Академик Нигматуллин считает, что президент Путин слишком мягок к министрам и губернаторам. Нигматулин Искандер Нигматуллович. Биография Научная деятельность Награды Сочинения. Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Так вот, академик Нигматулин заявил, что сегодня в России нет нормального среднего образования и студенты приходят в вузы крайне не подготовленными и не знающими элементарных вещей.
Нигматулин Роберт Искандрович
Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г. Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор. Биография актера Талгата Нигматулина: личная жизнь, отношения с женами, роман с Ириной Шевчук, судьба детей и внуков, национальность родителей. В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. биография, дата рождения.
Академику Роберту Нигматулину — 82!
Роберт Искандрович Нигматулин (тат. Роберт Искәндәр улы Нигъмәтуллин, Robert İskändär ulı Niğmätullin; р. 1940) — советский и российский учёный-механик. Директор Института океанологии академик Нигматуллин рисует жуткую картину тотального разрушения науки, без которой вообще невозможно существование народа и государства. Заведующий кафедрой, Академик РАН, д.ф.-м.н. Нигматулин Роберт Искандерович.
Профессор Нигматулин: о Мишустине, Мантурове, Голиковой, обвале рубля и росте смертности
Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. Булат Искандерович Нигматулин (род. 16 мая 1944 года, Москва, СССР) — ученый, государственный деятель. Главная» Новости» Выступление академика нигматулина на общем собрании ран. Роберт Нигматулин. Роберт Нигматулин. Академик, Российская академия наук.
Нигматуллин академик
Роберт Искандерович Нигматулин. директор Института океанологии им. Честно говоря, меня разочаровало, что академик Нигматулин связался с коммунистами, их в основном поддерживают люди преклонного возраста, которых не становится больше, до и результаты выборов подделать это как два пальца об асфальт. Научный руководитель Института океанографии РАН имени а, академик Роберт Нигматулин считает, экономический подъём в стране невозможен без серьёзног. Биография на Роберт нигматулин академик ран, нурлан нигматулин последние новости. 6 сентября 1962 г Эльмень скончался в доме юга ЦИК Чувашской АССР в Ильинке. Главная» Новости» Роберт нигматулин академик. Биография: Нигматулин Нурлан Зайруллаевич Подробная информация о занимаемой должности, месте работы, последние новости.
Нигматулин Роберт Искандерович
Так что все возможно. За счет чего Академия могла бы привлекать дополнительные средства? У большей части нашей интеллигенции есть точка зрения, что нужно сократить военные расходы. Это не сделаешь быстро, так что нужно раскрыть инвестиционный потенциал страны. Лидеры экономической науки, среди которых нобелевские лауреаты Джозеф Стиглиц и Эрик Маскин, Тома Пикетти, ставят вопрос о том, что в современном мире процент сверхбогатых оттягивает на себя слишком много материальных ресурсов. Эти ресурсы не идут на создание платежеспособного спроса на товары, не вкладываются в экономику, а идут на создание финансовых пузырей. Нужно гармонизировать это распределение. Мы должны подсказывать и президенту, и правительству эти угрозы.
В 2000 году Герман Греф представлял в Госдуме экономическую программу нового правительства Путина. И тогда выступали академики, в частности Леонид Абалкин, который заявил, что единственный двигатель экономики — покупательский спрос. В программе об этом не было ни слова. Инвестором экономики являются не банки, а покупающий народ. Полгода назад я читал интервью того же Грефа, он говорил: «У нас деньги есть, у нас спроса нет». Через 16 лет он понял, что главное — это покупательский спрос. Вице-премьер Ольга Голодец также подчеркивала, что у нас падает спрос, у более половины трудящихся зарплата меньше 20 тысяч.
Такой народ не может ничего себе позволить, экономический рост ему не нужен, он все равно ничего не купит. Ширшова Все эти проблемы не могут решить только чиновники. Академия наук отвечает не только за исследования, но и за интеллектуальный уровень народа и власти. Нужно привлекать молодых ученых в науку, чтобы им было интересно и престижно работать, чтобы они чувствовали стабильность. Ни в одной стране научные работники не являются богатыми людьми, но они и не испытывают материальных проблем. Эту атмосферу нужно восстанавливать. Главное требование — увеличить финансирование фундаментальной науки, выполнить майские указы президента.
В случае невыполнения обещают осенью провести массовые акции протеста по всей стране. Как вы к этому относитесь? Профсоюз делает свою работу. Руководство Академии наук должно действовать с другой стороны. Я не думаю, что руководство Академии должно ходить на митинги или участвовать в забастовках. Хотя я очень позитивно отношусь к тому, что делает наш профсоюз. Что касается выполнения майских указов, конечно, нужно их выполнять.
Но если финансирование не будет увеличено, а оно не будет, то ФАНО и всем руководителям придется выкручиваться. Но это непродуктивное занятие. Переводят научных сотрудников на четверть ставки, а платят столько же. Если ученый работает в университете, например, заведует кафедрой, значит, один день он проводит там. Получается, что в институте он работает условно на полставки. В институте зарплату научного сотрудника не понижают, он получает столько же, сколько получал, но теперь работает на полставки.
Мы с братьями росли в коммунальной квартире в центре Москвы, сейчас это музей Шилова, а я там прожил до 19 лет. Условия были далекими от комфорта, но это время приятно вспомнить, это было детство, юность.
Мама, конечно, порой сожалела, что лучшие годы прожила в таких условиях коммуналки, но так многие жили. Но несмотря ни на что мы росли, учились и развивались. Мама была врачом, с тремя детьми в коммуналке ей приходилось, конечно, очень сложно. Три года подряд мы уезжали на лето в Башкирию, мама там устраивалась врачом в санатории Янган Тау, для меня это стало любимым местом, с ним связаны самые памятные детские годы. Я знаю, что и ваша научная судьба тесно связана с Башкортостаном. А мама из Троицка, Челябинской области, училась в Башкирском мединституте. А мне там пришлось еще и 13 лет проработать — я, московский парень, был «брошен» туда в очень тяжелые и интересные годы. Потом я поработал и в Тюмени, хотя являюсь профессором московского университета и там вырос как ученый и личность, тем не менее, я очень доволен, что мне пришлось поработать и в Москве, и в Уфе, и в Сибири.
Потом я работал и в Америке, Англии, Германии. Вообще в 90-е была такая бурная и активная жизнь, в которой я участвовал не только как научный работник, но и как руководитель коллектива, и даже был депутатом Государственной Думы. Это дало мне большое преимущество. Одно время моя супруга с детьми жили в Америке, а я ездил на две страны. Было время, когда я взялся читать лекции и мне пришлось из Америки в Уфу летать два раза в неделю! Лекции читали на английском языке? С языком это очень интересно, я обратил внимание. Я получил образование на русском языке, и в этом смысле я русский человек.
