Учитывая, что ИГИЛ вышел из Ирака, где большинство населения шииты, так же как и в Иране, по мнению политолога, ираниста Карине Геворгян, Ирану долгое время удавалось предотвращать теракты благодаря неплохой работе агентуры. Шииты и сунниты действительно воспринимают идею власти несколько по-разному. Мир меняется: на видео ранее непримиримые сунниты из Саудовской Аравии тепло встречают шиитов из Ирана, которых ранее саудовцы эвакуировали из Судана.
Асад шиит или суннит. Почему Асада не любят в арабских странах и в целом на Ближнем Востоке
Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Второй нарратив – региональный – видит Йемен как поле противостояния между ведомым шиитами Ираном и «самопровозглашенным лидером» суннитов – Саудовской Аравией. Шииты недовольны тем, что сунниты качают их нефть, но к управлению государством не подпускают. Является ли Йемен суннитами или шиитами? Йеменцы делятся на две основные исламские религиозные группы: 65% суннитов и 35% шиитов. Главная» Новости» Хуситы в йемене новости на сегодня.
Сунниты и шииты
По некоторым оценкам, они составляют около трети преимущественно суннитского населения страны. Движение возникло еще в 1990-х годах. Свое название хуситы получили в честь самопровозглашенного имама Хусейна аль-Хуси. Однако сами мятежники называют себя "Ансар Аллах" или "Сподвижники Аллаха" — термин "хуситы" они не приемлют. Требовали предоставить большую автономию их северной провинции Саада. Со временем влияние движения "Ансар Аллах" росло, и власти Йемена стали воспринимать его как угрозу. В сентябре 2004 года лидер хуситов был убит, но это никак не сказалось на боеспособности сподвижников. Начало конфликта в Йемене Вот уже 10 лет в небольшом государстве на юге Аравийского полуострова —Йемене — продолжается гражданская война.
Предпосылки конфликта начали появляться еще в 2011 году, когда страна погрузилась во внутриполитический кризис. По крупным городам Йемена прокатились митинги, оппозиция требовала отставки властей. В ноябре 2011-го президент Йемена Али Абдалла Салех, находившийся на посту с 1978 года, подписал с оппозицией договор о передаче власти. Так, в конце февраля 2012 года прошли президентские выборы. В 2014-м срок полномочий Хади был продлен еще на один год. Между властью и оппозицией постоянно происходили вооруженные столкновения. Обострение ситуации Наиболее остро конфликт разгорелся между сторонниками президента Хади и движением "Ансар Аллах".
В августе 2014 года противостояние вылилось в жестокие вооруженные столкновения. Причиной обострения стал резкий рост цен на бензин, вызванный сокращением субсидий на нефтепродукты. В крупных регионах страны прошли массовые протесты.
Шииты кроме духовенства должны соблюдать правило такийи — сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты — шиитская секта в Йемене к ним принадлежат и хуситы — не признают такийю. Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты.
Единственное исключение — городские исмаилиты-низариты — подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире. Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона. Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй. Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси.
Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры. Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран?
Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни. Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы.
В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930—1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года — независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом. Ядром государства послужил Горный Ливан, состоявший из Земли маронитов исторически — вассального эмирата, во главе которого стоял знатнейший арабский род аш-Шейбани, тайно крестившийся, но официально считавшийся суннитским. Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами — очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат.
Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др.
По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами. Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана. Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации "Хезболла" "Партия Аллаха" , вооруженная и поддерживаемая Ираном. Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников — суннитов, христиан и Израиля — террористические действия. После создания государства Израиль 1947 и арабо-израильских войн 1947—1973 в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения. В результате в 1975—1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой "Хезболла" сражалась против христианских и суннитских ополчений. Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан. Сегодня сунниты — доминирующая группа Ливана.
