, военнослужащие Украины не оказали вооруженного сопротивления российским войскам, что позволило последним захватить без боя украинские военные базы и гарнизоны на полуострове. Тем не менее, российское руководство долгое время отрицало причастность российских военнослужащих к событиям в Крыму, признав своё военное вмешательство лишь после присоединения Крыма к РФ. По словам Сергея Аксёнова, решение было вызвано тем, что «конфликт вышел за пределы разумного». В начале марта, как признал Путин 10 апреля, в Крыму для выяснения настроений людей были проведены тайные социологические опросы, в ходе которых было выяснено, что подавляющее большинство жителей выступают за присоединение к России. После получения результатов тайных опросов Путиным были приняты окончательные решения о присоединении Крыма. На референдум были вынесены два вопроса: присоединение Крыма к России на правах субъекта федерации или восстановление Конституции 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Возможность отрицательно ответить на оба вопроса и сохранить статус-кво Конституцию Автономной Республики Крым 1998 года организаторами референдума не предусматривалась. Вопрос, получивший большинство голосов, считается выражающим прямое волеизъявление населения Крыма. Эту информацию огласила спикер Валентина Матвиенко на встрече с крымской делегацией. В соответствии с декларацией, в случае принятия на референдуме решения о присоединении к России, Крым будет объявлен суверенной республикой и именно в таком статусе обратится к Российской Федерации с предложением о принятии на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации. Референдум был проведён в назначенный день, несмотря на противодействие властей Украины. С аналогичным обращением выступил и Севастопольский горсовет, предложивший России принять Севастополь в состав РФ как город федерального значения. В тот же день президент Путин подписал указ о признании независимости Республики Крым и одобрил проект договора о принятии в состав Российской Федерации Республики Крым. Договор вступил в силу с даты ратификации Федеральным Собранием 21 марта, но временно применялся с даты подписания. На срок до 1 января 2015 года в Крыму был введён переходный период, в течение которого, в соответствии с Договором о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию, требовалось урегулировать вопросы интеграции Республики Крым и Севастополя в Россию. Был также принят федеральный конституционный закон о присоединении Крыма к России, предусматривающий, в частности, соответствующие изменения Конституции РФ. В тот же день был образован Крымский федеральный округ КФО. Первые медали были вручены 24 марта 2014 года. Правовая сторона вопроса В рамках законодательства РФ Согласно действующей Конституции РФ статья 65, часть 2 , «принятие в Российскую Федерацию и образование в её составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом», согласно которому принятие в состав РФ в качестве нового субъекта «иностранного государства или его части» осуществляется исключительно по взаимному согласию России и другого заинтересованного государства. Инициатива о принятии в состав России нового субъекта федерации, образованного на территории «иностранного государства» должна исходить от территории, желающей войти в состав РФ, причём именно от этого государства, а не от отколовшейся части. Это положение закона в 2004 году подтвердил Конституционный суд РФ в связи с просьбой непризнанной республики Южная Осетия войти в состав РФ. По мнению одного из авторов российской конституции и бывшего депутата Государственной думы Виктора Шейниса, в случае утверждения поправок Миронова принятие Крыма в состав РФ не нарушило бы нормы российского права, однако стало бы серьёзным нарушением международного права, «чего не требуется ни российскому государству, ни российскому обществу». К тому времени, в связи с принятием 11 марта декларации о независимости Крыма, необходимость в принятии поправок отпала. Закон о принятии новых субъектов в состав РФ предусматривает, что в случае принятия территории в состав РФ ей должен быть предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа однако не города федерального значения, как произошло с Севастополем. Конституционный суд России, сославшись на статью 5 Конституции, счёл допустимым принятие Севастополя в состав России как города федерального значения, однако не объявил напрямую, является ли в принципе установленное законом ограничение сохраняющим свою силу или же оно отменено как неконституционное. Российский юрист, член Общественной палаты Российской Федерации Елена Лукьянова, говоря о оценке действий Конституционного суда, предусмотренных законодательством при принятии части иностранного государства в свой состав, — проверку на соответствие не вступившего в силу международного договора Конституции, назвала восемь случаев нарушения судом собственных процедур. В ответ глава Конституционного суда России Валерий Зорькин сослался на то, что «столетиями и даже тысячелетиями Россия была скрепляема высшими духовными скрепами, называвшимися по-разному в разные времена. Будучи скреплена этими скрепами, она могла относиться к скрепам правовым с большим или меньшим пренебрежением». По его мнению, «когда «вооруженный майданный десант» из Киева был готов отправиться в Крым, было уже не до «строгого юридического крючкотворства». В рамках международного права Российское руководство, обосновывая присоединение Крыма, ссылается на Устав ООН и Декларацию 1970 года о принципах международного права, закрепляющие право на самоопределение, в том числе «свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним», которое, по мнению РФ, было