Я шутил с коллегами, говоря: «Вы только русские, а я еще и татарин, поэтому у меня есть долги и перед своим народом, и перед башкирским народом». Английский мой рабочий язык, я на нем читаю лекции, а на татарском я лекцию не смогу прочитать. С другой стороны, если я смотрю фильм или спектакль на английском, мне надо сосредоточиться, а если на татарском — смотрю легко. Такое вот триязычие. А вообще я всем рекомендую: если есть возможность какой-то язык изучить — изучайте в молодости. Мозг двуязычного и трехъязычного человека более развит, говорят, и болезнь Альцгеймера у таких людей не так жестко проявляется. Проблема татарской, башкирской, русской нации — все стали одноязычными, мы забываем родной язык, русские учат только свой, как и американцы. Имперской нации не нужно учить другие языки, поэтому окружающие малые народы лучше развиваются, потому что вынуждены учить и свой, и имперский язык, и переходят на следующий, более высокий уровень.
Там власть, возможно, автоматически считает, что лучше всем перейти на русский язык. А это не значит, что люди становятся интернациональными, наоборот, вот из таких людей часто и выходят люди, обвиняющие русский народ в том, что они не знают татарский. Сам татарский народ и его руководители виноваты в потере языка, не понимают, стесняются об этом говорить. В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие. И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык.
Такое должно быть везде! Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания. Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход?
Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции. Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты!
И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо. Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что?
Сталин правил страной после революционного подполья, жесточайшей и братоубийственной гражданской войны, когда как для «красных», так и «белых» гуманность и святость человеческой жизни отошли на второй план, а на первый план вышла цель победить и преобразовать страну по своим «лекалам» во что бы то ни стало. А кто хотя бы чуть «не с нами, тот против нас». Даже писатель Максим Горький выкрикнул: «Если враг не сдается, его уничтожают». Примером односторонних оценок являются также колебательные оценки Николая II и его премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. Крайние отрицательные оценки не только революционеров и советских историков, но и его выдающихся современников назову только графа Сергея Витте, писателя Владимира Короленко, великого Льва Толстого, даже Московское хирургическое общество сменились восторженными оценками в наше время. Психологически это понятно на современном фоне, когда уже четверть века не делается серьезных попыток решить коренные социальные проблемы страны, а именно: бедность десятков миллионов и аномальное богатство десятков тысяч, что не позволяет обеспечить развитие производительных сил. Столыпин, человек сильной воли и ума, бесстрашно боролся с врагами, добился экономического роста. Но он был одиночкой, зависел от царя, никакой класс его не поддерживал, его реформы сопровождались скорыми за два дня на расправу военно-полевыми судами и казнями. Вы что поверите, что все эти двухдневные суды были справедливыми?
Такого количества казней не было в России после Петра I. Это раскачивало и озлобляло разные классы России. Великий Лев Толстой написал в своем обращении «Не могу молчать», адресованному Петру Столыпину и Николаю II: «И это делается в той России, в которой не было смертной казни, отсутствием которой как гордился я когда-то перед европейцами. И тут неперестающие казни, казни, казни. Опомнитесь, одумайтесь. Вспомните, кто вы, и поймите, что вы делаете. Везде выделения мои. И далее: «Разве вы можете верить в то, что, не удовлетворяя требованиям … всего русского народа и сознанным уже большинством людей требованиям самой первобытной справедливости , требованиям уничтожения земельной собственности , не удовлетворяя даже и другим требованиям молодежи , напротив того, раздражая народ и молодежь, вы можете успокоить страну убийствами, тюрьмами, ссылками? Вы не можете не знать, что, поступая так, вы не только не излечиваете болезнь , а только усиливаете ее , загоняя ее внутрь» … Вдумайтесь: это предупреждения великого Льва Толстого, а не пропагандиста из революционеров.
И его предупреждения подтвердились! Нынешнее «гуру» из пропагандистов винят только революционеров, большевиков. Конечно, задним числом мы понимаем, что в той жестокой борьбе было бы лучше, если бы победил П. Но ко времени, когда он возглавил правительство России, из-за того что десятилетиями не решалась проблема безземелья крестьян на фоне огромных площадей, принадлежащих богатым помещикам, на фоне нежелания правящих кругов пойти навстречу «требованиям молодежи» в России сложилась «взрывчатая атмосфера». Об этом и предупреждал Лев Толстой. И те искры, которые П. Столыпин и тогдашняя правящая элита «высекали», привели к тому, что во «взрывчатой атмосфере» «из искры возгорелось пламя», перешедшее в гигантский пожар и взрыв. Разрушительная жестокость революционеров крепла и мужала в борьбе с жестокостью власти. Если число казней во времена Столыпина исчислялась тысячами, то после революции гибли миллионы в гражданской войне и сотни тысяч во время большевистских реформ с репрессиями против «классовых» врагов и «врагов народа».
В этой войне, в которой жестокость только стремительно нарастала, погиб сам П. Столыпин, зверски была уничтожена семья Николая II. Имеет место закон эскалации жестокости : Жестокость против жестокости имеет свойство нарастать, пока не победит один из самых жестоких, которому удается уничтожить своих менее удачливых и не всегда менее жестоких соперников. После этого «пламя» жестокости начнет ослабевать из-за того, что иссякает «топливо» и сопротивление. Революции активизируют как созидательные и благородные силы, так и разрушительные и мерзостные силы. Провидческие стихи Максимилиана Волошина: Тот, кто испил хмельной отравы гнева, Тот станет палачом иль жертвой палача. Ответственность за революционные пожары и взрывы несут как власть и правящая элита, так и неистовые революционеры. Неправильно всю вину сваливать только на последнего и победившего. На каждом этапе были свои поджигатели жестокости.
Я призываю не к оправданию преступлений и жестокости, не к любви или ненависти к тем или иным личностям, а к всесторонней научной оценке прошлых эпох и исторических личностей с учетом условий, в которых они действовали, причем оценок с минимумом эмоций и негодований, неуместных в науке. Надо формировать правильные исторические уроки, а не публично негодовать. А ведь сегодня власть и «элита» опять не хотят решить главную проблему России, о которой писал Лев Толстой — пропасть между богатыми и бедными. Это пропасть не только тормозит экономику, но и разрушает производительные силы из-за диссипации ресурсов. При надвигающемся ослаблении экономики это вызовет социальную нестабильность. Как бы было «неприятно» тем, кто ненавидит В. Ленина и И. Сталина, надо признать, что помимо жестоких реформ и акций они решали многие проблемы страны лучше, чем они решаются сейчас. При них были и серьезные достижения.