Окончание гражданской войны постепенно ослабило противоборство между этноконфессиональными группами, перевело их в общественно-политическую сферу, но события последних лет в Сирии и Ираке вновь активизировали соперничество между ними. Шииты-мутавали продолжают численно расти, утверждаться в разных сферах жизни и оспаривать власть у суннитов. После Первой мировой войны Франция, устанавливая в Сирии режим подмандатной территории, натолкнулась на патриотическое сопротивление части суннитов. В противовес им французы старались опереться на христианские и шиитские этноконфессиональные группы. Часть алавитов, населявших горную область между Ливаном и низовьями реки Нахр аль-Кальб, получила территориальную автономию Государство Алавитов, L"Etat des Alaouyes ; такую же автономию французы предоставили самой восточной из горных областей, где жили друзы — Джебель-Друз. Кроме того, они вернули Турции северо-западную пограничную область Хатай как ее назвали турки с древними городами Антиохия и Александретта, хотя все вместе арабские общины в том числе сунниты, алавиты, христиане и др. Тогда же часть шиитов-мутавали переселилась в Ирак. Парадоксально, что создание политических партий формально современного типа дало новый импульс размежеванию этноконфессиональных групп. Это видно на примере эволюции партии Баас в Сирии и Ираке.
Еще около века тому назад здесь был конгломерат союзов бедуинских племен и княжеств эмиратов Пиратского Берега — буферной зоны между ваххабитской Саудовской Аравией и ибадитским хариджитским имаматом Оман и Маскатским султанатом. Установив протекторат над Маскатским султанатом и Катаром, англичане сделали своим протекторатом и группу княжеств, которую назвали Договорный Оман. Подавляющее большинство местного населения составляли арабы-сунниты; лишь на границе с горным Оманом некоторые ответвления местных племен исповедовали ибадизм да на морских берегах отдельными рыбацкими деревнями жили шииты-бахарина. Теперь те бахарина, которые имеют гражданство ОАЭ, пользуются всеми преимуществами граждан, получают образование, поступают на государственную службу и т. Но многие бахарина — иностранцы. На самом архипелаге Бахрейн шиитское большинство борется за равноправие. Оно связано с бахарина в других странах Персидского залива и с Ираном, а также с шиитским большинством арабов Ирака. На востоке Саудовской Аравии и в Кувейте шиитское меньшинство континентальные бахарина оппозиционны господствующим суннитам. Другие арабы-шииты в ОАЭ — иракцы.
Но большинство шиитов здесь — это иранцы, часть индийцев и пакистанцев. В городах они образуют общины, имеют свои школы с обучением на фарси, гуджарати и других языках , даже филиалы университетов своей родины.
Стратегия «Аль-Каиды» в Йемене сводилась к показательным террористическим акциям против объектов западных государств: посольств, жилых комплексов иностранцев, армейских контрольно-пропускных пунктов и т.
Они сопровождались активными пропагандистскими кампаниями в подконтрольных ей населенных пунктах путем обеспечения местных жителей безопасностью и снижением межклановых противоречий, медицинскими услугами и проведения в жизнь проектов социально-экономического назначения - строительство больниц, новых ирригационных систем, восстановление, электрификация и налаживание систем водоснабжения Шарджаби А. Сана, 2010, с. На юге же власть захватили полевые командиры разных группировок.
Таким образом, Йемен стал представлять собой мозаичную по интересам страну. Причем АКАП и ИГИЛ, представляющие преимущественно интересы местных суннитов, вместе с тем выступали против вмешательства США и Саудовской Аравии, а также во имя успокоения местных шиитских племен проявляли лояльность к их неприятию тех же иностранных врагов. Только «Ансар-аш-Шариа» считает, что основная угроза стабильности йеменского общества исходит от местных племен, между которыми существуют сложные отношения.
Салафиты из «Ансар-аш-Шариа» в контролируемых провинциях активно участвуют в качестве надклановой структуры в разрешении на основе шариата различных конфликтов среди племен. Всё это в итоге направлялось против высших представителей государственной власти. Таким образом, война в Йемене вылилась в межрелигиозный конфликт с вмешательством в нее суннитских и шиитских внешних политических сил, что привело к усилению влияния радикальных исламистских организаций с обеих сторон - суннитов и шиитов.