реализовано «в экстремальных условиях невозможности реализации населением Крыма права на самоопределение в рамках Украины, усугубившихся приходом к власти незаконных властей, которые не представляют весь украинский народ», а также на прецедент с признанием одностороннего провозглашения независимости Косова. Кроме того, Россия заявляет, что не превышала предельную численность войск в Крыму, установленную в соглашениях по Черноморскому флоту, и «не нарушала» их. Украинское руководство, со своей стороны, рассматривает действия России по присоединению Крыма как прямое нарушение Будапештского меморандума, которым Россия, Великобритания и США подтвердили Украине своё обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве, которым РФ и Украина обязались уважать целостность друг друга и признавали существующие между ними границы, и Договора о российско-украинской государственной границе, согласно которому Крым признаётся неотъемлемой частью Украины. Венецианская комиссия, являющаяся консультативным органом Совета Европы по конституционному праву, признала нелегитимным референдум в Крыму, придя к выводу, что он нарушил кроме Конституции Украины ещё и базовые международные принципы относительно территориальной целостности и суверенитета субъектов международного права. Мнение об отсутствии в уже состоявшемся к тому моменту присоединении Крыма к России признаков аннексии в международно-правовом смысле впоследствии отстаивалось в газете «Frankfurter Allgemeine» доктором юриспруденции профессором Гамбургского университета Райнардом Меркелем, который, тем не менее, квалифицировал действия России в Крыму как военное нападение на Украину. Немецкий профессор права Отто Лухтерхандт полагает, что с точки зрения международного права автономный статус республики Крым с его особыми полномочиями, фактически уже «исчерпывает» право на самоопределение. Также немецкий юрист отметил, Россия не могла включить в свой состав Крым, не нарушив взятых на себя международных обязательств и норм собственного законодательства. Лухтерхандт сослался на пункт 4 статьи 15 Конституции РФ, гласящей что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Президент Института международного права и Школы права Таллинского университета Рейн Мюллерсон назвал главной предпосылкой «украинской трагедии» деградацию системы международного права, происходившую в течение последних лет по вине западных стран и проявившуюся, в частности, в их вмешательстве в украинский политический кризис, а главными ответственными за события на Украине — все украинские власти, начиная с 1991 г. Тем не менее Мюллерсон расценил произошедшее в Крыму как акт агрессии, поскольку действия российских войск в Крыму нарушали российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту. По его оценке, референдум 16 марта был противоречащим международному праву именно в силу нарушения Россией принципа неприменения силы или угрозы силой против иностранного государства, а не в силу нарушения Конституции Украины или «меньшей применимости принципа самоопределения народов к Крыму, чем к Шотландии или Квебеку», и даже «искреннее желание крымчан присоединиться к России, выраженное, среди прочего, на референдуме 16 марта, не делает его законным. В лучшем случае он может быть оценён как легитимный». По мнению заведующего кафедрой истории государства и права юридического факультета Московского государственного университета, доктора юридических наук Владимира Томсинова, отделение Крыма от Украины и его поддержка российскими войсками были правомерными, поскольку «государственный переворот на Украине» создал, по его мнению, угрозу «искоренения русской культуры, русского языка, исторической памяти русского и украинского народа» новыми властями в силу чего население Крыма «не может осуществить право на самоопределение без выхода из государства, в котором проживает» , а российские войска, в этой ситуации, были призваны «избавить народ Крыма от насильственных действий со стороны украинских властей или радикально настроенных националистов, лишающих граждан возможности провести референдум». Экономические последствия Находясь в составе Украины, Крым был «глубоко дотационным регионом», бюджет которого более чем на половину пополнялся из госбюджета Украины. Социально-экономические показатели Крыма в несколько раз ниже российских. В соответствии с законопроектом о крымском бюджете, в 2015 году на его пополнение будет потрачено 47 млрд рублей из российского федерального бюджета. Всего за 2015 год на Крым будет потрачено около 100 млрд руб, а за 2015—2017 годы — 373 млрд руб. По федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года затраты федерального бюджета составят 733,5 млрд руб. По данным на май 2014 года, расходы федерального бюджета на Крым превысили 100 млрд руб. Эти деньги были выделены из антикризисного фонда правительства, который пополнялся в том числе из накопительной части пенсий россиян. По данным на июль 2014 года, трансферт в Крым из федерального бюджета превысил 130 млрд руб. Как заявил гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков, «расходы на Крым беспрецедентны — столько от федерального центра не получают даже северокавказские республики». Санкции в связи с присоединением Крыма к России В связи с непризнанием законности присоединения Крыма к России рядом стран и международных организаций были введены экономические санкции против РФ. Они ввели санкции в отношении двух десятков российских и крымских чиновников, которым был запрещен въезд в Штаты и Европу, а их счета в американских и европейских банках были заморожены. О введении санкций против России в связи с ситуацией на Украине также объявили Канада и Япония.