Да, порой оплаченные кровью и страданиями миллионов, а порой спасших страну. Как у Петра I, как и у многих правителей, которых называют «великими». Не надо обманываться, что революция 1991 г. За нее заплачено 12 миллионами граждан России, умерших с 1991 по 2012 годы раньше положенного им срока в соответствии с выросшей смертностью доходившей до уровня сверхсмертности: 16,4 умерших в год на 1000 человек. В эти годы смертность в России стала выше смертности в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии, хотя до 1990 года она была 10,5 в год на 1000 человек ниже смертности в этих странах. Кроме того, в эти же годы, когда в России нищали десятки миллионов и обогащались десятки тысяч, 7 миллионов детей не родились в соответствии с катастрофическим падением рождаемости. И этих не родившихся граждан будет еще долго не хватать России. А сейчас смертность в России, снизившаяся в последние 10 лет до 13,1 в год на 1000 человек , из-за новых реформ здравоохранения и его недофинансирования снова будет расти. Но это только по России.
Мы осознаем, что в области культуры мы шли за Европой, где природные условия лучше способствовали развитию цивилизации. Первый великий русский учёный Ломоносов получил образование в Германии. А всего через полтора века Россия стала научной державой. Русские, услышав итальянскую оперу, создали великую русскую оперу. Увидев французский балет, создали великий русский балет. Европа чтит русскую литературу и русскую живопись. Увидев европейский спорт, Россия стала спортивной державой. Россия создала великую авиацию и космонавтику. В эти достижения вовлекались представители всех этносов СССР.
Мы показываем, что можем достигать колоссальных высот. И все это на фоне феодализма, крепостничества, унижений человеческих прав, цензуры и пр. Поступательное развитие прерывалось революционными и разрушительными преобразованиями, в бескомпромиссной борьбе с несправедливостью и гнетом самодержавия, в борьбе за землю. А потом в удушающей борьбе за коллективизацию села, «голодоморы» не только в Украине, но и в России и, особенно в Казахстане и изнуряющими усилиями на индустриализацию. Потом репрессии против «вредителей». А далее — огромные ресурсы на милитаризацию, страшная война, преодоление разрухи, переселение народов, объявленных предателями. А потом борьба с генетикой и кибернетикой, потрясшая коммунистическую веру борьба с культом личности, увлекшая интеллигенцию борьба с привилегиями и партократией, за демократию, гласность и пр. А сейчас борьба чиновничества с деятелями образования и науки под флагом «модернизации». И все это наша общая история — история нашего Отечества с крутыми изломами.
Вспомним простые и пронзительные строки Александра Трифоновича Твардовского 1910-1971 : Тут ни убавить, Ни прибавить, - Так это было на земле. Практически все упомянутые в этой лекции выдающиеся деятели России пострадали от репрессий во времена И. Сталина сами или пострадали их родители. Но они все равно сумели стать выдающимися гражданами и патриотами своего Отечества. Несмотря на имидж жестокой страны, многие интеллектуалы мира смотрели на СССР с сочувствием и надеждой, особенно после победы над фашизмом. В европейских странах были сильны позиции компартий. Американские граждане, участвующие в разработке атомного оружия бескорыстно и с риском для жизни передавали секреты советской разведке. Чего только не было! И великого, и трагичного, и наивного и преступного, гуманного и кровавого.
И на этом фоне удивительные достижения в искусстве и науке! Несопоставимые с «нынешним временем свободы и демократии». Ленин защитил Российскую академию наук от попыток ее «модернизации» революционно настроенными большевиками. Институт географии РАН был создан постановлением правительства, подписанным им в тяжелейшем 1918 году. В этом же году была создана Фундаментальная библиотека по общественным наукам РАН. А сейчас там произошел пожар из-за того, что в институтах РАН в последние годы практически прекратилось финансирование ремонтных работ. Сталиным через полгода после окончания войны, когда страна была в крови и руинах. А что сейчас? А сейчас уровень обеспечения океанских экспедиций относительно 1980-х годов сократился в 20 раз!
Таких примеров очень много. И все это на фоне растрат на роскошь, утечку капиталов, коррупцию, увеселения и т. Для ныне живущих на первый план вышли не опасения государственных репрессий, а опасения отсутствия созидательной воли со стороны нынешнего правительства для решения ключевых проблем страны. Знаменитый русский поэт Виктор Боков Оренбургский платок, На Мамаевом кургане, На побывку едет, … , «за разговоры» в 1942 г. В Сибирь из-за него я не поеду. Что теперь со мной — не пойму: От ненависти пришел я к лойальности. Тянет и тянет меня к нему, К его кавказской национальности. Так же как Лев Толстой в романе «Воскресение» показал гнусность тогдашнего российского суда, так же фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» показал беззащитность простого человека от мерзости нынешней коррумпированной местной «демократически избранной» власти. Не видя во власти воли преодолеть нынешние мерзости, многие обращаются к аскетическому образу Сталина с его железной волей, хотя мало, кто хочет возврата тех жестоких времен.
Характерна поэтическая «Молитва сталиниста» еще одного замечательного русского поэта Валерия Алексеева, участника Великой Отечественной войны, с 1948 по 1954 годы проведшего в ГУЛАГЕ: И я тебя, отца родного Прошу тебя, как старый ветеран, Устрой стране головомойку И разберись, кто друг, кто враг. До какой же степени надо было довести поэтов Виктора Бокова и Валерия Алексеева, чтобы в 2000-е годы они написали такие стихи? Они не только знали, что Сталин ответственен за разрушительную коллективизацию села, за репрессии, за провалы в начале Великой Отечественной войны и летом 1942 года, но и сами пострадали от преступных репрессий. Они многие годы ненавидели Сталина за это. Также к нему относился и я вслед за своим отцом, его родными и товарищами. Но опыт последних 25-ти лет заставил многих понять больше, чем понимают одномерные толкователи истории, которые из-за объяснимого чувства ненависти к Сталину утверждают, что победил народ вопреки Сталину. В отличие от одномерных толкователей многие поняли, что, несмотря на катастрофические и преступные провалы, стоившие нашему народу миллионы жизней, в решающий момент Сталин, проявил беспощадную силу и мощный интеллект. Он сумел убрать негодных, к которым уже привык, и собрать вокруг себя самых талантливых руководителей и полководцев, многие из которых были в тюрьмах и лагерях. Он безжалостно сплотил весь народ как на фронтах, так и в тылу.