Что касается шиитов, компактно проживающих на севере и западе страны, то они также выступали против правительства президента Али Абдаллы Салеха в Сане, его коррумпированности и связей с США. Их представители потребовали автономии региона. Лидером восстания стал Хусейн Аль-Хуси был убит в том же 2004 г.
Он еще в 1994 г. После его смерти движение восставших шиитов, которое он возглавлял, стало называться хуситским. С 2009 г.
В ответ Саудовская Аравия начала открытое вмешательство в йеменский внутриконфессиональный конфликт. Хотя в 2010 г. В январе 2011 г.
В ответ, под угрожающим давлением, президент заявил о некоторых уступках: сократил количество президентских сроков до двух подряд, а сам отказался от участия в грядущих выборах. Однако правительственные репрессии стали усиливаться и 18 марта в Сане, столице страны, были убиты 52 демонстранта. Тогда было сообщено о достижении перемирия и готовности президента Салеха уйти с поста в течение 30 дней, а в течение двух месяцев после его ухода должны быть проведены новые президентские выборы.
Салех отказался подписывать согласованный сторонами документ. Манифестации возобновились с большей интенсивностью и охватили весь север страны, что привело к крупным жертвам среди сторон. При этом ранения получили сам Али Абдалла Салех, премьер-министр и спикер парламента.
Салех убежал из Йемена, а в ноябре из столицы Саудовской Аравии, в присутствии короля Абдаллы и наследного принца Наифа Аль Сауда, было объявлено от его имени о передаче власти Абд Раббо Мансуру Хади - вице-президенту Йемена. Таким образом, казалось бы, что 27 февраля 2012 г. Но его правительство в течение двух лет также оказалось неспособным провести жизненно необходимые реформы, а хуситское движение, АКАП и ИГ продолжили укреплять свои позиции в подконтрольных провинциях.
И вот уже более пяти лет продолжается хаос междоусобной войны между многочисленными политическими противниками, среди которых четко обозначаются прошиитские и просуннитские религиозные группировки, а также племенные образования.
Кто такие хуситы?
- Оппозиционеры Аравийского полуострова. Кто такие йеменские хуситы
- "Полный хаос": политолог оценил ситуацию в Йемене и возможное влияние на Казахстан
- Йемен: на пути к распаду - Иран.ру
- Это интересно:
- Шиитское движение хуситов в Йемене. Досье - ТАСС
Основные различия между суннитами и шиитами
- Кто такие хуситы в Йемене? | Интересные ответы 2024
- Корни раскола
- Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
- Похожие материалы
Кто такие йеменские хуситы и могут ли они напасть на Израиль: анализ Bloomberg
Именно столько длится там гражданская война между поддерживаемыми Ираном повстанцами — хуситами, фактически захватившими власть в стране, и сторонниками свергнутого правительства, поддерживаемыми Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами. Но если раньше йеменский конфликт оставался где-то на втором плане на фоне российско-украинского и палестинско-израильского противостояния, то нанесённый удар вывел его на первые полосы мировых СМИ, поскольку, по мнению экспертов, может спровоцировать новую большую войну на Ближнем Востоке. Они дразнят Тегеран с каждым разом всё агрессивнее, и удержаться на грани тут будет очень сложно", — считает политолог Елена Супонина. Кто такие йеменские хуситы простыми словами и какие цели они преследуют Хуситы, или организация "Ансар Аллах", что в переводе на русский означает "Партизаны Бога". От традиционных шиитов их отличает то, что, согласно их верованию, духовным лидером — то есть имамом — может быть только мусульманин из рода Али, а не любой потомок Пророка, как принято считать у шиитов.
История образования движения Организация была создана в 1994 году самопровозглашённым шейхом Хусейном аль-Хуси, в честь которого её сторонников и стали называть хуситами. Она боролась с действовавшим тогда президентом страны Али Абдаллой Салехом, обвиняя его в коррупции и дискриминации последователей зейдитского масхаба. Идеология хуситов В 2004 году Хусейн аль-Хуси объявил себя духовным лидером движения и провозгласил основные его лозунги: "Аллах велик. Смерть США.
