Академия наук 13 Васильевский остров 51 наука и образование 116 открыты 376 Правление Екатерины I 13. Здание Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге. К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук».
Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок. Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии. Его отец прибыл в Россию во времена царя Алексея Михайловича и стал организатором Аптекарского приказа. Сам Лаврентий Лаврентьевич родился в России, иностранцем его не считали. Ученые и сановники собрались в одном из самых роскошных зданий Петербурга — в бывшем дворце опального вице-канцлера барона Петра Шафирова.
Присутствие императрицы и самых влиятельных вельмож подчеркивало высокий статус научного собрания. В первые годы существования академия состояла из трех «классов» — физического, математического и гуманитарного, в каждом из которых работало несколько кафедр.
Проект учреждения АН был издан как приложение к указу Сената от 28 января 8 февраля 1724 г. Подчинённость издания в качестве приложения и статус незавершённости проект не позволяют считать этот документ имеющим законную силу уставом, хотя именно так его воспринимали современники. Академию возглавлял президент, назначавшийся императором. Объединяла 3 класса отделения : математики, физики и гуманитарный. Предложенный Петром I состав классов в целом ориентировался на европейские академии, но имел и свои отличия, вызванные, во-первых, тем, что АН возникла на определённом этапе развития научного знания, когда ряд дисциплин уже обрели самостоятельность например, физика , а во-вторых, тем, что она создавалась под конкретные государственные нужды. В состав АН входили ординарные академики и адъюнкты. Начиная с 1720-х гг.
АН регулярно организовывала академические экспедиции. В 1735—1736 гг. В 1759 г. Делиль , математика Л. Эйлер , древняя история Причерноморья, восточные языки Г. Байер , русская история, палеография, архивное дело и публикация исторических источников Г. Миллер , естественная история И. Гмелин , С. Крашенинников , И. Лепёхин , П.
Паллас , Г. Стеллер , кавказоведение И. Гильденштедт , физика, изучение свойств электричества, физическая химия Г. Крафт, М. Ломоносов , Г. Рихман , русистика В. Адодуров , М. Ломоносов, В. Тредиаковский , минералогия В. Севергин , химия Я.
В 1803 г. В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы. По Уставу 1836 г. В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский , В. Буняковский , П. Чебышёв , А. Марков , А.
Ляпунов , физики В.
В другом ныне не существующем академическом здании находился зал «конференции» ученого совета академии, ее архив и типография. По проекту, разработанному при Петре, были также основаны при Академии университет и гимназия, которые вначале влачили жалкое существование, не имея даже собственного помещения. Но там все же воспитывались, преодолевая все трудности, первые русские студенты.
Первым президентом Академии наук был назначен медик Лаврентий Блюментрост, а в 1746 году состоялось назначение первого русского президента Академии, им стал граф К. Президентами Академии были писатели, государственные деятели, литераторы, географы, геологи, физики, химики, математики. Вся документация АН велась сначала на латыни, а потом на немецком и французском языках. Процесс перехода на русский язык был длительным, а начат он был академиком М.
Ломоносовым, который в 1746 году первым стал читать лекции русским студентам на русском языке. Академик Михаил Ломоносов стал первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение. Он обогатил науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёс вклад в языкознание. Много времени Ломоносов потратил на перевод на русский язык учебников по физике и химии.
Зачем нужна РАН
- Российская академия наук. Досье - ТАСС
- Петербургская академия наук
- Российская академия наук: От мечты Петра Великого до открытий вселенского масштаба | МИР 24 | Дзен
- Содержание
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки
В честь этого Екатерина I устроил а торжест венный прием академикам в доме барона Петра Шафирова на Петербургской стороне. Шафиров ранее был обвинен в казнокрадстве, лишен чинов, титулов, имущества и был отправлен в ссылку в Нижний Новгород, но после стал президентом Коммерц-коллегии. В конфискованном доме разместились его книги и старые рукописи — основа академического книжного собрания. Куба и США 7 января 1959 года Вашингтон признал правительство Фиделя Кастро, впрочем, отношения меж ду двумя странами не наладились. В 1960-м Дуайт Эйзенхауэр подписа л закон о приост ановке закупок кубинского сахара, после США ввели режим эмбарго и разорвали с островом дипломатические отношения. Жан Бернар Леон Фуко взял пятикилограммовый латунный шар и подвесил его к потолку на двухметровой стальной проволоке. Ученый зафиксировал, что плоскость качания шара поворачивалась, хотя никаких причин для подобного поведения у маятника не было. Через месяц физик продемонстрировал маятник в Парижской обсерватории.
Официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 года. Она была сформирована по образцу западноевропейских академий и первоначально делилась на три класса отделения : — математика, астрономия с географией и навигацией, механика; — физика, анатомия, химия, ботаника; — красноречие, древности, история, право. Штат Академии наук состоял из 11 профессоров и нескольких адъюнктов. Ломоносовым в 1748 году , анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Регламент Академии был утверждён в 1747 году. Первым президентом назначен Л.
Бутлеров создал теорию химического строения. Выдающийся вклад внёс А. Попов в изобретение радио в конце XIX века. Россия дала миру таких биологов, как Д. Ивановский — первооткрыватель вирусов , И. Мечников — один из первых нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета, И. Павлов — также нобелевский лауреат, открывший условные рефлексы — основу сознания. После Октябрьской революции 1917 года при активном участии Академии развернулись исследования Курской магнитной аномалии и минеральных ресурсов Кольского полуострова. Параллельно, под руководством академика Г. Забота о развитии науки всегда была одним из приоритетов Советского правительства, что создавало условия для появления крупных достижений советских учёных в разных областях. В конце 1920-х гг. Семёнов создал теорию разветвлённых цепных реакций. В предвоенные годы П. Черенков открыл, а И. Тамм и И. Франк теоретически объяснили эффект излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающей фазовую скорость света в среде. В 1950-е Н. Басов и A. Прохоров создали ряд типов лазеров. Перечисленные открытия были отмечены Нобелевскими премиями. Запуск в 1957 году первого искусственного спутника Земли и полёт в космос Ю. Гагарина 1961 год стали возможными благодаря научным коллективам, возглавляемым С. Ряд математических проблем теории вероятностей и функционального анализа был решён в трудах академика А. Нобелевской премии удостоился Л. Канторович за работы по математической экономике. В 1950—1970-х годах биологи АН СССР создали антиполиомиелитную вакцину , а затем соучаствовали в иммунизации населения Земли против оспы. Заметными были и успехи в гуманитарных науках — так, огромная работа по изучению языков народов России и мира проведена академиками-филологами В.
Кроме того, запланированы показы научного кино. Стоит отметить, что более 1,5 тысячи ученых в День российской науки примут участие в проекте "Ученые — в школы" и прочитают лекции в школах по всей России. Также в третье десятилетие науки и технологий специально для классных часов были разработаны сценарии и методические материалы. Школы проведут викторины, командные и образовательные игры, а также различные практикумы и тематические уроки. Кстати, в этом году 8 февраля празднуется не только День российской науки, но и 190-летие со дня рождения выдающегося русского ученого Дмитрия Менделеева. В честь этой круглой даты пройдут различные юбилейные мероприятия как в павильоне "Десятилетия науки и технологий", так и во многих уголках нашей страны. Подробнее о праздновании Дня российской науки в России можно прочитать на сайте "Наука. А по этой ссылке доступна полная программа мероприятий в регионах. Куда сходить на День российской науки в Москве К примеру, на ВДНХ в честь Дня российской науки пройдут экскурсии, лектории, мастер-классы полную программу можно посмотреть по этой ссылке. Так, 8 февраля в 14:15, 16:15 и 18:15 в павильоне "АТОМ" пройдут бесплатные тематические экскурсии "Физика магии". Они позволят детям познать природу различных процессов, а взрослым — вспомнить основы физики и химии. С 8 по 15 февраля в кинозале Музея космонавтики будет проходить лекторий "Наукой и космосом едины". В течение недели ученые и популяризаторы науки расскажут гостям о том, как их деятельность помогает развивать российскую космическую отрасль, чем живет современная наука, какие задачи перед ней стоят. Вход по билетам. Подробности обо всех мероприятиях опубликованы на официальном сайте музея. Она полностью оснащена новейшим оборудованием, разработанным и серийно выпускаемым в России. Лаборатория будет работать до конца февраля. Рисование иероглифов". Посетитель выставки выбирает иероглиф — каждый иероглиф означает пожелание список иероглифов в приложении. Затем модератор либо сам изображает иероглиф специально для посетителя, либо по желанию участника проводит для него мастер-класс по каллиграфии. Регистрация доступна по ссылке.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Отдельно выделены краткие биографические справки об ученых. Статьи, представленные на портале, позволят узнать и оценить вклад Российской академии наук в развитие научного знания и технологий в общемировом масштабе. Техника и технические науки.