Не только мужчин, но и женщин и детей. Он мудро мобилизовал его исторический и религиозный дух, и все это сумел направить на защиту погибавшей страны. В эти трагические и кровавые годы он сумел стать непоколебимым вождем своего народа. Именно такой способности они не видят у современных руководителей. Концепция — победил народ вопреки Сталину — бессмысленна и является следствием одномерной ненависти к Сталину. Стая львов во главе с овцой будет побеждена стадом овец во главе со львом арабская пословица, которую повторял Наполеон. Еще один характерный эпизод сталинских времен. От академика Н. Лаверова я узнал историю про дело «геологов-вредителей», сфабрикованное по ложному доносу в 1949 году.
Их обвинили в сокрытии урановых месторождений. Они безвинно отбыли 5 лет наказания, а 6 человек погибли. Академик Н. Над этим списком есть вопрос И. Сталина: «А что Заварицкий? Обручев написал: «А. Заварицкий дал стране железную руду горы Магнитной. Такой человек не может быть вредителем». Заварицкого не тронули.
Что-то зависело и от академиков. И не дай нам Бог испытать революционный взрыв, после которого власть могут захватить не только жестокие, но и ничтожные. Тогда меч, мерзавцы и безумная толпа будут карать и виноватых, и невиноватых, а более удачливых испытывать на мужество. Сейчас ведётся много споров о том, каким должен быть учебник истории России для школы. На мой взгляд, нужно, чтобы в нем было стремление понять проблемы наших предков и сочувствовать им. Надо отказаться от одномерных оценок руководителей страны и их оппонентов. У каждого главы государства, оппонента и революционера, у каждой эпохи надо отмечать вышеупомянутый набор характеристик его деятельности, отмечать с учетом исторических условий и достижения страны, и провалы, и трагедии в их единстве. В любом случае нужно воспитывать единое ощущение причастности к своему Отечеству, к своим предкам, порой боровшихся друг с другом. Чтобы на первый план выступали научный анализ «белых, красных и черных сторон», сочувствие своему народу, сострадание невинно убиенным, уважение к достижениями, а не ругань своих царей, генсеков, президентов, бунтовщиков и революционеров.
Меру ответственности всех вовлеченных в исторические события, виновных в преступлениях, в безумных реформах, отсутствия созидательной воли и интеллекта надо отмечать, но не возвышаться над ними. Не менее важно на уроках развивать память, культуру, способность излагать и обосновывать свои мысли, чтобы они научились формулировать уроки истории, учитывая открывающиеся факты. А моральные суждения лучше перенести в художественную литературу, театр и кино, где допустимо и часто интересно творческое воображение художника для домысливания своего варианта художественного образа исторической личности в рамках известных исторических событий. Тут могут быть разные симпатии и антипатии. Но учитывая, что утверждение пушкинского Моцарта: «… гений и злодейство — две вещи несовместные» действует только в мирное время, а во время войн и революций гений и злодейство перемешиваются и совмещаются даже в одном лице. Многоязычие — основа многоэтнической гармонии. В мире имеется около 7000 языков. Например, малые северные народы России говорят по-русски, хотя у них есть свои языки. В мире ежегодно исчезают не только виды животного мира, но и десять малых языков.
Я нерелигиозный человек, но когда начинаешь рассматривать живое и неживое, о способности языков народов выражать все великое разнообразие жизни, то моя научная нерелигиозность ослабевает и даже стремится к нулю. Представьте все разнообразие живого мира, тысячелетиями не только воспроизводящего себя, но и эволюционирующего. Представьте муравьев и пчел с их сложнейшими системами коллективной организации, птичек и огромных птиц, рыбок и огромных рыб, мышек и огромных тигров, львов, медведей, слонов и китов, разнообразие их инстинктов, и, наконец, человека — царя природы. И все это — как результат стохастических молекулярных процессов, начавшихся с неорганической материей «всего» около миллиарда лет тому назад. Мой научный атеизм не может победить «предрассудок»: кто-то неведомый с неведомыми помыслами и сверхразумом запустил этот процесс. Для меня каждый язык любого народа — это нечто божественное. Нельзя придумать живой язык. Эсперанто, придуманный человеком, не приживается. Когда исчезает язык какого-то этноса, умирает часть мировой цивилизации.
Это невозвратимая потеря человечества, беда «интеллектуальной экологии». Я знаю только один пример возрождения практически умершего языка. Это, когда евреи, собравшиеся в Израиль из разных стран и разговаривавшие на разных языках немецком, английском, русском, испанском и др. На иврите уже никто не разговаривал, поэтому каждой языковой группе пришлось преодолевать одинаковый для всех барьер. И израильтяне смогли. Никто не потерял свой язык с места своего рождения, но каждый приобрел язык своих далеких предков. И это является величайшим национальным и духовным подвигом, скрепившим Израиль. Удивительный факт. Среди людей, страдающих в конце своей жизни болезнью Альцгеймера потерей памяти из-за деградации мозга , те, кто владел несколькими языками, сохраняют большую память, и болезнь менее критична.
В многоэтничной стране этническая гармония достигается через многоязычие народа. Это очень важно, потому что, если язык какого-то малого народа будет рассматриваться как ненужный, то многие люди этого народа будут бунтовать даже после утери этого языка. Никто не согласится, если скажут, что его прадеды, которых мы никогда не видели, были хуже, чем прадеды другого. Что один язык лучше другого. Это невозможно и не нужно признавать. Поэтому надо содействовать сохранению всех языков, несмотря, на естественные процессы умирания этносов. Мы смертны, но мы стараемся продлить жизнь каждого, что является фундаментом гуманизма. В Швейцарии четыре государственных языка: французский, немецкий, итальянский и ретороманский. На последнем говорят всего несколько процентов.
И государственность языка меньшинства — это нормально. Должно быть так, чтобы в государственных структурах можно отстаивать свои интересы на любом из этих языков. Как можно понять президентов Украины, которые говорят о свободном использовании русского языка, но русский язык не должен быть государственным? Хотя он веками был там таковым. Он должен носить статус государственного, то есть быть под защитой государства. Как можно оправдать правящие режимы в Прибалтике, которые во имя понятного стремления расширить функции латышского, литовского и эстонского языков вопреки европейским нормам препятствуют государственности русского языка, на котором говорят около половины населения? Все такие действия — типичные проявления серости, эгоистичности и убогости чиновничества и национализма миллионов. Каждый язык, которым пользуется какая-то заметная часть населения, должен носить такой статус. В частности украинский язык должен иметь государственный статус и в России.