Смерть Израилю. Проклятие иудеям и победа ислама". Он обвинил правительство в тесных связях с США и призвал к его свержению. Хуситы обвиняют власти Йемена в дискриминации шиитов-зейдитов и стремятся к возрождению зейдитского имамата, а также к предоставлению большей автономии северной провинции Саада.
В ответ на эти действия правительство Йемена обвиняет хуситов в том, что они пользуются поддержкой Ирана и стремятся расширить влияние шиизма в регионе. Хуситы выступают против Америки и Израиля и считают себя частью "оси сопротивления", возглавляемой Ираном. Состав и численность На сегодняшней день из примерно 31 миллиона человек, проживающих в Йемене, хуситы составляют около трети. На начало конфликта с правительством они мобилизовали около 100 тысяч повстанцев, противостоявших правительственным войскам Йемена 66 тысяч военнослужащих и саудовским войскам 100 тысяч военнослужащих.
Руководит движением брат его основателя Абдул-Малик аль-Хуси. Хуситы сегодня Если кто-то полагает, что йеменские повстанцы представляют собой толпу нищих оборванцев в сандалиях на босу ногу, вооружённых кривыми йеменскими кинжалами джамбо, то он глубоко заблуждается.
Со временем хуситские силы росли, и в 2015 году они заняли Сану — столицу Йемена, потребовав преобразовать его в федеративное государство с равными правами для всех общин. Эта победа стала мировой сенсацией и неприятной пощечиной для США. Потому что в Вашингтоне понимали: успехи хуситов серьезно усиливают Иран, позволяя ему контролировать стратегически важные коммуникации в Красном море. Суннитские арабские страны организовали военную коалицию под руководством Саудовской Аравии, чтобы остановить шиитское наступление.
Иностранные войска вошли на территорию Йемена, рассчитывая на быструю победу. Но неожиданно для всех завязли в кровопролитных боях с хуситами. Саудовская армия располагала новейшими американскими вооружениями, включая военные корабли, истребители, танки и ПВО. Однако хуситы успешно противопоставили этой силе тактику партизанской борьбы, широко применяя в ней оружие из Ирана. Они уничтожили несколько танков «Абрамс», сбили вертолеты «Апач», истребители F-16 и F-15, потопили пять боевых катеров. Кроме того, шиитское ополчение наносило контрудары по саудовской территории, с использованием дальнобойных ракет и беспилотных летательных аппаратов, нацеливая их на нефтеперерабатывающие заводы.
И с этим не смогли справиться даже американские комплексы «Пэтриот». Разгромить хуситов так и не удалось. После того как война затихла на фоне примирения между Саудовской Аравией и Ираном, которому в немалой степени посодействовало посредничество Китая, зейдиты стали наиболее влиятельной силой на территории Йемена и укрепились на побережье Красного моря.
Магистр 1702 Это не война между шиитами и суннитами. Местные шииты почти не отличаются от суннитов и очень хорошие люди. Тут несколько причин и агрессоров. Но началось все с провокаций бывшего президента.
Поэтому хорошо, что Аллах был на стороне Пророка и его просто выгнали из города, а в итоге он одержал победу, иначе Пророка, просто тихо прирезали и выкинули в пустыню. Грех поклонения идолам — могилам святых, очень сильно перекликается с другим главным шиитским прегрешением — их концепцией власти. Шииты считают, что всем мусульманским обществом должен править «сейд» — так называют прямых потомок Мухаммеда. Только они благодаря своему происхождению обладают достаточной квалификацией дабы вести общество в светлое будущее. В этом стремлении опять слышится безусловное желание отдать пальму первенства земному — пусть даже это и потомки Пророка, а не воле Аллаха. Вдобавок, шииты полагают что светское не следует отделять от духовного - религия должна направлять политику и жизнь общества, ибо в Коране и хадисах дано полное руководство для праведного и правильного человеческого бытия. И , хотя многим такая позиция покажется стремлением загнать людей в духовный концлагерь, на самом деле это проявление заботы о них, дабы человеки по своей лени или элементарному незнанию не впали в грех и не лишились возможности попасть в Рай. Сунниты напротив, говорят что все должно быть отдельно: задача муллы - спасать души, а халифа — халифатить, и смешивать это не следует.