Байер и другие.
Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии. Позднее из бывшей Синодальной типографии в Академическую типографию была передана часть оборудования — «два стана и шрифты — русской гражданской печати, немецкий и латинский» и часть персонала.
С его именем связана одна музыкальная легенда. Якобы именно он заказал великому композитору Иоганну Себастьяну Баху написать произведения для клавира, ставшие знаменитыми под названием «Вариации Гольдберга». При третьем президенте Академии 1734 г -1740 гг.
Иоганне Альбрехте фон Корфе были учреждены первые академические объединения - Математическая конференция и Географический департамент, появился институт иностранных членов Академии. По его распоряжению была опубликована «Ода на взятие Хотина» Михаила Ломоносова. Четвертый руководитель Академии 1740 — 1741 гг.
Она была государственным учреждением; её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своём составе университет и гимназию. Пётр позволил обучаться в Академии всем желающим и способным, независимо от знатности происхождения их рода. Первым домом для Российской академии наук, называвшейся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 году сначала для экспонатов музея, а затем для Академии наук и её библиотеки. Вы можете совершить виртуальное путешествие в Музей антропологии и этнографии им. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть её двери для посетителей.
По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением: ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию.
Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г.
Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук». Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени.
Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста.
Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств. Академия состояла из трёх «классов». В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой.
Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики. Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем.
С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры.
Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера.
С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки.
В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов.
Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране.
При его активном участии в 1755 г.
300 лет служения человечеству
Ее первым президентом стала Екатерина Романовна Дашкова, а главным трудом - первый толковый словарь русского языка. Работа над шеститомным изданием шла 11 лет. Словарный материал собирали, можно сказать, "всем миром". На одном из заседаний - обсуждался проект издания - Дашкова спросила "государственных мужей" - и в частности Гаврилу Державина: а почему слово "ёлка" у нас пишется как "iолка". Почему нужно один звук изображать двумя буквами? Не лучше ли ввести новую букву - Ё?.. Научный авторитет Екатерины Романовны был столь высок, что возразивших не нашлось. Для первого словаря Дашкова не только собрала более 700 слов, но и многим из них дала толкование.. Можно было только век написать как нормальный человек, и все бы были рады... Остальные ответы.
Ко всему этому присоединялись проекты заданий для коллегии: улучшения внутренней навигации, судоходства по Днепру, изготовки измерительных приборов для инженеров [25].
Эта грандиозная программа сочетания научной работы с проблемами промышленного и торгового развития в одном учреждении, в которой мы встречаем и многие из проектов Лейбница о берлинском обществе науки, не могла не произвести впечатления на Петра. Программа открывала перед иностранцами широкие возможности использования отсталой страны. Грандиозность проекта делала его осуществление сомнительным. И возможно, что под влиянием возражений и сомнений Петра, Лейбниц стал высказываться за постепенность в деле осуществления. После нового их свидания Лейбниц уже прямо писал о создании Академии наук и рекомендовал для начала озаботиться организацией библиотеки и кабинета редкостей [26]. Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца.
Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы. А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может. И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели.
И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего. Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра.
Он не только царь, полководец и администратор. Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В. Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было. Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было.
А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный. Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи. Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем.
Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г. Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря. Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук.
К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту. Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г. Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39]. Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты.
В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны. Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью. Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками. На это Петр прямо ответил, что на Академию будут возложены не только ученые, но и учебные функции. Академия должна быть подобна парижской, но с указанным отличием. Отметим, однако, и другое отличие, больше сближавшее нашу Академию с Берлинским обществом наук.
Учреждалось 3 класса: 1 математический, 2 физический, 3 гуманитарный. Таким образом здесь было место для гуманитарных наук — истории и юриспруденции. В Академии учреждались должности президента и секретаря, назначенных императором, который брал на себя протекторат над Академией. Избирались академики общим собранием и утверждались императором, причем в отличие от французской Академии здесь избирали одного, а не трех кандидатов. Петр утвердил проект Блюментроста и определил сумму доходов Академии 24. В общем в этом проекте, который впоследствии сам Блюментрост называл регламентом, сказалось, как мы уже отметили, влияние Франции и отчасти Пруссии. Самое характерное в нем — это зависимость Академии от правительства. Весь свой проект уже при Екатерине I Блюментрост разработал подробнее и в сентябре 1725 года представил на утверждение императрицы. Во втором классе — пять профессоров: 1 физики, 2 физиологии, 3 анатомии, 4 химии, 5 ботаники. Устав этот почему-то не был утвержден.
Далее проект более подробно разрабатывал все вопросы, связанные с организацией преподавания [43]. Жалованье академикам было определено по 1000 руб.
В него в качестве почетных академиков включили известных писателей — Льва Толстого, Бунина, Чехова, Короленко… Правда, много было споров по этому поводу, некоторые ученые не понимали, зачем в академии нужно такое подразделение. С ним, кстати сказать, был связан один весьма драматический эпизод. В 1902 году почетным академиком по «Разряду изящной словесности» избрали Максима Горького, о чем было уже сообщено в печати. Но через две недели результаты этих выборов аннулировали, поскольку писатель считался неблагонадежным и Николай II высказал сомнение в разумности такого выбора.
Чехов и Короленко в знак протеста отказались от звания почетных академиков, недовольны были и многие ученые, даже те, кто не был поклонником творчества Горького… — Они посчитали это покушением на самостоятельность Академии наук? Академиков в ней избирали. Хотя президента академии назначал император. И часто это были вовсе не ученые. Как, например, великий князь Константин Константинович, известный также как поэт «К. Да, он был просвещенным человеком, наука ему была близка, и он очень много сделал для академии, современники весьма положительно оценивали его роль на посту президента.
Однако и лица во главе академии были не всесильны. Из переписки Шахматова тоже видно, что великий князь помогал продвигать некоторые проекты, которыми занималось Отделение русского языка и словесности. Поэтому случай с Горьким и был воспринят как скандал. Причиной было то, что во время торжественного заседания Академии наук, посвященного тезоименитству Елизаветы Петровны, он не угодил императрице своим докладом о происхождении и имени народа российского. Ей очень не понравилось, что ученый сделал свой доклад в духе «норманской теории», вокруг которой потом еще было много споров. Разумеется, отношения с Академией наук в разные времена у разных русских правителей были различными.
Вместе с тем власть в целом отдавала себе отчет, что главная и единственная цель науки — получение нового знания, поиск истины. По сути дела, это и составляет главную государственную задачу Академии наук по сей день. И в дальнейшем было еще немало фундаментальных трудов. Но это вовсе не значит, что исследовано и изучено абсолютно все. Там есть и фонды различных подразделений Академии наук XVIII — XIX веков, и много личных фондов академиков и лиц, с ними связанных, которые сегодня служат важнейшими источниками по истории науки. С документами этого архива работают многие российские и иностранные ученые, да и сами его сотрудники немало делают для исследования его материалов.