Это не значит, что все должны изучать все государственные языки. Это означает, что государство должно заботиться о его преподавании в соответствующих школах, о их сохранении и развитии, о возможности людей защищать себя на родном языке. Это особенно важно, если язык сконцентрирован только в этом месте. Более того, общество должно поощрять многоязычие человека и понимать, что каждый дополнительный к языку матери язык делает человека интеллектуально богаче и умнее. У меня есть друг, профессор George Yadigaroglu, он живет в Швейцарии. Он грек, родился в Турции, жена у него - франкоязычная швейцарка, у них два сына. При мне сыновья по телефону со своим дедом-греком говорили по-гречески, с мамой - по-французски. Джордж был профессором в США и его семья жила там. Его сыновья окончили там школу.
Английский — как родной. Потом семья переехала в Швейцарию, и сыновья Джорджа учились в университете в Цюрихе, где обучение на немецком. Оба инженеры. У них четыре практически родных языка. Но они учили еще испанский и турецкий.
У нас это не делается, хотя в Конституции прописано, что Россия — социальное государство. Далее, необходимо ввести налоговые льготы для инвесторов. И притом, брать налоги необходимо с личных доходов богатых граждан. Если доходы маленькие, то россиян в таком случае надо освободить от налогов.
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц написал книгу, которая называется «Один процент». И он доказал, что вот этот один процент богатейших людей гнетет всю экономику во всем мире. Россия не богатое государство, поэтому она не может и не должна содержать такое количество миллиардеров, которые зачастую не платят даже положенных в нашей стране налогов. Особенно, если налоги не из производственной, трудовой сферы. Во времена президентства Эйзенхауэра и Кеннеди с доходов, полученных в результате финансовых спекуляций, снимали 92 процента налогов, которые шли в государственный бюджет. Важнейшей составляющей выживания страны является поддержка спроса населения. Стимулирование спроса возможно только через рост доходов населения. Здесь важнейшим условием является рост зарплат и товарной массы. Баланс и распределение доходов, борьба с неравенством в доходах, разумная финансовая система страны — важнейшие составляющие благополучие людей и страны.
Центробанк в России не отвечает за экономический рост государства, но президент и правительство должны нести всю полноту ответственности за это. Нынешняя процентная ставка ЦБ просто недопустима. Руководители ЦБ нам заявляют, что снижать ее нельзя, потому что, видите ли, люди будут брать дешевые кредиты и разворовывать деньги. Но для этого у нас жуткое количество контролирующих и надзирающих органов. Необходимо срочно принять меры по ограничению вывоза капитала. Такие заградительные механизмы есть во всех странах. Необходимо внедрить систему спецкредитов в государственных банках. Власти необходимо заняться отбором госпроектов развития. Мои коллеги в Америке давно уже пенсионеры, но они сейчас зарабатывают больше, чем во время активной трудовой деятельности.
Они сейчас работают экспертами и изучают проекты на предмет их государственного финансирования. Они определяют, заслуживает проект внимания и господдержки или нет. Банкиры и чиновники в таких вопросах просто не разбираются. В распоряжении банков должны оставаться только те доходы, которые получены в результате финансирования госпроектов, бизнес-проектов, а не за счет финансовых спекуляций. САМОЕ печальное, что наш народ в своей массе перестал быть эффективным. Потому что отдача от инвестиций в полтора раза меньше, чем положено. А вы знаете, что цена бензина у нас по паритету покупательной способности населения в два раза выше, чем в США? Эта цена чрезмерно давит на экономику. Почему у нас такой дорогой бензин?
Да потому, что 65 процентов в стоимости горючего — государственный сбор от цены нефти, а в США — 15. Россия только четверть нефти использует на внутреннем рынке. Остальные три четверти в виде сырой нефти и нефтепродуктов вывозятся за рубеж. По логике, нужно снять государственные сборы с нефти, идущей на внутренний рынок, и переложить их на экспортную часть. Именно на экспорте нефти богатеют наши олигархи. Снизив цены на нефтепродукты внутри России, мы существенно облегчим цены абсолютно на все в стране. Мало того, это будет очень эффективными инвестициями в нашу экономику. То же самое касается всех сырьевых товаров. Энергетика в стране также в неэффективном состоянии.
Мы тратим на единицу ВВП на 20 процентов больше энергии, чем во всем мире. При этом у нас в два раза выше цены на электроэнергию. Это неподъемная ноша для нашей экономики. На внутреннем рынке необходимо экстренно снизить цену на электроэнергию. Хочу, чтобы мы все поняли то, о чем многие годы говорил наш гениальный соотечественник, лауреат Нобелевской премии, экономист Василий Леонтьев: «Минимальная месячная зарплата должна быть равна тысячи литрам бензина. Соотношение цен на базовые продукты питания должно регулироваться соотношением: килограмм хлеба должен стоит как три литра бензина». У нас же в стране за килограмм хлеба не везде даже литр горючего купишь. Вот что такое паритет и баланс цен. Важнейшим фактором роста экономики должно стать планирование.
Но я никогда не видел у нашего правительство никаких инвестиционных, социальных планов.
Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина
Как рассказал RTVI научный руководитель Института океанологии, академик Роберт Нигматулин, увольнение директора связано с проведенной летом внеплановой проверкой института, инициированной Минобрнауки. На целый том бумаг, которые нам написали, дирекция института написала такой же том ответов, но в министерстве ничего не воспринимают. Проверку устроили, чтобы снять нашего директора. Они его не сняли, но довели до такого состояния, что он уже заболел фактически, работать не мог и уволился. А член-корреспондент РАН Алексей Соков — человек, лучше всего разбирающийся в делах флота и фактически в более тяжелой финансовой ситуации руководил им в течение 20 лет.
Это колоссальная проблема качества нашего руководства. И эта неэффективность сверху донизу. Неэффективны руководители страны, неэффективны руководители предприятий, неэффективен наш народ. Вторая тяжелейшая проблема нашего государства — системная коррупция.
Недавно глава Следственного комитета Бастрыкин сообщил, что с 2011 года за коррупцию осуждены 72 тысячи чиновников. Это 500 чиновников в месяц. Вы только представьте себе — 500 чиновников в месяц привлекаются к уголовной ответственности. И это только чиновники! Не бандиты с ворами. И дальше он заявил: «…дальше ехать некуда! В прошлом году было осуждено за коррупцию в полтора раза больше чиновников, чем годом раньше. Третья корневая проблема — доля ВВП, обеспечиваемая госбюджетом на развитие человека, — а это главное, потому как в это понятие входит развитие здравоохранения, образования, науки, культуры, все то, что и определяет нашу жизнь, — в два с лишним раза меньше, чем в Европе.
