В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало.
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Особую благодарность Совет ветеранов выражает ученикам миасской гимназии № 26 и школы № 30 за замечательные подарки, которые они сделали своими руками для жителей блокадного Ленинграда. Особую благодарность Совет ветеранов выражает ученикам миасской гимназии № 26 и школы № 30 за замечательные подарки, которые они сделали своими руками для жителей блокадного Ленинграда. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №.
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. Оказалось, что городское руководство взвалило на плечи оставшихся в блокадном Ленинграде родителей плату за содержание их эвакуированных детей на так называемой Большой земле. Таким образом, впериод войны и блокады из Ленинграда эвакуировалось 1 814 151человек, в том числе: в первый период, включая плановую эвакуацию до блокады — 774876 чел., во второй — 590581 чел., в третий — 448694 чел. В многочисленных воспоминаниях бывших блокадных детей и их родителей проблема софинансирования эвакуации не поднимается.
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
На сегодняшний день сверка показала, что из собранных за два года в регионах более 472 тысяч записей из архивных документов, 445 тысяч записей — это новая информация, которой ранее не было ни в одном открытом источнике. Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году. Но уже сегодня у многих семей блокадников появилась новая возможность уточнить судьбу своих родственников, которые считались пропавшими без вести, узнать, был ли человек эвакуирован и куда именно, пережил ли эвакуацию и в каком регионе следует искать дополнительные сведения о его судьбе. Для этого достаточно ввести в строке поиска на главной странице имя своего родственника, — все документы и данные уже обработаны и загружены.
Другие новости 26.
Мга, 8 сентября 1941 года заняли Шлиссельбург Петрокрепость и отрезали Ленинград от остальной страны с суши. Согласно «Военной энциклопедии», в подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября отмечалось: «…б сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму.
Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии». Для осуществления этого плана противник не жалел ни сил, ни вооружения: по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 зажигательных и фугасных бомб. Жители города оказались в тяжелейших условиях.
Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ».
Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин. Место съемки: г.
Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д. Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны. Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни».
Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период. Справлялись с этим разными методами: грузили машины не полностью, заливали ограниченное количество топлива только на дорогу в один конец , соблюдались жесткие правила следования колонн автомобилей с дистанцией в 100 метров и запрет на остановку, если другая машина из колонны начинала тонуть. Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Объездной мост на Ледовой трассе. Из коллекции Военно-медицинского музея Одна из таких «полуторок», которые снабжали блокированный Ленинград продовольствием и эвакуировали людей, находится сейчас в Военно-медицинском музее. Она проходит этап реставрации и скоро станет частью Музея блокадной медицины.
В том случае, когда для эвакуационных целей привлекался порожняк автомобильного транспорта подвоза, кузов застилался толстым слоем соломы, сена или же ветвями сосны, ели, а поверх этой подстилки набрасывались плащ-накидки, затем размещались раненые, укутанные в теплые одеяла и снабженные химическими грелками. Замыкал такую колонну санитарный автомобиль с сопровождающим медицинским персоналом, который доставлял обратно одеяла для их повторного использования.
За этими числами скрываются в первую очередь люди, совершавшие подвиги и не знавшие страха. Сложнейшее для страны время требовало самоотверженного труда на общее благо и беспримерного героизма, который, как показала история, стал в нашей стране повсеместным - и особенно сконцентрировался в пределах 30 километров ледовой дороги. В экстренном порядке и под героическим руководством военного инженера Бориса Якубовского было организовано двухполосное движение - для него же составили отдельный список правил безопасного перемещения. Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь.
Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу.
Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули
Лишь длительная работа в архивах поможет в той или иной степени установить истину. В том числе там оставались эвакуированные ясли, которые власти не могли или не хотели переместить в дальние колхозы. Педагог А. Смирнова описала первую пережитую ею бомбардировку в Окуловском районе: «Однажды ночью немцы не пролетели мимо Боровёнки. Очень близко, почти рядом, раздался оглушительный взрыв. Наше двухэтажное деревянное здание качнулось. Дети проснулись, закричали.
Старшие дети, жившие на втором этаже, кинулись к выходу, стали скатываться вниз по лестнице… Дождавшись утра, наша заведующая пошла на станцию узнать, что фашисты бомбили, как далеко или близко от станции и нашего дома. Вернувшись, она сказала, что недалеко от станции есть небольшая речка и через неё — железнодорожный мост. Вот его-то фашисты бомбили уже не в первый раз. Самолеты противника выслеживали не только эшелоны, но и убивали пытавшихся спрятаться в лесу. Из дневника А. Мироновой: «2 августа.
Как страшно за детей! Их 4000 человек. Мы можем ехать только ночью. Вишеру, Окуловку. Днем дети сидят в лесу, уводим из состава. Старшие понимают опасность.
Проскочили ряд станций. У Вишеры появились стервятники, звери фашистские, несколько бомб было брошено в лес, из пулемета расстреляли наш состав — 20 вагонов.
Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.
Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода.
Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении. Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны. Германия потеряла к этому времени безвозвратно менее 10 процентов от солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Основная часть довоенного офицерского корпуса или, как тогда говорили, командиров также ушла в потери. Естественно, что набранные резервисты в смысле подготовки уступали немецкой армии.
Поэтому прорыв получился лишь у 2-й ударной армии, сравнительно далекой от Ленинграда.
Как проверяли эти данные — мне не понятно, но все сходится к тому, что верили на слово. В итоге такие единовременные выплаты в регионе составили колоссальную сумму — 230 миллионов рублей за весь военный период. И это было все заложено в смету! Здесь же вспоминается сразу облигации госзайма, 12-ти часовой рабочий день, сбор теплых вещей.
Огромная работа экономики и экономистов в военное время! Для эвакуированных детей и подростков в Ярославской области организовывали не только школьное, но и профессиональное обучение. Было создано 38 заведений, где эвакуированные могли осваивать азы рабочих профессий, получали швейные, слесарные, столярные навыки. Преподаватели и воспитатели, как правило, были ленинградцами, но здесь, в нашем регионе органы власти — гороно, районо — проверяли, надлежащий ли уход обеспечен за детьми, справляются ли они со своими воспитанниками. Могли также быть выделены воспитатели и наставники уже из числа ярославцев либо в усиление, либо на замену.
Город и край увеличился, но увеличился и промышленными предприятиями, театрами. Так Ярославский край получил интеллигенцию техническую, кадровую, которые тоже сыграли свою роль в развитии нашей области. Память народная и личная Почему немало эвакуированных остались жить здесь и после снятия блокады, и после Великой Победы? Причин несколько, но главная — возвращаться было некуда, дома разрушены, квартиры заселены новыми жильцами, все родственники погибли или эвакуированы. Но случались и чудеса: так, наша семья в эвакуацию отправилась одна.
В эшелоне встретили соседей по квартире. Потом поселились рядом уже здесь в области. Вместе живы остались. После освобождения Ленинграда они вернулись. А мы решили остаться.
До сих пор ездим друг к другу в гости, как к самым родным. Не возвращались в Ленинград в основном потому, что для многих ассоциация « Ленинград — это голод» была очень сильной, проникла в сознание слишком глубоко. После всего пережитого многие не верили, что там будет хорошо. Порция хлеба составляла 125 граммов, а в Ярославской области тоже не было его много, но тогда казалось, что здесь хлеба достаточно... Ярославские зенитчицы подкармливали голодных детей консервами из своих пайков.
Участники круглого стола вспоминали своих родственников, перешивших блокаду Ленинграда — и вновь сошлись во мнении, что подобные события не должны стираться из памяти, а наоборот, обрастать документами, историческими подробностями — чтобы ничего похожего в хронике человеческой цивилизации больше не повторилось. Огромное эмоциональное потрясение — это выцветшие документы. Смотришь карточку — фото ребенка, мать умерла в блокаду, про отца ничего не известно. А потом сопоставляешь разные документы и обнаруживаешь, что отец этого ребенка еще ранее погиб на фронте, но семья об этом так и не узнала, погибла. У нас в архиве работает сотрудник — Нина Неизвестная.
Ее привезли очень маленьким ребенком. Она не могла назвать имена родителей, фамилию. Ее сотрудники архива удочерили.
Если ранее предполагалось, что часть детей из Горячего Ключа эвакуировали в Киргизию, а ребят из списка — в Понежукай и оттуда в Старокорсунскую, то оказалось, что маленькая Тоня осталась в Горячем Ключе. Возможно, сначала ее приютили местные жители. Затем Тоню отправили в городской дом малютки. В школу она пошла в Горячем Ключе и проучилась до 1953 года. Это было самое яркое воспоминание Тони. И она ее нашла!
И отыскала отца малышки! Александрова Тоня с сыном Алешей Фото: Из личного архива Антонины Александровой Как выяснилось, он давно, но безуспешно разыскивал дочь. В 1947 году отец Тони повторно женился. У него родилась еще одна девочка, которую Александр Александров назвал Антониной в честь старшей дочери. Но благодаря неравнодушной жительнице Горячего Ключа, имя и фамилия которой, к сожалению, не сохранились, удалось вернуть Тоню в семью. Отец приехал в Горячий Ключ и забрал дочь в Ленинград. Антонина Александрова прожила долгую жизнь, родила сына. По воспоминаниям племянницы, тетя была до последних дней активной и бодрой. Но о блокадном детстве рассказывать не любила, предпочитая радоваться каждому дню послевоенной мирной жизни.
Ищет музей, ищут соцсети Юлия Лысенко пыталась проследить и судьбы ребят-ленинградцев, которых из Горячего Ключа увезли в Киргизию. По рукописным воспоминаниям жителей, хранящимся в музее, удалось даже составить карту их пути, который пролегал через Туапсе, Сухум, Тбилиси, Баку, Алят, Красноводск, Ташкент до Киргизии. Мы связались с ним. И он поделился историей. А потом — в Киргизию, в Покровский детский дом. На тот момент ей было 8 лет. Таким образом, мы смогли проследить судьбу еще одного ребенка. Всю жизнь она проработала фельдшером. Сейчас бывшей блокаднице Ленинграда 85 лет, она живет в Подмосковье.