Какие страны шииты и сунниты
В начале марта ему удалось сбежать в Аден, и он тут же «отменил» свою отставку, призвал к себе прежнего министра обороны Махмуда ас-Субейхи, надеясь, что тот обеспечит его безопасность и поможет восстановить контроль над страной, а также пригласил к себе послов стран Аравийского полуострова, особенно Королевства Саудовской Аравии КСА , обращаясь к ним с просьбами спасти его любыми способами. Но когда хуситы стали приближаться и к Адену, Хади вдруг очутился в столице Саудовской Аравии в традиционном бедуинском одеянии, а не в европейском костюме, который он носил в Йемене. Держась за руку саудовского принца, он «попросил» начать авиаобстрелы своей страны. Такое поведение явно показывает, чьими интересами руководствуется этот политический деятель и чьей марионеткой он станет, если вдруг вернется обратно в Йемен. Саудовская Аравия через арабского члена Совета Безопасности ООН попыталась обеспечить резолюцию, которая позволила бы ей начать военные действия против хуситов, но твердая позиция Ирана и России не позволила принять подобное решение, а СБ ограничился лишь осуждением государственного переворота хуситов и признанием того, что Хади остается единственным законным представителем власти в Йемене. Но Саудовская Аравия, вдохновленная примером своего «старшего брата» и стратегического союзника, решила создать антийеменскую коалицию из 10 стран, в которую вошли четыре союзника КСА по Совету сотрудничества государств Персидского залива — ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, а также Иордания, Марокко, Судан, Египет и Пакистан. В первом пресс-релизе, с которым выступил представитель ВС КСА, сообщается о «победоносных» авиаударах, в результате которых уничтожены средства ПВО, самолеты, ракетные установки и склады боеприпасов. Достоверность этих потерь никто подтвердить не может, но Министерство здравоохранения Йемена уже подтвердило гибель 40 мирных жителей страны в результате авианалетов. Стоит обратить внимание, что ближайший сосед Йемена Султанат Оман отказался принимать участие в этой коалиции. Очевидно, что эта страна не хочет иметь сложностей со своим соседом, даже в ущерб «аравийской солидарности».
Безусловно, суннитских государств больше, тем не менее это никак не сглаживает противоречия, так как слишком долго шла вражда, которую никто не желал останавливать. Конфликт в Сирии во многом начался по той же причине — правящее меньшинство алавиты не отражали реального социально-религиозного состава населения, поэтому среди суннитского большинства это вызывало неудовлетворённость. Нужно отметить, что алавиты являются последователями синтетической секты, которая объединяет учения христианства и исмаилитов, а также некоторых доисламских вероучений. В итоге некоторые считают, что их вообще нельзя называть мусульманами. Семья Асада является представителями именно этого ответвления ислама. Сирия в целом является многорелигиозным государством, так как здесь проживают и сунниты, и шииты, и христиане, и друзы, и множество более мелких сект. Однако, наиболее ключевым противостоянием является борьба суннитов с шиитами, так как другие группы в основном присоединялись к какой-то из сторон. Например, христиане традиционно поддерживали семью Асада и алавитов благодаря мудрой политике Хафеза аль-Асада по налаживанию отношений с ними. Численность представителей алавитского ответвления шиизма подсчитать сложно, так как в переписях населения как в Турции, так и в Сирии нет соответствующей графы а они живут именно в этих двух государствах. Местами их компактного расселения являются Латакия и Тартус. Нужно отметить, что именно на этих территориях за всё время войны правительственные войска не сдавали своих позиций. И российская военно-воздушная операция также происходила с территории этих двух мухафаз. Именно на алавитов как на опору режима полагался Асад, так как внутренние войска Сирии практически полностью состояли из этого этнического меньшинства. Стоит отметить запутанность конфессионально-этнического состава страны, так как принадлежность к определённому этносу здесь определяется как раз религией. Соответственно пересекаются две идентичности, что влияет на их значительное усиление и обострение этнических и религиозных чувств. Таким образом мы видим, что несмотря на то, что авторитаризм Асада был полностью секулярным, его опора на представителей своего этноса привела не к объединению всех групп в единую нацию, а только сильнее