Некоторые украинские историки считают, что данное утверждение не соответствует истине и гораздо большую роль в передаче Крыма сыграли более влиятельные на тот момент Маленков, Ворошилов, Каганович и другие члены Президиума ЦК КПСС. Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, эта передача оказалась вынужденной мерой из-за якобы имевшей место тяжёлой экономической ситуации на полуострове, вызванной послевоенной разрухой и нехваткой рабочей силы после депортации крымских татар. Правда по мнению других исследователей, утверждение о «тяжёлом экономическом положении» Крыма перед присоединением к УССР не соответствует действительности — к 1954 году крымская экономика уже достигла довоенного уровня развития, а по промышленному развитию — превзошла довоенный уровень. Существует еще одна версия.
Правовая сторона вопроса передачи полуострова всегда вызывала споры. В то же время руководство России вплоть до 2014 года признавало Крым украинским, о чем в 2008 году заявлял председатель правительства РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос телеканала ARD. В декабре 2014 года он назвал присоединение Крыма к Российской Федерации, осуществлённое в феврале—марте того же года, «исправлением исторической несправедливости 1954 года».
Вспоминаем, как восстанавливали жизнь полуострова и развенчиваем миф о «подарке Хрущева»
Верховный совет Украины бойкотировал результаты выборов в Крыму, тем самым лишив блок «Россия» возможности влиять на принятие решений в Киеве. В борьбе за силовые структуры власти крымчане также проиграли. Применяя финансовые рычаги, Киев постепенно поставил силовые структуры региона под свой полный контроль. В конце сентября 1994 г. Верховный совет Украины вынес постановление, обязывающее крымский парламент привести законы и Конституцию республики в соответствие с украинскими. Несмотря на общественное сопротивление, в марте 1995 г. Конституция Крыма 1992 г. Украинские власти ликвидировали само название «Республика Крым» и установили обязательность украинской госсимволики на полуострове. Для демонстрации силы Киев стянул на полуостров многочисленные армейские и милицейские подразделения. Мешкова вошли украинские спецназовцы.
Охрана крымского лидера была обезоружена, сам он посажен в самолет и отправлен в Москву. Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении крымского президента ему вменялось в вину превышение должностных полномочий. Вплоть до воссоединения Крыма с Россией Ю. Мешков фактически оставался для Украины персоной нон грата, его попытка в 2011 г. Статус полуострова в составе Украины был окончательно определен в 1996 г. Крым формально стал автономной республикой, а Севастополь городом республиканского подчинения. Однако реальной автономии ни Севастополь, ни Крым не получили. Более того, республиканские власти лишались права издавать региональные законы. Неудивительно, что после ликвидации всех форм региональной независимости русское население полуострова в своем большинстве воспринимало Украину как чуждое и враждебное государство.
Попытки украинизации например, открытие на полуострове отделений украинских культурных и просветительских обществ; навязывание местному населению украинской версии истории; выраженный курс на ассимиляцию вызывали неприятие даже на бытовом уровне. Все, связанное с Украиной, высмеивалось. Этот процесс был особенно выражен в Севастополе. Присутствие российского флота намертво привязывало город к России, причем не только военными объектами, но и гражданской инфраструктурой. Не будет преувеличением сказать, что в 1990—2000-е гг. В целом население Крыма и особенно Севастополя оставалось в российском культурном и информационном пространстве. Люди смотрели российские новостные передачи, читали российские периодические издания, покупали книги российских авторов и т.