И такая картина в России уже в течении трети века. В том числе, естественно, и последние 10 лет. Но что более неприятно, к этому надо прибавить вредительские реформы, которые двигают наши чиновники. При социализме у нас была диктатура пролетариата. Расправились с ней. Взамен Россия получила диктатуру необразованного, бестолкового чиновничества, которое еще и вредит стране. Об этом я сказал на недавнем общем собрании Российской академии наук, на котором был и первый вице-премьер Белоусов, министр науки и высшего образования Фальков, председатель комитета по науке Госдумы Кабышев. И я им то же самое сказал.
Как исходящие претензии от народа. К ЧЕМУ приводит двукратное недофинансирование социальной сферы? Хроническое недофинансирование образования, умноженное на вредительские реформы, разрушило среднюю школу. Мои сын и дочь, для своих детей, моих внуков, сейчас ищут школу в Москве, в которой было бы нормальное образование. И это в Москве. И такие школы очень дорогие. Заслуга Советской власти в том, что обучался весь народ. Всех заставляли учиться.
И надо было заставлять учиться. Без этого не будет никакого развития государства. Но мы пошли по американскому пути. Должен вам сказать, я работал и в Америке, и во Франции, в Дании, поэтому могу со знанием дела сказать, что там нормальное образование получают всего несколько процентов населения. Подавляющая часть народа довольствуется облегченным образованием. Им синусы не нужны. Сочинения писать не нужно. Я же уверен, что в нашей стране все должны пройти эти синусы, тангенсы и котангенсы.
Просто потому, что должны быть тренированы мозги. Обязательно должна быть языковая подготовка. Русскую литературу все должны знать. Плюс еще национальные языки. Но у нас все это загибается. Именно поэтому в стране не хватает квалифицированных рабочих, квалифицированных токарей, квалифицированных слесарей. Не хватает и не будет хватать в дальнейшем квалифицированных инженеров, технологов, конструкторов. И это будет страшная проблема.
Страна серьезно заплатит за разрушение всеобщего образования. Отдельная тема — двукратное недофинансирование науки. Помноженные на вредительские реформы в этой сфере. В России деградировала наука. Количество публикаций, их качество, активность ученых стали дряблыми. Это как в живом организме.
Я уже не говорю об остальных странах. Эффективность наших вложений: на один рубль — 2,8 руб. А вот в вывозе капитала за границу мы впереди планеты всей. В результате у нас нет инвестиций.
Примерно 750 млрд [долларов вывезено] с 2008 года, и вывоз капитала продолжается. Никого это не волнует. Значит, нет социальной сферы. И нам рассказывают про предприятия культуры и науки — а мы совершенно не доплачиваем сотрудникам этого сегмента.
Ширшова РАН , с 2017 года — его научным руководителем. С 2010 года — заведующий кафедрой волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. Является также научным руководителем физфака ТюмГУ [4]. Примерно раз в год приезжает в Тюмень с лекциями о прикладной математике, экономике, океанологии, современной науке и инженерии. В 2013 году подписал заявление ряда академиков и членов-корреспондентов РАН об отказе вступить в новую «РАН» в случае её реорганизации [5]. В июне 2017 года заявил о намерении баллотироваться на пост президента Российской академии наук [6] , в начале августа рассказал о предвыборной программе [7].
Его кандидатура, наряду с ещё четырьмя, прошла согласование в правительстве РФ [8]. Сергеевым 681 голос.
Академик Нигматулин: директор Института океанологии уволился после проверки, устроенной Минобрнауки
Это же институт, а не лаборатория! Это все нужно исправлять. Нельзя увольнять. Никого не надо увольнять. И Габдрафикова нужно восстановить. Это несправедливо.
Два академика за него пишут — и хоть бы хны», — сказал Нигматулин. Причиной увольнения ученого была его позиция по переписи населения в Башкирии, сказал Роберт Нигматулин. По словам академика, даже если власти республики не согласны с исследователем, это не должно стать причиной расправы.
Хоть бы личное счастье мимо не прошло. Для женщины это самое главное. Когда я уже училась в Ленинграде, мама отдала мне свой габардиновый отрез и каракулевую шкурку, чтобы я сшила себе зимний наряд. Ботиночки купила. Хотела, чтоб я выглядела как городская. Ведь у нас в Бугульме какие наряды были? Валенки да пуховый платок.
Венера была счастливой девочкой и девушкой. Выросшая в прекрасной семье, дочь известного в городе человека, способная ученица, золотая медалистка, потом - студентка престижного вуза. И вдруг этот уютный мир рухнул. Судьба не испытывала её по мелочам, но в одночасье нанесла сокрушительный удар. В институте ей сообщили, что надо срочно лететь домой: тяжело больна мать. Когда прилетела, узнала правду. Мама вместе со школьниками и пионервожатой отправились на экскурсию в соседний город Лениногорск на Ромашкинское месторождение нефти. Дети резвились на лугу, а учительницы шли по обочине. Они, наверное, так и не поняли, что с ними произошло. Не увидели тот сумасшедший грузовик, который нёсся, не разбирая дороги.
Пьяный водитель, оказывается, уже сбил велосипедиста и продолжал собирать страшную жатву. Амина Сайфулловна умерла сразу, молоденькая вожатая жила ещё с четверть часа… Они осиротели - мужчина и девочки, младшей из которой исполнилось всего три года. Со временем отец женился, но от потери так никогда и не оправился. Раны от контузии дали о себе знать, ослабел и в 1977 году ушёл из жизни, не противясь своему уходу. Совсем недавно прочитала, как генерал Ланской после смерти Натальи Николаевны все 14 лет, что суждены ему были без неё, с тихой радостью говорил, отходя ко сну: "Одним днём ещё ближе к моей дорогой Наташе". История, которая многократно повторяется. Ведь только в сказках бывает: "Они жили долго и умерли в один день". В институте Венере помогли хоть в какой-то мере справиться с горем, не оставляли одну, водили в кино. Она справилась. Ушла с головой в учёбу - самое радикальное лекарство, и училась только на "отлично".
Практику проходила в Москве в Институте судебной экспертизы. У неё была редчайшая по тем временам специальность - научно-техническая фотография. В дальнейшем она будет преподавать этот предмет биологам, геологам, журналистам, криминалистам. Молодому специалисту поручили ответственное дело - организацию лаборатории. Она проводила уникальные для того времени фотографические исследования в аэродинамических трубах. Попала в среду, поразившую её воображение. Люди науки - и притом развитые в гуманитарном плане, много читающие, спортивные и остроумные. Мама порадовалась бы за свою дочь: один из лучших представителей этого славного племени молодых учёных тогда девушки мечтали не о банкирах, а именно об учёных стал её мужем. Любя науку, Венера поступает в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута и защищает кандидатскую диссертацию. Порадовалась бы мама и за остальных своих дочерей.