разобщила их. На данном этапе конфликта многие алавиты попросту устали от войны и отказываются поддерживать режим Башара Асада, поэтому дезертируют из армии. Тем не менее, дезертирство наблюдается и у других противоборствующих сил. Многовековой конфликт продолжается Многие мусульмане искренне недолюбливают алавитов, считая их ересью, а их религию — искажением истинной веры. Алавиты, в свою очередь, тоже не спешат налаживать связи с мусульманами, они скорее сближаются с христианами. Тем не менее, благодаря ряду деклараций, алавиты провозгласили себя частью шиитского ислама. При Башаре Асаде шёл процесс активного сближения Сирии с шиитским Ираном. И именно поэтому все близлежащие суннитские страны пожелали нанести какой-либо удар по этому союзу и начали спонсировать активный рост радикальных группировок на территории Сирии с тем, чтобы ещё сильнее обострить конфликт, а далее распространить его в Ирак. В настоящий момент противостояние между шиитами и суннитами приняло весьма ожесточённый вид. Шииты в основном представлены войсками Башара Асада, а также иранской военной помощью и ливанской Хезболлой. А вот сунниты есть как в составе оппозиции, так и радикальных террористических группировок. В частности, оппозиция более-менее секуляризована и нацелена на гражданские цели установления демократического правления, тогда как радикальные военизированные образования отличаются крайним исламизмом и готовностью умереть за веру и халифат. Безусловно, это и Фронт Ан-Нусра, и Исламское государство. На словах Запад поддерживает связь исключительно с секулярной оппозицией и никак не помогает исламистам, в то же время с точки зрения подавления режима Асада эффективнее, чтобы сторон конфликта было как можно больше. Война между суннитами и шиитами продолжается с самого момента раскола ислама в восьмом веке. И особо агрессивную позицию в ней занимают сунниты, которые часто не признают шиитов за мусульман в принципе. Исламское государство — это пример радикального суннизма, цель которого состоит в создании халифата, в отличии от Аль-Каиды, которая боролась с мировым и региональным доминированием сначала СССР, а потом США. Причина такой разницы в том, что ИГИЛ — это новое поколение радикалов, которые руководствуются уже не чисто негативными целями, как то: освободиться от гнёта сверхдержав, а их интересует создание истинного мусульманского государства от Испании до Китая. Следовательно, их социальная база больше, так как джихад является правоверным действием для любого мусульманина. Вернёмся к шиитам и суннитам. Такая же непростая история взаимоотношений была и в Ираке, так как там первым, кто начал гонения на шиитов, был Саддам Хусейн. И всё бы ничего, но после падения его режима уже некому было сдерживать глубоко засевшие противоречия между религиозными конфессиями. Точно так же себя вели и западные страны — играли на религиозных противоречиях в своих целях. Так Великобритания предпочитала отдавать власть в своих колониях большим суннитским кланам, тогда как шииты оказывались на периферии политической жизни, из-за чего регулярно вспыхивали восстания. А вот Соединённые Штаты наоборот — привели ко власти в Ираке шиитское большинство, после чего оставили правительство страны самостоятельно бороться с недовольством правящих в прошлом кланов. Не мудрено, что новый премьер-министр страны Нури аль-Малики начал, в свою очередь, проводить антисуннитскую политику. В частности, сунниты лишились высоких постов в армии, что забрало у них мощный рычаг влияния. В результате часть населения Ирака теперь очень даже приветствует ИГИЛ, считая их лучшей альтернативой государству, которое их всячески притесняет. Такие процессы свидетельствуют о том, что новое правительство не в состоянии инициировать национальное примирение и желает исключительно отомстить бывшей элите. Распространение шиитов по Ближнему Востоку Нужно сказать, что сейчас Ирак и Иран выступают защитниками шиитов по всему миру. В частности, в Ираке находится огромное количество шиитских святых мест, куда отправляются паломники со всего мира. Например, Кербеле, где находится гробница имама Хусейна внука Мухаммеда. Следовательно, эти памятники сейчас под угрозой разрушения из-за прихода ИГИЛ. Это вызывает у Ирана желание всячески помогать в борьбе против Исламского государства, чтобы защитить святые места. Ливанская Хезболла, состоящая из шиитов, также пообещала сделать всё для защиты святынь — вплоть до активного уничтожения суннитов.