У Мери была младшая сестра, Сильва. Они разлучились в блокадном Ленинграде. Женщина ничего не знает о судьбе младшей сестры, но до сих пор не теряет надежды ее найти.
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
На сегодняшний день сверка показала, что из собранных за два года в регионах более 472 тысяч записей из архивных документов, 445 тысяч записей — это новая информация, которой ранее не было ни в одном открытом источнике. Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году. Но уже сегодня у многих семей блокадников появилась новая возможность уточнить судьбу своих родственников, которые считались пропавшими без вести, узнать, был ли человек эвакуирован и куда именно, пережил ли эвакуацию и в каком регионе следует искать дополнительные сведения о его судьбе. Для этого достаточно ввести в строке поиска на главной странице имя своего родственника, — все документы и данные уже обработаны и загружены. Другие новости 26.
Напомню вам, что блокада продолжалась не месяц и не два, а более двух лет — неужели за это время нельзя было эвакуировать всех, кто не занимался в городе чем-то жизненно важным для военного дела? Можно возразить, что пропускной способности "дороги жизни" не хватило бы на всех желающих покинуть город — но тогда каким образом пределы осаждённого Ленинграда покидали сотни единиц произведённой военной техники и миллионы снарядов?
Второй и тоже очень важный вопрос — а почему в блокадном городе, который согласно советской версии, был полностью отрезан от снабжения и получал только немного муки и других простейших продуктов по "дороге жизни", так неплохо питались и ни в чём себе не отказывали партийные чиновники? Историк Никта Ломагин написал книгу "Неизвестная блокада", в которой приводит цитаты из дневника инструктора отдела кадров горкома ВКПб Николая Рибковского, сделанную 9 декабря 1941 года:"С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак — макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой. А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам.
То есть, в блокадном Ленинграде функционировал ресторан. В пищеблок Смольного входило несколько столовых и буфетов, которые и во времена блокады снабжались более чем неплохо. Столовые были разного уровня — в том числе была правительственная столовая "высшего разряда обслуживания", в которой было абсолютно всё, как в Кремле — фрукты, овощи, икра, пирожные, молоко и молочные продукты, торты, батоны, булочки и шоколад. А ещё в Смольном в блокаду круглые сутки было электричество, функционировала канализация, была вода и даже работал парикмахер и мастер по маникюру. Что же получается?
Мы вообще не понимали, зачем их мыть. Они довольно аккуратно одеты были, красиво. Наши, значит, — иногда подметка подвязана проволокой, потому что уже дошедшие были, через робу проглядывало грязное тело». Достояние культуры в буквальном смысле прибыло в Свердловск из Ленинграда — два эшелона, груженые ящиками с произведениями искусства. В них почти полторы тысячи шедевров мировой живописи, скульптуры, предметы быта, рукописи Ломоносова, Пушкина.
Коллекция Эрмитажа была настолько велика, что в Свердловске ее пришлось разместить сразу в трех зданиях. Главным хранилищем стала картинная галерея в центре города. Юлия Сирина, заместитель директора по выставкам и развитию Музея изобразительных искусств Екатеринбурга: «Несущие балки были укреплены, чтобы выдержали перекрытия тот груз, который привезли». О том, что на Средний Урал перевезли реликвии Эрмитажа, в Свердловске тогда мало кто знал. Экспонаты были спрятаны в ящики, около них велось круглосуточное дежурство. Сразу после войны произведения искусства отправили обратно в Северную столицу. Около 300 экспонатов позже были переданы в дар свердловской галерее, сейчас коллекция открыта для посетителей. Хранят в Екатеринбурге и традиции Эрмитажа. Юлия Сирина, заместитель директора по выставкам и развитию Музея изобразительных искусств Екатеринбурга: «В нашем музее была организована и проведена реставрационная подготовка, постоянно оказывались консультационные услуги по хранению художественных произведений. Для нас это тоже было важно».
Ключевые слова: Санкт-Петербург , Ярославская область , сотрудничество , Великая Отечественная война , блокада Ленинграда , эвакуация 16 июня 2023 г. Документ подписали Губернатор Санкт-Петербурга А. Беглов и Губернатор Ярославской области М. Соглашение предполагает создание межрегионального мемориального электронного проекта, способного пролить свет на неизвестные факты об эвакуации ленинградцев и их возвращении в свой город.
Ладожское озеро
- Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
- Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости
- Прокладывая жизнеутверждающий маршрут
- Просмотр трансляции
- Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР - Республиканский Музей Боевой Славы
- Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения | До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости | Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. |
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения | На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21]. |
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР | Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. |
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал | Блокада Ленинграда длилась 872 дня. |