Все с отличием закончили высшие учебные заведения, у всех удачно сложилась семейная жизнь. Роза награждена знаком "Почётный железнодорожник" и работает в Управлении Московской железной дороги. Римма биолог, живёт в Уфе, а младшая Земфира, закончив мехмат Московского университета, защищала кандидатскую диссертацию под руководством Роберта Нигматулина. Сейчас со своей семьёй живёт в Англии. Роберт В день рождения Роберта его дед Гениатулла Терегулов защитил докторскую диссертацию. В общем-то символично. Он брал коляску с внуком и, делая бессчётное количество кругов по маленькому московскому дворику, репетировал доклад. Однажды к нему подбежали дворовые мальчишки и задали возмущённый вопрос: "Дяденька! Зачем вы ему всё рассказываете? Он же всё равно ничего не понимает".
А это как раз не факт. Возникает мистическое ощущение, что понимал, что более благодарного слушателя дедушке трудно было сыскать. Строго говоря, Гениатулла Нигматуллович приходился будущему академику не дедом, а дядей. Но уж такой статус закрепился за ним в их роду. Когда умер отец Гениатуллы - в прошлом солдат царской армии Нигматулла Терегулов, семнадцатилетний юноша фактически заменил его семерым младшим братьям и сёстрам, в том числе и Искандеру будущему отцу Роберта. К самостоятельности приучился рано. Ещё в 1901 году Нигматулла собирался отправить десятилетнего Гениатуллу учиться в Уфу. Однако в тот момент, когда уже запрягли лошадей, пришёл сосед и пожаловался на своего сына, таким же образом откомандированного несколько лет назад в ту же Уфу. Парень не оправдал надежд: женился на русской, да ещё перешёл в православную веру. Бывший солдат , выслушав этот рассказ, начал молча распрягать коней.
Расставание мальчика с родной деревней Каргалы отложилось на целый год. Много лет спустя Роберт Искандерович прокомментирует этот достопамятный эпизод: "Получив образование, дед стал нерелигиозным. Мои родители, давшие мне европейское имя, и я тоже нерелигиозные люди. Но мне понятно возмущение прадеда, потому что нехорошо, пусть даже во имя любимой девушки, изменять своей вере. Да, и русские люди переходили в католицизм и ислам, и люди с Запада или Востока становились православными или мусульманами. Однако это другое. Смену религии нельзя осуждать, если это результат глубоких и мучительных раздумий…" Между прочим, подобная дилемма уже имела место в далёком прошлом. Их предки-татары, обитавшие в городе Темникове ныне - территория Мордовии , верой и правдой служили русскому государству ещё во времена Ивана III. За что им было пожаловано дворянское звание причём оставались мусульманами и сохранили свой язык. Однако Петру I такое пришлось не по нраву.
Царь поставил жёсткое условие: или принимаете православие, или лишаетесь дворянства и поместий. Предки Карамзиных, Аксаковых, Кутузовых выбрали первое их потомки стали гордостью России. Акчурины, Тенишевы, Еникеевы, Терегуловы и другие отказались менять веру и превратились в крестьянское сословие. Позднее мудрая Екатерина II вернула дворянское достоинство но не имущество! Более 200 лет назад Терегуловы отправились в Башкирию, где купили землю. Вот такая история вместе с географией. Гениатулла Терегулов закончил медресе, стал учителем, потом директором Каргалинской школы, но в тридцать один год сделал крутой вираж - поступил на медицинский факультет Московского университета. Многие ли способны отнюдь уже не в юном возрасте столь резко поменять жизнь? Тем более что у студента была семья - жена и двое детей. Но всё, за что брался, он доводил до совершенства.
Впоследствии стал профессором, основал в 1931 году Башкирский медицинский институт ныне университет. В первую очередь благодаря этому удивительному человеку их род стал знаменитым ещё до того, как внук Роберт Нигматулин прославил его на весь мир. Проживший 96 лет, он основал целую медицинскую династию. Среди его близких и дальних родственников есть, кажется, все: кардиолог, рентгенолог, терапевт, психиатр, физиолог, биохимик и т. Доценты, профессора, академик. Достойные наследники. И ещё одна светлая личность - дед Роберта Искандеровича по матери. Учитель-просветитель Лутфулла Абдулгазизов, написавший первый учебник русского языка для башкирских и татарских школ. Несколько лет он был директором одной из крупнейших тогда в Башкирии Серменевской школы. И оставил такой глубокий след, что до сих пор его портрет встречает всех входящих в эту школу.
Потом Лутфулла директорствовал в Троицке. Когда в 1913-м, в возрасте 48 лет, он скончался от туберкулеза, его хоронил весь город, местные купцы а умные купцы всегда благоговели перед учёностью собрали довольно значительную сумму и положили в банк, с тем чтобы семья Абдулгазизова жила на проценты. Но какие там деньги, какие проценты? И всё закружилось в её вихре… В судьбе Роберта Нигматулина, в самом даже факте появления на свет особую роль сыграло одно сказочно красивое место "Самое дорогое для меня - тёплая гора Янган-Тау". Там произошло знакомство родителей Роберта - Искандера Нигматулина взявшего за основу своей фамилии имя настоящего отца - того самого крестьянина-солдата Нигматуллы и медсестры Галии Газизовой. Её пригласил поработать в местном санатории Гениатулла Терегулов, начавший изучение природных источников Янган-Тау с точки зрения их лечебных свойств. Там в 1939 году Искандер и Галия поженились. Там провели не одно лето трое их сыновей - Роберт, Булат и Раис. Между прочим, Роберт продолжит дело деда: вместе с башкирскими геологами он займётся исследованием физической природы знаменитых источников. О родителях.
Мама, Галия Газизова, несмотря на возраст, полна интереса к жизни. Вырастить таких сыновей - огромное счастье. Все они стали профессорами, докторами наук. Булат создал институт, стал одним из лидеров российской атомной энергетики. Раис - сотрудник Российской Академии наук. Отец, Искандер Нигматуллин умер в 1980 году, когда его сыновья были уже взрослыми, а старший сын Роберт был уже профессором МГУ имени Ломоносова. Впоследствии друживший с ним писатель Муса Гали любил вспоминать фразу, как-то сказанную ему Искандером Нигматулловичем: "Наши далёкие предки входили в Москву с помощью сабли, а мы сейчас входим с помощью науки - и это хорошо". В 1943-м его, капитана Советской Армии , отозвали с фронта в связи с разработкой новых видов оружия. В 50-х стал доктором наук, профессором, преподавателем в Alma Mater. Известный специалист в области атомной энергетики.