Основные этапы конфликта в Йемене В 2011 г. При этом они начали вооруженную борьбу как против правительственных войск, так и других группировок - сторонников движения "Аль-Ислах", бойцов влиятельной в Йемене конфедерации племен хашед, боевиков террористической сети "Аль-Каида на Аравийском полуострове" и связанной с ней группировки "Ансар аш-Шариа". В августе 2014 г. Они выступали против объявленного властями сокращения субсидий на нефтепродукты, вызвавшего резкий рост цен на бензин. К середине сентября 2014 г. Пост премьер-министра был предложен Ахмеду Аваду бен Мубараку, однако он отказался возглавить правительство из-за угроз со стороны лидера хуситов Абдель Малика аль-Хуси. В декабре 2014 г. Они взяли под контроль большую часть города Архаб 60 км к северу от Саны , а также здания государственной нефтяной компании "Сафер петролеум" и государственной газеты "Ас-Саура" в Сане. В начале января 2015 г. При этом разделении хуситы лишаются стратегически важного для них портового города Ходейда. Недовольство проектом конституции подтолкнуло хуситов оказать силовое воздействие на власти страны.
Племя хуситов араб. В основном они расположены в Амране и Сааде. Что говорят хуситы? Лозунг движения хуситов официально называемого Ансар Аллах , политического и религиозного движения и повстанческой группы в Йемене, гласит: «Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа Ислам» в арабском тексте.
Шиитское содружество народов
Мир меняется: на видео ранее непримиримые сунниты из Саудовской Аравии тепло встречают шиитов из Ирана, которых ранее саудовцы эвакуировали из Судана. Шииты из племени Аль-Хуси, понимая, что сунниты готовятся вести боевые действия против них, блокировали Дамадж и начали его ракетно-артиллерийский обстрел. Первыми это поняли в Иране, тамошние аятоллы серьёзно занялись идеями сейида Хусейна, найдя в них универсальную формулу примирения шиитов и суннитов, наглядно работающую в Йемене и Омане. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Потому что симпатии многих суннитов Йемена были на стороне террористов, а, в свою очередь, йеменских суннитов активно поддерживал суннитский режим Саудовской Аравии – важнейший союзник Штатов на Аравийском полуострове. 50% – шииты-зейдиты (особенно многочисленны в горной части страны – Джебеле, мухафазах Саада, Сана); ок. 49% – сунниты-шафииты (многочисленны в мухафазах Ходейда, Таиз, прибрежной части страны).
Кто такие йеменские хуситы и могут ли они напасть на Израиль: анализ Bloomberg
Шииты в Йемене проживают в основном на севере, их число составляет от 14 до 17 млн человек по всей стране. Ранее о повреждении гражданского судна у берегов Йемена сообщал Центр координации морских торговых перевозок при ВМС Великобритании (UKMTO). Между суннитами и шиитами вспыхнуло вооруженное противостояние, которое эхом отзывается и в других странах региона, в частности, в Йемене, где вспыхнул шиитский мятеж, быстро подавленный при помощи войск Саудовской Аравии.
Сунниты и шииты
Для недопущения независимости Йемена Эр-Рияд и Вашингтон культивировали экстремистские движения с надеждой на создание обстановки враждебности между шиитами и суннитами в этой стране. Хуситами называют движение мусульман-шиитов, действующее в основном на территории Йемена. Более 40 человек были убиты в ходе столкновений между исламистами-суннитами и боевиками-шиитами в Йемене. Шииты в Йемене проживают в основном на севере, их число составляет от 14 до 17 млн человек по всей стране. К примеру, деление на суннитов и шиитов, происходит не столько по историческим причинам, сколько по главному принципу устройства общества. В Йемене в результате вооруженных столкновений между сепаратистами шиитского движения «Хуси» и местным суннитским племенем «Хашид» погибли по меньшей мере 60 человек.