Я уже говорила, что мы занимаемся изданием переписки академика Алексея Александровича Шахматова, который в начале ХХ века возглавлял Отделение русского языка и словесности.
Ливанов заявил, что РАН стала неэффективна, и предложил создать альтернативную организацию из «учёных дееспособного возраста». Идею поддержал Дмитрий Медведев, в то время премьер-министр России. Медведев заявил, что существующая система государственных академий наук нуждается в обновлении. Так появился закон о реорганизации РАН. Суть закона и реформы была в том, чтобы объединить три государственных академии — РАН, Российскую академию медицинских наук и Российскую академию сельскохозяйственных наук — в одну организацию под брендом «Российская академия наук». При этом «новая РАН» должна была всё своё имущество земли и здания передать в ведение специально созданной организации — Федерального агентства по научным организациям. До этого РАН сама распоряжалась собственным имуществом и имуществом подведомственных ей организаций. При этом в документах роль агентства была сформулирована нечётко, что давало академии возможность в будущем не только руководить имуществом, но и влиять на организационную и научную деятельность научных организаций РАН, в частности, НИИ научно-исследовательских институтов. Академики были не согласны с такой реформой.
Они выступили за то, чтобы академия сама контролировала деятельность подведомственных ей научных институтов НИИ , в которых ведутся научные исследования, а главное — самостоятельно занималась вопросами их финансового обеспечения. Агентству РАН готова была передать лишь право на управление имуществом. Ещё один резонансный пункт нового закона говорил о том, что все члены-корреспонденты автоматически могли бы стать академиками после реорганизации. Кроме этого, законопроект предлагал ввести трёхлетний мораторий на избрание новых членов РАН. Реформа вызвала волну негодования со стороны научного сообщества и руководства РАН. Учёные открыто протестовали, приходили к зданию Госдумы и возлагали цветы к ступеням парламента «в память о российской науке». Профсоюз учёных организовал митинг у здания президиума РАН на Ленинском проспекте. Его предваряла отдельная акция молодых учёных. Академическая молодёжь на тот момент сотрудников младше 35 лет в РАН по всей России было около 20 000 человек возмущалась, что министр Ливанов «рекламирует» РАН как клуб старичков. Однако, несмотря на протесты и недовольства, закон всё же приняли.
Например, в 2024 году Институт философии РАН заподозрили в русофобии.
Курсы валюты:
- Разделы статьи
- К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
- Мозг нации. Российская академия наук отмечает 295-летие
- Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
- Учреждение Академии наук при Петре I
- Вы точно человек?
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук
Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России. Академия наук (АН) образована по указу императора Петра I, объявленному из. В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. При Академии наук были созданы кунсткамера, обсерватория, типография. В 1841 году Академия Российская превращается во Второе отделение, русского языка и словесности, Императорской Петербургской Академии наук. Отд-нием исторических наук и филологии); в 3-м отд-нии изучались также этнография и нек-рые вост. Историки науки считают, что именно в беседах с Лейбницем у Петра I оформилась идея создания Академии наук в Санкт-Петербурге.
В каком веке произошло открытие академии наук
Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I. Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев. Первая в России академия наук (прообраз современной РАН) появилась в 1724 году по распоряжению Петра I. Несколько первых лет Академия существовала без фиксированного названия и часто называлась «Академией наук» или «Академией наук и художеств». В 1917 году Петербургская Академия наук была преобразована в Российскую академию наук, а в 1925-м — в Академию наук СССР. Благодаря научным поискам первых членов академии наук в России появились обсерватории, музеи, исследовательские лаборатории и университеты.
Либо Е=mc², либо бомбы не будет!
- Вы точно человек?
- РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
- Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
- Российская академия наук. Досье
Пётр I – создатель Российской академии наук
Неудача конкурса Императорской Академии наук В 1826 году Императорская Академия наук России объявила конкурс, предложив ученым ответить на несложный, казалось бы, вопрос: «Какие последствия произвело господство монголов в России, и именно. Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития. Российская академия наук была учреждена в 1724 г. История старейшей научной организации России и обзор литературы, представленной на выставке.