И при всём при этом был скромнейшим человеком. Уже профессорствовал четыре года, а семья всё жила в коммуналке на Знаменке, где и родился Роберт. Так что район московского Арбата - родной ему. Отец находил время заниматься детьми. Постоянно задавал им простенькие упражнения на устный счёт, потом наступила пора более сложных арифметических задач... Был наслышан от отца, какой это высочайшего уровня вуз. Блестяще закончил энергомашиностроительный факультет этого училища ныне технический университет и механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Учился в обоих учебных заведениях одновременно. В 1991 году его изберут в Российскую Академию наук, и он станет одним из самых молодых академиков страны.
Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом! Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития. Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно. В детстве легко освоить несколько языков. И тогда люди будут меньше всего этого бояться. Если человек окончил национальную школу, например, как мой папа или мой учитель Халил Ахмедович Рахматулин, выдающийся ученый, который переехал из Узбекистана. Да, сначала ошибки в русском после национальной школы, потом человек кончает институт на русском, пару лет работает в русской среде, и человек знает язык лучше русских. Так он еще и умнее благодаря этому. Я обобщаю, конечно. Так, может, определенная изоляция - это хорошо? Ничего хорошего в изоляции нет, как научному работнику мне хотелось и мир повидать, и себя показать. Но я хочу сказать, что когда я поехал в Америку, меня там знали, то есть несмотря на все препоны мы публиковались в зарубежных журналах. Конечно, любой ученый хочет публиковать свои результаты заграницей. Сейчас другая крайность: мы сейчас фактически обязаны предъявлять только заграничные статьи, рейтинг важнее всего. Кто это ввел? Вот эти чиновники. Крайности всегда были, конечно. Я не за изоляцию, не надо бояться открытых границ. Да, Россия всегда в научно-техническом плане шла за Европой, но есть и российская миссия. Мы самая северная цивилизация, мы живем в холодной климате, у нас миссия освоения территорий, чтобы эти территории были равноценны европейским землям с точки зрения культуры, науки, образования. Даже в Финляндии и Исландии зима мягче, чем у нас. Может быть, потепление климата сделает наши широты самыми благоприятными, и люди поедут к нам жить. Даже недалеко от Москвы это уже на миссию не похоже. Но в России всегда помогает чудо! Представляете, в 1941 году, когда Германия напала на СССР, к зиме уже враг стоял в 30 километрах от Москвы, потом дошел до Сталинграда, европейская часть страны была под врагом, и тем не менее, чудо произошло. Так и сейчас в обществе могут происходить невидимые нашему глазу изменения, которые повернут ситуацию в лучшую сторону. Люди другие. Я убежден, что многое поменяется. Да, этот класс чиновников и бюрократов, конечно, будет ухудшать и ухудшать ситуацию. Чиновник не созидатель, а нужны творцы. Европа тоже этим страдает, там какие-то молодые женщины вдруг стали министрами энергетики, например, и говорят о закрытии атомных станций. Профессора говорят «Что вы творите?! Менеджеризация — беда всего мира, в Америке и Европе все то же самое, и эту проблему надо преодолевать всем миром. Я иногда говорю: «Государством должен управлять инженер». Это не значит, что во всех сферах, но это показывает вектор развития. Он создал машину, технологию, организовал крупное производство, руководил отраслью или заводом. Таких людей не хватает сейчас. Мой сын 10 лет проработал в General Electric, сделал там карьеру, и он говорил, что там тоже сменился руководитель, постепенно прошла менеджеризация руководства и компания стала терять свои позиции. Это как комиссары были раньше, приходят и говорят банальности, это людей нервирует. Такая задача всего мира: преодолеть менеджеризацию. Главные проблемы почему-то обсуждаются между партиями, а должны обсуждаться с участием ученых. Грубо говоря, парламент должен избираться наполовину по партийным критериям, а вторая половина должна избираться по сословному признаку: часть из медицинского сообщества, часть инженеры, часть ученые. Почему мы строим страну по западным лекалам? Забвение традиционных ценностей, все важное забывается. Однажды я услышал от академика Шибаревича о влиянии малого народа, не нации, а народа. Оппоненты борются за несколько процентов голосов, которые решают исход борьбы. Есть малые консолидированные группы, например, сторонники однополых браков.
Несмотря на московскую прописку, Роберт Искандрович никогда не забывал и не забывает о Башкортостане, своих «башкирских корнях». Предки Нигматулиных когда-то жили в городе Темников на территории нынешней Мордовии, имели дворянское звание, полностью сохранив мусульманское вероисповедование, язык и обычаи. При Петре I Нигматулины отказались принимать православную веру, лишились званий и нажитого имущества, жили крестьянским трудом, продолжая честно служить русскому государству. Позже Екатерина II вернула им дворянские звания, но не имущество. Почти 250 лет назад Нигматулины переехали в Башкирию, купив землю у башкир. Только в начале XX века они начали называть себя татарами, до этого именовали себя «тюмен», что на старотюркском языке означает воинское звание «тысячник». Дед Роберта Искандровича по отцу - Гениатулла Терегулов - окончил медицинский факультет МГУ, стал профессором, считается одним из основателей Башкирского медицинского института. Другой дед - Лутфулла Абдулгазизов - вошел в историю как выдающийся педагог и просветитель, работал директором русско-башкирской школы в Серменево и городе Троицк. Учебу окончил с отличием в 1963 году, получив специальность инженера-механика по турбостроению. Параллельно с 1961 года учился на механико-математическом факультете Московского государственного университета им. Ломоносова, который также окончил с отличием в 1965 году. С 1963 года работал в Институте механики МГУ младшим, затем старшим научным сотрудником. С 1974 года являлся начальником сектора, с 1980 года заведующим лабораторией механики многофазных сред. Одновременно с 1972 года работал профессором на кафедре волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. В 1967 году Роберт Нигматулин защитил кандидатскую, а в 1971 году - докторскую диссертацию по физико-математическим наукам.
Идея баланса
- Не согласованный на выборы академик Нигматулин: «Не шутите с Академией!»
- Академик "наехал" на Путина по 8 пунктам. Вряд ли он прав
- Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович
- Нигматулин Роберт Искандерович
- Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным (Лилия Гадель) / Проза.ру
Нигматулин Булат Искандерович
Академик нигматуллин биография | ; Член Генсовета "Партии Дела" Булат Нигматулин, опираясь на научные и статистические данные, описал реальное место России по многим показателям, среди которых цифры ВВП и рождаемости. |
Не согласованный на выборы академик Нигматулин: «Не шутите с Академией!» - МК | Биография и личная жизнь академик Роберта Нигматуллина. Карьера. |