Сунниты и шииты жили в Сирии мирно, но только до тех пор, пока там не появились США
Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными. В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов. С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию. Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей.
Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города. Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане. Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными. Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались. Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту.
По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами. Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана. Как и друзы, они создали собственные политические и прочие организации; особенно активно действовала радикальная шиитская организации «Хезболла» «Партия Аллаха» , вооруженная и поддерживаемая Ираном. Подобно некоторым другим арабским боевым организациям, она применяла против своих противников — суннитов, христиан и Израиля — террористические действия. После создания государства Израиль 1947 и арабо-израильских войн 1947—1973 в Ливан хлынули палестинские беженцы, в большинстве сунниты, ставшие здесь численно значительной и политически влиятельной частью населения. В результате в 1975—1990 годах Ливан потрясла гражданская война, в которой «Хезболла» сражалась против христианских и суннитских ополчений. Сунниты оставались относительным большинством, но среди них общесирийский патриотизм и политическая ориентация на Сирию сменилась на дистанцирование от сирийских властей, которых они считали покровителями шиитов и христиан. Сегодня сунниты — доминирующая группа Ливана. Окончание гражданской войны постепенно ослабило противоборство между этноконфессиональными группами, перевело их в общественно-политическую сферу, но события последних лет в Сирии и Ираке вновь активизировали соперничество между ними.
Неужели из-за этого столько крови? Насколько важна в сирийском конфликте религиозная составляющая? Есть такое правило: если ваши враги сильны, то их нужно разделить. В арабском мире нет лучшего способа, чем разделение на религиозной почве.
Например, в Ираке много шиитов и много суннитов. До того, как туда влезла Америка, никто не говорил о разночтениях. Люди жили мирно, независимо от того, кто как молится или одевается. Разделение на шиитов и суннитов — искусственный процесс.
Постарались американское ЦРУ и "израильский" "Моссад". Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты.
С начала войны в секторе Газа хуситы атаковали или угрожали более чем 100 торговым или военным судам в Красном море или Аденском заливе, утверждает CBS. После нападения 7 октября 2023 года группировки ХАМАС на Израиль йеменские мятежники-хуситы, которые в настоящее время контролируют существенную часть Йемена, включая столицу Сану, а также некоторые северные и западные территории страны близ Саудовской Аравии, стали обстреливать суда в Красном море.
Что происходит в Йемене С 2014 года в Йемене длится гражданская война. Часть страны контролируют повстанцы-хуситы, а часть — правительственные войска. В гражданской войне в Йемене участвует коалиция арабских государств во главе с Саудовской Аравией. Они поддерживают международно признанное правительство страны с 2015 года. В феврале 2020 года военно-политические источники "Известий" отмечали рост боевых возможностей хуситов. В январе 2022 года хуситы выпустили баллистические ракеты по военной базе Эд-Дафра в Абу-Даби и запустили беспилотники по целям в Дубае, в населенный пункт Шарура и другие в Саудовской Аравии, сообщает "Коммерсант". После атаки в ОАЭ погибли три человека, еще шестеро получили ранения, пишет "Интерфакс".
Какие страны шииты и сунниты
Более 40 человек были убиты в ходе столкновений между исламистами-суннитами и боевиками-шиитами в Йемене. Мир меняется: на видео ранее непримиримые сунниты из Саудовской Аравии тепло встречают шиитов из Ирана, которых ранее саудовцы эвакуировали из Судана. Шииты более-менее компактно проживают на севере Йемена, в их среде вызрела секта хуситов (по названию самого могущественного там клана Хуси) — более радикальных шиитов, официально именуемых движением «Ансар Аллах». Второй нарратив – региональный – видит Йемен как поле противостояния между ведомым шиитами Ираном и «самопровозглашенным лидером» суннитов – Саудовской Аравией.