Потому что на первый взгляд это не выглядело крупной взяткой. И трансфер Крыма объяснялся логически. Во-первых, 1954 год совпал с 300-летием Переяславской рады. В 1654 году Россия и Украина объединились в одно государство. В СССР эту годовщину праздновали с размахом. А что может быть лучше, чем скрепить праздник символическим подарком? То есть в головах руководства СССР даже в страшном сне не могла возникнуть картина, что через 37 лет государство исчезнет с политической карты мира, а Крым в итоге поссорит независимые Россию и Украину. И второй логический довод для передачи Крыма — это вода. Советские власти разрабатывали план по постройке Каховского водохранилища. Оно должно было снабжать полуостров водой. Стройка была сложной и затратной.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Проверьте соответствие информации приведённым источникам и удалите или исправьте информацию, являющуюся оригинальным исследованием. В случае необходимости подтвердите информацию авторитетными источниками. В противном случае этот раздел может быть удалён. К 1989 был также прирост — почти 300 тыс.
Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью". Лучше всех исторических выкладок иллюстрируют эти слова российского Президента слезы в глазах крымской делегации. У России действительно в девяностых не было никакой возможности защитить соотечественников. Мы просто старались жить мирно со всеми соседями, в том числе и с Украиной, частью которой и стал Крым. При этом в течение двадцати с лишним лет ситуация в соседней Украине все время ухудшалась. Владимир Путин: "Понимаю, почему люди на Украине хотели перемен. За годы "самостийности", независимости, власть, что называется, их "достала", опостылела просто". Менялись президенты, премьеры, депутаты Рады, но не менялось их отношение к своей стране и к своему народу. Они "доили" Украину, дрались между собой за полномочия, активы и финансовые потоки". Путин заявил, что хорошо понимает тех, кто с мирными лозунгами вышел на Майдан, выступая против коррупции, неэффективного госуправления и бедности. По словам президента, право на мирный протест, демократические процедуры, выборы для того и существуют, чтобы менять власть, которая не устраивает людей. Но государственный переворот на Украине устроили не мирные протестующие. В результате к власти там пришли националисты. И русский язык попытались сделать едва ли не вражеским. Владимир Путин: "Первым на очереди был, конечно, Крым, русскоязычный Крым. В связи с этим жители Крыма и Севастополя обратились к России с призывом защитить их права и саму жизнь, не допустить того, что происходило, да и сейчас ещё происходит и в Киеве, и в Донецке, в Харькове, в некоторых других городах Украины. Разумеется, мы не могли не откликнуться на эту просьбу, не могли оставить Крым и его жителей в беде, иначе это было бы просто предательством". При этом Владимир Путин подчеркнул, что, несмотря на то, что Совет Федерации дал разрешение Президенту на использование вооруженных сил в Крыму, он этим правом не воспользовался. Заявив, что Россия не желает раздела соседней страны. И именно поэтому Путин обратился к украинцам. Владимир Путин: "Хочу, чтобы вы меня услышали, дорогие друзья. Не верьте тем, кто пугает вас Россией, кричит о том, что за Крымом последуют другие регионы. Мы не хотим раздела Украины, нам этого не нужно. Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским, и крымско-татарским. Повторю, он будет, как и было веками, родным домом для представителей всех живущих там народов. Но он никогда не будет бандеровским! Владимир Путин: "Мы против того, чтобы военная организация хозяйничала возле нашего забора, рядом с нашим домом или на наших исторических территориях. Вы знаете, я просто не могу себе представить, что мы будем ездить в Севастополь в гости к натовским морякам. Они, кстати говоря, в большинстве своем отличные парни, но лучше пускай они к нам приезжают в гости в Севастополь, чем мы к ним". Что же касается жителей Крыма, то из 2 миллионов 200 тысяч, русских там почти полтора миллиона, 350 тысяч украинцев, которые преимущественно считают русский язык своим родным языком, и около 300 тысяч крымских татар, значительная часть которых, как показал референдум, также ориентируются на Россию.